Мн число им п. Падежные окончания существительных множественного числа. Директоры либо директора

Тест ЕГЭ по литературе-2018 приобрел максимально творческий характер – в связи с усовершенствованием КИМов обновлен формат экзамена, и основной акцент сделан на проверку умения грамотно, последовательно и красиво излагать мысли.

При этом принципиально более трудной сдача экзамена, по мнению специалистов из ФИПИ, для выпускников стать не должна. Ведь им предоставлен широкий выбор тем для сочинения, изменены условия заданий на «погружение» в контекст – сопоставлять придется вполовину меньше. А для тех, кому написание сочинений не представляет проблемы, новая модель ЕГЭ придется по душе.

Изменения в структуре экзамена

Радикальные переменыкоснулись билетов по литературе – теперь они совсем не содержат заданий с открытыми ответами и, как следствие, автоматическая проверка знаний исключена.

С 2018 года ЕГЭ будет представлять собой «комплект» из пяти сочинений, что максимально сближает его формат со стандартным школьным экзаменом.

При подготовке не игнорируйте использование демоверсии ЕГЭ по литературе – прошлогодний вариант уже потерял актуальность, но разработан и опубликован вариант, соответствующий обновленному формату. И не ограничивайтесь только поверхностным изучением смысла произведения, учитесь максимально глубоко понимать суть проблемы, которую поднимает автор, находить связьмежду сюжетом и переживаниями героев произведения, отстаивать и обосновывать свое мнение, возникшее после прочтения.

Произведения, необходимые для экзамена

Количество произведений:

  • поэзия – более 150 стихотворений и 9 поэм;
  • романы – 11;
  • пьесы – 6;
  • повести – 4;
  • рассказы – в пределах 20.

Конкретизированный список можно найти в .

Как подготовиться к написанию сочинения

Несмотря на небольшой объем экзаменационного сочинения, написать его для многих нелегко: мешает волнение и недостаточность опыта в создании письменных работ.

Чтобы на экзамене все прошло гладко, при подготовке необходимо придерживаться определенных правил:

  • писать как можно больше, писать регулярно;
  • выстроить свой уникальный шаблон, на основе которого будете создаватьсочинения на разные темы;
  • вникнуть в проблематику произведения;
  • написать карточки для каждого произведения или автора;
  • выписать все удачные фразы и цитаты, которые можно использовать для сочинения;
  • тренироваться онлайн .

Об изменениях в системе проведения Единого государственного экзамена в 2018 году было известно еще давно. Впервые о больших переменах сообщил бывший глава Министерства образования и науки РФ Дмитрий Литвинов. В частности, новации затронут ЕГЭ по литературе 2018 года.

Новый экзамен, который будут сдавать все выпускники учебного года 2017-2018, будет состоять полностью из заданий творческого характера. Как заявляет действующий министр образования России Ольга Васильева, в следующем году в силу вступит новая перспективная модель единого госэкзамена, специально разработанная ведущими специалистами института ФИПИ.

ФИПИ закончил апробацию новой модели единого государственного экзамена по литературе и выпускники – 2018 уже будут сдавать экзамен совершенно по-новому.

Сотрудники Федерального института педагогических измерений пошли на кардинальные меры, полностью исключив из КИМ тестовые задания. Какие еще нововведения ожидают и без того встревоженных одиннадцатиклассников?

Заданий с кратким ответом больше не будет

Для начала, давайте разберемся, какие по литературе наиболее важные. Итак, как уже говорилось выше, тесты были извлечены из экзамена.

Причины для такого шага нашлись – по словам разработчиков нового метода, тесты не представляют собой никакой сложности для выпускника, являясь лишним элементом оценивания. В тестовых заданиях существует большая вероятность «угадать» верный ответ, с чем никоим образом не согласны эксперты ФИПИ.

В ЕГЭ по литературе больше не будет тестовых вопросов открытого характера, где от школьника требуется ответ одним словом либо в виде цифровых последовательностей.

Сегодняшний ЕГЭ насчитывает двенадцать таких вопросов из общего числа. Большинство этих вопросов проверяют знание выпускником основных терминов литературоведения.

Однако школьники в наши дни отлично подкованы по этим пунктам. К тому же, задания, где предполагаются развернутые письменные ответы, и так рассчитаны на оперирование терминами, так что дополнительная проверка этих знаний не требуется.

К большой печали выпускников, они теряют гарантированную возможность набрать баллы на одном лишь доскональном знании терминологии. К тому же, полностью рушится стратегия троечников отделаться «малой кровью», то есть сделать одну только часть с заданиями, требующими кратких ответов. Начиная с 2018 года, от каждого экзаменующегося будут ожидать демонстрации умения здраво и красиво излагать свои мысли.

Увеличение количества заданий по выбору

Отныне у выпускников расширится выбор вариантов: вместо трех заданий для развернутого сочинения будет четыре. То есть нужно будет взять одну тему из увеличившегося списка. Получив то или иное произведение для «большого» сочинения школьник может выбрать, на какой вопрос ему интереснее будет отвечать.

Объем сочинения вырастет

В «главном» сочинении будет увеличен минимальный объем требуемого текста. В текущем ЕГЭ по литературе минимальный объем составляет 200 слов, но уже через год нужно будет «положить» на бумагу не менее 250 слов.

Также разработчики нового метода пришли к решению конкретизировать требования к мини-сочинениям. Если сейчас никаких жестких условий касательно числа слов в таких сочинениях нет (при написании мини-сочинений фигурирует рекомендация в 5-10 предложений), то к 2018 году в планах ФИПИ установить минимальный объем в размере 50 слов. Данное требование будет относиться и к сопоставительным заданиям, и к заданиям на анализ текста.

Упрощение заданий на сопоставление

Изменения коснулись и заданий на, так называемое, «погружение в литературный контекст». Если сегодня в ЕГЭ по литературе предлагают сопоставлять текст с двумя текстами, показывая тем самым свой кругозор как читателя, то в 2018 году предлагается упразднить задание, упомянув лишь один текст для сопоставления.

Уточняются критерии оценивания

Теперь, когда в ЕГЭ по литературе совсем нет заданий с краткими ответами, автоматическая проверка стала невозможной. В свете этого перед разработчиками перспективного метода единого экзамена по литературе встала важная задача – как достичь максимально объективной оценки знаний ученика?

Теперь ЕГЭ по литературе представляет собой пять сочинений, что приближает его к «традиционному» школьному выпускному экзамену. Эксперты серьезно подошли к делу, проводятся всевозможные заседания, где высказываются пожелания и предложения к подходу оценивания работ. Надо полагать, к моменту сдачи нам станет известно окончательное решение специалистов ФИПИ.

Новый ЕГЭ по литературе уже запущен

В учебном году 2015-2016 проводился пробный ЕГЭ по литературе с некоторыми внесенными изменениями. Участие в «эксперименте» приняли более 1000 школьников из 60 учебных заведений в 13 субъектах Федерации.

В ходе апробации нового подхода к сдаче ЕГЭ по литературе было выявлено, что 94% учителей выступили за внедрение обновленного экзамена. Кроме того, эксперты подчеркивают тот факт, что новая модель не слишком отличается от предыдущей своей сложностью. Иными словами, школьникам не стоит переживать – принципиально более затруднительной сдача ЕГЭ по литературе в 2018 году не станет.

Для большинства существительных мужского рода 1-го склонения в именительном падеже множественного числа характерно основное окончание -ы/-и. Это окончание имеют:

1) существительные, содержащие больше чем один слог, из которых ударным является последний (в именительном падеже единственного числа): аргумéнт, боксёр, вернисáж, ветерáн, главáрь, дебютáнт, дефúс, кургáн, мотéль, стажёр, экстрасéнс и т.д. Исключение составляют два слова: рукáв - рукавá и обшлáг - обшлагá;

2) немалое число односложных существительных с постоянным ударением в падежных формах (единственного числа): бал - бал̀ы, бас - бас̀ы, бой - боú, гол - гол̀ы, жир - жир̀ы, клуб - клуб̀ы (дыма), сад - сад̀ы, суп - суп̀ы, сыр - сыр̀ы; ген - гéны, грамм - грáммы, груз - грýзы, зонд - зóнды, клуб - клýбы (объединение людей); лак - лáки, лифт - л̀ифты, склад - склáды, слог - слóги, смотр - смóтры, торт - тóрты, тост - тóсты, фунт - фýнты, шеф - шéфы и нек. др.

Примечание. Ошибкой, и довольно распространенной, является образование формы mopmá.

Окончание -ы имеет также подавляющее большинство заимствованных слов на -тор, -сор (типа вектор, компрессор, лектор). Исключением являются существительные директор, доктор, профессор, образующие именительный падеж множественного числа на -а: директорá, докторá, профессорá. Несколько слов - одушевленные инспектор, инструктор, кондуктор (о человеке), корректор, редактор, неодушевленные прожектор, сектор, трактор (остальные неодушевленные на -тор, -сор имеют окончание -ы) обладают вариантными, стилистически равноправными формами: инструкторы и инструкторá, прожéкторы и прожекторá и т.д.

Вместе с тем значительная часть существительных характеризуется формой на -а как нормативной, т.е. единственно возможной с точки зрения литературной нормы. Формами на -á/-я (ударные) обладают:

1) многие односложные существительные: бок (но во фразеологизме: руки в боки), век (но во фразеологизмах: прожить аредовы веки, во веки вечные, во веки веков, в кой-то веки), верх (верха в значении `подъемная складная крыша экипажа`), глаз, дом, корм, край, лес, лог, луг, мех (в значении `выделанные шкуры` или `изделия из них`), рог, род (в значении `вид, тип войска или оружия`), рост, снег, счет (в значениях `денежный документ`, `разряд финансовой операции`), ток (в значениях `место молотьбы`, `место токования`), тон (в значении `цвет, оттенок цвета`), хлеб (в значении `злак`), хлев, цвет (как окраска чего-либо), шелк (шелка в значении `изделия`).

Окончание -я (с наращением суффикса -j- или oвj-) имеют существительные зуб, зять, клин, кол, ком, крик (в значениях `приспособление для переноски тяжестей`, `острие, насаживаемое на шест`), кум, муж (в значении `женатый мужчина по отношению к жене`);

2) многие существительные с количеством слогов больше одного с постоянным ударением на первом слоге (в формах единственного числа): áдрес (как обозначение местожительства), бéрег, бóров (как часть дымохода), бýер, бýфер, вéер, вéксель, вéнзель, вéртел, вéчер, гóрод, гóлос, дóктор, дýпель, éгерь, жёлоб, жéмчуг (как изделия), жёрнов, зáкром, кáтер, кúвер, клéвер (как `посевы этой культуры`), кóлокол, кóрпус (во всех значениях, кроме `туловище` и `типографский шрифт`), кýпол, кýчер, лáгерь (во всех значениях, кроме `общественно-политическая группировка`), лéмех, мáстер, нóмер, óбраз (в значении `икона`), óкорок, óкруг, óрден (как награда), óрдер (в значении `документ`), óстров, óтпуск, пáрус, пáспорт, пéрепел, пóвар, пóезд, пóтрох, пóгреб, пóяс, прóвод, прóпуск (в значении `документ`), сáхар (сахарá - в специальном употреблении в значении `разновидности этого вещества`), тéрем, тéтерев, тóполь, тóрбас, тýес, хóлод (холодá в значении `период холодной погоды`), хýтор, чéреп, шáфер, шóмпол, ̀юнкер (в значениях `воспитанник военного училища в дореволюционной России` и `вольноопределяющийся унтер-офицер` в русской армии), якорь и нек. др.

Примечание. Не отвечают литературной норме встречающиеся в письменной и устной речи формы на -а от следующих слов: вóзраст, вóлос, в̀ыбор, в̀ыпас, в̀ыход, дóпуск, кóнус, лáцкан, лéктор, мéсяц, прóфиль, снáйпер, рéктор, трáнспорт, трéнер, цúркуль.

Окончание -я (с наращением суффикса -j-) имеют существительные колос, обод, повод (`ремень для управления лошадью`).

Несколько десятков существительных имеют вариантные формы на -ы/-и и -á/-я. Часть этих существительных представляет собой общеупотребительные слова, вариантные формы которых нормативны и стилистически равнозначны. К ним относятся: бункер, ворох, вымпел, глиссер, джемпер, жерех, инспектор, инструктор, китель, корректор, крейсер, крендель (во фразеологизме употребляется только форма на -я: выписывать кренделя), клок, лоскут, лихтер, невод, овод, омут, ордер (как термин архитектуры), пекарь, писарь, полюс, прииск (форма прúиски предпочтительнее), пристав, почерк, прожектор, пудель, рапорт (форма рáпорты предпочтительнее), редактор, рупор, свитер, сектор, скутер, слесарь, соболь (в значении `мех, изделия из меха` только соболя), соус, стапель, табель, тенор, токарь, трактор, турман, трюфель, унтер, фельдшер, фельдъегерь, флигель, флюгер, цех, шкипер, шницель, штабель, штемпель, штепсель, шторм, шулер, ястреб.

Значительную группу составляют слова (общеупотребительные и закрепленные за той или иной терминологией), у которых вариантные формы на -а/-я характеризуют профессиональную речь (механиков, техников, моряков и т.п.). Такие формы активно используются от существительных, являющихся названиями механизмов (и их частей), разного рода приспособлений, орудий труда, оснастки и т.д. (вентиль - вентиля, грейдер - грейдера, дроссель - дросселя, дюбель - дюбеля, танкер - танкера и т.д.), названиями профессий, специальностей, должностей (лоцман - лоцмана, штурман - штурмана и т.д.).

Незначительно число слов, чьи вариантные формы свойственны поэтической, возвышенной речи. К таким вариантным формам относятся снега, ветра, грома, листы (растений), мужи, сыны, тополи. Ср., например: "По этим просекам осенним, простеньким, гуляют шалые ветра" (Р.Каз.); "Я люблю вас, Мои распашные ветра" (А. Прокофьев); "Как бы подкравшись тихим небосклоном, Простерлась туча. Молнии. Грома. На поле ель с ее зонтом зеленым, За полем - где-то далеко - дома" (А. Решетов); "Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат, и пусть вам скажут их сыны, хотят ли русские войны" (Евт.); "И свистит, и бормочет весна. По колено затоплены тополи. Пробуждаются клены от сна, Чтоб, как бабочки, листья захлопали" (Забол.).

Примечание. Формы на -а/-я и -ы/-и не являются стилистическими вариантами, если относятся к омонимам или к разным значениям слова. Например: зубья (у пилы) и зубы (у человека, животного); коренья (`корни и листья, употребляемые в лишу") и корни (часть растения; математический термин); мужья (`мужчины по отношению к женам`) и мужи (`государственные деятели`) и т.д.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

1. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончанием -а, -я:
адреса, берега, века, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, корма, номера, округа, острова, отпуска, паспорта, повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря.
с окончанием -ы, -и:
авторы, аптекари, агитаторы, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, лйдеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, ревизоры, ре-дакторы, снайперы, стажёры, торты, шофёры. Различаются по значению существительные: меха (выделанные из шкуры зверей) - мехи (кузнечные), пояса (ремни) - поясы (географические), провода (электрические шнуры) - проводы (кого-либо), пропуска (документы) - пропуски (то, что пропущено), счета (документы для оплаты) - счёты (приспособление для счёта), тормоза (устройство) - тормозы (преграды), учителя (преподаватели) - учйтели (основоположники научной теории), хлеба (злаки) - хлебы (печёные), цвета (краски) - цветы (растения), зубы (во рту) - зубья (зубцы), корни (у растений) - коренья (сушёные овощи), листы (бумаги, железа и т. п.) - листья (у растений), сыны (Ро-дины) - сыновья (у матери).
Возможны двоякие формы у существительных (окончание -а, -я более свойственно разговорной речи): ветры - ветра, возы - воза, годы - года, прожёкто ры - прожектора, промыслы - промысла, цехи - цеха.
Спишите, раскрывая скобки. Поставьте в существительных ударение и обозначьте окончания.
Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внимательные (инспектор), сторожевые (катер).
Прочитайте, вставляя вместо точек нужные по смыслу существительные, данные в скобках.
1) Рабочие собрались на... отъезжающих на стройку. Тихо гудели телеграфные... (провода, проводы). 2) Корректор заметил в рукописи... букв. Работникам завода выдали новые... (пропуска, пропуски). 3) У доски стояли большие деревянные.... Представленные... надо оплатить в срок (счета, счёты). 4) Чуть шелестят... на деревьях. На полке лежали... картона (листы, листья). 5) Заболели.... У шестерни сломались... (зубья, зубы). 6) У автомобиля испортились.... Было указано на... для развития промышленности (тормозы, тормоза). 7) Дома окрашены в яркие.... На окне стояли... (цвета, цветы). 8) В школе работают опытные.... Великие... оставили богатое наследие (учителя, учители).

Еще по теме § 37. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА:

  1. Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения
  2. Особенности образования форм именительного падежа множественного числа отдельных групп имен существительных
  3. Категории рода, числа и падежа имен существительных
  4. § 38. ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
  5. Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа

Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных

Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Выбор типа окончания (-ы/-и или -а/-я ) определяется следующими факторами:

- количество слогов в слове и место ударения

а) Односложные слова чаще образуют формы на -а/-я : снег – снега, дом – дома, лес – леса, сорт – сорта .

б) Односложные слова могут иметь также окончания -ы/-и : суд – суды, суп – супы, нож – ножи, кот – коты . Частые речевые ошибки вызывает слово торт . Множественное число у этого слова – торты .

в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я : вечер – вечера, паспорт – паспорта, голос – голоса, вексель – векселя.

г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и : аптекарь – аптекари, библиотекарь – библиотекари, компьютер – компьютеры, инженер – инженеры.

Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.

Исключения : обшлаг – обшлага, рукав – рукава .

- происхождение слова и его структурные элементы

а) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и : актёр – актёры, шофёр – шофёры, режиссёр – режиссёры, дирижёр – дирижёры и др. Это слова французского происхождения.

б) Слова латинского происхождения с элементом -тор – неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы .

в) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание : авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание : доктора, директора, профессора .

- различие в значении слов

В ряде случаев окончания и служат для различения смысла слова:

образы (художественные) – образа (иконы);
проводы (при отъезде) – провода (электрические);
цветы (растения) – цвета (окраска);
пропуски (недосмотры) – пропуска (документы);
поясы (географические) – пояса (одежды) и др.

Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

бункеры – бункера
годы – года
инструкторы – инструктора
клапаны – клапана
(технический термин)
кители – кителя
прожекторы – прожектора
секторы – сектора
цехи – цеха

Наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.

Формы на -и/-ы

Формы на -а/-я

Окончания родительного падежа множественного числа

При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами:

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение: носков .

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негров .

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов.

Исключение: турок, бурят .

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) амперов, ваттов, граммов, килограммов, рентгенов, кулонов .

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсинов, мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов.

Женский род

1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2. Некоторые существительные имеют окончание -ей : свечей, граблей, простыней .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч , но: В доме нет свечей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудиторий, академий, консерваторий.

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал .

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

2. Нормативными являются формы на -ий : побережий, захолустий, снадобий .

3. Существуют также формы на -ев : устьев, болотцев, верховьев, низовьев .

Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний :

нулевого: сумерек; суток ;

-ов : заморозков ;

-ей : будней, яслей, саней .