Родиной путешественников исследователей руаля амундсена. Что открыл руаль амундсен. Неудачный выход к полюсу

Камикадзе - это что? Общеизвестным фактом является то, что это слово обозначает "божественный ветер". Как гласит легенда, однажды для защиты своих владений богиней Аматерасу, священной покровительницей Японии, были призваны силы природы - а именно сильный и разрушительный ураган, погубивший дважды в XIII веке вражеский флот.

История камикадзе

В далеком Средневековье на защиту Японии от 300-тысячного монголо-китайского войска, которым руководил жестокий хан Хубилай, пришли могущественные силы природы. Это был последний шанс. Спастись от нападения удалось, и целых два раза за столетие враг был повержен. Через века слегка изменило свой смысл понятие "камикадзе". Значение слова стало рассматриваться в несколько ином контексте. Божественным ветром уже называли не природную разрушительную стихию, которая не поддается контролю, а отчаянных и храбрых солдат, готовых отдать свою жизнь за родину.

Что такое камикадзе: определение

Это солдаты, которые сознательно и добровольно шли на смерть, направляя свои самолеты на вражеские базы и технику. Камикадзе - это название для особых подразделений японской авиации, которые использовались во время Второй мировой войны с Америкой. Опознавательными чертами формы летчиков-смертников были шарф белого цвета и флаг с изображением красного солнца.

Согласно американским данным, всего подразделениями камикадзе были затоплены 45 единиц морской техники, а также повреждены около трехсот военных кораблей, однако им так и не удалось переломить ход войны.

Стратегия и тактика самопожертвования

Камикадзе - это что? И почему это понятие связывают с идущими на смерть террористами? Во время Второй мировой войны так стали называть военных пилотов Японии, которые соглашались в добровольном порядке отдать жизнь ради победы и чести страны. Все, кто идут воевать, так или иначе осознают вероятность того, что они могут и не вернуться домой. Но камикадзе - это, пожалуй, единственный пример в истории, когда идущие на смерть объединялись в специальные отряды, для которых разрабатывалась тактика и проектировалась специальная летательная техника.

Первый успех

Целью одного из первых массированных вылетов была атака с воздуха Филиппин (25.10.1944), которая привела к затоплению крупного авианосца и повреждению нескольких кораблей. Спустя некоторое время были сформированы еще 4 боевых отряда камикадзе, значение которых было очень важным для руководства страны на тот момент. Их назвали "Асахи", "Сикима", "Ямадзакура" и "Ямато".

Особенности подготовки

Изначально в ряды смертников записывали преимущественно добровольцев, однако к тому моменту, когда капитуляция Японии была неизбежна, камикадзе становились практически все летчики, чья техника еще была в строю. Их подготовка во многом отличалась от элитной подготовки пилотов истребителей. В различных источниках можно узнать много странных и пугающих фактов по этому поводу. Например, летчиков учили, как сажать самолет и сбрасывать шасси, а технику выдавали ту, которую не жалко.

Философия смертника

Среди причин, почему солдаты соглашались жертвовать собой во имя общей цели, были следующие:

  • В Японии на то время господствовал синтоизм, который поощрял уход из жизни благородным способом. Якобы после смерти камикадзе причислялись к священным божествам.

  • Победа или смерть - так традиционно японские солдаты относились к войне. Любой позор, в том числе поражение в битве, по их мнению, следовало смывать кровью. Они просто не могли признать и принять собственное бессилие. Даже среди главнокомандующих не было тех, кто хладнокровно посылал людей на смерть, оставаясь при этом в безопасности. Примером солидарности для своих солдат стал вице-адмирал Тагидзиро Ониси, который сделал себе харакири вскоре после капитуляции.

Среди камикадзе были выжившие

В большинстве своем камикадзе были изначально обречены на смерть, однако везде есть свои исключения. Были случаи, когда летчик не находил достойной точки атаки и благополучно возвращался на свою базу целым и невредимым либо после атаки был подобран в море. Однако это были единичные случаи. Известно имя одного из счастливчиков - унтер-офицер Ямамура, которому три раза удалось избежать смерти. В первый раз он был сбит, но его подобрали и спасли местные рыбаки. Спустя два месяца вылету помешали дождь и плохая видимость. А в третий раз выжить удалось благодаря неисправности механизма подвески самолета-снаряда. Война закончилась, и более не возникало потребности жертвовать своей жизнью во имя отечества.

Еще один выживший камикадзе, господин Хаяси, дожил до 93 лет, а последней его просьбой было развеять его прах в море вблизи южных островов Окинавы, где погибли его соратники. До тех пор, как он говорил, его война никогда не закончится. Он был одним из первых призвавшихся добровольцев и до последнего вздоха винил себя, что не оказался вместе с теми, кого посылали вместе с ним в последний бой.

Создатель отрядов камикадзе, командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Ониси Такидзиро заявлял: «Если летчик, видя вражеский самолет или корабль, напряжет всю свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина более великая слава, чем отдать свою жизнь за императора и за страну?»

Однако к подобному решению японское командование пришло не от хорошей жизни. К октябрю 1944 года потери Японии в самолетах, а главное, в опытных пилотах, были катастрофические. Иначе как жестом отчаяния и верой в чудо, способное если не переломить, так хоть нивелировать соотношение сил на Тихом океане, создание отрядов камикадзе не назовешь. Отец камикадзе и командир корпуса, вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимали, что война уже проиграна. Создавая корпус летчиков-смертников, они рассчитывали, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.

Проблем у японского командования не было только с набором пилотов для выполнения самоубийственных задач. Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни...».

У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.

Японское выражение «камикадзе» переводится как «божественный ветер» — синтоистское обозначение бури, которая приносит пользу или является благоприятным знамением. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.

Ониси Такидзиро.

Несомненное влияние на характер японцев оказал и дзен-буддизм. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей.

Конфуцианство также получило широкое распространение в Японии, принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету, сыновней почтительности нашли благодатную почву в японском обществе.

Синтоизм, буддизм и конфуцианство явились тем основанием, на котором сформировался весь комплекс морально-этических норм, составивших самурайский кодекс бусидо. Конфуцианство обеспечило морально-этическое обоснование бусидо, буддизм принес равнодушие к смерти, синтоизм сформировал японцев как нацию.

У самурая желание смерти должно быть полным. Он не имел права бояться ее, мечтать, что будет жить вечно. Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой.

В соответствии с традициями у камикадзе выработался и свой особый ритуал прощания и особая атрибутика. Камикадзе носили ту же форму, что и обычные летчики. Однако на каждой из семи ее пуговиц были выбиты три лепестка сакуры. По предложению Ониси, отличительной частью экипировки камикадзе стали белые повязки на лбу -- хатимаки. На них часто изображали красный солнечный диск хиномару, а также выводили черные иероглифы с патриотическими, а иногда и мистическими высказываниями. Самой распространенной надписью была «Семь жизней за императора».

Другой традицией стала чашечка саке непосредственно перед стартом. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

Установилась традиция, согласно которой вылетающим в последний полет пилотам выдавалась бенто — коробочка с едой. Она содержала восемь маленьких шариков из риса, называемых макидзуси. Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.

Летчики-камикадзе пьют сакэ перед вылетом.

25 октября 1944 года в заливе Лейте была проведена первая массированная атака камикадзе против вражеских авианосцев. Потеряв 17 самолетов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника. Это был несомненный успех новаторской тактики Ониси Такидзиро, особенно учитывая то, что накануне Второй воздушный флот адмирала Фукудоме Сигеру потерял 150 самолетов, вообще не добившись успеха.

Практически одновременно с морской авиацией был создан и первый отряд армейских летчиков-камикадзе. Было сформировано сразу шесть армейских подразделений специальных атак. Так как в добровольцах недостатка не было, а по мнению начальства, отказников и быть не могло, то в армейские камикадзе переводили пилотов без их согласия. 5 ноября считается днем официального участия в боевых действиях армейских групп летчиков-самоубийц все в том же заливе Лейте.

Однако не все японские пилоты разделяли такую тактику, были и исключения. 11 ноября один из американских эсминцев спас японского летчика-камикадзе. Летчик входил в состав Второго воздушного флота адмирала Фукудоме, переброшенного с Формозы 22 октября для участия в операции «Се-Го». Он пояснил, что по прибытии на Филиппины не велось никаких разговоров о самоубийственных атаках. Но 25 октября группы камикадзе начали спешно создаваться и во Втором воздушном флоте. Уже 27 октября командир эскадрильи, в которой служил летчик, объявил своим подчиненным о том, что их подразделение предназначается для выполнения самоубийственных атак. Сам пилот считал саму идею таких ударов глупой. У него не было намерения умереть, и пилот совершенно искренне признался, что никогда не испытывал желания совершить самоубийство.

Как же осуществлялись атаки воздушных камикадзе? В условиях растущих потерь бомбардировочной авиации родилась идея атаковать американские корабли одними истребителями. Легкий «Зеро» не был способен поднять тяжелую мощную бомбу или торпеду, однако мог нести 250-килограммовую бомбу. Конечно, одной такой бомбой авианосец не потопишь, но вывести его из строя на длительный период было вполне реально. Достаточно повредить полетную палубу.

Адмирал Ониси пришел к выводу, что три самолета камикадзе и два истребителя сопровождения представляли собой небольшую, а потому достаточно мобильную и оптимальную по составу группу. Истребители сопровождения играли чрезвычайно важную роль. Им приходилось отражать атаки вражеских перехватчиков до тех пор, пока самолеты камикадзе не устремятся на цель.

Из-за опасности обнаружения радарами или истребителями с авианосцев летчики-камикадзе использовали два метода выхода на цель — полеты на предельно малой высоте 10-15 метров и на предельно большой — 6-7 километров. Оба метода требовали надлежащей квалификации пилотов и надежной техники.

Однако в дальнейшем пришлось использовать любые самолеты, включая устаревшие и учебные, а в летчики-камикадзе шло молодое и неопытное пополнение, которое просто не успевали достаточно обучить.

Самолет «Йокосука MXY7 Ока».

21 марта 1945 впервые была предпринята безуспешная попытка применить пилотируемый самолет-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» отрядом «Боги грома». Этот самолет представлял собой аппарат с ракетным двигателем, спроектированный специально для атак камикадзе, и был оснащен 1200-килограммовой бомбой. Во время нападения самолет-снаряд «Ока» поднимался в воздух самолетом «Мицубиси G4M», пока не оказывался в радиусе поражения. После отстыковки пилот в режиме парения должен был подвести самолет как можно ближе к цели, включить ракетные двигатели и затем протаранить намеченный корабль на огромной скорости. Войска союзников быстро научились атаковать носитель «Оки», прежде чем он сможет выпустить самолет-снаряд. Первое успешное применение самолетов «Ока» произошло 12 апреля, когда самолет-снаряд, пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро, потопил эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л. Абеле».

Всего в 1944-1945 годах было произведено 850 самолетов-снарядов.

В водах Окинавы летчики-смертники нанесли американскому флоту весьма серьезный урон. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров. Четыре британских авианосца получили пять попаданий самолетов камикадзе. Около 90 процентов камикадзе не попали в цель или были сбиты. Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, погибли 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 члена экипажей самолетов-носителей.

Последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане, стал эсминец «Каллагэн». В районе Окинавы 29 июля 1945 года, используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан «Аити D2А» с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил тонущий корабль. Погибли 47 моряков, 73 человека получили ранения.

15 августа император Хирохито в своем радиовыступлении объявил о капитуляции Японии. Вечером этого же дня в последний полет отправились многие из командиров и штабных офицеров корпуса камикадзе. Вице-адмирал ОнисиТакидзиро в тот же день совершил харакири.

А последние атаки камикадзе были произведены на советские корабли. 18 августа японский армейский двухмоторный бомбардировщик попытался в Амурском заливе у Владивостокской нефтяной базы таранить танкер «Таганрог», однако был сбит зенитным огнем. Как следовало из уцелевших документов, пилотировал самолет поручик Йосиро Тиохара.

В этот же день камикадзе добились своей единственной победы, потопив в районе Шумшу (Курильские острова) катер-тральщик КТ-152. Бывший сейнер — рыбный разведчик «Нептун» — был построен в 1936 году и имел водоизмещение 62 тонны и команду из 17 моряков. От удара японского самолета катер-тральщик сразу же пошел на дно.

Наито Хатсаро в своей книге «Боги грома. Летчики-камикадзе рассказывают свои истории» (Thundergods. The Kamikaze Pilots Tell Their Story. — N.Y., 1989, р. 25.) приводит число потерь морских и армейских камикадзе с точностью до человека. По его данным, в самоубийственных атаках в 1944-1945 годах погибло 2525 морских и 1388 армейских пилотов. Таким образом, всего погибло 3913 летчиков-камикадзе, причем в это число не вошли камикадзе-одиночки — те, кто самостоятельно принял решение отправиться в самоубийственную атаку.

В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили 34 потопленных и 288 поврежденных кораблей.

Но кроме материальных потерь от массовых атак летчиков-самоубийц, союзники получили психологический шок. Он был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.

Моряки тушат пожар на авианосце «Хэнкок» после атаки камикадзе.

Тем не менее атаки камикадзе приводили в восхищение многих. Американцев всегда поражал боевой дух, демонстрируемый летчиками-самоубийцами. Дух камикадзе, берущий начало в глубинах японской истории, иллюстрировал на деле концепцию власти духа над материей. «Было какое-то гипнотизирующее восхищение в этой чуждой Западу философии, — вспоминал вице-адмирал Браун. — Мы завороженно наблюдали за каждым пикирующим камикадзе — больше как публика на спектакле, а не потенциальные жертвы, которых собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе и думали только о том человеке, который находится в самолете».

Однако стоит отметить, что первый случай тарана самолетом вражеского корабля произошел 19 августа 1937 года во время так называемого Шанхайского инцидента. И произвел его китайский летчик Шен Чангхай. В дальнейшем еще 15 китайских пилотов пожертвовали своими жизнями, обрушив самолеты на японские корабли у китайского побережья. Они потопили семь небольших вражеских судов.

Видимо, японцы по достоинству оценили героизм противника.

Следует отметить, что в безвыходных ситуациях, в пылу боя, огненные тараны совершали летчики многих стран. Но никто, кроме японцев, не делал ставку на самоубийственные атаки.

Бывший премьер-министр Японии адмирал Судзкуки Кантаросам, не раз смотревший смерти в глаза, так оценивал камикадзе и их тактику: «Дух и подвиги пилотов-камикадзе, безусловно, вызывают глубокое восхищение. Но эта тактика, рассматриваемая с точки зрения стратегии, является пораженческой. Ответственный командир никогда не прибегнет к таким чрезвычайным мерам. Атаки камикадзе — яркое свидетельство нашего страха перед неизбежным поражением, когда не было никаких других возможностей изменить ход войны. Воздушные операции, которые мы начали проводить на Филиппинах, не оставляли возможности уцелеть. После гибели опытных летчиков в самоубийственные атаки приходилось бросать менее опытных и в конце концов тех, кто вообще не имел никакой подготовки».

Близился конец Второй мировой войны, американские военно-морской флот подступал к японским берегам, и Японии было просто необходимо предпринять какие-то радикальные меры, чтобы предотвратить нежелательный исход. Так было решено создать уникальный отряд под названием «Специальный ударный отряд». Но это подразделение было больше известно как отряд камикадзе, что переводится как «божественный ветер». Дивизия состояла из добровольцев, которые должны были намеренно врезаться на своих самолетах в американские судна.

10. Битва в Филиппинском море

Одним из ключевых военно-морских сражений во время Второй мировой был бой в Филиппинском море, состоявшийся 19 и 20 июня 1944 года. Победительницей вышла американская армия, серьезно навредив японскому флоту при минимальных личных потерях.

Причиной такой уязвимости Японии оказалось то, что ее армия летала на самолетах Mitsubishi A6M Zero (коротко Зик), которые были абсолютно неэффективны в борьбе против мощной военной техники США. По большому счету японские самолеты взрывались на подлете от простых пулеметных очередей, не успевая причинить вред врагу. В ходе этой битвы японцы потеряли 480 боевых машин, что составляло 75% их воздушного флота.

По мере приближения американских сил к побережью Филиппин, оккупированных тогда Японией, японские военнокомандующие все больше задумывались о том, что им необходимо предпринять радикальные меры. На собрании самых высших чинов военно-морской капитан Мотохару Окамура сказал, что ситуацию спасет только отряд самоубийц. Окамура был уверен, что спасти свою Родину от позора вызовется достаточно добровольцев, и для них нужно будет выделить около 300 самолетов. Капитан был уверен, что это изменит ход войны и развернет ситуацию в пользу Японии.

Все присутствующие на собрании согласились с Окамурой, и ему были выделены необходимые ресурсы. Для этой миссии самолеты специально облегчили, демонтировали пулеметы, сняли броню и даже радио. Зато топливный бак был увеличен, и на борт самолетов погрузили по 250 кг взрывчатки. Теперь все, что нужно было Окамуре, это найти пилотов для этого отчаянного задания.

9. Японские пилоты согласились на самоубийство из страха опозориться

Но как же удалось набрать летчиков для такого страшного задания? На самом деле начальство просто попросило людей стать добровольцами.

А что до того, как вообще кто-то может согласиться на такую смерть, тут уже стоит обратиться к культуре Японии. В этой стране позор – это очень напряженная тема. Если бы начальство попросило пилота пожертвовать собой, а он бы ответил: «Нет, я не хочу умирать за свою страну», это бы не просто опозорило его, но и обесчестило всю его семью. К тому же, погибших пилотов-смертников повышали в звании на два ранга.

Так что на самом деле добровольческий отряд не был таким уж и свободным в выборе. Они могли остаться в живых, опозориться на всю страну и замарать репутацию своей семьи в обществе, чрезвычайно крепко ориентированном на чести и гордости. Или же добровольцы могли погибнуть и быть превознесены как герои, погибшие за свою Родину.

8. В первом рейде погибли лучшие пилоты авиации

Когда японские власти решили сформировать эскадрон из камикадзе, первым пилотом, которого они выбрали на роль истребителя, стал их лучший лейтенант, молодой паренек 23 лет, Юкио Секи. Можно было бы предположить, что когда парню сообщили, что он нужен для такого ответственного задания, он ответил, что с радостью послужит стране. Но существуют слухи, что Секи поделился с журналистом сомнениями в том, это будет лучшее применение его талантам.

В октябре 1944 года Секи и еще 23 летчика начали подготовку к миссии. 20 октября адмирал Такихиро Ониши сказал: « в смертельной опасности. Спасение нашей страны сейчас совсем не в руках начальников и министров, подобных мне. Оно может прийти только от таких смелых молодых людей, как вы. Поэтому от лица всей нашей страны я прошу у вас об этой жертве и молюсь за ваш успех.

Вы уже боги, освобожденные от земных желаний. Но единственное, что еще имеет для вас смысл – это знание, что ваша жертва будет не напрасной. К сожалению, мы уже не сможем вам этого сообщить. Но я буду следить за вашими усилиями и сообщу о ваших поступках самому императору. Вы можете быть в этом уверены.

И я прошу вас сделать лучшее, на что вы способны».

После этой речи 24 пилота сели за руль своих самолетов и вылетели на верную смерть. Однако за первые пять дней полетов им не удалось совершить ни одного столкновения с американскими судами, пока они не встретились с соперником в районе Филиппин.

Американцы были немало удивлены самоубийственной атаке японцев. Пилоту-камикадзе удалось потопить один из немаловажных кораблей ВМФ США, целый авианосец. Столкновение японского самолета с судном вызвало множественные взрывы внутри корабля, и он затонул. На борту тогда было 889 человек, и 143 из них были убиты или считаются пропавшими без вести.

Кроме потопления авианосца группе камикадзе удалось повредить еще три других корабля. Японцы восприняли это хорошим знаком и расширили состав отряда самоубийц.

7. Японцы сконструировали самолет специально под миссию камикадзе

Как было упомянуто выше, японские Зики были довольно неэффективны против американских самолетов. С летающими бомбами дела обстояли не лучше. Другой проблемой было то, что пилотов приходилось обучать в срочном порядке очень непростому делу. И для того, чтобы хотя бы подобраться к военным кораблям США, нужно было быть очень хорошим летчиком. Вместо того, чтобы просто отменить операцию, японцы решили упростить сам самолет, сделать его более подходящим для целей и специфики миссии камикадзе. Новый аппарат был назван Yokosuka MXY7 Ohka или просто «Вишня в цвету».

Самолет фактически стал управляемой ракетой 6 м в длину с короткими крыльями. Значительным недостатком снаряда было то, что он мог пролететь только 32 км. Так что японцам пришлось использовать еще один самолет, который бы доставил «Вишню в цвету» к цели. Им стал бомбардировщик Mitsubishi G4M. Как только пилот-камикадзе приближался к своей цели, он запускал ракетные ускорители, что позволяло ему обойти защитный огонь врага и поразить броню корабля противника.

Кроме того, что эти новые самолеты были легче, они также были более простыми в управлении, чем Зики. Пилотам не нужно было учиться взлетать и приземляться, они просто должны были держать верное направление и запускать ускорители, чтобы не пришлось маневрировать и уклоняться от защитного огня американцев.

Кабина летчиков «Вишни» тоже была особенной. За изголовьем кресла пилота было специальное отделение для самурайского меча на случай, если смертник переживет столкновение.

6. Это должна была быть именно психологическая война

Конечно, основной задачей камикадзе было потопить как можно больше кораблей. Тем не менее, японцы полагали, что на поле боя новая тактика непременно поможет им получить еще и психологическое преимущество над врагом. Японцы хотели, чтобы их считали яростными воителями без чувства меры, которые лучше погибнут, чем проиграют и сдадутся.

К сожалению, это не возымело ожидаемый эффект. Мало того, что американцы легко отбивали атаки японцев, они еще и прозвали самолеты камикадзе «Бака», что на японском языке означает «дурак» или «идиот».

5. Пилоты–камикадзе, управлявшие торпедами

Кроме облегченных самолетов, японцы создали для камикадзе управляемые торпеды, которые позже прозвали кайтенами.

Процедура была такая: сначала пилот должен был высмотреть в перископ корабль, затем с помощью секундомера и компаса ему надо было практически вслепую протаранить судно врага. Как вы могли догадаться, это было не так просто, и на обучение пилотов уходили месяцы.

Еще одной сложностью стал размер торпед. Они были большими, и это не позволяло отправлять их на слишком далекие расстояния. Торпеды приходилось доставлять сначала на больших подлодках. «Материнский» корабль перевозил до места назначения от 6 до 8 кайтенов.

20 ноября 1944 года в американский танкер USS Mississinewa было выпущено 5 кайтенов. Один из них попал в цель, и взрыв был мощнейшим, как можно увидеть в ролике выше. Японцы подумали, что потопили целых 5 кораблей из-за того, что взрыв был невероятно сильным. В результате руководство сочло идею с торпедами настолько успешной, что производство кайтенов было увеличено.

4. Нацистский отряд самоубийц

Японцы не были единственными в коалиции агрессоров, кто под конец войны так отчаялся, что пустил в ход бомбардировщики под управлением пилотов-самоубийц. Германия тоже сформировала свой отряд специального назначения, прозванный «Эскадроном Леонида». Создание отряда было предложено Ханной Райч (Hannah Reitsch), немецкой летчицей-испытателем. Райч дважды была награждена Железным Крестом и стала немецкой женщиной, которая ближе всех других представительниц прекрасного пола подобралась к непосредственным военным действиям.

В 1944 году, когда Райч получала ее второй Крест, она рассказала о своей идее самому Адольфу Гитлеру, участвовавшему во вручении награды. Она предложила посадить пилотов в модифицированные ракеты V-1, заряженные взрывчаткой и использовать их в качестве оружия. Сначала Гитлеру эта идея не понравилась, но позже он передумал. Канцлеру приглянулась приверженность Ханны этой затее, и он дал согласие на создание самолетов для самоубийственных миссий. Самолетом для этого проекта был назначен Fieseler Fi 103R под кодовым именем Райченберг. Ракеты смертников оснастили бомбами весом в 900 кг.

Райч была первой переведена в Эскадрон Леонида и первая принесла присягу, в которой подтверждала, что добровольно принимает участие в миссии и понимает, что ее ждет смерть.

Всего в новом отряде было 70 волонтеров, но программу свернули еще до того, как кто-либо успел использовать Райченберги.

Райч пережила войну и впоследствии издала свою автобиографию. Кроме того Ханна даже стала управляющей национальной школы по планерному спорту в Гане в послевоенные годы. Летчица умерла в 65 лет от сердечного приступа. Это случилось в 1979 году.

3. Возможно, пилоты принимали метамфетамин

На самом деле метамфетамин был изобретен в Японии еще в 1893 году. Но он не получил широкое распространение, пока на этот наркотик не обратили внимание на Второй мировой войне. Немецкая армия использовала тип метамфетамина под названием Первитин, а японская – наркотик Филопон.

Во время войны японцы давали наркотики своим солдатам, когда тех сликшком сильно одолевали голод или усталость. Филопон также оказался полезным и для пилотов камикадзе. Перед лицом верной смерти они должны были быть решительными и собранными. Поэтому перед посадкой в свои летающие бомбы и несколько часовыми полетами навстречу гибели летчикам выдавали высокие дозы метамфетамина. Это помогало самоубийцам оставаться сконцентрированными до самого конца. Еще одним преимуществом для солдат было то, что «мет» повышал уровень агрессии.

И хотя такой побочный эффект для наркоманов является довольно неприятным проявлением в обычной жизни, для японских камикадзе он служил верную службу, помогая самоубийцам придерживаться плану во время полета сквозь пулеметный обстрел.

2. Последний пилот камикадзе

В 1945 году адмирал Матоме Угаки был назначен командующим подразделениями камикадзе. Месяц спустя 15 августа, когда император Японии объявил по радио о капитуляции, Угаки решил, что самым достойным концом для него будет такая же смерть, на которую ежедневно шли его подчиненные. Перед своим последним вылетом он даже сфотографировался (фото выше). Правда, Угаки не имел навыков пилотирования, и для этой цели в самолет пришлось посадить еще одного добровольного смертника.

На пути к своей гибели Угаки передал по радио следующее сообщение:
«В нашем провале винить надо только меня одного. Доблестные усилия всех офицеров и солдат под моим началом в течение последних 6 месяцев были высоко оценены.

Я собираюсь нанести удар на Окинаве, где погибали мои люди, пав словно отцветшая вишня. Там я рухну на тщеславного врага в истинном духе Бусидо (кодекс самурая) с твердой убежденностью и верой в бессмертность японской империи.

Я уверен, что все подразделения под моим командованием поймут мои мотивы, преодолеют все трудности в будущем и приложат все усилия для возрождения нашей великой Родины.

Да здравствует Его императорское величество!»

К сожалению для Угаки, миссия провалилась, и его самолет, вероятно, был перехвачен до того, как ему удалось достичь своей цели.

1. Операция оказалась провальной

Японцы были наивны в своих надеждах на успех пилотов-камикадзе. Атаки смертников оказались довольно неэффективными против сильнейшего флота Второй мировой войны.

В результате летчикам-самоубийцам удалось потопить только 51 корабль, и лишь один из них был крупным броненосцем (судно USS St. Lo). По вине камикадзе погибло около 3000 американских и британских солдат.

Но если сравнивать эти цифры с потерями со стороны японцев, сложно поверить, что они пытались вести наступательные бои. Порядка 1321 единиц японских самолетов и субмарин разбились об американские суда, и около 5000 пилотов погибло в этих попытках нанести ущерб армии объединенных сил.

По большому счету американский военно-морской флот разбил японскую армию благодаря тому, что у него было больше людей и боевой техники. На сегодняшний день проект камикадзе считается одним из величайших промахов в истории Второй мировой войны.

Кнопку заело, и пропеллер висит,
Как перебитое крыло.
Карлсон садится в самолёт без шасси,
Солнце кроваво и светло.
Нет возвращения, как птице без ног, -
Это неписаный закон,
Если в кабине самурайский клинок,
Как валидол под языком...
Олег Медведев, «Карлсоны»

Они писали прощальные письма, а на следующий день, выпив ритуальную чашку саке и поклонившись в направлении Токийского Императорского дворца, садились в свои деревянные машины и летели к морю. Девушки провожали их как героев. Они прорывались сквозь непогоду и вражеские истребители, сквозь бьющие прямой наводкой корабельные орудия, чтобы, если повезёт, удариться о палубу и превратиться в огненный шар. Тот самый, что изображён на флаге их страны.

ИСТОКИ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ

Случаи героической смерти во имя Родины и победы бывают на любой войне. Обычно такие поступки являются следствием моментного порыва: когда внезапно не оказывается другого выхода, кроме как ценой своей жизни спасти других людей или забрать с собой как можно больше врагов. Тогда лётчик в горящем самолёте устремляется на таран, а боец бросается на амбразуру дзота, чтобы своим телом закрыть товарищей от пуль. Однако в подавляющем большинстве случаев солдат, отправляясь на войну, всё же надеется остаться в живых.

Жертвы японских камикадзе были плановыми. Военные операции заранее предполагали, что эти люди умрут; оружие «специального назначения» разрабатывалось без учёта сохранения жизни человека - пилот был расходным материалом.

Следует сразу заметить, что большинство камикадзе не было фанатиками. Обычные молодые японцы, вполне трезвомыслящие и жизнерадостные - в них не было заметно ни подавленности, ни отрешённости, ни паники, несмотря на то, что они знали о предстоящей смерти. Сохранились записи камикадзе, вернувшихся с неудачных вылетов (изредка бывали случаи, когда лётчик не находил цели или вынужден был вернуться из-за неполадок в самолёте, чтобы назавтра вылететь снова): это были здравые рассуждения людей, хорошо знающих свою работу и готовых её выполнить. Среди заметок можно встретить рассуждения о технических недоработках, о психологических аспектах и практических приёмах проведения таранных атак.

Так почему эти парни добровольно отправлялись умирать? Почему вообще Япония обратилась к стратегии использования самоубийц?

Причин несколько, и первая - это японский менталитет, столь не похожий на привычный нам европейский склад ума. Здесь смешалось многое: и синтоизм, и буддизм, и средневековый самурайский кодекс «Бусидо», и культ Императора, и вера в избранность японской нации, выпестованная за столетия изоляции и подкреплённая военными успехами. Немаловажно, что само отношение к смерти у японцев совсем другое, нежели принятое в европейской христианской традиции: они не боятся смерти как таковой и не считают самоубийство греховным поступком, напротив, иногда предпочитая смерть жизни (сразу можно вспомнить очищающий обряд сэппуку). Одной из причин самоотверженности, породившей камикадзе, можно назвать общность японского народа: человек в первую очередь считался членом своей семьи, и уже потом - самостоятельной личностью; соответственно, совершённый им бесчестный поступок ложился пятном на всех его родственников. Семьи же погибших героев становились очень уважаемыми и окружались почестями. Сегодня подобную этому психологию можно встретить у представителей мусульманских общин (правда, предпосылки к такому мировоззрению у мусульман совсем другие).

Камикадзе верили, что после смерти становятся «ками» - духами-хранителями Японии. Таблички с их именами помещались в храм Ясукуни, и до сих пор японцы приходят поклониться героям.

К планомерному использованию смертников Япония обратилась только в последний год войны. До этого случались спонтанные случаи самопожертвования, не более частые, чем со стороны британских, американских или советских лётчиков; те же немногие операции, которые предполагали гибель солдат, утверждались командованием лишь тогда, когда у исполнителей оставался хотя бы минимальный шанс на спасение.

Суть в том, что Япония не была готова к затяжной войне, и в 1944 году уже было очевидно абсолютное преимущество американцев в ресурсах, в военной технике и специалистах. Из дальних морей война всё ближе продвигалась к Японским островам, на которые никогда прежде не ступала нога захватчика. Чтобы вернуть удачу, нужна была какая-нибудь чудесная новая возможность. Нечто такое, что не смогли бы повторить противники.

И такая возможность была найдена.

ТАКТИКА КАМИКАДЗЕ

«Отцом камикадзе» считается вице-адмирал Ониси Такидзиро. В октябре 1944 года он прибыл в Манилу, чтобы заступить на должность командующего Первым воздушным флотом. Сказать, что флот достался ему потрёпанным, - это значит не сказать ничего. Множество самолётов погибло в боях, оставшиеся находились в посредственном техническом состоянии, опытных пилотов почти не осталось, а прибывающие из Японии зелёные юнцы, прошедшие ускоренные курсы лётной подготовки, были способны только на то, чтобы бесславно и бессмысленно гибнуть под огнём американских асов.

Ониси принял вполне рациональное решение: если уж гибнуть, так со славой и пользой. Ему и раньше случалось отправлять людей на верную гибель, поскольку он был одним из самых верных и последовательных сторонников «японского духа» - то есть готовности к безоговорочному самопожертвованию - во всём флоте.

Собрав офицеров, вице-адмирал Ониси предложил им следующий план: если оснастить истребители бомбами и отправить в таранную атаку на американские авианосцы, запретив ввязываться в воздушные сражения, - наверняка удастся уничтожить или повредить значительное количество кораблей. Размен нескольких самолётов на авианосец - это лучшее, чего можно желать. Что же до человеческих потерь - предполагалось, что в «специальные атаки» пойдут только добровольцы.

Изначально в добровольцах действительно недостатка не было. Первые операции камикадзе против американского флота в заливе Лейте оказались успешными, хоть не настолько, как рассчитывал вице-адмирал. И всё же один авианосец («Сент- Ло») удалось пустить ко дну, шесть кораблей были серьёзно повреждены - и это ценой всего 17 самолётов. Об успехе Ониси рапортовал в Генеральный штаб, и в Токио внезапно уверовали в то, что новая тактика способна переломить ход войны. Сам вице- адмирал Ониси в интервью одной из газет говорил: «Если вражеский авианосец будет обнаружен, то мы сможем уничтожить его самоубийственной атакой. Если бомбардировщик В-29 будет обнаружен - мы поразим его таранными ударами. Приняв решение использовать самоубийственные атаки, мы уверены, что выиграем войну. Численное превосходство исчезнет с применением самоубийственных операций».

Было дано «добро» на самое широкое использование самоубийц, тут же образовались несколько групп подготовки.

Как правило, учиться на камикадзе шли юноши в возрасте 17–24 лет. Закончив короткие курсы, они были едва способны управлять самолётом: показательно, что при перелёте из Японии к месту операции (на Филиппины, позже на Формозу и Окинаву) зачастую терялось больше половины группы. Опытных лётчиков к концу войны осталось крайне мало, и они были на вес золота. Им категорически запрещалось участвовать в таранных атаках, их задача была другой: сопровождать до места и защищать группы новичков-самоубийц, иначе последние, не обученные приёмам воздушного боя, становились лёгкой добычей для американских «Хэллкетов» и «Корсаров».

Корабельные радары легко обнаруживали приближающиеся самолёты, им навстречу тут же поднимались перехватчики; палубная авиация обеспечивала безопасность судна-носителя в радиусе до 100 километров. Поэтому, нападая на корабли, камикадзе использовали одну из двух тактик: либо пикировали с 6000–7000 метров (истребителям противника требовалось время, чтобы набрать такую высоту, и к тому моменту, когда они настигали японца, он уже успевал разогнаться в пике, становясь труднопоражаемой падающей бомбой), либо заходили предельно низко, над самой поверхностью воды, где их не видели радары, и в последний момент резко набирали высоту и падали на палубу. Вторая тактика требовала от пилота изрядного мастерства, ею пользовались реже. Был и ещё один момент: ряд самолётов (правда, меньшая часть), разработанных специально под задачи камикадзе, на 90% состояли из дерева и просто не «читались» системами обнаружения.

ПРО ИСТРЕБИТЕЛЬ ZERO

В начале войны японцы могли смотреть на противников свысока: у них на вооружении стоял самолёт, до 1943 года превосходивший все аналоги по манёвренности и дальности полёта, - палубный истребитель А6М Zero. С 1940 по 1945 год заводы «Мицубиси» выпустили 11000 единиц A6M. Это был самый массовый японский самолёт и по числу произведённых машин, и по использованию в сражениях - ни одно морское сражение с участием авиации не обошлось без Zero. В последний год войны Zero стали самыми успешными и, опять же, самыми массовыми самолётами для камикадзе.

Всё дело в том, что после 1943 года модель A6M устарела. У Японии не было ни времени, ни ресурсов на разработку достойной замены, поэтому до конца войны продолжали массово выпускать A6M в различных модификациях. В частности, модификация A6M7 предназначалась специально для атак камикадзе.

ТЕХНИКА КАМИКАДЗЕ

Главной «рабочей лошадкой» японской морской авиации был истребитель A6M Zero. К 1944 году Япония обладала огромным парком списанных и не годных к постоянным полётам «Зеро». Естественно, в первые месяцы для самоубийственных атак использовалась именно эта модель. Шёл в расход и предшественник Zero, палубный истребитель A5M, снятый с производства в 1942 году, особенно в последние месяцы войны, когда начинала сказываться нехватка техники. Для увеличения разрушительной силы атаки под фюзеляжем самолёта крепилась бомба весом от 60 до 250 кг.

Все самолёты камикадзе оснащались бомбами. Бомбардировщики, более грузоподъёмные, чем истребители, тоже использовались для самоубийственных атак, хотя и в меньшем количестве. Морские бомбардировщики D3A, D4Y Suisei, B5N, P1Y Ginga, B6N Tenzan и армейские Ki-43 Hayabusa и Ki-45 Toryu могли нести заряд взрывчатки весом в 600–800 кг. Изредка в «специальных целях» использовали тяжёлые бомбардировщики G4M, Ki-67 Hiryu и Ki-49 Donryu с сокращённым до 2-3 человек экипажем - эти монстры после некоторой доработки могли поднять трёхтонный заряд.

В самом конце войны для самоубийственных атак использовали уже всё, что могло летать: и учебные самолёты, и устаревшие модели, и даже кустарно изготовленные летающие конструкции.

Машины, предназначенные специально для камикадзе, начали разрабатывать, что интересно, ещё до первых успехов вице-адмирала Ониси - с лета 1944 года. Была поставлена задача: придумать самолёт, способный нести большой груз взрывчатки и оснащённый простой системой управления, доступной для любого выпускника курсов. И такой самолёт сделали довольно быстро. Он получил название Yokosuka MXY7 Ohka, то есть «Цветок вишни».

По правде говоря, это был не совсем самолёт - скорее большая (от 600 до 1200 кг в разных модификациях) бомба, оснащённая маленькими фанерными крылышками для планирования и реактивным двигателем для кратковременного ускорения. Шасси MXY7 не имел, сам взлетать не мог и приземляться тоже. Для доставки «Цветка вишни» к месту боя использовались самолёты-носители G4M и P1Y Ginga; разрабатывались модификации бомбардировщиков, способных нести одновременно несколько MXY7, однако до конца войны эти работы не были закончены.

Несмотря на то, что американцы сразу переименовали Ohka в Baka (то есть «дурак» по-японски) за якобы неоправданную жертвенность и неэффективность, это была единственная модель самолёта, предназначенного специально для самоубийц, которая производилась массово, - были построены 852 такие машины.

Впрочем, где-то американцы были правы: это было далеко не совершенное оружие. Обременённые MXY7 бомбардировщики становились медлительными, неповоротливыми и уязвимыми и часто гибли, не успев избавиться от своего смертоносного груза. Управление в Ohka было настолько примитивным, что привести его точно к цели было нетривиальной задачей и для опытного пилота, не говоря уже о новичках-камикадзе.

Весной 1945 года авиастроительная компания «Накадзима» получила заказ на разработку максимально простого и дешёвого самолёта-камикадзе, который можно было бы изготовить в кратчайшие сроки и оснастить любым серийным авиационным двигателем; самолёт должен был иметь возможность взлетать самостоятельно - до конца войны оставалось несколько месяцев, и японцы готовились воевать на своей территории.

Модель получила название Ki-115 Tsurugi. Самолёт получился бесхитростный: из жести и дерева, с прескверными лётными характеристиками и простейшим управлением, с шасси, которое отбрасывалось после отрыва от земли (и крепилось к следующему взлетающему). Кабина пилота была открытой, а на лобовом стекле рисовалась мишень. Его единственной задачей было донести до цели 800-килограммовую бомбу. К августу 1945 года было собрано 105 штук таких машин, а затем война неожиданно закончилась. Ни один Tsurugi, кроме прототипа, так и не взлетел в воздух. Что характерно, сохранилось довольно много экземпляров Yokosuka MXY7 Ohka и Ki-115 - американцы впоследствии нашли их в ангарах. Последний вызывал серьёзные недоумения: далеко не сразу стало понятно, что этот самолёт предназначен для полёта в одну сторону.

Для войны на своей территории был разработан и самолёт Kokusai Ta-Go. Ещё более простой, чем Ki-115 Tsurugi, он был изготовлен из усиленного металлом дерева, обтянутого полотном, и оснащён маломощным двигателем - предполагалось, что такой самолёт можно будет собрать в любой мастерской из доступных легкозаменяемых материалов. Ta-Go мог поднять 100-килограммовую бомбу. Аэродинамические характеристики его были ужасны, но он и не был рассчитан на какой- либо сложный пилотаж: задачей было подняться где-нибудь неподалёку от противника, перелететь небольшой участок и рухнуть сверху. Единственный экземпляр этого самолёта американские солдаты нашли в одном из ангаров уже после вступления войск союзников в Японию.

Вообще говоря, Япония так и не успела всерьёз развернуться с самолётами-камикадзе: разработки, испытания, серийное производство - всё это требовало времени, а времени не было. Какие-то модели не продвинулись дальше прототипов, другие и вовсе остались в чертежах. Так, например, одна из проектируемых модификаций Ohka со складными крыльями должна была запускаться катапультой с подводных лодок и из подземных укрытий. Среди так и не воплощённых разработок можно назвать самолёт-камикадзе с пульсирующим воздушно- реактивным двигателем Kawanishi Baika, а также два варианта планера-камикадзе Mizuno Shinryu и Mizuno Shinryu II. Последний имел необычную для самолётов той эпохи аэродинамическую схему «утка».

Есть бородатый анекдот про партизана, который не знал, что война закончилась, и год за годом продолжал пускать под откос товарные поезда, якобы немецкие. С другой стороны, есть множество правдивых историй о японских солдатах, которые продолжали воевать, не зная о капитуляции Японии.

Начиная с 1942 года, когда началась череда поражений Японии и приходилось сдавать позицию за позицией, не всегда была возможность эвакуировать расположенные на островах военные подразделения. Солдаты оставались без поддержки и связи, предоставленные сами себе. Чаще всего они погибали в бессмысленных «банзай-атаках», реже сдавались в плен, некоторые уходили в джунгли и пещеры и начинали партизанскую войну. Партизанам неоткуда было узнать о капитуляции, поэтому некоторые из них продолжали воевать в конце 40-х и даже 50-е годы. Последний японский партизан, Хиро Онода, сдался властям в 1974 году.

СМЕРТНИКИ-ТЭЙСИНТАЙ

Камикадзе - это наиболее известный частный случай явления, называвшегося «тэйсинтай», то есть «добровольные отряды». Такие отряды формировались в различных родах войск и имели «специальные задачи» - наносить ущерб противнику ценой собственной жизни.

Так, например, в мае 1945 года было сформировано подразделение подводных лодок, которые должны были таранить американские корабли у берегов Японии в случае начала вторжения; в экипажах этих лодок были только добровольцы- смертники. А в самом начале войны пять сверхмалых субмарин с экипажем всего из двух человек на каждой участвовали в нападении на Пёрл-Харбор. План операции допускал, что у экипажей есть шанс спастись, но фактически этот шанс был нереально мал. Не вернулась ни одна из лодок.

Довольно широко известна практика использования японцами пилотируемых торпед «кайтэн». Всего их было построено 420 единиц, причём существовало несколько разновидностей. Торпеды были не слишком эффективны, потому что не могли погружаться глубоко и при перемещении становились легко заметными. Всего «кайтэны» потопили два американских корабля. Жутковатая особенность этого вида оружия: воздуха в кабине хватало всего на час, а люк открывался только снаружи; если через час после выхода с подводной лодки-носителя пилот не находил цель, он умирал от удушья.

В сражениях на Филиппинах и Окинаве наряду с самолётами-камикадзе использовали взрывающиеся катера «Синьё» (флотские) и «Мару-ни» (армейские). Их было произведено с запасом, более 9000 штук, благо катер проще и дешевле самолёта. Из этого количества в бой отправили несколько сотен, однако эффект от их использования был незначительный: атакующие катера становились лёгкой добычей авиации и корабельной артиллерии, а на стоянках их сотнями уничтожали бомбардировщики.

Ещё одна разновидность солдат-смертников - это водолазы «фукурю». Предполагалось, что когда начнётся вторжение американцев на Японские острова, «фукурю» станут подкарауливать в прибрежных водах и взрывать транспортные корабли. Всего подготовили более тысячи смертников. Об успешности (или неуспешности) их атак ничего не известно; несколько необъяснимых взрывов американских кораблей вполне могли быть делом рук «фукурю».

Однако так или иначе наиболее массовым и эффективным (насколько здесь уместно говорить об эффективности) среди всех разновидностей тэйсинтай были лётчики-камикадзе.

ИТОГИ

Были ли эффективны камикадзе в масштабах войны? Как показывает история, самоубийцы не спасли Японию от капитуляции и даже не выиграли ни одного крупного сражения. Кроме того, есть мнение, что атомные взрывы стали «специальным» ответом американцев на «специальные атаки» японских камикадзе.

Предполагалось, что взрывы камикадзе, помимо материального ущерба, будут оказывать и психологический эффект, однако этот эффект американская машина пропаганды свела к минимуму: вся информация об атаках камикадзе засекречивалась и не получала распространения, первые публикации о японских самоубийцах появились в прессе уже после войны.

Сухая статистика такова: около 5000 лётчиков произвели смертельные атаки, в которых был уничтожен 81 корабль и повреждены ещё около двух сотен. Это если верить японским исследователям, американская сторона, говоря о своих потерях, называет куда более скромные цифры (2314 вылетов, 1228 из которых завершились гибелью пилотов - сбитых противником или погибших при таранных атаках).

10 августа 1945 года, после взрывов в Хиросиме и Нагасаки и вступления в войну с Японией Советского Союза, император Хирохито принял решение о капитуляции (которая произошла несколькими неделями позже). Вскоре после этого вице-адмирал Ониси Такидзиро совершил сеппуку. В своём предсмертном письме он написал:

«Всем сердцем я восхищаюсь лётчиками- героями. Они доблестно сражались и умирали, веря в нашу победу. Смертью и я хочу искупить свою долю вины в несбывшихся надеждах и принести извинения душам погибших лётчиков и их осиротевшим семьям. Я хочу, чтобы молодые японцы извлекли урок из моей смерти. Не будьте безрассудны, ваша гибель теперь будет только на руку врагам. Склонитесь перед решением императора, как бы вам ни было тяжело. Гордитесь тем, что вы японцы. Вы - сокровище нашей страны. И в мирное время с самопожертвованием, достойным камикадзе, боритесь за благосостояние Японии и за мир во всём мире».

И в конце - два трёхстишия-хайку:

Омыта и ясна,
Теперь луна сияет.
Гнев бури миновал.

Теперь всё сделано,
И я могу уснуть
На миллионы лет.