Тесты на тему антонимы для начальной школы. Тесты по лексике и фразеологии. Тест по русскому языку: подбери антонимы к этим словам

Тест УМК «Школа России», Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 класс

Тема: «Слова антонимы»

Цель: закрепить знания о словах антонимах; прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка; развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения); обогащение словарного запаса; развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.

Личностные : осознание алгоритма учебного действия.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: освоение умения находить антонимы;

Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих действий.

I

1)День - 1.Утро

2)Весёлый - 1.Старый

4.Грустный

5.Светлый

3)Горячий - 1)Тёплый

2)Холодный

3)Молодой

4)Зелёный

5)Круглый

II

III Найди слова-антонимы, соедини стрелочками :

близкий мелкий

крупный чужбина

свет разрешать

родина далёкий

вечер утро

запрещать темнота

Начало конец

IV Найди антоним

Близкий берег -_______________, близкий чело-век -_____________;

веселая комедия -____________, веселое настроение -_____________;

глубокий ко-лодец- ____________, глубокие знания -_______________;

мелкая рыба _____________, мелкая река __________________.

V .

VI .

В поле холодно, а в доме ___________.

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает _____________.

VII .

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

VIII . .

Опоздали.

Вечером (__________) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (__________). Дул встречный холодный (____________) ветер, и идти было трудно (_____________). Пришли мы к станции, а поезд отходит (____________). Как плохо (____________), что мы опоздали (________________).

Критерии

за каждый правильный

ответ 1 балл

Отметки:

«5» - 31- 36 баллов

«4» - 25- 30 баллов

«3» - 19- 24 баллов

Источник:

1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс Москва «Просвещение» 2012г.

2.А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку» Москва

«Аст - Пресс» 1998г

I .Подберите слово, противоположное по смыслу:

1)День - 1.Утро

4.Ночь

2)Весёлый - 1.Старый

4.Грустный

5.Светлый

3)Горячий - 1)Тёплый

2)Холодный

3)Молодой

4)Зелёный

5)Круглый

II .Подберите слова с противоположным значение

III Найди слова-антонимы :

близкий - далёкий

крупный - мелкий

свет - темнота

родина - чужбина

вечер - утро

запрещать - разрешать

начало - конец

IV Найди антоним

Близкий берег (далекий), близкий чело-век (чужой);

веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное);

глубокий ко-лодец (мелкий), глубокие знания (поверх-ностные);

мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

V . Вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:

VI . Продолжение начатое предложение антонимом.

В поле холодно, а в доме... (тепло ).

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает... (медленно ).

VII . Найдите антонимы в пословицах.

Каково начало , таков и конец .

Добро помни, а зло забывай.

VIII . Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами .

Опоздали.

Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (легко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали (не опоздали).

1. Какой из приведенных признаков не относится к старославянизмам?

1) Начальный звук [а], соответствующий русскому [йа];

2) основы благо-, добро-, зло-;

3) стечение гласных звуков;

4) приставки воз-, низ-, из-.

2. Какое из приведенных слов является старославянизмом?

1) Браслет;

3. Выпишите из предложения диалектное слово.

Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.

4. Выпишите из текста жаргонное слово.

Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.

5. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.

1) Термин;

2) профессионализм;

3) диалектизм;

4) жаргонизм.

6. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Анисим взял косу, прошелся по ней бруском.… Посмотрел на кошенины – неплохо с утра помахал.

1) Термин;

2) профессионализм;

3) диалектизм;

4) жаргонизм.

7. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

«А что случилось?» – «Острый лейкоз. Вчера делали повторный анализ».

1) Термин;

2) профессионализм;

3) диалектизм;

4) жаргонизм.

8. Какие слова не имеют синонимов в современном языке?

1) Историзмы;

2) архаизмы.

9. Определите тип устаревшего слова.

Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал.

1) Архаизм;

2) историзм.

10. Определите тип устаревшего слова.

У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота.

1) Архаизм;

2) историзм.

11. Определите тип устаревшего слова.

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Боком одним с образцом схож и его перевод. (А.С. Пушкин)

1) Архаизм;

2) историзм.

12. Определите тип устаревшего слова.

Я с жадностью следил, как ставила она Передо мною сыр с фиаскою вина. (А.Майков)

1) Архаизм;

2) историзм.

13. Выпишите историзм (в той же форме, в какой слово употреблено в предложении).

Тредьяковский отпирает сундук, вынимает из кошки монету и вручает ее с поклоном. (И.Лажечников)

14. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.

Ну, уж комиссия мне с вами…... ведь вы как ребенок: дай, да подай огонь в руки. (Ф.Достоевский)

2) устарело значение слова;

3) устарело все слово.

15. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.

Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы...… (А.Пушкин)

1) Устарела одна из морфем слова;

2) устарело значение слова;

3) устарело все слово.

16. Определите, к какому типу лексических единиц относится выделенное слово.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Поглядел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!

(С.Бондаренко)

17. Что свидетельствует о старославянском происхождении слова ниспослать?

1) Суффикс инфинитива -ть;

2) приставка нис-;

3) лексическое значение слова.

18. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?

1) Старославянское слово было вытеснено русским;

2) исконно русское слово было вытеснено старославянским.

19. Выпишите неологизм:

Социализм отмирает, но его ментальность продолжает существовать, и пока никакой другой способ осмысления реальности не приходит ему на смену.

20. Выпишите неологизм:

Поневоле возвращаешься к феномену академика Сахарова, несшего в себе тихую харизму миротворческой убедительности, рожденную из сплава безусловной внутренней честности, политического кругозора и опыта гражданской терпимости.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 3 2 балке качался 2 3 1 1 2 1
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ 1 1 кошки 2 1 2 2 2 ментальность харизма

Тест по теме
«Основные лексические единицы
(синонимы, антонимы, омонимы)»

1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

1) затруднение;

2) тяжесть;

3) осложнение;

4) заминка;

5) загвоздка.

2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

1) надоедливый,

2) назойливый,

3) навязчивый,

4) дотошный,

5) неотвязный,

6) докучный.

3. Найдите синонимы к выделенному слову: крутой берег .

1) Низкий;

2) обрывистый;

3) пологий;

4) отвесный;

5) размытый;

6) песчаный.

4. Найдите синонимы к выделенному слову: косой взгляд.

1) Холодный,

2) суровый;

3) недоверчивый;

4) теплый;

6) подозрительный.

5. Выберите доминанту синонимического ряда:

1) мозговать;

2) соображать;

3) раздумывать;

4) кумекать;

5) думать;

6) обмозговывать.

6. Определите тип синонимов: осьминог – спрут.

1) Абсолютные синонимы;

7. Определите тип синонимов: лгать – трепаться – брехать.

1) Абсолютные синонимы;

2) различаются оттенками значения;

3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

8. Определите тип синонимов: опыт – практика – навык.

1) Абсолютные синонимы;

2) различаются оттенками значения;

3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

9. Выберите антоним к выделенному слову: легкая задача .

1) Тяжеловесная;

2) массивная;

3) трудная;

4) грузная;

5) математическая;

6) решенная.

10. Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб .

1) Ароматный;

2) ржаной;

3) вчерашний;

4) черствый;

5) вкусный;

6) свежий.

11. Определите тип антонимов.

Стрелял в журавля , а попал в воробья.

1) Языковые антонимы;

2) контекстуальные антонимы.

12. Выберите слова, имеющие омонимы.

1) Шелковая лента;

2) платить по таксе;

3) важное событие;

4) перебить оратора;

4) заплыть за буйки;

13. Определите тип омонимов.

«Фунт сахара и фунт стерлингов» (заголовок статьи).

1) Лексические омонимы;

2) омофоны;

3) омоформы;

4) омографы.

14. Определите тип омонимов.

Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос….
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.

1) Лексические омонимы;

2) омофоны;

3) омоформы;

4) омографы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ 2 4 2, 4 3, 6 5 1 3 2 3 4 2 2, 4, 5 1 3

Тест по теме
«Паронимы и парономазы»

1. Выберите окончание предложения.

Паронимия отличается от парономазии тем, что…

1) …паронимы имеют сходное, а парономазы – одинаковое звучание;

2) …парономазы – это однокоренные слова, а паронимы имеют разные корни;

3) …паронимы – это однокоренные слова, а парономазы имеют разные корни;

4) …паронимы имеют одинаковое, а парономазы – сходное звучание.

2. Определите, какое лексическое явление использовано в предложении.

Я люблю книги Воронина.… Может, поэтому и прихватил в дальнюю дорогу его книгу, в далеких краях напоминающую о Родине. (С.Борзенко)

1) Паронимия;

2) парономазия.

3. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.

Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. (В.Песков)

4. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.

В маленьком городе этом абонентов вызывали не по номерам, а просили телефонистку. (Г.Бакланов)

5. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Во всех пушкинских программах Яхонтова возникал образ Пушкина, самый ____ и самый достоверный из всех сыгранных Пушкиных. (И.Андроников)

1) Поэтический;

2) поэтичный.

6. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Преподаватели дают студентам список ____ литературы и свою концепцию на лекциях.

7. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Студент Марсов, верзила из семинаристов, не давал ему [Пирогову] проходу, глупо и глухо острил на его счет, а другие смеялись и радовались этому ____ представлению. (Ю.Герман)

1) Дареному;

2) дарственному;

3) даровому.

8. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Несмотря на рассветный час, людей было много… Какая-то ____ часть двигалась шагом к заставе . (Ю.Трифонов)

1) Конская;

2) конная.

9. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Став старше, мы узнали, что сказки – это ____ творчество народа, в котором в иллюзорной форме отражались его жизнь, чаяния и надежды. (В.Мезенцев)

1) Духовное;

2) душевное.

10. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Лето оказалось на редкость холодным, и ____ курортники не поправили финансовые дела большинства сочинских санаториев.

1) Одинокие;

2) одиночные.

11. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Пророки не могли бы доказывать и само существование Аллаха, например, тем ____ , что птицы держатся в воздухе или, как говорится в Коране, «летают под твердью неба». (Л.Климович)

1) Знаменем;

2) знамением.

12. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в произведениях Чехова, однако для _____ характера, внутреннего мира человека автор мастерски описывает поступки героев и окружающую их обстановку.

1) Показа;

2) показания;

3) показывания.

13. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Так в условиях оккупации в городе началась ____ война.

1) Скрытая;

2) скрытная.

14. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Дата приезда комиссии не была известна работникам проверяемого отделения. Этот ___ всегда держал чиновников в напряжении.

1) Фактор;

15. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Фотограф совершал разные ___ операции с фотоматериалами.

1) Жуликоватые;

2) жульнические.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Ответ 3 1 нестерпимый абонентов 2 1 3 2 1 2 2 1 1 2 2

Тест по теме «Фразеологизмы»

1. Выпишите фразеологизм.

У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу: наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в нее свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А.Чехов)

2. Выпишите фразеологизм.

Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде заглядывать только председатель, гласные да высшие члены управы; а затем, ничтоже сумняшеся, взялся за ее скобку и, затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой дверью. (И.Бунин)

3. Выпишите фразеологизм.

Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро: мог где-нибудь сторожить ее [Грушеньку] Дмитрий Федорович, а как она постучится в окно…, то надо отпереть двери как можно скорее. (Ф.Достоевский)

4. Выпишите фразеологизм.

Около полудня с северной стороны надвинулась черная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции. К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали ее к соседним деревьям. (В.Арсеньев)

5. Выпишите фразеологизм.

Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но… брал навозные вилы и порол ему брюхо. (А.Н. Толстой)

6. Подберите фразеологизмы со значением «хвалить».

1) Отдавать сердце;

2) возносить до небес;

3) вспоминать добрым словом;

4) наклеивать ярлыки.

7. Подберите фразеологизмы со значением «обманывать».

1) Бросать слова на ветер;

2) водить за нос;

3) валить с больной головы на здоровую;

4) обводить вокруг пальца;

5) смотреть сквозь пальцы.

8. Подберите фразеологизмы со значением «бездельничать».

1) Плясать под дудку;

2) бить баклуши;

3) ходить на задних лапках;

4) праздновать лентяя;

5) лежать на печи.

9. Подберите фразеологизм со значением «свободный».

1) Сам себе голова;

2) ноль без палочки;

3) без году неделя;

4) сбоку припеку;

5) музейная редкость.

10. Определите значение фразеологизма набить руку.

1) Отомстить кому-либо за нанесенную обиду;

2) делать что-либо в состоянии гнева, будучи сердитым;

3) приобрести опыт, умение, сноровку;

4) начать конфликт, ссору с кем-либо.

11. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.

1) Гнаться за длинным рублем – стремиться найти работу с высокой оплатой независимо от того, нравится ли она.

2) Притча во языцех – то, что известно всем, является частым предметом обсуждения.

3) Быть под мухой – быть в глупом положении.

4) Пустить петуха – сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать писклявый звук.

12. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено правильно .

1) Втирать очки – льстить, преувеличенно хвалить кого-либо.

2) Дары данайцев – чрезвычайно щедрое вознаграждение.

3) Краеугольный камень – помеха, затруднение в каком-либо деле.

4) Поднимать на щит – создать благоприятные условия для осуществления чего-либо.

13. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно .

1) Прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся насильственно подогнать что-либо, для нее не подходящее.

2) Лыка не вяжет – о не умеющем выражать свои мысли, косноязычном человеке.

3) Курить фимиам – преувеличенно хвалить кого-либо, льстить.

4) Родиться в рубашке – о том, кому всегда сопутствуют удача, везение.

14. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

«Сын у меня не темная лошадка, – с расстановкой сообщает Михайлов. – Учится отлично». (В.Маканин)

1) Подлежащее;

2) сказуемое;

3) определение;

4) дополнение;

5) обстоятельство.

15. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

Катерина Львовна глянула и закричала благим матом. (Н.Лесков)

1) Подлежащее;

2) сказуемое;

3) определение;

4) дополнение;

5) обстоятельство.

16. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

Этот даже одет небрежно – рубашка не первой свежести и мятые брюки, щеки и подбородок в темной юношеской заросли, не тронутой бритвой. (В.Тендряков)

1) Подлежащее;

2) сказуемое;

3) определение;

4) дополнение;

5) обстоятельство.

17. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька – тот с поросятами убивается. (М.Зощенко)

1) Нейтральная;

2) книжная;

3) разговорная;

4) просторечная.

18. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Там, между полей, змеей вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург. (И.Гончаров)

1) Нейтральная;

2) книжная;

3) разговорная;

4) просторечная.

19. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

«У тебя же золотые руки! – скажут ему. – Ты бы мог знаешь как жить!..» (В.Шукшин)

1) Нейтральная;

2) книжная;

3) разговорная;

4) просторечная.

20. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Кто держится на своих собственных ногах, живет своим умом, характер свой на дешевку не разменивает, в вине себя не топит, пути своей жизни не кривит – у того человека свое отдельное место в жизни и на земле. (В.Астафьев)

1) Нейтральная;

2) книжная;

3) разговорная;

4) просторечная.

А.Г. НАРУШЕВИЧ,
г. Таганрог

Эрудиция человека - это огромный багаж знаний и грамотное использование их в жизни. Насколько ты умён и образован для своего возраста? Хватит ли тебе знаний, чтобы ответить на все вопросы, не обращаясь за помощью в интернет? Если у тебя высокий уровень знаний, то ты справишься с этим тестом быстро и легко, если же нет - то энциклопедия тебе в помощь! Поехали!

Сегодня наша страна - великое и могучее государство с богатой историей. За образованием этой страны стоят много великих побед и поражений, много знаковых имен, среди которых: деятели искусств, военные, ученые, политики и простой русский народ. Все эти события и люди сыграли ключевые роли в истории России. А что об этом знаешь ты? Проверь свои знания по истории, ответив на все вопросы этого теста.

Уже забыл, сколько лет назад закончил школу? Или все еще с нетерпением ждешь последнего звонка? Не важно, кто ты и сколько тебе лет! Ведь сегодня мы подобрали вопросы исключительно по школьной программе. Однако скажем сразу: мы не будем спрашивать, сколько будет 2+2*2 - это детский лепет. Только само интересное и нужное за нелегкие годы обучения!

Давно замечал, что умнее многих своих коллег? Или просто устал от безграмотности друзей? Сегодня мы дадим тебе пищу для размышлений! Уж этот тест точно сможет оценить тебя по достоинству. Уже интересно, что же там? Тогда не будем терять времени на пустые разговоры! Вперёд!

Знание географии раскрывает такие качества человека, как: эрудиция, общий культурный уровень, потрясающая память и великолепные навыки путешественника. Если ты владеешь информацией о географии, значит ты знаешь, понимаешь и представляешь планету, на которой живешь. Сегодня мы проверим твою память и знания. Поехали!

Многие знают историю своей страны в общих чертах, но мало кто помнит точные даты, имена, события и свершения, которые предшествовали образованию великого государства. А ведь этой информацией должен обладать каждый порядочный гражданин России. Если ты человек эрудированный, образованный и начитанный, то пройдешь тест на одном дыхании. Проверь свои силы и знания. Поехали!

Советское кино самобытно и уникально, заставляет мыслить и рассуждать, верить в добро и светлое будущее. Особую нишу занимают фильмы о любви, где ты вместе с героем переживаешь все тяготы и испытания, которые преподносит ему судьба. Как хорошо ты разбираешься в этой области? Назовешь фильм по стоп-кадру? Пройди тест и докажите нам, что ты - эксперт в области советского кино о любви!

Развить логику - задача не из легких. Но ежедневные умственные нагрузки способны даже из обезьяны сделать человека. Поэтому постоянная работа над своим мышлением - залог успеха. Говорят, что Билл Гейтс до сих пор еженедельно решает ребусы и головоломки. Давай заимствовать привычки у лучших. Этот тест для тех, кто хочет прокачать свою логику.

Человеку свойственно переоценивать свои возможности и знания. И ты, дорогой читатель, этим наверняка не раз занимался. Чтобы объективно оценить уровень своих знаний, предлагаем пройти данный тест. Начнём?

Ты считаешь себя умным и уникальным? Тогда тебе не составит труда пройти наш тест и доказать это! Вопросы не сверхъестественные, а вполне земные, поэтому можешь смело приступать! Читай внимательно условия и просматривай все варианты ответов - это всё, что мы можем тебе посоветовать. Удачи!