Какой король сказал париж стоит мессы. Кто сказал «Париж стоит мессы»? Кто сказал "Париж стоит мессы"

Краткая биография ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452 – 1519) – величайший деятель, многогранный гений эпохи Возрождения, основатель Высокого Возрождения. Известен как художник, ученый, инженер, изобретатель. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4, 5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36– 1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья

Искусство Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Людовика Цедили Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником

12 лет рисовал губы … Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503– 1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джоконда. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Моно Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.

"Витрувианский человек" - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492 г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека» . Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Великие произведения… Леонардо да Винчи Мадонна Литта 1478 -1482 Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия Леонардо да Винчи Иоанн Креститель. 1513 -16 Тайная вечеря. 1498

Анатомия… Особенно Леонардо старался изучать Анатомию. Это прекрасно видно по фигурам, которые он рисовал. Они идеально сложены и выглядят гармонично. Делая вскрытия он рассматривал строение костей, внутренних органов. Особенно важным для Леонардо было строение черепа, так как лицо имело наибольшую прорисовку. . .

Исследовал… Для создания «битвы при Ангиари» Леонардо увлеченно исследовал положение лицевых мышц в моменты ярости и гнева.

Изучал… Прототипами ангелов во множестве картин Да Винчи были младенцы, поэтому он изучал и детские организмы

Анатомия и рисунок… Вы конечно знаете, чтобы профессионально рисовать людей, надо знать анатомию. Что в сущности и изучал Да Винчи. Конечно, ведь не зная строения костей руки ты её не нарисуешь.

В части биологии. Также мы почерпнули множество знаний и в ботанике. Благодаря Леонардо мы научились определять возраст дерева по кольцам и многое другое. . .

Завещал самое дорогое… Леонардо оставил после себя огромное количество чертежей, рисунков и дневниковых записей. Весь архив он завещал любимому ученику Франческо Мельци всю жизнь готовил документы к публикации, но ранняя смерть помешала его планам. Архив гения распался на части, и смысл записей оказался утраченным.

Великий свет ушел из мира Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 68 -летний Леонардо провел в постели.

Смерть… 23 апреля 1519 года Леонардо да Винчи составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства» .

Благодаря упорству, всё что угодно, - будь то правильное или нет, хорошее или плохое, - будет достигнуто. (Джон Рокфеллер)

Благородный муж прям и твёрд, но не упрям. (Конфуций)

Все глупцы упрямы, а все упрямцы глупы. (Бальтасар Грасиан)

Всё приходит для того, кто умеет ждать. (Б. Дизраэли)

Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий. (Бетховен)

Думаешь ли ты, что ты можешь, или, что не можешь, - в обоих случаях ты прав. (Генри Форд)

Дураки упрямы по необходимости, и чем меньше у них идей, тем крепче они за них держатся. (Пьер Буаст)

Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Упрямство имеет только форму характера, но не его содержание. (Гегель)

Любое препятствие преодолевается настойчивостью. (Леонардо да Винчи)

Мелочность ума порождает упрямство. (Ларошфуко)

Мир не создан для умных. Он создан для упрямых и крепколобых, которые не держат в голове больше одной мысли одновременно. (Мэри Райнхарт)

Мужчина, преодолевший длительное сопротивление женщины, больше всего ценит не её добродетель, а своё собственное упорство. (Мопассан)

Надменный и упрямый делает всё по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений. (Эзоп)

Настойчивость смягчает судьбу. (Гюстав Флобер)

Ничто не сможет занять места упорства. Талант не сможет этого сделать; мир полон талантливых неудачников. Гений тоже не сможет; непризнанный гений - это уже как пословица. Образование само по себе тоже не сможет этого сделать; мир полон образованных изгоев. Только упорство и целеустремлённость всемогущи. (Джон Кулидж-младший)

Ничто так не похоже на искреннюю убеждённость, как злобное упрямство. (Лабрюйер)

Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание. (Генри Бичер)

Pешительность - настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство - настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (Амброз Бирс)

Секрет гения - это работа, настойчивость и здравый смысл.
(Т. Эдисон)

Секрет успеха - это настойчивое стремление к цели. (Бенджамин Дизраэли)

Терпение - это дитя силы, упрямство - плод слабости, и именно слабости ума. (М. Эбнер-Эшенбах)

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве. (Марк Аврелий)

Только дурак может настаивать на том, чего он не может ни объяснить, ни обосновать, ни доказать, ни даже показать! (Теткоракс)

Только настойчивость приводит к цели. (Шиллер)

Упорство во мнениях, равно как горячность, - самый верный признак глупости. (Бальзак)

Многие слышали историческую фразу "Париж стоит мессы" или "Париж стоит обедни", сказанную королем Наварры Генрихом IV при его переходе в католичество, дабы стать королем Франции. Не одно столетие это крылатое выражение бытует в ряде европейских языков как шутливое оправдание сделки или компромисса ради личной выгоды. Однако "добрый король Анри" никогда не произносил подобной фразы.

Вместо чеканной фразы, давно вошедшей в поговорку Paris vaut bien une messe , которую молва приписала Генриху IV, 23 июля 1593 года он написал своей фаворитке Габриэль д"Эстре: "В воскресенье я проделаю сальто-мортале". Вот это и есть документально подтвержденная фраза, в которой историки не только не имеют права сомневаться, но они вдобавок убеждены, что Генрих не лукавил, сообщая о предстоящем событии как о "смертельном прыжке".

Короля Наварры, отсюда его прозвище "Беарнец", который станет родоначальником династии французских королей Бурбонов, страшила не перемена религии. До своего окончательного обращения он неоднократно менял веру, перекрещиваясь из гугенота в католика и наоборот. Сторонники короля Анри много лет назад предупреждали его об опасности смены одной конфессии на другую, в результате чего он сможет лишиться поддержки протестантов, так и не обретя ее в лице католиков. Впоследствии окажется, что они-то и были правы: кинжал Равальяка нашел грудь Генриха Бурбона по причине смены веры.

Парижские проповедники не выбирали выражений, когда речь заходила о том, что король собирается отречься от ереси. Называя Беарнца "сыном шлюхи", они агитировали прихожан, чтобы они никогда не признавали его своим монархом, поскольку все это лицемерные увертки, и место этому вероотступнику на костре.

"В соборе Парижской Богоматери небезызвестный кюре Буше, используя созвучие французского слова bourbe (грязь) фамилии Бурбон (Bourbon ), каламбурил, обращаясь к Всевышнему с мольбой: "Господи, извлеки нас из грязи, дебурбонизируй нас, Господи!", — пишет автор последней русскоязычной биографии Генриха IV историк Василий Балакин. — Многие католики, сохранявшие приверженность Лиге, с недоверием отнеслись к сообщению о намерении Генриха IV отречься от протестантизма, впервые заявленном еще в 1589 году, но до сих пор так и не исполненном. Они рассматривали очередное обещание короля отречься как уловку с целью расколоть депутатов Генеральных штатов".

Католическая лига или Святая лига (La Ligue catholique, la Sainte Ligue или la Sainte Union), которая была учреждена в мае 1576 года якобы для борьбы с гугенотами, ставила своей целью ограничение королевской власти феодальной знатью (которая захватила руководящее положение в лиге) и ослабление централизации.

Поскольку Генрих Наваррский был отлучен от церкви, чтобы стать добрым католиком, ему требовалось разрешение папы римского, но 21 июля 1593 года епископы приняли решение отпустить Анри грехи и дозволить войти в лоно католической церкви. Вечером 24 июля Беарнец принял у себя архиепископа Буржского и епископов Нанта, Манса и Эвре и перед тем, как получить отпущение грехов, заявил им о своем решении "пойти на мессу". 25 июля в церкви аббатства Сен-Дени, у гробниц королей династии Валуа состоялось отречение Генриха IV от ереси протестантизма.

Одетый во все белое, Генрих IV предстал в церкви перед архиепископом Буржским, который спросил его, кто он. "Я — король". — "Чего вы хотите?" — "Я хочу быть принятым в лоно церкви католической, апостолической и римской". — "Желаете ли вы этого?" — "Да, я хочу и желаю этого". После этого диалога, Генрих встал на колени и произнес исповедание веры. Копия клятвы была передана архиепископу, который окропил короля святой водой, дал ему поцеловать крест, затем отпустил ему его грехи и благословил его.

Поднявшись вместе с епископами на хоры, Генрих перед алтарем повторил свою клятву жить и умереть в католической религии и отречься от всякой ереси, противной упомянутой церкви. Вернувшись на хоры, монарх слушал мессу и причащался. После банкета новоявленный король Французский и Наваррский верхом поскакал на Монмартр, глядя с высоты на свою новую столицу, все еще занятую испанцами, но, которая, все равно "стоила мессы".

23 июля 1593 года король Наварры Генрих Бурбон – вождь гугенотов (французских кальвинистов) в эпоху религиозных войн объявил о намерении перейти в католичество, убирая, таким образом, последнее препятствие на пути к французскому трону. После убийства Генриха III – последнего представителя династии Валуа, наваррский король был единственным законным претендентом на французскую корону. К тому же на его стороне были неоднократные и крупные военные успехи. Но еретик (таковым он был в глазах католического большинства) не может быть помазанником Божьим, т.е. законным правителем, а быть узурпатором – себе дороже: война, длившаяся не одно десятилетие, разгорится с новой силой. И не нужно забывать о могущественной, титулованной аристократии, входившей в Католическую Лигу, которая сделает всё возможное, чтобы отправить его к праотцам.

В 1594 году Генрих по заведённой традиции короновался в Шартре, а 22 марта того же года вошёл в Париж. Народ встретил его с ликованием.

Смена вероисповедания принесла ожидаемые плоды. Париж действительно стоил мессы. Однако основатель новой династии хрестоматийную фразу, ставшей крылатой, никогда не произносил – она была ему приписана безымянным автором книги «Общие серии сплетен новой матери», вышедшей в 1622 году.

Каждый человек, который добровольно или под давлением обстоятельств жертвует чем-либо значимым ради достижения поставленной цели, ссылается на пример Генриха. Одним подобная жертва даётся относительно легко, а другим с огромным трудом, принося невыносимую боль и страдания: слишком тяжело «носить маску», пытаться быть тем, кем не являешься.

В этой связи следует задаться вопросом: а стоит ли Париж мессы? Стоит ли даже самая большая выгода предательства самого себя?

Нет, не стоит!

Не стоит и этого даже жизнь близких и родных тебе людей, судьба родины. Действительно ли страна является родиной, если она требует такую не малую цену…?

Тут следует рассказать о другом историческом событии.

В 1296 году во время Реконкисты крупные силы мавров осадили город Тарифу. Комендантом крепости был известный кастильский военачальник Алонсо Перес де Гусман также известный как Гусман Добрый, давший клятву ни при каких условиях не сдавать твердыню.

Предводитель неприятельского войска – инфант Хуан, брат кастильского короля привёл к воротам крепости старшего сына коменданта, пообещав перерезать мальчику горло, если защитники не сложат оружия. На это военачальник ответил: «Я растил сына на страх врагам, а не для того, чтобы он сделался орудием в их руках! Что медлишь? Может, у тебя ножа нет? На, возьми мой!», после чего он швырнул свой клинок шантажисту и отправился обедать. В ярости инфант убил пленника. Мавры, придя в ужас, ушли восвояси.

Поступок Гусмана – пример стойкости и верности своим убеждением. Он, поддавшись слабости, мог бы сдать крепость, но тогда несмываемый позор клятвопреступника и труса будет и на нём лично, и на его семье. Честь, как известно, дороже всего. Дороже жизни сына.

Кастильский военачальник не пошёл на сделку со своей совестью. Он не изменил своим убеждением и сдержал клятву!

Не пошли на сделку со своей совестью и тысячи христианских мучеников, которых распинали, сжигали заживо, скармливали диким зверям во время гонений в Риме. Можно, конечно же, по-разному относится к христианской религии и требованием, которая она предъявляет к своим адептам, но первые христиане заслуживают уважения. От них требовалось только формального участия в некоторых языческих культах, в частности в культе императора – никто не требовал от них отказаться от Христа, но они не пошли и на такой «компромисс».

Примеру первых христиан осознанно или нет подражали тысячи борцов за свободу, героев-революционеров. Они шли на эшафот, гнили в тюрьмах, умирали на каторге от непосильного труда, но изменяли своим убеждениям. Они не предали дело освобождения людей от гнёта эксплуатации.

Не менее яркий пример верности себе, своим взглядам - судьба академика Вавилова, ставшего невинной жертвой сталинских репрессий. Николаю Ивановичу принадлежит (а может тоже приписывается) знаменитая цитата: "На костёр пойдём, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!"

Многие, прежде всего мужчины, могут обоснованно возразить: «А как же отношения с любимыми, близкими людьми? Может ради сохранения отношений, семьи стоит поступиться некоторыми убеждениями, принципами?"

Нет, не стоит.

Грош цена отношениям, семье, которые побуждают и, тем более, требуют поступиться убеждениями, пойти на сделку с совестью. Такие отношения счастья не принесут, а вот попытка их сохранить рано или поздно аукнется болезнями на нервной почве. Да и расстройства психики обеспечены на все сто процентов.

Жизнь, конечно же, - сложная штука. Раз на раз не приходится, как говорится. Да и не у всех хватает мужества, смелости, отваги, чтобы до конца следовать своим убеждениям. Очень сильно искушение пойти на сделку с совестью, купить Париж.

В 1610 году Генрих IV Бурбон был подло убит религиозным фанатиком: убийца заколол правителя кинжалом, напав из-за угла. За бесчестную измену убеждениям король справедливо поплатился кровью.

"Париж стоит мессы" был заимствован из французского языка "Paris vaut bien une messe". Под этим выражением обозначают расчётливый выбор между выгодой и своими убеждениями, понятно, что побеждает в этом споре выгода. Историки считают, что эту поговорку впервые произнёс достаточно известный французский король Генрих 4. Этот афоризм был найден в книге "Recueil general des caquets de l’accouchee", это название дословно переводится, как: "Общие серии сплетен новой матери". Автор данной книге ныне не известен, а эта брошюра увидела свет в 1622 году.

Чтобы понять, в какое время зародилась пословица "Париж стоит мессы", стоит заглянуть в прошлое Франции.

В 1559 году умирает французский король Генрих 2 (31 марта 1519 - 10 июля 1559 года). Корону получает его сын Карл 9, которому в то время едва исполнилось 10 лет. Поскольку он явно не мог принимать важнейшие решения, страной управляла его матушка Екатерина Медичи.
Это время знаменательно началом сильной вражды между протестантами и католиками. Следует отметить, что сами французские протестанты именовали себя "товарищами по клятве ", то есть гугенотами. Среди них находились весьма влиятельные граждане, например такие, как: король Генрих Наваррский, адмирал Колиньи, принц Конде.

Через некоторое время вражда между двумя сторонами только обострялась и вся Франция погрузилась в пучину конфликтов и мелких стычек. Понимая, что сейчас гугеноты сильны, как никогда Екатерина Медичи попыталась снизить растущее напряжение. Однако наладившиеся мирные взаимоотношения были одномоментно разрушены герцогом Гизом, который был руководителем партии католиков. Он решил действовать жёстко и беспощадно и устроил кровавую бойню в местечке Васси, когда протестанты находились в своём храме. Никто не спасся от жестокого герцога, все попытки к побегу жёстко пресекались. Очевидцы события описывают целые ручьи крови, которые собирались в лужи на мостовой возле церкви гугенотов. Множество тел, отрубленных рук и ног валялось в живописном беспорядке на брусчатке. Это событие привело в сильную ярость вождей гугенотского движения. С этого момента начались стычки с применением всех видов оружия между католиками и протестантами. Это событие станет впоследствии известно под названием "религиозной войны".

Сначала французские протестанты одержали верх над своими заклятыми врагами. В следствии чего в 1570 году между гугенотами и католиками был подписан Сен-Жерменский мир


В результате своей победы гугенотам достались несколько хорошо защищённых крепостей. Им было разрешено работать в правительстве и придерживаться своих неоднозначных религиозных обрядов. Через какое-то время Карлу 9 начинает нравится протестантизм. Первым своим шагом он приближает к себе мудрого полководца Колиньи. Подобное решение было неоднозначно воспринято среди католиков. Даже Екатерина Медичи начала опасаться карьерного взлёта Колиньи. Она не придумала ничего лучше, чтобы снова устроить массовое побоище гугенотов, теперь уже по всей стране. Толчком к этому кровопролитию явилась свадьба между молодым Генрихом и Маргариты Валуа, сетры Карла 9. Для венчания были приглашены сразу два священника, один был гугенотом, а другой католиком. Это не добавило дружеских чувств к протестантам.

После того, как скончался Карл 9, корону получил король Генрих 3. После смерти его брата герцога Анжуйского в 1584 году первым претендентом на трон стал самый ближайший родственник короля и по совместительству заговорщик от гугенотов, непримиримый борец с католиками Генрих Наваррский. Герцог Гиз был этим обстоятельством крайне удручён и не хотел допустить Генриха к короне. Он делает громкое заявление, что также имеет право стать королём Франции поскольку свой род ведёт от самого Карла Великого.

После этого Гиз собирает по всей стране войска и организовывает восстания католиков. Кроме того, он просит помощи у Испании


Однако это не помогло и католический король Генрих 3 решил пойти на уступки после чего заключил перемирие с гугенотом Генрихом Наваррским. Чтобы подсластить пилюлю он казнит этого мясника герцога Гиза. Правда позже Генриха 3 убивают заговорщики, так умер последний из рода Валуа. Надо отдать должное Генриху Наваррскому, он смог победить несмотря на могущественных врагов. В итоге корона достаётся ему в 1593 году. Затем он принимает мудрое решение, решив раз и навсегда остановить междоусобные войны, становится католиком.

Перед самой своей коронацией Генрих Наваррский произносит, "Париж стоит мессы ". Именно с этого момента он становится королём Франции и в историю вошёл, как Генрих 4. С этого момента началась династия Бурбонов, а династия Валуа канула в лету . Бурбоны правили ещё несколько столетий до начала Великой Французской революции


Почему Париж стоит мессы