Проявление героизма относится к. Проявления героизма. Истинный героизм - это внутренняя свобода человека

Недавно в Новосибирске открыли памятник Александру III. В городе, который появился благодаря тому, что Александр III решил строить Транссибирскую магистраль, память об императоре при советской власти старательно искореняли. Вернее, об императорах, ведь Новосибирск, если кто не знает, сначала назывался Новониколаевск – в честь Николая II. Коммунисты и сейчас по привычке боролись с царём, не понимая, что фактически оказываются в одном ряду с теми, кто призывает снести оставшиеся памятники Ленину и прочим коммунистическим деятелям.

В идеологических войнах XX века победители стремились как можно быстрее изменить в свою пользу историю. Сокрушение памятников входило в число задач первоочередных. Занимались этим не только в нашей стране, но у нас усердствовали особо. Сначала большевики ополчились на императоров и всех, кого можно было занести в пособники царизма, затем демократы поснимали с пьедесталов уже большевиков. В менее революционные времена политика низвержения памятников колебалась вместе с курсом партии и правительства, но всё равно из памяти неизменно пытались что-то и кого-то вытравить.

Чтобы люди помнили о прошлом своей страны, в том числе и о чекистском, руководителя ВЧК стоило оставить на прежнем месте.
В сознании власть имущих памятники уже давно неизменно ассоциируются с чем-то положительным. Наверное, это следствие советских правил, согласно которым Героям Советского Союза и Социалистического Труда полагался бюст на родине, а дважды и трижды героев отливали в бронзе или вырубали в граните на столичном уровне. В 1917 году, правда, таких правил ещё не было: тогда уничтожение статуй стало проявлением инстинктов, требовавших от победителей сокрушить и оплевать кумиров проигравших.

Убирали не просто монументы – старались убрать целые периоды истории. В России изначально памятники ставились не людям, а эпохам. «Медный всадник» – эпохе Петра I, Александрийская колонна – эпохе Александра I.

Наверное, Александр III не всем нравится, хотя я не очень понимаю, как среди его ненавистников могут быть жители Новосибирска. Но ведь дело не в том, нравится он или не нравится, а в том, что с ним связана целая эпоха. Нужно усвоить, что памятник вовсе не обязательно возвеличивает того, кому он поставлен.

Мне вот жаль, что с бывшей площади Дзержинского убрали Дзержинского. И дело не в художественной ценности работы Вучетича. Тем более что стоял он посередине проезжей части, отрезанный от людей непрерывным потоком машин. Памятник, к которому нельзя подойти и положить, скажем, цветы, без санкции соответствующих органов, – это ли не символ эпохи?

Урок № 7 Тема «Памятник» - от слова «память».

Цели:

Знакомить с достопримечательностями Севастополя, планом и гербом города, историей его основания;

Формировать у детей представление о памятниках Севастополя.

Создавать у детей представление о Севастополе как об уникальнейшем городе–памятнике, городе русской славы.

Прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам города.

Развивать умение отличать памятники и достопримечательности Севастополя.

Способствовать развитию умения ориентироваться в городской обстановке.

Убедить детей в необходимости дальнейшего изучения родного города.

Воспитывать чувство патриотизма на примерах мужественной обороны родной земли; воспитывать чувство гордости и сопричастности подвигам героических защитников Севастополя. Воспитать у детей любовь к своему городу, уважительное отношение к памятникам города, уважение к истории города, к его жителям.

Ход урока:

1. Организация на урок.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Ученик (читает стихотворение наизусть):

Потомственный моряк, бесстрашный воин,

Насквозь пропитан влагой штормовой,

Бессмертной славы дважды удостоен,

Он в наши дни легендой стал живой.

Учитель:

Как вы думаете, ребята, о ком это стихотворение?

Сегодня наш урок посвящён нашему родному городу.

Кто может объяснить название нашего города?

Ученики:

Город величественный, достойный поклонения.

Учитель:

Как вы понимаете слова «бессмертной славы дважды удостоин»?

Ответы детей. (Два раза удостоин ордена Звезда героя)

Как люди чтят память о героях, как стараются ее увековечить, передать потомству память о подвиге, человеке, героическом событии?

Ученики: (Ставят памятники, памятные доски, монументы и т.д.)

Учитель:

Что же такое памятник?

(«Памятник - сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица». В. И. Даль.) (Слайд 2)

А могут ли города быть памятниками?

Да, оказывается, могут! И таким городом-памятником можно назвать наш любимый Севастополь.

3. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Как вы думаете, чему посвящен сегодняшний урок?

(Ответы детей)

Сегодня мы будем говорить о памятниках. Они обогащают духовную культуру народа, позволяют представить героев зримо, конкретно, представить жизнь людей в другую историческую эпоху. Во многих городах нашей страны и других странах есть памятники. Они представляют собой одну фигуру или группы, фигуры в комплексе, а также рельефы на постаменте.

Судьба Севастополя величественна и неповторима. Каждого, кто приезжает сюда, охватывает чувство гордости и восхищения. Все здесь дышит памятью о беспримерных подвигах и геройстве. (Слайд 3)

Очень точно и лаконично об этом сказал поэт С.Алымов:

С кем, Севастополь, тебя сравнить,

С героями Греции, Древнего Рима?

Слава твоя, что в гранит не вгранить,

Ни с чем в истории не сравнима.

4. Изучение нового материала

1)Работа с учебником с.34

Какие памятники истории и культуры вы знаете?

( Слайд 4 )

Ученики:

Выдающимся людям;

На могиле героя;
Архитектурные;

Воинской славы;

В память об исторических событиях.

Севастополь справедливо называют музеем под открытым небом. На государственный учет взято более 2-х тысяч памятников истории и культуры, среди них культовые и фортификационные сооружения, монументы, бульвары и некрополи, памятные места, связанные с историческими событиями и явлениями, происходившими в Севастополе и пригородной зоне . ( Слайды 5-9 )

Назовите знакомые вам памятники, какому событию или герою они посвящены, где находятся.

2) Работа в группах.

Вспомните правила работы в группе.

Игра «Собери пазлы» (групповая работа). (Каждая команда-ряд вытягивает конверт с заданием.)

Задание. Соберите изображение памятника, выберите его описание из предложенных.

(Приложение 1)

Каждую из пяти картинок разрезать на равные прямоугольники от 9 до 16 частей.

Описание.(Приложение 2)

Ученики выходят к доске с собранным изображением. На слайде показано их задание. Учитель или хорошо читающий ученик, читает информацию о памятнике. ( Слайды 10-14 )

Физминутка

Как солдаты на парад

Мы идем за рядом ряд.

Левой – раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладоши-

Дружно, веселей

Застучали наши ножки-

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем-

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

( Слайд 15 )

«Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» В.Распутин

Учитель:

Народ любит своих героев и свято хранит память о них. О славных защитниках Родины, об их мужестве и отваге слагали стихи, песни, пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о храбости, о патриотизме вы можете назвать?

Дети:

    Смелость города берет.

    Один в поле не воин.

    На смелого собака лает, а труса кусает.

    Родимая сторона-мать, а чужая-мачеха.

    Жить Родине служить.

    Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

    Кто за Родину горой, тот истинный герой.

3). Ознакомление с памятниками города.

Давайте вспомним некоторые известные памятники нашего города.

Кто знает, какой памятник в Севастополе стал первым памятником?

Памятник Казарскому

Знаменитый памятник Казарскому - самый первый памятник Севастополя, прославляющий подвиг во имя Отчизны…

Памятник установлен в честь капитан-лейтенанта А.И. Казарского, командира брига «Меркурий», и его экипажа, отличившихся в неравном морском бою с двумя турецкими линейными кораблями. В тот майский день 1829 года 18-пушечный бриг принял бой с кораблями, общее вооружение которых составляло 184 (!) Орудия.

К 5-летию подвига, в 1834 году, на Матросском бульваре был заложен памятник бригу «Меркурий». Автор проекта – академик архитектуры А.П. Брюллов, брат знаменитого художника.

На пьедестале - надпись: «Казарскому. Потомству в пример».

Памятник Екатерине II

Памятник императрице основательнице Севастополя.

Памятник установлен в сквере на ул. Ленина.

    Скульптор Станислав Чиж.

    Архитектор Григорий Григорьянц

На левой грани - Указ об основании города Севастополя

ИМЕННЫЙ УКАЗ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ КНЯЗЮ ПОТЕМКИНУ ОБ УСТРОЙСТВЕ НОВЫХ УКРЕПЛЕНИЙ…

объявляем сим волю НАШУ устроить следующия укрепления: … Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение. ЕКАТЕРИНА

на правой - рельефное изображение Севастопольской бухты. Скульптура Екатерины- II в торжественном, парадном одеянии, со свитком-указом венчает всю композицию. Общая высота памятника - 6.35 м.

Графская пристань

Это парадный причал, своеобразная эмблема города, архитектурный памятник. Графская пристань была построена в 1783 году как деревянный шлюпочный причал. В 1787 году к приезду в Севастополь Екатерины II деревянные ступени пристани были заменены каменными.

В честь приезда империатрицы она была названа Екатерининской. Позже получила название – Графская Перед колоннадой четырьмя пологими маршами к морю спускается широкая парадная лестница, украшенная мраморными львами работы итальянского скульптора Фердинандо Пелличио. Графская пристань сложена из инкерманского камня.

Графская пристань связана со многими историческими событиями, о которых повествуют мемориальные доски. Одна из них, установленная на стенке пристани, напоминает: "Здесь, ведя бой с противником 12 ноября 1941 года, погиб крейсер "Червона Украина". 9 мая 1944 г. на пристани высадились воины 2-й гвардейской армии, форсировавшие Северную бухту.

Памятник Корнилову и матросу Петру Кошке, 1895

В честь вице-адмирала названа набережная в Ленинском районе Севастополя (между Дворцом детства и юности и улицей Маяковского). Она была названа Корниловской в начале XX века. В 1921 г. переименована в улицу Энгельса, но в 1946 году вновь стала называться Корниловской набережно

Памятник Тотлебену

Памятник Э. И. Тотлебену установлен на в честь выдающегося военного инженера , который возглавлял инженерную оборону Севастополя во время .

Памятник был установлен в . Авторы памятника художник-любитель, генерал и скульптор .

В центре памятника находится на нем установлена скульптура Эдуарда Ивановича Тотлебена. На стилобате вокруг пилона установлены скульптуры воинов из шести различных родов войск: в подземной галерее; матрос- ; атакующие солдаты.

На обратной стороне памятника укреплена карта из бронзы, на которую нанесены укрепления Севастополя.На обратной стороне памятника укреплён с текстом, рассказывающем о награждении Тотлебена орденом Святого Георгия 3 степени:

В основании памятника надпись «Оборона Севастополя 1854-1855».

Высота памятника составляет 13,75 метра. Все скульптуры изготовлены из бронзы. Постамент изготовлен из серого гранита.

Во время взрывной волной у памятника оторвало голову. После занятия города немецкое командование приказало отреставрировать памятник именитому немцу-генералу. При этой реставрации к туловищу, по недосмотру, прикрепили голову в фуражке, и, таким образом, у Тотлебена оказалось две фуражки: одна на голове, другая в руке.

В памятник был восстановлен.

Памятник Пушкину

Бронзовый бюст поэта установлен на четырёхгранном гранитном постаменте. На нём надпись: «А. Пушкин». Общая высота памятника - 4,7 метра. Бронзовый бюст является авторской копией памятника, установленного в США.

Александр Пушкин побывал в Севастополе в 1820 году, посетил Георгиевский монастырь в 12 километрах от Севастополя. В одном из писем из Крыма поэт написал: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне самое сильное впечатление».

В 2011 году Севастополь посетил последний прямой потомок Александра Сергеевича Пушкина по мужской линии. Праправнук русского классика Александр Александрович Пушкин приехал в Севастополь со своей женой. Они почтили память своего предка, возложив цветы к подножию памятника.

Именем Пушкина в Севастополе названа улица между площадями Суворова и Ушакова. В конце XIX века до 1910 года она носила название Южной. Бюст располагается на ул.Пушкина в сквере им.Бузина.

Диорама

Здание диорамы находится в западной части мемориального комплекса «Сапун-гора» построено по проекту архитектора В.П. Петропавловского на направлении главного удара войск 4-го Украинского фронта, освобождавших Севастополь, и образует с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, единый архитектурный ансамбль.

Заслуженный деятель искусств РСФСР П. Т. Мальцев создал крупнейшую современную диораму - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с ним работали художники Г.И. Марченко и Н.С. Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза капитан 1р. в отставке Г.В. Терновский.

В диораме "Штурм Сапун-горы" впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Впервые стройная композиция одной картины охватывает оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.

Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 кв. м.

На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя. Герои живописного полотна диорамы, изображенные на переднем плене, - реальные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство. На предметном плане - оружие и предметы боевого снаряжения врага, обломки железобетонных оборонительных сооружений, собранные на местах боев за Севастополь.

5. Закрепление полученных знаний

С какими достопримечательностями познакомились сегодня на уроке?

На с.35 учебника среди силуэтов найди тот, который является символом города и обведи его красным карандашом. Силуэт первого памятника в Севастополе обведи зеленым карандашом. ( Слайд 24 )

Вспомни, где на территории Севастополя находятся эти памятники и архитектурные сооружения. Соедини название памятника и место его положения в городе. ( Слайд 25 )

6. Рефлексия учебной деятельности.

А теперь давайте вспомним, как нужно вести себя возле памятника.

Правила поведения у памятников должны диктоваться чувством собственного достоинства человека, уважением к сути памятника, воспитанием человека.

Правила поведения у памятников и археологических объектов:

Не нарушайте спокойствие местности шумными возгласами.

При посещении памятников, не совершайте какие-либо действия, приводящие к изменению их ландшафта (сбор камней или растений).

Соблюдайте форму одежды.

На плитах сидеть нельзя, это неуважение к памяти погибших.

Не оставляйте после себя надписи на памятниках, камнях и деревьях.

Оцени своё настроение на уроке (смайлики).

7. Подведение итогов урока.

Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока?

Все ли задачи урока мы выполнили? Молодцы!

8. Домашнее задание.

Попробуйте рассказать о любимом памятнике. Ваш ответ постройте по плану:

1) Какой памятник тебе нравится?

2) Что ты знаешь о нем?

3)Чему посвящено воздвижение памятника?

4) Где стоит памятник?

5) Какие слова занесены на постамент?

Итог урока:

Подведем итоги совместной и индивидуальной деятельности.

Что вам запомнилось? Понравилось?

Спасибо за урок. Вы хорошо знаете свой город, вы были моими помощниками.