Сироткин дмитрий васильевич. Старообрядческий деятель дмитрий сироткин. Дмитрию Васильевичу Сироткину

Дмитрий Васильевич Сироткин

Род деятельности:

судопромышленник, меценат

Дата рождения:
Подданство:

Российская империя

Дата смерти:
Отец:

Василий Иванович Сироткин

Мать:

Вера Михайловна Сироткина

Дми́трий Васи́льевич Сиро́ткин ( , деревня Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии - , Белград , Югославия) - коммерции-советник , один из крупнейших судостроителей и судовладельцев России , председатель совета Общества страхования судов, член совета Московского банка, член правлений ряда транспортных и нефтепромышленных компаний. Нижегородский городской голова . Председатель совета Съездов судовладельцев Волжского бассейна. Известный деятель старообрядчества начала XX века , председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия , председатель совета Нижегородской общины.

Биография

Родился в 1865 году в деревне Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии . Его родители - Василий Иванович и Вера Михайловна - были крестьянами этой деревни. Начав с торговли «щепным товаром» и изделиями кустарного промысла, отец затем завёл два небольших пароходика, на пароходе «Воля» Дмитрий Васильевич в детстве работал поварёнком.

Предпринимательская деятельность

В 1917 году Сироткин строит в память умершей матери старообрядческую богадельню с храмом по ул. Жуковской (ныне - ул. Минина), при которой на свои средства содержал церковный хор.

Городской голова

29 марта 1913 года Сироткин избран нижегородским городским головой на четырёхлетний срок. Отказался от жалованья городского головы. Вскоре начался крупный скандал, связанный с принадлежностью Сироткина к старообрядчеству. В Нижнем Новгороде, 7 мая 1913 года на торжествах по случаю 300-летия царской династии в присутствии царя был устроен молебен. Так как служили новообрядческие священники, городской голова демонстративно не крестился.

Второй раз избирался городским головой на 1917-1920 гг. Выборы состоялись 7 февраля 1917 года, а уже в начале сентября Д. В. Сироткина сменил городской голова Временного правительства .

Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось строительство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня.

Д. В. Сироткин принимал участие в открытии в 1915 году в Народного университета .

После революции

Осенью 1917 года от «Политического союза старообрядческих согласий» вошёл в состав Временного совета республики («Предпарламента»). В ноябре 1917 года баллотировался в депутаты Учредительного собрания по списку союза старообрядцев, но избран не был.

«Был полезен своей родине…»

Д.В. Сироткин родился в деревне Остапово близ села Пурех Балахнинского уезда нижегородской губернии в многодетной семье крестьян-старообрядцев. Малоземелье и скудость почв не давали его отцу Василию Ивановичу возможности прокормить семью. Наряду с крестьянством он занимался торговлей. Скупал зимой изделия местных кустарей и весной сплавлял их в низовье. В одну из поездок он купил в Саратове старую паровую машину и построил деревянный товаропассажирский пароход, назвав его «Многострадальный». Судно начало работать с большим успехом и в несколько лет окупило себя.
Записавшись в купцы и переехав в Нижний Новгород, Василий Иванович завел и другой пароход, назвав его в память об отмене крепостного права «Воля». На этот пароход подросток Дмитрий Сироткин был определен на должность матроса-чернорабочего. Он выполнял самые разные работы – от поваренка до капитана, досконально изучив практику судоходства. К 25 годам стал командиром на судне отца, который к тому времени практически разорился. Единственным способом сохранить хотя бы часть отцовского имущества был переход семейных капиталов от отца к сыну. После банкротства Сироткин-старший отошел от дел, а Дмитрий Васильевич женился на Марии Кузьминичне Четверговой, дочери богатого пароходовладельца. С помощью тестя, который дал зятю в долг денег, Дмитрий Васильевич основал свое собственное дело.
Тестю его не пришлось жалеть о деньгах, выделенных зятю, т.к Сироткин младший очень скоро приумножил этот капитал и стал владельцем нефтеналивной транспортной компании. Кроме перевозки обычных грузов, Сироткин занялся выгодным делом – фрахтом каспийской нефти.
Весь день Д.В. Сироткина был расписан по минутам. Он следил за всеми техническими новинками, постоянно повышал свой культурный уровень. Среди его покупок значатся книги и Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
Дела у хваткого молодого купца шли бойко. Благосостояние его повышалось. А скоро повысился и социальный статус тридцатилетнего предпринимателя. В 1897 г. его избрали гласным Городской думы и членом ряда думских комиссий, за что в апреле 1906 года был «всемилостивейшее» пожалован медалью «За усердие».
Дмитрий Сироткин был дружен с А.М. Горьким и совместно с ним в бывшем доме купца Ф.П. Переплетчикова (ул. Кожевенная, 11) устроил чайную-читальню для бедняков, получившую название «Столбы». В «Столбах» устраивались лекции и концерты, действовала бесплатная лечебница.
В 1907 году было образовано «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Д.В. Сироткина». Оно становится одним из крупнейших по Волге, в него вошло 15 пароходов и 50 барж. Сам Дмитрий Васильевич стал видной авторитетной фигурой в судоходном деле всего Поволжья. Его избирают председателем биржевого комитета, а с 1908 года он – бессменный председатель совета судовладельцев Волжского бассейна. Таким образом, Нижегородское купечество официально признало Дмитрия Васильевича своим лидером.
Кроме того, с 1899 года он являлся председателем совета всероссийских съездов старообрядцев белокриницкой иерархии.
Для своих единоверцев-старообрядцев Дмитрий Васильевич при собственном доме на Ильинке устроил молельню и богадельню. А после смерти матери в 1902 году он возвел в память о ней странноприимный старообрядческий дом на ул. Жуковской (ул. Минина).
В 1910 году Сироткин объединил свои капиталы с тремя другими пароходствами. Новое огромное пароходство «Волга» имело 6 млн. рублей уставного капитала. Сироткин избирается его директором-распорядителем. За два года капиталы пароходства под его руководством увеличились в два раза.
Угол Откоса и Семинарской площади в начале ХХ в. украсило здание конторы пароходного общества «Волга» в стиле русского классицизма, возведенное по заказу Д. В. Сироткина. Строилось это здание одновременно с его особняком на Откосе. (В настоящее время здесь находится главный корпус Нижегородской государственной медицинской академии).
Как и подобает лидеру, он смело брался за новые начинания, реализуя, казалось бы, фантастические проекты. Одним из них стало открытие пароходного сообщества (впервые в истории!) по Аральскому морю.
Сироткин был новатором и в технической сфере. В конце 90-х годов он построил несколько деревянных барж новой конструкции, которая до настоящего времени остается непревзойденной по своим судоходным достоинствам.
Но этим баржам было далеко до грандиозной железной «Марфы-Посадницы», которая была изготовлена в 1907 году и произвела в баржевом судостроении настоящий переворот. Это было наливное судно грузоподъемностью более 8 тысяч тонн, дававшее от 50 до 100% экономии. Ею заинтересовались в Германии. В России крупнейшая фирма Нобеля заказала серию судов такого типа.
После 1907 года Сироткин стал общепризнанным лидером волжских пароходчиков, одним из крупнейших нефтяных дельцов.
Дмитрий Васильевич задумал модернизацию всего флота общества «Волга», заменив на буксирах паровые двигатели на более экономичные тепловые (дизели). Компаньонам общества «Волга» Сироткин предоставил убедительные расчеты о необходимости создания собственного машиностроительного завода, который в 1912 году был заложен на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, на так называемых Фофановых горах. Назывался он - «Нижегородский теплоход».
Его энергии и широты ума хватало не только для предпринимательства.
15 мая 1913 года Д. Сироткин заступил на пост городского головы (мэра) Нижнего Новгорода. Он отказался от положенного по должности жалованья (750 рублей в месяц), предложив эти деньги тратить на городские нужды.
Осуществить все планы нового головы по благоустройству Нижнего Новгорода помешала война, но, несмотря на объективные трудности, Дмитрий Васильевич добился многого. В годы его руководства городом Нижний выкупил в свою собственность трамвайное хозяйство, в верхней части города вступила в действие канализация, на Большой Покровской было устроено электрическое освещение, городская дума приняла обязательное постановление о порядке содержания в исправности садов и бульваров.
При его живейшем участии в Нижний Новгород был эвакуирован Варшавский политехнический институт, ставший после революции основой Нижегородского университета, открыто два училища – Коммерческое и Речное, а также Учительский институт.
В 1913 году по проекту братьев Весниных начал строиться новый особняк на Откосе (Верхне-Волжская Набережная, 3), который хозяин планировал передать в дар городу под художественный музей. Дом Сироткина относится к памятникам архитектуры федерального значения, поскольку является шедевром русского неоклассицизма и относится к лучшим образцам предреволюционной архитектуры. (В 1992 г. в связи с начавшейся реставрацией Художественный музей выехал в кремль – в бывший губернаторский дворец. В экспозиции художественного музея имеются вещи из коллекции Сироткина: великолепное собрание шалей и платков, фарфор, образцы русского народного костюма).
Созданные в это время городской и биржевой военно-промышленные комитеты возглавил он же и предложил выслать на позиции чертежи и руководства для устройства фронтовых бань. Вместо дорогих и неудобных овчинных шуб по его распоряжению стали изготавливать для воинов ватные костюмы.
В дни Февральской революции он приветствует демократические перемены в России. Хотя революционная сумятица и бестолковщина Временного правительства были не по душе Дмитрию Васильевичу, он не оставлял общественную работу до прихода к власти большевиков.
Осенью 1917 года от союза старообрядцев он был избран членом Временного совета Российской республикипредставительного органа власти, который должен был функционировать до созыва Учредительного собрания.
После Октябрьской революции Сироткин находился на юге России. 15 октября 1918 года, будучи в Крыму, принимал участие в совещании с кадетскими лидерами и миллионером П.П. Рябушинским о способах борьбы с большевиками.
В 1919 году Сироткину с семьей удалось эмигрировать. Обосновался он в Югославии, где приобрел небольшой пароход, курсировавший по Дунаю. Тосковал по России, по Волге, писал об этом своему давнему другу М. Горькому.
Умер знаменитый пароходчик в 1953 году. Похоронен на белградском кладбище «Ново Гроблье».

Н. А. Жехарева,
зав. сектором редкой книги ЦГБ

Список использованной литературы:

  1. Абрамов Д. «Хитрый Митрий // Монитор. – 2002. – № 14 (апр.). – С. 28.
  2. Арсеньев А., Нехотин В. Дмитрий Сироткин. Письма в Россию / А. Арсеньев // Нижний Новгород. – 1998. – № 10. – С. 210-213.
  3. Блохина В. Голова – всему голова // Нижегородская ярмарка. – 1994. - № 12. – С. 15.
  4. «…В Нижнем дома каменные, а люди железные…». – Н. Новгород, 2005. – С.24.
  5. Внутренний вид и убранство домовой старообрядческой церкви купца Д.В. Сироткина в Нижнем Новгороде в фотографиях начала ХХ века // Нижегородская старина. – 2004. – вып.8. – С. 3 обл.
  6. Воронова В.Е. Незаурядная личность // Вестник культуры Нижегор. обл. – 1997. – № 3. – С. 48.
  7. Жизнь купецкая. Забытые страницы истории российского предпринимательства ХIХ – начала ХХ века. – Н. Новгород, 2008. – С. 284.
  8. Казаев И. Сироткин, городской глава // Нижегородский рабочий. – 1998. – 20 марта. – С. 6.
  9. Макаров И. Карман России. – Н. Новгород, 2006. – С. 568-600.
  10. Макаров И.А. Пароходовладельцы Сироткины / И.А. Макаров // Каждый род знаменит и славен: Из истории нижегородского предпринимательства XVII – начала ХХ века. – Н. Новгород, 1999. – С. 202-220.
  11. Макаров И.А. Сироткины // Нижний Новгород. – 1998. - № 2. – С. 196-209.
  12. Маркидонова Е. Либо расстрел, либо сума // Курс Н. – 2002. – № 12-13 (март). – С. 23.
  13. Маркидонова Е. Последний мэр старого Нижнего // Курс Н. – 1998. - № 39 (окт.). – С. 16.
  14. Наумова О.И. 100 биографий домов Нижнего. Каждый дом – своя судьба. – Н. Новгород, 2007. – С. 54-55, 142
  15. Ниякий В. Герой для эпопеи // Экономика и жизнь. – 1996. – 18 июля. – С. 12-13.
  16. Ногтева М. Отец города // Литер. Россия. – 1994. – 5 авг. – С. 16.
  17. Последний приют последнего предсоветского градоначальника // Город и горожане. – 1999. – № 35 (2-9 сент.). – С. 18.
  18. Седов А.В. Д.В. Сироткин / А.В. Седов //Нижегородский край: факты, события, люди. – Н. Новгород, 1997. – С. 251-253.
  19. Селезнев В. Дмитрий Васильевич Сироткин // Нижегородский рабочий. – 1999. – 18 февр. – С. 6
  20. Селезнев Ф. Нижегородский «олигарх» и его дом / Ф. Селезнев // Нижегородская правда. – 2004. – 28 октября.
  21. Селезнев Ф.А. «Был полезен своей родине…» / Ф.А. Селезнев // Нижегородская старина. – 2004. – вып. 9. – С. 12-18.
  22. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев в начале ХХ века (1900-1916 годы). – Н. Новгород, 2001. – С. 30-34.
  23. Смирнова Л.М. Нижний Новгород до и после. Историко-литературные очерки. – Н. Новгород, 1996. – С. 94-95.
  24. Терехова Е. Нижегородское купечество // Курьер. – 1993. – № 44. – С. 3.

Сиро́ткин Дми́трий Васи́льевич (1865 деревня Остапово (Астапово), близ села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии - 1946 Белград, Югославия) - крупнейший деятель старообрядчества начала XX века, председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, председатель совета Нижегородской общины. Один из богатейших судопромышленников России, биржевик.

Биография

Родился в 1865 году в семье нижегородского купца-пароходовладельца, вышедшего из крестьян деревни Остапово Балахнинского уезда Нижегородской губернии.

С подросткового возраста работал на отцовском пароходе "Воля". В начале 90-х годов XIX века, отделившись от отца, поступает на службу к своему тестю, пароходчику К.С.Четвергову. с помощью тестя начал самостоятельное дело. В 1895 году завел свой первый (буксирный) пароход, назвав его в честь отцовского "Воля". Затем приобрел в собственность нефтетранспортное дело компании С.М.Шибаева (4 буксира). В 1907 году образовалось "Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина" с капиталом в 1.5 миллиона рублей (15 пароходов, около 50 непаровых судов, в том числе более 20 барж). В 1910 году Д.В.Сироткин стал директором-распорядителем крупной пароходной компании "Волга".

Был знатоком и новатором пароходного дела. Являлся автором конструкции нового типа баржи, получившего затем широкое распространение.

С 1899 года - председатель Совета всероссийских съездов старообрядцев белокриницкой иерархии. С 1907 года - председатель Нижегородского биржевого комитета. С 1908 года - председатель Совета съездов судовладельцев Волжского бассейна. В 1913 году избирается городским головой Нижнего Новгорода.

Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось устройство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня. Д.В.Сироткин принимал участие в открытии в 1915 году в Нижнем Новгороде Народного университета.

В годы Первой мировой войны возглавил нижегородский комитет Всероссийского союза городов, областной, городской и биржевой военно-промышленные комитеты. В начале 1917 года был избран городским головой на второй срок. В мае 1917 года отказался от должности городского головы. На выборах в городскую думу в июле 1917 года возглавленный им список нижегородских предпринимателей получил 1.6% голосов избирателей - меньше всех.

Осенью 1917 года от "Политического союза старообрядческих согласий" вошел в состав Временного совета республики ("Предпарламента". В ноябре 1917 года баллотировался в депутаты Учредительного собрания по списку союза старообрядцев, но избран не был.

Дмитрию Васильевичу Сироткину

25 мая 2011 года в столице Сербии городе Белграде открыт памятник известному старообрядческому деятелю начала ХХ века Дмитрию Сироткину. Дмитрий Васильевич Сироткин вошел в историю как последний глава Нижнего дореволюционной России, известный судопромышленник и меценат. Последние годы жизни он провел в Югославии, где наладил работу пассажирского и товарного транспорта на Дунае. Старообрядческая Церковь знает Дмитрия Сироткина как председателя Совета Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкого согласия.

Памятник изготовлен по заказу администрации Нижнего Новгорода в начале 2011 года. Автор эскиза – нижегородский архитектор Зоя Рюрикова. Работы финансировались ОАО «Завод Нижегородский теплоход» – судостроительным предприятием, которое было основано Дмитрием Сироткиным сто лет назад.

По благословению митрополита Корнилия, для участия в мероприятии открытия памятника Дмитрию Сироткину в Белград прибыла делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви в составе благочинного приходов Московской области протоиерея Леонтия Пименова, иерея Константина Лукичева и протодиакона Андрея Моржакова.

24 мая, на память прп. Мефодия, епископа Моравского и брата его Кирила, учителей словенских, на месте погребения Дмитрия Васильевича Сироткина была совершена заупокойная лития, на которой присутствовали прибывший из Парижа потомок Дмитрия Сироткина, представители администрации Нижнего Новгорода и руководители судостроительного предприятия ОАО «Завод Нижегородский теплоход». После литии отец Леонтий напомнил присутствующим основные этапы жизненного пути Д.В.Сироткина - известного старообрядческого церковного и общественного деятеля, а также от имени митрополита Корнилия вручил благодарственные грамоты представителям администрации Нижнего Новгорода руководству завода.


Кто же был такой Д.В. Сироткин?
За что же его так чтят благодарные потомки?

Знаменитый волжский пароходчик, председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкого согласия Дмитрий Васильевич Сироткин (1865 – 1946) происходил из крестьян села Остапово Балахнинского уезда Нижегородской губернии.
Отец Дмитрия Василий Иванович скупал у семеновских и балахнинских кустарей ложки, пряльца, различную посуду, а весной сплавлял эту продукцию на судах вниз по Волге, где продавал пользующийся спросом товар. Постепенно крестьянин превращался в заправского торговца.

Когда в результате многолетних трудов Василий Иванович обзавелся собственным пароходом, торговое дело пошло еще веселей. Сироткины переезжают в Нижний Новгород, и в 60-е годы приобретают пароход с символическим названием "Воля".

В 1873 году после гибели старшего брата Викулы молодой Дмитрий Сироткин стал брать инициативу в свои руки. Для этого он решил начать собственное дело с помощью капиталов родственников жены, Марии Четверговой, дочери одного из крупнейших нижегородских пароходовладельцев.
Свой первый буксирный пароход Дмитрий Сироткин приобрел в 1895 году. Вскоре в его собственность перешло еще четыре речных парохода.

Авторитет Сироткина среди нижегородских судовладельцев стремительно рос. В январе 1898 года его избрали представителем Нижнего Новгорода на съезд русских деятелей по водным путям. Еще в 1897 году он был избран в думский комитет для заведования городскими народными столовыми и чайными. Теперь под его руководством оказались толпы портовых босяков, для которых Дмитрий Васильевич добился открытия чайной "Столбы".
Деньги на нее выделил знаменитый купец-старообрядец Николай Бугров.

В 1900 году Сироткина ввели в качестве наблюдателя в комитет городского кредитного банка, а в 1905 году - в комитет нижегородской речной полиции, руководившей судоходством на Волге и Оке.
В эти годы его собственный бизнес стремительно расширялся; требовалось все больше времени и сил.
В борьбе с наступающими на пятки конкурентами Сироткин задумал перейти на эксплуатацию нефтеналивных барж совершенно новой конструкции, напоминающей старинную русскую расшиву. Техническим исполнителем этой идеи стал выдающийся русский инженер Василий Шухов. Он спроектировал огромную баржу с почти плоским днищем и закругленным носом. Благодаря своим конструктивным особенностям громадная посудина с десятками тысяч тонн нефти смело шла по мелководью. Ее яйцеобразный нос почти не создавал волны, поэтому баржу мог легко буксировать даже не очень мощный пароход.

Первая такого рода баржа сошла на воду в 1907 году под именем "Марфа-посадница". На это чудо тех времен приезжали посмотреть даже инженеры из компании могущественного Нобеля. В 1907 году было образовано "Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Сироткина в Нижнем Новгороде" с капиталом в 1,5 миллиона рублей. На тот момент под эгидой Сироткина ходили уже пятнадцать буксирных пароходов и пятьдесят непаровых барж.

В этом же 1907 году его избирают председателем Нижегородского биржевого комитета, а еще через год он становится бессменным председателем совета судовладельцев Волжского бассейна. Сироткин, помимо чисто технических новшеств, предпринял и ряд важных экономических шагов.

В 1910 году он объединил свои капиталы и нефтеналивную флотилию с тремя другими волжскими и каспийскими пароходными компаниями. Новое огромное пароходство получило красноречивое название "Волга". Его уставный капитал оценивался в шесть миллионов рублей.

Рачительный Сироткин убеждает компаньонов по обществу в выгодности строить теплоходы не на чужих верфях, а на собственном государственном заводе. В 1911-1912 годах недалеко от Бора был выстроен новый завод, получивший название "Нижегородский теплоход". Продукцией завода стали нефтеналивные баржи, теплоходы-буксиры.

Высокая производительность труда на сироткинском предприятии объяснялась просто: всех, кто плохо работал, без разговоров увольняли. За опоздание на работу на 10 минут - штраф 10 копеек, за грубость мастеру - 50 копеек. За порчу инструмента и прогулы также полагались большие штрафы. Не за почести, а по совести.

В 1913 году пришел срок нижегородцам избирать нового городского голову.
Нетрудно догадаться, что нижегородцы отдали на выборах предпочтение Дмитрию Сироткину. При вхождении в должность он сказал: "Обещаю служить городу не за почести, а по совести".
В этой же первой речи в качестве городского головы он наметил задачи, стоящие пред городской думой: постройка постоянного моста через Оку, устройство канализации, электрического освещения, благоустройство окраин.
Городской голова говорил: "Необходимо расширять сеть школ, необходимо насаждать ремесленное и техническое образование. Пора нам отказаться от иноземного производства, необходимо все делать самим".

В период сироткинского руководства городом в нем открываются учительский институт, женское ремесленное училище. Сам Сироткин был председателем попечительского совета коммерческого училища. При активном участии Дмитрия Васильевича в Нижний Новгород во время войны был эвакуирован Варшавский политехнический институт. Сбылась давняя мечта нижегородцев - иметь в своем городе высшее учебное заведение (существовавшие гимназии, реальные и коммерческое училища, дворянский институт были лишь средними учебными заведениями). На строительство политехнического института Дмитрий Васильевич дал обязательство внести из своего капитала сто тысяч рублей.

Нижегородская губерния, всегда славившаяся своими народными промыслами, рождала множество талантливых мастеров. Для должного их обучения Сироткиным была создана в г. Семенове школа ХОД - школа художественной обработки дерева. Здание школы, выстроенное на средства Дмитрия Васильевича, сохранилось до сей поры - это дом № 59 по ул. Володарского. По воспоминаниям семеновских жителей, Сироткин будто бы говорил организатору школы Георгию Петровичу Матвееву: «Приходи и бери денег, сколько надо. Не будешь брать, обижусь на тебя».

Сироткин финансировал строительство в своём родном селе в 1913 году старообрядческого храма, был одним из жертвователей на журнал «Церковь». На его пожертвования существовала нижегородская община и молитвенный дом, где совершались богослужения.

В 1914 году по проекту Н.М. Вишнякова при помощи Д. В. Сироткина был построен кирпичный старообрядческий храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в неорусском стиле, крестообразное в плане здание с крупным шатровым куполом и асимметрично поставленной шатровой звонницей. Он был закрыт в 1938 году, занят под мастерские. В 1945 году возвращен старообрядцам, но в 1964г. закрыт и в 1965г. взорван. Старожилы вспоминают, как красная кирпичная пыль после взрыва прекрасного здания два дня висела в воздухе.
После Февральской революции думская деятельность Сироткина не отличалась от той, которую он проводил с 1913 по 1917 год. Осенью 1917 года от «Политического союза старообрядческих согласий» вошёл в состав Временного совета республики («Предпарламента»). В ноябре 1917 года баллотировался в депутаты Учредительного собрания по списку союза старообрядцев, но избран не был.
Однако октябрьский переворот поставил крест и на Сироткине, и на его далеко идущих политических планах. Опасаясь ареста, Дмитрий Васильевич в 1919 году покинул Россию и уехал во Францию.
В 1920 году обосновался в Югославии.
Долгое время он жил в Белграде, на Дунае имел свое дело по судоходной части.
Как пишут знавшие его люди, "Сироткин тосковал по Родине. Вспоминал Волгу..."

Умер Дмитрий Васильевич в 1946 году.

Крупнейший деятель старообрядчества, председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкого согласия, председатель совета Нижегородской общины, видный судовладелец и биржевик, председатель АО «По Волге», судостроитель и изобретатель нового вида судов. Родился в д. Остапово (Астапово) близ с. Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Его родители Василий Иванович и Вера Михайловна были крестьянами-старообрядцами. О своей матери, ревностной старообрядке, Дмитрий Васильевич с особой благодарностью вспоминал в конце жизни, говоря, что всеми своими жизненными успехами был обязан её воспитанию. Его отец, начав с торговли «щепным товаром» и изделиями кустарного промысла, затем завел два небольших пароходика. На Параходе «Воля» Дмитрий Васильевич в детстве работал поваренком.

В 1890 году Дмитрий Сироткин женился на Марии Четверговой , дочери казанского купца-параходчика Кузьмы Сидоровича Четвергова . В начале 90-х годов XIX века, отделившись от отца, поступил на службу к своему тестю, с помощью которого начал свое дело. В 1895 году Д. Сироткин завел свой первый (буксирный) пароход, назвав его в честь отцовского «Воля». Затем приобрел в собственность нефтетранспортное дело компании С.М. Шибаева (4 буксира). В 1907 году образовалось «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина» с капиталом в 1,5 миллиона рублей (15 пароходов, около 50 непаровых судов, в том числе более 20 барж). В 1910 году Д.В. Сироткин стал директором-распорядителем крупной пароходной компании «Волга».

Дмитрий Сироткин оказался не только талантливым предпринимателем, но и изобретательным инженером. По его личному проекту в 1907 г. в Нижнем Новгороде была построена по тем временам невиданная баржа — наливной танкер грузоподъемностью более полмиллиона пудов «Марфа Посадница». С 1907 г. был председателем Нижегородского биржевого комитета. С 1908 г. — председателем Совета съездов судовладельцев Волжского бассейна.

Д.В. Сироткин был известным церковным благотворителем. С 1899 года являлся председателем Совета всероссийских съездов старообрядцев белокриницкой иерархии. По его приказу в его родном селе в 1913 г. выстроен старообрядческий храм по проекту малоизвестных в то время архитекторов братьев Весниных. Сироткину принадлежит часть открытия из архитектурного дарования; он нередко делал им важные заказы. Ими же спроектированы старообрядческие храмы в с. Балакове (1908), с. Катунки (близ с. Пурех, 1913), в Городце (1913). Он был одним из жертвователей на журнал «Церковь». На его пожертвования существовала Нижегородская община; молитвенный дом, где совершались богослужения, также принадлежал Сироткину.

Немало сделал он и для церковной иерархии. В 1900 г. в Петербурге секретная комиссия из четырех министров постановила обязать всех четырех старообрядческих епископов письменно отказаться от священного звания. Узнав об этом, владыки скрылись, Д. В. Сироткину же удалось исходатайствовать у императора Николая II отмену постановления комиссии.

К 1913 г. Д.В. Сироткин стал председателем акционерного пароходного общества «По Волге». Для постройки здания правления он купил участок земли на углу нижегородского Откоса и Семинарской площади, а проект постройки заказал братьям Весниным. Здание это сохранилось, оно расположено на Верхе-Волжской набережной, д.1. Ныне в нем располагается медицинский институт. По проекту Весниных (при участии С. А. Новикова), рядом со зданием правления в 1913 году было начато строительство жилого дома, в котором Сироткин намеревался «пожить года четыре», а затем подарить городу для размещения Художественного музея (который в настоящее время там и размещается).

Весной 1913 г. Сироткин был избран нижегородским городским головой на четырехлеткний срок. 7 мая 1913 г., на торжествах по случаю 300-летия царской династии, в Нижнем Новгороде в присутствии царя был устроен молебен. Так как служили новообрядческие священники, городской голова демонстративно не крестился. Во время пребывания его на должности городского главы в Нижнем Новгороде началось устройство канализации, было выкуплено в собственность города трамвайное и электрическое хозяйство, открылась городская хлебопекарня. Д.В. Сироткин принимал участие в открытии в 1915 году в Нижнем Новгороде Народного университета. Будучи городским головой, предложил Горькому устроить для безработных дневное пристанище, знаменитые «Столбы». Деньги на устройство были выделены думой и известным благотворителем Н. А. Бугровым.

В годы Первой мировой войны возглавил нижегородский комитет Всероссийского союза городов, областной, городской и биржевой военно-промышленные комитеты. В начале 1917 года был избран городским главой на второй срок. В мае 1917 года отказался от должности городского главы. В 1917 году Дмитрий Васильевич строит в память умершей матери старообрядческую богадельню с храмом по ул. Жуковской (ныне ул. Минина), при которой на свои средства содержит церковный хор.

После революции, около 1919 г., Сироткин покинул Россию через Крым и поселился в Югославии вместе с семьей, где жил доходами от двух небольших пароходов, примерно таких же, с которых начиналось семейное дело. О последних годах его жизни известно мало. В 1946 г. он получил письмо от архиепископа (Парфенова), который прислал ему также впервые вышедший церковный календарь. В ответном послании в Москву, Д.В. Сироткин так охарактеризовал свое положение:

Меня несказанно тронуло Ваше письмо, ибо я многие годы живу без Церкви, без окормления святым причастием, одинокий, и не вижу скорого улучшения моей жизни, а мне минул 82-й год.

Дмитрий Васильевич скончался 13 июля 1953 г. Спустя почти 60 лет, 25 мая 2011 г, в столице Сербии, г. Белграде ему был поставлен памятник. Памятник изготовлен по заказу администрации Нижнего Новгорода в начале 2011 г. Автор эскиза — нижегородский архитектор Зоя Рюрикова . Работы финансировались ОАО «Завод «Нижегородский теплоход»» — судостроительным предприятием, которое было основано Дмитрием Сироткиным сто лет назад.

По благословению Митрополита Корнилия, для участия в мероприятии открытия памятника Димитрию Сироткину в Белград прибыла делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви в составе благочинного приходов Московской области протоиерея , иерея Константина Лукичева и протодиакона Андрея Моржакова . Глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов отметил во время памятного мероприятия: «Отдавая дань памяти человеку, сыгравшему значительную роль в истории Нижнего Новгорода, Белграда и Нови Сада, мы, безусловно, сможем упрочить дружеские отношения, взаимопонимание и взаимное доверие между нашими странами, городами и их жителями».

Также памятник Д.В. Сироткину недавно установлен и в самом Нижнем Новгороде. Автор памятника Виктор Пурехов .