Развивать свой голос в домашних условиях. Как развить голос для пения: простые советы и несложные упражнения. Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

Безусловно, те люди, которые хотят научиться петь для профессионального исполнения музыкальных композиций, должны посвятить этому всю свою жизнь. В процессе творческой деятельности у певцов постоянно совершенствуются навыки, поэтому стиль исполнения может с течением жизни незначительно изменяться.

В большинстве случаев те, кто хочет развить голос, записываются в различные музыкальные студии на уроки вокала. Там профессиональные педагоги оценят слух, тембр и другие данные, которыми обладает каждый человек с рождения, и с учетом индивидуальных особенностей ученика подберут для него подходящий комплекс эффективных упражнений.

Вместе с тем далеко не все люди готовы выступать на публике и хотят избрать занятия музыкой в качестве основной сферы своей деятельности.

В некоторых случаях мужчины и женщины просто хотят петь красиво для самого себя или своих близких. В такой ситуации вам на помощь придут простые упражнения, которые можно делать в домашних условиях так часто, как вы сами можете себе это позволить.

Можно ли развить голос, если его изначально нет?

Многие люди отказываются от занятий вокалом просто потому, что уверены в том, что у них нет музыкального таланта. Про таких девушек и молодых людей нередко говорят «медведь на ухо наступил» , подразумевая, что от природы у них напрочь отсутствуют вокал и слух.

В действительности, для того чтобы стать известным исполнителем и собирать огромные концертные залы, совершенно необязательно иметь красивый голос изначально. Именно это качество можно развить путем многочисленных и длительных тренировок. Тем более, это относится к тем людям, которые хотят просто петь в компании близких и родных. Для того, чтобы научиться петь, как профессионалу, так и любителю, достаточно лишь регулярно заниматься, а не обладать отличными данными от природы.

как развить красивый голос самостоятельно?

  1. Чтобы самостоятельно развить голос для пения, достаточно регулярно выполнять следующие упражнения:


  • Встаньте перед большим зеркалом, сделайте максимально глубокий вдох, а затем на выдохе произносите один звук из следующей последовательности: «и», «э», «а», «о», «у» . Каждый из них необходимо произносить так долго, как это возможно, при этом менять их местами категорически не рекомендуется.
  • Самое первое упражнение – произнесение звука «и» способствует улучшению кровообращения. Данный звук несет в себе самую высокую частоту, и, если вы все делаете правильно, то во время выполнения упражнения сможете ощутить легкую вибрацию кожи, положив ладонь на голову. Все это свидетельствует о том, что ваши кровеносные сосуды начинают снабжаться кислородом значительно быстрее, благодаря чему идет разработка голосовых связок.
  • Следующий звук, «э», активизирует работу области шеи и горла. Это также можно ощутить собственной ладонью, положив ее под подбородок. «А» в свою очередь благотворно воздействует на грудную клетку и диафрагму. Правильное произнесение звука «о» нормализует работу сердечной мышцы и позволяет ей эффективнее справляться со своими функциями. Наконец, «У» оказывает положительное влияние на нижнюю часть живота.
    Так, шаг за шагом, вы опускаетесь вдоль своего туловища, заставляя все органы и системы принимать участие в развитии ваших голосовых связок.
  • Произносить каждый из вышеуказанных гласных необходимо друг за другом, повторяя их по три раза. Будьте осторожны со звуком «у» , если у вас изначально низкий голос, так вы можете усугубить ситуацию и начать разговаривать и петь грубым басом. Обладателям звонкого и высокого голоса необходимо, наоборот, как можно чаще выполнять данное упражнение, чтобы в результате получить красивый глубокий тембр.

2. После выполнения этого комплекса необходимо задействовать область верхней части живота. Для этого сомкните губы и 3 раза произнесите звук «м» . Сначала вы должны сделать это как можно тише, затем – чуть громче, и, наконец, так громко, как только сможете. Делая последнее задание, вы должны обязательно почувствовать сильное напряжение со стороны голосовых связок.

3. Для развития необходимо добиться идеального произношения любых слов. Наиболее часто трудности в этом вопросе вызывает звук «р» . Следующее упражнение позволит вам не только поставить этот сложный звук, но и придаст вашему голосу ощутимую силу и энергичность. Сначала поднимите кончик языка к верхнему небу за зубами и порычите наподобие трактора. Это делается для того, чтобы максимально расслабить язык.

После этого эмоционально и с выражением произнесите следующую последовательность слов, сильно выделяя звук «р»:

  • роль, ритм, рубль, ринг, руль, рис;
  • повар, сыр, ковер, забор, товар;
  • сирень, трава, мороз, крыло.

Как развить не только голос, но и слух?


Для достижения красивого и впечатляющего пения это очень важно. Начинать следует с трех нот – «до, ре, ми» . Несколько раз пропойте их вверх по звукоряду, а затем вниз. Далее прибавляйте по одной ноте до тех пор, пока не дойдете до полной гаммы из восьми последовательных нот – «до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до» .

Чуть позже, когда вы хорошо освоите основную гамму, чередуйте ноты по принципу – вверх через одну, затем вниз через одну, например, так: «до, ми, соль, си, до, ля, фа, ре» .

Спустя еще некоторое время можно попробовать петь следующим образом: «до, ми, ре, фа, ми, соль, фа, ля, соль, си, ля, до, си, ре, до» .

Также очень полезно для развития и голоса, и слуха пропевать на разные лады слово «мяу», поскольку в нем используются все основные гласные звуки русского языка – «и», «а» и «у» . Старайтесь произносить это слово как можно медленнее, чтобы ощутить, где именно резонирует каждый звук – в груди, в носу, в ротовой полости и так далее.

Упражнение "колыбельная"

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а...
о-о- о- о-о-о-о...
у-у -у- у-у-у-у...
э-э-э- э-э -э-э-э...


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока"

Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.

Упражнение "диктовка"

Неторо пл иво, чётко диктуйте:

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую щий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо"

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.

Упражнение "гудок"

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не
по тропе,
а около к
ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп
е, а около!

Металлические звуки

Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.


Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ых ание Ыу Иу
Вторая ст
роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ых ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

Для безопасного и красивого исполнения произведений важно грамотное использование голосового аппарата. Отсутствие навыков звукоизвлечения, неправильно пение способно привести к травмам, которые потом долго будут давать о себе знать. Особые упражнения по вокалу для развития голоса и слуха, применяемые как начинающими певцами в домашних условиях или музыкальной школе, так и звёздами сцены, уберегут вас от неприятных последствий и поспособствуют улучшению вокальных данных.

Как поставить голос самостоятельно?

Можно ли это сделать дома? Да, хоть и гораздо менее эффективно чем с преподавателем. Быстро освоить азы, при достаточном усердии, получится просмотрев онлайн курс занятий. На нашем сайте музыкальной школы Марии Деевой сайт для исполнителей-новичков собраны лучшие упражнения для пения и вокала - видео ролики и текстовые описания. Уроки сгруппированы по темам. Без труда найдется подходящая техника вокала и голосовых связок, которая поможет для развития собственного потенциала. Точное следование рекомендациям и упорная работа с голосом способствует тому, чтобы начать хорошо петь в короткий срок.

Простые упражнения для красивого голоса

На концентрацию звука. Такие приёмы для улучшения вокала подходят для детей и начинающих взрослых, столкнувшихся с проблемой глухого, загубленного пения.

  • Сомкнутые губы на слог "М". Необходимо выполнить резкий вдох носом, при этом следите за тем, чтобы гортань была опущена. Звук «М» поется на выдохе с закрытым ртом. Гортань по-прежнему должна оставаться внизу. Опустите и расслабьте нижнюю челюсть: зубы должны быть разомкнуты и не касаться друг друга. Губы сомкнуты, но не сжаты, язык также не напрягать. Необходимо получить длительный и ровный звук. Упражнение можно начинать с любой удобной вам ноты, постепенно переходя на полтона выше;
  • Слог «Ми-и-и». Первая часть слога пропевается точно так же, как и в первом задании. Пропевая же гласную «И», старайтесь не напрягать челюсть и губы, иначе получится зажато и неестественно. Если вы почувствовали, что эта буква полностью подчинена вам, удается справляться с требованиями урока, можно двигаться дальше;
  • «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Здесь важно добиться однородного звучания, чтобы каждая гласная звучала в одной певческой позиции и с похожей артикуляцией. Старайтесь получить острое звучание, держите дыхание. Обязательно должна быть опора, иначе появится хрип и продых, что портит звук. Его важно концентрировать на кончике передних зубов для хорошего резонанса.

Упражнения для голоса на придание силы, глубины, улучшения тембра пения. Уроки рекомендованы всем начинающим вокалистам, стремящимся повысить качество певческого мастерства. Представленные методы для управления голосом позволяют устранить дрожание, гнусавость, добавить песне мощи, драматичности, усилить вокал.

  • «РО-О-О-О-О-О». Не стесняйтесь широко открыть рот и опустить нижнюю челюсть. Именно это даст необходимый объем вокалу. Расслабьте губы чтобы получить звук посередине между артикуляцией «О» и «А». Используйте зеркало для контроля – при произнесении «Р» гортань необходимо слегка приподнять, а при пропевании «О» чуть опустить. Изобразите зевок, почувствуйте его. Звук должен подниматься из груди;
  • «РО!О!О!О!О!» Резкое стаккато на выдохе и следом за этим такой же быстрый вдох. При выдохе следите за прессом – мышцы должны резко и сильно сокращаться. Называется этот способ пропевания «прием активного выдоха». Чем выше подъем, тем глубже становится звучание. Рот не закрываем, шея и челюсти оставляет в расслабленном состоянии. Вокал становится похож на стон, будто бы певец продолжает пропевание этого упражнения через силу.

Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой?

Работа над голосом, упражнения и тренировки для пения в домашних условиях и видео ролики для просмотра удобны тем, что не надо никуда добираться и тратить деньги. Но даже если вы искренне готовы на ежедневные усовершенствования вашего певческого уровня с нуля, то далеко не всегда сможете адекватно сопоставить и оценить результаты труда, сверить интонации, чётко понять поставленные задачи.

Гораздо более эффективные занятия начнутся с появлением тренера-профессионала. Упражнения для раскрытия, разогрева и укрепления голоса получится не только правильно осознать и исполнить. Преподаватель предложит оптимальный комплекс вокальных упражнений для начинающих под ваши нуждающиеся в проработке и развитии слабые места, даст ценные советы, проконтролирует грамотность исполнения и просто подбодрит в нужный момент.

ФОТО Getty Images

Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.

Управление голосом

1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Удерживаем внимание

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.

  1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом – варьируйте темп голоса от максимума до минимума. При этом партнер дает вам обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
  2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Ваш партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.

Информация и интонация

  • Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
  • Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.

Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

Содержание:

Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.

Вам нравится свой голос?

Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.

Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.

Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.

К примеру:

Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса

Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе

Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены

Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены

Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.

Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.

Вот, например:

а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове

э-э-э — в железах и в мозг

у-у-у — в глотке, гортани

м-м-м — в легких

о-о-о — в средней части груди

су-су-су — в нижней части легких

о-о-о — в диафрагме

Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:

Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали

У вас есть страх публичных выступлений

У вас заметный акцент

Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора

Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют

Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:

Монотонный

Скрипучий

Гнусавый

Картавый

Писклявый

Дрожащий

Плаксивый

Неуверенный

Саркастический

Слишком громкий

С одышкой

Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:

Уверенный

Приятный

Красивый

Спокойный

Доверительный

Дружеский

Выразительный

Мелодичный

Властный

Естественный

Заботливый

Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).

После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.

Упражнения для постановки речевого дыхания

1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).

2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.

3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).

4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaуууууу

аaaaaыыыыы

5. Гудение

Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:

  1. Замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.
  2. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 20-22% от объема легких. Так вам будет легко набрать дыхание.
  3. Старайтесь посочувствовать вибрации, которые возникает в грудной клетке при гудении.
  4. Максимально расслабьте свое тело: плечи, шея, спина, руки, ноги, живот…

Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.

7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Правой рукой строят – левой ломают.

Живи не как хочется, а как Бог велит.

Есть время плакать, есть и веселиться

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Психологические упражнения для развития голоса, отработка благозвучности

Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.

При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.

Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.

Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.

А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.

Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:

Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.

3. Произнесите протяжно и плавно слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

4. Упражнение «Тарзан»

Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.

Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

эээээээээээ

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.

Работа над дикцией

Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».

Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.

Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Развитие подвижности нижней челюсти

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.

2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии (рот приоткрыт)

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии

ёёёёёёёёёёёёё

яяяяяяяяяяяяяя

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааооооо

ааааауууууу

аааааиииии

оооооааааа

оооооууууу

ааааауууууооооо

иииииээээээаааааа

аааааиииииэээээооооооуууууу

При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.

5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.

Например:

Щипцы да клещи, вот наши вещи.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Два сапога — пара.

Мал, да удал.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:

Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

А.С. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.

Упражнения для развития подвижности губ

При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.

Используйте следующие упражнения для развития губ:

1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):

оооооо (губы овалом)

уууууу (губы трубочкой)

ииииии (губы растянуты в улыбке)

8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)

9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)

оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)

ааааииииууууыыыы

ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)

ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)

10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).

11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:

Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.

Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.

12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У ёлки иголки колки.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

От умного научишься, от глупого разучишься.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Толстой Алексей Николаевич

Развитие мышц языка

Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.

Развиваем силу голоса

1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Иду вперед (топ-топ-топ) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его диапазона

1. «Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.

«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.

Отработка полетности голоса

1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).

Упражнение на выработку подвижности голоса

1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».

2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!

5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Отрабатываем тон речи

1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:

  • вопрос
  • удивление
  • восхищение
  • презрение
  • сочувствие
  • пренебрежение
  • зависть
  • вопрос-переспрос

2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:

Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)

«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»

«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»

«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»

«Я ни в чем не виновата!»

«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

Сказала она тихо, но решительно.

С сожалением протянула она.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.

6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

Упражнения для четкого произношения согласных звуков в слогах

Прочтите следующие слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,

та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,

са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,

жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,

ас, ос, ус, ыс, эс,

аш, ош, уш, ыш, эш

Отработка слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Четкое произношение звуков и слов в речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Купи кипу пик.

Водовоз вез воду из водопровода.

Галка села на палку, палка ударила галку.

У быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.

Заключение

Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.

Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.