Крысько психология. Владимир крысько - психология и педагогика в схемах и комментариях. Дипломных работ по курсу

В учебном пособии в обобщенном виде отражены систематизированные знания о психике и специфике ее учета в обучении и воспитании людей.

Материал представлен в виде схем, снабженных подробными комментариями, что в значительной степени облегчает и упорядочивает процесс овладения психолого-педагогическими знаниями. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ по предмету "Психология и педагогика".

Книга предназначена для студентов всех вузов и тех, кто хочет иметь устойчивые психолого-педагогические знания.

В. Г. Крысько
Психология и педагогика в схемах и комментариях

Введение

Психология и педагогика – очень сложные и взаимосвязанные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы и охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов. Их содержание трудно усвоить с первого раза, для этого необходимы серьезные усилия.

Главная цель настоящего учебного пособия состояла в максимальной систематизации психолого-педагогических представлений и создании на этой основе реальных предпосылок для более эффективного их усвоения.

В нем, кроме того, решались следующие задачи:

в области психологии – показать специфику и методологические основы осмысления психики и сознания людей, значимость последних в жизни и деятельности людей; описать сущность и своеобразие проявления мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативно-поведенческих психологических явлений и процессов; представить в обобщенном виде психологию личности и различных групп общества и охарактеризовать своеобразие их проявления во взаимодействии, общении и взаимоотношениях людей;

в области педагогики – описать предмет, задачи и основные направления развития этой отрасли знаний; показать, как она использует психологические знания в интересах обучения и воспитания людей; охарактеризовать своеобразие и закономерности совершенствования навыков и умений людей в учебном и педагогическом процессах.

В издании реализуется специальный подход, облегчающий процесс овладения представленными здесь обширными знаниями. С одной стороны, психология и педагогика достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. С другой стороны, автор эти зависимости обобщил и представил в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде – как схемы, являющиеся наглядным изображением систематизированных представлений и дающие возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенную информацию.

Каждая из схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним составляющим всего каркаса психолого-педагогических знаний, которые могут затем и наращиваться, и расширяться, но уже навсегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Комментарии к схемам разъясняют и закрепляют заложенную в них информацию.

В то же время представленное учебное пособие:

● показывает, в каком направлении и как нужно овладевать психолого-педагогическими знаниями; ф выражает основные принципы подхода к их анализу и изучению;

● содержит информацию, изложенную в обобщенном и систематизированном виде;

● включает сведения, являющиеся результатом осмысления многих научных исследований и публикаций по психологии и педагогике.

Часть I. Психология

Глава первая Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки

Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения – научить человечество обращаться с этим сокровищем.

Н. К. Рерих

Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на современные запросы социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом – специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология – это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой – присутствуют своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачи любой науки определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний.

Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Методология психологии – это результат осмысления ее теории (т. е. совокупности взглядов, представляющих собой результат изучения и осмысления проявления психики людей в процессе их жизни и деятельности) и естественно-научных основ познания ее происхождения.

1.1. Предмет и задачи психологии


Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, политологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами межнационального общения.



Книга предназначена для студентов всех вузов и тех, кто хочет иметь устойчивые психолого-педагогические знания.


Скачать и читать Психология и педагогика в схемах и комментариях, Крысько В.Г., 2006

В учебном пособии в обобщенном виде отражены систематизированные знания о психике и специфике ее учета в обучении и воспитании людей.
Материал представлен в виде схем, снабженных подробными комментариями, что в значительной степени облегчает и упорядочивает процесс овладения психолого-педагогическими знаниями. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ по предмету «Психология и педагогика».
Книга предназначена для студентов всех ВУЗов и тех, кто хочет иметь устойчивые психолого-педагогические знания.

Скачать и читать Психология и педагогика в схемах и комментариях, Крысько В.Г., 2005

Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллективах.


Скачать и читать Этническая психология, Крысько В.Г., 2002

Название: Секреты психологической войны.

Психологическая война - это специально организованное и профессионально осуществляемое воздействие на сознание, чувства и волю противника для достижения политических целей. В течение всего XX века масштабы и значение психологической войны непрерывно возрастали. К настоящему времени она превратилась в одно из наиболее эффективных средств борьбы между государствами, а также между партиями, религиозно-этническими и финансово-экономическими группировками внутри стран.
Автор предлагаемого пособия, крупный специалист в области психологической войны, впервые в открытой печати на русском языке описывает ее задачи, формы, средства, методы, практический опыт.
Данное пособие принесет пользу военным психологам, журналистам, политическим и общественным деятелям, партийным функционерам, работникам аппарата государственного управления.

Скачать и читать Секреты психологической войны. Крысько В.Г.

Название: Этническая психология.

Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнически общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллектива.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно педагогам, практическим психологам, политологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами межнационального общения.

Скачать и читать Этническая психология - Крысько В.Г.

Название: Социальная психология - Курс лекций.

Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, а также включает в себя структурно-логические схемы, упрощающие запоминание изложенного материала. Издание соответствует государственному образовательному стандарту по специальности "Социальная психология".
Для студентов и аспирантов психологических, социологических, педагогических и других факультетов ВУЗов, а также для всех желающих ознакомиться с проблемами взаимодействия, общения и взаимоотношения людей в различных социальных общностях.

Скачать и читать Социальная психология - Курс лекций - Крысько В.Г.

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

АДМИНИСТРИРОВАНПЯ

Утверждаю

Ректор Института государственного

администрирования

д.э.н., профессор

Тараканов В.А.

В.Г. КРЫСЬКО

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рецензент: Селезнев В.Н. – доктор психологических наук, профессор «Этническая психология»

Программа курса.

Программа курса «Этническая психология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры психологии и педагогики ИГА.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом Министерства образования РФ в курсе «Этническая психология» рассматриваются основные национально-психологические явления и процессы, а также особенности психологии представителей различных этнических общностей.

© Институт государственного администрирования _ Собственность ИГА. Перепечатке не подлежит.

I. СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ

a) требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Психология».

Специалист должен:

Знать Сущность, содержание и основные характеристики национальной психологии людей, ее роли и значения в общественной жизни и деятельности. Своеобразие проявления национально-психологических явлений и процессов.

Главные направления прикладных этнопсихологических исследований, взгляды отечественных и зарубежных психологов по основным проблемам этнопсихологии.

Уметь Правильно и адекватно ориентироваться в сложной социально-психологической обстановке межнациональных отношений. Использовать основные методы и методики исследования и интерпретации национальнопсихологических явлений и процессов. Применять полученные при изучении курса знания в практической деятельности психолога.

Иметь О влиянии различных национальнопредстав- психологических феноменов на жизнь и деяления тельность различных групп населения. О роли и значении этнопсихологических знаний в деятельности специалистов различного профиля.

Уметь ис- Профилактики межнациональных отношений, пользовать предупреждения и регулирования национальинформа- ных конфликтов, составления психологическоцию в си- го портрета представителей конкретных наций.

туациях б) обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы курса «Этнопсихология» по дисциплине «Психология»

Индекс Дидактические единицы Всего часов Национальная психология, нацио- нально-психологические особенности, национальные отношения, сущность и особенности национально-психологического отражения, структурообразующая сторона психологии нации, психический склад нации, национальное сознание и самосознание, национальный темперамент, национальные установки и стереотипы, национальные традиции и привычки, динамическая сторона психологии нации, мотивационно-фоновые национальнопсихологические особенности, интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности, эмоционально-волевые национально-психологические особенности, коммуникативные национально-психологические особенности, особенности национальной психологии различных народов России, СНГ и дальнего зарубежья, основные направления учета национальной психологии представителей конкретных этнических общностей

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Учебный курс «Этнопсихология» имеет своей главной целью вооружить студентов устойчивыми знаниями о специфике формирования, развития этнопсихологических феноменов в целом, особенностях их проявления в жизни и деятельности людей в частности.

Основными задачами курса являются:

овладение студентами устойчивыми представлениями о природе, сущности, содержании, структурных компонентах, специфике функционирования этнопсихологических феноменов;

получение ими навыков всестороннего исследования и правильного анализа этнопсихологических явлений выработка у студентов профессиональных умений учета национально-психологических особенностей Содержание и методика изучения курса определяются его целями и задачами.

Учебный процесс осуществляется в виде лекций, семинаров (практических занятий), самостоятельной работы студентов над материалами лекций, рекомендуемой литературой, анализом конкретных ситуаций межнациональных отношений.

Изучение курса «Этнопсихология» логически и структурно связано с общегуманитарными, философскосоциологическими и психологическими дисциплинами. Практически эта связь осуществляется следующим образом.

С общегуманитарными дисциплинами. Получаемые студентами знания по социологии и этнографии обеспечивают понимание механизмов и закономерностей функционирования и развития этнических общностей и групп людей.

Изучение философии дает возможность более глубоко осмыслить сущность и происхождение психики и сознания людей и их проявления в условиях многонационального государства. Политология и религиоведение позволяют глубже разобраться в сущности механизмов влияния политических и религиозных отношений на национальное сознание и самосознание людей.

С другими социологическими и психологическими дисциплинами. Получаемые ранее знания по прикладной социологии, социальной психологии, истории социологии и психологии и некоторым другим курсам обеспечивают понимание закономерностей развития и проявления особенностей психики человека в этнической группе, в полиэтническом государстве в условиях повседневного обыденного общения и в процессе профессиональной деятельности, участия в общественной жизни.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО

ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

логических взглядов в этнопсихологических исследований Этнопсихологические дов Поволжья, Севера, Сибири и Дальнего Востока 2 2 Сравнительный анализ национальнопсихологических особенностей народов Национальнопсихологические особенности народов дальнего зарубежья Учет национальнопсихологических особенностей людей в деятельности практического психолога Количество часов работу студентов Тема 1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса “Этнопсихология” Этническая психология как отрасль научных знаний. Ее объект и предмет исследования. Понятия и категории этнопсихологии. Особенности этнопсихологических феноменов, специфика их проявления и функционирования.

Основные задачи этнопсихологической науки: стратегические, оперативные, ситуативные, в области взаимодействия с другими общественными науками. Главные направления изучения национально-психологических особенностей людей, их взаимодействия и общения в процессе полиэтнических отношений.

Тема 2. Развитие этнопсихологических взглядов Зарождение этнопсихологии в России. Этнопсихологические исследования и теоретические концепции русских ученых во второй половине Х1Х в. Вклад российской науки в разработку теории и методологии этнопсихологии в начале ХХ в. Состояние этнопсихологических исследований после 1917 года. Этнокультурный подход к изучению психических познавательных процессов представителей различных национальных общностей в СССР. Дискуссия по проблемам национальной психологии на страницах журналов “Вопросы истории”, “Вопросы философии” (1964 г.), “Советская этнография” (1983 г.). Советская военная психология о национально-психологических особенностях представителей различных народов. Взгляды советских этнографов на сущность и содержание этнопсихологических феноменов. Современное состояние исследований в области этнопсихологии и психологии межнациональных отношений.

Зарождение этнопсихологических взглядов на Западе во второй половине Х1Х в. Основание Л. Штейнталем и С.

Лацарусом “Журнала народной психологии и языкознания”.

Исследования В. Вундта. Методологические и теоретические подходы к изучению этнопсихологических явлений и процессов на Западе в начале ХХ в. Американская этнопсихологическая школа А. Кардинера. Концепция “базовой” (“модальной”) личности в зарубежной науке в середине ХХ в. Наиболее важные результаты прикладных этнопсихологических и кросскультурных исследований за рубежом в 50х гг. Современное состояние и основные направления развития этнопсихологии на Западе. Превращение этнопсихологии в науку, обслуживающую интересы деловых, политических и других кругов зарубежных государств.

этнопсихологических феноменов Современные представления о факторах формирования национально-психологических явлений и процессов.

Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей. Классификация психологии представителей различных этнических общностей в зависимости от особенностей их социально-политического и экономического развития. Национальная психология людей и их культура. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей. Типология психического склада представителей различных наций в зависимости от строения их языка и письменности.

Место национальной психологии в структуре общественного сознания. Сущность этнопсихологических феноменов. Специфика национально-психологического отражения.

Своеобразие влияния национальной психологии на жизнь и деятельность людей. Механизмы функционирования национально-психологических особенностей людей. Свойства и специфика функционирования национальной психологии как явления общественного сознания. Принципы подхода к анализу и сопоставлению этнопсихологических феноменов.

Актуальный этнический статус личности. Подход к пониманию структуры психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация структурных компонентов психологии этнической общности.

Роль и место национального сознания и самосознания в жизни и деятельности людей. Специфика влияния национального сознания и самосознания на поведение и взаимодействие личности и группы. Понятие национального сознания в современной науке. Общая характеристика национального сознания. Функции национального сознания в общественной жизни. Закономерности проявления национального сознания. Содержание и структура национального сознания. Национальное самосознание как проявление осознания людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Уровни проявления национального самосознания. Содержание структурных компонентов национального самосознания.

Представления о сущности и своеобразии проявления психического склада этнической общности в различных науках. Структура психического склада нации. Национальный характер как совокупность устойчивых психологических черт нации, основа ее психического склада. Своеобразие его формирования и развития национального характера в процессе социально-исторического генезиса общества. Национальный склад ума как интегративная форма проявления особенностей мыслительной деятельности представителей различных этнических общностей. Национальный темперамент как динамическая характеристика проявления национального характера. Роль национальных чувств и настроений в формировании и развития психического склада и характера нации.

Представления об интеллекте и мышлении в различных науках. Понятие национального своеобразия интеллекта и мышления. Общая характеристика интеллектуальнопознавательных национально-психологических особенностей. Степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, полнота и оперативность восприятий и представлений, степень концентрации и устойчивости внимания, характер организации мыслительной деятельности основа анализа и оценки интеллектуально-познавательных характеристик личности представителя той или иной нации.

Взаимосвязь интеллектуально-познавательных и мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей людей. Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей. Работоспособность, деловитость, осмотрительность, инициативность, дисциплинированность и другие качества как системообразующие характеристики мотивационной сферы психики представителя конкретной этнической общности.

Понятие эмоций и воли в этнопсихологической науке.

Влияние эмоционально-волевой сферы национальной психики на все формы поведения и деятельности людей и этнических групп. Источники возникновения национальных чувств и воли. Критерии и способы оценки эмоций и воли у представителей различных этнических общностей. Позитивное и негативное в характеристиках национальных чувств и воли. Методы и приемы воздействия на национальные чувства и волю. Национально-психологические особенности проявления эмоций и чувств представителей различных народов. Устойчивость и динамика эмоциональной активности как факторы ее оценки у людей разной национальности.

Общая характеристика национальных особенностей воли и ее проявления. Специфика национальных установок на волевую активность, устойчивость волевых и эмоциональных процессов, длительность волевых усилий и динамика их проявления как показатели национального своеобразия волевой сферы психики представителей конкретных этнических общностей.

Понятие национальных традиций, обычаев и привычек в психологической и других науках. Характеристика и классификация кодифицированных, нормативных и неформальных требований, предъявляемых той или иной этнической общностью к своим представителям, их сознанию и поведению. Общая характеристика национальных традиций, обычаев и привычек. Виды и особенности национальных традиций, обычаев и привычек. Учет национальных традиций, обычаев и привычек во взаимодействии и общении с представителями различных этнических общностей.

Направления прогнозирования поведения и деятельности людей на основе их национальных традиций, обычаев и привычек.

Понятие национальной коммуникации в современной науке. Национальная специфика проявления своеобразия общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей тех или иных этнических общностей. Коммуникативные и поведенческие национально-психологические особенности личности. Своеобразие внешних и внутренних коммуникативных характеристик этнической группы. Классификация и специфика проявления коммуникативноповеденческих национально-психологических особенностей. Принципы научного подхода к восприятию и оценке коммуникативно-поведенческих национальнопсихологических особенностей представителей других этнических общностей.

Общие представления о национально закономерном и зависимом в этнопсихологической и социологической науках. Национальная установка и стереотип, специфика их возникновения, функционирования и развития. Своебразие проявления психологии представителей различных этнических общностей по механизму национальной установки и национального стереотипа. Национальная идентичность и этническая толерантность, особенности их проявления и функционирования в моно и полиэтнической среде. Типология личностей и групп с учетом специфики их национальной идентичности и этнической толерантности. Психологическая защита этноса как совокупность проявлений бессознательных механизмов психики представителя конкретной этнической общности, обеспечивающих стабилизацию его внутренних состояний и ограждение сознания от негативных и деструктивных влияний внешней и внутренней среды во взаимоотношениях с другими людьми. Психологические особенности этнической картины мира. «Этническое поле»

индивида. Характеристика защитных механизмов национальной психики.

Тема 4. Методы этнопсихологических исследований Понятие о методах и методиках исследования в этнической психологии. Характеристика стандартного и кросскультурного этнопсихологических исследований. Общее понятие о программе этнопсихологического исследования, её особенностях и составных элементах.

Наблюдение и эксперимент, специфика их осуществления в процессе этнопсихологического исследования.

Экспериментальное исследование национальных установок и стереотипов, национальных особенностей поведения.

Своеобразие проведения опросов в ходе изучения национально-психологических особенностей представителей различных этнических общностей. Эффект Лапьера.

Метод обобщения независимых характеристик в этнопсихологических исследованиях.

Контент-анализ и направления его использования при исследовании национально-психологических особенностей людей.

Тема 5. Национально-психологические особенности Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих черт психологии русских, украинцев и белорусов. Характеристика основных черт национального характера представителей славянских народов России.

Национально-психологические особенности русских.

Своеобразие национального самосознания, национальных потребностей и интересов представителей русской нации.

Мотивационные характеристики в поведении и деятельности русского народа. Особенности интеллектуальнопознавательной сферы психики русских. Специфика проявления эмоций и воли в поведении, деятельности и поступках представителей русской национальности. Своеобразие общения, взаимодействия и взаимоотношений русских.

Национально-психологические особенности украинцев.

Специфика восприятия украинцами поведения и деятельности представителей других этнических общностей, отношение к ним в различных условиях и обстоятельствах. Национальный склад ума украинского народа. Своеобразие проявления различных черт национального характера и национального темперамента украинцев. Особенности общения и взаимодействия украинцев.

Национально-психологические особенности белорусов. Специфика формирования, развития и проявления национального самосознания белорусского народа. Роль национальных потребностей и интересов в деятельности и поведении белорусов. Своеобразие интеллектуальнопознавательной сферы психики белорусского народа. Динамика проявления эмоций и воли белорусов. Особенности взаимодействия, общения и взаимоотношений белорусов.

Тема 6. Этнопсихологические характеристики Поволжья, Севера, Сибири и Дальнего Востока Природа психологии представителей различных народов Поволжья. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов Поволжья. Специфика проявления национального сознания и самосознания народов Поволжья.

Общее и особенное в психологии народов Поволжья. Национально-психологические особенности татар, башкир, чувашей, удмуртов, мордвы, марийцев и калмыков. Своеобразие их традиций, обычаев и привычек.

Факторы и условия, оказавшие влияние на национально-психологические особенности народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Специфика их национального самосознания и национальной культуры. Общее и своеобразное в психологии народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этнопсихологическая характеристика карелов, финнов, коми, якутов, бурятов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков, удэгейцев, тувинцев, хакасов и представителей других народов. Их традиции, обычаи и привычки.

Природа психологии представителей различных народов Северного Кавказа. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов Северного Кавказа. Специфика проявления национального сознания и самосознания народов Северного Кавказа. Национальное своеобразие, общее и особенное в психическом складе народов Северного Кавказа. Этнопсихологические характеристики кабардинцев, балкарцев, адыгейцев, черкесов, ингушей, чеченцев, осетинов и представителей дагестанских народов. Специфика традиций, обычаев и привычек народов Северного Кавказа.

Тема 7. Сравнительный анализ национальнопсихологических Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих и особенных черт национальной психологии народов Прибалтики. Характеристика национальнопсихологических особенностей литовцев, латышей и эстонцев.

Общее и своеобразное в национальной психологии народов Закавказья. Национальная специфика мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоциональноволевой и коммуникативно-поведенческой сфер психики азербайджанцев, армян, грузин и абхазов.

Своеобразие этнопсихологических особенностей народов Средней Азии. Сравнительный анализ основных характеристик мотивационной, интеллектуальнопознавательной, эмоционально-волевой и коммуникативноповеденческой сфер национальной психики узбеков, казахов, киргизов, таджиков и туркменов.

Тема 8. Национально-психологические особенности Своеобразие национального характера, склада ума, динамики эмоциональных и волевых процессов, традиций и поведения представителей некоторых народов Западной Европы: англичан, немцев, французов, итальянцев, испанцев, греков, финнов, шведов.

Национально-психологические особенности американцев: национальный стиль их жизни и деятельности; специфика проявления интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сфер их психики; особенности взаимоотношений, общения и взаимодействия с иностранцами; их национальные обычаи и привычки.

Сравнительный анализ этнопсихологических характеристик японцев и китайцев. Национально-психологические особенности арабов.

Тема 9. Учет национально-психологических особенностей людей в деятельности практического психолога Этнопсихологическая детерминация идеологических, воспитательных и управленческих мероприятий, осуществляемых в процессе работы с представителями различных этнических общностей. Влияние национальной психологии на эффективность деятельности педагогов. социальных работников, практических психологов, руководителей многонациональных трудовых коллективов. Своеобразие восприятия деятельности педагогов, социальных работников, практических психологов, руководителей многонациональных коллективов представителями различных этнических общностей.

Специфика учета национально-психологических особенностей представителей различных этнических общностей при организации воспитательной, управленческой и исследовательской деятельности с ними. Влияние национальной психологии на формирование атмосферы взаимного доверия, организацию и поддержание сотрудничества и посильной помощи в интересах бесконфликтной совместной деятельности, достижения реальной эффективности в ее осуществлении. Социально-психологические предпосылки преодоления конфликтных ситуаций в межэтнических отношениях в многонациональных коллективах. Методы и методики изучения и коррекции межнациональных отношений в совместной деятельности представителей различных этнических общностей.

Направления учета закономерностей устойчивого социального и психологического прогнозирования на основе анализа специфики проявления этнопсихологических феноменов в процессе совместного взаимодействия и взаимоотношений представителей различных наций и народов.

Социально-этнические и политико-психологические показатели и критерии анализа и оценки своеобразия развития национальных процессов и явлений в различных регионах нашей страны, многонациональных коллективах.

V. СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

Тема 2а: Развитие этнопсихологических идей Основные вопросы:

1. Особенности развития этнопсихологии в России.

2. Предмет этнопсихологических исследований в работах советских авторов.

3. Зарождение этнопсихологии на Западе в конце 4. Развитие западной этнопсихологии в XX в.

Зарождение этнопсихологии в России в середине XIX Изучение этнопсихологических характеристик народов России в конце XIX в.

Психология народов В. Вундта Американская этнопсихологическая школа в 40-60-е

ЛИТЕРАТУРА

Болотоков В.Х. Этнопсихологические теории в России. Нальчик, 1997.

Будилова Е.А. Социально-психологические исследования в русской науке. - М., 1983.

Вундт В. Психология народов: в 10 т.- СПб, 1902.

Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов.- М., 1970.

Крысько В.Г. Состояние и перспективы развития этнопсихологии в России // Мир психологии.- 1996.- № 2.- С. 114Крысько В.Г. Этническая психология: Учебн. пос. для студентов вузов.- М., 2002.

Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.

Лурье С В Историческая этнология. - М., 1997.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Петроград, 1917.

Шпет Г.Г. Введение в этнопсихологию. - М., 1997.

Тема 3а: Сущность и содержание национальнопсихологических явлений 1. Природа национальной психологии.

2. Сущность национальной психологии.

3. Структура национальной психологии.

4. Специфика функционирования и проявления национальной психологии как явления общественного 5. Свойства и механизмы функционирования национально-психологических особенностей людей.

Коммуникативно-поведенческие национальнопсихологические особенности личности Типология личностей и групп с учетом специфики их национальной идентичности и этнической толерантности Специфика психологических особенностей этнической картины мира «Этническое поле» индивида - что это такое?

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М., 1998.

Гнатенко П.И. Национальный характер. - Днепропетровск, 1992.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. - М., 1999.

Лурье С В Историческая этнология. - Москва, 1997.

Психология национальной нетерпимости. - Минск, 1998.

Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб, 1996.

Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 2003.

Этнопсихологический словарь /под ред. В.Г. Крысько. - М., 1999.

Тема 4а: Методы и методики изучения национально-психологических особенностей людей Основные содержание работы:

1. Краткая классификация методов и источников этнопсихологии.

2. Обсуждение основных методов этнопсихологии.

3. Практическое знакомство с конкретными методами и методиками изучения, системазации и обобщения этнопсихологической информации.

Особенности проведения занятия:

При подготовке к занятию студенты знакомятся с некоторыми методами и методиками этнопсихологии, формируют о них первоначальное представление.

В процессе занятия студенты под руководством преподавателя учатся применению некоторых методов изучения и обобщения этнопсихологической информации.

ЛИТЕРАТУРА

Крысько В.Г. Этническая психология. - М., 2002.

Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И. и др. Методы этнопсихологического исследования. - М., 1993.

Этнопсихологический словарь /под ред. В.Г. Крысько.М., 1999.

Тема 5а: Особенности психологии славянских народов 1. Национально-психологические особенности русских.

2. Национально-психологические особенности украинцев.

3. Национально-психологические особенности белорусов.

Общее и особенное в факторах формирования и специфике проявления психологии славянских народов Сравнительно-сопоставительный портрет славянина

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.

Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер и судьбы страны. - Л., 1992.

Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М., 1989.

Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994.

Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. М., 2002.

Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.

Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.

Республика Беларусь. - Минск, 1991.

Рудик С.Т. Советская Украина. - Киев, 1989.

Этнопсихологический словарь /под ред. В.Г. Крысько. - М., 1999.

национально-психологических феноменов Факторы формирования национальной психологии Сущность национальной психологии Структура национальной психологии Психический склад нации Национальное сознание и самосознание Национальные традиции и привычки Мотивационно-фоновые национальнопсихологические особенности Интеллектуально-познавательные национальнопсихологические особенности Эмоционально-волевые национальнопсихологические особенности Коммуникативно-поведенческие национальнопсихологические особенности Свойства национально-психологических особенностей Тема 7а. Этнопсихологические характеристики народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 1. Общее и особенное в формировании и развитии народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

2. Национально-психологические особенности карелов, финнов, коми, якутов, бурятов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков, удэгейцев, тувинцев, хакасов и представителей других народов.

3. Своеобразие традиций, обычаев и привычек народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока - Якутск, 1979.

Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные:

культура межнационального общения в СССР. - М., 1986.

Георгиев И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. - СПб, 1776.

Гоголев А.И. Якуты. - Якутск, 1993.

Крысько В.Г. Этническая психология. - М., 2002.

Мчедлов М.П. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты - Энциклопедический словарь. – М., 2001.

Народы России: энциклопедия. - М., 1994.

Этнопсихологический словарь /под ред. В.Г. Крысько. - М., 1999.

Тема 9а: Национально-психологическая характеристика представителя конкретной этнической общности В ходе изучения курса студенты выбирают (по собственному усмотрению) и изучают национально-психологические особенности представителей какой-либо конкретной этнической общности.

Затем, систематизируя собранную информацию, они составляют на них национально-психологическую характеристику, в которой отражают главные особенности мотивационно-фоновой, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер национальной психики представителей конкретной этнической общности. Наконец, они обосновывают направления учета этих национально-психологических особенностей в деятельности специалистов по связям с общественностью и рекламы.

В окончательном итоге они оформляют эту национально-психологическую характеристику в виде реферата.

Актуальные проблемы этнической психологии. - Тверь, 1992.

Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. - Л., 1994.

Коул М. Культурно-историческая теория. - М., 1997.

Крысько В.Г. Этническая психология. - М., 2002.

Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология.- СПб, 1993.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. - М., 1999.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 1999.

Этнопсихологические сюжеты. - М., 1992.

Этнопсихологический словарь /Под ред. В.Г. Крысько. - М., 1999.

Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – СПб, 2003.

Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. М., 2001.

Кленов И.Н. Этнополитический конфликт. - М., 1996.

Лебедева Н.М. Новая Русская Диаспора: социальнопсихологический анализ. - М., 1997.

Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций.

- М., 1993.

Мчедлов М.П. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты - Энциклопедический словарь. – М., 2001.

Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. - М., 1994.

Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. Учебное пособие. – СПб, 1999.

VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (зачету) 1. Психологическая наука о возможностях и направлениях совершенствования национальных и межнациональных отношений, активизации этносоциальных исследований, необходимости новых подходов к регулированию этнических и межэтнических процессов в стране.

2. Место и роль национальной психологии в структуре общественного сознания, специфика ее влияния на все стороны жизни и деятельности людей.

3. Источники и факторы формирования национальной психологии (национально-психологических особенностей) людей.

4. Предмет этнопсихологии как науки.

5. Задачи этнопсихологии как науки.

6. Связь этнопсихологии с другими отраслями знаний.

7. Роль природно-климатической и географической среды в развитии национально-психологических особенностей людей..

8. Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей.

9. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей.

10.Методологические и теоретические основы понимания сущности этнопсихологических феноменов.

11.Сущность этнопсихологических явлений.

12.Структура национальной психологии (классификация национально-психологических явлений).

13.Характеристика структуро- (системо-) образующей стороны национальной психики.

14.Характеристика динамической стороны национальной психики.

15.Национальный характер и его роль в жизни и деятельности людей.

16.Сущность и основные особенности национального сознания и самосознания.

17.Национальный темперамент.

18.Национальные интересы и ценностные ориентации.

19.Национальные чувства и настроения.

20.Национальные традиции и привычки.

21.Учет национальных традиций, обычаев и привычек во взаимодействии и общении с представителями различных этнических общностей.

психологических особенностей.

23.Характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.

психологических особенностей.

25.Характеристика коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей.

26.Свойства национально-психологических особенностей.

27.Механизмы проявления национально-психологических особенностей людей.

28.Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований за рубежом.

29.Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований в России и СССР.

30.Взгляды С. Лацаруса и Л. Штенталя на психологию народов.

31.Концепция психологии народов в работах В. Вундта.

32.Зарождение и развитие этнической психологии в России в середине XIX в.

33.Взгляды на этническую психологию в работах Н.Д. Надеждина.

34.Взгляды на этническую психологию в работах К.Д. Кавелина.

35.Взгляды на этническую психологию в работах Г.Г. Шпета.

36.Взгляды на этническую психологию в работах Д.Н. Овсянико-Куликовского.

37.Американская этнопсихологическая школа в 40-60-е годы XX в.

38.Концепция базовой (модальной) личности в зарубежной этнопсихологической науке.

39.Дискуссии по проблемам этнопсихологии в России и СССР.

40.Общая характеристика методов изучения и анализа национально-психологических явлений.

41.Сущность национально-психологической детерминации.

42.Сущность этнопсихологического отражения.

43.Принципы подхода к анализу, сравнению и сопоставлению национально-психологических особенностей.

психологических особенностей в деятельности воспитателей, руководителей многонациональных коллективов, социальных работников.

45.Национальные системы управления.

46.Этнопсихологическая детерминация идеологических, воспитательных и управленческих мероприятий в многонациональном коллективе.

47.Национально-психологические особенности русских.

48.Национально-психологические особенности украинцев.

49.Национально-психологические особенности белорусов.

50.Национально-психологические особенности народов Севера (по указанию преподавателя).

51.Национально-психологические особенности народов Поволжья (по указанию преподавателя).

52.Национально-психологические особенности народов Сибири и Дальнего Востока (по указанию преподавателя).

53.Национально-психологические особенности народов Кавказа и Закавказья (по указанию преподавателя).

54.Национально-психологические особенности народов Прибалтики.

55.Национально-психологические Средней Азии и Казахстана (по указанию преподавателя).

56.Национально-психологические дальнего зарубежья (по указанию преподавателя).

VIII. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ, КУРСОВЫХ И

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ

Историческое развитие этнопсихологических идей у нас в стране и за рубежом.

Влияние национальной психологии на поведение и деятельность людей в развитом обществе.

Этнопсихологические особенности вербального и невербального поведения людей представителей конретных этнических общностей.

Психологические особенности функционирования национального самосознания в современных условиях.

Своеобразие мотивационной сферы национального сознания представителей различных этнических общностей.

Роль национальных чувств и настроений в проявлении различных сторон национального самосознания.

Специфика проявления национальных традиций в межличностных отношениях в многонациональном государстве.

Влияние психологического склада нации на общение представителей конкретных этнических общностей.

Специфика сочетания социально-классового, этноконфессионального и единого целого в национальном характере людей.

Этнопсихологическая характеристика внутригрупповой коммуникации.

Этнопсихологические факторы в процессе социальной адаптации личности в группе.

Влияние этнопсихологических феноменов на характер протекания политических процессов в обществе.

Этнопсихологическая характеристика политического лидерства.

Национально-психологические предпосылки возникновения конфликтов между представителями различных этнических общностей Национально-психологические особенности славянских народов.

Национально-психологические особенности народов Поволжья и Урала.

Национально-психологические особенности народов Севера России (по выбору студента).

Национально-психологические особенности народов Сибири и Дальнего Востока России (по выбору студента).

Национально-психологические особенности народов Средней Азии.

Национально-психологические особенности народов СНГ.

Национально-психологические особенности народов мира (по выбору студента).

1. Стандарт дисциплины

2. Цели и задачи курса……

3. Учебно-тематический план курса

4. Программа курса

5. Семинары и практические занятия по курсу

7. Вопросы для подготовки к экзамену

8. Темы рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ по курсу

В.Г. КРЫСЬКО

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Усл. ед. 1, 5 Зак. 1414. Тираж 500 экз. Подп.в печ.19.08. _ © Институт государственного администрирования

Похожие работы:

« УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт кадрового развития и менеджмента Кафедра акмеологии и психологии управления РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Регламентация и нормирование труда для ООП 080400.62 – Управление персоналом (профиль Служба персонала и кадровое консультирование) по циклу Б.3 – профессиональному...»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой Декан факультета /Дружкин А.В./ _ /Соловьев Д.А./ _ _20 г. _ 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Дисциплина ПСИХОЛОГИЯ Направление 250100.62 Лесное дело Профиль подготовки Лесное хозяйство Квалификация (степень) Бакалавр...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА Всероссийской научной школы с международным участием (г. Новосибирск, 22–25 октября 2013 г.) В рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО НГПУ на 2012–2016 гг. Новосибирск 2013 THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION FSBEE HPE “NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY” EFFECTIVE TECHNOLOGIES...»

« РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.Ф.4 Антропология для специальности 030301.65 Психология специализации 020403 Социальная психология 020408 Психология труда и инженерная психология Новокузнецк 2013 г. Сведения о разработке и утверждении рабочей программы дисциплины Рабочая программа дисциплины ЕН.Ф.4 Антропология федерального компонента...»

«СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВА 1. Организационно – методические аспекты сопровождения детей с сочетанными нарушениями в условиях вариативных форм специального образования.7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с сочетанными нарушениями 1.2. Анализ программ обучения слепоглухих детей как пример успешного психолого-педагогического сопровождения детей с сочетанными нарушениями развития 1.3. Лекотека как вариативная форма получения образования для детей с сочетанными нарушениями...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет Педагогический факультет Кафедра педагогики и психологии начального образования УТВЕРЖДАЮ Декан педагогического факультета Т.В. Бабушкина 2011 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине ФТД.01. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ для студентов 5 курса очной формы обучения Специальность...»

« ЭКСПЕРТИЗЫ Учебная программа для специальности 1–23 01 04 “Психология” Факультет коммуникации и права Кафедра юридической психологии Курс (курсы)– 5 Семестр (семестры)– 9 Лекции – 8 часов Практические занятия – 4 часа Семинарские занятия нет Курсовой проект (работа) нет Всего аудиторных часов по дисциплине – 12 часов Всего часов Форма...»

«Контролируемая самостоятельная работа Количество часов, запланированных на КСР – 14 часов. Из них: практические занятия – 14 часов. Тема: Лидерство как форма власти. Практическое занятие – 2часа. Форма контроля – тест. Вопросы, подлежащие отработке: 1. Характеристика основных видов власти. 2. Харизматическая власть.Основные черты харизматической личности. Литература: 1. Андреева Г.А. Социальная психология. М., 1986. 2. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. Мн.: ООО Новое знание, 2002. 3. Волкогонова...»

«ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с У Т В Е Р Ж ДАЮ: государственными требованиями к ми н и м у м у с о д е р ж а ни я и у ро вн ю Ректор А.Р. Дарбинян подготовки выпускников по указанным направлениям и Положением Об УМК Д “_”_ 2012г. РАУ. Институт гуманитарных наук Кафедра: Психологии АВТОР: КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ Казданян С.Ш. У Ч Е Б Н О - М Е ТО ДИ Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С Дисциплина:Б2.В4 Психология политического лидерства...»

« программа для специальности 1-24 01 02 Правоведение Факультет коммуникации и права Кафедра юридической психологии Курс (курсы)– 4 Семестр (семестры) – 8 Лекции – 26 часов Практические занятия – 24 часов Семинарские занятия нет КСР - 12 Курсовой проект (работа) нет Всего аудиторных часов по дисциплине – 50 часов Всего часов Форма получения по...»

«1 ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с госуда рственными УТВЕРЖДА Ю: требова ниям и к минимуму содержа ния и уров ню подготов ки в ыпускников по у казанным Ректо р А.Р. Дарб иня н на правлениям и Положением Об УМКД РА У. “_”_ 2012г. Институт гуманитарных наук Кафедра: Психологии Автор: кандидат психологических наук, доцент Казданян С.Ш. УЧ Е Б Н О - М ЕТ О ДИ Ч Е СК И Й К О М П Л Е К С Дисциплина:Б2.В4 Психология рекламы и PR Направление: Психология...»

« ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебная программа для специальности 1–23 01 04 “Психология” Факультет правоведения Кафедра юридической психологии Курс (курсы)– 4 Семестр (семестры)– 6 Лекции – 56 Экзамен- 6 семестр Практические (семинарские) занятия – 46 часов Лабораторные занятия нет Курсовой проект (работа) нет Всего аудиторных часов по...»

«ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОН-ЛАЙН КОНФЕРЕНЦИИ Технологии обучения и социального сопровождения детей и взрослых с аутизмом, посвященной 2 апреля – Международному дню распространения информации об аутизме. 2 – 30 апреля 2014 г. Цель конференции: распространение передового опыта обучения и социального сопровождения детей и взрослых с аутизмом. Задачи конференции Улучшение условий для повышения организационно-методической компетентности педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с аутизмом...»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет Институт кадрового развития и менеджмента Кафедра высшего педагогического образования РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Педагогика и психология профильной и высшей школы по направлению 050700 – Педагогика магистерская программа 050704 М Высшее образование по ДНМ.Р.01 национально-региональный (вузовский) компонент...»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ Программа курса Рязань 2008 ББК 88.4я73 П84 Печатается по решению редакционно-издательского совета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина в соответствии с планом изданий на...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Уральский Государственный Экономический Университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе Л. М. Капустина _2011 г. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа учебной дисциплины Наименование специальности 080507.65 Менеджмент организации Екатеринбург 2011 2 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Одной из дисциплин, имеющих как теоретическое, так и прикладное значение для современного конкурентоспособного субъекта социума является...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет Институт кадрового развития и менеджмента Кафедра акмеологии и психологии управления РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Бюджетирование консультационных услуг для ООП 080200.68 – Менеджмент по циклу М.2.В.02 – профессиональный цикл, вариативная часть Магистерская программа...»

«Федеральное агентство по образованию РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ Учебная программа курса по специальности 040101.65 (350500) Социальная работа Владивосток Издательство ВГУЭС 2009 1 ББК 51.2 Учебная программа по дисциплине Основы социальной медицины составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Предназначена студентам специальности 040101.65 (350500) Социальная работа. Составитель: В.А. Дубинкин, д-р мед. наук, профессор...»

«;рждаю Одобрено " мгэи Ученым советом вуза сУ 2014 г. Л.А.Демидова Протокол № О 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ для поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (научная специальность 19.00.05 Социальная психология) Москва 2014 ПРЕДИСЛОВИЕ Программа вступительного испытания для поступающих в аспирантуру на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров по...»

«Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный университет Исторический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе А.Ф. Крутов _ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Теоретические и прикладные основы теории личности (ОД.А.08; цикл ОД.А.00 Обязательные дисциплины основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Психологические науки, специальность 19.00.07...»

Название: Социальная психология - Курс лекций.

Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, а также включает в себя структурно-логические схемы, упрощающие запоминание изложенного материала. Издание соответствует государственному образовательному стандарту по специальности "Социальная психология".
Для студентов и аспирантов психологических, социологических, педагогических и других факультетов ВУЗов, а также для всех желающих ознакомиться с проблемами взаимодействия, общения и взаимоотношения людей в различных социальных общностях.

Социальная психология - это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.
Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Архитектоника социальной психологии как науки

Лекция 1. Структура современной социальной психологии
Лекция 2. Иерархия и соотношение социально-психологических феноменов
Лекция 3. Механизмы функционирования социально-психологических феноменов
Вопросы для повторения
Структурно-логические схемы
Тема 2. Психология взаимодействия людей
Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия
Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей
Лекция 6. Разновидности взаимодействия
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 3. Психология взаимоотношений людей
Лекция 7. Сущность взаимоотношений
Лекция 8. Виды взаимоотношений
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 4. Психология общения людей
Лекция 9. Понятие и сущность общения
Лекция 10. Виды и типы общения
Лекция 11. Общение как коммуникация
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 5. Психология межличностного восприятия и взаимопонимания
Лекция 12. Сущность и основные характеристики межличностного восприятия
Лекция 13. Психологические особенности межличностного взаимопонимания
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 6. Социальная психология личности
Лекция 14. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей
Лекция 15. Социально-психологические типы личности
Лекция 16. Социализация личности
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 7. Психология малой группы
Лекция 17. Понятие малой группы и ее психологии
Лекция 18. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 8. Психология этнических общностей
Лекция 19. Понятие психологии нации
Лекция 20. Структура и свойства психологии нации
Лекция 21. Национально-психологические особенности представителей некоторых наций
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 9. Психология социальных классов
Лекция 22. Понятие и своеобразие функционирования психологии классов
Лекция 23. Структура социально-классовых различий
Лекция 24. Содержание психологии класса
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 10. Психология толпы
Лекция 25. Определение понятия «толпа»
Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы
Лекция 27. Особенности поведения толпы
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 11. Психология политики
Лекция 28. Сущность и содержание политико-психологических феноменов
Лекция 29. Психологическая характеристика политической власти
Лекция 30. Психологические особенности политической активности
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 12. Психология религии
Лекция 31. Психологическая наука о сущности религии
Лекция 32. Психологическая характеристика субъектов и объектов религии
Лекция 33. Содержание психологии верующих
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 13. Психология конфликтов
Лекция 34. Общая характеристика конфликта
Лекция 35. Структура и содержание конфликта
Лекция 36. Завершение конфликта
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Тема 14. Психологическое воздействие
Лекция 37. Понятие и виды психологического воздействия
Лекция 38.Закономерности психологического воздействия 3
Лекция 39. Методы психологического воздействия
Вопросы для повторения
Задания для самостоятельной работы
Структурно-логические схемы
Литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Социальная психология - Курс лекций - Крысько В.Г. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.