Получение и применение азота. Азот — большая медицинская энциклопедия. Азот в природе

Деятельность каждого субъекта хозяйствования включает в себя совокупную работу целого ряда промежуточных звеньев (отделов, цехов, людей и т.д.). Для того чтобы процесс производства был наиболее эффективен, а функционирование всех подразделений слажено, необходима постановка четкой задачи. Это становится возможным при использовании плана, отражающего основные цели организации. Составление прогнозных показателей является основой управленческой политики. Наиболее весомыми ее составляющими являются элементы разработки, а также реализации средств, влияющих на производственное функционирование.

Существуют планов. По периоду составления прогнозов выделяют:

1. Перспективные или Их разработка выявляет будущую потребность в новых видах какого-либо продукта, а также определяет стратегию на различных потребительских рынках в долгосрочном периоде (десять-пятнадцать лет).

2. Текущие планы. Эти прогнозы разрабатываются в разрезе отчетного года.

3. вида. Эти прогнозные значения служат для более детального уточнения текущих показателей. Промежутки времени, которые охватывают данные виды планов, предельно коротки. Это может быть час и смена, декада и месяц. Для процесса управления такой план является основой бесперебойного функционирования предприятия и изготовления продукции. При помощи данного прогнозного документа задания доводятся до их прямых исполнителей, которыми являются рабочие. содержит в себе компоненты, которые отражают межцеховые, внутрицеховые, а также сменно-суточные задачи.

Классификация прогнозирования может осуществляться и по другим характеристикам. Виды планов различаются по:

Управленческому уровню (заводские и корпоративные, а также фирменные);

Обосновывающей их методике (директивные и административные, индикативные и рыночные);

Сектору применения (индивидуальные и бригадные, внутри- и межцеховые);

Стадии разработки (окончательные и предварительные);

Степеням точности (уточненные и укрупненные).

Существуют виды планов и по характеру составления. Они могут быть целевыми или поисковыми. Первый вид прогнозных разработок в первоочередном порядке предполагает постановку целей. Затем определяет объем ресурсов, необходимых для решения задачи. Планирование при помощи прогнозного типа показателей является полной противоположностью целевого метода. На основе имеющегося количества факторов производства ставятся определенные задачи по функционированию субъекта хозяйствования.

Различные составляемых фирмами, разрабатываются по специфическим правилам. В первую очередь они учитывают поставленную перед компанией цель. Классификация бизнес-планов осуществляется по следующим видам:

1. Для привлечения инвесторов. Такие разработки содержат в себе подробные характеристики деятельности компании и исследования в области маркетинга.

2. Для получения кредита. В таких прогнозных разработках должна быть обоснована потребность предприятия в денежных ресурсах, а также указана значительная выгода от их использования.

Современные экономические условия диктуют необходимость в осуществлении показателей. Без решения данной задачи предприятию невозможно производить эффективные действия на рынке. Виды финансовых планов, показатели которых основываются на величинах объема выпуска готовых товаров, ассортиментном перечне, а также себестоимости продукта, подразделяются на:

Стратегические;

Текущие;

Оперативные.

Прогнозные значения, указанные в этих документах, являются важной основой для принятия управленческих решений на предприятии.

Планированием называется разработанная и установленная руководителем предприятия система количественного и качественного показателя, где определяется темп, пропорции и тенденции развития на текущий период или перспективу. Для хорошего темпа развития каждому предприятию необходимо регулярное составление проекта.

Этапы планирования

На сегодняшний день можно выделить следующие этапы планирования работы предприятия:

  • постановка целей и задач;
  • составление программы действий (проектирование);
  • подготовка вариантной программы действий («план Б»);
  • выявление необходимых источников и ресурсов;
  • определение исполнителей и оповещение их о плане;
  • фиксирование результата планирования письменно, в виде карты, проекта, презентации, приказа.

Основные виды планирования

В зарубежной практике для этого термина, а также для административного управления и контроля существует одно понятие - «менеджмент». Планирование - это центральное звено механизма урегулирования производственной системы. С его помощью руководство контролирует темпы развития предприятия.

Виды планирования по назначению:

  • определение стратегии развития предприятия ;
  • разработка нового производства, продукции, проекта;
  • составление тактики деятельности предприятия на определенный период времени.

Что такое план? Это документ или его часть, которая охватывает весь производственный, хозяйственный и финансовый комплекс предприятия за определенный период времени. Это нескончаемые процессы, сменяющиеся один за другим.

Виды планирования по содержанию:

  • основное направление развития предприятия;
  • отдельная проблема;
  • детальная программа производственной деятельности.

Планы бывают составлены на разные временные отрезки: краткосрочные перекрываются долгосрочными и наоборот. Это непрерывный процесс, который обусловлен динамикой производства и непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме этого, в планах также могут быть ошибочные решения, которые в процессе их выполнения необходимо исправлять и корректировать. Предприятия не всегда следуют намеченному проекту.

К этому виду планирования относится также сетевой метод. С его помощью моделируют параллельное выполнение нескольких функций, например рабочую смену по производству чего-либо и одновременный ремонт цеха.

Программно-целевой метод

С помощью этого метода план составляют в виде программы. В нее входит комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и датируются определенными сроками.

Отличительной чертой программы выступает ее нацеленность на достижение результатов. Главный стержень здесь - генеральная цель. Для ее достижения назначаются конкретные исполнители, которых руководство наделяет всеми необходимыми ресурсами.

В зависимости от сроков встречается такой вид планирования:

  • перспективный;
  • текущий;
  • оперативно-производственный.

Основой перспективного планирования является прогнозирование. С его помощью анализируются перспективы потребности в новой продукции, товарных и сбытовых стратегиях. Основные виды планирования по периодам действия планов бывают: долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

С помощью текущего или годового планирования разрабатывают среднесрочный план и уточняют его показатели. В зависимости от объекта этот метод бывает заводским, цеховым или бригадным.

Оперативно-производственный план разработан с целью уточнения текущего годового плана по менее длительным отрезкам времени (месяц, смена, час) и по отдельным рабочим подразделениям (цех, бригада, рабочее место). Этот документ доводит суть необходимых заданий до их непосредственных исполнителей.

При помощи перспективного, текущего и оперативно-производственного методов планирования образуется единая система.

Директивное планирование

Этот вид обуславливается тем, что в обязательном порядке принимаются и выполняются плановые задания, которые устанавливает вышестоящее руководство для своих подчиненных.

Директивный метод пронизывает все уровни системы централизованного планирования (предприятия, его отраслей, регионов, экономику в целом) и сковывает инициативу организации.

Индикативное планирование

Такой метод характеризуется формой государственного регулирования и контроля над ценами, тарифами, ставками налогов, банковскими процентными показателями. Задания этого плана называют индикаторами - параметрами, которые характеризуют состояние и направление экономики. В их составе могут быть обязательные задания государства, однако их число ограничено.

Индикативное планирование носит исключительно направляющий характер. По отношению к организациям или предприятиям такой метод применяется во время разработки перспективных планов.

Стратегическое планирование

Этот вид направлен на постановку перспективных целей и выработку средств для их достижения, а также предназначен для определения основных направлений развития и формирования миссии предприятия, которая идет на реализацию общей цели. Данная миссия характеризирует статус организации и обеспечивает ориентир для целей и стратегий.

Виды планирования учебной деятельности

При подготовке к новому учебному году учитель должен составить план для каждого класса, в котором он читает свой предмет. То же самое касается и преподавателей в университетах.

Основой этого плана является программа учебного предмета. Содержащиеся в программе положения и аспекты приобретают более конкретную форму. Обязательно учитываются условия работы в определенном классе/группе. Особенное внимание уделяется таким факторам:

  • уровень знаний учеников;
  • количество уроков/пар;
  • тип и объем дидактических материалов;
  • степень продвинутости класса/группы;
  • объем глав и параграфов в пособиях;
  • наличие или отсутствие внеклассовых экскурсий/практических занятий в лабораториях и других местах;
  • количество часов, отведенных на проверку знаний;
  • контроль или повторение материла.

Обязательным является вписывание годового учебного плана в журнал класса. Он включает в себя перечень тематических групп, которые составляют из тех тем, что относятся к отдельным методическим единицам. Четвертные планы являются более эффективными благодаря тому, что составляются чаще и имеют большие объемы, нежели годовые. Они позволяют подробнее определиться с дидактическими задачами, учитывая изменения, которые происходили в течение предыдущей четверти.

Внешнее выражение такого дидактического планирования - это конспект урока/пары. Здесь план включает в себя такие обязательные пункты:

  • тема урока или лекции;
  • воспитательные цели, выраженные объяснениями преподавателя или демонстрацией какого-либо визуального материала;
  • порядок урока: подготовительные действия, проверка наличия учеников на местах, контроль выполнения домашнего задания и подготовки к уроку, основные действия (вычитывание новой темы, решение более сложных задач, лабораторная работа), завершающий этап, к которому зачастую относится закрепление материала и выдача задания на дом.

Конспект - это подробное развитие такого плана. Обычно в него входит тема урока или лекции, цели и задачи, порядок урока, материал, распределяющийся отдельными этапами (для удобства используются таблицы, списки, чертежи), а также задание для домашней работы. Помимо этого в конспект записывается перечень методов, а также дидактических средств, которые были использованы на определенных этапах урока.

Виды планирования в школе зависят от многих факторов, например, от уровня успеваемости, объема программы и предпочтений преподавателя.

Если на уроке используются программированные тексты, то в конспекте должны учитываться дополнительные материалы, к примеру, подборка более трудных заданий для учеников, которые усваивают информацию лучше и работают быстрее остальных.

Виды планирования в ДОУ

Для того чтобы создать систему обучения в дошкольном образовательном учреждении, следует использовать сразу несколько видов планирования:

  • перспективный план или программа развития ДОУ (его составляют на 3 года вперед);
  • план ДОУ (на один год);
  • тематический план (по видам деятельности);
  • индивидуальный план, составленный специалистами и администрацией;
  • календарно-тематическое планирование в определенной возрастной группе.

Самый популярный среди них - последний. Так, календарно-тематическое планирование способно структурировать содержание процесса образования. Оно весьма удобно и просто для любой возрастной группы. Для разработки вам понадобится:

  • определиться с объемом плана в учебных часах ;
  • придумать тематику, содержание, разработать схему занятий на каждый день;
  • установить оптимальные формы проведения занятий, методы обучения (для ДОУ лучше всего подойдет игровой вариант);

проверить, не получилась ли программа перенасыщенной для ребенка, ведь от избытка деятельности может быть мало пользы.

Мы рассмотрели понятие и виды планирования. Подводя итог, можно сказать, что это сложный процесс, на который влияет множество факторов, начиная от сроков работы предприятия и заканчивая его размерами. Для того чтобы организация хорошо функционировала и приносила доход, неотъемлемой частью является составление грамотного плана. В случае успешной разработки и дальнейшего следования программе компании гарантирован успех.

Азот является одним из самых распространенных на Земле элементов - в атмосфере его содержание превышает 78%. Существование такого большого количества азота в свободном состоянии говорит о его инертности и трудном взаимодействии с другими элементами в обычных условиях.

В связанном состоянии это вещество можно найти в органической и неорганической материи. Связанный с углеродом и кислородом, азот находится в белках животных и растений.

Само по себе название «азот» придумал Лавуазье, который в ходе многочисленных опытов установил наличие в атмосфере некоего инертного вещества. Ученый счел эту субстанцию безжизненной - по-гречески «azote».

Азотный цикл

Несмотря на инертность азота, в природе происходят постоянные процессы его фиксации или связывания. Так, например, в корнях бобовых растений накапливаются особые бактерии, которые фиксируют азот, перерабатывая его в нитраты.

В атмосфере этот газ окисляется во время разряда молний. Затем растворяются в осадках, образуя и азотистую. Со снегом, дождем, туманом азот попадает в почву, где происходит превращение его в нитриты или нитраты. Затем различные растения используют их для строительства белка. Животные питаются растениями, и перерабатывается в животный. При разложении растений и животных после смерти все азотные соединения в их организмах превращаются в аммиак. Бактерии разрушают его до простейших элементов, выделяя при этом вновь чистый азот и водород. Так происходит азотный цикл или круговорот азота в природе.

Химические свойства азота

Его основное свойство в нормальных условиях - это инертность, т.е. минимальная химическая активность. Атом азота может образовывать связь с другим атомом азота, что достаточно необычно для химических элементов (исключение составляют лишь кремний и углерод).

При нагревании этот элемент реагирует с большинством металлов. При этом образуются ионные, ковалентные или промежуточные нитриды с отрицательно заряженным ионом азота.

В реакции с водородом азот образует достаточно устойчивые соединения - азотоводороды, которые отдаленно напоминают углеводороды. К подобным веществам относятся аммиак, гидразин и азотистоводородная кислота.

Получение и применение азота

Соединения этого вещества, играют важную роль в промышленности и сельском хозяйстве. Способ получения азота в виде химического элемента зависит от необходимой степени его чистоты. Больше всего азота необходимо для но при этом допускается незначительное содержание в нем благородных газов.

Получение азота из атмосферы

Это один из самых экономичных способов, в ходе которого очищенный воздух последовательно сжижают путем охлаждения и расширения. Полученный перегоняют через фракции, медленно поднимая при этом температуру. При этом процессе сначала выделяются благородные газы, а затем азот. Остается только

Подобное получение азота позволяет произвести много миллионов тонн этого вещества каждый год. Используют азот в основном для последующего производства аммиака, который, в свою очередь, выступает в роли сырья для получения промышленных и сельскохозяйственных азотосодержащих соединений.

Чистую азотную атмосферу также могут использовать, когда необходимо полное отсутствие кислорода.

Получение азота в лаборатории

В небольших количествах этот газ получают, окисляя ионы аммония или аммиак. В частности, ион аммония можно окислить нитрит-ионом.

Получение азота в процессе разложения

При нагревании разлагаются азиды, аммиак разлагается нитриты разлагаются от взаимодействия с мочевиной или сульфаминовой кислотой - в результате всех этих реакций образуется азот.


Азот – это газ, слаборастворимый в воде, без вкуса, запаха и цвета. Не смотря на то, что название элемента означает «безжизненный», он необходим для жизнедеятельности. Использование азота в свободном виде широко распространено во многих отраслях промышленности. Производство связанного азота стало быстро развиваться после Первой мировой войны и в наше время достигло очень больших масштабов. Рассмотрим подробнее использование азота по отраслям.

Газ, нефть, химия

    Использование в газообразном виде для освоения скважин. Этот метод снижения в скважинах уровня жидкости является наиболее перспективным. Для него характерны надежность и простота регулирования и контроля процесса в большом диапазоне давлений и расходов. Газообразный азот помогает быстро опорожнять глубокие скважины, резко и быстро или плавно и медленно снижать давление в скважине; может обеспечить дренирование пласта с подпиткой сжатым газом, чтобы создать фонтанирование.

    Создание инертной среды при погрузочно-разгрузочных работах в емкостях. Азот также применяется в целях пожаротушения, испытания и продувки трубопроводов (особенно актуальна эта проблема на Крайнем Севере, где сосредоточена добыча газа и нефти, вследствие невозможности использования во время морозов пенообразующих средств и воды).

    Использование в чистом виде для синтеза аммиака и при производстве азотных удобрений, для переработки попутных газов и конверсии метана.

    Использование для уменьшения серных отложений на нефтеперерабатывающих заводах, для высокоэффективной переработки высокооктановых компонентов, для повышения производительности предприятий по крекингу нефти.

Металлургия

    Азот применяется во время отжига, при нейтральной закалке, при спекании порошковым металлом, цианировании, пайке твердым припоем, для защиты цветных и черных металлов.

    Азот нужен для работы загрузочного устройства доменной печи, сероводородных компрессоров, машины огневой зачистки металла цеха блюминга, коксохимического производства.

Горнодобывающая промышленность

    При пожаротушении в угледобывающих шахтах также используется азот.

    Пищевая промышленность.

    Азот необходим для хранения, перевалки и упаковки продуктов питания с целью увеличения сроков хранения и сохранности их вкусовых качеств.

    Использование азота важно для предотвращения размножения бактерий путем заполнения упаковки смесью диоксида углерода и азота.

    Азот применяют для защиты продуктов от вредных насекомых, для которых инертная атмосфера может быть губительной.

Фармацевтика

  • Азот используют при упаковке, транспортировке и вытеснении кислорода из резервуаров с продуктом.

Медицина

Целлюлозно-бумажная промышленность

  • Азот используется для обработки картона и бумаги, а также деревянных предметов катодным лучом или ультрафиолетом, с целью полимеризации лаковых покрытий. Это позволяет снизить затраты на фотоинициаторы, уменьшить выброс летучих соединений, повысить качество обработки.

Пожаротушение

  • Обладая инертными свойствами, азот позволяет вытеснить кислород и предотвратить реакцию окисления. Горение – это реакция быстрого окисления, которая происходит за счет присутствия кислорода и источника воспламенения (электрическая дуга, искра, химическая реакция с большим выделением тепла) в атмосфере. Азот позволяет не допустить такую ситуацию. При концентрации в среде азота 90 %, горения не возникает. Мобильные азотные станции и стационарные установки по производству азота от 5 до 5000 нм³/ч с чистотой от 90% до 99.99%, эффективно предотвращают возгорание, либо тушат его очаг.

Часть I

1. Строение атома –

2. Строение молекулы.


3. Характеристика химической связи в молекуле:
- по ЭО ковалентная неполярная;
- по кратности тройная.

4. Физические свойства: газ, входит в состав воздуха, без цвета и запаха, инертен.

5. Химические свойства.
1) Окислительные по отношению к М и Н2. Запишите уравнения реакций и рассмотрите их с позиций окисления-восстановления.


2) Восстановительные свойства


6. Азот в природе.


7. Получение в промышленности: из жидкого воздуха.

Часть II

1. Заполните схему «Применение азота».


2. Приведите полную классификационную характеристикуреакции синтеза аммиака.


3. Приведите полную классификационную характеристикуреакции синтеза оксида азота (II).


4. Определите формулы неизвестных реагентов и запишите уравнения реакций для переходов:


5. Какой объём азота можно получить из 540 м3 воздуха путём его фракционной перегонки?


6. Вычислите массу полученного в задании 5 объёма азота.


7. Какие микроорганизмы решают проблему связанного азота? Какие две группы таких микроорганизмов можно выделить? (в случае затруднения найдите дополнительную информацию с помощью Интернета.)
1) Клубеньковые азотфиксирующие бактерии, связывающие свободный атом N2 в усваиваемую форму.
2) Почвенные водоросли, в частности, синезеленые – также связывают атмосферный азот.

8. Напишите синквейн о веществе азоте.
1) азот N2
2) бесцветный, без запаха
3) инертен, неметалл
4) получают из жидкого воздуха
5) воздух