Попс формула по истории примеры. Примеры использования формулы попс на практике. Развитие письменной речи и копирайтинг

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пути приобретения знаний… «Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn» Benjamin Franklin «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и явыучу» БенджаминФранклин

3 слайд

Описание слайда:

Интерактивные методы Термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка(«interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» - от «асt» - действовать, действие).

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры.

6 слайд

Описание слайда:

Попс-формула - это потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, созданный профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

7 слайд

Описание слайда:

ПОПС-формула П – ПОЗИЦИЯ(в чем заключается ваша точка зрения). О – ОБОСНОВАНИЕ (объяснение) (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции) П – ПРИМЕР(факты, иллюстрирующие ваш довод) С – СЛЕДСТВИЕ(вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции). Я считаю, что… Потому что … Ямогу доказать это на примере того, что… Исходя из этого, я делаювывод, что …

8 слайд

Описание слайда:

Использование приема «ПОПС-формула» на уроках иностранного языка П – позиция / I think..., I don"t think..., I imagine..., I believe ... , I strongly believe, I consider О – обоснование...because..., ...as... П – пример / for example..., for instance..., such as... С – следствие / So...

9 слайд

Описание слайда:

Lesson «The USA: Political outlook» - I believe that the United States of America is a democratic country because without the support of people there can be no government. For instance, the congressmen and the President are elected by the US citizens according to the Constitution; that is why the power of people is to have such politicians that can represent the interests of the nation.

10 слайд

Описание слайда:

Lesson «American food and drink» - I don"t think that fast food restaurants are worth visiting as they don"t serve healthy food. For example, most restaurants put a lot of fat and spicy food such as bacon, fried potatoes, eggs, grilled chicken, hamburgers on your plate, which is a bad habit. So, if you often go to fast food restaurants and eat a lot, you don"t expect to be healthy afterwards.

11 слайд

Описание слайда:

При оценивании использования метода ПОПС можно вести наблюдение по данным моментам, отмечая, каким показателям (критериям) соответствует или не соответствует выступление того или иного учащегося. Можно каждый из предложенных показателей оценить по пятибалльной системе. Этот же лист оценки возможно использовать и для самооценки учащихся. Возможный вариант проверочного задания: сделать плакат или написать эссе по определенной проблеме с использованием вышеперечисленных критериев. П - Позиция Позиция ясно сформулирована. Позиция кратко сформулирована. Позиция сформулирована доступным для понимания аудитории образом. О - Объяснение В объяснении имеются ссылки на общественные ценности, законодательство, конституцию, международные документы по правам человека. Объяснение поддерживает заявленную позицию. Объяснение является убедительным. П - Пример Пример вызывает всеобщий интерес. Пример является общественно значимым. В примере есть ссылки на источники - газеты, мнения экспертов, личный опыт. Пример дает достаточное, но не избыточное количество деталей. С - Следствие Кратко повторена суть позиции. Подведен итог выступлению. Предложены конкретные действия для решения проблемы. Лист оценки использования метода ПОПС

Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.

Суть приёма ПОПС

ПОПС-формула - это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:

  • П - позиция;
  • О - объяснение;
  • П - пример;
  • С - следствие/суждение.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:

ПОПС-формула позволяет:

  • за короткое время опросить нескольких учащихся;
  • получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
  • узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.

Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:

  • формировать оценочное мышление у детей;
  • учит ребят лаконично выражать свои мысли;
  • структурировать идеи.

Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.

Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

Технология составления устного ответа или эссе по формуле

А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога - из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:

  • Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… - эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
  • Потому что…/ Так как… - на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
  • Например…/ Я могу доказать это на примере… - чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
  • Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… - эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

ПОПС-формулу можно использовать как при составлении устного ответа, так и для написания короткого сочинения

Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.

Примеры использования метода на различных уроках

История

Более всего полезна ПОПС-формула для составления ответа по предметам, требующим раскрытия понятий и выстраивания рассуждений. Например, по истории

Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:

Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.

Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.

Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.

Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.

Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:

Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.

Потому что Россия добилась небывалого прогресса.

Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.

То есть методы правления Петра I были эффективными.

Обществознание

При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:

Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.

Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.

Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.

Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.

Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме - «Безработица - способ регулирования государством рынка труда»:

Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.

Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.

Поэтому безработица - важный элемент развития рынка труда в стране.

Литература

Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема: «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»).

Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.

Так как, во-первых, он - результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе - принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.

Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.

Английский язык

Удобно использовать формулу при ответе на уроке английского, так как школьникам бывает особенно тяжело сразу составить чёткое высказывание на чужом языке

ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood - responsibility or natural issue?».

I think we should learn how to become good parents.

The more we learn, the more we realize.

Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.

Parenthood is the most difficult task in life.

ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для реализации приема.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Применение ПОПС

ПОПС — формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Знакомство с ПОПС-формулой

Анализируя все свои «педагогические подвиги», не могу не сказать о работе в группе.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий* так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов*, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие аспекты*. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Работая над статьёй, обнаружила нечто новое для себя, что заинтриговало.

* ПОПС-формула

«Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет уча­щимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Материал из Интернета)

Однако, я это использовала, не называя так. Рефлексию организовываю в другой форме, типа: я знал…, я узнал…, я хочу узнать…

Для старшеклассников мне понравилась ПОПС-формула. Она предлагает стать соавтором учителя в учебном процессе.

Словарь* (ВикипедиЯ)

Стратегия (от греческого στρατηγία - «искусство полководца») способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

Аспект (от латинского aspectus - вид, облик, взгляд, точка зрения) - одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения. Кроме того, в ряде специальных дисциплин это слово употребляется как термин:

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл « от точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

Использованные ресурсы:

6. ВикипедиЯ

7. Интернет-ресурс http://bioschool.narod.ru

«ПОПС – формула»

Для управления эффективным учебным процессом нам необходима постоянная обратная связь с учащимися: как они усвоили новый учебный материал, какие проблемы возникли? Одними опросами домашнего задания на следующем уроке здесь не ограничишься. Проводить частые самостоятельные работы, тоже нецелесообразно. Любой контроль знаний должен восприниматься учителем не как «карающий меч» для ученика, а материал для мониторинга результативности учебного процесса. Да и не всё измеришь количеством баллов, когда нам необходимо, к примеру, проследить уровень аналитического, логического мышления или как выполнена воспитательная задача урока. Нам необходимы такие технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефле ксии учащихся.

Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний, очень мало. Поэтому они чрезвычайно ценны в повседневной практике учителя.

«ПОПС-формула»

Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефле ксию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

Методика «ПОПС-формула»

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре

предложения,

отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции)

начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту

своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы)

начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.