Анатомия сапин сивоглазов. Педагогическое образование м. р. сапин, в. и. сивоглазов анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) рекомендовано министерством образования. Какие факторы влияют на развитие зародыша

Михаил Пришвин

Лисичкин хлеб (сборник)

© Пришвин М. М., наследники, 2015

© Алёшина Н. В., иллюстрации, 2015

© Вступительная статья, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015

* * *

«В лесу сегодня странный посетитель…»

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954), выдающийся писатель-природовед, был неутомимым путешественником. Он объехал почти всю страну: побывал на Урале, на Дальнем Востоке, на Севере, на Кавказе, в Крыму, в Казахстане и во многих других местах. Там он собирал материал, который стал основой его охотничьих и детских рассказов, философских заметок. Во время поездок он вёл дневник, где отражал всё – мысли, наблюдения, впечатления. Именно «Дневники» Пришвин считал своей главной книгой. Вот одна из коротких дневниковых записей: «Пудра вчерашней пороши по насту. И на ней звёзды. Каждая былинка смотрится и видит себя голубой. В овраге нет ещё воды, но следы зверушек двойные: бегают друг за другом – это у них весна света». Он был поэтом, умевшим выразить красоту. Он был учителем, умевшим найти новые знания.

В цикле «Памяти Пришвина» поэт Валентин Берестов написал:

В лесу сегодня странный посетитель.
А ну-ка, что он записал в дневник?
«В лес я вхожу как ученик,
Из леса выхожу я как учитель».

Пришвин родился в Ельце в купеческой семье. Миша был младшим из пятерых детей. Учился он с трудом – за 6 лет дошёл только до четвёртого класса. Он уже готовился снова стать второгодником, но тут его вообще отчислили из гимназии – «за дерзость учителю»

В. В. Розанову, будущему известному философу. Мишу отправили в Тюмень, к дяде по материнской линии купцу Игнатову. Экзамены за седьмой класс реального училища Пришвин сдал экстерном. После чего, отказавшись унаследовать бизнес дяди, уехал в Ригу. Учился в Рижском политехникуме, но недолго – вскоре был арестован за участие в революционном кружке. Целый год он просидел в одиночной камере, а потом был выслан в Елец. В начале XX века Пришвин получил диплом агронома в Лейпцигском университете и работал в Ельце по специальности.

С 1906 года Пришвин стал журналистом, печатался в известных газетах, часто выезжал в этнографические экспедиции в малоизученные места. Тогда-то и появились рассказы и очерки, которые прославили писателя как одного из самых больших знатоков русской природы. Уже после выхода первой книги, поэтичной, очень эмоциональной – «В краю непуганых птиц» (1907), – Пришвин получил признание как учёный, был избран действительным членом Российского географического общества. Первозданная, сказочная красота природы стала его темой на всю жизнь. Он отправлялся «За волшебным колобком» (название его второй книги), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим».

Для детей Пришвин стал писать в 20-е годы XX века. Несколько поколений выросли на его книгах, таких как «В краю дедушки Мазая», «Дедушкин валенок», «Кладовая солнца», «Золотой луг».

Чудесами наполнены все истории Пришвина и особенным, тонким юмором – словно спрятанным от невнимательных глаз, как лёгкая тень улыбки мудрого философа, каким он и был на самом деле.

В рассказе «Лисичкин хлеб» девочке Зиночке, которая «копуля такая, что и белый-то хлеб не берёт», автор дал кусок чёрного хлеба, который он, уходя в лес, взял про запас, да не съел. Вспомнив выражение «заячья капуста», автор остроумно назвал этот хлеб «лисичкиным», может, потому он показался Зиночке необыкновенно вкусным.

Зверушки, рыбы, птицы средней полосы России особенно интересны писателю. Это и есть главные герои его сказочных историй.

Красоту природы видит писатель в самых обычных её обитателях, которых мы зачастую не замечаем. Каждую весну мы топчем одуванчики, плетём из них венки и, подобно мальчишкам из рассказа «Золотой луг», «фукаем» белыми парашютиками… А вот главный герой рассказа узнал о тайне одуванчиков. Оказалось, что одуванчик, похожий на солнышко, ложится спать и встаёт вместе с детьми.

За долгую жизнь Пришвин написал много. Все его произведения посвящены неразрывной связи человека и природы, единству живого мира, в котором, как считал писатель, чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни».

Ольга Корф

Дом на колёсах

Рассказы


Дом на колёсах


Устроить себе дом на колёсах мне помог один журнал, с которым мы заключили такой договор: я буду писать о своём путешествии, а журнал мне за это поможет устроить дом на колёсах. Вскоре после заключения договора мне прислали грузовик «ГАЗ», полуторатонку, и я стал обдумывать, как бы на этом грузовике устроить себе охотничий домик и уехать на нём в путешествие ранней весной и до глубокой осени.

После нескольких совещаний со столярами и плотниками я решил себе устроить нехитрый кузов из двойной фанеры.

Мастера мне скоро сделали такой домик с выдвижными щитами для окон: задвинешь щитки – и в домике делается полная тьма, необходимая мне для фотографических работ.

Округлый верх домика мы покрыли ещё хорошей клеёнкой и весь домик окрасили в защитный зелёный цвет, чтобы можно было в лесах затаиваться и не пугать птиц и зверей.

Когда зелёный домик был готов и краска совершенно просохла, мы установили его на машину, боковинки ящика грузовика плотно прикрепили железными скобами к стенкам домика, и дом на колёсах был готов… Но только окнами да крышей это было похоже на дом, остальное – машина, состоящая из двух частей: передней, моторной, и соединённой с ней тонкой переслежинкой огромной грузовой части.

А ещё больше, чем на машину, мой домик на колёсах был похож на какое-то длинное расчленённое зелёное насекомое.

Управление машиной мне было хорошо известно самому, и брать шофёра было незачем. Мы уложили ружья, резиновые лодки, припасы, усадили собак и уехали в край дедушки Мазая.

Этот край, описанный поэтом Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы», находится недалеко от города Костромы, и река там течёт, наша Волга.

Ранней весной, в половодье, Волга до того переполняется водой, что ей уже некуда принимать в себя воду притоков. Напротив, лишняя вода из Волги выливается.

Вот тогда все реки, текущие в Волгу, повёртывают свою воду назад и текут обратно, и весь низменный край покрывается водой и становится похожим на море.

Когда прибывает вода, то, конечно, она сначала заливает места более низкие, и земля становится похожа на тело, покрытое бесчисленными глазками и жилками. А после, когда много прибудет воды, всё превращается в море с бесчисленными островами.

Мало-помалу и острова исчезают, и только самые высокие места не заливаются и остаются островами всё время разлива Волги.

Вот на эти-то острова, покрытые лесом, со всех сторон сплываются звери: лоси, медведи, волки, лисицы, разные мышки, букашки, всякие зайчики, горностайчики…

Тут есть на что посмотреть.

Мы приехали сюда ещё по морозу и в ожидании весны поставили свой дом на колёсах на самое возвышенное место.

Тут мы устроились лагерем.

Когда было холодно, мы согревали изнутри свой домик двумя керосинками, и спать было очень тепло.

Когда же кончились морозы и разлилась вода, в небольшом домике спать можно было и без керосинки. А когда стали одеваться деревья, мы надули две наши резиновые лодки, над ними раскинули палатку и спали в этих лодках, как на самых мягких и удобных кроватях.

Когда же стало совсем тепло, всей гнусной силой своей напали на нас комары. Тогда мы опять забрались в наш дом на колёсах. Осенью, когда комары стали пропадать, мы опять выбрались в палатку и жили в ней до зимы.

Каждый день я записывал свои наблюдения в природе.

Некоторые страницы моего дневника, может, будут вам интересны.


Жаркий час

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения.

Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться.

Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула.

Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!

Год выпуска: 2002

Жанр: Анатомия, физиологя

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Анатомия и физиология - это важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Знать, как устроен человек, как «работают» его органы, должен каждый медик, каждый биолог, тем более что и анатомия и физиология относятся к биологическим наукам.
Человек, как представитель животного мира, подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. В то же время человек отличается от животных не только своим строением. Он отличается развитым мышлением, интеллектом, наличием членораздельной речи, социальными условиями жизни и общественными взаимоотношениями. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменили их.
Знание особенностей строения и функций человеческого организма полезно любому человеку, тем более что иногда, при непредвиденных обстоятельствах, может возникнуть потребность оказать помощь пострадавшему: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать гигиенические нормы, необходимые в быту и на производстве для сохранения здоровья человека.
Анатомия человека (от греч. anatome - рассечение, расчленение) - это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия изучает внешние формы тела человека, его органы, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода и до старческого возраста, изучает человека в условиях влияния внешней среды.
Физиология (от греч. physis - природа, logos - наука) изучает функции, процессы жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток, взаимосвязей и взаимодействия в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.
Большое внимание в анатомии и физиологии уделяется детскому возрасту, в период быстрого роста и развития человеческого организма, а также пожилому и старческому возрасту, когда проявляются инволютивные процессы, нередко способствующие различным заболеваниям.
Знание основ анатомии и физиологии позволяет не только понять самого себя. Детальные знания этих предметов формируют у специалистов биологическое и медицинское мышление, дают возможность понять механизмы процессов, происходящих в организме, изучить взаимосвязи человека с внешней средой, происхождение вариантов телосложения, аномалий и пороков развития.
Анатомия изучает строение, а физиология - функции практически здорового, «нормального» человека. В то же время среди медицинских наук имеются патологическая анатомия и патологическая физиология (от греч. pathia - болезнь, страдание), которые исследуют измененные болезнями органы и нарушенные при этом физиологические процессы.
Нормальным можно считать такое строение тела человека, его органов, когда функции их не нарушены. Однако имеется понятие об индивидуальной изменчивости (вариантах нормы), когда масса тела, рост, телосложение, интенсивность обмена веществ отклоняются в ту или иную сторону от наиболее часто встречающихся показателей. Сильно выраженные отклонения от нормального строения называются аномалиями (от греч. anomalia - неправильность, ненормальность). Если аномалия имеет внешнее проявление, искажающее вид человека, то тогда говорят о пороках развития, об уродствах, происхождение и строение которых изучает наука тератология (от греч. teras - урод).
Анатомия и физиология постоянно пополняются новыми научными фактами, выявляют новые закономерности. Прогресс этих наук связан с совершенствованием методов исследования, широким использованием электронного микроскопа, научными достижениями в области молекулярной биологии, биофизики, генетики, биохимии.
Анатомия человека, в свою очередь, служит основой для ряда других биологических наук. Это антропология (от греч. anthropos - человек) - наука о человеке, его происхождении, человеческих расах, их расселении по территориям Земли; гистология (от греч. histos - ткань) - учение о тканях человеческого организма, из которых построены органы; цитология (от греч. kytus- клетка) - наука о строении и жизнедеятельности различных видов клеток; эмбриология (от греч. embryon - зародыш) - наука, исследующая развитие человека (и животных) во внутриутробном периоде жизни, образование, формирование отдельных органов и организма в целом. Все эти науки являются частью общего учения о человеке. Однако, появившись в недрах анатомии, они в разное время отделились от нее благодаря появлению новых методов исследования, развитию новых научных направлений.
Изучению человека, его внешних форм и пропорций его тела способствует пластическая анатомия. Рентгенанатомия, благодаря проникающей способности рентгенов-ских лучей, исследует строение и взаимоположение костей скелета и других органов, имеющих различную плотность тканей. Метод эндоскопии (от греч. endo - внутри, scopia - в конце слова - исследование зеркалами) дает возможность с помощью трубок и оптических систем рассмотреть изнутри полые внутренние органы. Анатомия и физиология пользуются различными экспериментальными методами, что дает возможность исследовать и понять механизмы изменений и приспособительных процессов в органах и тканях, изучить резервные возможности их жизнедеятельности.
Анатомия и физиология изучают строение и функции тела человека по частям, вначале - отдельные его органы, системы и аппараты органов. Анализируя полученные результаты, анатомия и физиология изучают в конечном итоге целостный человеческий организм.

В учебном пособии «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма» изложены основные сведения по анатомии и физиологии человека с позиций современной медицинской науки. Особо выделены возрастные изменения, происходящие в организме ребенка.
Книга «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма» написана в доступной форме. Тексты снабжены рисунками, схемами, таблицами, способствующими легкому усвоению материала.
Учебным пособием могут пользоваться и студенты педвузов.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

М. Р. САПИН, В. И. СИВОГЛАЗОВ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕКА

(С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА)

в качестве учебного пособия для студентов средних педагогических учебных заведений

3-е издание, стереотипное

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология - это важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Знать, как устроен человек, как «работают» его органы, должен каждый медик, каждый биолог, тем более что и анатомия и физиология относятся к биологическим наукам.

Человек, как представитель животного мира, подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. В то же время человек отличается от животных не только своим строением. Он отличается развитым мышлением, интеллектом, наличием членораздельной речи, социальными условиями жизни и общественными взаимоотношениями. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменили их.

Знание особенностей строения и функций человеческого организма полезно любому человеку, тем более что иногда, при непредвиденных обстоятельствах, может возникнуть потребность оказать помощь пострадавшему: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать гигиенические нормы, необходимые в быту и на производстве для сохранения здоровья человека.

Анатомия человека (от греч.anatome - рассечение, расчленение) - это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия изучает внешние формы тела человека, его органы, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода и до старческого возраста, изучает человека в условиях влияния внешней среды.

Физиология (от греч.physis - природа,logos - наука) изучает функции, процессы жизнедеятельности всего ор-

ганизма, его органов, клеток, взаимосвязей и взаимодействия в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.

Большое внимание в анатомии и физиологии уделяется детскому возрасту, в период быстрого роста и развития человеческого организма, а также пожилому и старческому возрасту, когда проявляются инволютивные процессы, нередко способствующие различным заболеваниям.

Знание основ анатомии и физиологии позволяет не только понять самого себя. Детальные знания этих предметов формируют у специалистов биологическое и медицинское мышление, дают возможность понять механизмы процессов, происходящих в организме, изучить взаимосвязи человека с внешней средой, происхождение вариантов телосложения, аномалий и пороков развития.

Анатомия изучает строение, а физиология - функции практически здорового, «нормального» человека. В то же время среди медицинских наук имеются патологическая анатомия и патологическая физиология (от греч. pathia - болезнь, страдание), которые исследуют измененные болезнями органы и нарушенные при этом физиологические процессы.

Нормальным можно считать такое строение тела человека, его органов, когда функции их не нарушены. Однако имеется понятие об индивидуальной изменчивости (вариантах нормы), когда масса тела, рост, телосложение, интенсивность обмена веществ отклоняются в ту или иную сторону от наиболее часто встречающихся показателей. Сильно выраженные отклонения от нормального строения называются аномалиями (от греч. anomalia - неправильность, ненормальность). Если аномалия имеет внешнее проявление, искажающее вид человека, то тогда говорят о пороках развития, об уродствах, происхождение и строение которых изучает наука тератология (от греч.teras - урод).

Анатомия и физиология постоянно пополняются новыми научными фактами, выявляют новые закономерности. Прогресс этих наук связан с совершенствованием методов исследования, широким использованием электронного микроскопа, научными достижениями в области молекулярной биологии, биофизики, генетики, биохимии.

Анатомия человека, в свою очередь, служит основой для ряда других биологических наук. Это антропология (от греч. anthropos - человек) - наука о человеке, его происхождении, человеческих расах, их расселении по террито-

Рис. 1. Положение эмбриона и зародышевых оболочек на разных стадиях развития человека:

А - 2-3 нед.; Б - 4 нед.; 1 - полость амниона, 2 - тело эмбриона, 3 - желточный мешок, 4 - трофобласт; В - 6 нед.; Г - плод 4-5 мес: 1 - тело эмбриона (плода), 2 - амнион, 3 - желточный мешок, 4 - хорион, 5 - пупочный канатик

ки. Одна пластинка, прилежащая к трофобласту, получила название наружного зародышевого листка (эктодермы). Внутренняя пластинка, обращенная в полость пузырька, составляет внутренний зародышевый листок (энтодерму). Края внутреннего зародышевого листка разрастаются в стороны, изгибаются и образуют желточный пузырек. Наружный зародышевый листок (эктодерма) формирует амниотический пузырек. В полости трофобласта вокруг желточного и амниотического пузырьков рыхло располагаются клетки внезародышевой мезодермы - эмбриональной соединительной ткани. В месте соприкосновения желточного и амниотического пузырьков образуется двухслойная пластинка - зародышевый щиток. Та пластинка, которая прилежит

к амниотическому пузырьку, образует наружную часть зародышевого щитка (эктодерму). Пластинка зародышевого щитка, которая прилежит к желточному пузырьку, является зародышевой (кишечной) энтодермой. Из нее развиваются эпителиальный покров слизистой оболочки органов пищеварения (пищеварительного тракта) и дыхательных путей, а также пищеварительные и некоторые другие железы, включая печень и поджелудочную железу.

Трофобласт вместе с внезародышевой мезодермой образуют ворсинчатую оболочку зародыша - хорион, участвующий в образовании плаценты («детского места»), через которую зародыш получает питание от организма матери.

На 3-й неделе беременности (с 15-17-го дня эмбриогенеза) зародыш приобретает трехслойное строение, развиваются его осевые органы. Клетки наружной (эктодермальной) пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу. В результате у эктодермальной пластинки образуется утолщение - первичная полоска, ориентированная кпереди. Передняя (краниальная) часть первичной полоски имеет небольшое возвышение - первичный (гензеновский) узелок. Клетки наружного узелка (эктодермы), лежащие впереди первичного пузырька, погружаются в промежуток между наружной (эктодермальной) и внутренней (энтодермальной) пластинками и образуют хордальный (головной) отросток, из которого формируется спинная струна - хорда. Клетки первичной полоски, прорастая в обе стороны между наружной и внутренней пластинками зародышевого щитка и по бокам от хорды, образуют средний зародышевый листок - мезодерму. Зародыш становится трехслойным. На 3-й неделе развития из эктодермы начинает формироваться нервная трубка.

От задней части энтодермальной пластинки во внезародышевую мезодерму (так называемую амниотическую ножку) выпячивается аллантоис. По ходу аллантоиса от зародыша через амниотическую ножку к ворсинкам хориона прорастают также кровеносные (пупочные) сосуды, которые в дальнейшем образуют основу пупочного канатика.

На 3-4-й неделе развития тело зародыша (зародышевый щиток) постепенно обособляется от внезародышевых органов (желточного мешка, аллантоиса, амниотической ножки). Зародышевый щиток изгибается, по его сторонам формируется глубокая борозда - туловищная складка. Эта складка отграничивает края зародышевого листка от амни-

плевральную и перикардиальную полости. Из мезенхимы вентральной несегментированной мезодермы (спланхнотома) образуются неисчерченная гладкая мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, клетки крови. Из мезенхимы спланхнотомов развиваются также сердце, почки, корковое вещество надпочечника, половые железы и другие структуры.

К концу первого месяца внутриутробного развития заканчивается закладка основных органов зародыша, который имеет длину 6,5 мм.

На 5-8-й неделе у зародыша появляются плавникоподобные зачатки вначале верхних, а затем нижних конечностей в виде кожных складок, в которые позднее врастают закладки костей, мышц, сосудов и нервов.

На 6-й неделе появляются закладки наружного уха, на 6- 7-й неделе начинают формироваться пальцы рук, а затем ног. На 8-й неделе закладка органов заканчивается. Начиная с 3-го месяца развития зародыш принимает вид человека и называется плодом. На 10-м месяце плод рождается.

В течение всего плодного периода происходит рост и дальнейшее развитие уже образовавшихся органов и тканей. Начинается дифференцировка наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. В конце 5-го месяца появляются брови и ресницы. На 7-м месяце открываются веки, начинает накапливаться жир в подкожной клетчатке. После рождения ребенок быстро растет, увеличивается масса и длина его тела, площадь поверхности тела (табл. 1). Рост человека продолжается в течение первых 20 лет его жизни. У мужчин увеличение длины тела заканчивается, как правило, в 20-22 года, у женщин - в 18-20 лет. Затем до 60-65 лет длина тела почти не изменяется. Однако в пожилом и старческом возрасте (после 60-70 лет) в связи с увеличением изгибов позвоночного столба и изменением осанки тела, истончением межпозвоночных дисков, уплощением сводов стопы длина тела ежегодно уменьшается на 1-1,5 мм.

В течение первого года жизни после рождения рост ребенка увеличивается на 21-25 см.

В периоды раннего и первого детства (1 год - 7 лет) скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства (8-12 лет) скорость роста составляет 4,5-5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12- 16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек - около 5,7 см.