Что такое лингвистический разбор слова. Как выполнить лингвистический анализ текста. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Леонид Андреев родился 8 августа (21 по н.с.) 1891 года в семье чиновника. Был первым их шестерых детей в семье. Обучался в гимназии, с малых лет отличался талантом живописца и много читал. Подростком Андреев увлекался философией Ницше и Шопенгауэра, оттого имел очень критичный взгляд на мир.

После смерти отца на него легла обязанность кормить семью, тогда студент юридического факультета испытал тяготы нищеты. Он писал рассказы, но никто не хотел их печатать. По окончании учебы Андрееву предложили работу судебного корреспондента в газете.

Первые успехи на литературном поприще пришли, когда Андреев устроился в журнал «Курьер». После публикации рассказа «Баргамот и Гараська» был замечен Максимом Горьким. Он открыл для Андреева литературно-художественный мир, познакомил со многими известными деятелями культуры. Издательство «Знание», возглавляемое Горьким, выпустило первый сборник рассказов Андреева. Возросшая популярность и похвала критиков позволила ему стать членом ОЛРС.

В 1904 году было написано знаковое произведение «Красный смех». Оно описывает ужасы русско-японской войны. Также начиная с 1905 года Андреев пробовал себя в драматургии. Его пьесы с успехом ставили, по крайней мере, по одной в год.

Андреев был сторонником идей революции и жил под пристальным вниманием властей. Его арестовывали за содействие оппозиционерам, но он продолжал работать в большевистской газете «Борьба» и писать произведения о пороках самодержцев. В связи с этим ему пришлось уехать в Германию. Настоящим ударом судьбы для Андреева стала гибель его жены А.М. Велигорской при родах. Они поженились в 1903 году и прожили вместе не так много лет.

После этого Андреев стал жить в Финляндии и работать в Москве, курируя постановки по его пьесам. Активно печатался в большом количестве газет, журналов и альманахов. Стал работать в редакции газеты «Русская Воля».

Революция, свершившаяся в октябре 1907 года, не обрадовала Андреева. Писатель осознал, что коммунизм тоже несет в себе идею несправедливости и насилия по отношению к народу. Он писал об этом очерки в эмиграции, находясь в Финляндии. Там Андреев и умер в 1919 году от болезни сердца.

Биография Леонида Андреева о главном

Литературоведы говорят о Леониде Андрееве как об основоположнике экспрессионизма, то есть самовыражению писателя в творчестве через выплеск эмоций. Этому способствовал такой факт, что в юношестве Леонид очень сильно увлекался чтением философских трактатов таких гигантов мысли как Шопенгауэр и Гартман.

Время рождения Леонида Николаевича – 19 век, а именно 1871 год. Место появления на свет – город Орел. Леонид рано научился читать и именно этот факт определил его стремление и тягу к литературному творчеству.

Как и положено мальчику того времени Леонид окончил гимназию. Он успешно окончил ее и поступил в университет города Петербурга на юридическое отделение.

Если говорить о семье Андреева, то следует отметить ее достаток. Но так она просуществовала до трагического момента в биографии будущего писателя – кончине родителя.

Чтобы элементарно заработать на пропитание Леонид начал писать свои первые произведения. Он полагал, что их опубликуют и таким образом он поправит материальное положение семьи. Но… тексты не напечатали.

Настало сложное время и бывало даже такое, что Леонид Николаевич не ел по нескольку дней. Понятно, что при таком положении дел Леониду пришлось оставить обучение в университете. Он много и тяжело работал, чтобы семья элементарно сводила концы с концами. Когда материальное положение немного стабилизировалось, Леонид Николаевич возобновил учебу по юридической специальности, но теперь уже в стольном граде – Москве.

1897 год. Это важный период в биографии Леонида Андреева – окончание учебы и начало юридической практики. Кроме работы по специальности Андреев не теряет надежды пробиться на писательском поприще и параллельно пишет, как журналист заметки и небольшие статьи в «Вестник Москвы».

Проходит год. Заветная мечта писателя сбылась! Наконец-то опубликованы его художественные произведения – рассказы «Гераська», «Баргамот».

После публикации вышеупомянутых текстов происходит знаковое событие в писательской судьбе Андреева – знакомство с Максимом Горьким. Причем последний хорошо отозвался о творчестве начинающего писателя.

Время не стоит на месте, проходит еще три года и после публикации текста «Жили-были» к Андрееву приходит истинная писательская популярность.

1902 год. Вышли отдельным собранием сочинения Леонида Андреева. Теперь он полностью состоялся как литератор. В стране тем временем происходят перемены, в частности Первая Русская революция. Это событие Андреев принял, что говорится «на ура». Был ее активным участником, за что угодил за решетку, но пробыл в заточении недолгое время.

В одиннадцатом месяце 1905 года Андреев эмигрирует из России. Сначала писатель едет в Германию, потом следует в Италию, и, наконец, в Финляндию.

Именно в Финляндии Леонид Николаевич встретил Первую Мировую войну. Это период в его творчестве, когда он пробует себя в написании публицистических статей преимущественно антигерманской направленности. Революция в феврале вызвала в Андрееве восторженные эмоции, которые нашли отклик в его творчестве.

В октябре же 1917 года для него настала «черная полоса», а революция стала для него разрушением и даже, можно сказать, концом света. Андреев воспринял названный исторический факт, как необходимость помощи России со стороны стран Европы.

Сентябрь 1919 года – это печальная дата. Паралич сердца и замечательного писателя, прозаика Леонида Андреева больше нет. Его прах захоронен в местечке Нейвала в Финляндии.

Интересные факты и даты из жизни

Леонид Андреев - русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева - тема статьи.

Детство

Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной - той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.

Николай Иванович Андреев - отец прозаика - отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.

Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.

Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.

К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.

Юность

На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем - скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.

Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.

В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» - история о самом страшном негодяе в истории христианства - предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

«Бергамот и Гераська»

Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них - постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой - Гераська - существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.

Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.

Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».

Из юриспруденции в литературу

В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.

Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.

Слава

После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы. В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» - все это было значительно позже. Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель - это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.

Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?

«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» - все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.

«Ангелочек»

Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.

Отец Сашки - главного героя рассказа - сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец - безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.

Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку - восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.

Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.

Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни - временное явление.

«Жили-были»

Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» - купец, дьякон и студент - находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.

Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза. Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства. Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.

Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.

Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» - одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.

«Бездна»

Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, - страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.

Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.

В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.

«Жизнь Василия Фивейского»

В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.

В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский - священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.

«Записки неизвестного»

Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:

  1. «Иуда Искариот».
  2. «Дневник Сатаны».
  3. «Сашка Жегулев».
  4. «Он. Записки неизвестного»

Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.

Герой этого произведения - бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники - дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.

Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.

«Иуда Искариот»

Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.

Иуда у Андреева - герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя - обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.

Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.

  1. «В тумане».
  2. «Признаки».
  3. «Марсельеза».
  4. «Сын человеческий».
  5. «Мои записки».
  6. «Красный смех».
  7. «Рассказ о семи повешенных».
  8. «Иго войны».

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них - «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ»

В слове лингвисти́ ческий :
1. 5 слогов (лин-гви-сти́ -че-ский);
2. ударение падает на 3-й слог: лингвисти́ ческий

  • 1-ый вариант

1 ) Транскрипция слова «лингвисти́ ческий»: [л❜ингв❜ис❜т❜и́ ч❜и е ск❜иj❜].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
л - [л❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и - [и] - гласн., безударный; ниже см. § 5.
н - [н] - согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. (???). Звук [н] произносится мягко только перед мягкими [т❜], [д❜], [н❜], [ч❜], [ш ❜].
г - [г] - согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Глухие парные согл. не озвончаются перед звонкими [в], [в❜] (см.: В.Н. Мусатов Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2012. С. 75). В современном русском литературном языке предпочтение отдаётся твёрдому произнесению звука [г] перед мягким [в❜].
в - [в❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и - [и] - гласн., безударный; ниже см. § 5.
с - [с❜] - согл., мягк. (парн.), Ниже см. § 88.
т - [т❜] - согл., мягк. (парн.), Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и - [и́ ] - гласн., ударный; ниже см. § 5.
ч - [ч❜] - согл., мягк. (непарн.), глух. (непарн.). Звук [ч] - непарный глухой, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 69.
е - [и е ] - гласн., безударный; ниже см. §§ 52, 55.
с - [с] - согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед глухими согласными у парных глухих не происходит замены звука (т. е. звук как пишется, так и произносится). В современном русском литературном языке предпочтение отдаётся твёрдому произнесению звука [с] перед мягким [к❜].
к - [к❜] - согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и - [и] - гласн., безударный; ниже см. § 5.
й - - согл., мягк. (непарн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. Ниже см. § 69.

15 букв, 15 звуков

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 5

§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.

Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изба́ , игра́ ть, издава́ ть; б) после гласных: крои́ ть, стои́ т, сто́ ит, поигра́ ть; в) после мягких согласных: си́ ла, ти́ на, вить, чи́ стый, щи, стира́ ть, пила́ , щипа́ ть, вы́ бить.

§ 52

§ 52. В заударных слогах после мягких согласных, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5 — 13), произносятся гласные [ь ] и [ъ]. Гласный [ь ] обозначается обычно буквой е , но в некоторых случаях также и буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а ). Гласный [ъ] обозначается буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а ), но в некоторых случаях также буквой е

Примечание. Гласные [ь ] и [ъ] отличаются друг от друга прежде всего местом образования, которое является более передним у [ь ] и более задним у [ъ]. Кроме того, они отличаются и степенью подъема языка — более высоким у [ь ] (близким к подъему языка при [и]) и более низким у [ь ] (при произношении гласного [ъ] подъем языка заметно ниже, чем при [ы]). Ср. ка́ пля и по ка́ пле (произносится [ка́ пл❜ ъ] и [па-ка́ плъ]).

§ 55

§ 55. На месте буквы е, за исключением некоторых падежных окончаний (о них см. ниже в этом параграфе), в заударных слогах произносится гласный [ь ] 1 . Ср. вы́ беру (произносится [вы́ бь ру]), вы́ лезу (произносится [вы́ ль зу]), вы́ чет (произносится [вы́ чь т]), па́ лец (произносится [па́ ль ц]); оле́ ней, сосе́ дей (произносится [але́ нь й], [сасе́ дь й]); ка́ плей, ба́ ней, ту́ чей, ро́ щей (произносится [ка́ пль й], [ба́ нь й], [ту́ чь й], [ро́ щь й]); армя́ не, горожа́ не (произносится [арм❜ а́ нь ], [гъража́ нь ]); в до́ ме, в по́ ле, на се́ не (произносится [в-до́ мь ], [ф-по́ ль ], [на-се́ нь ]); к рабо́ те, в ба́ не, в ро́ ще (произносится [к-рабо́ ть ], [в-ба́ нь ], [в-ро́ щь ]); краси́ вее, угрю́ мее (произносится [краси́ вь йь ], [угр❜ у́ мь йь ]); деше́ вле, бога́ че (произносится [де е ше́ вль ], [бага́ чь ]), ста́ нешь, бу́ дешь, пла́ чешь (произносится [ста́ нь ш], [бу́ дь ш], [пла́ чь ш]); ста́ нет, бу́ дет, пла́ чет (произносится [ста́ нь т], [бу́ дь т], [пла́ чь т]); ста́ нем, бу́ дем, пла́ чем (произносится [ста́ нь м], [бу́ дем], [пла́ чь м]); ста́ нете, бу́ дете, пла́ чете (произносится [ста́ н❜ те], [бу́ дь те], [пла́ чь ть ]); ста́ ньте, бу́ дьте, пла́ чьте, купи́ те, кладй`те (произносится [ста́ н❜ ть ], [бу́ т❜ ть ], [пла́ чть ], [купи́ т❜ ], [клади́ ть ]).

В некоторых падежных окончаниях в заударном слоге на месте буквы е может произноситься гласный [ъ] (наряду с [ь ]):

в им. п. ед. ч. средн. рода прилагательных: зло́ е, друго́ е (может произноситься [зло́ йъ], [друго́ йъ]); ста́ рое, до́ брое (может произноситься [ста́ ръйъ], [до́ бръйъ]); бара́ нье, пти́ чье (может произноситься [бара́ н❜ йъ], [пти́ чйъ]);

в словах дво́ е, тро́ е (может произноситься [дво́ йъ], [тро́ йъ]);

в тв. п. ед. ч. существительных: ка́ мнем, учи́ телем, пла́ чем (может произноситься [ка́ мн❜ ем], [учи́ ть л❜ ъм], [пла́ чъм]);

в род. п. мн. ч. существительных: бра́ тьев, сту́ льев, су́ чьев (может произноситься [бра́ т❜ йъф], [сту́ л❜ йъф]. [су́ чйъф]);

в им. п. ед. ч. существительных средн. рода: мо́ ре, по́ ле, сча́ стье (может произноситься [мо́ р❜ ъ], [по́ л❜ ъ], [ща́ с❜ т❜ йъ]).

Произношение перечисленных форм с гласным [ъ] характеризует старые нормы и сейчас употребляется наряду с произношением их с гласным [ь ]: [зло́ йь ], [дво́ йь ], [ка́ мнь м], [сту́ л❜ йь ф], [мо́ рь ].

1 Гласный [ь ] заменен на сайте звуком [и э ], которым в настоящее время в вузовской и школьной литературе принято обозначать произношение букв е, я в безударных слогах после мягкого согласного.

§ 66

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и г], [н❜ ] внутри корня или перед суффиксом смягчаются:

[с❜ т❜ ]: [с❜ тих], [пус❜ ти́ т❜ ], [с❜ т❜ ок], [лес❜ т❜ ], [час❜ т❜ ];

[з❜ д❜ ]: [з❜ дес❜ ], [гво́ з❜ ди], [гру́ з❜ ди],

[с❜ с❜ ]: [в-ма́ с❜ с❜ ] (в ма́ ссе), [ф-ка́ с❜ с❜ ] (в ка́ ссе), [на-тра́ с❜ с❜ ] (на тра́ ссе);

[с❜ к❜ ]: [с❜ нек] (снег), [сас❜ н❜ а́ к] (сосня́ к), [ус❜ ни́ ] (усни́ ), [васкре́ с❜ ник] (воскре́ сник);

[з❜ н❜ ]: [драз❜ ни́ т❜ ] (дразни́ ть), [маз❜ н❜ а́ ] (мазня́ ), [куз❜ не́ ц] (кузне́ ц), [каз❜ н❜ ] (казнь), [бале́ з❜ н❜ ] (боле́ знь).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..

Одним из наиболее распространенных видов анализа на уроках русского языка является лингвистический анализ текста. Его цель - выявить основные стилистические особенности текста, их функции в произведении, а также определить стиль автора.

Как и любой другой анализ, он имеет свой алгоритм, который стоит соблюдать. Итак, как же правильно сделать лингвистический анализ художественного текста?

Конечно, перед тем как рассматривать текст, его следует прочитать. Причем не просмотреть наскоро, а прочесть внимательно, вдумчиво и с выражением. Это поможет понять произведение, окунуться в него с головой.

Теперь можно приступать непосредственно к анализу. Давайте рассмотрим основную, наиболее распространенную схему.

  • В первую очередь стоит определить, к какому именно функциональному относится анализируемый текст. Научный ли он, художественный либо же официально-деловой, эпистолярный.
  • Определить основную коммуникативную цель анализируемого текста. Это может быть обмен информацией, выражение своих мыслей, попытка воздействия на эмоциональную сферу чувств.

Стилистические средства фонетики: звукоподражание;

Лексика: антонимы, паронимы, синонимы, омонимы, а также метафора и сравнения, диалектная лексика, архаизмы и историзмы, ономастическая лексика;

Стилистические средства фразеологии: пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые выражения, а также всевозможные цитаты;

Стилистические средства словообразования: суффиксы и приставки;

Морфологические средства языка: нужно найти в тексте полисиндетон и асиндетон, указать, какие функции в тексте выполняют те или иные части речи;

Стилистические ресурсы синтаксиса: наличие риторических вопросов, диалогов, монологов и полилогов, найти

Лингвистический анализ стихотворения, а также баллад и поэм следует выполнять по этой же схеме. При анализе стихотворного произведения следует уделить должное внимание ритмике текста, его звучанию.

Иногда в схему анализа могут включать и некоторые другие пункты:


Лингвистический анализ текста предполагает глубокое знание основных языковых средств, понимание того, какие именно функции в тексте они выполняют. Кроме того, он позволяет лучше понять автора, его замыслы и погрузиться в придуманный писателем мир.

    Привести точную фонетическую транскрипцию.

    Охарактеризовать все звуки слова по признакам их классификации. Указать количество букв и количество звуков в слове.

    Охарактеризовать слоговую структуру слова:

а) обозначить места слогоразделов (в фонетической транскрипции – вертикальными линиями, в графической записи – черточкой);

б) пронумеровать слоги и указать их типы (по началу и концу).

    Охарактеризовать ударение:

1) словесное:

а) сильное или слабое, одно или более;

б) подвижное или неподвижное формообразовательное;

в) подвижное или неподвижное словообразовательное.

2) текстовое (логическое, фразовое, тактовое); авторское смещение ударения в слове.

5. Роль звуковой структуры слова в тексте: специфика односложных и многосложных слов в тексте; наличие большого количества гласных или согласных звуков в слове; редукция или сохранение гласных звуков; чередование согласных звуков с нулем звука; повтор одного и того же слова в рамках небольшого контекста и т.п. Обосновать влияние фонетических особенностей слова на смысл текста в целом.

Лексический анализ слова (на уровне предложения или текста)

    Анализ лексического значения слова (ЛЗ):

а) однозначное или многозначное,

б) данное значение первичное или вторичное,

в) прямое или переносное,

г) если переносное (вторичное), то указать тип переноса (метафора, метонимия, синéкдоха, функциональный перенос),

д) свободное или несвободное с указанием типа несвободного ЛЗ (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное).

    Подобрать или найти в тексте (если можно) синонимы, антонимы, омонимы и указать их типы.

    Происхождение слова: исконно русское или заимствованное (откуда), отметить признаки, указывающие на этимологию слова (если имеются).

    Слово активного или пассивного словарного запаса (историзм, архаизм, неологизм). Указать типы слов пассивного запаса.

    Сфера употребления слова: общенародное или ограниченного употребления (диалектизм (указать тип), термин (наука), профессионализм или жаргонизм).

    Стилевая (разговорная, книжная, нейтральная (разновидность книжной: научная, официально – деловая, поэтическая, публицистическая));

эмоционально – экспрессивная окраска слова (нейтральная, сниженная, торжественная, оценочная и т.д.).

7. Определить стилистическую функцию слова в тексте.

Морфологический анализ слова Имя существительное

    Начальная форма (Им.п., ед.ч.).

    Лексико-грамматические разряды:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное или неодушевленное;

в) конкретное, отвлеченное, вещественное, собирательное, единичное.

Значение разряда, показатель разряда.

а) постоянные

Род (мужск., женск., средн., общий, не имеет рода);

Тип и вариант склонения;

б) непостоянные

5. Синтаксическая функция в предложении.

Имя прилагательное

    Начальная форма (Им.п., м.род, ед.ч.).

    Полная или краткая форма имени прилагательного; показатель формы.

    Лексико-грамматический разряд прилагательного:

а) качественное, относительное, притяжательное;

б) значение разряда; показатель разряда.

    Тип склонения имени прилагательного (I тип – качественно-относительный; II тип – притяжательный); вариант склонения (твердый, мягкий, смешанный, на шипящий или Ц).

а) род, число, падеж;

б) с каким словом согласовано.

    Синтаксическая функция в предложении.