Почему поляне платили дань хазарам. Древние славяне на пути к государственности. Славяне - Русь Великая

1. Расселение восточно-славянских племен

2. Соседи восточных славян

3. Занятия славян

4. Нравы и обычаи древних славян

5. Община и её характеристика

6. Города

7. Общественный строй

8. Славянское язычество

1. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке. От Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге. В 6-9 веках славяне объединились в общности, носившие не только родовой, но и территориально-политический характер. Названия таких общностей происходили либо от названия местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи). В "Повести временных лет" названо 15 племенных союзов восточных славян. Каждый союз включал по 120-150 племён. Каждое племя состояло из родовых общин и занимало территорию 40-60 км.кв. К 8-9 веку эти племенные союзы имели свои центры-грады. Племенные союзы расселились следующим образом:

Словене ильменские: район озера Ильмень, река Волхов и Мста. Центр - Новгород, возникший приблизительно в 859 году.

Кривичи: вокруг южной части Чудского озера, в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Центр-Смоленск, основан в 863 году.

Вятичи: по реке Оке и Волге, верховья реки Москвы. Их главные города: Ростов (862 г.), Суздаль (1024 г., как говорит летопись).

Радимичи: жили по рекам Сож, Сейм, Десна и Днепр.

Северяне: жили по рекам Десна, Рось, по левому берегу Днепра. Главный город-Чернигов (с 9 века).

Поляне: среднее течение Днепра. Главный город-Киев (приблизительно 5 век).

Древляне: располагались по правому берегу Днепра, южнее р.Припяти. Главный город -Искоростень (9 век).

Дреговичи: расселились к северу от р.Припяти, по правому берегу Днепра.

Полочане: по реке Полота. Главный город-Полоцк (862 год).

Волыняне и бужане: по правому берегу Днепра, в бассейне реки Южный Буг.

Уличи: нижнее Поднепровье, между Днепром и Прутом.

Тиверцы: между Днестром и Прутом.

Хорваты, дулебы: Прикарпатье. Главный город-Ужгород (9век).

2. До появления славян в Восточной Европе она была заселена другими племенами. Эти племена были многочисленные, но слабые и разбросанные по необъятным просторам. На западе это были эсты, чудь, водь, ижора, лопари, емь, финны. На севере: югра, остяки, вогулы. В районе Белоозера: весь. В Волжско-окском бассейне: мещера, мурома (финно-угорское племя!), меря, черемисы, мордва. В Пермском краю: вотяки, зыряне, пермяки. Все эти племена были финно-угорскими. Они были миролюбивы, поэтому восточные славяне, поселившись здесь, обложили их данью, но постепенно началась ассимиляция с этими народами.



На юго-восточном побережье Балтийского моря жили балтские племена. Это литва, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги, жемайты и др. Эти племена были воинственны и нередко производили набеги на славянские земли. Важнейшими соседями здесь были скандинавские племена варягов. Происхождение варягов (викингов или норманнов, руссов) спорно. Есть точка зрения, что они являются предками славян. Они нападали на поселения славян, часто выступали в роли наемных дружинников, участвовали в торговле с Хазарией и Византией. Занимались разбоем на торговых путях. Типичными поселениями скандинавов были торговые места-вики, они основали их в Ладоге, а затем на Днепре под Смоленском. Считается, что главным их занятием была международная торговля, но славяне, столкнувшись с варягами, стали строить свои укреплённые поселения для борьбы с ними. Так возникли поселения Ладога, Изборск, Белоозеро, Новгород.

Таким образом, варяги оказали значительное влияние на культуру славян и развитие торговых отношений.

Западными соседями славян были поляки (ляхи). Жили по берегам Вислы. Наиболее тягостными и опасными соседями славян были юго-восточные народы, орды кочевых азиатских народов, которые непрерывным потоком шли через урало-каспийские степи - "ворота народов". Начиная с аваров(6-начала 7 века) (обры), которые "примучили" славян, они не давали покоя населению Русской равнины. На территории современной Венгрии авары создали своё государство - Аварский каганат. Это было непрочное объединение, держалось на военном подчинении. Авары нападали на дулебов. Но в 7-8 веках объединённые войска франков и славянских племен разбили аваров. Вместо них в 7 веке в нижнем Поволжье создали своё государство тюрко-язычные хазары - Хазарский каганат. Столица - город Итиль. Оно существовало до 10 века и было уничтожено Святославом. Славяне платили дань хазарам от "дыма". Особенность хазар заключается в том, что они часто меняли кочевой образ жизни на оседлый. Весной и летом - кочевали, а осенью возвращались в свои города. Город Итиль стал крупным торговым центром на Волжском торговом пути. В 8 веке хазары приняли иудаизм.



Хазарский каганат закрыл "ворота народов" и на 2,5 столетия прекратились нашествия с Востока.

С начала 9 века славяне стали сталкиваться с прорывавшимися через хазарские земли другими кочевниками: болгарами, торками, печенегами. Часть из них сумели обосноваться в северном Причерноморье, например печенеги. Они до 11 века, а именно 1036 г., постоянно совершали нападения на славянские земли. Они жили в Крыму и северном Причерноморье; там где были Днепровские пороги, они устраивали засады и жили за счёт грабежей торговых караванов. Особенно активной деятельность печенегов была в 10-11 веках .

В 11-13 веках половецкие орды заняли Северное Причерноморье и со второй половины 12 века принудили часть славян уйти из среднего Поднепровья на северо-восток, где были суровые условия для жизни.

На Средней Волге племя болгар создало своё государство - Волжскую Булгарию, которая просуществовала до 1236 года. Столица-город Булгар (ныне Казань) был построен по восточному образцу. Булгары приняли ислам в 10 веке, у них была арабская письменность. Город Булгар находился на Волжском торговом пути и был своеобразной "перевалочной базой", поэтому он и процветал. Болгары совершали нападения на славянские земли, но немногочисленные. Отношения со славянами в основном были мирные.

Важную роль в жизни восточных славян играли отношения с Византийской Империей. Константинополь - Царьград поражал славян красотой и величием. Отсюда Русь вывозила вина, фрукты, золото, металлические изделия, шёлк, керамику и т.д. В Византию ввозили, в основном, рабов. Кроме торговых отношений были и военные столкновения. В 9 веке князья Оскольд и Дир побывали в Константинополе (860 г.), поход был удачным, Византия официально признала Русь как государство.

ВЫВОД: колонизация славян носила, в основном, мирный характер. Славяне проживали по соседству с многими племенами и оказывали взаимное влияние друг на друга. Славянские племена были многочисленными, более развитыми, поэтому они большее влияние оказывали на финно-угорские племена.

3. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими находками, обнаружившими семена злаков: рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Выращивали технические культуры: лён, коноплю. Огородные культуры: капуста, свёкла, репа. Неурожай репы приводил к голоду. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом. Отсюда название зерновых культур: "жито". Южные земли обгоняли в своём развитии северные. Большая часть заселённой славянами территории была покрыта лесами, поэтому сначала необходимо было вырубить деревья, оставшиеся пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называлась подсечно-огневая . Она была распространена на севере и в центральных районах. Основными орудиями труда здесь были топор, мотыга, соха , борона-суковатка, заступ, которым рыхлили землю, серпы. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотёрками и ручными жерновами. Работать сохой было тяжело, но в лесной зоне нужна мелкая пахота, поэтому соха была незаменима. Земля отдыхала 10-15 лет, потом к ней возвращались. Рубка, сжигание лесов - трудоемкая работа, поэтому подсечное земледелие всегда связано с коллективным трудом мужчин.

Ведущей системой земледелия в южных районах был перелог. Здесь были плодородные земли в большом количестве, и с истощением почвы "перекладывались" на новые участки. Здесь инструменты были другими: рало, деревянный плуг с железным наконечником. В качестве рабочего скота использовали валов, а на севере-лошадей. В лесостепной полосе существовала паровая система с двупольным севооборотом. В 8-9 веках в лесостепной полосе возникло пашенное земледелие , где использовался плуг с отвалом, способный переворачивать пласт земли.

Второе занятие - скотоводство, имеющее подсобное значение; было оседлым. Слово "скот" означало "деньги". Лошади были только тяжеловесами. В качестве денег использовали также мех куницы и шкурки ценных зверей, т.е. пушнину.

Третье занятие - промыслы (лесные и речные): охота, рыболовство, собирательство, бортничество .

Большую роль в экономике восточных славян в это время играла военная добыча. Племенные вожди совершали постоянные набеги друг на друга и на Византию. Именно под ударами славянских племен Византийская Империя ослабела.

Пятое занятие - торговля. Существовало 2 торговых пути: "Из варяг в греки" и Волжский торговый путь. Путь "из варяг в греки" шёл из Балтийского моря в реку Неву, затем в р.Волхов, после - в оз.Ильмень, по реке Ловать, волоком до Днепра, а по Днепру до Чёрного моря. Этот путь - своеобразная "столбовая дорога", связывающая Северную и Южную Европу. Он возник в конце 9 века. Наиболее развитые земли славян контролировали его. Главными городами-контрольными пунктами были Новгород, Смоленск, Киев. Другой путь - Волжский, связывающий Русь со странами Востока. Шёл из Новгорода в Торжок, Москву-реку, Волгу, через Ярославль, Булгар, Итиль.

Вывозили : меха (пушнина), мёд, воск, рабов. В Западную Римскую Империю вывозили хлеб (злаковые культуры: пшеницу, рожь измеряли с помощью четверика ; мера заимствована у римлян).

Ввозили : предметы роскоши, оружие, вина, серебряные монеты.

Торговля постепенно развивалась от меновой к денежной форме. Сначала эквивалентом служили скот и меха, а затем - слитки серебра(гривны). Киевские – 300 грамм, новгородские – 400. Мелочь из обрезков серебряной гривны носила название ногаты ирезаны. При отсутствии собственных месторождений серебра и золота славяне покупали иностранные монеты и переплавляли их. Внешняя торговля обслуживала потребности знати, а основная масса славян жила в условиях натурального хозяйства , поэтому внутренняя торговля была развита слабо.

ДУЛЕБЫ - племенной союз восточных славян. Обитали в
бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.
Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

ВОЛЫНЯНЕ, велыняне - восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название - бужане. Согласно другой точке зрения, "волыняне" и "бужане" - названия двух различных племен или племенных союзов.

Анонимный автор "Баварского Географа" (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан - 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.
В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как "толковины" - переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

ВЯТИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.
Согласно "Повести временных лет", родоначальником вятичей был Вятко, пришедший "от ляхов" (поляков) вместе с братом Радимом - родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра (где обитали дулёбы). Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI-VIII веках
Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11 - нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования.
К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.

ДРЕВЛЯНЕ - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
На западе древляне граничили с волынянами и бужанами, на севере - с дреговичами. Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6-8 вв. распространились погребения в курганах, в 8-10 вв.- безурновые захоронения, а в 10-13 вв.- трупоположения в курганах.
Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.
В 883 г. киевский князь Олег "начал воевать против древлян и, покорив их, возложил дань на них по черной кунице (соболь)", а в 911 г. древляне участвовали в походе Олега на Византию. В 945 г. князь Игорь по совету дружины пошел "к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его", однако не удовлетворился собранным и решил "пособирать еще". Древляне, посовещавшись со своим князем Малом, решили убить Игоря: "если не убьем его, то всех нас погубит". Вдова Игоря, Ольга, в 946 г. жестоко отомстила древлянам, предав огню их столицу г. Искоростень, "городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань", а вся земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в г. Вручий (Овруч).

ДРЕГОВИЧИ - племенной союз восточных славян.
Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В.В. Седов и др.), в 6-9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11 - 12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях р. Неман.
При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Летописи говорят о происхождении дреговичей, наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках
Под именем другувитов (греч. δρουγουβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества.

КРИВИЧИ - племенной союз восточных славян 6-11 вв. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура). Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.
Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.
"Повесть временных лет" сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам "из заморья", а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Под 882 г. в "Повести временных лет" помещен рассказ о том, как Олег ходил на Смоленск, на кривичей, и, взяв город, "посадил в нем мужа своего". Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11-12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.

ПОЛОЧАНЕ - славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был г. Полоцк. В "Повести временных лет" полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.
Однако ряд историков подвергает сомнению существование полочан как отдельного племени. Аргументируя свою точку зрения, они обращают внимание на то, что "Повесть временных лет" никак не связывает полочан с кривичами, во владения которых входили их земли. Историк Л.Г. Кузьмин предположил, что фрагмент о племени полочан появился в "Повести" около 1068 г., когда киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича и посадили на княжеский стол полоцкого князя Всеслава.
В сер. 10 - нач. 11 вв. на территории полочан образовалось Полоцкое княжество.

ПОЛЯНЕ - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI-VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра. Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в "Повести временных лет". Ученые считают "поляно-русскую" версию более древней, чем "варяжская легенда", и относят ее к кон. 10 в.
Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем "русь": "Поляне яже ныне зовомая русь". В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было.
Во 2-й четв. 10 в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с рутами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование - поляне-русь.

РАДИМИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно "Повести временных лет", родоначальником племени был Радим, пришедший "от ляхов", т.е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира Святославича. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества.

РУСЫ - в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.
В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в 9-10 вв. и византийского императора Константина Багрянородного (10 в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.
Немецкий историк Г.3. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги - это одно норманнское (т.е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в 18 в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.
Опираясь на данные "Повести временных лет", одни историки полагают, что летописец отождествлял "русов" с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы - это варяжское племя, "призванное" на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя "Русь" Киевской земле. Третьи доказывают, что автор "Слова о полку Игореве" связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.
Ученые отмечают, что в древних документах название народа "русь" было различно - руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как "красный", "рыжий" (из кельтских языков), "светлый" (из иранских языков), "роте" (от шведского - "гребцы на весельных ладьях").
Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово "русь" близко к названиям "Рюген", "руяне", "руги". Ученые, считающие русов жителями Среднего Подиепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово "рось" (р. Рось), а название "Русская земля" в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).
Существует точка зрения, согласно которой русы - это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово "рус" ("рухс") в иранских языках обозначает "светлый", "белый", "царственный".
Еще одна группа историков предполагает, что русы - это руги, жившие в 3-5 вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. 7 в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа "рус" не решена до сих пор.

СЕВЕРЯНЕ - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 вв. по pp. Десна, Сейм, Сула.
Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными - радимичи и вятичи.
Происхождение названия северяне не вполне ясно. Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, является маловероятным, так как северяне не были наиболее северным из славянских племён. По мнению В. В. Седова оно имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов.
Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7-9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтовомаяцкой археологической культуры.
Основным занятием северян было земледелие. В IX веке они платили дань хазарам, позже (882) были подчинены князем Олегом и их территория вместе с землёй полян, кривичей и ильменских словен составили ядро Киевской Руси. В 907 приняли участие в походе Олега на Византию. Позже на их территории возникло Черниговское княжество.

СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.
По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.
Ряд историков считает "прародиной" словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

ТИВЕРЦЫ - восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Название племенного объединения, возможно, происходит от древнегреческого названия Днестра - "Тирас", которое, в свою очередь, восходит к иранскому слову turas - быстрый.
В Тверской летописи под 863 г. находится известие о борьбе Аскольда и Дира с тиверцами. Под 885 г. многие списки летописи сохранили известие, что Олег "имел рать с тиверцами и улучами". Под 907 г. в летописи сохранилось известие об участии тиверцев в походе Олега, под 944 г.,в некоторых списках - известие об их участии в походе Игоря.

В середине 10 в. вошли в состав Киевской Руси. В нач. 12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами.

УЛИЧИ - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - сер. 10 вв.
По сообщению "Повести временных лет", уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. По предположению историка 18 в. В.Н. Татищева, этноним "уличи" происходит от древнерусского слова "угол". Современный историк Б.А. Рыбаков обратил внимание на свидетельство Новгородской первой летописи: "Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр" - и сделал вывод, что Пересечен находился на Днепре южнее Киева. Город на Днепре под таким названием упоминается в Лавреитьевской летописи под 1154 г. и в "Перечне русских городов" (14 в.). В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р. Тясмин (приток Днепра), что подтверждает вывод Рыбакова.
Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг. 10 в. киевский воевода Свенельд три года держал в осаде г. Пересечен. В сер. 10 в. под натиском кочевых племен уличи отошли на север и были включены в состав Киевской Руси.

О хазарах мы знаем очень мало: они были соседями восточных славян , а еще то, что «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам» (строчка из знаменитой «Песни о Вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина). Попробуем расширить свои знания об этом народе.

В середине седьмого столетия новой эры появляется новое государство под названием Хазарский каганат (Хазария). Создали его кочевники (хазары). Хазария контролировала обширные территории (восток Крыма, Предкавказье, северо-запад Казахстана, Среднее и Нижнее Поволжье и многие другие).

Как и при каких условиях произошла первая встреча хазар и славян в мировой истории?

В седьмом веке у славянских племен появилась хорошая возможность для освоения и заселения южных регионов (окрестностей Дона). На юго-востоке же власть принадлежала хазарам, причем уже давно. А они, в свою очередь, хотели увеличить свои владения за счет западных земель. Известно, что в пятом веке они жили по соседству с болгарами, которых и стали преследовать. Откуда появились эти кочевые племена, сказать трудно. Однако есть предположение, что они родственны тюркам. А один историк предполагал, что хазары – это славяне.

Но вернемся к взаимодействию встретившихся народов. В итоге произошло некое столкновение славян и хазар, но оно было вполне мирным и не сопровождалось жертвами ни с той, ни с другой стороны.

Соседство славян и хазар

В седьмом же веке хазары стали представлять из себя мощную силу на юго-востоке. Это позволило им вступить в противостояние с арабами. Но то, что эти народы господствовали в юго-восточных степях, оказало влияние на жизнь славян. Во-первых, они были своеобразной защитой от нападений с востока на славянские племена других кочевников. Во-вторых, славяне, которые осваивали степи, стали дружны с хазарами. Это дало возможность первым колонизировать земли Хазарии, находившиеся под властью хазарского кагана. По данным одного из древних авторов, славяне населяли и столицу Хазарии, и даже служили в войсках. В целом, славяне и хазары мирно жили, даже сотрудничая в торговле.

То есть получается, что славянские племена, будучи хазарскими соседями, находились в их власти. Кроме того, славяне платили дань хазарам. Например, по данным летописи, известно, что ими были поляне, радимичи, вятичи, северяне. Дело в том, что эти племенные союзы восточных славян проживали в непосредственной близости от Хазарского каганата. Дань была не слишком обременительной для славян. Тем более она была своеобразной платой за защиту. И мы не найдем подтверждений тому, что славяне всеми силами пытались избавиться от нее.

Можно сказать, что хазарский каган был их государем. Вообще имела место быть политическая зависимость славян. Но так было до тех пор, пока не пришел князь Олег (в конце девятого века). Теперь бывшие в подчинении хазар славянские племена платят дань ему. Но окончательное освобождение славян (вятичей)произошло при князе Святославе, который «добил» Хазарию в 965 году.

Так какое значение имело соседство восточных славян с хазарами? Наверное, правильным будет сказать, что оно было взаимовыгодным. Славяне, хоть были под властью хазар и платили дань, но взамен получали защиту от нападений с востока.

Георгий Сидоров о сути хазарского проекта.

Хазарский каганат в средние века был полновластным хозяином огромной территории Евразии, заключенной между Аральским морем на Востоке до Киева на Западе и от Кавказа на Юге до Урала на Севере. Но откуда хазары берут свое начало, где лежат их корни? В 454 году н.э. умер знаменитый завоеватель, наводивший ужас на всю Европу, имя ему Аттила, в восточных источниках - Идиль (запомните это имя). После кончины Бича Божьего его империя распалась на отдельные народы и племена, в числе которых были и хазары. В середине VII века в Западно-Тюркском каганате происходила эпоха раздора и ослабления в это время многие народы, входившие в него, начали отделяться. Объявили себя независимыми и хазары, создав свое государство - Хазарский каганат, столицей стал город Итиль (вспомните как в восточных источниках называли Аттилу).

После появления государственности у хазар они приступили к агрессивной завоевательной политике. Под "горячую руку" хазарских каганов попали многие соседние племена. В это время на территории Кавказа появились мусульманские миссионеры, а вслед за ними арабские полчища. Хазары, объединившись с тюрками дали массированный отпор арабам. Хазары вели войны с могущественной в то время Византийской империей. Была завоевана братская Булгария, разбиты греческие войска, захвачен Крым, подчинены южные и центральные части восточнославянских земель и такие племена как вятичи, радимичи и поляне. Была образована огромная держава. Завоеванные и подчиненные народы платили дань хазарам.

Многочисленные народы, населяющие земли Хазарского каганата имели разную культуру, и, что более всего настораживало хазарских правителей - религию. Религия во все времена играла центральную роль в объединении народов, в превращении их в "монолит" с едиными целями и идеалами. Хазары на тот момент являлись язычниками, их религия называлась Тенгрианство - общая вера для многих тюркских племен. Не было единого Бога, следовательно, не было и единства. Каган начал искать новую монотеистическую религию, которая бы привела к идеологическому сплочению. Выбор стоял между тремя верами: христианством, исламом и иудаизмом. Ислам каган не мог принять из-за того, что хазары вели непрекращающиеся войны с мусульманами. Византийские императоры своими действиями и ревностными поступками в отношении религии дискредитировали христианство, поэтому оно тоже не рассматривалось как серьезная альтернатива Тенгрианству. Выбор пал на иудаизм. Кто знает, как бы развивалась история, если бы каган выбрал христианство.
Печальное положение было у восточных славян - они находились в тисках меж двух мощных на тот момент объединений - варяжских завоевателей и хазар. Таким образом произошло разделение на сферы влияния. Северные и западные племена становились зависимыми от скандинавов, южные и восточные от хазар. Славянские племена, занимавшие Стольный град Киев - поляне выплачивали дань хазарам. Большого количества источников по этому вопросу не было обнаружено, но до нас дошли сведения о том, что славяне платили дань серебром и мехами. Эти товары представляли особенное богатство и их можно было продать на других рынках. Наибольшей популярностью во всем мире пользовались меха. Также существует легенда о выплате дани обоюдоострыми мечами. Повествует она о следующем: однажды поляне решили выплатить дань мечами. Но хазарские старейшины увидели в этом неладное. Они сказали, что наши сабли, заточенные с одной стороны отражают веру только в Ветхий Завет, их же мечи, заточенные с двух сторон показывают веру в два Завета - Ветхий и Новый. Старцы посчитали, также, что такой вид меча символизировал сбор дани с двух сторон, одна из них была направлена на хазар. Эти мысли были пророческими.

В годы правления на Руси Святослава славяне значительно усилились, а князь затеял военный поход против Хазарского каганата. В 965 году славяне в союзе с огузами совершили поход на хазар, в результате чего последние понесли тяжелое поражение, но не были разгромлены окончательно. Завершил же дело Святослава его сын, крестивший Русь, Владимир. В 985 году в союзе с теми же огузами Хазарский каганат был окончательно разгромлен, а сами хазары стали платить дань Владимиру.

На этом закончилась эпоха владычества Хазарского каганата. Хазары расселились по многим территориям Евразии. Большая часть была расселена в Крыму, где остается и по наши дни, следует сказать, что их культура осталась практически без изменений, только называются они сейчас караимами. Это один из народов, являющихся чистыми, то есть без смешивания с другими племенами и народами. По сей день они являются иудаистами, хотя и не признают Талмуд. Таким образом народ наводивший страх и ужас на многие государства средневековья не исчез по прошествии более 10 веков. В результате заключения браков только с представителями караимов их культура осталась той, которая была у них боле 1000 лет назад.

«Повесть временных лет» причислила киевских «полян» к тем восточнославянским племенам, которые платили дань Хазарии. Впрочем, хронологические рамки даннической зависимости от хазар летописцем не определены, а с содержательной стороны этот период исчерпывается сказанием о дани мечами. После смерти Кия, Щека и Хорива хазары «наидоша» полян, «седящих на горах сих, в лесах», и сказали им: «Платите нам дань». Поляне «сдумавше… и вдаша от дыма меч». Хазары отнесли мечи «ко князю своему и к старейшинам своим» и сказали им: «Вот, добыли дань нову». Те же спросили их: «Что суть вдали?» Хазары показали мечи. «И реша старцы хазарские: «Не добра дань, княже! Мы взяли ее при помощи сабель, а у этих людей оружие обоюдоостро. Будут они брать дань с нас и с иных стран». Так все и случилось, заключает летописец, «владеют хазарами русские князья и до днешнего дня», ибо старцы хазарские «не от своея воли рекоша, но от Божья повеленья».

Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь:

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:). За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Вообще говоря, легенда о полянской дани, выплаченной хазарам мечами, вполне могла принадлежать не славянскому, а сарматскому населению Среднего Поднепровья. Упоминание меча, как характерного предмета вооружения скифо-сарматских народов, прослеживается в письменных памятниках со времен Геродота. Между тем археологические исследования в Среднем Поднепровье говорят о том, что меч «не имеет местных корней в культуре предшествующей поры» (Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Вооружение//Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985. (Археология СССР). С. 320 ), а массовое вооружение мечами восточнославянских ополчений состоялось не ранее Х в., то есть тогда, когда Русская земля уже избавилась от даннической зависимости от хазар. Следовательно, легенда о дани мечами возникла у народа, который поселился в Среднем Поднепровье в VII - VIII вв. и с давних пор исповедовал культ меча. Этим народом могли быть, например, аланы или асы.

Но, к сожалению, использовать летописное сказание о дани мечами для каких-то исторических заключений практически невозможно, потому что под пером монаха-летописца народная легенда превратилась в развернутую поэтически-богословскую метафору, насыщенную библейскими отголосками. Противопоставление двулезвийного меча однолезвийной сабле, конечно, не могло иметь чисто военного смысла. Военная история свидетельствует, что сабля вовсе не была такой уж беспомощной перед мечом, более того, именно ей принадлежало будущее в кавалерийском деле. Но обоюдоострый меч — один из самых значимых библейских символов, атрибут народа-избранника. В 149-м псалме говорится: «…благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его». В Откровении Иоанна Богослова упоминается «острый с обеих сторон меч», который выходит из уст Христовых и является, таким образом, мечом духовным, который, по словам апостола Павла, «есть слово Божие» (Ефес., 6: 17).

Древнерусский читатель «Повести временных лет» воспринимал сказание о хазарской дани отнюдь не в военно-политическом аспекте. Слова о превосходстве обоюдоострого меча над саблей, вложенные летописцем в уста старцев хазарских, имели для него религиозный, эсхатологический смысл. Противопоставляя полянский меч своей сабле, вожди хазар (принявшие иудейство), «не от своея воли» признавали превосходство христианства над иудаизмом, «двух лезвий» нового меча духовного (Ветхий и Новый заветы) над «одним лезвием» Ветхого завета. Такой смысловой подтекст легенды ставит под сомнение содержащиеся в ней исторические сведения, в частности, как и чем хазары взымали дань с «полян» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 334 - 335 ).

Освобождение славян Среднего Поднепровья от хазарской дани, по всей видимости, было тесно связано с событиями, происшедшими в конце VIII - начале IX в. в Хазарии.

В это время перед правящей верхушкой Хазарского каганата с особой остротой встал вопрос о государственной религии. Каждый из двух могущественных соседей Хазарии пытался навязать ей свою веру: Византия действовала через крымские епископии, халифат посылал на Северный Кавказ свои армии. Стремясь обеспечить себе культурную, а вместе с тем и политическую независимость, хазары выбрали третью религию — иудаизм.

Евреи издавна составляли заметную прослойку населения в южных областях Хазарского каганата. В Крыму и на Таманском полуострове еврейские памятники известны с I в. н. э. Со второй трети VI в. на Кавказе появились еврейские беженцы из Сасанидского Ирана — участники подавленного восстания маздакидов. А преследование евреев, начатое в Византии Ираклием еще в 20-х гг. VII в. и затем возобновленное Львом II Исавром (717 - 741 гг.), сделало еврейскую общину в Хазарии еще более многочисленной.

В Крыму, на Кавказе и в Поволжье евреи занялись тем же, чем занимались всюду, — торговлей и финансовыми спекуляциями. Их вклад в экономический рост Хазарии был весьма велик. Кроме того, раввины и отдельные представители еврейского купечества, как люди грамотные и бывалые, часто привлекались ко двору кагана для исполнения различных государственных, в том числе и международных, поручений. Но все же их влияние на дела в каганате никогда не было решающим, а националистический оттенок религии «избранного народа» исключал активный прозелитизм: для последовательных талмудистов исповедующие иудейство иноплеменники все равно оставались «проказой Израиля». Укоренение иудаизма со статусом государственной религии в стране с преобладающим нееврейским населением было уникальным явлением в мировой истории, которое стало возможным лишь благодаря совершенно исключительному стечению обстоятельств, внешних и внутренних.

К обстоятельствам внешним относилось настойчивое желание византийского императора и багдадского халифа видеть хазар в числе своих единоверцев. К обстоятельствам внутренним — кризис политической системы каганата. «Быстрый рейд» Марвана 737 г. в глубь хазарских владений (зеленые стрелки на карте), закончившийся военным разгромом Хазарии и принятием каганом мусульманства, вызвал рост патриотических настроений среди хазарской знати. Поборники независимости сплотились вокруг бека. В поисках религиозно-идеологического символа возрождения Хазарии они остановились на звезде Давида. Иудаизм стал для них религией, которая обеспечивала хазарам «вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами» — Византией и халифатом (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 264 ). Согласно традиции, основатель иудейской династии хазарских беков носил имя Обадия.

Хазары в большинстве своем обратились по примеру знати в иудаизм. Но кроме хазар, в каганате проживало еще 25 народов, многие из которых исповедовали ислам; в городах значительным влиянием пользовались христианские общины. Религиозная реформа Обадии вызвала среди них открытое недовольство. В начале IX в. в Хазарии вспыхнула гражданская война. Противники иудаизма, которых, возможно, поддерживал каган, призвали на помощь мадьяр; бек противопоставил им печенежские сабли. Доселе несокрушимая хазарская плотина, воздвигнутая между Уралом и Каспием, дала трещину, и в нее хлынули заволжские кочевые орды.

Хазарская смута длилась почти два десятка лет. Константин Багрянородный с лаконичностью государственного человека записал ее последствия: «первая власть» (правительство) одержала победу; побежденные бежали к мадьярам; все, кто не убежал, перебиты. Мятеж был подавлен дорогой ценой. Значительная часть собственно хазарского населения была истреблена, и власть бека, фактически полностью отстранившего кагана от дел, могла теперь опереться только на наемников — печенегов и гузов.

Западные окраины каганата в период междоусобицы были брошены на произвол судьбы. Византия, например, почти без усилий вернула себе Крым. Вероятно, днепровские славяне также воспользовались случаем, чтобы заявить о своей независимости от кагана. Случилось это, по всей видимости, в первой четверти IX в.

У Хазарии не было сил привести своих бывших данников к покорности. Напротив, в Итиле принимались срочные меры для охраны своей территории, дабы удержать западную границу каганата хотя бы на линии Дона. С этой целью на донском левобережье, ближе к низовью реки, во второй половине 830-х гг. была сооружена крепость Саркел. Какое важное значение имела эта твердыня в глазах хазарского правительства, видно по тому, что возглавить ее строительство были приглашены лучшие византийские инженеры во главе с братом жены императора Петроном Каматиром. Но объединенные хазаро-византийские усилия уже не могли отдалить неумолимое превращение Дона в «Русскую реку», а Понта — в «Русское море».