Переход от собирательства и охоты. Кто приучил людей к земледелию? Кто управлял родовой общиной

В жизни современного человека Интернет сегодня занимает одно из ключевых мест. Хорошо это или плохо - решать Вам, но оспорить это точно нельзя. В Интернете сегодня можно все - делать покупки, играть, общаться с друзьями, работать. К счастью, люди научились использовать Всемирную паутину не только для развлечений - все более популярным становится обучение онлайн. Это и не удивительно - в любую свободную минутку, только имея доступ к Интернету, человек может посвятить время самообразованию. Онлайн сейчас можно найти сайты, посвященные разнообразным темам, начиная от обучения рукоделию и заканчивая курсами молодого электрика. Однако нас с Вами интересует, конечно, деловой английский) Как оказалось, онлайн ресурсов для изучения бизнес английского, в отличие от общего английского, не так много. Однако мы попытались подыскать для Вас подборку сайтов, которые пригодятся при самостоятельном изучении бизнес английского или для закрепления пройденного в школе Яппи материала.

1. Esl.about.com - сайт содержит большое количество статей, посвященных изучению делового английского языка; советов, рекомендаций и примеров для написания деловых писем, составлению резюме, важную информацию о подготовке к международным экзаменам, можно проверить свои знания, выполнив интересные и полезные упражнения и тесты на знание делового английского.

2. Writing-business-letters.com - как понятно из названия, он посвящен особенностям составления деловых писем. На сайте можно найти 7 бесплатных уроков по написанию деловых писем, а также примеры готовых официальных писем на разные темы.

3. English-test.net - на сайте собраны ссылки на тесты, упражнения и уроки для всех уровней. Наиболее популярными из них являются упражнения по написанию деловых писем, составления резюме, подготовки к собеседованию, а также тесты на знание идиоматических выражений.

4. Businessenglishsite.com - сайт содержит большое количество упражнений и тестов на проверку знаний делового английского языка. Упражнения на сайте разделены на категории, такие как: общие деловые высказывания, медицинская английский, финансовый английский, английский в маркетинге и тому подобное. Сайт содержит упражнения на проверки навыков чтения и аудирования.

5. - этот сайт будет полезен как для студентов, изучающих деловой английский язык, так и для преподавателей. Содержит много деловой лексики и примеров особенностей грамматики делового английского языка. Также там можно найти упражнения на закрепление знаний деловой лексики и грамматики.

6. Eslgold.com - сайт, на котором собраны много тематических статей для расширения делового вокабул оврага. Содержит большое количество собственных упражнений и ссылок на упражнения других сайтов на проверку знаний делового английского языка.

7. Breakingnewsenglish.com - особенностью этого сайта является то, что тексты для чтения, упражнения для выполнения, содержащиеся на нем - это не выдуманные истории или художественные произведения, а актуальные новости мира. Тексты новостей адаптированы для разных уровней. К каждой «новости» является грамматические задания, аудирование и другого типа упражнения.

Данные об авторе

Гусева Татьяна Васильевна

Место работы, должность:

МАОУ СОШ №112, учитель истории и обществознания

Челябинская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

История

Цель урока:

Цели:

Образовательная: 1.Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

Развивающая: Продолжить формирование умений выделять главное, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).Развивать устную монологическую речь, умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты

Воспитательная: Способствовать повышению интереса, уважения к истории у учащихся.

Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

1. «История древнего мира» Учебник для пятого класса общеобразовательной школы под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.

Используемое оборудование:

1. Компьютер (работа в среде POWERPOINT), мультимедийный проектор.

2. Карточки с индивидуальными заданиями.

Краткое описание:

Урок в 5 классе по истории Древнего мира. Планируемые результаты учебного занятия: 1. умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, раскрыть содержание иллю-страции, давать развернутые ответы на вопросы; 2. умение и навыки работы с текстом, 3. умение оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Хри-стова; 4. умение оперировать историческими терминами и понятиями; 5. умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Ход урока:

I. Организационный этап. (Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.)

II. Этап проверки знаний, умений, навыков.

Мы продолжаем изучать первый раздел истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей". Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени - огромны, однако, сейчас мы внимательнее, чем когда-либо пытаемся осознать путь, пройденный человечеством.

Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В той далекой эпохе еще много для нас неясного и таинственного. И все-таки попробуем прикоснуться к цивилизации древности для того, чтобы в полной мере осознать никогда не прекращающуюся связь времен.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то, что вы уже знаете.

1. Беседа с классом:

Слайд 1-2: Какие материки вы видите на карте?

Слайд 3: На каком материке жили древнейшие люди?

Слайд 4: В какой части этого материка?

Слайд 5-6: Кого называют первобытными людьми?

Слайд 7-8: Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

Слайд 9-10: Чем древние люди отличались от обезьян?

Слайд 11-12: Какие древнейшие орудия труда вам известны?

Слайд 13-14: Какие способы добывания пищи вам известны?

Слайд 15: Почему древнейший человек не мог выжить в одиночку?

Слайд 16-17: Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 000 лет назад?

Слайд 18-21: Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

Слайд 22: Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных стадных зверей. Люди чаще вынуждены были охотиться на мелких и быстробегающих животных. Подумай: Почему при охоте на этих животных копье перестало быть надежным оружием?

Слайд 23-24: Поэтому в это время появился_____, ________ из которого летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье.

Слайд 25: Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община. Дайте определение понятию «родовая община».

2. Решение творческих задач (индивидуальная работа - 2 учащихся).

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 ка-менных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества кос-тей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767, леопарда - 1.

Определите главное занятие обитателей фота Тешик-Таш? (Ответ: Охота.)

Задача № 2

Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного века? (Ответ: Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьяно-людей - расколотая галька)).

3. Тест (2-3 учащихся).

1. Когда на Земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад б) около 10 млн. лет назад

в) около 100 тыс. млн. лет назад

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун б) лук в) рубило

З. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше- ния?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине

в) в государстве

4. Основные занятия человека в период оледенения.

а) охота б) земледелие в) ремесло

5. Кто управлял родовой общиной?

а) цари б) жрецы в) старейшины

6. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одно-го»?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве

Ключ к тесту: 1- а; 2 - а; 3 - б; 4 - а; 5 - в; 6 - б.

III. Этап мотивации к учебной деятельности.

Микроцель: выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить? (О скотоводстве и земледелии.)

Задание: Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве. (Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства .)

IV. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Вопрос: А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство? (Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота» .)

Вопрос: А почему на смену этим занятиям пришли другие?Почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

Задача: Выяснить, как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

V. Этап выявления места и причинызатруднения.

Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Объявление темы урока. Слайд 26.

VI. Этап освоения новых знаний.

Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Представьте себе поселок где-нибудь в жаркой южной стране приблизительно 10 тыс. лет назад. ( Слайд 27)


Поселок состоит из нескольких хижин, сделанных из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Он окружен насыпью из камней и земли, служащей защитой от дикий зверей. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы.

В поселке живет родовая община. ( Слайд 28)


Мужчины, вооруженные копьями, луками и стре-лами, охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Такое хозяйство называется присваивающим.

Присваивающее хозяйство - хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, занимаясь собирательством и охотой.( Слайд 29)


Вопрос: Как вы думаете, легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям? (Учащиеся выдвигают версии:

- Легко - они быстро всему учились.

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда.)

Слайд 30-31.



Учащиеся рассматривают картины, называют новшества: используют лук, стрелы, приручили собаку

VII. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Создание плана проекта:

1. А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?

3. А какие орудия труда они использовали?

Задание: Давайте обратимся к учебнику стр.20.

Индивидуальная, самостоятельная работа.

Задание:

1. Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

2. Девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

Учащиеся 3-4 минуты читают текст, выполняют задание самостоятельно.

Давайте проверим, что у нас получилось.

Слушаем мальчиков.

Причина: Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие: Так зародилось скотоводство.

Фиксирую на слайде: От охоты к скотоводству. (Слайд 32)


Вопрос: Какое занятие надежнее: охота или скотоводство? Чем надежнее (т.е. лучше обеспечивает пи-щей)? Обоснуйте вашу мысль. (Охота не всегда была удачной: бывало и так, что много дней людям не удавалось убить зверя - им угрожал голод. А занятие скотоводством позволяло всегда иметь в по-селке готовые запасы пищи .)

Теперь послушаем девочек.

Причина: Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие: Научились обрабатывать землю. Так зародилось земледелие.

Фиксирую на слайде: От собирательства - к земледелию. (Слайд 33)


Вопрос: Какое значение имело земледелие для людей? (Оно давало пищу, теперь люди пони-мали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

Вопросы: (Слайды 34-36)




  1. Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (деревянной
    мотыгой - палкой с сучком, она делалась целиком из дерева или была состав-ной - из дерева с наконечником из камня или рога .).
  2. Чем убирали урожай? (серпом)
  3. Предположите, из чего древнейшие люди делали серпы? (Серп делался не из металла, которого люди еще не знали, а из кости: ее расщепляли и вставляли в расщеп маленькие кусочки острых камешков .)
  4. На чем растирали зерна? (на зернотерках)
  5. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

Около 10 тыс. лет назад - возникли земледелие и скотоводство. ( Слайд 37)


С появлением земледелия и скотоводства жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.

На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам произво-дил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотовод-ством. ( Слайд 38)


Задание : Предположите, какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством.

Обучение приему сравнения.

Для выполнения задания необходимо сравнить земледелие и скотоводство с более древними занятиями людей: собирательством и охотой.

Вопрос: Что означает сравнить между coбой два предмета?

Сравнить - это значит найти сходство и различие .

Вопрос: В чем сходство между собирательством и земледелием? С какой целью люди занимались собирательством и с какой земледелием? (с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу.)

Вопрос: В чем различие между собирательством и земледелием? Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения.

Задание: Самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод.

VIII. Этап реализации построенного проекта.

Микроцель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

Задание: Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Учащиеся работают над заданием, используя Слайды 39-41.




Приходят к выводу.

Вывод: Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Люди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Занятие земледелием требовало постоян- ного проживания на одном месте. Возникали поселения, в которых возводили строения, способные противостоять изменениям пого- ды в течение года. Дома имели четырех- угольную или круглую форму, В зависимости от места проживания выбирался строитель- ный материал - дерево, глина или камень. Внутри дома сооружался очаг, делались ле-жанки, сиденья.

В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

Задание: Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.

Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз - племя.

Фиксирую на доске:

Родовые общины → племя

IX. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.

Слайд №42.


Задание: Рассмотрите схему на слайде. Объясните, кто стоял во главе племени? (Вождь. )

Вопрос: Кто его избирал и с кем он должен был советоваться? (Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием. )

Задание: Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён. (Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель. Люди уходили в другие места в поисках новых земель .)

Вопрос: Какой вывод по проблеме мы можем сделать? (Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности )

X. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха.

Земледелие не возникло одновременно во всех странах. Слайд 43.


Задание: По легенде карты (с.7) определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия (зеленым).

Вопрос: Как называется этот район? (Западная Азия).

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

XI. Этап включения в систему знаний и повторения.

Микроцель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Задание: Определите род занятий. Слайд 44.


(Эти люди выделывали шкуры, охотились, ловили рыбу, занимались земледелием, скотоводством. )

Задание: «Терминологическая угадайка». Слайд 45-46.



Задание: Впишите недостающие слова. Слайд 47-48.



Задание: Внимательно рассмотрите исторические «примеры». Что нужно поменять местами чтобы получилось правильное «равенство»? Слайд 49-50.



XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подведем итоги:

  • Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно (5).
  • Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4).
  • Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

(Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.)

XIII. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания. Слайд 51.

Запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.

Я благодарю вас за то, что вы отправились со мной в этот урок и не напрасно провели своё рабочее время.

Слайд 52-53.

Охота и собирательство как способ ведения хозяйственной деятельности исторически предшествовало сельскому хозяйству. В эпоху неолита система собственности определялась свободным доступом к ресурсам, в связи с тем, что издержки защиты и спецификации прав собственности были «запретительно» высоки. Система свободного доступа к природным благам сокращала ресурсную базу, поскольку ресурсы сверхэксплуатировались и не восстанавливались. Это препятствует перспективному экономическому развитию и росту. С переходом к оседлому земледелию и одомашниванию животных связано формирование системы коммунальной, общей собственности на материальные блага, двух типов правил использования ресурсов, которые предполагают: 1) ограничение использования ресурсов членами племени (табу, запреты), и 2) исключение доступа к ресурсам представителей других племен (принцип «свой-чужой»). С развитием технических средств (соха, серп, коса, плуг, мельница) преимущества сельского хозяйства растут и приводят к переливу труда из сферы охоты и собирательства в сельское хозяйство, в развитие ремесел, и создают материальную базу для роста населения и развития сообщества. Институциональный анализ Норта в применение к экономической истории, приведен ниже в виде отдельных извлечений из большого научного труда.

3.2. Ведение хозяйства – основа формирования прав собственности

Одним из основных хозяйственных институтов, влияющих на экономическое развитие, является система прав собственности. Сбалансированная система прав собственности создает условия для развития хозяйства, а плохо определенная - препятствует экономической эффективности, и может затормозить развитие на сотни лет.

Д. Норт. Структура и изменения в экономической истории, извлечения из Гл.8, 9

В «охото-собирающаем» обществе специализация ограничивается простым разделением ролей: охотой обычно занимались мужчины, а собирательством - женщины. Напротив, улаженное сельское хозяйство видело более сложные задачи. Среди ранних фермеров, некоторые индивидуумы, специализировались на обеспечении защиты; другие служили как священники, чтобы содействовать "рационализации" человека с его природой.

Проблемы, которые стоят перед сельскохозяйственным сообществом, в частности в решении, что производить, как производить, и для кого производить, были поэтому намного сложнее, чем те что перед племенами охотников/собирателей. Должны были быть разрешены следующие основные задачи - организация общей защиты; создание запасов на случай голода; принятие решений о том что, когда, и как производить; управление и координирование все более и более специализированных задач, для улаженного существования; и принятие решений по распределению все более и более различного числа товаров среди общества.


В пределах сельскохозяйственного сообщества, появились новые рабочие специализации. Во II в. до н.э., была хорошо развита специализация ремесел. Гончары, рабочие по металлу, ткачи, каменщики, плотники, судостроители, ювелиры. Такая специализация и разделение труда указывает на огромное изменение, произошедшее по сравнению с относительно недифференцированным обществом, которое порождает охота и собирательство. Общество, в котором существует специализация и разделение труда, требует установления механизма для распределения выпускаемого продукта среди населения, и требует гораздо больше координации и необходимости принятия решений в обществе.

Большую часть древней эры, организованные рынки не существовали. Географические ограничения влияли на результаты развития экономик. Развитие и рост городов распространялись вдоль Средиземноморья.

Наиболее фундаментальным достижением древнего мира стало появление института государства.

Первоначально, исключительные общественные права были установлены первыми сельскохозяйственными общинами; в некоторых местах они уступили исключительным государственным правам собственности, в других частным правам собственности. В государствах, где были установлены индивидуальные частные права собственности, они распространялись на товары, землю, и труд в форме рабства. Благодаря существенному прогрессу в развитии технологии, за восемь тысяч лет произошел переход от Бронзового века к Железному.

Формируются разнообразные типы государственных устройств, начиная от деспотического и заканчивая демократическим. При этом, несмотря на различия, во всех государствах использовалась работа правительства. Рост государств сопровождался военной и политической нестабильностью. Тенденция к росту, привела к объединению всего Западного мира в Римскую Империю. Между началом упорядоченного сельского хозяйства и пиком Римской Империи был промежуток приблизительно в восемь тысяч лет.

От века к веку менялись темпы изменений, рушились отдельные цивилизации. Были периоды очевидных затяжных стагнаций. Последний из них - долгий провал между распадом Римской империи на Западе и возрождением Западной Европы примерно пять столетий спустя.

Проблема, однако, состоит не в том, что правители не осознают плачевного состояния экономики. Главное препятствие, не позволяющее кардинально изменить экономику, - в самой природе политических рынков и, еще глубже, в мировоззрении их участников.

В неолите (новокаменном веке, VI—IV тысячелетия до н. э.) еще больше усовершенствовалась техника обработки камня. Люди научились его полировать, сверлить и даже пилить. Очень широко распространяются полированные топоры с отверстием для насадки на рукоятку. Из глины стали лепить грубые горшки, обжигали их на костре. Был изобретен ткацкий станок, на котором изготовляли ткани из растительных волокон.

Замечательным памятником неолитической эпохи является стоянка у села Варфоломеевка в Новоузенском районе . Она расположена на берегу реки Малый Узень и занимает площадь около трех гектаров. Толщина напластований, насыщенных остатками деятельности человека (культурный слой), здесь свыше двух метров.

На стоянке обнаружены остатки нескольких жилищ прямоугольной формы, углубленных в землю примерно на один метр. При сооружении жилищ, видимо, применяли столбовую конструкцию крыши и стен. Пол и стены были выкрашены красной краской. При раскопках собрано большое количество фрагментов керамики, изделий из камня и кости.

Сосуды со стоянки имели разные размеры и форму: баночную, чашевидную, горшкообразную. В верхней части эти керамические изделия украшены орнаментом. Каменные изделия изготовлены на пластинах, отщепленных от камня-ядрища: скребки различных типов, острия, проколки, скобели и другие. Разнообразные костяные предметы и поделки, некоторые из них украшены орнаментом. Обращают на себя внимание вырезанные из кости фигурки лошади с отверстиями для подвешивания. Все они выполнены в Довольно реалистической манере.

Загадкой для археологов является находка на полу одного жилища медной пластинки. Скорее всего, она привезена из какого-То Далекого металлургического центра.

Жители стоянки занимались скотоводством (разводили овец). Скульптурки лошадей позволяют предполагать, что это животное уже было приручено человеком.

Датируется стоянка V—IV тысячелетиями до н. э. Ее материалы свидетельствуют о высокой культуре, сопоставимой с раннеземледельческими цивилизациями.

Материалы раскопок Варфоломеевской и других стоянок показывают, что в неолите в хозяйстве людей происходят большие изменения, которые ученые называют даже «неолитической революцией». Вместо охоты и собирательства главными становятся новые отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство как основные источники получения пищи. Теперь уже человек сам, своим собственным трудом, производит для себя продукты питания. Его хозяйство стало производящим. Это произошло 5—7 тысяч лет тому назад.


«Неолитическая революция» вызвала огромные перемены в жизни человеческого общества: растет население, возникает ряд новых отраслей производства, происходят изменения в быте и образе жизни людей. Появляются излишки производства (прибавочный продукт). Это способствует постепенному развитию имущественного неравенства, что привело впоследствии к разложению первобытно-общинного строя.

В нашем крае становление и быстрое развитие производящего хозяйства связывают с энеолитом (медно-каменным веком, IV—III тысячелетия до н. э.). В лесостепной части распространяется земледельческо-скотоводческое хозяйство, а в глубинах степей — преимущественно скотоводческое. В это же время человек знакомится с новым материалом для изготовления орудий труда — металлом. Вначале использовалась самородная, а затем выплавленная из руды медь. Однако медь — металл мягкий, и поэтому продолжали по-прежнему делать многие орудия из крепкого кремня.

В последние годы на правом берегу Волги раскопаны два грунтовых энеолитических могильника. Один из них находится в окрестностях села Алексеевка(под Хвалынском), другой — против города Маркса на территории Хлопкова городища. Здесь в грунтовых ямах находились окрашенные красной краской скорченные костяки. Среди могильного инвентаря — костяные гарпуны, крючки, кремневые орудия, остродонные глиняные сосуды.

Особый интерес представляют несколько медных подвесок и браслетов из Хвалынского могильника. Анализ металла показал, что медь была привезена из балканских металлургических центров. Позднее медь отсюда поступать перестала, а новые источники металла еще не были найдены. Этим, видимо, объясняется отсутствие медных предметов в погребениях Хлопковского могильника. Оба могильника относятся к первой половине IV тысячелетия до нашей эры.

В Заволжье энеолитические памятники известны больше. Это стоянки на реке Челыкле близ рабочего поселка Озинки, на реке Большой Узень у села Орошаемого, на реке Торгуне у села Ку-мыска и в других местах. Здесь собраны фрагменты керамики, наборы кварцитовых орудий. У села Алтата на берегу одноименной речки археолог Ю. В. Деревягин открыл и в 1969—1970 годах провел раскопки позднеэнеолитической стоянки. Было извлечено из земли более 800 предметов, среди которых кварцитовые наконечники стрел, проколки, скребки, кости животных, обломки украшенной узорами керамики.

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству был вызван необходимостью древних людей обеспечить себя и свой род стабильными источниками пищи.

Переход от присваивающего хозяйства к производству

Первое хозяйственное производство развивалось благодаря двум факторам: труду и усовершенствованию орудий труда. Люди понимали, что производящее хозяйство более надежное, чем присваивающее.

Жизнь человека стала зависеть не от непредсказуемых погодных условий, а от собственного умения и труда. Развитие производственного хозяйства стало решающим фактором в росте духовной и культурной сознательности людей, а также спровоцировало кардинальные перемены в социальной жизни первобытного общества.

Вторая ступень развития общества: огородничество

Огородничество стало первым видом производственного хозяйства в первобытно обществе. Оно возникло на основе собирательства. Древние люди собирали семена диких овощей и сажали их на земле, которая примыкала к их жилищам. Это дало возможность людям самостоятельно выращивать те продукты, которые раньше приходилось собирать на отдаленных территориях.

Благодаря началу ведения огородничества люди стали понимать важность собственного труда и его продуктивность. Именно огородничество стало посылом к выделению более развитых форм производительного хозяйства - скотоводству и земледелию.

Третья ступень: скотоводство и земледелие

Первой скотоводство возникло на основе занятий охотой. Первобытные люди часто приносили с охоты маленьких зверей, родителей которых они убивали. Звери росли возле жилища человека, постепенно привыкая к нему, и не убегали обратно в лес. Со временем, маленькие звери вырастали, и их начали употреблять в пищу.

Это стало поводом для того, чтобы приносить с охоты как можно больше маленьких зверей и искусственно вскармливать их, чтобы те росли быстрее. Взрослые особи приносили потомство, что избавило человека от необходимости искать звериных малышей в лесу. Таким образом, и появилось скотоводство, которое со временем начало вытеснять охоту.

Основой становления земледелия стало огородничество. Люди уже хорошо знали технологию ухода за растениями, которые росли на их земельных участках. Среди овощей, которые люди находили во время собирательства, встречались непонятные им зерновые растения. Со временем перетертые зерна этих растений начались употребляться в пищу.

С развитием огородничества, на земельных участках первобытных людей появилась первая пшеница, которую также как и овощи, сеяли в землю. Лепешки, которые изготавливали из пшеницы, были очень сытными.

Возникла необходимость выращивания большого количества этих зерновых растений. Для того чтобы максимально облегчить труд, первобытные люди начали совершенствовать орудия труда - появились первые мотыги.

Скотоводство и земледелие, которые вошли в жизнь первобытных людей стали причиной возникновения первого в истории человечества классового неравенства. Земледельцы предпочитали не отдавать продукты производства другим членам общины, а обменивать их на орудия труда, которые повышали урожайность, а значит и благосостояние отдельных земледельцев. На основе такого производства стали возникать соседние общины, которые положили конец родовому союзу и первобытному коммунизму.