Профиль сервис транспортных средств. Система, технология и организация сервиса транспортных средств. Таким образом, автомобильная транспортная система обладает особенностями, присущими сложным техническим системам: наличием единой цели, управляемостью, вз

Годфруа Ж.

Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с., ил.

ISBN 5-03-001901-4

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей итересующихся вопросами психологии

Редакции lumepamypbi no биологии

© 1988 Pierre Mardaga, editeur

© перевод на русский язык, Алипов Н Н. Пегелау А. В., Эстрина Т. Я, 1992

Предисловие редактора перевода

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи­ческих воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государ­ства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс­ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использо­вать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате -несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР ми­ровому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа – профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во француз­ском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учеб­ного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов а также и как руководство для преподавателей.

Предисловие редактора перевода

Моим детям Фредерике и Кристофу

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы вос­приятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководство­вался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических за­кономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Докумен­ты». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представ­ление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицин­ских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Работа по переводу книги была распределена следующим образом:

Т.Я. Эстрина-гл. 1-3; А.В. Пегелау-гл. 4-6; Н.Н. Алипов-гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников-гл. 10-12, приложение А.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я лю6лю свою собаку, говорил дурак.

Чём больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство –несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробе­лы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигуриро­вала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, кото­рый был для меня главным (и вскоре стал единственным), -эксперимен­тальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одно­временно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он про­явил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии жи­вотных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподаватель­скую деятельность.

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

ЧАСТЬ 1. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ
.... 24
Глава 1. Что такое поведение? ................ 24
Врожденное и приобретенное............. 26
Эволюционная теория................ 30
Эволюция поведения................ 30
Таксисы.................... 31
Рефлексы.................. 32
Инстинктивное поведение............. 33
Импринтинг................. 34
Научение................... 36
Способность к умозаключениям.......... 37
Эволюция человека................ 37
От деревьев до первых поселений.......... 41
Развитие речи................. 42
Социальная и культурная эволюция......... 44
Агрессивность человека............. 46
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция..... 47
Документ 1.2. Миграция лососей -инстинктивное поведение или результат научения? ............. 47
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки..... 48
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? . . . 49
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям.................. 50
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид.......... 52
Резюме..................... 53
Литература................... 53
Материал для самопроверки............... 56
Ответы на вопросы ...............
Глава 2. Что такое психология? ................
Введение....................
Развитие психологии................
Первые шаги.................
Донаучная психология..............
Рождение научной психологии...........
Психология в XX столетии............
Документ 2.1. Культ черепа............
Документ 2.2. Происхождение слова «психология» ....
Документ 2.3. Душа и тело: 1+1=2 или 1+1=1?. . .
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году....
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания. . . .
Документ 2.7. Структуры и функции..........
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
Документ 2.9. Социобиология и размножение.....
Документ 2.10. Младенцы и гештальт........
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» . . .
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
Документ 2.13. Путь к самовыражению.......
Документ 2.14. Покорность и пытка........
Резюме.....................
Литература...................
Материал для самопроверки.............
Ответы на вопросы ...............
Глава 3. Чем занимаются психологи? ..............
Введение....................
Психология и ее разделы..............
Прикладные области...............
Область научных поисков.............
Методы психологии................
Описательные методы..............
Экспериментальный метод............
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми............
Документ 3.3. Эксперименты на животных......
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
Документ 3.5. Наследственность и научение......
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты Документ 3,7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
Резюме.....................
Литература..................
Материал для самопроверки............
Ответы на вопросы.............

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологических воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т. д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использовать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате - несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР мировому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа - профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во французском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учебного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов, а также и как руководство для преподавателей.

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы восприятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководствовался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических закономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Документы». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицинских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку, говорил дурак.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Жан Марсенак

Предисловие

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство - несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню - о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), - экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.

Настоящее руководство - плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопедическим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа; Годфруа - приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специалистам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают результатом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперёд, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психология больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию - это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллектуальной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека - биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Книга Годфруа, приверженца коммуникационного стиля в психологии, является плодом его деятельности, передачей живого опыта. Она написана в такой форме, что у читателя возникает ощущение лёгкости усвоения материала. Книга хоть и является учебным пособием, однако, настолько увлекает, что её непременно хочется скорее прочитать до конца. Более того, возникает желание возвращаться к данному материалу не один раз. Жо не признаёт преподавания в бесплотной форме, когда ученику просто передаются знания в подавляющем объёме энциклопедического материала, так что у студентов возникает ощущение Сизифова труда. Книга ориентирована для изучения психологии будущими медиками, педагогами, психологами и просто интересующимися этой темой.

Читательская аудитория

Автор обращается к желающим обрести не просто совокупность сведений по психологии, но и знания о том, как эта наука важна для решения кардинальных проблем современности. Труд Годфруа «Что такое психология» направлен на то, чтобы возбудить в учащемся любознательность, выходящую за пределы данного курса лекций.

Поэтому он без каких-либо сомнений рассказывает аудитории о спорах, возникающих в современной науке, динамике психологических дисциплин и резуль-татах этого развития. Годфруа не боится показаться несведущим в каком-либо вопросе, говорить о собственных затруднениях и не создаёт ложное впечатление о том, что как наука психология может дать ответы для решения всех проблем.

Как педагог он предпочитает раскрыть динамику психологии как развивающегося научного движения, постоянно испытывающего сомнения, и максимально показать, чем занимаются психологи, если они хотят быть честными в своей профессиональной деятельности.

По мнению учёного, для того чтобы развиваться и идти вперёд, необходимо пересматривать свои суждения и представления. Он стремится показать читателю, что психоло-гия больше, чем иные научные предметы, за исключением социологии, может быть зависима от превалирующей социальной политики. Исследовать психологию - это обучаться видеть погрешности общества. При этом Годфруа, говоря открыто о сомнениях, чётко разъясняет каким образом эти данные были почерпнуты и как необходимо их трактовать.

Будучи противником беспринципности, психолог не отдаёт предпочтения ни одной школе. Он обладал крайне независимым мышлением и интеллектуальной смелостью. Жо черпает информацию из разных источников и делает акцент на двояком корне поведения человека - биологическом и культурном. Штудируя книгу Годфруа «Что такое психология», читатель познакомится со многими крупными учёными, их рассуждениями и теоретическими выкладками.

Эта книга заинтересует каждого, кто возьмёт её в руки. Этим она обязана убеждённости автора в том, что психология - увлекательная дисциплина. И прежде чем он начал её преподавать квебекским студентам, Жо Годфруа обучал африканских детишек, а после объединял под своим крылом однокурсников и играл в любительском театре, который, вполне мог бы профессиональным.

Данный труд является введением в психологию. Он заполня-ет пробелы во многих публикациях об этой науке. Книга стала и будет настольной для большого числа учёных и преподавателей, желающих дать студентам основательные знания и пробудить интерес к дисци-плине. Путь читателя полон увлекательных приключений, которые непременно хочется продолжить! Книга Годфруа «Что такое психология» имела большой успех в Канаде.

Она показывает всем, кто не раз пытался убрать психологию из общего образовательного процесса как узконаправленную дисциплину, что её границы гораздо шире и она необходима для изучения.

Цель исследования психологии

Эту науку всегда интересовал сам человек, его глубина мысли, движений сердца, ума и сознания, его воображение, его память, мышление и общение, другими словами - внутренний мир.

Для учёных важно понимать причины и закономерности происхождения тех или иных человеческих поступков, законы социального поведения. Крайне интересно понять механизмы возникновения мысленных образов, как работает сознание и что это такое, где источники вдохновения и творчества в человеке. На изучение данных вопросов и направлена психология, которая позиционирует себя как наука, но при этом и по сей день балансирует на грани с верой, искусством и научным подходом.

Такое неопределённое положение психологии связано с тем, что она всегда находилась под мощным давлением общественной идеологии. Нередко развитие той или иной области было определено государственной политикой. В каждом государстве есть свои каноны. Именно они оказывают сильнейшее влияние на развитие научной ветви. Как пример:

· отрицание психоанализа;

· восприятие воспитания и формирования личности однобоко;

· взгляд на существующие человеческих потребностей…

Основные моменты книги

Нередко наука переживала кризис, который углублялся различием во взглядах и неприятии иных достижений в мировой практике, нежеланием использовать результаты естественных дисциплин, в области познания природы человека. В связи с этим книга Годфруа «Что такое психология» очень важна. Это богатый лекторский опыт профессора, позволяющий использовать данное пособие в качестве учебного начиная от колледжа до университета.

Эта книга энциклопедична. Она затрагивает все существующие научные направления психологии и последние достижения в её различных областях. Автор рассматривает консервативные взгляды на восприятие, память, мышление. Он показывает, чем занимаются психологи, какую основную задачу они должны решать, как развиваться, смело опирается на социобиологические данные, когда объясняет поведенческие мотивы людей в обществе.

Изложение материала

Труд неординарного психолога привлекает не только научность изложения, но и интерпретацией результатов. Автор постарался максимально уйти от политики. Он убеждён, что наука становится истинной, когда философская дискуссия уступит место регулярному и чёткому эксперименту. На протяжении всего курса прослеживается идея однозначной зависимости закономерностей психологии от механизмов деятельности мозга.

Наконец, материал книги изложен планомерно и дидактически правильно — по уровням сложности. Письменный труд Годфруа - это общая психология, учебник для вузов, в котором каждая глава начинается с изложения основного материала. Затем раздел расширяется дополнительными данными «Документы». Отдельные приложения показывают более широкое представление (о мозговой деятельности и статистическом анализе).

Значимую роль играют вопросники в конце каждой главы и возможность самоконтроля. Опрос можно провести с помощью компьютеров, что существенно облегчит задачу усвоения и контроля.

Немного истории

Когда автор был учеником Марка Ришеля, с ним приключился забавный случай, который впоследствии повлиял на его профессиональное направление деятельности. Преподаватель прогнал его с одного из первых экзаменов, который он должен был сдавать.

Годфруа собрался заняться преподаванием в Центральной Африке. Но ему предстояло экзаменоваться по этнографической антропологии, и имелись некоторые существенные пробелы в знаниях данного предмета. Марк Ришель решил, что это недопустимо для человека, желающего вскоре работать в местах, где эта дисциплина очень актуальна. Этот предмет редко встречался в то время при изучении обязательной программы начального курса психологии. Жо Годфруа согласился с преподавателем и принял вызов. Он быстро изучил упущенный материал и вплотную занялся исследованием данного предмета. Это направление стало для молодого учёного приоритетным - он посвятил себя в чём сильно преуспел.

Жо доказал всем, что можно быть одновременно человеком действия, обладающим пылким, страстным темпераментом, и подчиняться неукоснительно жёсткому лабораторному режиму. Учёный проявил творческое воображение и первый провёл исследование, сочетающее перспективы этологии и экспериментальной психологии животных. Другие пришли к этому, спустя лишь десятилетие.

Проводя ночи напролёт возле хомячков, Годфруа снял кинофильм, который теперь показывают студентам. Спустя 12 лет хомяки были заменены на канадских белок, которым профессор обязан блестящей докторской диссертацией. При этом он работал один в Квебеке, где все время вёл преподавательскую деятельность.

Различия во взглядах

Произведение Годфруа, где подробно рассмотрена общая психология, — учебник для вузов, содержащий некоторые документы, показывающие нетрадиционные пути исследования.

Его мнение имеет существенные различия со взглядами популяризатора Мишеля де Праконталя, автора книги «Научный обман в десяти уроках». По мнению Годфруа, Мишель позорит учёных из областей таких наук: физиков, биологов, нейрофизиологов, этологов, которые в результате долгих исследований пришли к ряду гипотез, выходящих за рамки рациональной науки.

Жо считает, что лучший способ, который может использовать отдельный человек и другие люди для развития критического мышления, заключается в том, чтобы максимально объективно излагать ход исследований, формирования теорий и моделей, теснящих друг друга и стремящихся занять хоть какое-либо место среди гуманитарных наук.

Прошлое и современность

Автор обращает внимание на то, что концепции «мыслящей души» и «животного разума» Декарта, представления Фрейда о «либидо» и «подсознательном» и другие цитируемые в книге психологи, не должны претендовать на абсолютную истину и являются в какой-то мере «обманщиками». Их теория ещё нуждается в подтверждении. В связи с этим нельзя отказываться от расширения взглядов и принимать во внимание, например, «голографические» гипотезы Прибрама и Бома, гипотезу «в глубь собственного Я» Лилли и другие.

Учёный обращает внимание в своём глубоком труде на то, что психология не может и не должна ждать появления окончательной теории функционирования мозга, и тогда уже пытаться понять и действовать. Психологии требуется ещё сформировать свою систему моделей, научиться эффективно помогать людям любить, жить и умирать.

Сегодня это крайне актуально, так как человечеств заботиться о накоплении знаний, которые дадут возможность отделить зерно от плевел и не останавливаться на пути.


Готфруа Жо -

ГОДФРУА Жо (Godefroid Jo ) – франко-канадский психолог, в частности, автор широко известного в России учебника «Что такое психология?» (в оригинале – «Пути психологии»). Глава 12 – «Иные» специально посвящена отклоняющемуся поведению, в том числе и его медицинским аспектам.

Предисловие Марка Ришеля (далее выделено научным руководителем сайта)

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но, тем не менее, осмелился, на сей раз, им воспользоваться. К тому же это руководство - несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.
Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню - о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное , но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), - экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.

Настоящее руководство – плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопеди­ческим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа.

Годфруа – приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специа­листам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают резуль­татом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперед, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психоло­гия больше, чем любая другая наука (кроме , быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию – это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллекту­альной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека – биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Это введение в психологию, в отношении дидактической ясности продолжающее традицию начальных американских руководств, заполня­ет пробел в публикациях по психологии на французском языке в Европе. Оно послужит путеводной нитью для многочисленных преподавателей, читающих лекции тем студентам, которые не обязательно решили посвятить себя психологии, но заслуживают тем не менее того, чтобы получить основательное и пробуждающее интерес введение в дисци­плину, с которой им еще придется столкнуться. Такие студенты найдут в этой книге не какую-то сумму твердо установленных научных фактов, а скорее путь, полный увлекательных приключений, который им захочет­ся продолжить. Я не сомневаюсь в том, что труд Жо Годфруа будет способствовать реабилитации психологии в общей системе образования из которой ее в последние годы нередко исключали – иногда под тем предлогом, что она слишком специфична и в некоторых своих аспектах доступна только профессионалам, а иногда потому, что она несет на себе слишком явные отпечатки предвзятости той или другой школы. Эта книга заинтересует и всякого «порядочного человека» в обычном смысле слова, даже если он никогда не был студентом или уже перестал им быть. Своим успехом, уже достигнутым в ее недавнем канадском издании, книга, несомненно, обязана той убежденности, которую вло­жил в нее автор; с такой же убежденностью он, прежде чем передавать своим квебекским студентам собственную увлеченность психологией, обучал сначала африканских ребятишек, а затем объединял под своей эгидой однокурсников или, играя в любительском театре, который, вероятно, мог бы стать профессиональным, заставлял своих зрителей разделять переживания героев.

Жо Годфруа Что такое психология
(Jo Godefroid "Les chemins de la psychologie ", 1988)

Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Рассмотрены подходы и методы психологии, уровни сознания, эмоции и мотивация, научение , память, интеллект и творчество, становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики. Учебник отличает увлекательный стиль изложения. Для студентов, психологов, медиков, педагогов, и всех интересующихся вопросами психологии.

Предисловие редактора перевода
Предисловие
Предисловие автора
Представление книги
Благодарности
Предисловие автора к русскому изданию

Часть I. Изучение поведения - история и методы

Введение
Глава 1. Что такое поведение?

Врожденное и приобретенное. Эволюционная теория. Эволюция поведения. Таксисы. Рефлексы.
Инстинктивное поведение. Импринтинг. Научение . Способность к умозаключениям. Эволюция человека
О т деревьев до первых поселений. Развитие речи. Социальная и культурная эволюция. Агрессивность человека.
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
Документ 1.2. Миграция лососей - инстинктивное поведение или результат научения ?
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение ?
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Глава 2. Что такое психология?

Введение. Развитие психологии. Первые шаги. Донаучная психология. Рождение научной психологии.
Психология в XX столетии
Документ 2.1. Культ черепа
Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 = 2 или 1 + 1 = 1?
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
Документ 2.7. Структуры и функции
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
Документ 2.9. Социобиология и размножение
Документ 2.10. Младенцы и гештальт
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
Документ 2.13. Путь к самовыражению
Документ 2.14. Покорность и пытка
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Глава 3. Чем занимаются психологи?

Введение. Психология и ее разделы. Прикладные области. Область научных поисков. Методы психологии.
Описательные методы. Экспериментальный метод
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми
Документ 3.3. Эксперименты на животных
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
Документ 3.5. Наследственность и научение
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Часть II. Сознание и активация
Введение
Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания

Сознание и активное бодрствование. Измененные состояния сознания. Сон. Медитация. Разнообразие измененных состояний. Употребление наркотических средств и патологические состояния. Возбуждающие средства. Нейродепрессанты . Наркотики. Галлюциногены и психоделитики . Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним. Наркотики и внутренний мир человека
Документ 4.1. Электрическая активность мозга
Документ 4.2. Картография внутреннего пространства
Документ 4.3. Биологические часы
Документ 4.4. Внешняя обратная связь
Документ 4.5. Общедоступная медитация
Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности?
Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
Документ 4.8. Классификация психотропных веществ
Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания
Резюме
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?
Литература
Материал для самопроверки

Глава 5. Наше восприятие мира

Введение. Ограничения, связанные с органами чувств. Роль предшествующего опыта. Организация наших восприятий. Наши восприятия остаются постоянными (константными). Восприятие мира в трех измерениях.
Адаптация и привыкание. Внимание и восприятие. Факторы, определяющие внимание. Избирательное внимание. Физиологический порог и порог восприятия. Перцептивная защита. Подпороговое восприятие.
Экстрасенсорное восприятие. Сенсорная изоляция.
Документ 5.1. Мир клеща
Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
Документ 5.3. От стимуляции к восприятию
Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного
Документ 5.6. Движение и время
Документ 5.7. Зрительные иллюзии
Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство
Резюме
Досье 5.1. Наука и паранормальные явления
Литература
Материал для самопроверки

Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация

Введение. Мотивация и эмоции. Мотивация. Теория биологических побуждений. Теория оптимальной активации. Когнитивные теории мотивации. Иерархия потребностей. Эмоции. Аспекты эмоций. Факторы, определяющие эмоции. Стресс
Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация
Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие
Документ 6.5. Оргазм: все в голове
Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен
Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?
Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд
Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка
Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
Резюме
Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
Литература
Материал для самопроверки

Часть III. Высшие функции и обработка информации
Введение

Глава 7. Научение

Адаптация и научение . Виды научения . Научение реактивным формам поведения. Привыкание и сенсибилизация. Импринтинг. Условные рефлексы. Научение в результате оперантного обусловливания .
Научение методом проб и ошибок. Формирование реакций. Научение путем наблюдения (подражания модели). Когнитивные формы научения . Латентное научение . Обучение сложным психомоторным навыкам.
Научение путем инсайта . Научение путем рассуждений. Научение и созревание. Научение и его результаты
Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
Документ 7.2. Законы обусловливания
Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру
Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
Резюме
Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
Литература
Материал для самопроверки

Глава 8. Память, мышление и общение

Память. Структура памяти. Процессы, связанные с памятью. Забывание. Память и мышление. Мышление.
Процессы мышления. Стратегии мышления. Теории развития когнитивных процессов. Мышление и речь.
Речь. Общение и язык. Теории развития речи.
Документ 8.1. Сенсорная память
Документ 8.2. Образы и память
Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление
Документ 8.7. Дети и психолингвистика
Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить?
Резюме
Досье 8.1. Исследования памяти
Литература
Материал для самопроверки

Глава 9. Адаптация и творчество

Интеллект. Природа интеллекта. Структура интеллекта. Истоки интеллекта. Оценка интеллекта. Интеллект, решение проблем и творчество. Творческое мышление. Особенности творческого мышления. Творчество и адаптация. Особенности творческих личностей
Документ 9.1. IQ: два ребенка - это хорошо, а девять - это, наверное, многовато!
Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
Резюме
Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
Литература
Материал для самопроверки

Часть IV. Я, другие и «иные»
Введение


Глава 10. Развитие «Я»

Введение. Различные аспекты развития. Этапы жизни. Неравномерность роста. Развитие нервной системы.
Физическое развитие. Половое развитие. Половая функция и размножение. Половое поведение и развитие.
Когнитивное развитие. Этапы умственного развития ребенка и подростка. Умственные способности взрослого человека. Нравственное развитие. Моральное суждение в детском возрасте. Развитие нравственного сознания. Развитие личности. Описательные подходы. Бихевиористский подход. Когнитивный подход. Психодинамические подходы. Гуманистический подход. Социальное развитие.
Этапы социализации. Жизненные кризисы. Смерть. Приближение к смерти. Ступени смерти
Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или психологическое «афродизирующее средство»?
Документ 10.2. Детское мышление
Документ 10.3. Перед лицом нравственной дилеммы
Документ 10.4. Можно ли оценить личность?
Документ 10.5. Кто такие были Эдип и Электра?
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Глава 11. Человек и другие люди

Введение. Жизнь в обществе. Территория и индивидуальный участок. Факторы окружающей среды.
Социальное положение и роль в группе. Власть и подчинение. Конформизм. Влияние меньшинства.
Альтруизм и апатия. Взаимодействие и коммуникация. Межличностное влечение. Коммуникация
Социальное восприятие. Впечатления. Каузальная атрибуция. Стереотипы. Установки. Составляющие установок. Выработка установок. Изменение установок. Предубеждения
Документ 11.1. «Внутренняя галактика»
Документ 11.2. Чем многолюднее, тем безответственнее
Документ 11.3. Шум и успеваемость в школе
Документ 11.4. Доминирование, власть и лидерство
Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей
Документ 11.6. Конформизм и преобразование действительности
Документ 11.7. Влияние меньшинств и социальные сдвиги
Документ 11.8. Безмолвные свидетели и снисходительные жертвы
Документ 11.9. Межличностное влечение зависит и от обоняния
Документ 11.10. Похвала и критика
Документ 11.11. Парадоксальная коммуникация, двойное принуждение и шизофрения
Документ 11.12. Любовь и истолкование улыбки
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Глава 12. «Иные»

Введение. Тревога и стресс. Что такое аномальное поведение? Некоторые подходы к пониманию аномального поведения. Демонология. Медицинский подход. Психоаналитический подход. Бихевиористский подход. Когнитивный подход. Гуманистический подход. Социо-культурный подход. Классификация психических расстройств. Расстройства, свойственные детскому и подростковому возрасту.
Расстройства органического происхождения. Функциональные расстройства. Расстройства личности.
«Приклеивание ярлыков» и его последствия. Лечение. Психиатрия и медицинский подход к лечению психических расстройств. Психотерапия. Поведенческая терапия (бихевиористский подход). Альтернативные ресурсы и групповая терапия
Документ 12.1. Уравновешенный человек и «норма»
Документ 12.2. Жизнь и механизмы психологической защиты
Документ 12.3. Психические расстройства в детстве и отрочестве
Документ 12.4. Путешествие через психическое страдание
Документ 12.5. Здравый рассудок среди безумия
Документ 12.6. Антипсихиатрия и психиатрия: право на безумие или право на лечение?
Документ 12.7. Не сводится ли весь секрет терапии к эффекту плацебо?
Документ 12.8. Пример фрейдистской интерпретации
Документ 12.9. От одной формы терапии к другой
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Приложение А. Биологические основы поведения. Наследственность и размножение. Генетические основы развития. Хромосомные аномалии. Близнецы. Резюме. Физиология поведения. Организация нервной системы. Рецепторы
Дополнение А.1. Звук и свет. Эффекторы. Периферическая нервная система
Дополнение А.2. Три «мозга» и эволюция нервной системы. Центральная нервная система. Кора большого мозга
Дополнение А.3. Расщепленный мозг. Структура и функции нейрона
Дополнение А.4. Нервная активность и сканер
Резюме
Литература
Приложение Б. Статистика и обработка данных
Введение
Дополнение Б.1. Некоторые основные понятия
Дополнение Б.2. Влияние потребления марихуаны на глазодвигательную координацию и время реакции (гипотетический эксперимент)
Описательная статистика. Группировка данных. Оценка центральной тенденции. Оценка разброса.
Индуктивная статистика. Проверка гипотез
Дополнение Б.3. Уровни достоверности (значимости)
Дополнение Б.4. Степени свободы. Параметрические методы. Непараметрические методы
Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции. Резюме
Результаты вычислений, которые предложено было сделать читателям
Дополнение Б.5. Таблицы
Литература
Словарь терминов
Предметный указатель
Именной указатель