В каких случаях после шипящих пишется ъ. Правило написания ь знака? Правописание мягкого знака

Частное двух чисел называют отношением этих чисел.
Так с помощью букв записывают отношение чисел a и b, причем, а – предыдущий член, b – последующий член. (Напоминание: дробная черта означает знак деления).

Процентное отношение.
Правило. Чтобы найти процентное отношение двух чисел, нужно одно число разделить на другое, а результат умножить на 100.
Например, вычислить, сколько процентов составляет число 52 от числа 400.
По правилу: 52: 400 × 100 - 13 (%).
Обычно такие отношения встречаются в задачах, когда величины заданы, а нужно определить, на сколько процентов вторая величина больше или меньше первой (в вопросе задачи: на сколько процентов перевыполнили задание; на сколько процентов выполнили работу; на сколько процентов снизилась или повысилась цена и т. д.).
Решения задач на процентное отношение двух чисел редко предполагают только одно действие. Чаше решение таких задач состоит из 2-3 действий.

Примеры
Задача 1.
Завод должен был за месяц изготовить 1 200 изделий, а изготовил 2 300 изделий. На сколько процентов завод перевыполнил план?
1-й вариант
Решение:
1 200 изделий - это план завода, или 100% плана.
1) Сколько изделий изготовил завод сверх плана?

2 300 - 1 200 = 1 100 (изд.)
2) Сколько процентов от плана составят сверхплановые изделия?
1 100 от 1 200 => 1 100: 1 200 × 100 = 91,7 (%).

2-й вариант
Решение:
1) Сколько процентов составляет фактический выпуск изделий по сравнению с плановым?
2 300 от 1 200 => 2 300: 1 200 ×100 = 191,7 (%).
2) На сколько процентов перевыполнен план?
191,7 - 100 = 91,7 (%)
Ответ: на 91,7%.

Задача 2.
Надо вспахать участок поля в 500 га. В первый день вспахали 150 га. Сколько процентов составляет вспаханный участок от всего участка?
Решение
Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти отношение (частное) вспаханной части участка ко всей площади участка и выразить его отношение в процентах:
150/500 = 3/10 = 0,3 = 30 %
Таким образом, мы нашли процентное отношение, то есть сколько процентов одно число (150) составляет от другого числа (500).

Задача 3.
Рабочий изготовил за смену 45 деталей вместо 36 по плану. Сколько процентов фактическая выработка составляет от плановой?
Решение
Для ответа на вопрос задачи надо найти отношение (частное) числа 45 к 36 и выразить его в процентах:
45: 36 = 1,25 = 125 %.

Задача 4.
В семенах сои содержится 20 % масла. Сколько масла содержится в 700 кг сои?
Решение.
В задаче требуется найти указанную часть (20 %) от известной величины (700 кг). Такие задачи можно решать способом приведения к единице. Основное значение величины – 700 кг. Её мы можем принять за условную единицу. А условная единица и есть 100 %. Так как пропорциональная зависимость прямая Кратко условия задачи можно записать так:

Составим пропорцию и найдем неизвестный член пропорции:

Ответ: 140кг.

Нахождение числа по его процентам.
Задача 1.
Из хлопка-сырца получается 24 % волокна. Сколько надо взять хлопка-сырца, чтобы получить 480 кг волокна?
Решение
480 кг волокна составляют 24 % от некоторой массы хлопка-сырца, которую примем за Х кг. Будем считать, что Х кг составляют 100 %. Теперь кратко условие задачи можно записать так:

Ответ: 2000кг = 2т.
Эту задачу можно решить и иначе.
Если в условии этой задачи вместо 24 % написать равное ему число 0,24, то получим задачу на нахождение числа по известной его части (дроби). А такие задачи решают делением. Отсюда вытекает ещё один способ решения:
1) 24 % = 0,24; 2) 480: 0,24 = 2000 (кг) = 2 (т).
Чтобы найти число по данным его процентам, надо выразить проценты в виде дроби и решить задачу на нахождение числа по данной его дроби.

Вопросы к конспектам

В саду растет 5 кустов желтых роз. Это составляет 25% от всех роз в саду. Сколько кустов роз в саду?

Приведите отношение к отношению натуральных чисел:

Чтобы доехать до базы отдыха, турист проехал 80км, что составляет 40% всего пути. Какое расстояние осталось проехать, чтобы доехать до базы?

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 4 6

Тема. Процентное отношение чисел

Цель: опираясь на умения учащихся находить процентное отношение чисел, научить находить содержимое величины в процентах и решать задачи, предусматривающие эти действия.

Тип урока: усвоение знаний, умений и навыков.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

Выборочно проверяем тетради (в «слабых» учеников).

Правильные ответы записываем за доской, и один ученик с места
кратко комментирует решения.

Устные упражнения

2. Выразите в процентах: 0,02; 0,08; 0,17; 0,56; 0,92.

3. Сколько процентов составляет: 3 м от 5 м; 40 см от им; 32 г от 2 кг; 2,5 км от 12,5 км; грн от 3 грн?

4. Найдите: 1 %; 2 %; 3 %; 11 %; 20 %; 60 % от 15.

II . Усвоение знаний

Задача. В 6 классе учится 30 учеников. На конец семестра математику изучали на достаточном уровне 12 учеников, а на конец II семестра их стало 18. На сколько процентов выросло качество знаний учащихся?

@ Понятно, что на предыдущем уроке мы решали похожую задачу, поэтому:

1) = 0,4 = 40% - на конец i семестра;

2) = = 0,6 = 60% - на конец II семестра;

3) 60 % - 40 % = 20 % - на столько процентов лучше стало качество знаний в 6 классе.

Ответ. 20 %.

@ Очень важно сориентировать учащихся на то, что этот способ не является лучшим, потому что мы находим лишние величины. Поэтому:

1) 18 - 12 = 6 (учеников) - на столько увеличилось количество;

2) = = 0,2 = 20% - на столько процентов выросло качество знаний.

Чтобы найти, на сколько процентов увеличилась или уменьшилась величина, надо:

а) узнать, на сколько единиц увеличилось или уменьшилось значение величины;

б) вычислить, сколько процентов составляет это изменение от начального значения.

III . Формирование умений

Решение упражнений

И уровень (устные упражнения)

Выразите в процентах изменение величины:

а) от 2 кг до 3 кг; б) от 2 кг до 4 кг; в) от 2 кг до 5 кг;

г) от 100 м до 96 м; д) от 100 м до 105 м; е) от 120 до 200 м.

II уровень (письменные упражнения)

1. Выразите в процентах изменение величины:

а) от 1 грн до 80 к.; б) от 25-до 3 т; в) от 4000 кгдо 5 т; г) от 1 ч до 30 мин.

2. Первый день в магазине продали 250 кг капусты, а второго -230 кг. На сколько процентов меньше продали капусты второго дня, чем первого?

а) Цена товара 150 грн. Найдите цену товара после двух последовательных снижений, если первое было на 10%, а второе - на 5 %.

б) Цену на товар, который стоил 150 грн, сначала уменьшили на 20 %, а затем новую цену увеличили на 20%. Найдите цену товара после двух переоценок.

в) Цену на товар стоил 100 грн, снизили на 20 %. На сколько процентов надо поднять новую цену, чтобы получить первоначальную?

Решение задачи 3(а)

1) 100 % - 10 % == 90 % - составляет новая цена от 150 грн;

2) 90 % = 0,9; 150 · 0,9 = 135 (грн) - новая цена после первой скидки;

3) 100 % - 5 % = 95 % - вторая новая цена от предыдущей;

4) 95 % = 0,95; 135 · 0,95 = 128,25 (грн) - новая, вторая цена.
Ответ. 128,25 (грн).

Дополнительно

Цену на товар снизили на 20 %, а потом повысили на 20 %. Изменилась цена товара по сравнению с тем, какой она была до снижения?

IV . Итог урока














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

обучающие

  • обобщение и систематизация знаний по теме: “Отношение двух чисел”;
  • ликвидация пробелов знаний учащихся в решении задач на части;
  • развивающие

    • расширение кругозора учащихся;
    • пополнение словарного запаса;
    • развитие мышления, внимания, умения учиться;

    воспитательные

    • привитие интереса самостоятельного изучения учебного материала с передачей информации учащимся-одноклассникам;
    • формирование умения слушать и слышать, понимать объяснение, вести дискуссию, отстаивать правильность рассуждений.

    Оборудование: Мультимедиапроектор, экран; у каждого ученика тетрадь и учебник, автор Мордкович А.Г., Зубарева И.И., 6 класс, 2008 г.

    Ход урока

    Вступительное слово учителя:

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к изучению следующей главы учебного курса математика-6 “Отношения вокруг нас”. Вам наверно немного странно слышать такое название темы, ведь кажется, что в нём нет математического смысла. Эпиграфом урока возьмём следующие слова:

    В математике есть своя красота,
    как в живописи и поэзии”.
    Н.Жуковский

    Давайте поговорим об отношениях, что содержит в себе это понятие?

    Понятие отношения в обществе:

    Каждый человек рождается внутренне не свободным. К сожалению, нельзя то же сказать об обществе в которое он входит и которое он изменяет своим появлением, - будь то семья, нация, государство либо всё человечество. Каждое из них обладает системой отношений между своими сочленами,которая определяет их положение в обществе. А потому сын рабыни, как правило, был рабом, сын короля мог стать королём.

    Понятие отношения в математике:

    Для решения практических задач человеку часто приходится сравнивать величины - массу, расстояние, время, скорость, стоимость, объём, площадь и т.д.

    Существует два способа сравнения величин. Первый состоитв нахождении их разности и отвечает на вопрос: “На сколько больше (меньше)?”. Второй состоит в нахождении частного и отвечает на вопрос “ Во сколько раз больше (меньше)?”.

    Эти два вида сравнения имеют специальное название - разностное сравнение и кратное сравнение. Они часто встречаются в практической жизни, но служат для разных целей. Разностное сравнение указывает разность, то есть, на сколько величины отличаются друг от друга, а кратное – даёт качественную оценку этого отличия.

    Для результата кратного сравнения двух чисел или двух величин в математике используют термин отношение: частное двух чисел. (Определение на слайде, решение задачи №1).

    • В математике рассматривают отношение только для положительных чисел.
    • Отношение записывают при помощи знака деления или дробной черты.
    • Например: 17:2 или 17/2.

    Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

    Решение задачи №2.

    Термин отношение используется и в решении задач.

    Решение задачи №3. (Выделяется время на обдумывание решения, заслушиваются предложения учащихся, рассматриваются два способа решения)

    Решение задачи №4. (Задача на проверку запоминания термина отношение)

    Разгадывание ребуса - заинтересовывание учащися к изучению последующего материала.

    Домашнее задание:

    ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    На главную

    Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

    Важнейшие правила правописания.

    Буквы Ь и Ъ.

    4. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме шипящих, на конце слова, например конь , соль , темь .

    Примечание. На конце слова после шипящих буква ь ставится для обозначения
    формы слова, например: глушь (см. п. 20), стричь (см. п. 66), отрежь (см. п. 67).

    5. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед твердым согласным, например: возь му , молоть ба , нянь ка , вось мой .

    6. Между мягкими согласными буква ь пишется в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость, например: возь ми — возь му , молоть бе — молоть ба , нянь ки — нянь ка , вось ми — вось мой , (сравните слова, в которых между мягкими согласными не пишется буква ь ; ветви (потому что ветка ), черви (потому что червоточина ), смерть (потому что смертный ).

    Примечание 1. В некоторых случаях буква ь ставится между согласными для обозначения грамматической формы: 1) в глаголах повелительного наклонения (приготовь те , сядь те , познакомь тесь ); 2) в неопределенной форме глагола (приготовить ся , садить ся , познакомить ся ); 3) при склонении некоторых существительных и числительных (деть ми , людь ми , лошадь ми , четырь мя ).

    Примечание 2. После шипящих буква ь употребляется или для обозначения формы слова, или в качестве отдельного знака: 1) ешь те , режь те (форма повелительного наклонения); 2) умываешь ся (форма второго лица единственного числа); 3) остричь ся (неопределенная форма глагола); 4) рожь ю (в качестве отделительного знака).

    7. Буква ь употребляется после мягкого л , стоящено перед любым согласным (и твердым, и мягким), например: воль ный , мель ница , сель дь , всколь зь .

    л буква ь не пишется, например: гулл ивый , элл ин (грек).

    8. Буква ъ употребляется только в качестве отделительного знака перед буквами е(ё) , ю , я в следующих случаях:

    а) между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё) , ю , я , например: подъ езд , объ ем , сверхъ естественный , волеизъ явление , межъ ярусный ;

    б) в сложных словах после числительных двух -, трёх -, четырёх -, например: двухъ ярусный , трехъ язычный ;

    в) в иноязычных словах после иноязычных приставок, например: адъ ютант , инъ екция , конъ юнктура , контръ ярус , объ ект , субъ ект , трансъ европейский и т. п.

    dictionary.liferus.ru

    Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

    Орфография

    § 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях:

    1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный .

    2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех- , например: трехъярусный .

    3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан- , например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский .

    § 71. Буква ь и, е, ю, я , например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружье, ночью, рожью, воробьиный, курьезный, лисье, лисью, лисьи, чья, чье, чью, пью, шью .

    Примечание. Буква ь перед о батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон .

    § 72. Буква ь ч, щ пить, темь, конь , и в середине слова перед твердой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше .

    ь пишется в следующих случаях:

    1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).

    2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь, льстить, мельче, пальчик .

    ч, щ , буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик .

    Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый .

    § 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:

    1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.

    2. В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми , также четырьмя .

    3. В неопределенной форме перед -ся -ся и -те , например: пить – напиться; исправь – исправься, исправьте; взвесь – взвесься, взвесьте .

    1. В прилагательных с суффиксом -ск- , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

    Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань) .

    2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня – вишен, вишенка; бойня – боен; читальня – читален; но: баня – бань, банька; яблоня – яблонь, яблонька ; также деревня – деревень, деревенька; барышня – барышень; кухня – кухонь, кухонька .

    § 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

    1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь .

    2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься .

    3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь .

    4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь , например: мажьте – мажьтесь; спрячьте – спрячьтесь; ешьте .

    5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся , например: стричь, стричься .

    6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь, вскачь, прочь , а также в наречии настежь .

    7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь .

    Буквы ъ и ь

    Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:

    1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: под ъ езд, об ъ ём, сверх ъ естественный, волеиз ъ явление, меж ъ ярусный.
    2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёх ъ ярусный.
    3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: ад ъ ютант, диз ъ юнкция, ин ъ екция, интер ъ екционный, кон ъ юнктура, контр ъ ярус, об ъ ект, суб ъ ект, транс ъ европейский, пан ъ европейский.
    4. Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ё, ю, я, например: кар ь ер, в ь юн, бур ь ян, под ь ячий, сем ь я, руж ь ё, ноч ь ю, рож ь ю, вороб ь иный, кур ь ёзный, лис ь е, лис ь ю, лис ь и, ч ь я, ч ь ё, ч ь ю, п ь ю, ш ь ю.

      Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.

      Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: ли ть, те мь, ко нь, и в середине слова перед твёрдой согласной, например: моло ть ба, про сь ба, ня нь ка, ме нь ше.

      Для обозначения мягкости согласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:

      1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: нян ь ки (нян ь ка), свад ь бе (свад ь ба), вос ь ми (вос ь мой).
      2. Для обозначения мягкости л, например: се ль дь, ль стить, ме ль че, па ль чик.

      Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.

      Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: и лл юзия, гу лл ивый.

      Буква ь пишется также в следующих случаях:

      1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пят ь десят (пятидесяти, пятьюдесятью), шест ь десят, сем ь десят, восем ь десят, девят ь сот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.
      2. В формах твор. пад. множ. ч., например: дет ь ми, люд ь ми, также четырьмя.
      3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пит ь — напит ь ся; исправ ь — исправит ь ся, исправ ь те; взвес ь — взвес ь ся, взвес ь те.
      4. Буква ь не пишется:

          В прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от существительных на -ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

        Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь, например: юньнаньский (от Юньнань).

      5. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня — вишен, вишенка; бойня — боен; читальня — читален; но баня — бань, банька; яблоня — яблонь, яблонька; также деревня — деревень, деревенька; барышня — барышень; кухня — кухонь, кухонька.
      6. После шипящих (х, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

        1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рож ь, ноч ь, мыш ь.
        2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несё шь — несё шь ся, носи шь — носи шь ся, приме шь — приме шь ся.
        3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: маж ь — маж ь ся; спряч ь — спряч ь ся; еш ь.
        4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: маж ьте — маж ьтесь; спряч ьте — спряч ьтесь; еш ьте.
        5. На конце глагола в неопределённой форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стрич ь, стрич ься.
        6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: спло шь, вска чь, про чь, а также в наречии настежь.
        7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.
        8. Не нашли нужного правила?

          Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
          Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме!
          Получить справку немедленно.

          Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

          65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

          1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

        9. после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
        10. в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
        11. в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;
        12. 2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

          Правописание разделительного ь (мягкого знака).

          Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

        13. внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
        14. в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.
        15. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

          1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

          2. После шипящих под ударением пишется ё:

    • в окончаниях глаголов (ржёт, лжёшь),
    • в суффиксе глагола -ёвыва- (выкорчевывать),
    • в суффиксе существительных -ёр- (стажёр),
    • в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-(выкорчёвка),
    • с суффиксе страдательных причастий -ён(н)-(сражённый, запряжён),
    • в суффиксе отглагольных прилагательных (жжёный) и в словах, производных от этих прилагательных (жжёнка),
    • в местоимении о чём,
    • словах причем, нипочём.
    • Ь и ъ после шипящих правило

      Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

      Твёрдый и мягкий знаки

      Мягкий знак ь

      § 71. Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и , е , ю , я , например: карьер , вьюн , бурьян , подьячий , семья , ружьё , ночью , рожью , воробьиный , курьёзный , лисье , лисью , лисьи , чья , чьё , чью , пью , шью .

      Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

      § 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч , щ (см. § 75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
      Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
    1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
    2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
    3. Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

      Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия , гулливый .

      § 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
    4. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.
    5. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
    6. В неопределённой форме перед — ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
    7. После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

      Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

      Мягкий знак после шипящих - правило постановки

      Ставим мягкий знак:

      1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

      Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

      Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

      2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

      Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

      Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

      - ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

      3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

      Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

      Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

      Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

      4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

      Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

      Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

      5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

      Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

      Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

      6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

      Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

      Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

      Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

      7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

      Пример слов: то бишь, всего лишь.

      В предложении: Ишь какой хулиган!

      Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

      Не надо писать:

      1. В существительных именительного падежа.

      Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

      Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

      2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

      Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

      Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

      3. В в краткой форме.

      Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

      Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

      4. В местоимениях с шипящими на конце.

      Примеры: ваш, наш.

      Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

      Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

      Правила в стихах!

      Существительные «много»,

      Существительные «мой» -

      Знак не ставим никакой!

      В глаголах и наречиях

      Знак пишется всегда,

      А в кратких прилагательных

      Не пишем никогда!