венгерский философ-неомарксист, литературный критик. Жизнь в ссср

Сокращенный перевод с немецкого. Статья полностью напечатана в "Internationale Literatur Deutsche Blatter", 1939, №№ 6 и 7.
Литературный критик. 1940 г. № 11-12.

Георг Лукач - История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике

Легендарная книга гениального марксистского мыслителя ХХ века Георга (Дьёрдя) Лукача (1885-1971), ставшего одним из основоположников т. н. "неомарксизма" или "западного марксизма", "История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике" (1923, 1968 и сл.) стала философско-политическим бестселлером в Германии, Франции, Италии, Великобритании, США. Она была переведена на разные языки, опубликовано...

Георг Лукач - К истории реализма

"Я позволил себе собрать эти статьи воедино только потому, что их основная тенденция не лишена актуальности. Во-первых, у нас еще распространены - хотя и в более скрытой форме - вульгарно-социологические теории, стирающие разницу между величием подлинной классики и натуралистическим эпигонством. Во-вторых, современный фашизм делает все для того, чтобы исказить и фальсифицировать историю литературы.

Георг Лукач - Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей

Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Авт. вступ. статей С.Н.Земляной. - М.: Междунар. отношения, 1990. - 141 с. - ISBN 5-7133-0356-Х

Книга написана в конце 30-х годов, издана на немецком языке в 1947 - 1948 гг. Широко известна как марксистское исследование творчества молодого Гегеля.
Вступительная статья вводит читателей в духовную атмосферу, в которой родилась эта работа, характеризует путь, который прошел Д.Лукач в своем развитии к марксизму, рассматриваются некоторые основополагающие философские проблемы, поставленные им в связи с исследованием наследия Гегеля в немецкой классической философии.

ЛУКАЧ (Lukács ) ДЬЁРДЬ (Ге-орг) (настоящая фамилия Лё-вин-гер, Löwinger) - венгерский фи-ло-соф, ли-те-ра-ту-ро-вед и об-щественный дея-тель, член Венгерской Академии наук (1949).

Ро-дил-ся в се-мье ди-рек-тора Венгерского кре-дит-но-го бан-ка. Окон-чил университет в Ко-лож- ва-ре (ны-не Клуж- На-по-ка) (1906). В 1906-1910 годы жил пре-имущественно в Бер-ли-не , слу-шал в университете лек-ции В. Диль-тея, вхо-дил в круг уче-ни-ков и еди-но-мыш-лен-ни-ков Г. Зим-ме-ля, в ду-хе идей ко-то-ро-го им на-пи-са-на «Ис-то-рия раз-ви-тия со-вре-мен-ной дра-мы» (опубликованна в 1911году на венгеском языке). Вли-я-ние фи-ло-со-фии жиз-ни оп-ре-де-ля-ет об-щий ха-рак-тер его эс-сеи-сти-ки в этот пе-ри-од (сборник «Ду-ша и фор-мы» - «Lelek es a formak», 1910, русский перевод 2006); в сборнике «Эс-те-ти-че-ская куль-ту-ра» (1913, на венгерском языке) эс-тет пред-став-лен как центральная фи-гу-ра эпо-хи.

В 1912-1917 годы в Гей-дель-бер-ге , ста-но-вит-ся вид-ной фи-гу-рой в круж-ке М. Ве-бе-ра. Под влия-ни-ем Еле-ны Гра-бен-ко, пер-вой же-ны Лукача, ко-то-рая вхо-ди-ла в бое-вую ор-га-ни-за-цию пар-тии эсе-ров, воз-ник ин-те-рес к про-бле-ме ре-во-люционного тер-ро-ра, по-лучив-ший от-ра-же-ние в его ра-бо-те над кни-гой о Ф. М. Дос-то-ев-ском и в пе-ре-пис-ке с немецким дра-ма-тур-гом П. Эрн-стом, где сфор-му-ли-ро-ва-но раз-ли-чие ме-ж-ду эти-кой дол-га и обя-зан-но-стей и эти-кой, ос-но-ван-ной на «им-пе-ра-ти-вах ду-ши» (русский перевод в сбонике ста-тей Лукача «Ле-нин и клас-со-вая вой-на», 2008). Опуб-ли-ко-ван-ная в 1916 «Тео-рия ро-ма-на» (русский перевод в «Но-вом ли-те-ра-тур-ном обо-зре-нии», 1994, № 9) - вве-де-ние к не-за-вер-шён-ной кни-ге о Дос-то-ев-ском - при-нес-ла Лукачу ши-ро-кую ев-ропейскую из-вест-ность. Её центральная идея, от-ме-чен-ная влия-ни-ем эс-те-ти-ки Ге-ге-ля, - «транс-цен-ден-таль-ная то-по-гра-фия ду-ха» - при-зва-на объ-яс-нить пе-ре-ход от ан-тич-но-сти к Сред-не-ве-ко-вью и за-тем к Но-во-му вре-ме-ни, ко-то-рое оп-ре-де-ля-ет-ся ут-ра-той преж-ней «спон-тан-ной то-таль-но-сти бы-тия». Ро-ман как эпо-пея эпо-хи «транс-цен-ден-таль-ной без-дом-но-сти» по сво-ей внутр. фор-ме пред-став-ля-ет со-бой «дви-же-ние про-бле-ма-тич-но-го ин-ди-ви-да к са-мо-му се-бе», то-гда как пред-ме-том клас-сичесского эпо-са яв-ля-ет-ся не лич-ная судь-ба, но судь-ба не-кое-го со-об-ще-ст-ва.

По-сле окон-чательного воз-вра-ще-ния Лукача в Венг-рию в 1917 году во-круг не-го со-би-ра-ет-ся т. н. Вос-крес-ное общество (А. Хау-зер, К. Ман-хейм , Б. Ба-лаш и др.), ор-га-ни-зо-вав-шее в 1917-1918 годы «сво-бод-ную шко-лу на-ук о ду-хе». В декабре 1918 года по-сле встреч с Б. Ку-ном Лукач всту-пил в ком-пар-тию Венг-рии, в 1919-1921 и 1928-1930 годы был чле-ном её ЦК. В пе-ри-од Вен-гер-ской со-вет-ской рес-пуб-ли-ки 1919 года заместитель нар-ко-ма, за-тем нар-ком про-све-ще-ния, по-сле её па-де-ния бе-жал в Ве-ну, где на-хо-дил-ся в 1919-1929 годы. На ос-но-ве сво-их мно-го-численных ста-тей в ком-му-ни-стических из-да-ни-ях Лукач вы-пус-тил в 1923 году книгу «Ис-то-рия и клас-со-вое соз-на-ние. Ис-сле-до-ва-ния по мар-кси-ст-ской диа-лек-ти-ке» («Ge-schichte und Klassenbewusst-sein. Studien ̈uber marxistische Dialektik», русский перевод 2003). Ка-пи-та-ли-стическое об-ще-ст-во как це-лое ха-рак-те-ри-зу-ет-ся здесь то-таль-ным ове-ще-ст-в-ле-ни-ем всех от-но-ше-ний ме-ж-ду людь-ми, уп-разд-не-ние ко-то-ро-го воз-мож-но толь-ко в ре-зуль-та-те ре-во-лю-ции, ко-гда мо-мен-ты этой то-таль-но-сти из-ме-нят свои функ-ции: пер-вич-ное (эко-но-ми-ка) ста-нет вто-рич-ным, а вто-рич-ное (куль-ту-ра) - пер-вич-ным. В мес-си-ан-ской ро-ли субъ-ек-та это-го ре-во-люционного про-цес-са вы-сту-па-ет про-ле-та-ри-ат с вме-нён-ным ему аде-к-ват-ным «клас-со-вым соз-на-ни-ем». В ост-рой ме-ж-ду-народной дис-кус-сии кни-га Лукача бы-ла под-верг-ну-та кри-ти-ке А. М. Де-бо-ри-ным и его уче-ни-ка-ми, осу-ж-де-на в док-ла-де Г. Е. Зи-новь-е-ва на 5-м кон-грес-се Ко-мин-тер-на (1924), од-на-ко встре-ти-ла бла-го-при-ят-ный от-клик в кру-гах ле-вой ин-тел-ли-ген-ции, став вме-сте с со-чи-не-ни-ем К. Кор-ша од-ним из ис-точни-ков не-омар-ксиз-ма (В. Бень-я-мин , франк-фурт-ская шко-ла и др.).

В 1928-1929 годы по по-ру-че-нию ЦК Венгерской ком-пар-тии Лукач пред-ста-вил про-грам-му её дей-ст-вий - «Те-зи-сы Блю-ма» (партийная клич-ка Лукача), осу-ж-дён-ные за-тем за «ан-ти-боль-ше-визм» и «оп-пор-ту-низм». Отой-дя от партийной ра-бо-ты, Лукач за-ни-мал-ся на-учно-фи-лософскими дея-тель-но-стью и литературной кри-тикой. В 1931-1933 годы в Бер-ли-не, уча-ст-во-вал в дис-кус-си-ях о современной литературе с Б. Брех-том, А. Зе-герс и др. В 1930-1931 и 1933-1945 годы в Мо-ск-ве, ра-бо-тал в Институте Мар-кса - Эн-гель-са - Ле-ни-на, в Институте фи-лосо-фии (1934-1938, 1942-1945). Вме-сте с М. А. Лиф-ши-цем уча-ст-во-вал в из-да-нии со-чи-не-ний К. Мар-кса и Ф. Эн-гель-са и в ра-бо-те журнала «Ли-те-ра-тур-ный кри-тик»; соз-дан-ная ими кон-цеп-ция «боль-шо-го», или «вы-со-ко-го», реа-лиз-ма со-про-во-ж-да-лась кри-ти-кой аван-гар-диз-ма и мо-дер-низ-ма в искусстве (статья «Ве-ли-чие и па-де-ние экс-прес-сио-низ-ма», 1933, и дис-кус-сия об экс-прес-сио-низ-ме в 1937-1938 годы; сборники ста-тей «Ли-те-ра-тур-ные тео-рии XIX ве-ка и марк-сизм», 1937, и «К ис-то-рии реа-лиз-ма», 1939; «Ис-то-ри-че-ский ро-ман» - журнал «Ли-те-ра-тур-ный кри-тик», 1937-1938). В ис-то-ри-ко-фи-лософских ра-бо-тах 1930-х годов центральное ме-сто за-ни-ма-ет про-бле-ма-ти-ка Тер-ми-до-ра и кру-ше-ния «ге-рои-че-ских ил-лю-зий» ре-во-лю-ции; с этим свя-за-на кос-вен-ная ле-ги-ти-ма-ция ста-лин-ско-го ре-жи-ма по ана-ло-гии с за-вер-шаю-щи-ми эта-па-ми Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции XVIII века («Мо-ло-дой Ге-гель и про-бле-мы ка-пи-та-ли-сти-че-ско-го об-ще-ст-ва» - «Der junge Hegel und Probleme der kapitalistischen Gesell-schaft», 1938, опубл. в 1948, русский перевод 1987). В борь-бе с идео-ло-ги-ей на-циз-ма ис-то-ки её Лукач воз-во-дил к тра-ди-ци-ям ев-ропейской ир-ра-цио-на-ли-стической фи-ло-со-фии XIX-XX века («Раз-ру-ше-ние ра-зу-ма» - «Az ész trónfosztása», опубликованно в 1954). 29.06.1941 года был аре-сто-ван и че-рез два ме-ся-ца ос-во-бо-ж-дён по-сле вме-ша-тель-ст-ва М. Ра-ко-ши и Г. Ди-мит-ро-ва.

С августа 1945 года в Венг-рии, профессор Бу-да-пешт-ско-го университета (до 1956). Де-пу-тат пар-ла-мен-та в 1949-1956 годы, член ВСМ (с 1950 года). Де-ба-ты с К. Яс-пер-сом и М. Мер-ло-Пон-ти на фо-ру-ме ев-ропейской ин-тел-ли-ген-ции в Же-не-ве (1946) лег-ли в ос-но-ву его книги «Эк-зи-стен-циа-лизм или марк-сизм?» (1948). В раз-вя-зан-ной в Венг-рии кам-па-нии про-тив Лукача в 1949-1950 годы, по-во-дом для ко-то-рой по-слу-жи-ла его ра-бо-та «Ли-те-ра-ту-ра и де-мо-кра-тия» («Irodalom és demo-krá-cia», 1946), он был об-ви-нён в «ре-ви-зио-низ-ме», од-на-ко его со-чи-не-ния в 1-й половины 1950-х годов ши-ро-ко пуб-ли-ко-ва-лись как в Венг-рии, так и осо-бен-но в ГДР и Поль-ше («Гё-те и его вре-мя» - «Goethe und seine Zeit», 1947; «Рус-ский реа-лизм в ми-ро-вой ли-те-ра-ту-ре» - «Der russische Rea-lismus in der Weltliteratur», 1949; ра-бо-ты по ис-то-рии немецкой литературы, о Баль-за-ке и французском реа-лиз-ме и др.).

Во вре-мя Вен-гер-ско-го вос-ста-ния 1956 года Лукач во-шёл в со-став пра-ви-тель-ст-ва И. На-дя в ка-че-ст-ве министра куль-ту-ры, по-сле его па-де-ния был ин-тер-ни-ро-ван в Ру-мы-нию до апреля 1957 года. В 1960-1970-х годах на немецком языке бы-ли опуб-ли-ко-ва-ны со-чи-не-ния Лукача, на-пи-сан-ные в 1950-1960-х годах и по-свя-щён-ные раз-ра-бот-ке сис-те-ма-тической эс-те-ти-ки и мар-кси-ст-ской он-то-ло-гии об-щественного бы-тия.

Сочинения:

Werke. Neuwied u. a., 1962-1986. Bd 1-17; Bd 18. Bielefeld, 2005;

Свое-об-ра-зие эс-те-ти-че-ско-го. М., 1985-1987. Т. 1-4;

Ле-нин. Ис-сле-до-ва-тель-ский очерк о взаи-мо-свя-зи его идей. М., 1990;

К он-то-ло-гии об-ще-ст-вен-но-го бы-тия. М., 1991;

По-ли-ти-че-ские тек-сты. М., 2006.

Из истории советской философии: Лукач-Выготский-Ильенков Мареев Сергей Николаевич

Глава 2. ГЕОРГ ЛУКАЧ

Глава 2. ГЕОРГ ЛУКАЧ

Лукач – один из выдающихся мыслителей ХХ века, которому очень не повезло: он всю жизнь был свой среди чужих, чужой среди своих. Единственная книжка о нем, вышедшая в Советском Союзе, была написана по заданию агитпропа ЦК КПСС Б.Н. Бессоновым и И.С. Нарским. И дело не в том, что в ней даются партийные оценки творчества Лукача, а дело в том, что содержание его творчества там совершенно не раскрыто. И опять же характерно то, что Бессонов и Нарский в своей «критике» Лукача продолжали «линию» Деборина. Это было время, когда Лукача клеймили за «ревизионизм». В чем состоял «ревизионизм» Лукача, – об этом разговор еще предстоит. Но в последнее время Лукач опять не попал в струю. И если раньше его обвиняли в «ревизионизме», то теперь его упрекают в том, что он не сумел по достоинству оценить иррационалистическую философию, критике которой посвящена одна из самых значительных работ Лукача «Разрушение разума». «Фашизм, – как сказано в одном солидном издании, – наделил иррационализм социальными функциями пробуждения наихудших инстинктов масс. Это был намеренно односторонний, предвзятый подход к иррациронализму и декадансу, целью которого было разоблачение фашизма и защита гуманистических ценностей. Эта жесткая прямолинейность предопредедила непонимание Лукачем роли иррационализма в истории философии» .

То есть получается, что иррационализм играл «прогрессивную» роль в истории философии. А Лукач во имя разоблачения фашизма и защиты гуманистических ценностей намеренно исказил эту его роль и показал родство фашизма и иррационалистической философии жизни. Так было родство, или не было родства? Ведь Лукач показывает не только искомое родство, но и то, что сами идеологи немецкого нацизма были представителями иррационалистической философии жизни.

«Так называемые мыслители, – писал Лукач в 1943 году, – помогшие подготовить фашизм, Альфред Боймлер, Людвиг Клагес и др., попытались обработать историю, психологию, антропологию и мораль в духе тезиса, будто тёмные подсознательные, оставшиеся от первобытного состояния инстинкты («хтонические принципы», говорят они, пользуясь заимствованной у Баховена, но искаженной терминологией), составляют действительную сущность человека и будто победа ясной гармонии и гуманизма в Греции (на их языке победа «аполлонического начала») – была несчастьем для людей. Эту «философию» Гитлер применяет в политической практике, когда открыто заявляет, что совесть должна быть изъята из общественной практики как унижающий и тормозящий принцип» . И если вы возражаете против вышесказанного и считаете, что разрушать разум хорошо, то именно это и нужно похвалить у Боймлера, Клагеса, Розенберга и самого Гитлера. Но, как сказал принц датский, остальное – молчанье…

Георга Лукача так у нас никто и не похвалил, хотя бы за то, что он написал очень неплохие работы по русской литературе. Вместе с тем, Лукач, независимо ни от чего, совершенно замечательная личность, малоизвестная в наши дни. И потому, видимо, уместно будет дать здесь хотя бы небольшой биографический очерк. Но следует помнить, что ту самокритику, которой почти всю жизнь занимался Лукач, нельзя понимать буквально и что, когда Лукач критикует себя, он вовсе не обязательно прав.

1. Жизненный путь

Творческая и жизненная биография Лукача замечательна тем, что Лукача, если иметь в виду условия рождения и воспитания, так сказать, ничто не обязывало быть марксистом. В свое время Энгельс отмечал, что их с Марксом миропонимание находит себе сторонников всюду, где, «с одной стороны, имеются пролетарии, а с другой – бесстрашные ученые-теоретики» .

У нас как-то мало обращалось внимания на то, что к марксизму и коммунизму можно прийти двояким путем: или непосредственно от жизни, когда нищенские бесчеловечные обстоятельства побуждают к протесту против бесчеловечных же условий, или от действительно высокой теории, от неистребимого стремления разрешить какую-то проблему.

Г.Лукача можно отнести именно к разряду «бесстрашных ученых-теоретиков», которые приходят к марксизму, потому что только в нем находят адекватную методологическую основу для решения своих теоретических проблем, которые в то же время являются и практическими проблемами. Для западной интеллигенции все эти вопросы по существу концентрируются в одном – проблеме отчуждения . Причем эта проблема остается и тогда, когда все формы эксплуатации и угнетения в их обычном понимании как-будто бы снимаются. Этим в значительно мере объясняется тот факт, что современный марксизм в странах Западной Европы превратился во многом в интеллектуальное течение.

Кто же такой Георг (Дьердь) Лукач? Родился в 1885 году в семье крупного финансиста – директора Венгерского всеобщего кредитного банка. Ученик Г.Зиммеля и М.Вебера, друг П. Эрнста, Э. Блоха, Б. Балаша. Автор замечательного исследования «Теория романа» (Theorie des Romans), опубликованного в журнале «Zeitschrift fur Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschafft» в 1916 году. В этом исследовании значительное место занимает творчество великих русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, оставивших неизгладимый след в душе Лукача. Неслучайно в 30-е годы Лукач снова возвращается к проблематике реализма в литературе и в частности в европейском романе ХХ века, а также к литературным теориям XIX века. Эти работы вышли в Москве в период его пребывания в СССР. Речь идет о работах Лукача «Европейский роман ХХ века», «Литературные теории Х1Х века и марксизм» и «К истории реализма».

Он был членом Коммунистической партии Венгрии, затем членом ее ЦК, наркомом образования в правительстве Венгерской Советской Республики в 1919 году, политкомиссаром на фронте и, наконец, бежал в Австрию после поражения революции.

После разгрома революции в Венгрии Лукач эмигрирует в Австрию, затем в Германию, где принимает активное участие в выработке, как он выражается, «левой» политико-теоретической линии журнала «Коммунист». Лукач также принимает активное участие в оппозиции против главы бывшей Венгерской Социалистической Республики и лидера венгерских коммунистов Бела Куна. Однако борьба оказалась безуспешной и так называемые «Тезисы Блюма», в которых Лукач изложил свою программу, были осуждены в 1929 году на II съезде Венгерской Компартии.

В этой ситуации проявляется весьма характерная линия поведения Лукача, о которой он сам пишет следующее: «Когда я из надежных источников узнал, что Бела Кун собирается исключить меня из партии как «ликвидатора», я, – зная влияние Куна в Интернационале, – отказался поэтому от дальнейшей борьбы и опубликовал «самокритику». Хотя и тогда я был совершенно убежден в правильности моей точки зрения, я также знал однако, – на примере судьбы Карла Корша, – что исключение из партии в то время означало бы невозможность активно участвовать в борьбе против надвигающегося фашизма» . Подобным образом Лукач поступал не раз. Можно по-разному оценивать такой образ поведения, но, во всяком случае, самооценку Лукачем своего творчества не следует понимать буквально.

Важный этап в жизни и творчестве Лукача наступил после его переезда в Москву, сначала в 1930, а затем в 1933 году на все время до окончания II Мировой войны. В 1930 году Лукач становится сотрудником Московского Института Маркса-Энгельса. «Здесь, – как пишет сам Лукач, – мне на помощь пришли два счастливых случая: я получил возможность прочитать только что полностью расшифрованную рукопись «Экономическо-философских рукописей» и познакомился с М.Лифшицем, это знакомство стало началом дружбы на всю жизнь» .

Последнее заслуживает упоминания хотя бы потому, что этот факт до последнего времени оставался как-то в тени, а влияние именно М.А.Лифшица на творческую биографию Лукача нельзя недооценивать. Во всяком случае, когда Лукач посвятил одну из своих значительных работ периода 30-х-40-х годов о Молодом Гегеле Михаилу Александровичу Лифшицу, то это, видимо, была не просто дань уважения другу и соратнику.

Особое влияние Лифшица сказалось в разработке марксистской эстетики. «Здесь, – пишет Лукач, – началась первая совместная работа с М. Лифшицем. В результате многочисленных бесед нам обоим стало ясно, что даже лучшие и способнейшие марксисты, такие как Плеханов и Меринг, недостаточно глубоко поняли мировоззренческий универсальный характер марксизма и поэтому не поняли, что Маркс поставил также перед нами задачу разработать систематическую эстетику на диалектико-материалистиченской основе. Здесь не место характеризовать большие философские и филологические заслуги Лифшица в этой области» .

Именно в этом направлении, в направлении универсально-мировоззренческого характера марксизма, происходил сдвиг в мировоззрении самого Лукача под влиянием Лифшица. В этом свете, очевидно, следует рассматривать также фундаментальные труды Лукача последнего, венгерского, периода его творчества как «Своеобразие эстетического» и «Онтологию общественного бытия».

В 1945 году Лукач вернулся в Венгрию. Кроме уже указанных работ в послевоенные годы выходит также такая значительная его работа как «Разрушение разума» («Die Zerstorung der Vernunft»). Работа эта имела большой международный резонанс. На русский язык она так и не переведена до сих пор. После 1956 года она не переводилась по той причине, что Лукач оказался «ревизионистом», а когда наступила перестройка, то критика иррационалистической философии в этой работе оказалась опять-таки не ко двору, потому что почти все бывшие советские «философы» дружно бросились в этот самый иррационализм.

Дело в том, что в 1956 году Лукач вошел в правительство Имре Надя. И потому до самой смерти был персоной non grata в Советском Союзе. Перевод на русский язык его «Молодого Гегеля», затеянный Ильенковым еще до венгерских событий, так и остался где-то в архивах. Так что, когда в 1981 году было принято решение эту работу все-таки опубликовать, переводить ее пришлось заново. Умер Лукач в 1971 году в Будапеште.

Мы здесь не назвали самую значительную для нас работу Лукача «История и классовое сознание». Однако это только потому, что именно о ней в основном и пойдет речь дальше. И дело в том, что именно эта работа впервые столкнет догматический «диамат» Деборина с попыткой Лукача восстановить подлинные взгляды Маркса на философию. Таким образом «линии» Плеханова – Деборина в рамках советской философии будет впервые и открыто противопоставлена другая «линия», которая найдет свое продолжение у Выготского и Ильенкова. Но об этом речь впереди.

В настоящее время мы имеем, наконец, полный русский перевод книги Лукача «История и классовое сознание», осуществленный С. Земляным . Но текст, который пойдет дальше, был написан в основном еще 20 лет назад, и многие ссылки в нем сделаны по немецкому изданию, а некоторые по новому русскому переводу С.Земляного.

2. История и классовое сознание

Неоднозначную и в целом негативную реакцию со стороны так называемых ортодоксальных марксистов вызвала вышедшая в 1923 году в Берлине на немецком языке работа Лукача «История и классовое сознание» («Geschichte und Klassenbewusstsein»). Эта работа по существу представляла собой сборник ранее написанных статей. Причем включенные в нее статьи-очерки делятся на две основные группы. В первую группу можно отнести философские очерки, посвященные проблемам исторического материализма: «Что такое ортодоксальный марксизм?», «Роза Люксембург – марксист», «Классовое сознание», «Овеществление и сознание пролетариата», «Смена функций исторического материализма». Во вторую группу входят очерки, посвященные политике Коммунистической партии и вопросам партийного строительства: «Легальность и нелегальность», «Критические замечания на «Критику русской революции» Розы Люксембург» и «Методологические соображения по вопросу об организации».

Сам Лукач в предисловии к итальянскому изданию «Истории и классового сознания» писал, что книга была завершена в 1922 году. «Отчасти оно заключалось в переработке предыдущих текстов; – отмечает он, – к работам 1918 года был добавлен также очерк «Классовое сознание» (1920 год). Оба очерка о Розе Люксембург, так же как и «Легальность и нелегальность», были включены в сборник без существенных изменений. Полностью новыми явились лишь два больших по объему и несомненно важных по значению исследования: очерк «Овеществление и сознание пролетариата» и очерк об организационных вопросах (подготовительным наброском для этого последнего послужил очерк «Организационные вопросы революционной инициативы», написанный сразу же после «мартовского переворота» и опубликованный в журнале «Die Internationale» в 1921 году). Поэтому с литературной точки зрения «История и классовое сознание» представляет собой заключительный этап и синтез периода развития моей теоретической мысли начиная с последних лет войны» .

Здесь мы, по всей видимости, имеем вполне адекватный самоотчет, если к сказанному добавить, что работа «История и классовое сознание» явилась не только заключительным этапом формирования марксистских взглядов Лукача, но и отправной точкой его дальнейшей творческой биографии. Что касается «самокритики» Лукача, то, как мы видели, имея в виду обстоятельства места и времени, ее ни в коем случае нельзя понимать буквально, а скорее как необходимую дань в обмен на возможность жить и работать. Но это уже тема особого разговора.

К 20-м годам в творчестве Лукача относится также его работа о Ленине, которая была им написана сразу же после смерти последнего в 1924 г. Работа называлась «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей». Впервые полностью на русском языке работа вышла отдельным изданием в 1990 г. в Москве в издательстве «Международные отношения». «На русском языке, – как отмечал в своей вводной статье к русскому изданию этой работы С.Н. Земляной, – к сожалению пока нет ни научной биографии Лукача, ни монографических исследований его творчества, отвечающих в полной мере современным требованиям» .

С этой оценкой положения дела можно только согласиться. Хотя в последнее время появились такие достаточно серьезные книги, как монография А.С. Стыкалина «Дьёрдь Лукач – мыслитель и политик» и книга «Беседы на Лубянке. Следственное дело Дьёрдя Лукача. Материалы к биографии» . Но в той и другой книгах почти нет анализа собственно философии Лукача, хотя его философия нашла свое отражение и в его политике, и в его публицистике, и в его эстетике.

3. Единство метода и системы материалистической диалектики. Общество как тотальность

«История и классовое сознание» открывается очерком «Что такое ортодоксальный марксизм?», название которого говорит само за себя. Вопрос этот был не выдуманный: начало двадцатого столетия оказалось для марксизма временем размежевания между по крайней мере двумя основными течениями в международном марксизме. С одной стороны, это реформистское течение в марксизме, куда тяготел и русский меньшевизм во главе с Г.В. Плехановым, с другой – революционное течение, с русскими большевиками и Лениным во главе. Каждое из этих течений претендовало на ортодоксию и критиковало противоположное как отступническое, оппортунистическое. Естественно, встал вопрос о критериях. И Лукач предложил в этой ситуации свой вариант.

В.И. Ленин, как известно, определил, что марксист – лишь тот, «кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата » . Если вспомнить известное письмо Маркса к И. Вейдемейеру, в котором он пишет, что не он открыл борьбу классов и что даже не он открыл экономическую основу существования классов и что его собственное «открытие» заключается только в том, что классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а эта последняя является переходом к бесклассовому обществу, то это вполне соответствует действительным взглядам Маркса.

Но реформисты П Интернационала во главе с К. Каутским вполне резонно заметили, что дух , в противоположность букве марксизма, заключается в конкретном историзме , а из этого следует, что исторические обстоятельства меняются, и отдельные положения марксистской теории могут уже не соответствовать этим изменившимся обстоятельствам. Ведь и диалектика говорит о том, что все меняется. Этот же аргумент по сути повторил Т.И. Ойзерман в своей книге «Оправдание ревизионизма» . Но надо понимать разницу между конкретным историзмом и историческим релятивизмом.

Все это верно. И насчет теории, и насчет диалектики. Но любое верное положение, как замечал Ленин, если его применять бесконтрольно, может перейти в свою собственную противоположность. В самом деле, если мы говорим, что все изменяется, то изменяются ли при этом законы самого изменения? Если да, то никакая наука об изменении и развитии невозможна. Если же такая наука возможна, то должны быть неизменные законы изменения . И наука об этих неизменных законах изменения, т.е. диалектика, должна стать всеобщим методом изучения всякого изменения. Поэтому неслучайно именно здесь, в вопросе о диалектике, Ленин размежевывался с лидерами и теоретиками II Интернационала, с Плехановым и с русскими махистами, которые превращали революционную диалектику марксизма в обыкновенный релятивизм.

Суть марксизма и Энгельс, и Ленин видели именно в методе . «…Все миропонимание Маркса, – писал Энгельс, – это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования» . Примерно то же самое повторил и Ленин: «Марксизм не догма, а руководство к действию» . Особую опасность Ленин видел в сведении марксизма к каким-то доктринальным положениям, даже, казалось бы, верным и очевидным, чем грешили «ортодоксальные» марксисты П Интернационала.

И Лукач продолжает ту же антидоктринальную линию. «В самом деле, – пишет он, – даже если допустить – хотя и не соглашаясь с этим, – что новейшими исследованиями будет неоспоримо доказана ошибочность тех или иных конкретных утверждений Маркса в их совокупности, любой серьезный «ортодоксальный» марксист, безусловно, мог бы принять эти новые результаты и полностью отвергнуть определенные марксовы тезисы, ни на минуту не отрекаясь от собственной марксистской ортодоксальности. Ортодоксальный марксизм не означает поэтому некритического согласия с результатами марксистского исследования, не означает «акта веры» в тот или иной из тезисов Маркса. Не означает он и толкования какой-то «священной» книги. Что касается марксизма, то ортодоксия здесь относится исключительно к методу » .

Здесь перед нами одно из центральных положений работы Лукача, которые вызвали серьезные споры и возражения. Хотя, как мы видели, марксистская «ортодоксия», и согласно Энгельсу, и согласно Ленину, состоит не в верности доктрине, а в верности методу. Возражает на это в частности и ученик Плеханова А.М. Деборин. «Мы, разумеется, – писал он, – вполне согласны с т. Лукачем, что в диалектическом материализме найден правильный метод исследования и что этот метод должен быть разработан, углублен и развит далее в духе его основателей. Но не можем согласиться с заявлением нашего автора, что с о д е р ж а н и е учения имеет второстепенное значение» .

Естественно, возникает множество вопросов, не ответив на которые невозможно точно судить, прав ли Деборин. Например, можно ли отделить содержание марксистского учения от его формы? И каков характер в данном случае метода? Является ли он в данном случае внешней формой, или имеет, так сказать, более субстанциальный характер? Во всем этом необходимо разобраться.

Деборин называет метод Маркса «диалектическим материализмом», – название, в значительной мере, как уже говорилось ранее, им самим придуманное. Маркс в данном случае говорил просто о «диалектике» или о «диалектическом методе». Что же имеет в виду Маркс, когда говорится о диалектическом методе? Во всяком случае не то, что имеет в виду современный "методолог", а именно чисто внешние «процедуры» и «стратегемы». Маркс здесь следует гегелевской традиции. А Гегель понимал метод как осознание внутренней формы развития содержания. Свободное движение в материале, отмечал Маркс, «есть не что иное, как парафраз определенного метода изучения материала – именно диалектического метода » .

Может ли быть такой метод бессодержательным? Конечно же, нет. Особенность марксизма состоит как раз в том, что его метод и составляет ядро его содержания, или, даже лучше сказать – само его содержание . Тем более что и сама диалектика, то есть диалектический метод, учит о единстве формы и содержания.

Но утвердившаяся после Деборина и Сталина версия марксистской философии, согласно которой философское мировоззрение марксизма есть материализм, а его метод есть диалектика, опять-таки метафизически отделяет мировоззрение от метода. И это совершенно не характерно для марксизма. Напомним, Энгельс говорит о том, что все миропонимание Маркса есть не доктрина, а метод. И связано это с тем, что как раз материализм, материалистическое мировоззрение, теряет в марксизме доктринальный характер и подтверждает свой объективный и научный характер, становясь методом, становясь материалистическим пониманием истории . Но что представляет собой последнее, мировоззрение или метод, содержание или форму марксистского учения? И то и другое одновременно. И другого ответа быть не может. Иначе мы неизбежно будем возрождать, с одной стороны, доктрину, а с другой – бессодержательный метод.

Обойдя все эти вопросы, Деборин, однако, упрекает Лукача в том, что тот «любит выражаться «дипломатически» и извилисто» . Поистине, вор кричит: «Держите вора!». Во всяком случае, ясно, что под методом Лукач понимает диалектику и материалистическое понимание истории в их единстве . А когда вопрос встает о содержании этого метода, то Лукач разворачивает его, демонстрируя, прежде всего, внутреннюю взаимосвязь общественного организма. И здесь в центре внимания Лукача оказывается диалектическое понятие тотальности.

Понятие тотальности, или органической целостности, появилось в немецкой классической философии в связи с критикой механицизма и необходимостью выразить специфику живой материи, организма. Дело в том, что в организме не столько целое детерминировано частями, сколько части детерминированы целым. Поэтому у организма не части, а органы , которые имеют значение таковых только в составе целого, внутри целого. Что касается Гегеля, то он развивает понятие тотальности как всеобщее логическое понятие, как логическую категорию. Сама логика человеческого мышления, согласно Гегелю, представляет собой, а точнее, должна представлять собой, тотальность, то есть завершенное целое, где сходятся начало и конец, причина и следствие, условие и обусловленное.

Что до Маркса, то он применил это понятие для анализа и характеристики общественного организма . «Если в законченной буржуазной системе, – писал он, – каждое экономическое отношение предполагает другое в буржуазно-экономической форме и таким образом каждое положенное есть вместе с тем и предпосылка, то это имеет место в любой органической системе» . Последнее и есть содержание диалектико-материалистического метода Маркса. И Лукач видит своеобразие этого метода отнюдь не в тезисе об определяющем значении экономики в жизни общества, к чему он был практически сведен в так называемом экономическом метериализме. Он видит своеобразие данного метода в том, что Маркс рассматривает общество с точки зрения тотальности, законченности, взаимоопределяемости всех составляющих общественного организма. «Категория тотальности, – пишет Лукач, – определяющее и всестороннее господство целого над частями есть суть того метода, который Маркс воспринял от Гегеля, оригинальным образом переформулировав его и положив в основу всецело новой наукиГосподство категории тотальности есть носитель революционного принципа в науке» .

Лукач, в отличие от поверхностных интерпретаторов, понимал, что не какая-то абстрактная диалектика, а, прежде всего, гегелевская историческая диалектика была переведена, как выражается Энгельс, в материалистическое понимание истории. Именно благодаря категории тотальности гегелевская историческая диалектика имела глубоко материалистическое содержание, которое было совершенно утрачено Л.Фейербахом.

В результате Лукач считает, что без категории тотальности исторический материализм превращается в экономический детерминизм, когда полагают, что каждая идеологическая форма имеет свой экономический эквивалент, которым она порождена. Всякий односторонний детерминизм по существу механистичен и имеет очень узкие рамки своего применения. Но односторонность механистического детерминизма, когда если следствие, то ни в коем случае не причина, а если причина, то ни в коем случае не следствие, снимается, как заметил Энгельс, в категории взаимодействия , где теряют свой смысл абсолютно первичное и абсолютно вторичное.

Каждая общественно-экономическая формация, доказывает Лукач, образует конкретную тотальность экономического базиса и политической надстройки, бытия и сознания, субъекта и объекта. Причем эта тотальность не есть нечто застывшее и неподвижное, она постоянно меняет свою форму, она исторически становится , превращается в органическую целостность, вырабатывая из себя недостающие органы собственного бытия.

Если рассмотреть анализ Марксом исторического становления буржуазного общества, то он берет в расчет не только экономические предпосылки, но также политические и идеологические «рычаги» его появления на свет. Мало того, Маркс показывает, что чисто имманентным эконеомическим образом капиталистический способ производства как основа буржуазного общества вообще никогда бы не смог возникнуть. Лукач прав, когда он утверждает, что у Маркса «идеологические» и «экономические» проблемы теряют свою взаимную отчужденность и переходят друг в друга. Но все это не снимает вопроса о первичности и вторичности материального и «идеологического» начал в истории в целом. В целом понимание истории у Маркса носит материалистический характер. Но так же, как Гегелю это не помешало выразить материалистическое содержание, Маркс, именно благодаря диалектической категории тотальности, смог понять и выразить объективное значение идеальных (идеологических) мотивов действий и поступков людей.

Только универсальная теория дает универсальный метод. Но универсальная теория не тождественна завершенной теории. Известный недостаток философии Гегеля, зафиксированный Энгельсом, который состоит в том, что у Гегеля открытость метода противоречит завершенности системы, мог быть преодолен только на пути открытости системы. Исторический материализм не может быть завершенной системой, а только лишь системой, выражающей определенную историческую форму общества. Ленин в своей полемике с народниками, которые искали и не находили у Маркса философию истории, как раз и отмечает, что Маркс сознательно отбросил все разговоры об обществе «вообще» и дал конкретный анализ определенной исторической формы общества – буржуазного общества, после чего материалистическое понимание истории из гипотезы превратилось в науку. «Капитал» Маркса представляет собой именно такого рода научную систему.

Другой научной теоретической системы общества в марксизме не только нет, но и быть не может. Лукач поэтому и дает «неожиданное», с точки зрения «ортодоксального» марксизма, определение исторического материализма как теории капиталистического общества, как его критику. Но это не противоречит тому, что исторический материализм есть универсальная теория. Дело в том, что буржуазное общество есть универсальная форма общественно-экономической формации, ее высшая прогрессивная ступень. Поэтому она обнаруживает в себе характерные черты всех предшествующих «ступеней»: первобытно-общинного, античного, азиатского и феодального способов производства. И потому теоретическая система высшей формы дает метод для понимания низших: анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны.

Иначе говоря, исторический материализм становится универсальной теорией через «Капитал». Но тем самым эта теория становится открытой как в прошлое, так и в будущее, намечая возможную перспективу дальнейшего общественного развития. Причем именно возможную, потому что фундаментальным положением материалистического понимания истории является как раз положение о ее всегда незавершенном характере. Универсальный характер самой истории заключается в том, что она чревата бесконечным числом возможностей, которые невозможно заранее учесть. Поэтому попытки приписать Марксу какую-то единственную «модель» будущего общества совершенно нестостоятельны. Маркс никогда не был подобным модельером будущего, футурологом-прожектером. Он только с естественно-научной точностью вскрывал и констатировал противоречия существующего общества, которые выводят это общество за его же собственные границы. Но что ждет человечество за этими «границами»? Об этом можно сказать только то, что в нем не будет тех безобразий, которые характерны для гражданского общества.

Лукач, судя по всему, ко времени написания «Истории и классового сознания» не знал «Немецкой идеологии», не знал «Grundrisse», не знал «Экономическо-философских рукописей 1844 года». Тем более ему делает честь то, что он отметил и выразил именно такие черты Марксова понимания истории, которые отчетливее всего представлены в указанных работах. И именно эти черты были совершенно утрачены «ортодоксальными» марксистами и махистами. Последнее проявилось не только в «Materialistische Geschichtsauffassung» К.Каутского, но и в «Историческом материализме» Н.И.Бухарина, давшем по существу начало всему более позднему «истмату». И как раз бухаринский «Исторический материализм» Лукач избирает объектом своей критики.

Критику Лукачем Бухарина, думается, надо рассматривать под углом зрения ленинского замечания о том, что Бухарин никогда всерьез не учился диалектике. Но незнание Бухариным диалектики заключалось отнюдь не в незнании им трех основных законов диалектики, «согласно» которым вода при 100? переходит в пар и т.д. Незнание диалектики Бухариным проявилось, прежде всего, в том, что он не понял диалектики исторического процесса, т.е. не знал, или не сумел применить диалектическую категорию тотальности к пониманию общества. Здесь у Бухарина ощущается, скорее, влияние богдановской махистской методологии, которая диктует рассмотрение общества под углом естественно-научного материализма, который оборачивается у него своего рода техницистским редукционизмом.

У Бухарина в основе производственных отношений лежит определенная система технических средств, которая отождествляется им с производительными силами общества. Именно техника лежит, по Бухарину, в основе общественного развития, в основе перехода от одной формы общества к другой. Такая трактовка общественного развития, основанная на «очевидных» фактах, вызывает, тем не менее, у Лукача серьезные возражения.

Во-первых, эти возражения основаны на том, что на самом деле не техника создает определенные общественные отношения, а определенные общественные отношения, как показал Маркс на примере возникновения машинного производства, создают себе, подстраивают под себя, определенный технический базис, который не мог возникнуть ни в эпоху рабовладения, ни в эпоху феодализма. Таков исторический факт.

Во-вторых, в силу того, что за определенным техническим средством стоит определенное общественное отношение, если мы находим в технике последнее основание всего общественного организма, то тем самым скрывается и мистифицируется определенный характер производственных отношений, с этой техникой связанных. Ведь Маркс показывает, что машина – это не просто техническое средство, а определенная экономическая категория, определенное экономическое производственное отношение. По сути фетишизация техники аналогична той, которая происходит с товаром и которая вскрыта Марксом в "Капитале". Здесь общественные свойства приписываются вещи как таковой, выступают как вещественные свойства. Таким образом, Лукач вскрывает фетишистсткую суть еще только нарождающейся технократической идеологии.

Но, что представляет собой особую ценность, так это то, что Лукач вскрыл не только фетишизм технократизма, но и фетишизм той методологии , которая лежит в основе технократизма. Это фетишизм методологии, основанной на фактах , которая не признает ничего кроме факта и которая якобы отбрасывает всякую предвзятость и всякие «ценности». Лукач, однако, доказывает, что метод эмпиризма, оправданный в определенной степени внутри естествознания, неизбежно приводит к мистификациям, как только его начинают применять к отдельным фактам. Ведь каждый факт социальной действительности, как справедливо отмечает Лукач, есть результат некоторого исторического процесса и продукт некоторого общественного уклада. Вырванные из этой общественной связи и взятые в качестве первичной основы социальной действительности они делают невозможным понимание действительной сути вещей. Таким образом, эмпиристская методология выдает видимость, псевдоконкретность, за истинную действительность и все переворачивает вверх ногами.

Но на этом, как показывает Лукач, мистификация не кончается. Факты, с самого начала поставленные в определенную историческую общественную связь, как того требует диалектико-материалистическая методология с ее принципом конкретного историзма, обнаруживает свой исторический, свой социальный, а в классовом обществе – свой классовый характер и, следовательно, свою объективную историческую «ценность». Тем самым конкретная тотальность, примененная к анализу социальной действительности, позволяет преодолеть дуализм констатирующих и оценивающих суждений, который неизбежен в случае применения естественно-научной методологии, которая, так или иначе, вынуждена прибегать к чисто субъективному «ценностному аспекту».

Именно в этом последнем случае неизбежным дополнением социальной технологии, основанной на социальной статистике, становится нормативная этика, бессильное долженствование (Sollen). А в итоге людям, вместо того, чтобы предлагать усовершенствовать свои общественные отношения, предлагается моральное самосовершенствование. Понятно, что философия, которая не в силах вскрыть научно факт эксплуатации, может только морально осуждать эту эксплуатацию и призывать богатых помогать бедным. А практикой такой философии становится благотворительность и социальная помощь.

Лукач, таким образом, вскрыл идеологизм естественно-научной методологии, естественно-научного материализма, что явилось совершенно непривычным для людей, у которых демаркационная идеологическая линия проходит только между идеализмом и материализмом, между всяким идеализмом и всяким материализмом. Для них так и осталось непонятым ленинское замечание о том, что умный идеализм ближе к умному материализму, чем материализм грубый, примитивный. Поэтому Деборин, даже не коснувшись в своей критике Лукача понятия тотальности, констатирует: «Читатель видит, как Лукач талантливо запутывает самые простые вещи, и какую смуту он способен внести в умы читателей» .

Может быть, Лукач действительно не сумел что-то толково и просто объяснить, но и критику его Дебориным никак нельзя признать полностью справедливой, поскольку за ней явно стоит идеология упрощения, свойственная многим марксистам первых лет Советской власти, впрочем, последующих лет тоже. Во всяком случае, обвинять его просто в том, что он «смутьян», наивно и безосновательно.

4. Может ли диалектика быть не революционной. Диалектика природы и диалектика истории

Уже в предисловии к своей работе Лукач заявляет, что он готов защищать диалектику Маркса даже от Энгельса . Заявление это достаточно серьезное, чтобы обратить на него внимание. И мимо него не прошли критики Лукача. Почему же надо Маркса «защищать» от Энгельса?

Мы уже видели, что Лукача интересует, прежде всего, диалектика общественного развития, конкретная тотальность общественного бытия. Интерес этот понятен, потому что только на основе понимания диалектики общественного развития возможно практическое революционное преобразование общества, освобождение его от тех отчужденных форм, которые порабощают человека с помощью социальной технологии, с помощью социологии и политологии, построенных по типу естественнонаучной методологии. Лукач поэтому считает необходимым четко разграничить естественнонаучную и социальноисторическую методологию, но не на манер неокантианского различения между «номотетическим» и «идеографическим» методами, когда метод социальных наук оказывается не методом объективного анализа, а методом, основанным на «ценностях», а путем восстановления подлинной исторической диалектики Маркса. «Этот метод, – замечает Лукач, – является историческим по своей глубочайшей сути» . Вот тут-то у него и возникает подозрение насчет Энгельса, будто бы тот свел историческую диалектику Маркса к диалектике природы.

Лукач ни в коем случае не считает возможным применение диалектического метода к познанию природы. "Ограничение метода общественно-исторической действительностью, – пишет он, – очень важно. Недоразумения, вытекающие из энгельсовского изложения диалектики, покоятся, главным образом, на том, что Энгельс, следуя дурному примеру Гегеля, распространяет диалектический метод и на познание природы. Но ведь самые существенные определения диалектики – взаимодействие субъекта и объекта, единство теории и практики, историческое изменение субстрата категорий, как основание их изменений в мышлении и пр. – к познанию природы неприложимы» .

Единство, взаимопроникновение субъекта и объекта Лукач считает самым существенным пунктом диалектики. Без превращения субъекта в объект, и наоборот, диалектика, согласно Лукачу, уже не может быть революционной, несмотря на все утверждения о всеобщем развитии, о переходе количества в качество, о «скачках», «перерывах постепенности» и о «текучести» понятий.

Понятно, что говорить о превращении субъекта в объект, о диалектике субъекта и объекта можно только тогда, когда речь идет не о познающем, а о действующем субъекте, не о созерцании, а о практике. Чисто гносеологический субъект не может превращаться в объект, если не впадать в мистицизм. Критика Лукача часто основывалась на том недоразумении, что субъект и объект брались в их старом метафизическом смысле, в смысле той «натуралистической метафизики», которая была свойственна домарксовскому материализму. Лукача интересует историческая диалектика субъекта и объекта, и опять-таки не в ее абстрактной форме, а в том виде, как она проявляется в капиталистическом обществе, как диалектика пролетарского и буржуазного классового сознания.

Но Лукач имеет в виду не индивидуального субъекта, а коллективного исторического субъекта – класс. В конечном счете, как уже было сказано, его интересует классовое сознание. Понимание природы этого сознания, диалектики его возникновения и превращения в действительность в революционной практике непосредственно переходит в революционную практику. Поэтому только та диалектика, которая доведена до своей высшей формы – до диалектики классового сознания и революционной практики, становится по-настоящему революционной. Этой главной задаче подчинена вся работа Лукача. И если не иметь её в виду, то все оказывается непонятным.

В свете сказанного должно быть понятным, почему Лукача интересует также единство теории и практики, почему он считает, что указанное единство относится к центральному пункту диалектического метода. Лукача интересует революционная практика , значения которой не понял Л.Фейербах и все домарксовские материалисты. Поэтому Лукач ставит задачу показать отличие марксистского понимания практики от гносеологически-прагматического ее понимания, когда практика низводится до «критерия истины» и средства достижения чисто утилитарных целей.

В своем понимании практики Лукач исходит из идей, высказанных Марксом в «Тезисах о Фейербахе». В центре его внимания оказываются такие положения, как: «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика », «Общественная жизнь является по существу практической », «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» .

С точки зрения так понятой практики общественные проблемы теряют свой трансцендентный характер и переводятся в плоскость человеческих общественных отношений. Здесь Лукач развивает и практически использует положение Маркса: «Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики» .

Одна из главных задач диалектико-материалистического метода, согласно Лукачу, заключается именно в демистификации , но это демистификация, что очень важно, не только теории, но и самой практики. Ведь сама практика, считает Лукач, тоже может быть мистифицированной. Например, товарный фетишизм, анализ которого дан Марксом в «Капитале», есть практика буржуазного общества. Но если исходить из этой практики как абсолютной данности, то такой «практический» подход, согласно Лукачу, будет равен некритически-созерцательному подходу, который характерен для буржуазной науки.

Именно в этом пункте, по мнению Лукача, он входит в противоречие с пониманием практики у Энгельса. И главный «грех» Энгельса Лукач видит в том, что тот отождествил промышленность и эксперимент с практикой в философско-диалектическом смысле. Лукач имеет в виду то место из работы Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», где тот пишет об агностицизме и скептицизме Канта и Юма, самое решительное опровержение которых, «как и прочих, философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности» . Там же у Энгельса идет речь о кантовской «вещи в себе» и приводится пример с производством ализарина из каменно-угольного дегтя.

Справедливости ради следует сразу же заметить, что не только Энгельс, но и Маркс понимает практику как предметную деятельность , промышленность. Фейербаха Маркс упрекает именно в том, что тот понимает практику не как предметную деятельность. Другое дело, что Энгельс там, где он говорит об эксперименте и промышленности как практическом опровержении агностицизма, не говорит о революционной практике. Но отсюда, видимо, не следует, что он не включает революционно-критическую деятельность в практику. В этом смысле, конечно же, упрек Лукача Энгельсу несправедлив. Однако если на этом поставить точку, то можно упустить очень важный момент в понятии практики у Лукача.

Главное, почему Лукач считает неверным сведение практики к эксперименту и промышленности, это то, что эксперимент и промышленность в своей определенной исторической форме оказываются объективно-ложными формами, скрывающими истинное содержание – эксплуатацию наемного труда. Речь в данном случае идет о промышленности в форме капиталистического производства и об эксперименте в составе науки, подчиненной такому производству. И если указанное истинное содержание не вышелушивается из его ложной формы, – а это может сделать только наука, стоящая на точке зрения революционной практики, – то никакой эксперимент не поможет.

Дело в том, что экспериментирование самое по себе не преодолевает созерцательности. Не преодолевает ее и чисто техническое использование полученного знания. Капиталист как носитель технического и экономического прогресса, считает Лукач, не действует, а оказывается объектом действия: «вся его «деятельность» исчерпывается правильным наблюдением и подсчетом тех объективных результатов, к которым приводит действие технических наук» .

Капиталиста не интересует наука сама по себе, объективная истина сама по себе. Его интересует результат , эффект , который можно посчитать и измерить, – в тоннах, километрах, рублях и т.д. В этом и заключается одно из фундаментальных противоречий современного научно-технического прогресса: с одной стороны, необходимость развития науки, а с другой – полная утрата интереса к науке и научности как таковой. Утрата того интереса, который характерен, например, для классической немецкой философии, исследовавшей Науку как таковую. Современное «науковедение» не является в этом отношении ни прямым продолжением «Наукоучения» Фихте, ни адекватной его заменой. Ведь оно оказывается втянутым в ту же самую техницистскую прагматику, как и сама наука. То есть это учение о науке в ее отчужденной форме без понимания самого феномена отчуждения. Поэтому в современном «науковедении» позиция остается умозрительной, а не «практически-критической» в смысле Маркса.

Критика Лукачем отчужденных форм науки и практики послужила основой последующей критики «техницистского разума», в особенности у представителей Франкфуртской школы. Но здесь не учитывался момент конкретного историзма, который все-таки есть у Лукача Ведь Лукач все время подчеркивает, что речь идет об отчужденных формах внутри буржуазного общества, а не о науке и технике вообще. Это особенно отчетливо выступает, когда Лукач критикует Бухарина и махистов именно за неисторическое, «натуралистическое», понимание общественной техники производства.

С трактовкой практики у Лукача как раз связано его понимание диалектики природы и его критика Энгельса за то, что, как уже было сказано, он распространил применение диалектического метода на понимание природы. С тех пор и пошла непрекращающаяся полемика по вопросу о диалектике природы: есть диалектика в природе, или ее там нет.

ГЛАВА 7 НЕМНОГО ТЕОРИИ. ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ КАК МЫ УСТРОЕНЫ ТРИ ЭТАЖА Каждый человек похож на трехэтажный дом, где на 1–м этаже обитает подсознание, на 2–м - сознание, и на 3–м - социальные и родительские

Из книги Архетипы внутренней семьи автора Хэнстке Кэролайн

Глава 9 Манеры человека - зеркало, в котором виден его портрет. - Иоганн Вольфганг Гете Ваш семейный мифКогда вы были маленьким ребенком, вы учились вести себя в обществе, наблюдя за своими родителями или воспитателями. Вы переняли от них особую модель, через которую

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Глава 10 Все человечество разделено на три класса: те, кого с места не сдвинуть, те, кто готов двигаться, и те, кто движется. - Бенджамин Франклин РеализаторыСознательный Мальчик, подсознательная МатьЛюди с моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательной

Из книги Магия чисел [Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы] автора Бенджамин Артур

Глава 11 Ничто великое в мире не совершается без страсти. - Георг Гегель КрестоносцыСознательный Мальчик, подсознательная ДевочкаЛюди с моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательной Девочки (Мальчик-Девочка) - очень энергичные и чрезвычайно творческие.

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Глава 12 Героизм - это непоколебимость, но не рук и ног, а мужества и души. - Мишель де Монтень СтоикиСознательный Мальчик, подсознательный ОтецЛюди с преобладающей моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательного Отца (Мальчик-Отец) встречаются редко. Они

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Глава 13 Проблемы нельзя разрешить на том же уровне сознания, на котором они созданы. - Альберт Эйнштейн АналитикиСознательная Мать, подсознательный МальчикЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Матери и подсознательного Мальчика (Мать-Мальчик)

Из книги автора

Глава 14 Проявляйте доброту, ибо каждому, кого вы встречаете, еще труднее, чем вам. - Платон ВоспитателиСознательная Мать, подсознательная ДевочкаЛюди с преобладающими архетипами сознательной Матери и подсознательной Девочки (Мать-Девочка) являются существами мягкими,

Из книги автора

Глава 15 Цель искусства - являть не внешний вид вещей, а их внутренний смысл. - Аристотель ТворцыСознательная Девочка, подсознательный МальчикЛюди с моделью поведения сознательной Девочки и подсознательного Мальчика (Девочка-Мальчик) прекрасно чувствуют себя на

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди) Вот, собственно, почти все. Таков наш трехцентровый мир, в котором позднего Фрейда толпа окрестила выжившим из ума стариком, Льва Николаевича даже собственные дети называли сумасшедшим, зато его жену

Научные степени: доктор философии в литературе (1909), защищался в Будапештском университете; доктор философских наук (1942), защищался в Институте философии АН СССР.
Научные интересы: социальная и политическая философия, марксистская философия, этика, эстетика, литературоведение.

Биография автора

Д. Лукач родился 13 апреля 1885 г. в Будапеште, в состоятельной еврейской семье. После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Во время учёбы в Будапеште сблизился с социалистическими кругами, в частности с анархо-синдикалистом Эрвином Сабо, познакомившего Лукача с творчеством Жоржа Сореля, бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левых и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, где проявил себя как переводчик и режиссёр, а в работах «Душа и формы» (1910) и «История развития современной драмы» (1911) - как литературный критик. С 1912 г. по 1918 г. жил в Гейдельберге, где испытал сильное влияние со стороны Г. Зиммеля и М. Вебера. Сверх того, ранние работы Лукача отмечены противоречивым влиянием экзистенциального трагизма в стиле Кьеркегора и Ницше, а также мессианства, внушенного поэзией Э. Ади и революционным синдикализмом Э. Сабо. Одновременно Лукач питал большой интерес к русской литературе и этике русских террористов, о чем свидетельствуют заметки к задуманной им в 1915 г., но так и не написанной книге о Достоевском, а также диалог «О нищете духа» (1912) и «Теория романа» (1916). Большое влияние оказала на Лукача и Октябрьская революция в России. В 1918 году под влиянием Бела Куна он вступил в Коммунистическую партию Венгрии. В 1919 году был заместителем, и. о. наркома просвещения Венгерской советской республики, комиссаром венгерской Красной армии. После падения республики эмигрировал в Вену, где участвовал в подпольной деятельности Коммунистической партии Венгрии. Одновременно Лукач глубоко изучал наследие Гегеля и Маркса, что нашло отражение в самом известном его труде - «История и классовое сознание» (1923). В ортодоксально-коммунистической печати эта книга была признана «ревизионистской», а для «западного марксизма» (прежде всего, Франкфуртской школы) она стала одним из самых авторитетных источников. В 1928 году Лукач был избран генеральным секретарём ЦК КПВ, но вскоре снят с этого поста Исполкомом Коминтерна за правый уклон. В 1929-1945 годах жил в Москве, с перерывом на 1931-1933 годы, когда находился в Германии. Летом 1941 года был подвергнут в Москве аресту и недолгому тюремному заключению. Сотрудничал с Коммунистической академией и журналом «Литературный критик». В эти годы Лукачем были написаны работы, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), а также «Исторический роман» (1937-1938), «Молодой Гегель» (1938, опубл. в 1948), «К истории реализма» (1939) и другие. В 1945 году Лукач возвратился в Венгрию, где в 1946-1958 гг. работал профессором Будапештского университета. Послевоенная сталинизация Венгрии обернулась для Лукача обвинениями в «правом ревизионизме» (1949-1950), хотя его крупная работа этого периода «Разрушение разума» (1954) написана в духе воинствующего материализма и бескомпромиссной защиты рационализма и гуманизма в философии. Во время Венгерского восстания 1956 года был министром культуры в правительстве Имре Надя, за что впоследствии был исключён из партии (в 1967 году восстановлен). После 1957 г. Лукач активно работает над системой эстетики. Первая попытка Лукач такого рода - «Гейдельбергская философия искусства (1912-1914)» (опубл. в 1974) - была прервана мировой войной; вторая - «Гейдельбергская эстетика (1916-1918)» (опубл. в 1974) – революцией и активной политической деятельностью. В 1963 г. выходит в свет четырехтомный труд Лукача «Своеобразие эстетического». Работа над системой марксистской эстетики привела Лукача к убеждению, что в ее основе лежит материалистическая онтология общественного бытия, к экспликации которой философ приступил в последние годы своей жизни. Этот замысел остался незавершенным, однако Лукач успел подготовить «Пролегомены» к своему исследованию, которые вместе с полным текстом рукописи были изданы в 1984 г. под названием «К онтологии общественного бытия». В своих поздних статьях и выступлениях Лукач противопоставляет буржуазной «манипулятивной демократии» советскую систему «демократического саморегулирования», не делая антикоммунистических выводов из критики сталинизма. Умер Лукач в Будапеште 4 июня 1971 г.

Основные публикации

Душа и формы (1910)
История развития современной драмы (1911)
Теория романа (1920)
История и классовое сознание (1923)
Ленин: очерк взаимосвязи его идей (1924)
«Литературные теории XIX века и марксизм» (1937),
Исторический роман (1937-1938)
«Молодой Гегель» (1948)
К истории реализма (1939)
Гёте и его эпоха (1947)
Экзистенциализм или марксизм (1951)
Русский реализм в мировой литературе (1953)
Разрушение разума (1954)
Своеобразие эстетического (1963)
К онтологии общественного бытия (1984)

Венгерский философ-марксист, литературный критик, член Венгерской Академии наук.


Полное венгерское имя Лукача звучит как Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát), однако во многих источниках, особенно на Западе, оно передаётся в немецкой форме Георг Бернхард Лукач фон Сегедин (нем. Georg Bernhard Lukács von Szegedin).

Родился в Будапеште в состоятельной еврейской семье. После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Докторскую степень получил в 1906 году.

Домарксистский период

Во время учёбы в Будапеште сблизился с социалистическими кругами, в частности с анархо-синдикалистом Эрвин Сабо, познакомившего Лукача с творчеством Жоржа Сореля, бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левацких и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, усилиями которого ставились пьесы величайших венгерских и зарубежных драматургов (в их числе были произведения Генрика Ибсена, Юхана Августа Стриндберга, Герхарта Гауптмана), направленные на привлечение в театр рабочих. Занимаясь в кружке, Лукач проявил себя как переводчик, режиссёр и собственно драматург.

Был близок c Георгом Зиммелем, Максом Вебером, Эрнстом Блохом. При этом мировоззрение Лукача складывалось под влиянием кантианства. Основными его трудами этого периода стали «Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920).

Уже тогда он казался современником значительной величиной - считается, что Томас Манн взял его в качестве прототипа для образа католического реакционера еврейского происхождения Нафты в «Волшебной горе».

Коммунистический лидер

После 1-й мировой войны Лукач вышел из кружка Вебера и занял интернационалистическую позицию. Большое влияние оказала на него Октябрьская революция в России. В 1918 Лукач вступил в Коммунистическую партию Венгрии. В 1919 году занял пост народного комиссара по культурным делам Венгерской советской республики. После падения республики эмигрировал в Вену, затем в Берлин, участвовал в подпольной деятельности Коммунистической партии в Венгрии. В эти годы им были написаны книги «История и классовое сознание» (1923 год) и «Ленин: очерк взаимосвязи его идей» (1924 год).

Жизнь в СССР

В 1930-45 Лукач работал в Москве. Здесь он занимался исследованиями в области марксистской эстетики и социологии. Сотрудничал с Коммунистической академией и журналом «Литературный критик».

Большое влияние на него в те годы оказал Михаил Лифшиц:

Можно сказать, что я испортил Лукача, но что его отказ от идей «Истории и классового сознания» etc. был связан с нашим знакомством, что в 30-х годах возник другой Лукач, этого отрицать невозможно.

В эти годы Лукачем были написаны работы, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), а также «К истории реализма» (1939), «Исторический роман», «Гёте и его эпоха», «Молодой Гегель» и другие.

Возвращение в Венгрию

В 1945 Лукач вернулся в Венгрию. Был членом Всемирного Совета Мира.

Во время Венгерского восстания 1956 года стал министром образования в правительстве И.Надя, но после этого никаким официальным репрессиям не подвергался.

В 50-х годах Лукач продолжает работу в области марксистской эстетики, систематическое изложение которой приводит в книге «Специфика эстетического» (1963) В двух первых томах этой работы содержится анализ принципов реализма в искусстве с позиции теории отражения. Эти взгляды Лукача вызвали критику со стороны Франкфуртской школы, Роже Гароди и других.

Последние работы Лукача посвящены социальной онтологии.

Будапештская школа

Хотя в конце жизни у Лукача было много учеников, которых иногда объединяют под общим термином «Будапештская школа» (Агнеш Хеллер, Дьёрдь Маркуш, Ференц Фехер, Михай Варга), и они продолжали философские поиски учителя в русле неортодоксального марксизма, но после смерти Лукача все ключевые представители Будапештской школы отреклись не только от него, но и вообще от марксистских идей. Большинство из них, лишённые возможности преподавать в Венгрии, эмигрировали в Австрию, где окончательно встали на позиции социал-либерализма. Агнеш Хеллер, дольше других сохранявшая преданность левой идее, за последнее десятилетие перешла к неолиберализму и неоконсерватизму.

Премии и награды

Премия имени Кошута (1948, 1955).