Кутузов главные сражения. Михаил Илларионович Голени́щев-Кутузов. интересных фактов из жизни Михаила Кутузова

На Украине расположены три лавры: Киево-Печерская (Киев), Почаевская (Тернопольская область) и Святогорская (Донецкая область). Все они являются лакомым куском для раскольников, поскольку они являются символом каноничности, церковного влияния на Украине. И все они относятся к канонической УПЦ

Издание Украина.ру рассказывает об истории каждой из украинских и лавр и о том, какая в них сейчас ситуация.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Историческая справка

Ищенко: Киево-Печерская Лавра перестанет быть монастырем, если ее захватят раскольники Самая древняя, самая крупная и самая выдающаяся из всех лавр Украины была основана в 1051 году. В 1159 году получила титул Лавры. После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь киевскому униатскому митрополиту, но монахи оказали вооружённое сопротивление.

Решение о создании государственного историко-культурного заповедника на базе памятников ансамбля Киево-Печерской лавры было принято в 1926 году. В 1990 году архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В стенах Киево-Печерской Лавры сейчас работают возрожденная в 1989 году Киевская духовная семинария, а с 1992 года — Киевская духовная академия.

Помещения и сама территория Лавры принадлежит государству, хотя в 2011 году 75 объектов, так называемая «Нижняя лавра» была передана Кабинетом министров в бесплатное пользование УПЦ. Однако передача в пользование — это не отчуждение, и решение Кабмина может быть отменено.

Другая же часть помещений лавры находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-культурный заповедник, хотя там также совершаются службы. Возглавляет Национальный заповедник и. о. директора Александр Рудник , назначенный с нарушениями на эту должность в сентябре 2017 года. До своего назначения он никакого отношения к культуре не имел, а назначили его с подачи министра культуры Евгения Нищука .

Глава раскольников Филарет (Денисенко) уже долгое время «обрабатывает» руководство Национального заповедника, рассчитывая на их лояльность после того, как встанет вопрос о передаче лавры Поместной церкви. Судя по всему, только опасения появления негативной медийной картинки, что может затормозить процесс получения Томоса, останавливают сейчас власти от захвата лавры. Хотя в УПЦ уже заявили о том, что начат процесс описи имущества Церкви.

Ежегодно накануне праздника Покрова Богородицы 14 октября (и одновременно дня создания УПА), когда националисты проводят шествия и митинги, возникают слухи о планирующемся захвате лавры. В этом году настоятель Лавры митрополит Павел заявил о том, что направил обращения к властям «о принятии необходимых мер по защите прав Украинской Православной Церкви и недопущения конфликтов и провокаций на территории Киево-Печерской лавры».

© РИА Новости, Александр Максименко | Перейти в фотобанк

Скорее всего, власть не допустит эксцессов, опасаясь кровопролития, по крайней мере до получения Томоса. Административные рычаги позволяют осуществлять постепенное, «ползучее» выдворение насельников УПЦ из лавры и передачу новой Поместной церкви, когда она будет создана. По крайней мере, уже появилась информация о том, что планируется передача части некоторых помещений «Верхней лавры» экзархам Константинопольского патриархата.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Историческая справка

УПЦ МП: Националисты готовят 14 октября провокации в Почаевской и Киево-Печерской лаврах Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа , он же Иов Почаевский (1550-1651).

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим.

В 1939 году после прихода советских войск у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания. Прекратили существование детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений.

С началом хрущевских гонений у лавры были конфискованы поля, сады, хозяйственные помещения. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым Воротам, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо.

В 2015 году появилась информация о том, что Почаевскую лавру хотят передать Кременецко-Почаевскому государственному историко-архитектурному заповеднику. С таким требованием обратился в Кабмин Тернопольский областной совет, практически полностью состоящего из националистов. Само решение было инициировано членом «Свободы» Романом Навроцким .

Помещения Почаевской лавры официально находятся в ведении УПЦ на основании распоряжения Кабмина от 17 июля 2003 года. Комплекс был передан Почаевской Свято-Успенской Лавре по договору аренды с Государственным комитетом Украины по строительству и архитектуре. Успенский и Троицкий соборы, кельи, колокольня, Архиерейский дом и Надвратный корпус — переданы УПЦ в бесплатное пользование на 49 лет.

© РИА Новости, Олег Макаров | Перейти в фотобанк

Поскольку в Тернопольской области очень сильны позиции униатов, они ведут кампанию в СМИ, заявляя свои права на лавру. Основанием для этого является то, что более ста лет лавра принадлежала униатам, а также то, что строительство Успенского собора было профинансировано католиком Василием Потоцким . В униатских СМИ лавру называют «оплотом русификации региона».

В конце сентября, после захвата храма в соседней Ивано-Франковской области настоятель лавры митрополит Владимир обратился к верующим с призывом помочь с защитой лавры: «Учитывая ситуацию, которая сложилась, и по информации, которой мы располагаем, и по угрозам расправами, которая все еще распространяется, видно, что и нам придется что-то пережить».

В случае с Почаевской лаврой, которая расположена в захолустье Тернопольской области, риск неких активных действий либо провокаций выше, чем в Киеве. В этом регионе очень сильны националистические настроения. В ситуации с Почаевской лаврой столкнулись интересы раскольников-филаретовцев и униатов УГКЦ, у которых всегда были основания для конфликта.

Святогорская лавра

Историческая справка

Тревога. Православные Украины готовы отбить штурм Киево-Печерской лавры Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились здесь в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году.

Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи.

В решении судьбы монастыря после 1917 года принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём». По его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр, а в Свято-Покровском — библиотеку. В 1922 году монастырь был ликвидирован.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

В России существуют только четыре Лавры, из коих три напоминают собою три великие периода Государства нашего, как Великого Княжения, Царства и Империи. Но четвертую знают не все, и потому мы сочли не излишним познакомиить с нею наших читателей. Она возникла в крае отторженном Литвой от России, возникла во время гонений на Православие; она напоминает собою не блестящие эпохи Отечества, но время испытания, мужественно претерпенного сынами его под чуждой властью; она свидетельствует о их тогдашней верности к Церкви Православной. Почаевская Успенская Лавра находится в Губернии Волынской, в местечке Почаеве, в 20 верстах от Кременца, на самой границе Галиции. Прилагая к сей книжке Журнала изображение ее великолепных зданий, мы думаем, что для Читателей наших приятно будет найти здесь и известия о древности и достопамятностях этой обители.

Хотя в рукописной книге исков и документов монастырских упоминается о Памятнике монастыря Почаевского, изданном oколо 1661 года, во свидетельству которого Православные иноки впервые поселились на Почаевской горе около 1261 года; однакож за неимением достоверных свидетельств о первоначальном общежитии их на сем месте, должно на сей раз ограничиться одними позднейшими известиями. Из хранящейся в Лаврском Архиве грамоты Короля Польского Сигизмунда Августа II-го, данной в 1557 году Василию Богдановичу Гойскому, владельцу села Почаева, видно, что в этом селе уже в 1527 году существовала церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; сим письмом Сигизмунд Август II, подтверждая грамоту Сигизмунда I, данную в 1527 г., предписывает Старосте Кременецкому не посылать более в Почаев на ярмонку, в праздник Успения Божией Матери, своего наместника для сбора денег. Из Фундационной же записи Анны Гойской 1597 г., хранящейся в том же Архиве, видно, что на том месте, где основан ею в сем году монастырь, находилась издревле при горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1653 году, Федор в Евва Домашевские воздвигли над стопою Божией Матери большую каменную церковь во имя Св. Троицы. Обновитель же Почаевского монастыря был Николай Потоцкий, Староста Каневский: он в 1768 году перестроил, увеличил и украсил церковь, воздвигнутую Домашевскими, и сверх того оставил в пользу монастыря значительный капитал.

Три святыни составляют главное сокровище Почаевской Лавры и привлекают в нее

Многочисленных богомольцев; они суть: Чудотворная икона Почаевской Божией Матери, Стопа (или след на камне) Божией Матери и мощи Преподобного Иова, Игумена Почаевской обители.

В 1559 году. Греческий Митрополит Неофит, во время путешествия своего из Константинополя, проезжая чрез Волынскую страну, остановился для отдыха в местечке Орле по усильной просьбе его владетельницы Анны Гойской, впоследствии основательницы Почаевского монастыря. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил хозяйку дома иконой Божией Матери, которая долгое время хранилась в комнате Гойской. Чудотворная сила этой иконы первоначально обнаружилась в исцелении от природной слепоты Филиппа Козинского, родного брата Анны Гойской. Испытав такое чудо на брате своем, Гойская созвала Епископов, Священников, и с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, икона Божией Матери отнесена на гору Почаевскую и поставлена в Успенской церкви (1597).

О Стопе Божией Матери сохранилось следующее народное предание, которое помещено в книге, под заглавием: «Гора Почаевская» напечатанной в 1793 г. в типографии при Почаевском монастыре. До основания Анной Гойской монастыря, когда иноки Почаевские жили еще в пещерах, один из сих монахов, взошедши на вершину горы, увидел Пресвятую Деву Марию стоящей на скале, в виде огненном. В то же самое время, это же явление Божией Матери и пред нею стоявшего монаха видел и житель села Почаева, Иоанн Босый, пасший неподалеку от горы стадо овец…

Лавра

ла вра , лавры, жен. (греч. laura) (церк. , ист. ). Название некоторых больших привилегированных монастырей. Киево-Печерская лавра. Троице-Сергиевская лавра.

Архитектурный словарь

Лавра

Крупный православный монастырь с особыми привилегиями, подчинявшийся непосредственно патриарху либо (после 1721 г.) Синоду. В России их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, Почаево-Успенская.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. lavra - многолюдный монастырь) - название крупных и важных по своему положению мужских монастырей. В Русской православной церкви имелось четыре монастыря, возведенных в степень лавры Киево-Печерский (с 1688), Троице-Сергиев (с 1744), Александре-Невский (с 1797) и Почаевский Успенский (с 1833). Александро-Невский монастырь был основан в 1713 г. в память исторической победы над шведами в 1240 г., одержанной прославленным русским полководцем Древней Руси. Проект монастыря составил Д. Трезини, строительство вели Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко. В старейшем здании лавры - Благовещенской церкви (арх. Д. Трезини, 1725) могила великого полководца А. В. Суворова. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительное сооружение раннего классицизма (арх. И. Е. Старов, 1790). На территории б. Александро-Невской лавры находятся духовная акдемия, семинария и резиденция митрополита. Южнее р. Монастырки расположены некрополи - Лазаревское и Тихвинское кладбища.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Православие. Словарь-справочник

Лавра

(греч. «многолюдное место»)

название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного). В Русской Православной Церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице-Сергиева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г.), Свято-Успенская Почаевская (монастырь с XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лавра

, ы , ж.

Большой мужской монастырь, находящийся в ведении Синода (Александро-Невская, Троице-Сергиева, Киево-Печерская лавра).

* Андрей, по прозвищу Езерский, Родил Ивана да Илью И в Лавре схимился Печерской . // Пушкин. Стихотворения //; Приехавший из Киева козак рассказал, что видел в Лавре монахиню . // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *

Православный энциклопедический словарь

Лавра

(греч. - улица, поселок) - крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две Лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две Лавры: Киево-Печерская и Почаевская - находятся на территории Украины.

Словарь церковных терминов

Лавра

(греч. многолюдное место) - назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V - VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .

Православная энциклопедия

Лавра

название крупнейших и важнейших мужских монастырей. В V–VI веках в Палестине так называли укрепленные монастыри, стены которых могли выдерживать длительную осаду. В Русской православной церкви существует несколько монастырей, которые по сей день называют лаврами: Киево-Печерская лавра (основана в XI веке), Троице-Сергиева лавра (с 1744 года), Александро-Невская лавра (с 1797 года), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года).

Энциклопедический словарь

Лавра

(греч. laura), название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721-1917 - Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры.

Словарь Ожегова

ЛА ВРА, ы, ж. Название нек-рых крупных православных мужских монастырей.

| прил. лаврский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Лавра

ж.
Название некоторых больших привилегированных православных монастырей,
находящихся в непосредственном ведении Синода.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лавра

(греч. λαύρα) - собственно часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в глубокой древности название Л. применялось и ныне применяется к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников-бедуинов. Так Л. назывался еще в VI в. монастырь св. Феодосия Великого († 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих Л. Востока замечательны Л. св. Саввы Освященного близ Иерусалима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Л. св. Афанасия на Афоне. В России титул Л. усвоен монастырям: Kиeвo-Печерскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву, близ Москвы (с 1744 г.), Александро-Невскому в СПб. (с 1797 г.) и Почаевскому-Успенскому, в Волынской губ. (с 1833.г.). Все эти четыре Л., как и ставропигиальные монастыри, находятся в непосредственном заведывании св. синода, причем местный епархиальный архиерей состоит священно-архимандритом Л. Лица, которым вверяется непосредственное управление Л., носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Н. Б - в.

Словари русского языка

Лавры – это самые большие и значимые православные мужские обители, имеющие особенное духовное и историческое значение. В переводе с греческого слово «лавра» означает: часть города, населенная местность, обнесенная стеной или оградой. Это название стали применять к многолюдным и важным монастырям.

Многие считают, что лавры в Украине – единственные в мире. Первые лавры появились в начале 4 века в Палестине. Монахи-отшельники в поисках уединения селились в Иудейской пустыне, проводя жизнь в молитвах и смирении. Свое жилье они были вынуждены ограждать стенами, дабы защитить себя от набегов кочевников-бедуинов.

Многие из нас не видят особой разницы между монастырем и лаврой. На самом деле это совершенно разные монашеские поселения. Монастыри бывают мужские и женские. Эти религиозные общины имеют свой устав, уклад и правила, единый комплекс богослужебных и жилых помещений.

Лавра – это разновидность монастыря, но с более обширной территорией и большим количеством монахов, со своей особой и древней историей, а также непосредственным подчинением патриарху. Лавра может быть только мужской.

Официальный статус лавры имеют немногие монастыри. Наиболее известная расположена в Палестине – лавра Саввы Освященного, основанная в 484 году на территории Западного берега реки Иордан. В Благовещенском соборе лавры Саввы Освященного хранятся мощи Святого Савы. Примечательно, что по давней традиции монашеского устава в эту лавру запрещен вход для женщин. Еще одна особенность – в монастыре по сей день не используется электричество.

В Украине насчитывается наибольшее количество действующих лавр – три православных монастыря и два греко-католических.

Киево-Печерская лавра

Чтобы увидеть лавру : посещение заповедника (часть огромного комплекса лавры) и его музеев платное – от 20 грн. Антониевы и Феодосиевы пещеры открытии с 9:00 до 16:00. Вход в них и храмы лавры свободный.

Почаевская лавра

Белоснежный архитектурный ансамбль поражает своим величием и блеском золотых куполов. Он раскинулся на высоком каменистом холме Кременецких гор. Это один из наиболее почитаемых монастырей среди паломников.

Православная обитель пережила немало драматических событий, ее существование окутано многочисленными преданиями и легендами. По одной из них, монастырь основали киевские монахи, спасавшиеся от набегов татар в 1240 году. В то время над Почаевской горой монахам явилась в огненном столпе Богоматерь, оставив после себя отпечаток стопы на камне с источником целебной воды. Там же монахи построили первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Первые документальный упоминания о святой обители относятся к 1527 году. Неоценимый вклад в развитие монастыря внесла местная помещица Анна Гойская. Она подарила монастырю чудотворную икону Богоматери, привезенную с Востока в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Также помещица пожертвовала средства на строительство Почаевской церкви и келий для монахов. В 1833 году монастырь получил статус лавры.

Источник фото: pochaev.org.ua.

К основным святыням Почаевской лавры относятся: мощи преподобного Иова и Амфилохия Почаевского; след стопы Богоматери с целебным источником; чудотворная икона Матери Божьей.

Чтобы увидеть лавру : Почаевская лавра расположена в городе Почаев, в 70 км от Тернополя. Сюда постоянно организовывают паломнические туры. На территории есть гостиница и комнаты для паломников. Стоимость ночлега – от 40 грн за ночь.

Святогорская лавра

На живописных склонах реки Северский Донец расположилась , одна из главных святынь востока Украины. Святая обитель, возрожденная после десятилетий советского атеизма, вновь возвышается в окружении .

Первые документальные упоминания о Святых горах датируются 1526 годом. Но многие историки сходятся во мнении, что монастырь появился на склонах меловых гор еще до крещения Киевской Руси. Не исключено, что первыми поселенцами были монахи из Византии, спасавшиеся от гонений за поклонение святым иконам. О том, что в этих местах были христианские поселения, свидетельствует также Ипатьевская летопись. В 1111 году местные христиане встречали здесь князя Владимира Мономаха. На протяжении многих веков монастырские пещеры были пристанищем для многих благочестивых иноков во время гонений.

Святогорский монастырь постигла одновременно как счастливая, так и печальная судьба. Худшие годы для обители пришлись на советский период – она была разграблена, осквернена и разрушена.

Источник фото: svlavra.church.ua, автор – Михаил Полтавский.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда священникам вернули соборный храм Успения Божьей Матери. Сейчас в восстановлены церкви, дом настоятеля, кельи, кузница, мастерские, гостиные дворы.

Священный Синод Украинской православной церкви 9 марта 2004 года предоставил Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю статус лавры, приняв во внимание давность святыни и ее историческую роль в становлении христианства. Это самая молодая лавра с очень древней историей.

Чтобы увидеть лавру : сейчас на территории Донецкой области проходят военные действия. Мы не рекомендуем посещение лавры.

Свято-Успенская Уневская лавра

Со статусом лавры является центральной обителью монахов-студитов, одного из орденов УГКЦ. Орден студитов был основан в конце 8 века Теодором Студитом из Константинополя, он же являлся автором Студийского устава для монахов, действующего доныне.

Уневский монастырь-крепость расположен на окраине села Унев, в окружении лесистых гор. Первые упоминания о монастыре относятся к 1395 году, уже тогда он упоминался как известный духовный центр Галичины.

Источник фото: ua.vlasenko.net, автор – Petro Vlasenko.

История монастыря тесно связана с родом Шептицких. Во времена Австрийской империи Уневский монастырь был закрыт. Инициатором возрождения монашеской жизни в Уневском монастыре был митрополит Андрей Шептицкий, в 1898 году обитель получила статус лавры, здесь снова поселились монахи Студийского устава.

В советское время монастырь использовали как лагерь для католического духовенства, далее организовали приют для душевно больных людей.

В 1991 году власть вернула Уневский монастырь монахам-студитам.

Дважды в год Уневская лавра собирает тысячи паломников, это происходит во время почитания чудотворной иконы Уневской Богородицы на третье воскресенье мая, а также 28 августа – на праздник Успения.

При монастыре открыт музей, в галерее у входа представлена коллекция старинных распятий.

Чтобы увидеть лавру : до Унева курсирует транспорт из Львова. Место отправления: улица Лычаковская, 150. Время отправления: 7:30, 10:50, 14:25, 17:50, 20:30.

Свято-Ивановская лавра

Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.

Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.

Располагается лавра на территории с народным названием «Шевченковский гай».

Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.

Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей.

Автор фото: © IGotoWorld.com Photo Group.

В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.

Чтобы увидеть лавру : необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.

На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.

Кутузов Михаил Илларионович

Биография Кутузова Михаила Илларионовича – ранние годы.
Родился Михаил Кутузов в 1745 году в Петербурге в знаменитой дворянской семье. С детства мальчик был крепко сложен, отличался предприимчивостью и добрым сердцем. В возрасте двенадцати лет Кутузов поступил учиться в инженерную школу, где изучал как военные дисциплины, так и общеобразовательные предметы. Там он присутствовал на лекциях М.В. Ломоносова и овладел знанием четырех иностранных языков, к которым со временем добавились еще два. В 1759 году Михаил Кутузов закончил учебу и был приглашен на должность преподавателя. Спустя еще два года он стал прапорщиком и начал командовать ротой Астраханского полка, а спустя некоторое время был назначен на должность адъютанта к Ревельскому губернатору. Затем в биографии Кутузова происходят значительные изменения, в 1764 году он был направлен в Польшу, где принимал участие в боях с польскими конфедератами. В ходе русско-турецкой войны Михаил Илларионович показал себя в качестве отважного боевого офицера, а в бою под Алуштой был тяжело ранен в правый глаз и висок. Отсюда берет начало его знаменитая повязка. После окончания военных действий для восстановления здоровья и продолжения образования посетил Австрию, Пруссию, Италию, Голландию и Англию. На родину вернулся в 1777 году и был назначен в Крыму командующим под руководством А.В. Суворова. Здесь он прошел отличную подготовку по обучению и воспитанию бойцов, которая не раз пригодилась ему в будущем.
Биография Михаила Илларионовича Кутузова – зрелые годы.
В 1784 году с помощью Суворова Кутузов становится генерал-майором. Михаил Кутузов принимал также участие в русско-турецкой войне 1781-1791 годов, там он был снова тяжело ранен и, кроме того, смог отличиться на штурме Измаила. Суворов приставил его к награде, сказав, что Кутузов являлся его правой рукой, не смотря на то, что действовал в левом крыле. В одном из следующих сражений Михаил Кутузов смог победить превосходящие силы противника благодаря отлично продуманной тактике и стратегии. В течение следующего года Кутузов находился по приказу Екатерины II в Турции, где проводил дипломатические работы и добился выгодных для России результатов, как во внешней политике, так и в торговле. В письмах своей жене Михаил Илларионович писал, что хоть карьера дипломата и сложна, но до военной по сложности она явно не дотягивает. В 1794 году Кутузов вернулся в Петербург, где стал директором в сухопутном кадетском корпусе и проделал огромную работу по подготовке офицеров русской армии. В это же время он числился командующим войсками в Финляндии. Спустя несколько лет Кутузов был послан Павлом I в Берлин для того, чтобы не дать Пруссии и Франции сблизиться. После того, как Павел I был убит, Михаил Илларионович некоторое время пробыл военным губернатором в Петербурге, а потом уволился из армии по состоянию здоровья и отправился на Украину в свое имение. Но в 1805 году Кутузов снова вернулся к военным делам и был назначен главнокомандующим в русскую армию, которая отправилась на помощь Австрии в оборонительной войне против Наполеона. Кутузов высказал предложение изменить характер войны, но союзники вопреки его предупреждениям дали согласие на решающее Аустерлицкое сражение, которое закончилось безоговорочной победой французов. Благодаря стараниям Кутузова была спасена часть русских войск, но это не спасло знаменитого военного от гнева Александра I. Михаил Илларионович стал военным губернатором в Киеве, а позже генерал-губернатором в Литве. Во время войны с Турцией 1806 - 1812 годов знаменитый военачальник стал во главе русской армии в Бухаресте и сумел разгромить турецкие войска под Рущуком. Кроме того, Михаил Кутузов добился подписания выгодного для российской стороны договора за несколько недель до нашествия Наполеона. В этой ситуации знаменитый полководец вновь проявил себя как умелый военный и потрясающий дипломат, за что Александр I, не проявляющий к нему особых положительных эмоций, наградил Михаила титулом князя. Как повествует биография знаменитого русского полководца, после начала Отечественной войны 1812 года Михаила избрали начальником Петербургского и Московского ополчений, сыгравших в этой войне немаловажную роль. Через несколько месяцев Кутузов по настоянию Чрезвычайного комитета был назначен главнокомандующим и в конце лета уже прибыл в армию, чему бойцы были очень рады. Под его руководством было проведено сражение при Бородине, благодаря которому французская армия понесла значительные потери, а Кутузов достиг чина генерал-фельдмаршала. Далее Михаил Кутузов совершил замечательный стратегический маневр, он сдал Москву без боя и близлежащими дорогами перевел лагерь в район села Тарутино. Это позволило изменить ход войны в пользу русской армии. Отдохнувшая армия перешла в контрнаступление, и с помощью партизан смогла заставить войска Наполеона покинуть территорию России. После этого Кутузов придумал план заграничных походов своей армии, но реализовать его, к сожалению, не смог. Завладев Берлином и Гамбургом и преодолев реку Эльбу, знаменитый полководец дошел до Лейпцига, в котором находились оставшиеся войска Наполеона. Но в пути Михаил Илларионович Кутузов сильно простудился, а спустя несколько дней умер, оставив после себя пятеро дочерей. Его тело забальзамировали и отправили для погребения в Петербург. В 1831 году в этом же городе по проекту Орловского был возведен знаменитый памятник Кутузову возле Казанского собора. Биография Михаила Кутузова характеризует его как человека, который очень бережно относился к своим солдатам и старался заботиться об их здоровье. Пушкин говорил, что великий военачальник Кутузов целиком и полностью оправдал все надежды, возложенные на него народом. Знаменитого полководца народ до сих пор вспоминает как достойного и уважаемого человека, который сделал для своей страны все, что мог и даже больше.