Не есть ли единение с десятками эссе. Мысли о государстве. I. Ролевые игры

), специалисты из США читали лекции, отрывки из которых мы приводим:

К организации избирательной кампании может быть два подхода.

Один из них - пусть будет как будет, как получится. Конечно, кое-что мы предпринимать будем, но главным образом исходя их того, как будут складываться дела.

Это - проведение кампании без концепции, без стратегии, путь реагирования прежде всего на действия соперников и, отчасти, избирателей. Это путь запаздывающих действий и отданной инициативы.

Другой вариант - путь стратегического планирования, атакующих действий, ведущий и ориентированный на успех.

Чего хочет добиться в результате кампании правильный кандидат? Победить!

Как этого добиться? Получить 50% голосов избирателей плюс один голос. Это минимум. Но для того, чтобы спокойно спать накануне выборов, вы должны быть уверены, что свои голоса вам отдадут 52 % избирателей. Подчеркиваю, не 100%, а именно 52%. Причем 52% не жителей вашего округа, обладающих правом голоса, а 52% тех, кто придет голосовать.

Для того, чтобы убедить эти 52% совершить это действие, вам надо прежде всего познакомиться с ними, сначала заочно - пол, возраст, материальное положение, профессия, образование, этническая принадлежность, вероисповедание и т.д. Потому что вы должны работать на свою целевую аудиторию, а не на всех избирателей. А для того, чтобы свою целевую аудиторию определить, вам придется изучить всех избирателей своего округа.

Если вы не будете работать со своей целевой аудиторией, вполне вероятно, вам может не хватить для победы всего несколько дней. Ваш график избирательной кампании будет рассчитан неправильно. Ваша стратегия будет ошибочной.

<........>

Избирательная кампания принципиально отличается от кампании пропагандистской. Она направлена на то, чтобы побудить избирателя совершить конкретное действие - в воскресенье взять паспорт, пойти на избирательный бюллетень и в конкретной графе поставить галочку. И опустить бюллетень в урну. Вот и все.

А пропагандистская кампания направлена на воспитание или изменение той или иной точки зрения среди избирателей, это кампания учебного, образовательного плана. Стратегии для этих кампаний будут принципиально различны. Конечно, избирательная кампания может в качестве побочного эффекта дать и какое-то поднятие общего уровня избирателей, но обучение, просвещение избирателей ни в коем случае не должно быть ее первейшей целью. А вот учебно-просветительская, пропагандистская кампания призвана расширить понимание избирателями каких-то вопросов - это во-первых, и во-вторых, изменить принципиально, радикально точку зрения по какому-то вопросу.

Как принимаются решения в процессе кампании?

При правильно организованной кампании со своей стратегией, замыслом, планом мы знаем, каких результатов мы должны добиться на каждом этапе кампании и предпринимаем последовательные и осмысленные действия. При этом мы стараемся лидировать, определять динамику, развитие кампании, побуждать соперников отвечать на наши ходы. Но иногда, когда кампания подготовлена плохо, кандидат забывает, что у него есть соперники и каждая появляющаяся листовка соперников, их выступление заставляют его биться в переживаниях и он тут же пытается ответить.

Задача руководителя кампании постоянно сверять свои оперативные решения со стратегией, чтобы убедиться, что принимаемые решения необходимы с точки зрения каждодневного оперативного проведения кампании без отклонения от стратегических целей. Очень легко шарахаться из стороны в сторону, принимать решения, которые дают кратковременную выгоду, одномоментное удовлетворение, но одновременно связаны с отклонениями от стратегии кампании. Реагировать в ходе кампании надо не на соперников, а на избирателей.

О роли аппарата

Очень полезный инструмент - письменное описание функций работы аппарата. Чтобы была ясность, чтобы не было конфликтов.

Менеджер (профи, либо полу-профи)
- человек, отвечающий за связи с прессой
- исследователь-теоретик, обоснователь решений, генератор идей, аналитик
- корпус добровольных помощников (с описанием их обязанностей)
- координатор корпуса добровольных помощников
- ответственный за график, расписание встреч, мероприятий Кандидата и его помощников
- ответственный за рассылку по почте
- ответственный за финансирование кампании

Описание должностных обязанностей должно быть письменным. Делать его надо в самом начале, чтобы потом вносить изменения, дополнения

Как разработать стратегию?

Конечно, разработчик кампании должен много знать о самом кандидате. Представляется, что это элементарно, но на самом деле избирателей прежде всего волнует вопрос, а что он за личность? И уже потом, насколько он профессионален как политик. Разумеется надо много знать о самих избирателях. Очень много здесь может дать изучение истории голосования. Конечно, все это - прошлое, это архивы, это было давно и сейчас вроде бы не имеет значения. Но проецируя эти данные в будущее вы сможете получить представление, за какого рода кандидата они готовы полезть на рожон.

Конечно, надо оценить финансовые, организационные, информационные, административные и другие ресурсы кандидата. И сделать то же самое в отношении главных соперников. Очень часто можно сесть и достаточно точно предсказать, какого рода кампанию будет проводить другая сторона. Причем, если мы не знаем этого прямо, мы знаем по целому ряду других признаков, других неконкретных проявлений, какова будет его реакция на те или иные вопросы и ситуации.

Что включает в себя стратегия избирательной кампании?

1. Опредерение принадлежности
...я - один из вас, один из беспартийных, один из республиканцев

2. Противопоставить себя сепернику, выделить себя
... и это надо сделать не в своих мыслях, а в глазах избирателей, чтобы они знали: вот он - НАШ кандидидат, а тот - это ИХ кандидат. Причем надо противопоставлять не себя, а свой образ: вот я - такой, а он - сякой... Надо создать образ соперника, причем образ не самый лучший и сделать это с опережением.

3. Противопоставить себя противнику идеологически
... если кандидат консерватор, он говорит: я - консерватор и люди, которые считают себя консерваторами меня поддержат. Но важно, чтобы и кандидат, и избиратели, говоря о себе как о консерваторах, имели в виду одно и то же содержание этого слова.

4. Сосредоточить внимание избирателей на одном вопросе, сделать его доминирующим в избирательной кампании.

5. Создать положительный образ кандидата
... люди должны понимать не только то, почему они голосуют против моего соперника, но и почему они голосуют за меня.
Первый вопрос, который задает себе избиратель: почему я должен голосовать за этого парня?
Второй вопрос: Чем он плох? Какие у него недостатки?

6. Создание негативного образа своего соперника.
... того, что ты - хороший семьянин, умный и т.д. - мало.

7. Создание гибких коалиций
... необходимо постараться обеспечить сотрудничество групп и организаций, которые обычно не взаимодействуют.

8. Для победы кандидата, для завоевания новых и удержания старых голосов необходимо такое качество как ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ.

Успех работы по каждому направлению определяется только одним человеком - это кандидат.

Он формирует штаб, встречается с избирателями и сопереживает им, вдохновляет агитаторов, ведет переговоры с потенциальными сторонниками, дискутирует с соперниками. В конечном счете именно кандидат выигрывает или проигрывает кампанию. Не его штаб, не его агитаторы, не его журналисты, не его спонсоры. Только кандидат.

После официального заявления кандидата о его включении в предвыборную борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Задачи, решаемые в ходе таких кампаний, многочисленны и разнообразны. К ним относится, в частности, выдвижение избирательной платформы кандидата. (В заявлении он обозначает лишь основные ее положения.) Это целый пакет ясных для избирателей предложений, направленных на решение важных проблем на уровне страны, а также проблем местного значения. Например, предвыборная платформа Р. Рейгана включала обещания существенно снизить темп инфляции и уровень безработицы, существенно сократить дефицит федерального бюджета. Решение этих проблем для США в тот период было чрезвычайно важным, ибо темпы инфляции выражались двузначной цифрой, безработица приближалась к 10 млн человек.

Далее в ходе предвыборной кампании с помощью всех доступных средств осуществляется широкая реклама платформы кандидата. Вырабатываются и формируются стратегия и тактика предвыборной кампании, объединяются в общую «тему» все доводы, убеждающие избирателей, что голосовать надо за данного кандидата. Выделяются вопросы, на которых следует делать акцент. В числе основных задач предвыборной кампании - пропаганда высоких личных качеств кандидата, создание необходимого имиджа.

Предназначение предвыборной кампании столь широко, что перечислить все цели, которые она преследует, весьма сложно. Однако и те задачи, которые нами обозначены, убеждают в том, что для их выполнения необходим специальный аппарат - штаб предвыборной кампании. Его создание начинается сразу после заявления кандидата о принятом им решении баллотироваться на выборный пост. В официальный штаб входят специалисты по изучению соперников, анализу положения в избирательных округах, связей с прессой, изысканию источников финансирования и др. В последнее время возросла роль специалистов в области «политического маркетинга». Одна из специальных их функций заключается в создании привлекательного имиджа кандидата. Некоторые кандидаты имеют кроме официального штаба еще и неформальную консультативную группу, в которую обычно входят друзья и приверженцы кандидата, а также спонсоры. Но, как и в каждом важном мероприятии, работа штаба предвыборной кампании во многом зависит от его руководителя. Традиционно руководители штабов отбираются из ближайших друзей кандидата или из непосредственно подчиненных ему работников. Это дело настолько сложное и ответственное, что под силу лишь профессионалам. Спрос, как известно, рождает предложение. В современных США кандидат может нанять профессионального руководителя штаба предвыборной кампании.

А какова роль самого кандидата в руководстве предвыборной кампанией? По мнению опытных руководителей штабов, кандидат берется не за свое дело, если он старается сам активно руководить предвыборной кампанией, растрачивая при этом драгоценный ресурс - время.

Стартующая после заявления кандидата предвыборная кампания проходит три этапа, каждый из которых решает свои задачи.

Первый этап - это создание основы предвыборной кампании. В это время формируется ее штаб, анализируются задачи предыдущей избирательной кампании, решаются вопросы об источниках финансирования, о связи со средствами массовой информации и др.

Второй этап - выработка стратегии. Многообразие стратегических вариантов является кажущимся. Вопрос выбора стратегии, например, в американских избирательных кампаниях сводится к одному из трех вариантов:

  • организовать кампанию с четким ориентиром на партийную принадлежность, с опорой на ее сторонников и на собственные возможности;
  • вести кампанию в форме дискуссии по важнейшим спорным вопросам, предлагая свой путь их решения, в котором заинтересованы влиятельные силы;
  • проводить кампанию, ориентированную на известную личность (например, при избрании президента на второй срок). При этом подчеркиваются личные качества, деловые возможности и имидж.

Третий этап - завоевание голосов избирателей, включающее широкую рекламу платформы кандидата. На этом этапе проводятся многочисленные встречи кандидата с избирателями. Л. Пресслер (американский сенатор от штата Южная Дакота) так вспоминает свою первую предвыборную кампанию: «Я совершал по 500 рукопожатий в день. Именно в эти моменты я всматривался в своих потенциальных избирателей и пытался хоть немного с ними поговорить. Я занимался этим 7 дней в неделю. Мой рабочий день начинался в 5 час. 45 мин. встречей на каком-либо предприятии... Все это стоило огромных физических и умственных усилий».

Очевидно, что предвыборная кампания, особенно в наши дни, невозможна без широкомасштабных услуг средств массовой информации. Практически ими в ходе избирательной кампании пользуются все партии мира. В следующем параграфе коротко обобщена практика США и западно-европейских стран по использованию средств массовой информации в предвыборных кампаниях.

Лев Николаевич Толстой

Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной Поляне». Прокудин-Горский. 1908 год.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния). Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

Мудрость Л.Н. Толстого

В человеке вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

Знание без нравственной основы - ничего не значит.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Человек немыслим вне общества.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет.

Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.

Осуждение за добро есть единственная проверка искренности служения добру.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Делая добро, будь благодарен за это.

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Доброта для души — то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.

Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Уничтожь один порок, а десять исчезнут.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда.

Физический труд улучшает здоровье и поощряет умственную деятельность.

Единение только тогда благо для человека, когда это — единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.

Не есть ли единение с десятками — разъединением с тысячами и миллионами?

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, неперестающим духовным усилием... Собраться же вместе не поможет познанию истины.

Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чем они видят благо и в чем зло жизни.

Искусство — одно из средств различения доброго от злого.

Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.

Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство.

У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.

Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием, которое произведет художественное произведение.

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,— не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.

Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.

Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.

Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.

Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в котором живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей...

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Думай хорошо — и мысли созреют в добрые поступки.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.

Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.

Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.

Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.

Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.

Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.

Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.

Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему.

Совесть — это память общества, усвояемая отдельным лицом.

Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.

Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.

Если жизнь не приходится по совести, то одурманиванием совесть сгибается по жизни.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват.

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.

Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится.

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы.
Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава — злоречием, богатство — обманом. Основанное на добродетели счастье — ничем.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть.

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

Любить — значит делать доброе.

Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.

Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.