Приехав домой, лаевский и надежда федоровна вошли в свои темные. Синтаксические средства художественной выразительности речи

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. Оба молчали. Лаевский зажег свечу, а Надежда Федоровна села и, не снимая манто и шляпы, подняла на него печальные, виноватые глаза. Он понял, что она ждет от него объяснения; но объясняться было бы скучно, бесполезно и утомительно, и на душе было тяжело оттого, что он не удержался и сказал ей грубость. Случайно он нащупал у себя в кармане письмо, которое каждый день собирался прочесть ей, и подумал, что если показать ей теперь это письмо, то оно отвлечет ее внимание в другую сторону. «Пора уж выяснить отношения, — подумал он. — Дам ей; что будет, то будет». Он вынул письмо и подал ей. — Прочти. Это тебя касается. Сказавши это, он пошел к себе в кабинет и лег на диван в потемках, без подушки. Надежда Федоровна прочла письмо, и показалось ей, что потолок опустился и стены подошли близко к ней. Стало вдруг тесно, темно и страшно. Она быстро перекрестилась три раза и проговорила: — Упокой господи... упокой господи... И заплакала. — Ваня! — позвала она. — Иван Андреич! Ответа не было. Думая, что Лаевский вошел и стоит у нее за стулом, она всхлипывала, как ребенок, и говорила: — Зачем ты раньше не сказал мне, что он умер? Я бы не поехала на пикник, не хохотала бы так страшно... Мужчины говорили мне пошлости. Какой грех, какой грех! Спаси меня, Ваня, спаси меня... Я обезумела... Я пропала... Лаевский слышал ее всхлипыванья. Ему было нестерпимо душно, и сильно стучало сердце. В тоске он поднялся, постоял посреди комнаты, нащупал в потемках кресло около стола и сел. «Это тюрьма... — подумал он. — Надо уйти... Я не могу...» Идти играть в карты было уже поздно, ресторанов в городе не было. Он опять лег и заткнул уши, чтобы не слышать всхлипываний, и вдруг вспомнил, что можно пойти к Самойленку. Чтобы не проходить мимо Надежды Федоровны, он через окно пробрался в садик, перелез через палисадник и пошел по улице. Было темно. Только что пришел какой-то пароход, судя по огням, большой пассажирский... Загремела якорная цепь. От берега по направлению к пароходу быстро двигался красный огонек: это плыла таможенная лодка. «Спят себе пассажиры в каютах»... — подумал Лаевский и позавидовал чужому покою. Окна в доме Самойленка были открыты. Лаевский поглядел в одно из них, потом в другое: в комнатах было темно и тихо. — Александр Давидыч, ты спишь? — позвал он. — Александр Давидыч! Послышался кашель и тревожный окрик: — Кто там? Какого чёрта? — Это я, Александр Давидыч. Извини. Немного погодя отворилась дверь; блеснул мягкий свет от лампадки, и показался громадный Самойленко весь в белом и в белом колпаке. — Что тебе? — спросил он, тяжело дыша спросонок и почесываясь. — Погоди, я сейчас отопру. — Не трудись, я в окно... Лаевский влез в окошко и, подойдя к Самойленку, схватил его за руку. — Александр Давидыч, — сказал он дрожащим голосом, — спаси меня! Умоляю тебя, заклинаю, пойми меня! Положение мое мучительно. Если оно продолжится еще хотя день-два, то я задушу себя, как... как собаку! — Постой... Ты насчет чего, собственно? — Зажги свечу. — Ох, ох... — вздохнул Самойленко, зажигая свечу. — Боже мой, боже мой... А уже второй час, брат. — Извини, но я не могу дома сидеть — сказал Лаевский, чувствуя большое облегчение от света и присутствия Самойленка. — Ты, Александр Давидыч, мой единственный, мой лучший друг... Вся надежда на тебя. Хочешь, не хочешь, бога ради выручай. Во что бы то ни стало, я должен уехать отсюда. Дай мне денег взаймы! — Ох, боже мой, боже мой!.. — вздохнул Самойленко, почесываясь. — Засыпаю и слышу: свисток, пароход пришел, а потом ты... Много тебе нужно? — По крайней мере рублей триста. Ей нужно оставить сто и мне на дорогу двести... Я тебе должен уже около четырехсот, но я всё вышлю... всё... Самойленко забрал в одну руку оба бакена, расставил ноги и задумался. — Так... — пробормотал он в раздумье. — Триста... Да... Но у меня нет столько. Придется занять у кого-нибудь. — Займи, бога ради! — сказал Лаевский, видя по лицу Самойленка, что он хочет дать ему денег и непременно даст. — Займи, а я непременно отдам. Вышлю из Петербурга, как только приеду туда. Это уж будь покоен. Вот что, Саша, — сказал он, оживляясь, — давай выпьем вина! — Так... Можно и вина. Оба пошли в столовую. — А как же Надежда Федоровна? — спросил Самойленко, ставя на стол три бутылки и тарелку с персиками. — Она останется разве? — Всё устрою, всё устрою... — сказал Лаевский, чувствуя неожиданный прилив радости. — Я потом вышлю ей денег, она и приедет ко мне... Там уж мы и выясним наши отношения. За твое здоровье, друже. — Погоди! — сказал Самойленко. — Сначала ты этого выпей... Это из моего виноградника. Это вот бутылка из виноградника Наваридзе, а это Ахатулова... Попробуй все три сорта и скажи откровенно... Мое как будто с кислотцой. А? Не находишь? — Да. Утешил ты меня, Александр Давидыч. Спасибо... Я ожил. — С кислотцой? — А чёрт его знает, не знаю. Но ты великолепный, чудный человек! Глядя на его бледное, возбужденное, доброе лицо, Самойленко вспомнил мнение фон Корена, что таких уничтожать нужно, и Лаевский показался ему слабым, беззащитным ребенком, которого всякий может обидеть и уничтожить. — А ты, когда поедешь, с матерью помирись, — сказал он. — Нехорошо. — Да, да, непременно. Помолчали немного. Когда выпили первую бутылку, Самойленко сказал: — Помирился бы ты и с фон Кореном. Оба вы прекраснейшие, умнейшие люди, а глядите друг на дружку, как волки. — Да, он прекраснейший, умнейший человек, — согласился Лаевский, готовый теперь всех хвалить и прощать. — Он замечательный человек, но сойтись с ним для меня невозможно. Нет! Наши натуры слишком различны. Я натура вялая, слабая, подчиненная; быть может, в хорошую минуту и протянул бы ему руку, но он отвернулся бы от меня... с презрением. Лаевский хлебнул вина, прошелся из угла в угол и продолжал, стоя посреди комнаты: — Я отлично понимаю фон Корена. Это натура твердая, сильная, деспотическая. Ты слышал, он постоянно говорит об экспедиции, и это не пустые слова. Ему нужна пустыня, лунная ночь: кругом в палатках и под открытым небом спят его голодные и больные, замученные тяжелыми переходами казаки, проводники, носильщики, доктор, священник, и не спит только один он и, как Стэнли, сидит на складном стуле и чувствует себя царем пустыни и хозяином этих людей. Он идет, идет, идет куда-то, люди его стонут и мрут один за другим, а он идет и идет, в конце концов погибает сам и все-таки остается деспотом и царем пустыни, так как крест у его могилы виден караванам за тридцать-сорок миль и царит над пустыней. Я жалею, что этот человек не на военной службе. Из него вышел бы превосходный, гениальный полководец. Он умел бы топить в реке свою конницу и делать из трупов мосты, а такая смелость на войне нужнее всяких фортификаций и тактик. О, я его отлично понимаю! Скажи: зачем он проедается здесь? Что ему тут нужно? — Он морскую фауну изучает. — Нет. Нет, брат, нет! — вздохнул Лаевский. — Мне на пароходе один проезжий ученый рассказывал, что Черное море бедно фауной и что на глубине его, благодаря изобилию сероводорода, невозможна органическая жизнь. Все серьезные зоологи работают на биологических станциях в Неаполе или Villefranche. Но фон Корен самостоятелен и упрям: он работает на Черном море, потому что никто здесь не работает; он порвал с университетом, не хочет знать ученых и товарищей, потому что он прежде всего деспот, а потом уж зоолог. И из него, увидишь, выйдет большой толк. Он уж и теперь мечтает, что когда вернется из экспедиции, то выкурит из наших университетов интригу и посредственность и скрутит ученых в бараний рог. Деспотия и в науке так же сильна, как на войне. А живет он второе лето в этом вонючем городишке, потому что лучше быть первым в деревне, чем в городе вторым. Он здесь король и орел; он держит всех жителей в ежах и гнетет их своим авторитетом. Он прибрал к рукам всех, вмешивается в чужие дела, всё ему нужно и все боятся его. Я ускользаю из-под его лапы, он чувствует это и ненавидит меня. Не говорил ли он тебе, что меня нужно уничтожить или отдать в общественные работы? — Да, — засмеялся Самойленко. Лаевский тоже засмеялся и выпил вина. — И идеалы у него деспотические, — сказал он, смеясь и закусывая персиком. — Обыкновенные смертные, если работают на общую пользу, то имеют в виду своего ближнего: меня, тебя, одним словом человека. Для фон Корена же люди — щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни. Он работает, пойдет в экспедицию и свернет себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей. Он хлопочет об улучшении человеческой породы, и в этом отношении мы для него только рабы, мясо для пушек, вьючные животные; одних бы он уничтожил или законопатил на каторгу, других скрутил бы дисциплиной, заставил бы, как Аракчеев, вставать и ложиться по барабану, поставил бы евнухов, чтобы стеречь наше целомудрие и нравственность, велел бы стрелять во всякого, кто выходит за круг нашей узкой, консервативной морали, и всё это во имя улучшения человеческой породы... А что такое человеческая порода? Иллюзия, мираж... Деспоты всегда были иллюзионистами. Я, брат, отлично понимаю его. Я ценю его и не отрицаю его значения; на таких, как он, этот мир держится, и если бы мир был предоставлен только одним нам, то мы, при всей своей доброте и благих намерениях, сделали бы из него то же самое, что вот мухи из этой картины. Да. Лаевский сел рядом с Самойленком и сказал с искренним увлечением: — Я пустой, ничтожный, падший человек! Воздух, которым дышу, это вино, любовь, одним словом, жизнь я до сих пор покупал ценою лжи, праздности и малодушия. До сих пор я обманывал людей и себя, я страдал от этого, и страдания мои были дешевы и пошлы. Перед ненавистью фон Корена я робко гну спину, потому что временами сам ненавижу и презираю себя. Лаевский опять в волнении прошелся из угла в угол и сказал: — Я рад, что ясно вижу свои недостатки и сознаю их. Это поможет мне воскреснуть и стать другим человеком. Голубчик мой, если б ты знал, как страстно, с какою тоской я жажду своего обновления. И, клянусь тебе, я буду человеком! Буду! Не знаю, вино ли во мне заговорило, или оно так и есть на самом деле, но мне кажется, что я давно уже не переживал таких светлых, чистых минут, как сейчас у тебя. — Пора, братец, спать... — сказал Самойленко. — Да, да... Извини. Я сейчас. Лаевский засуетился около мебели и окон, ища своей фуражки. — Спасибо... — бормотал он, вздыхая. — Спасибо... Ласка и доброе слово выше милостыни. Ты оживил меня. Он нашел свою фуражку, остановился и виновато посмотрел на Самойленка. — Александр Давидыч! — сказал он умоляющим голосом. — Что? — Позволь, голубчик, остаться у тебя ночевать! — Сделай милость... отчего же? Лаевский лег спать на диване и еще долго разговаривал с доктором.

Наш робот распознал:
X 496.

Эпитет это слово, определяющее предмет или действие н подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество А вОЯНЫ моря с печальным ревом о камень бились Л/. Горький.

Сравнение это сопоставление двух явлений с тем. чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Дредноут бороня, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов А. Толстой.

Метафора это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства к каком-либо отношении

Двух предметов или явлений. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья С-1. Пушкин.

Гипербола образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и тд какого-либо явления Н ста сорок солнц закат пылал В. Маяковский.

Анафора это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. Клянусь н первый днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством М- Лермонтов,

Антитеза это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляется противоположные понятия. Где стол был яств, там гроб стоит Г. Державин.

Бессоюзие стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между- предложениями: отсутствие союзов придаст высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Швед, руххкий колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... А- Пушкин.

Градация это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты А. Чехов.

Инверсия это расположение членов прехтожения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. С ужасом думала я, к чему все лчи приведет А. Пушкин.

Многосоюзис стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр Н. Гоголь.

Параллелизм это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет Д. Лебедев-Кумач.

Риторический вопрос это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получит на него ответ, а чтобы

Привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. Знаете Ли вы украинскую ночь Н. Гоголь.

Риторическое обращение это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи Цветы, лтбпвь, деревня, праздность, поле! А. Пушкин

Умолчание это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. Пет. я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть А. Пушкин.

Эллипсис это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Мы села в пепел, грады в прах, а мечи серпы и плуги И. Жуковский

Эпифора это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков предложений. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник 1. Почему и.менно титулярный советник //. Гоголь

Аллегория иносказательное изображение отвлеченного понятия прн помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

Литота выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... /!. Некрасов.

Олицетворение перенесение свойств человека на неодушев-ленные предметы и отвлеченные понятия. Утешится безмолвная печаль... А. Пушкин

Перифраза оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Автор Героя нашего времени вместо М. Лермонтова.

Метонимия это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами илн явлениями. Я три тарелки съел Крылов,

Синекдоха разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Псе спит и человек, и гверь, и птица //. Гоголь.

Практическая работа.

1 вариант

Троп

Определение

Пример

1. Эпитет

1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский)

2. Метонимия

2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

3. Гипербола

3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

В. «Я три тарелки съел». (Крылов)

4. Перифраза

4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой)

5. Литота

5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

6. Сравнение

6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький)

Практическая работа.

Изобразительно-выразительные средства языка.

2 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Троп

Определение

Пример

1. Метафора

1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

А. «Снег валил с неба пудами».

2. Олицетворение

2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление

Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин)

3. Синекдоха

3) Использование описания вместо собственного имени или названия.

В. «Город на Неве приютил Гоголя».

4. Гипербола

4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин)

5. Оксюморон

5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Д. «Грустное веселье продолжалось…»

6. Перифраза

6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление.

Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь)

1 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Фигура

Определение

Пример

1. Анафора

1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)

2. Бессоюзие

2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)

3. Параллелизм

3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

В. «Цветы, любовь, деревня,

Праздность. Поля!» (Пушкин)

4. Риторическое обращение

4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.

Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». (Жуковский)

5. Эллипсис

5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.

Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)

6. Инверсия

6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)

Практическая работа. Стилистические фигуры.

2 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Фигура

Определение

Пример

1. Эпифора

2. Умолчание

3. Риторический вопрос

4. Многосоюзие

5. Градация

6. Антитеза

Практическая работа. Стилистические фигуры.

2 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Фигура

Определение

Пример

1. Эпифора

1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)

2. Умолчание

2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)

3. Риторический вопрос

3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)

4. Многосоюзие

4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)

5. Градация

5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)

6. Антитеза

6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)

1 вариант

1 – а; 2 – б и т. д.

Троп

Пример

Сравнение

А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов)

Эпитет

Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин)

Метафора

В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)

Метонимия

Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин)

Гипербола

Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов)

Ирония

Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин)

Перифраза

Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов)

1 вариант

1 – а; 2 – б и т. д.

Фигура

Пример

Инверсия

А. «Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь».

Антитеза

Б. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…»

Параллелизм

В. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»

Анафора

Г. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…»

Риторический вопрос

Д. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!»

Многосоюзие

Е. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».

Композиционный стык

Ж. «Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам…»

Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

2 вариант

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Троп

Пример

Сравнение

А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь)

Эпитет

Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов)

Метафора

В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин)

Синекдоха

Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов)

Литота

Д. « Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)

Сарказм

Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

Олицетворение

Ж. «И сойдешь ты в могилу … герой, втихомолку проклятый отчизною» (Некрасов)

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

2 вариант

Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Фигура

Пример

Повтор

А. «Там жених с невестой ждут, - нет попа,

А я и тут.

Там младенца берегут, - нет попа,

А я и тут».

Парцелляция

Б. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое».

Параллелизм

В. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова».

Эпифора

Г. «Поэт внезапно встал. Побледнел».

Риторическое обращение

Д. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!»

Градация

Е. «Москва! Москва!... люблю тебя, как сын…»

Инверсия

Ж. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»

Проверочный тест. 1 вариант

Определите, какие .

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

(М. Лермонтов.)

Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)

Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.

(С. Есенин.)

Путь шел по целине; люди падали с обрывов.

(И. Эренбург.)

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(Н. Некрасов.)

«Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет:

Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям.)

8. Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна. (А. Пушкин.)

9. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)

10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)

Проверочный тест. 2 вариант

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .

1 . Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.

(М. Волошин)

2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)

3 . Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А. Пушкин)

4. И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)

5. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая.

Ты и бессильная,

Матушка Русь! (Н. Некрасов)

6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)

7. И невозможное возможно,

Дорога долгая легка. (А. Блок)

8. И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы… (А. Пушкин)

9. Степям и дорогам

Не найден счет;

Камням и порогам

Не найден счет. (Э. Багрицкий)

10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

(Н. Гоголь)

ОТВЕТЫ:

Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

1 - 2 варианты

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1 вариант

2 вариант

Троп

Определение

Пример

Троп

Определение

Пример

Г. Пример

2.Эпитет - Г

Метафора - Б

3.Метафора - Б

Метонимия - Ж

4.Синекдоха - А

Гипербола - В

5.Литота - Е

Ирония - Д.

6.Сарказм - Ж

Перифраза- А

7.Олицетворение - Д

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

1 - 2 варианты

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

1 вариант

2 вариант

Инверсия - Г

1. Повтор- В

Антитеза - Е

2.Парцелляция - Г

Параллелизм - Б

3.Параллелилизм - Б

Анафора - Ж

4.Эпифора - А

Риторический вопрос - В

5.Риторическое обращение - Е

Многосоюзие - Д.

6.Градация - Ж

Композиционный стык - А

7.Инверсия - Д

Ключ к проверочному тесту 1 вариант:

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.

Ключ к проверочному тесту 2 вариант:

Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.


«Сравнение» - Сравнения людей и животных с явлениями природы. Сравнение как средство выразительности речи. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный». Строение сравнений. Усы и брови были чёрные. Особенно важны они при описании портрета. Чувство природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Описание природы в романе «Герой нашего времени».

«Выразительные средства языка» - Принцы мечтают о золушках-замарашках. Москва – премилая старушка. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах. Олицетворение – разновидность метафоры. Налетели на мертвого жирные карандаши. Выдумал тоже, супружество. Эпифора, или концовка. Метафора – перенос имени на основе сходства.

«Изобразительные средства языка» - Метонимия. Анафора. Эпифора. Эпитет. Способы сравнения. Изобразительные языковые средства. Ирония. Градация. Условия выразительности речи. Эллипсис. Риторический вопрос. Выразительность речи. Связь. Аллегория. Перифраз. Умолчание. Инверсия. Бессоюзие. Антитеза. Риторическое обращение. Слово, образно определяющее предмет.

«Средства выразительности» - Эллипсис. Бой барабанный, клики, скрежет. Умолчание. Вопросно-ответная форма изложения. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин). Каламбур. Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве. Назовите выделенное средство выразительности. Олицетворение. содержимое? содержащее: Съел две тарелки.

«Средства художественной выразительности» - Характеристика средств художественной выразительности. Сфера употребления- язык художественной литературы, реже публицистика. Стилистические фигуры: Осложняют понимание текста Путают Создают сложности в определении ключевых слов. Сложности в изучении. Риторический вопрос ритм (стиха и прозы) многосоюзие рифма бессоюзие интонация.

«Изобразительно-выразительные средства» - Звукопись. Изобразительно-выразительные средства словообразования. -Дом- -мил- -мал-. У наших ушки на макушке! Ассонанс (повторение гласных звуков). Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга… СРАВНЕНИЕ – одно из наиболее используемых средств выразительности в языке. Синтаксические средства выразительности.