Приехав домой, лаевский и надежда федоровна вошли в свои темные. Синтаксические средства художественной выразительности речи
Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. Оба молчали. Лаевский зажег свечу, а Надежда Федоровна села и, не снимая манто и шляпы, подняла на него печальные, виноватые глаза. Он понял, что она ждет от него объяснения; но объясняться было бы скучно, бесполезно и утомительно, и на душе было тяжело оттого, что он не удержался и сказал ей грубость. Случайно он нащупал у себя в кармане письмо, которое каждый день собирался прочесть ей, и подумал, что если показать ей теперь это письмо, то оно отвлечет ее внимание в другую сторону. «Пора уж выяснить отношения, — подумал он. — Дам ей; что будет, то будет». Он вынул письмо и подал ей. — Прочти. Это тебя касается. Сказавши это, он пошел к себе в кабинет и лег на диван в потемках, без подушки. Надежда Федоровна прочла письмо, и показалось ей, что потолок опустился и стены подошли близко к ней. Стало вдруг тесно, темно и страшно. Она быстро перекрестилась три раза и проговорила: — Упокой господи... упокой господи... И заплакала. — Ваня! — позвала она. — Иван Андреич! Ответа не было. Думая, что Лаевский вошел и стоит у нее за стулом, она всхлипывала, как ребенок, и говорила: — Зачем ты раньше не сказал мне, что он умер? Я бы не поехала на пикник, не хохотала бы так страшно... Мужчины говорили мне пошлости. Какой грех, какой грех! Спаси меня, Ваня, спаси меня... Я обезумела... Я пропала... Лаевский слышал ее всхлипыванья. Ему было нестерпимо душно, и сильно стучало сердце. В тоске он поднялся, постоял посреди комнаты, нащупал в потемках кресло около стола и сел. «Это тюрьма... — подумал он. — Надо уйти... Я не могу...» Идти играть в карты было уже поздно, ресторанов в городе не было. Он опять лег и заткнул уши, чтобы не слышать всхлипываний, и вдруг вспомнил, что можно пойти к Самойленку. Чтобы не проходить мимо Надежды Федоровны, он через окно пробрался в садик, перелез через палисадник и пошел по улице. Было темно. Только что пришел какой-то пароход, судя по огням, большой пассажирский... Загремела якорная цепь. От берега по направлению к пароходу быстро двигался красный огонек: это плыла таможенная лодка. «Спят себе пассажиры в каютах»... — подумал Лаевский и позавидовал чужому покою. Окна в доме Самойленка были открыты. Лаевский поглядел в одно из них, потом в другое: в комнатах было темно и тихо. — Александр Давидыч, ты спишь? — позвал он. — Александр Давидыч! Послышался кашель и тревожный окрик: — Кто там? Какого чёрта? — Это я, Александр Давидыч. Извини. Немного погодя отворилась дверь; блеснул мягкий свет от лампадки, и показался громадный Самойленко весь в белом и в белом колпаке. — Что тебе? — спросил он, тяжело дыша спросонок и почесываясь. — Погоди, я сейчас отопру. — Не трудись, я в окно... Лаевский влез в окошко и, подойдя к Самойленку, схватил его за руку. — Александр Давидыч, — сказал он дрожащим голосом, — спаси меня! Умоляю тебя, заклинаю, пойми меня! Положение мое мучительно. Если оно продолжится еще хотя день-два, то я задушу себя, как... как собаку! — Постой... Ты насчет чего, собственно? — Зажги свечу. — Ох, ох... — вздохнул Самойленко, зажигая свечу. — Боже мой, боже мой... А уже второй час, брат. — Извини, но я не могу дома сидеть — сказал Лаевский, чувствуя большое облегчение от света и присутствия Самойленка. — Ты, Александр Давидыч, мой единственный, мой лучший друг... Вся надежда на тебя. Хочешь, не хочешь, бога ради выручай. Во что бы то ни стало, я должен уехать отсюда. Дай мне денег взаймы! — Ох, боже мой, боже мой!.. — вздохнул Самойленко, почесываясь. — Засыпаю и слышу: свисток, пароход пришел, а потом ты... Много тебе нужно? — По крайней мере рублей триста. Ей нужно оставить сто и мне на дорогу двести... Я тебе должен уже около четырехсот, но я всё вышлю... всё... Самойленко забрал в одну руку оба бакена, расставил ноги и задумался. — Так... — пробормотал он в раздумье. — Триста... Да... Но у меня нет столько. Придется занять у кого-нибудь. — Займи, бога ради! — сказал Лаевский, видя по лицу Самойленка, что он хочет дать ему денег и непременно даст. — Займи, а я непременно отдам. Вышлю из Петербурга, как только приеду туда. Это уж будь покоен. Вот что, Саша, — сказал он, оживляясь, — давай выпьем вина! — Так... Можно и вина. Оба пошли в столовую. — А как же Надежда Федоровна? — спросил Самойленко, ставя на стол три бутылки и тарелку с персиками. — Она останется разве? — Всё устрою, всё устрою... — сказал Лаевский, чувствуя неожиданный прилив радости. — Я потом вышлю ей денег, она и приедет ко мне... Там уж мы и выясним наши отношения. За твое здоровье, друже. — Погоди! — сказал Самойленко. — Сначала ты этого выпей... Это из моего виноградника. Это вот бутылка из виноградника Наваридзе, а это Ахатулова... Попробуй все три сорта и скажи откровенно... Мое как будто с кислотцой. А? Не находишь? — Да. Утешил ты меня, Александр Давидыч. Спасибо... Я ожил. — С кислотцой? — А чёрт его знает, не знаю. Но ты великолепный, чудный человек! Глядя на его бледное, возбужденное, доброе лицо, Самойленко вспомнил мнение фон Корена, что таких уничтожать нужно, и Лаевский показался ему слабым, беззащитным ребенком, которого всякий может обидеть и уничтожить. — А ты, когда поедешь, с матерью помирись, — сказал он. — Нехорошо. — Да, да, непременно. Помолчали немного. Когда выпили первую бутылку, Самойленко сказал: — Помирился бы ты и с фон Кореном. Оба вы прекраснейшие, умнейшие люди, а глядите друг на дружку, как волки. — Да, он прекраснейший, умнейший человек, — согласился Лаевский, готовый теперь всех хвалить и прощать. — Он замечательный человек, но сойтись с ним для меня невозможно. Нет! Наши натуры слишком различны. Я натура вялая, слабая, подчиненная; быть может, в хорошую минуту и протянул бы ему руку, но он отвернулся бы от меня... с презрением. Лаевский хлебнул вина, прошелся из угла в угол и продолжал, стоя посреди комнаты: — Я отлично понимаю фон Корена. Это натура твердая, сильная, деспотическая. Ты слышал, он постоянно говорит об экспедиции, и это не пустые слова. Ему нужна пустыня, лунная ночь: кругом в палатках и под открытым небом спят его голодные и больные, замученные тяжелыми переходами казаки, проводники, носильщики, доктор, священник, и не спит только один он и, как Стэнли, сидит на складном стуле и чувствует себя царем пустыни и хозяином этих людей. Он идет, идет, идет куда-то, люди его стонут и мрут один за другим, а он идет и идет, в конце концов погибает сам и все-таки остается деспотом и царем пустыни, так как крест у его могилы виден караванам за тридцать-сорок миль и царит над пустыней. Я жалею, что этот человек не на военной службе. Из него вышел бы превосходный, гениальный полководец. Он умел бы топить в реке свою конницу и делать из трупов мосты, а такая смелость на войне нужнее всяких фортификаций и тактик. О, я его отлично понимаю! Скажи: зачем он проедается здесь? Что ему тут нужно? — Он морскую фауну изучает. — Нет. Нет, брат, нет! — вздохнул Лаевский. — Мне на пароходе один проезжий ученый рассказывал, что Черное море бедно фауной и что на глубине его, благодаря изобилию сероводорода, невозможна органическая жизнь. Все серьезные зоологи работают на биологических станциях в Неаполе или Villefranche. Но фон Корен самостоятелен и упрям: он работает на Черном море, потому что никто здесь не работает; он порвал с университетом, не хочет знать ученых и товарищей, потому что он прежде всего деспот, а потом уж зоолог. И из него, увидишь, выйдет большой толк. Он уж и теперь мечтает, что когда вернется из экспедиции, то выкурит из наших университетов интригу и посредственность и скрутит ученых в бараний рог. Деспотия и в науке так же сильна, как на войне. А живет он второе лето в этом вонючем городишке, потому что лучше быть первым в деревне, чем в городе вторым. Он здесь король и орел; он держит всех жителей в ежах и гнетет их своим авторитетом. Он прибрал к рукам всех, вмешивается в чужие дела, всё ему нужно и все боятся его. Я ускользаю из-под его лапы, он чувствует это и ненавидит меня. Не говорил ли он тебе, что меня нужно уничтожить или отдать в общественные работы? — Да, — засмеялся Самойленко. Лаевский тоже засмеялся и выпил вина. — И идеалы у него деспотические, — сказал он, смеясь и закусывая персиком. — Обыкновенные смертные, если работают на общую пользу, то имеют в виду своего ближнего: меня, тебя, одним словом человека. Для фон Корена же люди — щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни. Он работает, пойдет в экспедицию и свернет себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей. Он хлопочет об улучшении человеческой породы, и в этом отношении мы для него только рабы, мясо для пушек, вьючные животные; одних бы он уничтожил или законопатил на каторгу, других скрутил бы дисциплиной, заставил бы, как Аракчеев, вставать и ложиться по барабану, поставил бы евнухов, чтобы стеречь наше целомудрие и нравственность, велел бы стрелять во всякого, кто выходит за круг нашей узкой, консервативной морали, и всё это во имя улучшения человеческой породы... А что такое человеческая порода? Иллюзия, мираж... Деспоты всегда были иллюзионистами. Я, брат, отлично понимаю его. Я ценю его и не отрицаю его значения; на таких, как он, этот мир держится, и если бы мир был предоставлен только одним нам, то мы, при всей своей доброте и благих намерениях, сделали бы из него то же самое, что вот мухи из этой картины. Да. Лаевский сел рядом с Самойленком и сказал с искренним увлечением: — Я пустой, ничтожный, падший человек! Воздух, которым дышу, это вино, любовь, одним словом, жизнь я до сих пор покупал ценою лжи, праздности и малодушия. До сих пор я обманывал людей и себя, я страдал от этого, и страдания мои были дешевы и пошлы. Перед ненавистью фон Корена я робко гну спину, потому что временами сам ненавижу и презираю себя. Лаевский опять в волнении прошелся из угла в угол и сказал: — Я рад, что ясно вижу свои недостатки и сознаю их. Это поможет мне воскреснуть и стать другим человеком. Голубчик мой, если б ты знал, как страстно, с какою тоской я жажду своего обновления. И, клянусь тебе, я буду человеком! Буду! Не знаю, вино ли во мне заговорило, или оно так и есть на самом деле, но мне кажется, что я давно уже не переживал таких светлых, чистых минут, как сейчас у тебя. — Пора, братец, спать... — сказал Самойленко. — Да, да... Извини. Я сейчас. Лаевский засуетился около мебели и окон, ища своей фуражки. — Спасибо... — бормотал он, вздыхая. — Спасибо... Ласка и доброе слово выше милостыни. Ты оживил меня. Он нашел свою фуражку, остановился и виновато посмотрел на Самойленка. — Александр Давидыч! — сказал он умоляющим голосом. — Что? — Позволь, голубчик, остаться у тебя ночевать! — Сделай милость... отчего же? Лаевский лег спать на диване и еще долго разговаривал с доктором.Наш робот распознал:
X 496.
Эпитет это слово, определяющее предмет или действие н подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество А вОЯНЫ моря с печальным ревом о камень бились Л/. Горький.
Сравнение это сопоставление двух явлений с тем. чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Дредноут бороня, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов А. Толстой.
Метафора это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства к каком-либо отношении
Двух предметов или явлений. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья С-1. Пушкин.
Гипербола образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и тд какого-либо явления Н ста сорок солнц закат пылал В. Маяковский.
Анафора это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. Клянусь н первый днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством М- Лермонтов,
Антитеза это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляется противоположные понятия. Где стол был яств, там гроб стоит Г. Державин.
Бессоюзие стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между- предложениями: отсутствие союзов придаст высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Швед, руххкий колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... А- Пушкин.
Градация это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты А. Чехов.
Инверсия это расположение членов прехтожения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. С ужасом думала я, к чему все лчи приведет А. Пушкин.
Многосоюзис стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр Н. Гоголь.
Параллелизм это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет Д. Лебедев-Кумач.
Риторический вопрос это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получит на него ответ, а чтобы
Привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. Знаете Ли вы украинскую ночь Н. Гоголь.
Риторическое обращение это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи Цветы, лтбпвь, деревня, праздность, поле! А. Пушкин
Умолчание это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. Пет. я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть А. Пушкин.
Эллипсис это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Мы села в пепел, грады в прах, а мечи серпы и плуги И. Жуковский
Эпифора это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков предложений. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник 1. Почему и.менно титулярный советник //. Гоголь
Аллегория иносказательное изображение отвлеченного понятия прн помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.
Литота выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... /!. Некрасов.
Олицетворение перенесение свойств человека на неодушев-ленные предметы и отвлеченные понятия. Утешится безмолвная печаль... А. Пушкин
Перифраза оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Автор Героя нашего времени вместо М. Лермонтова.
Метонимия это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами илн явлениями. Я три тарелки съел Крылов,
Синекдоха разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Псе спит и человек, и гверь, и птица //. Гоголь.
Практическая работа.
1 вариант
Троп | Определение | Пример |
1. Эпитет | 1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский) |
2. Метонимия | 2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов) |
3. Гипербола | 3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | В. «Я три тарелки съел». (Крылов) |
4. Перифраза | 4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. | Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой) |
5. Литота | 5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | |
6. Сравнение | 6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. | Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький) |
Практическая работа.
Изобразительно-выразительные средства языка.
2 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Троп | Определение | Пример |
1. Метафора | 1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. | А. «Снег валил с неба пудами». |
2. Олицетворение | 2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление | Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин) |
3. Синекдоха | 3) Использование описания вместо собственного имени или названия. | В. «Город на Неве приютил Гоголя». |
4. Гипербола | 4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. | Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин) |
5. Оксюморон | 5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | Д. «Грустное веселье продолжалось…» |
6. Перифраза | 6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление. | Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь) |
1 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Фигура | Определение | Пример |
1. Анафора | 1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. | А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин) |
2. Бессоюзие | 2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. | Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач) |
3. Параллелизм | 3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. | В. «Цветы, любовь, деревня, Праздность. Поля!» (Пушкин) |
4. Риторическое обращение | 4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. | Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». (Жуковский) |
5. Эллипсис | 5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой. | Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин) |
6. Инверсия | 6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов) |
Практическая работа. Стилистические фигуры.
2 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Фигура | Определение | Пример |
1. Эпифора | ||
2. Умолчание | ||
3. Риторический вопрос | ||
4. Многосоюзие | ||
5. Градация | ||
6. Антитеза |
Практическая работа. Стилистические фигуры.
2 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Фигура | Определение | Пример |
1. Эпифора | 1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин) |
2. Умолчание | 2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). | Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь) |
3. Риторический вопрос | 3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. | В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь) |
4. Многосоюзие | 4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. | Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов) |
5. Градация | 5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. | Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин) |
6. Антитеза | 6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. | Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь) |
1 вариант
1 – а; 2 – б и т. д.
Троп | Пример |
Сравнение | А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов) |
Эпитет | Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин) |
Метафора | В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский) |
Метонимия | Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин) |
Гипербола | Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов) |
Ирония | Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин) |
Перифраза | Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов) |
1 вариант
1 – а; 2 – б и т. д.
Фигура | Пример |
Инверсия | А. «Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь». |
Антитеза | Б. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…» |
Параллелизм | В. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» |
Анафора | Г. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…» |
Риторический вопрос | Д. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!» |
Многосоюзие | Е. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». |
Композиционный стык | Ж. «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…» |
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
2 вариант
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Троп | Пример |
Сравнение | А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь) |
Эпитет | Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов) |
Метафора | В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин) |
Синекдоха | Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов) |
Литота | Д. « Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов) |
Сарказм | Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов) |
Олицетворение | Ж. «И сойдешь ты в могилу … герой, втихомолку проклятый отчизною» (Некрасов) |
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
2 вариант
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Фигура | Пример |
Повтор | А. «Там жених с невестой ждут, - нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, - нет попа, А я и тут». |
Парцелляция | Б. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое». |
Параллелизм | В. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова». |
Эпифора | Г. «Поэт внезапно встал. Побледнел». |
Риторическое обращение | Д. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!» |
Градация | Е. «Москва! Москва!... люблю тебя, как сын…» |
Инверсия | Ж. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!» |
Проверочный тест. 1 вариант
Определите, какие .
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
(М. Лермонтов.)
Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)
Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.
(С. Есенин.)
Путь шел по целине; люди падали с обрывов.
(И. Эренбург.)
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
(Н. Некрасов.)
«Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет:
Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям.)
8. Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. (А. Пушкин.)
9. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)
10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)
Проверочный тест. 2 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .
1 . Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.
(М. Волошин)
2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)
3 . Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А. Пушкин)
4. И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)
5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая.
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н. Некрасов)
6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)
7. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка. (А. Блок)
8. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… (А. Пушкин)
9. Степям и дорогам
Не найден счет;
Камням и порогам
Не найден счет. (Э. Багрицкий)
10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
(Н. Гоголь)
ОТВЕТЫ:
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
1 - 2 варианты
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
1 вариант | 2 вариант | ||||
Троп | Определение | Пример | Троп | Определение | Пример |
Г. Пример |
|||||
2.Эпитет - Г |
|||||
Метафора - Б | 3.Метафора - Б |
||||
Метонимия - Ж | 4.Синекдоха - А |
||||
Гипербола - В | 5.Литота - Е |
||||
Ирония - Д. | 6.Сарказм - Ж |
||||
Перифраза- А | 7.Олицетворение - Д |
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
1 - 2 варианты
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
1 вариант | 2 вариант |
Инверсия - Г | 1. Повтор- В |
Антитеза - Е | 2.Парцелляция - Г |
Параллелизм - Б | 3.Параллелилизм - Б |
Анафора - Ж | 4.Эпифора - А |
Риторический вопрос - В | 5.Риторическое обращение - Е |
Многосоюзие - Д. | 6.Градация - Ж |
Композиционный стык - А | 7.Инверсия - Д |
Ключ к проверочному тесту 1 вариант:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.
Ключ к проверочному тесту 2 вариант:
Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.
«Сравнение» - Сравнения людей и животных с явлениями природы. Сравнение как средство выразительности речи. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный». Строение сравнений. Усы и брови были чёрные. Особенно важны они при описании портрета. Чувство природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Описание природы в романе «Герой нашего времени».
«Выразительные средства языка» - Принцы мечтают о золушках-замарашках. Москва – премилая старушка. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах. Олицетворение – разновидность метафоры. Налетели на мертвого жирные карандаши. Выдумал тоже, супружество. Эпифора, или концовка. Метафора – перенос имени на основе сходства.
«Изобразительные средства языка» - Метонимия. Анафора. Эпифора. Эпитет. Способы сравнения. Изобразительные языковые средства. Ирония. Градация. Условия выразительности речи. Эллипсис. Риторический вопрос. Выразительность речи. Связь. Аллегория. Перифраз. Умолчание. Инверсия. Бессоюзие. Антитеза. Риторическое обращение. Слово, образно определяющее предмет.
«Средства выразительности» - Эллипсис. Бой барабанный, клики, скрежет. Умолчание. Вопросно-ответная форма изложения. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин). Каламбур. Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве. Назовите выделенное средство выразительности. Олицетворение. содержимое? содержащее: Съел две тарелки.
«Средства художественной выразительности» - Характеристика средств художественной выразительности. Сфера употребления- язык художественной литературы, реже публицистика. Стилистические фигуры: Осложняют понимание текста Путают Создают сложности в определении ключевых слов. Сложности в изучении. Риторический вопрос ритм (стиха и прозы) многосоюзие рифма бессоюзие интонация.
«Изобразительно-выразительные средства» - Звукопись. Изобразительно-выразительные средства словообразования. -Дом- -мил- -мал-. У наших ушки на макушке! Ассонанс (повторение гласных звуков). Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга… СРАВНЕНИЕ – одно из наиболее используемых средств выразительности в языке. Синтаксические средства выразительности.