Вагонетка несется по рельсам. О толстяках, вагонетках и моральной философии роботов. Как городская легенда



MULTI-PURPOSE COMBAT VEHICLE OBJECT 787 «GADUKA»

21.09.2017


В течение 5 месяцев сотрудники Музейного комплекса восстанавливают опытный образец БМП. Данная машина – прародитель известного «Терминатора».
Разработкой Объекта 787 начали заниматься с 1995 г. Разработчик – Головное специализированное конструкторское бюро-2 (ГСКБ-2).
Опытный образец был изготовлен в 1996 году. База – танк Т-72АВ, корпус остался практически без изменений, однако башня была демонтирована. Блоки основного вооружения представляют собой две автоматические пушки 2А72, спаренные с ними 7,62-мм пулемёты ПКТ, а также пусковые установки с неуправляемыми авиационными ракетами. В задней части машины дополнительно установлены два 12,7-мм зенитных пулемёта НСВТ.
Испытания «Гадюки» проходили в 38 НИМИ МО РФ. Они включали в себя не только проверку ходовых возможностей машины и подвижность, но и испытания боевых характеристик. Результаты стрельб показали высокую огневую эффективность данной машины.


В ходе реставрационных работ Объект 787 будет полностью восстановлен и займет почетное место среди экспонатов.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

18.11.2017


Объект 787 «Гадюка» занял достойное место в экспозиции парка «Патриот». Боевая машина поддержки танков объект 787 «Гадюка» только что прибыла из реставрационной мастерской, где опытный образец, находился в течении 5 месяцев — проходил полное восстановление.
5 апреля 1997 года “Гадюка” отправилась на испытания в 38 НИИИ БТ в Кубинке. Спустя почти 20 лет руководством парка «Патриот» было принято решение о восстановлении объекта 787 в реставрационной мастерской технического центра парка «Патриот».
По словам реставраторов, на машину большое влияние оказали внешние факторы и суровые погодные условия: “Данный экспонат прибыл на реставрацию с помятыми бортами, побитыми приборными досками, почти без покраски. Но несмотря на повреждения и долгий простой, когда мы залили горючее – “Гадюка” завелась с первого раза!, — рассказывает инструктор по технико-технологической работе с музейными предметами реставрационной мастерской технического центра парка “Патриот” Александр Амфиногенов.
Работа проделана большая. Этапы реставрации распределили на 5 месяцев.
После всех этапов реставрации и спустя 5 месяцев, восстановленный объект 787 “Гадюка” покинул реставрационную мастерскую технического центра парка “Патриот”.
Всего над восстановлением данного образца работали 8 человек. Большая, трудоемкая, объемная работа.
БМПТ Объект 787 “Гадюка” самостоятельно заезжает в экспозицию и занимает своё почетное место в богатой музейной коллекции. Посетители и гости Парка, смогут посмотреть на уникальную машину в павильоне № 2.
Парк «Патриот»


МНОГОЦЕЛЕВАЯ БОЕВАЯ МАШИНА ОБЪЕКТ 787 «ГАДЮКА»


Первая Чеченская война выявила такие проблемы, как полное отсутствие машины, которая могла бы в городских условиях противостоять большому количеству гранатометчиков, расчетам ПТУРов и при этом выживать. Именно такой машиной должен был стать Объект 787 «Гадюка». Данная машина была сконструирована в 1995 и собрана на базе танка Т-72АВ в 1996.
Две автоматические пушки, десяток неуправляемых ракет и гора динамической защиты. Для упрощения и удешевления конструкции ее создатели – опытный завод № 100 – отказались от управляемых ракет. Их заменили двумя блоками Б8В20 с авиационными НУР С-8, по 6 пусковых в каждом. Короба блоков имели легкую противопульную защиту. Дополнительно к автоматическим пушкам боевая машина вооружалась четырьмя пулеметами – двумя 7,62 мм ПКТ и двумя 12,7 мм НСВТ.
Испытания боевой машины проводились в апреле 1997 года на Чебаркульском полигоне при участии представителей Минобороны России.
Испытания «Гадюки» проходили в 38 НИМИ МО РФ. Они включали в себя не только проверку ходовых возможностей машины и подвижность, но и испытания боевых характеристик.

Результаты стрельб показали высокую огневую эффективность этой машины: полностью «уничтожено» боевое отделение противника. Правда, это относится к пушечно-пулеметному вооружению, а вот стрельба НАРами результатов не дала.
Несмотря на определенный успех, заниматься доводкой «Гадюки» конструкторам было запрещено.
Решением руководства было принято запретить заниматься доводкой этой многоцелевой боевой машины, а имеющийся экземпляр передали в Танковый музей в Кубинке.
Почти 20 лет машина находилась в запаснике, после чего попала в реставрационную мастерскую.
В ходе реставрационных работ Объект 787 будет полностью восстановлен и займет почетное место среди экспонатов парка «Патриот».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес танка — 42 — 43 тонны.
Длина машины — 6,7 м, ширина – 3,5 м, высота – не более 2,2 м.
Максимальная скорость — 65 км/ч.
Тип брони — противоснарядная.
Динамическая защита — “Контакт — 1”.

ВООРУЖЕНИЕ

Тип пушки — автоматическая.
Калибр и марка пушки — 2 х 30-мм 2А72
Боеукладка 30 мм пушки составляла по 500 снарядов на каждую.
Оснащена гранатомётами дымовой завесы,
Блоками Б8В20 с авиационными НУР С-8 по 6 пусковых в каждом.

Источники: voenhronika.ru, Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, super-arsenal.ru, patriotp.ru и др.

В последние годы широкую известность получила боевая машина поддержки танков «Объект 199», также носящая имена «Рамка» и «Терминатор». Появлению «Объекта 199» предшествовала разработка нескольких других похожих проектов, которым не удалось продвинуться дальше строительства опытного образца. Один из оригинальных прототипов был обозначен как «Объект 787». В течение нескольких последних десятилетий эта машина оставалась на хранении, но теперь ей удастся стать музейным экспонатом.

Идея создания специальной боевой машины, имеющей на борту разнообразное ракетно-пушечное и стрелковое вооружение, появилась еще несколько десятилетий назад и была предложена в контексте повышения огневой мощи мотострелковых подразделений. Изначально такая техника рассматривалась в качестве некоего дополнения к боевым машинам пехоты, а кроме того, изучалась возможность оснащения последних усиленным комплексом вооружений.

Опытная машина "Объект 787" после реставрации. Фото Patriotp.ru

В середине восьмидесятых годов, с учетом опыта боевых действий в Афганистане, советское министерство обороны выдало техническое задание на новый образец бронетехники, способный применять разное и поражать широкий круг целей. К концу десятилетия несколько предприятий разработали и построили ряд опытных бронемашин, соответствовавших существующим требованиям. Техника прошла часть испытаний, но распад Советского Союза и последовавшие за ним проблемы не позволили завершить работы. Развитие тематики боевых машин поддержки танков остановилось на несколько лет.

Необходимо отметить, что до современного облика БМПТ тогда было далеко. Кроме того, на тот момент отсутствовало само понятие боевой машины поддержки танков. В связи с этим подобную технику нередко именовали многоцелевыми боевыми машинами. Нынешний термин появился гораздо позже, уже после разработки целого ряда проектов.

Одним из разработчиков БМПТ / МБМ в конце восьмидесятых был Челябинский тракторный завод. Именно это предприятие в дальнейшем решило возродить заброшенное направление и предложило очередной проект. В 1995 году завод, переживший ряд преобразований, выступил с интереснейшим предложением. В связи с началом боевых действий в Чечне предприятие решило создать новую боевую бронированную машину с максимально возможной огневой мощью, способную решать различные боевые задачи.


Машина до реставрации. Фото Patriotp.ru

Новый проект был запущен по инициативе руководства предприятия, без заказа со стороны военного ведомства. Вести необходимые работы предлагалось за счет завода, при отсутствии финансовой поддержки от государства. Такой подход позволял создать новый проект даже в тяжелых условиях середины девяностых годов, когда оборонный бюджет не позволял запускать разработку перспективной техники.

Проектирование новой машины было поручено Головному специальному конструкторскому бюро №2 из состава ЧТЗ. Работы велись под управлением руководителя бюро А.В. Ермолина. Всего за несколько месяцев челябинские специалисты сформировали оптимальный облик техники, учитывавший технические, экономические и боевые факторы. Уже в 1996 году тракторный завод приступил к строительству опытного образца.

В соответствии с существующей номенклатурой, оговаривавшей обозначения проектов и опытной техники, новую разработку назвали «Объектом 787». Кроме того, вскоре интереснейший образец получил дополнительное название «Гадюка». Насколько известно, это имя было связано с особенностями комплекса вооружения. Перспективную БМПТ предлагалось оснащать двумя пушечно-пулеметными блоками, что напомнило кому-то раздвоенное змеиное «жало».


Общий вид машины, вооружение поднято на большой угол. Фото Russianarms.ru

С целью упрощения и удешевления разработки и производства новой техники было решено использовать готовую базовую машину. В качестве основы для «Объекта 787» выбрали серийный основной боевой танк Т-72. При строительстве опытной «Гадюки» использовалась машина модификации Т-72АВ. В рамках нового проекта планировалось удалить с танка все существующее вооружение и связанное с ним оборудование. Вместо них планировалось установить новые системы, оружие, средства защиты и т.д. По результатам такой перестройки танк должен был превратиться в многоцелевую машину, способную поддерживать пехоту и бронетехнику, воевать на разных ландшафтах и эффективно атаковать самые разные объекты противника.

Проект «Гадюка» не предусматривал переработку имеющегося танкового шасси. Предлагалось сохранить серийный броневой корпус с комбинированной защитой лобовой проекции, построенный по классической компоновке. Поскольку в новом проекте предлагалось использовать танк Т-72АВ, собственная броня корпуса дополнялась динамической защитой типа «Контакт-1». Блоки этой системы помещались на лобовой детали корпуса, на бортовых экранах и на основных агрегатах башни.

БМПТ «Объект 787» сохраняла дизельный двигатель В-46-6 мощностью 780 л.с., соединенный с механической трансмиссией. Ходовая часть не изменялась. В ее составе имелось по шесть опорных катков среднего диаметра на каждом борту, установленных на торсионной подвеске. В передней части корпуса помещались направляющие колеса с механизмом натяжения гусеницы, в корме – ведущие. Предполагалось, что новая бронемашина по показателям подвижности не будет отличаться от серийного танка.

Самым серьезным изменениям в новом проекте подверглось боевое отделение. От него фактически остались лишь броневой купол башни, подбашенная корзина и приводы горизонтальной наводки. Основное 125-мм орудие удалялось, а его амбразура заделывалась защищенной крышкой. На бортах корпуса появились крупные выступающие коробчатые кожухи, внутри которых должно было помещаться новое вооружение. Эти агрегаты выполнялись из броневой стали и дополнительно прикрывались блоками динамической защиты. На корме башни был установлен крупный броневой ящик, выполнявший функции боеукладки орудий. При помощи несложной системы направляющих, имевшей в своем составе пару жестких тоннелей, лента со снарядами должна была подаваться к боковым агрегатам с вооружением.


"Гадюка" во время хранения. Фото Bastion-karpenko.ru

Все оружие «Объекта 787» было собрано на двух бортовых агрегатах и монтировалось на установках схожей конструкции. Правая и левая бортовая установка представляли собой зеркальную копию друг друга и имели одинаковый состав агрегатов. На общем опорном устройстве, в основе которого лежал цилиндрический агрегат, закреплялись автоматическая пушка и спаренный пулемет. Рядом с ними шарнирно устанавливался пакет направляющих для неуправляемых ракет. Орудие и пулемет, оснащенные защитными устройствами, помещались ближе к куполу башни. Снаружи закреплялся пакет направляющих.

По некоторым данным, многоцелевая машина имела возможность раздельного наведения оружия разных бортов. Тем не менее, эта информация не соответствует действительности. Горизонтальная наводка всех вооружений осуществлялась поворотом башни. Для вертикального наведения использовались соответствующие приводы, одновременно поднимавшие или опускавшие все бортовое вооружение. Синхронное перемещение пушечно-пулеметных систем осуществлялось с использованием поперечного вала, проходившего над кормовой частью башни.

Основным ствольным оружием «Гадюки» являлись две автоматические пушки 2А72. 30-мм орудия с ленточным боепитанием могли вести огонь с темпом до 300-350 выстрелов в минуту каждое, поражая цели на дальностях до 4 км. Для атаки живой силы, незащищенной техники и т.д. предлагалось использовать два 7,62-мм пулемета ПКТ, наводимых вместе с пушками. По некоторым данным, две пушечно-пулеметные установки дополнялись турелями. В кормовой части башни предусматривался монтаж двух крупнокалиберных пулеметов НСВ.

Для значительного повышения огневой мощи на средних дальностях было предложено оснастить «Объект 787» собственными пусковыми установками для неуправляемых ракет. На каждом борту башни помещалось по одному блоку с шестью трубчатыми пусковыми направляющими (три горизонтальных ряда по две). Задние части направляющих закреплялись внутри прямоугольного кожуха-обоймы. Блоки направляющих имели приводы для вертикального наведения, синхронизированные с устройствами ствольных систем.


Во время хранения прототип подвергся негативным воздействиям. Фото Bastion-karpenko.ru

Согласно открытым источникам, боевая машина должна была использовать неуправляемые авиационные ракеты, тип которых, однако, не уточняется. Исходя из пропорций, можно предположить, что пусковые направляющие имели калибр 80 мм и должны были использоваться с ракетами семейства С-8. Таким образом, в теории, с использованием ракетного комплекса «Гадюка» могла бы атаковать цели на дальностях до 2 км и поражать их при помощи боевых частей разных типов: осколочно-фугасной, кумулятивной, бетонобойной и т.д.

В экстренной ситуации боевая машина поддержки танков могла бы применить дымовые гранатометы. Два блока такого вооружения по четыре изделия в каждом устанавливались в передней части бортовых агрегатов башни. Дымовые гранаты должны были выстреливаться вверх и вперед относительно оси башни.

Для управления новым вооружением МБМ «Объект 787» получила комплекс оптико-электронных систем, частично основанный на приборах серийных танков, но адаптированный для применения с иным оружием. В передней части башни сохранялся характерный выступающий короб оптических приборов наводчика. Помимо средств наведения башня сохраняла приборы наблюдения, размещенные на командирской башенке.

Экипаж перспективного образца состоял всего из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира. Водитель помещался на штатном месте внутри корпуса и имел собственный люк со смотровым прибором. Места командира и наводчика находились в башне, у правого и левого борта соответственно. Над ними сохранялись собственные люки в крыше. Оба поста управления в боевом отделении позволяли вести наблюдение и атаковать цели при помощи имеющегося оружия.

Новая БМПТ была построена на основе серийного танка путем удаления одних агрегатов и установки других. Вследствие этого по своим габаритам и массе «Объект 787» почти не отличался от базового Т-72АВ. Длина бронемашины по корпусу не превышала 6,7 м, ширина – 3,5 м, высота – не более 2,2 м. Боевая масса – не более 42-45 т. Показатели подвижности должны были остаться на уровне серийной техники семейства Т-72.

Известно, что в 1996 году Челябинский тракторный завод перестроил серийный основной танк Т-72АВ в опытный образец «Объекта 787». Вскоре эта машина вышла на полигон для проведения заводских испытаний. Позже, вероятно, после ликвидации мелких недочетов, прототип представили специалистам министерства обороны. Весной следующего 1997 года состоялись демонстрации и проверки техники с участием представителей армии.

В начале апреля 1997-го специалисты ЧТЗ и 38-го Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники провели ряд испытаний. После проверки ходовых характеристик стартовал процесс изучения комплекса вооружений. В рамках весенних испытаний военные проверили работу пушек и пулеметов в светлое время суток. Стрельба велась как с места, так и на ходу. Дистанции до мишеней соответствовали особенностям реальных боев в разных условиях. Опытная «Гадюка» справилась с первой частью огневых испытаний.

В июле начались новые проверки. Теперь испытаниям подверглось ракетное вооружение боевой машины. Вновь экипажу испытателей пришлось решать разнообразные огневые задачи и поражать цели во всем диапазоне допустимых дальностей.

В рамках двух этапов огневых испытаний опытный образец «Объекта 787» показал себя самым лучшим образом. Наличие четырех пулеметов разного калибра, двух пушек, неуправляемых ракет и дымовых гранатометов позволяло выбрать наиболее эффективное в текущей ситуации оружие и с его помощью поразить имеющуюся цель. На испытаниях присутствовали высокопоставленные представители военного ведомства, оставившие самые хорошие отзывы об увиденной машине.

Получив неофициальное одобрение потенциального заказчика, завод-разработчик решил начать продвижение своей многоцелевой боевой машины. Вскоре о существовании «Гадюки» узнала широкая общественность. Перспективный образец стал темой публикаций в печатных изданиях, радиопередач и телевизионных сюжетов. В не самый простой период современной у людей появился повод для гордости за свою промышленность и причины для сдержанного оптимизма.

Впрочем, подобная оптимистическая ситуация сохранялась не слишком долго. Теле- и радиопередачи об «Объекте 787» привлекли внимание контролирующих структур, которые увидели в них не ознакомление населения с последними достижениями оборонной промышленности, но нарушение режима секретности. Результатом этого стал запуск специального расследования, в ходе которого планировалось установить и наказать нарушителей.

По результатам расследования были сделаны определенные выводы, в том числе и самые неприятные. ГСКБ-2 получило приказ прекратить все работы по «Гадюке». Развитие проекта отменялось. Также следовало остановить испытания и доводку готового опытного образца. Подобное решение фактически ставило крест не только на проекте «Объект 787», но и на всем направлении многоцелевых боевых машин / боевых машин поддержки танков, поскольку другие разработки такого рода в то время отсутствовали и даже не планировались.

Испытания опытного образца проводились на полигоне 38-го НИИИ БТ в Кубинке, где он мог оставаться до появления приказа о прекращении работ. Снятая с испытаний машина вскоре была отправлена на одну из площадок хранения при полигоне. В течение следующих двух десятилетий уникальный образец бронетехники стоял под открытым небом и подвергался негативному воздействию природных факторов. Кроме того, по слухам, на состоянии машины самым плохим образом сказалась деятельность сомнительных лиц, присвоивших некоторые детали.

Весной 2017 года было решено спасти «Гадюку» от ржавчины и забвения. Интереснейшую опытную боевую машину отправили в реставрационную мастерскую при парке «Патриот». Как утверждают участники реставрации, даже после двух десятилетий простоя прототип имел неплохое состояние: после установки аккумуляторов и заправки топливом он завелся и затем смог самостоятельно добраться до места ремонта. В течение нескольких следующих месяцев «Объект 787» находился на реставрации, в ходе которой были возвращены утраченные компоненты, восстановлена готовность имеющихся систем и т.д.

Многоцелевая боевая машина «Объект 787» вновь на ходу и теперь может похвастать отличным внешним видом. В ближайшем будущем уникальный образец станет очередным экспонатом из состава выставки отечественной бронетехники парка «Патриот». Насколько известно, в настоящее время специалисты занимаются восстановлением нескольких других опытных машин аналогичного назначения, созданных в восьмидесятых годах прошлого века.

Проект боевой машины поддержки танков «Объект 787» отличался специфической судьбой. Его разработка началась в сложное время и велась в инициативном порядке. Позже опытный образец вышел на испытания и смог заинтересовать потенциального заказчика. Тем не менее, в дальнейшем произошли весьма странные события, по результатам которых проект закрыли, возможное серийное производство окончательно отменили, а единственный прототип отправили на хранение без каких-либо перспектив. Армия не смогла получить необходимую ей технику. К счастью, уникальный опытный образец удалось сохранить в приемлемом состоянии, а затем и восстановить. В самое ближайшее время его смогут увидеть все желающие.

По материалам сайтов:
http://patriotp.ru/
http://arsenal-otechestva.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://russianarms.ru/
https://defence.ru/
http://btvt.info/

В последние годы широкую известность получила боевая машина поддержки танков «Объект 199», также носящая имена «Рамка» и «Терминатор». Появлению «Объекта 199» предшествовала разработка нескольких других похожих проектов, которым не удалось продвинуться дальше строительства опытного образца. Один из оригинальных прототипов был обозначен как «Объект 787» . В течение нескольких последних десятилетий эта машина оставалась на хранении, но теперь ей удастся стать музейным экспонатом.

Идея создания специальной боевой машины, имеющей на борту разнообразное ракетно-пушечное и стрелковое вооружение, появилась еще несколько десятилетий назад и была предложена в контексте повышения огневой мощи мотострелковых подразделений. Изначально такая техника рассматривалась в качестве некоего дополнения к боевым машинам пехоты, а кроме того, изучалась возможность оснащения последних усиленным комплексом вооружений.

В середине восьмидесятых годов, с учетом опыта боевых действий в Афганистане, советское министерство обороны выдало техническое задание на новый образец бронетехники, способный применять разное оружие и поражать широкий круг целей. К концу десятилетия несколько предприятий разработали и построили ряд опытных бронемашин, соответствовавших существующим требованиям. Техника прошла часть испытаний, но распад Советского Союза и последовавшие за ним проблемы не позволили завершить работы. Развитие тематики боевых машин поддержки танков остановилось на несколько лет.

Необходимо отметить, что до современного облика БМПТ тогда было далеко. Кроме того, на тот момент отсутствовало само понятие боевой машины поддержки танков. В связи с этим подобную технику нередко именовали многоцелевыми боевыми машинами. Нынешний термин появился гораздо позже, уже после разработки целого ряда проектов.

Одним из разработчиков БМПТ / МБМ в конце восьмидесятых был Челябинский тракторный завод. Именно это предприятие в дальнейшем решило возродить заброшенное направление и предложило очередной проект. В 1995 году завод, переживший ряд преобразований, выступил с интереснейшим предложением. В связи с началом боевых действий в Чечне предприятие решило создать новую боевую бронированную машину с максимально возможной огневой мощью, способную решать различные боевые задачи.

Машина до реставрации.

Новый проект был запущен по инициативе руководства предприятия, без заказа со стороны военного ведомства. Вести необходимые работы предлагалось за счет завода, при отсутствии финансовой поддержки от государства. Такой подход позволял создать новый проект даже в тяжелых условиях середины девяностых годов, когда оборонный бюджет не позволял запускать разработку перспективной техники.

Проектирование новой машины было поручено Головному специальному конструкторскому бюро №2 из состава ЧТЗ. Работы велись под управлением руководителя бюро А.В. Ермолина. Всего за несколько месяцев челябинские специалисты сформировали оптимальный облик техники, учитывавший технические, экономические и боевые факторы. Уже в 1996 году тракторный завод приступил к строительству опытного образца.

В соответствии с существующей номенклатурой, оговаривавшей обозначения проектов и опытной техники, новую разработку назвали «Объектом 787». Кроме того, вскоре интереснейший образец получил дополнительное название «Гадюка». Насколько известно, это имя было связано с особенностями комплекса вооружения. Перспективную БМПТ предлагалось оснащать двумя пушечно-пулеметными блоками, что напомнило кому-то раздвоенное змеиное «жало».

Общий вид машины, вооружение поднято на большой угол.

С целью упрощения и удешевления разработки и производства новой техники было решено использовать готовую базовую машину. В качестве основы для «Объекта 787» выбрали серийный основной боевой танк Т-72. При строительстве опытной «Гадюки» использовалась машина модификации Т-72АВ. В рамках нового проекта планировалось удалить с танка все существующее вооружение и связанное с ним оборудование. Вместо них планировалось установить новые системы, оружие, средства защиты и т.д. По результатам такой перестройки танк должен был превратиться в многоцелевую машину, способную поддерживать пехоту и бронетехнику, воевать на разных ландшафтах и эффективно атаковать самые разные объекты противника.

Проект «Гадюка» не предусматривал переработку имеющегося танкового шасси. Предлагалось сохранить серийный броневой корпус с комбинированной защитой лобовой проекции, построенный по классической компоновке. Поскольку в новом проекте предлагалось использовать танк Т-72АВ, собственная броня корпуса дополнялась динамической защитой типа «Контакт-1». Блоки этой системы помещались на лобовой детали корпуса, на бортовых экранах и на основных агрегатах башни.

БМПТ «Объект 787» сохраняла дизельный двигатель В-46-6 мощностью 780 л.с., соединенный с механической трансмиссией. Ходовая часть не изменялась. В ее составе имелось по шесть опорных катков среднего диаметра на каждом борту, установленных на торсионной подвеске. В передней части корпуса помещались направляющие колеса с механизмом натяжения гусеницы, в корме – ведущие. Предполагалось, что новая бронемашина по показателям подвижности не будет отличаться от серийного танка.

Самым серьезным изменениям в новом проекте подверглось боевое отделение. От него фактически остались лишь броневой купол башни, подбашенная корзина и приводы горизонтальной наводки. Основное 125-мм орудие удалялось, а его амбразура заделывалась защищенной крышкой. На бортах корпуса появились крупные выступающие коробчатые кожухи, внутри которых должно было помещаться новое вооружение. Эти агрегаты выполнялись из броневой стали и дополнительно прикрывались блоками динамической защиты. На корме башни был установлен крупный броневой ящик, выполнявший функции боеукладки орудий. При помощи несложной системы направляющих, имевшей в своем составе пару жестких тоннелей, лента со снарядами должна была подаваться к боковым агрегатам с вооружением.

«Гадюка» во время хранения.

Все оружие «Объекта 787» было собрано на двух бортовых агрегатах и монтировалось на установках схожей конструкции. Правая и левая бортовая установка представляли собой зеркальную копию друг друга и имели одинаковый состав агрегатов. На общем опорном устройстве, в основе которого лежал цилиндрический агрегат, закреплялись автоматическая пушка и спаренный пулемет. Рядом с ними шарнирно устанавливался пакет направляющих для неуправляемых ракет. Орудие и пулемет, оснащенные защитными устройствами, помещались ближе к куполу башни. Снаружи закреплялся пакет направляющих.

По некоторым данным, многоцелевая машина имела возможность раздельного наведения оружия разных бортов. Тем не менее, эта информация не соответствует действительности. Горизонтальная наводка всех вооружений осуществлялась поворотом башни. Для вертикального наведения использовались соответствующие приводы, одновременно поднимавшие или опускавшие все бортовое вооружение. Синхронное перемещение пушечно-пулеметных систем осуществлялось с использованием поперечного вала, проходившего над кормовой частью башни.

Основным ствольным оружием «Гадюки» являлись две автоматические пушки 2А72. 30-мм орудия с ленточным боепитанием могли вести огонь с темпом до 300-350 выстрелов в минуту каждое, поражая цели на дальностях до 4 км. Для атаки живой силы, незащищенной техники и т.д. предлагалось использовать два 7,62-мм пулемета ПКТ, наводимых вместе с пушками. По некоторым данным, две пушечно-пулеметные установки дополнялись турелями. В кормовой части башни предусматривался монтаж двух крупнокалиберных пулеметов НСВ.

Для значительного повышения огневой мощи на средних дальностях было предложено оснастить «Объект 787» собственными пусковыми установками для неуправляемых ракет. На каждом борту башни помещалось по одному блоку с шестью трубчатыми пусковыми направляющими (три горизонтальных ряда по две). Задние части направляющих закреплялись внутри прямоугольного кожуха-обоймы. Блоки направляющих имели приводы для вертикального наведения, синхронизированные с устройствами ствольных систем.

Во время хранения прототип подвергся негативным воздействиям.

Согласно открытым источникам, боевая машина должна была использовать неуправляемые авиационные ракеты, тип которых, однако, не уточняется. Исходя из пропорций, можно предположить, что пусковые направляющие имели калибр 80 мм и должны были использоваться с ракетами семейства С-8. Таким образом, в теории, с использованием ракетного комплекса «Гадюка» могла бы атаковать цели на дальностях до 2 км и поражать их при помощи боевых частей разных типов: осколочно-фугасной, кумулятивной, бетонобойной и т.д.

В экстренной ситуации боевая машина поддержки танков могла бы применить дымовые гранатометы. Два блока такого вооружения по четыре изделия в каждом устанавливались в передней части бортовых агрегатов башни. Дымовые гранаты должны были выстреливаться вверх и вперед относительно оси башни.

Для управления новым вооружением МБМ «Объект 787» получила комплекс оптико-электронных систем, частично основанный на приборах серийных танков, но адаптированный для применения с иным оружием. В передней части башни сохранялся характерный выступающий короб оптических приборов наводчика. Помимо средств наведения башня сохраняла приборы наблюдения, размещенные на командирской башенке.

Экипаж перспективного образца состоял всего из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира. Водитель помещался на штатном месте внутри корпуса и имел собственный люк со смотровым прибором. Места командира и наводчика находились в башне, у правого и левого борта соответственно. Над ними сохранялись собственные люки в крыше. Оба поста управления в боевом отделении позволяли вести наблюдение и атаковать цели при помощи имеющегося оружия.

Новая БМПТ была построена на основе серийного танка путем удаления одних агрегатов и установки других. Вследствие этого по своим габаритам и массе «Объект 787» почти не отличался от базового Т-72АВ. Длина бронемашины по корпусу не превышала 6,7 м, ширина – 3,5 м, высота – не более 2,2 м. Боевая масса – не более 42-45 т. Показатели подвижности должны были остаться на уровне серийной техники семейства Т-72.

Машина после реставрации. Кадр из рекламного ролика.

Известно, что в 1996 году Челябинский тракторный завод перестроил серийный основной танк Т-72АВ в опытный образец «Объекта 787». Вскоре эта машина вышла на полигон для проведения заводских испытаний. Позже, вероятно, после ликвидации мелких недочетов, прототип представили специалистам министерства обороны. Весной следующего 1997 года состоялись демонстрации и проверки техники с участием представителей армии.

В начале апреля 1997-го специалисты ЧТЗ и 38-го Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники провели ряд испытаний. После проверки ходовых характеристик стартовал процесс изучения комплекса вооружений. В рамках весенних испытаний военные проверили работу пушек и пулеметов в светлое время суток. Стрельба велась как с места, так и на ходу. Дистанции до мишеней соответствовали особенностям реальных боев в разных условиях. Опытная «Гадюка» справилась с первой частью огневых испытаний.

В июле начались новые проверки. Теперь испытаниям подверглось ракетное вооружение боевой машины. Вновь экипажу испытателей пришлось решать разнообразные огневые задачи и поражать цели во всем диапазоне допустимых дальностей.

В рамках двух этапов огневых испытаний опытный образец «Объекта 787» показал себя самым лучшим образом. Наличие четырех пулеметов разного калибра, двух пушек, неуправляемых ракет и дымовых гранатометов позволяло выбрать наиболее эффективное в текущей ситуации оружие и с его помощью поразить имеющуюся цель. На испытаниях присутствовали высокопоставленные представители военного ведомства, оставившие самые хорошие отзывы об увиденной машине.

Большая часть корпуса и башни закрыта динамической защитой. Кадр из рекламного ролика.

Получив неофициальное одобрение потенциального заказчика, завод-разработчик решил начать продвижение своей многоцелевой боевой машины. Вскоре о существовании «Гадюки» узнала широкая общественность. Перспективный образец стал темой публикаций в печатных изданиях, радиопередач и телевизионных сюжетов. В не самый простой период современной истории у людей появился повод для гордости за свою промышленность и причины для сдержанного оптимизма.

Впрочем, подобная оптимистическая ситуация сохранялась не слишком долго. Теле- и радиопередачи об «Объекте 787» привлекли внимание контролирующих структур, которые увидели в них не ознакомление населения с последними достижениями оборонной промышленности, но нарушение режима секретности. Результатом этого стал запуск специального расследования, в ходе которого планировалось установить и наказать нарушителей.

По результатам расследования были сделаны определенные выводы, в том числе и самые неприятные. ГСКБ-2 получило приказ прекратить все работы по «Гадюке». Развитие проекта отменялось. Также следовало остановить испытания и доводку готового опытного образца. Подобное решение фактически ставило крест не только на проекте «Объект 787», но и на всем направлении многоцелевых боевых машин / боевых машин поддержки танков, поскольку другие разработки такого рода в то время отсутствовали и даже не планировались.

Испытания опытного образца проводились на полигоне 38-го НИИИ БТ в Кубинке, где он мог оставаться до появления приказа о прекращении работ. Снятая с испытаний машина вскоре была отправлена на одну из площадок хранения при полигоне. В течение следующих двух десятилетий уникальный образец бронетехники стоял под открытым небом и подвергался негативному воздействию природных факторов. Кроме того, по слухам, на состоянии машины самым плохим образом сказалась деятельность сомнительных лиц, присвоивших некоторые детали.

«Объект 787» на трассе. Кадр из рекламного ролика.

Весной 2017 года было решено спасти «Гадюку» от ржавчины и забвения. Интереснейшую опытную боевую машину отправили в реставрационную мастерскую при парке «Патриот». Как утверждают участники реставрации, даже после двух десятилетий простоя прототип имел неплохое состояние: после установки аккумуляторов и заправки топливом он завелся и затем смог самостоятельно добраться до места ремонта. В течение нескольких следующих месяцев «Объект 787» находился на реставрации, в ходе которой были возвращены утраченные компоненты, восстановлена готовность имеющихся систем и т.д.

Многоцелевая боевая машина «Объект 787» вновь на ходу и теперь может похвастать отличным внешним видом. В ближайшем будущем уникальный образец станет очередным экспонатом из состава выставки отечественной бронетехники парка «Патриот». Насколько известно, в настоящее время специалисты занимаются восстановлением нескольких других опытных машин аналогичного назначения, созданных в восьмидесятых годах прошлого века.

Проект боевой машины поддержки танков «Объект 787» отличался специфической судьбой. Его разработка началась в сложное время и велась в инициативном порядке. Позже опытный образец вышел на испытания и смог заинтересовать потенциального заказчика. Тем не менее, в дальнейшем произошли весьма странные события, по результатам которых проект закрыли, возможное серийное производство окончательно отменили, а единственный прототип отправили на хранение без каких-либо перспектив. Армия не смогла получить необходимую ей технику. К счастью, уникальный опытный образец удалось сохранить в приемлемом состоянии, а затем и восстановить. В самое ближайшее время его смогут увидеть все желающие.

Танковая дорога от реставрационной мастерской до парка “Патриот”. Скорость 60 км/ч. в идеальном техническом и ходовом состоянии летит “Гадюка” - прародитель известного “Терминатора”.

Боевая машина поддержки танков объект 787 «Гадюка» только что из реставрационной мастерской, где опытный образец, находился в течении 5 месяцев - проходил полное восстановление.

История создания

В 1986 году с учетом опыта боевых действий в Афганистане по заданию Министерства обороны СССР необходимо было создать машину, которая будет поддерживать танки на поле боя, уничтожать силы и средства противника: вертолеты, гранатомёты и скрытые огневые точки.

Первый экземпляр машины объект 787 был воплощен в металле в 1996 году в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода. За основу был взят танк Т-72АВ, основное орудие в 125 мм убрано, после чего модернизирована башня, по бокам которой расположились пусковые установки неуправляемых реактивных ракет и 30-мм автоматические пушки. “Они как раздвоенный язык гадюки могли смертельно жалить противника”. Именно поэтому на заводе эту машину называли «Гадюкой». Пушки были рассчитаны на большой угол подъема, что позволяло бы уничтожать как наземную легкобронированную технику, так и вертолеты и скрытых гранатометчиков, поскольку огневая мощь 30-х пушек достаточно высока.

Появление в Кубинке

5 апреля 1997 года “Гадюка” отправилась на испытания в 38 НИИИ БТ в Кубинке. Испытания включали в себя несколько блоков. Во-первых, проверялись ходовые характеристики. Во-вторых, проверили эффективность работы пулеметов и пушек, после чего приступили к проверке ракетного вооружения машины. Испытания проходили как в светлое, так и в темное время суток. Заключение сотрудников Научно-исследовательского института подтвердило высокую эффективность спаренных 30-мм автоматических пушек, в то время как неуправляемые ракеты показали себя малоэффективными.

Но судьба опытного образца сложилась иначе. В связи с решением руководства, по ряду причин, заниматься доводкой боевой машины было запрещено. После чего, “Гадюка” была передана в Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, ныне - филиал парка “Патриот”.

Реставрация и вторая жизнь

Спустя почти 20 лет руководством парка «Патриот» было принято решение о восстановлении объекта 787 в реставрационной мастерской технического центра парка «Патриот».


По словам реставраторов, на машину большое влияние оказали внешние факторы и суровые погодные условия: “Данный экспонат прибыл на реставрацию с помятыми бортами, побитыми приборными досками, почти без покраски. Но несмотря на повреждения и долгий простой, когда мы залили горючее – “Гадюка” завелась с первого раза!, - рассказывает инструктор по технико-технологической работе с музейными предметами реставрационной мастерской технического центра парка “Патриот” Александр Амфиногенов.

Работа проделана большая. Этапы реставрации распределили на 5 месяцев. В первую очередь машина прошла внешний и внутренний осмотры, после чего - разобрана до трансмиссионного отделения, единственного, что не требовало ремонта.

Машину освободили от динамической защиты, всего ее установлено порядка 2 тонн. Каждый элемент динамической защиты был отдельно снят, вымыт и очищен. Фальшборта сняты для того, чтобы почистить ходовую часть и сами борта.

Также были сняты радиаторы, моторная плита, фильтры – все было почищено и приведено в соответствующее состояние.

В двигателе заменили и устранили поломку левой головки. А по всей машине, от основания до башни - заменили электропроводку.

Отдельно стоит сказать о башне машины. Как рассказал Александр Амфиногенов, для ее демонтажа и хранения была специально создана металлоконструкция, которая, на протяжении ремонта позволяла реставраторам подобраться к любой детали. В ходе реставрации башни была проведена зачистка всех элементов и осуществлена покраска.До мельчайшего проводка, вручную, реставраторы привели в действие орудие БМПТ.

После всех этапов реставрации и спустя 5 месяцев, восстановленный объект 787 “Гадюка” покинул реставрационную мастерскую технического центра парка “Патриот”.

Всего над восстановлением данного образца работали 8 человек. Большая, трудоемкая, объемная работа. На вопрос “А что для вас танк?”, реставраторы не скромно отвечают - “Жизнь”!

Площадка № 2 музейного комплекса парка “Патриот”. БМПТ Объект 787 “Гадюка” самостоятельно заезжает в экспозицию и занимает своё почетное место в богатой музейной коллекции. Посетители и гости Парка, смогут посмотреть на уникальную машину в павильоне № 2.

Справочно:

Тактико-технические характеристики БМПТ объект 787 “Гадюка”
Длина машины - 6,7 м, ширина – 3,5 м, высота – не более 2,2 м.
Вес танка - 42 - 43 тонны.
Максимальная скорость - 65 км/ч.
Тип брони - противоснарядная.
Динамическая защита - “Контакт - 1”.
Тип пушки - автоматическая.
Калибр и марка пушки - 2 х 30-мм 2А72
Боеукладка 30 мм пушки составляла по 500 снарядов на каждую.
Оснащена гранатомётами дымовой завесы,
Блоками Б8В20 с авиационными НУР С-8 по 6 пусковых в каждом.

Танков, который не пошел в серийное производство. Дальнейшая реализация задуманной конструкции нашла продолжение в проектах 199 («Рамка» и «Терминатор»). «Гадюка» до недавнего времени оставалась на хранении, а позже стала музейным экспонатом.

История проектирования и создания

Разработка новой боевой машины была поручена Конструкторскому бюро № 2 в составе ЧТЗ. Проектирование велось под руководством Ермолина А. В. Челябинские конструкторы всего за несколько месяцев сформировали общую конфигурацию «Объекта 787», включая технические, боевые и экономические параметры. Первый опытный образец начали сооружать в 1996 году.

Новый комплекс получил второе название «Гадюка», связанное преимущественно с особенностями боевого комплекта. В оснащении предполагалось использовать пару пулеметно-пушечных блоков, визуально напоминающих раздвоенное змеиное жало.

Базовая платформа

Чтобы упростить и удешевить процесс сборки, конструкторы решили в качестве основы «Объекта 787 Гадюка» применить готовую базовую технику. Эта роль была предоставлена боевому танку Т-72АВ. В рамках проекта планировалось демонтировать с машины все вооружение и агрегирующее с ним оборудование. Оно должно было замениться новейшими системами вооружения и защиты. В итоге должна была получиться многоцелевая боевая машина, ориентированная на поддержку пехоты и бронетехники, способная вести бой на различных ландшафтах, эффективно атаковать различные вражеские объекты.

Разработка данного проекта не предусматривала переделку штатного танкового шасси. Также планировалось сохранить родной бронированный корпус с комплексной защитой фронтальной части. Собственная броня танка Т-72АВ дополнялась обороной динамического типа «Контакт-1». Элементы этого узла размещались на лобовой части корпуса, а также на боковых экранах и основных башенных агрегатах.

Изменения

«Объект 787» оснащался дизельной силовой установкой мощностью 780 лошадиных сил, которая агрегировала с механическим блоком трансмиссии. Ходовая часть осталась без изменений. Она включает в себя шесть опорных катков с каждого борта, смонтированных на подвеске торсионного типа. Во фронтальной части предусмотрены направляющие колеса с приспособлениями для натяжения гусеницы. Ведущие аналоги расположились на корме. Характеристики обновленной машины по подвижности идентичны серийному базовому танку.

Больше всего изменилось боевое отделение. От штатной комплектации осталась только подбашенная корзина, броневой купол и приводы горизонтального наведения. Амбразура основного 125-миллиметрового орудия закрывалась защитной крышкой. На бортах появились коробы-кожухи для монтажа нового боекомплекта. Данные узлы изготавливались из бронированной стали, оснащаясь дополнительной динамической защитой. В кормовой части башни устанавливался внушительный броневой ящик, служащий для боевой укладки орудий. Лента со снарядами подавалась при помощи несложной системы с направляющими элементами.

Вооружение

Боекомплект «Объекта 787» собирается на паре бортовых агрегатов путем монтажа на установках идентичной конструкции. В основе общего упорного приспособления лежит цилиндр. На этой площадке закрепляется автоматическая пушка и спаренный пулемет. Возле него монтируется пакет направляющих шарнирных элементов для неуправляемых ракет. Орудие и пулемет монтировались ближе к башенному куполу, оснащались защитными устройствами.

Имеются сведения, что многоцелевая боевая машина «Объект 787 Гадюка» имела возможность раздельного наведения вооружения разных бортов. Вероятнее всего, наводка по горизонтали осуществлялась все-таки поворотом башни. Вертикальное прицеливание выполнялось при помощи соответствующих приводов, которые синхронно поднимали или опускали весь бортовой боекомплект. Идентичное движение систем производилось посредством поперечного вала, проходившего над кормой башни.

К основному ствольному вооружению рассматриваемой техники относится пара автоматических пушек 2А72. Каждый ствол мог выпускать до 350 снарядов в минуту, поражая мишени на расстоянии до 4 километров. Поражение живой силы противника, а также небронированной техники осуществлялось (7,62 мм), наводимых синхронно с пушками. Предполагалась дополнительная комплектация боевых комплексов турелями. В кормовой части предусмотрена возможность монтажа пары крупнокалиберных пулеметов НСВ.

Особенности

Чтобы повысить огневую мощь перспективного «Объекта 787», его оснастили индивидуальными пусковыми установками для неуправляемых ракет. Каждый башенный борт оборудовался одним блоком с шестью трубчатыми пускателями, расположенными в три горизонтальных ряда по две штуки. Задняя часть направляющих элементов фиксировалась в середине прямоугольной обоймы (кожуха).

Как свидетельствуют доступные источники, МБМ «Объект 787» предназначен для использования неуправляемых авиационных ракет. Предположительно, это должны быть заряды калибром 80 мм, подходящих под тип реактивных систем С-8. Теоретически, данная машина могла поражать цели с применением кумулятивных, осколочных, фугасных и прочих видов зарядов.

Защитные системы

При возникновении экстренной ситуации, экспериментальный «Объект 787», описание конструкции которого приведено выше, мог использовать дымовые гранатометы. Эти орудия монтировались двумя блоками в передней части бортовых башенных агрегатов. Дымовые заряды выстреливались вверх и вперед относительно осевой направляющей башни.

Новое вооружение управлялось при помощи оптико-электронных систем, часть из которых похожа на танковые аналоги с адаптацией под применение оружия иного типа. Во фронтальной части башни остался характерный выступающий короб оптических приспособлений наводчика. Кроме устройств наведения, предусмотрены приборы наблюдения, установленные на командирском отсеке.

Экипаж

В состав боевой бригады перспективной входило всего три человека. Водитель располагался на штатном месте в середине корпуса. Для него предусмотрен отдельный люк со смотровым приспособлением. Командир и наводчик находились в башне, с правого и левого борта. Над каждым бойцом предусмотрен индивидуальный люк в крыше. Оба контрольных поста давали возможность вести раздельное наблюдение и поражение цели при помощи имеющегося вооружения.

В апреле 1997 года был проведен ряд испытаний «Объекта 787». После успешной проверки ходовых параметров, началось тестирование комплекса вооружений. Была выполнена проверка работы пушек и пулеметов (днем и ночью). Огонь велся с места и на ходу, расстояние до целей варьировалось с имитацией под реальный бой. Опытный образец отлично справился с первым этапом огневых испытаний.

Летом стартовала вторая стадия тестирования. Она касалась ракетного вооружения. Экипаж выполнил всевозможные комбинации при поражении целей на различных дальностях. Снова испытания прошли успешно, командование и представители высших государственных структур остались довольны.

Однако «Объект 787 Гадюка» в серию так и не пошел. Активность, проявляемая СМИ к проекту, вызвала интерес у контролирующих структур, которые классифицировали широкий доступ к информации о новой машине, как разглашение государственных секретов. Начался поиск нарушителей, а все работы по проекту были свернуты.

Восстановление

Опытный образец рассматриваемой боевой техники несколько лет стоял под открытым небом на полигоне в Кубинке. Многих интересовал вопрос, восстановят в России «Объект 787»? И вот весной 2017 года было принято решение реанимировать машину. После проведения восстановительных работ агрегат сам смог доехать до места ремонта, где был полностью реставрирован. Теперь «Гадюка» является экспонатом из состава выставки бронетехники отечественного производства «Патриот».