Японские летчики камикадзе второй мировой войны. Камикадзе - это герои или жертвы? Последствия атаки камикадзе

"Слишком стремительно падаешь вниз, но успеваешь понять,
Все эти дни, всю недолгую жизнь, ты привыкал умирать.
Страж империи
На далеком стыке 2-х миров
Страж империи
Часовой невидимых постов
Страж империи во мраке и огне
Год за годом в битвах на Святой Войне" (Ария. "Страж Империи")

Трудно с этим не согласиться, но приведенная выше цитата величайшего японского писателя Юкио Мисимы, автора таких произведений как "Золотой храм", "Патриотизм" и др. как-никак очень точно подходит к образу летчиков камикадзе. "Божественный ветер" - так переводится этот термин с японского. В октябре прошлого года исполнилось 70 лет со дня первого формирования военных частей летчиков-смертников.

К тому моменту Япония уже безнадежно проигрывала войну. Оккупация Японских островов американцами приближалась с каждым днем, оставалось меньше года до того момента, как американцы сбросят атомную бомбу на Хиросиму (6.08), и Нагасаки (9.08), якобы мстя за Перл-Харбор, а сегодня обвиняя в этом Россию; дескать, СССР первым испытал ядерное оружие, чтобы применить его на японцах. Ни одного документального подтверждения этому нет и никогда не будет; даже если таковые появятся, то они будут сродни свеженапечатанным зеленым фантикам, которые нужно без лишних раздумий и колебаний сжечь как клевету. Я в аналогичную отместку с удовольствием перепишу ход сражения под Мидуэем в нужном ревизионистском контексте, которое стало переломом войны на Тихоокеанском театре военных действий или же просто изображу американцев как главного агрессора и поджигателя Второй мировой войны; я не постесняюсь назвать их агрессорами войны на Тихом океане, что более чем справедливо. Ибо никогда не должно быть оправданий тому, что в отличие от японцев вытворяли пиндосы, захватывая не только подконтрольные Японии территории, но и превращая страну в свой частный плацдарм для нападения на СССР.

История камикадзе началась в конце октября 1944-го. К тому времени японцы еще удерживали Филиппины, однако с каждым днем силы японцев таяли. Японский флот к тому времени полностью утратил свое господство на море. 15 июля 1944 года войсками США была взята база японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ей источниками нефти в юго-восточной Азии.

Сразу становится очевидным тот факт, что одна из причин поражения Японии во Второй мировой войне - нефть. Американцы уже тогда не скрывали, что полный контроль над нефтяными ресурсами - залог успеха в борьбе за мировое господство и ресурсный голодомор Японии явился всего лишь увертюрой перед большой холодной дипломатической игрой, в результате которой будет уничтожен СССР, что и произошло в 1991-ом. И Япония, и Россия, как правопреемница Советского Союза и даже Корея стали жертвами американской военной и дипломатической агрессии. Именно эта трагедия сегодня должна сплачивать Россию не только с Китаем, с которым у нас сейчас выстраиваются добрососедские партнерские отношения, но и с Японией и Кореей, подвергшихся американскому изуверству. Ведь если та же Япония выступит в поддержку мирного воссоединения Кореи, то она в дальнейшем может переориентироваться на Пекин и Москву, а это уже изоляция США в северной части Тихого океана и перехват Россией стратегической инициативы на Тихоокеанском пространстве; другими словами "пацифизация" вместо "балканизации". Если еще и Гавайи объявят о своей независимости и выйдут из состава США, тогда это уже тихоокеанский коллапс Америки, чего те будут всячески пытаться не допустить.

17 октября 1944 г. американские оккупанты начали битву в заливе Лейте, атаковав остров Сулуан, где находилась японская военная база. Вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение о необходимости формирования отрядов летчиков-смертников. На брифинге он заявил: "Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец. Если летчик, видя вражеский самолет или корабль, напряжет всю свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина более великая слава, чем отдать свою жизнь за императора и за страну?"

Такидзиро Ониси, отец камикадзе

Помимо ресурсного, у японцев наблюдался и кадровый голод. Потери в самолетах были не менее катастрофическими и зачастую невосполнимыми. Япония значительно уступала американцам в воздухе. Так или иначе, но формирование авиаэскадронов смерти стало по сути жестом отчаяния, надеждой если не остановить наступление американцев, то хотя бы существенно замедлить их продвижение. Вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимая, что война уже проиграна, в создании корпуса летчиков-смертников, делался расчет на то, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.

Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни...».

У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.

Термин "камикадзе" напрямую связан с национальной религией японцев - синто (яп. "путь богов"), ведь японцы, как известно, язычники. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.

Особое влияние на японцев оказали такие течения как дзен-буддизм и конфуцианство. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей; принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету сыновней почтительности, провозглашаемых конфуцианством, нашли благодатную почву в японском обществе.

Самурайские традиции гласили, что жизнь не вечна, а воин должен был умирать с улыбкой, бросившись без боязни в скопление врагов, что и было воплощено в духе камикадзе. У летчиков-смертников тоже были свои традиции. Они носили ту же форму, что и обычные пилоты, только единственное отличие было в том, что на каждой из 7-и пуговиц было выбито 3 лепестка сакуры. Неотъемлемой частью стала символическая повязка хатимаки (такую же иногда носили и кадровые пилоты), на которой изображался либо солнечный диск хиномару, либо на ней была выбита какой-нибудь мистический слоган. Наибольшее распространение получил лозунг: "7 жизней за императора".

Еще одной традицией стал глоток саке перед самим взлетом. Если вы смотрели "Перл-Харбор", то наверняка замечали, что и другие пилоты следовали тому же принципу. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским (и вообще - восточно-азиатским) поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

Помимо прощального глотка саке пилоту-смертнику выдавали коробочки с едой (бенто), с 8-ю рисовыми шариками (макидзуси). Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.

Знакомо ли вам имя Томэ Торихамы? Она вошла в историю как "матушка" или "тетя камикадзе". Она работала в закусочной, куда заходили камикадзе за несколько минут до вылета. Гостеприимность Торихама-сан была настолько широка, что летчики стали называть ее мамой (Токко: но хаха ) или тетушкой (Токко: оба-сан ). С 1929 г. и до конца своей жизни она прожила в поселке Тиран (Чиран; не путать со столицей Албании!); в настоящее время это г. Минамикюсю. Когда в Чиран вошли американские оккупанты, она сначала была шокирована отсутствием манер (добавлю, что у всех нынешних и тогдашних американцев это в крови), но потом сменила гнев на милость и стала обходится с ними так же, как и с камикадзе, и те, в свою очередь, ответили взаимностью пилотов-смертников.

Томэ Торихама в окружении камикадзе

Позднее она предпримет усилия для сохранения памяти героев страны. В 1955 году Томэ собрала деньги на изготовление копии статуи Каннон, богини милосердия, которую установили в честь погибших в маленьком храме около музея камикадзе в Тиране.

Статуя богини Каннон в Вакаяме

Добавлю, что известная японская фирма Canon, которой мы обязаны появлением принтеров и печатных устройств, названа как раз в честь этой богини. Богини милосердия.

25 октября 1944 года в заливе Лейте была проведена первая массированная атака камикадзе против вражеских авианосцев. Потеряв 17 самолетов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника. Это был несомненный успех новаторской тактики Ониси Такидзиро, особенно учитывая то, что накануне Второй воздушный флот адмирала Фукудоме Сигеру потерял 150 самолетов, вообще не добившись успеха. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

Однако не все японские пилоты разделяли такую тактику, были и исключения. 11 ноября один из американских эсминцев спас японского летчика-камикадзе. Летчик входил в состав Второго воздушного флота адмирала Фукудоме, переброшенного с Формозы 22 октября для участия в операции «Се-Го». Он пояснил, что по прибытии на Филиппины не велось никаких разговоров о самоубийственных атаках. Но 25 октября группы камикадзе начали спешно создаваться и во Втором воздушном флоте. Уже 27 октября командир эскадрильи, в которой служил летчик, объявил своим подчиненным о том, что их подразделение предназначается для выполнения самоубийственных атак. Сам пилот считал саму идею таких ударов глупой. У него не было намерения умереть, и пилот совершенно искренне признался, что никогда не испытывал желания совершить самоубийство.

В условиях растущих потерь бомбардировочной авиации родилась идея атаковать американские корабли одними истребителями. Легкий «Зеро» не был способен поднять тяжелую мощную бомбу или торпеду, однако мог нести 250-килограммовую бомбу. Конечно, одной такой бомбой авианосец не потопишь, но вывести его из строя на длительный период было вполне реально. Достаточно повредить полетную палубу.

Адмирал Ониси пришел к выводу, что 3 самолета камикадзе и 2 истребителя сопровождения представляли собой небольшую, а потому достаточно мобильную и оптимальную по составу группу. Истребители сопровождения играли чрезвычайно важную роль. Им приходилось отражать атаки вражеских перехватчиков до тех пор, пока самолеты камикадзе не устремятся на цель.

Из-за опасности обнаружения радарами или истребителями с авианосцев летчики-камикадзе использовали 2 метода выхода на цель — полеты на предельно малой высоте 10-15 метров и на предельно большой — 6-7 километров. Оба метода требовали надлежащей квалификации пилотов и надежной техники.

Однако в дальнейшем пришлось использовать любые самолеты, включая устаревшие и учебные, а в летчики-камикадзе шло молодое и неопытное пополнение, которое просто не успевали достаточно обучить.

Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтэн» и небольшие быстроходные катера, начинённые взрывчаткой.

29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», еще 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани-Бэй» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния».

Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

21 марта 1945 впервые была предпринята безуспешная попытка применить пилотируемый самолет-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» отрядом «Боги грома». Этот самолет представлял собой аппарат с ракетным двигателем, спроектированный специально для атак камикадзе, и был оснащен 1200-килограммовой бомбой. Во время нападения самолет-снаряд «Ока» поднимался в воздух самолетом «Мицубиси G4M», пока не оказывался в радиусе поражения. После отстыковки пилот в режиме парения должен был подвести самолет как можно ближе к цели, включить ракетные двигатели и затем протаранить намеченный корабль на огромной скорости. Войска союзников быстро научились атаковать носитель «Оки», прежде чем он сможет выпустить самолет-снаряд. Первое успешное применение самолетов «Ока» произошло 12 апреля, когда самолет-снаряд, пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро, потопил эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л. Абеле».

Йокосука MXY7 Ока

Но наибольший ущерб камикадзе нанесли в боях за Окинаву. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров. 4 британских авианосца получили 5 попаданий самолетов камикадзе. Всего в атаках участвовало 1465 самолётов.
3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека.

Авианосец "Хэнкок" после атаки камикадзе

До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено.

Пожар на авианосце "Банкер-Хилл"

Киеси Огава, камикадзе, таранивший "Банкер-Хилл"

К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев.

Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, погибли 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 члена экипажей самолетов-носителей. Последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане, стал эсминец «Каллагэн». В районе Окинавы 29 июля 1945 года, используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан «Аити D2А» с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил тонущий корабль. Погибли 47 моряков, 73 человека получили ранения.

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Известные камикадзе

Матомэ Угаки — вице-адмирал, командующий 5-м Воздушным Флотом ВМФ Японии. Совершил боевой вылет в район Окинавы с миссией «камикадзе» 15 августа 1945 года в составе группы из 7 самолетов, принадлежащих 701-й авиагруппе. Погиб.

Угаки Матомэ

Сэки, Юкио — лейтенант, выпускник Военно-морской академии. Не разделяя взгляды командования на тактику «камикадзе» подчинился приказу и возглавил первый специальный ударный отряд. Совершил боевой вылет с авиабазы Мабалакат в залив Лейте с миссией «камикадзе» 25 октября 1944 года лидируя в группе из 5 самолетов, принадлежащих 201-му воздушному корпусу. Тараном уничтожил авианосец «Сент-Ло». Погиб. Другими участниками группы был выведен из строя авианосец «Калинин-бей», ещё 2 повреждены. Первая результативная атака камикадзе.

Юкио Сэки

Интересно, что камикадзе перед вылетом пели известную песню "Уми юкаба".

Оригинал:

海行かば (Umi yukaba)
水漬く屍 (Mizuku kabane)
山行かば (Yama yukaba)
草生す屍 (Kusa musu kabane)
大君の (O: kimi no)
辺にこそ死なめ (He ni koso siname)
かへり見は せじ (Kaerimi wa sedzi)

или вариант:

長閑には死なじ (Nodo ni wa sinadzi)

Перевод:

Если морем мы уйдём,
Пусть поглотит море нас,
Если мы горой уйдём,
Пусть трава покроет нас.
О великий государь,
Мы умрём у ног твоих,
Не оглянемся назад.

Шок англосаксов был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.

Следует отметить, что в безвыходных ситуациях, в пылу боя, огненные тараны совершали летчики многих стран. Но никто, кроме японцев, не делал ставку на самоубийственные атаки.

Кантаро Судзуки, премьер-министр Японии в годы войны. Сменил на этом посту Хироси Осиму

Бывший премьер-министр Японии адмирал Кантаро Судзуки сам, не раз смотревший смерти в глаза, так оценивал камикадзе и их тактику: «Дух и подвиги пилотов-камикадзе, безусловно, вызывают глубокое восхищение. Но эта тактика, рассматриваемая с точки зрения стратегии, является пораженческой. Ответственный командир никогда не прибегнет к таким чрезвычайным мерам. Атаки камикадзе — яркое свидетельство нашего страха перед неизбежным поражением, когда не было никаких других возможностей изменить ход войны. Воздушные операции, которые мы начали проводить на Филиппинах, не оставляли возможности уцелеть. После гибели опытных летчиков в самоубийственные атаки приходилось бросать менее опытных и в конце концов тех, кто вообще не имел никакой подготовки».

Память

На "цивилизованном" Западном мире, прежде всего в США и Британии камикадзе всячески поливают грязью. Американцы их записали в один ряд с виновниками-террористами 11 сентября и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Это - лишнее доказательство того, что США - бездушное и больное общество, как справедливо заметил Евгений Викторович Новиков, всячески очерняющее память тех, кто вчера внес свою лепту в освобождение планеты от американского капиталистического глобализма. В Японии благодаря усилиям той самой "матушки камикадзе" Томэ Торихама, был открыт музей, который в этом году отмечает свое 40-летие.

Тиранский музей камикадзе, г. Минамикюсю. Префектура Кагосима, Япония

В музее представлены фотографии, личные вещи и последние письма 1036 армейских лётчиков, включая старое школьное пианино, на котором двое пилотов играли «Лунную сонату» за день до вылета, а также 4 самолёта, модели которых использовались при атаках камикадзе: Накадзима Ки-43 «Хаябуса», Кавасаки Ки-61 «Хиэн», Накадзима Ки-84 «Хаятэ» и сильно повреждённый и проржавевший Мицубиси А6М «Зеро», поднятый со дна моря в 1980 году. Кроме этого, в музее демонстрируются несколько коротких видеороликов, набранных из фотографий и видеозаписей военного времени, а также 30-минутный фильм, посвящённый последним письмам лётчиков.

Рядом с музеем расположен буддийский храм, посвящённый богине милосердия Каннон. Там находится уменьшенная копия статуи Юмэтигай Каннон (Изменяющей сны Каннон), установленной в храме Хорю-дзи в Наре. Пожертвования для её установки собирала «матушка камикадзе» Томэ Торихама, владелица закусочной в Тиране, обслуживавшей военных лётчиков. Внутри реплики хранится свиток с именами погибших пилотов. Вдоль дороги, ведущей к музею, установлены каменные фонари-торо с высеченными на них стилизованными изображениями камикадзе.

Материалы, выставленные в музее, представляют погибших лётчиков в очень положительном свете, изображая их как молодых храбрецов, добровольно пожертвовавших собой из любви к родине, однако это касается только армейских пилотов: упоминаний про лётчиков флотской авиации, которых среди камикадзе было больше, очень мало. Кроме того, музей учитывает только погибших в боях около Окинавы, в то время как несколько сотен армейских камикадзе погибли на Филиппинах и других местах.

Интересно, что 1-ым директором стал «неудавшийся камикадзе» Тадамаса Итацу, который остался в живых благодаря тому, что все вылеты, в которых он принимал или должен был принимать участие, окончились неудачно.

В завершении своего рассказа я хочу задать один вопрос: так что, разве камикадзе - такие же военные преступники, которых нужно смешивать с грязью и судить? Ничего подобного: камикадзе - пример героизма воинов императора, воинов Ямато, воинов своей страны. Своими смертными подвигами они доказали, что их совесть и душа чисты и непорочны, в отличие от тех, кто бомбил их в начале августа 45-го.

Слава Вам, Герои Ямато! Смерть оккупантам!

Мини-галерея










Атака авианосца "Колумбия"


Военная Тайна. Когда начнется крах Американской Империи (начало сюжета про камикадзе с 47-ой минуты):

Ария. Страж Империи:

Камикадзе - это термин, ставший широко известным в годы второй мировой войны. Этим словом обозначали японских летчиков-смертников, атаковавших самолеты и корабли противника и уничтожавших их, идя на таран.

Значение слова "камикадзе"

Появление слова связано с хана Хубилая, который после покорения Китая дважды собирал огромный флот, чтобы достичь берегов Японии и завоевать ее. Японцы готовились к войне с армией, превосходящей их собственные силы во много раз. В 1281 году монголы собрали почти 4,5 тысячи кораблей и стосорокатысячное войско.

Но оба раза до крупного сражения дело не доходило. Исторические источники утверждают, что у берегов Японии корабли монгольского флота были почти полностью уничтожены внезапно разразившимися бурями. Вот эти тайфуны, спасшие Японию от завоевания, и были названы "божественным ветром", или "камикадзе".

А когда во время второй мировой войны стало очевидным, что японцы проигрывают США и союзникам, появились отряды летчиков-смертников. Они должны были если не переломить ход военных действий, то хотя бы нанести как можно больший урон врагу. Этих летчиков и стали называть камикадзе.

Первый полет камикадзе

Уже с самого начала войны случались одиночные тараны, исполняемые пилотами загоревшихся самолетов. Но это были вынужденные жертвы. В 1944 году был впервые сформирован официальный отряд летчиков-самоубийц. Пять пилотов на истребителях "Мицубиси Зеро" под руководством капитана Юкио Сэки вылетели 25 октября с филиппинского аэродрома Мабаракат.

Первой жертвой камикадзе стал американский авианосец "Сент Ло". В него врезался самолет Сэки и еще один истребитель. На корабле начался пожар, и скоро он затонул. Так весь мир узнал, кто такие камикадзе.

"Живое оружие" японской армии

После успеха Юкио Сэки и его товарищей в Японии началась массовая истерия по поводу героических самоубийств. Тысячи молодых людей мечтали совершить такой же подвиг - погибнуть, уничтожив врага ценой своей жизни.

Спешно формировались "специальные ударные отряды", причем не только среди летчиков. Команды смертников были и среди парашютистов, которых сбрасывали на аэродромы или другие технические сооружения противника. Моряки-самоубийцы управляли или катерами, начиненными взрывчаткой, или торпедами огромной мощности.

При этом велась активная обработка сознания молодых людей, им внушалось, что камикадзе - это герои, жертвующие собой ради спасения Родины. Они полностью подчиняются призывавшему к постоянной готовности к смерти. к которому нужно стремиться.

Последний вылет смертников обставлялся как торжественный ритуал. Его неотъемлемой частью были белые повязки на лбу, поклоны, последняя чашка сакэ. И почти всегда - цветы от девушек. И даже самих камикадзе часто сравнивали с цветами сакуры, намекая на быстроту, с какой они распускаются и опадают. Все это окружало смерть ореолом романтики.

Родных погибших камикадзе ждали почет и уважение всего японского общества.

Результаты действий ударных отрядов

Камикадзе - это те, кто совершил почти четыре тысячи боевых вылетов, каждый из которых стал последним. Большинство полетов приводило если не к уничтожению, то к повреждению кораблей и прочей военной техники неприятеля. Им удалось надолго внушить ужас американским морякам. И только к концу войны со смертниками научились бороться. Всего список погибших камикадзе состоит из 6418 человек.

Официальные данные США говорят о примерно 50 потопленных кораблях. Но эта цифра вряд ли верно отражает урон, нанесенный камикадзе. Ведь не всегда корабли тонули сразу после удачной атаки японцев, им удавалось продержаться на плаву иногда несколько суток. Некоторые суда смогли отбуксировать к берегу, где были проделаны ремонтные работы, без которых они были бы обречены.

Если же рассмотреть ущерб живой силе и технике, то результаты сразу становятся внушительными. Ведь даже гигантские авианосцы, обладающие огромной плавучестью, не застрахованы от пожаров и взрывов в итоге огненного тарана. Многие корабли выгорали практически полностью, хоть и не шли на дно. Повреждения получили около 300 кораблей, погибли около 5 тысяч моряков США и союзников.

Камикадзе - кто это такие? Переоценка ценностей

После 70 лет, прошедших с появления первых отрядов смертников, японский народ пытается определить для себя, как же к ним относиться. Кто такие камикадзе? Герои, сознательно выбравшие смерть во имя идеалов бусидо? Или жертвы, одурманенные государственной пропагандой?

Во время войны сомнений не возникало. Но вот архивные материалы приводят к размышлениям. Даже первый камикадзе, знаменитый Юкио Сэки, считал, что Япония зря убивает своих лучших пилотов. Они принесли бы больше пользы, продолжая летать и атаковать врага.

Как бы ни было, камикадзе - это часть истории Японии. Та часть, которая у простых японцев вызывает и гордость за их героизм, и самоотречение, и жалость к людям, погибшим в расцвете лет. Но равнодушным она не оставляет никого.

Знаешь, мама, завтра я стану ветром,

По священной воле разящим свыше.

Я прошу тебя о любви и вере,

И прошу - сажайте у дома вишни,

Я увижу, мама - я стану ветром.

Божественный ветер

Групповой снимок шести японских летчиков камикадзе в летной форме и личными подписями. Такие снимки обычно
делали накануне последнего вылета. Предположительно 1945 год.

15 октября 1944 года с небольшого военного аэродрома на Филиппинах поднялся истребитель. На базу он не вернулся. Да, впрочем, никто и не ожидал его возвращения: ведь он пилотировался первым летчиком-смертником (камикадзе) контр-адмиралом Арима, командиром 26-й воздушной флотилии.

Молодые офицеры пытались отговорить контр-адмирала от участия в смертельном полете. Но он сорвал со своего мундира знаки различия и сел в самолет. По иронии судьбы Арима не сумел выполнить задачу. Он промахнулся и врезался в морские волны, не достигнув цели американского корабля. Так началась одна из самых мрачных боевых кампаний второй мировой войны на Тихом океане.


Тактика камикадзе предельно проста: пробиться через огонь зенитной артиллерии американских кораблей и направить свой самолет в смертельное пике на палубу вражеского авианосца. Для выполнения такой задачи от пилота не требовалось особого мастерства, а в фанатиках, желающих добровольно отдать свою жизнь за императора и Японию, недостатка не было. В несколько дней на Филиппинах из остатков морской авиации были сформированы четыре эскадрильи, получившие символические имена: «Асахи» («Восходящее солнце»), «Ямадзакура» («Дикая вишня» — поэтический символ Японии), «Сикисима» (поэтическое название Японии) и «Ямато» (древнее название Японии), а все соединение летчиков-смертников — «Камикадзе Токубецу Когекитай» — Ударное соединение специального назначения «Камикадзе».

Японский пилот-камикадзэ капрал Юкио Араки (в центре фото со щенком в руках) с товарищами по 72-й эскадрилье «Синбу» на аэродроме Бансей

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.

Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.

Солдат обязан быть высоконравственным человеком.

Солдат обязан жить простой жизнью


Ониси Такидзиро. Человек, которого называют «отцом камикадзе»

Японские пилоты-камикадзе перед боевым вылетом с аэродрома Тёси к востоку от Токио. Слева направо: Тетсуя Йено (Tetsuya Ueno), Косиро Хаяси (Koshiro Hayashi), Наоки Окагами (Naoki Okagami), Такио Ои (Takao Oi), Тосио Йоситаке (Toshio Yoshitake). Из восемнадцати пилотов, участвовавших в этом вылете, уцелел только Тосио Йоситаке: его самолет был сбит американским истребителем, совершил аварийную посадку и пилот был спасен японскими солдатами.

Пилоты сфотографированы на фоне истребителя Мицубиси А6М «Зеро».



Группа «Сикисима» из первого Корпуса Специальных Атак готовится к вылету с авиабазы Мабалакат на Филиппинах. Люди запечатлены за церемониальным прощальным тостом. Командир группы — лейтенант Юкио Сэки — с чашкой воды в руках. Вице-адмирал Ониси — в центре фотографии лицом к пяти членам группы «Сикисима». Человек, предлагающий Сэки чашку воды — Асаити Тамаи (20 октября 1944).


Лейтенант Секи Юкио!!

— Священный ветер… Спасенная родина… Путь воина… Американские авианосцы… — и наконец назвал имя — Юкио Секи.

Юкио Секи стоял первым в шеренге. У него было сухое, с провалившимися щеками лицо. Глаза напряжены и полузакрыты. Каждое слово генерала он жадно ловил, чтобы бережно унести с собой в небо. Все мы знали: приготовлено девять машин, под сиденьем у каждого летчика укреплен ящик с толом. Прежде чем бросить с высоты машину на американский корабль, каждый летчик выдернет из ящика предохранитель…


Последний полет!! На переднем плане Секи Юкио!!
Проводы на острове Иводзима!


Гибель эскортного авианосца "Сен-Ло" и лейтенанта Секи Юкио.

Конвойный авианосец "St. Lo" горит после атаки камикадзе.

11 апреля 1945 года. Самый большой американский военный корабль — линкор «Миссури» — за мгновения до того, как его поразит камикадзе на самолете «Zero». Самолет ударил корабль ниже главной палубы, нанеся минимальный урон и не вызвав никаких катастрофических последствий. Фото: U.S. Naval Historical Center

Авианосц "Банкер Хилл" 11 мая 1945 года после атаки "токкотаи". Через пару минут авианосец атакует еще один самоубийца. Один врезался прямо в гущу находившихся в кормовой части палубы самолетов и вызвал сильный пожар. Отделившаяся от самолета бомба пробила несколько палуб, наружную обшивку и взорвалась у поверхности воды, изрешетив осколками левый борт корабля. Второй самолет пробил полетную палубу рядом с <островом> и взорвался внутри корпуса, вызвав пожары в галерейной палубе. Оторвавшийся от самолета двигатель угодил в помещение флагманского командного пункта (на <Банкер Хилле> держал флаг командующий соединением TF-58 адмирал Митшер) и стал причиной гибели большинства находившихся там штабных офицеров. Потери в его экипаже оказались очень тяжелыми: 391 убитый и 264 раненых. Кроме того, на авианосце сгорели почти все самолеты.

Пылает «Банкер Хилл»


Вид на горящий авианосец «Банкер Хилл» (USS Bunker Hill, CV-17) с линкора «Южная Дакота» (USS South Dakota, BB-57).

11 мая 1945 г. авианосец «Банкер Хилл» был поражен двумя самолетами японских камикадзе, произведенных с интервалом 30 секунд. Погибли 372, получили ранения 264 военнослужащих. Большинство погибших задохнулись продуктами горения во внутренних помещениях корабля.

Пилот-камикадзе Киёси Огава, который атаковал американский авианосец «Банкер-Хилл»


12 апреля 1945 года школьницы провожают лейтенанта Тосио Анадзава на смерть, которая ждет его в районе Окинавы, размахивая ему вслед ветками вишни. Ответный салют пилота адресован не столько школьницам, сколько родной стране и вообще жизни. На борту его самолета «Hayabusa» 250-килограммовая бомба

Лёгкий крейсер США "Колумбия" атакован камикадзе в заливе Лингаен. 6 января 1945 года.


Пилоты-камикадзе на фото 1944 года, сделанном в городе Тёси (восточнее Токио), перед боевым вылетом в сторону Филиппин (Reuters).

Пилот-камикадзе повязывает хатимаки.

Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.



Атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года. Жертвой оказался тяжёлый крейсер «Австралия», который был флагманом австралийского флота. Самолет, предположительно, Aichi D3A или Mitsubishi Ki-51, был вооружен 200-килограммовой бомбой. Столкновение произошло в районе надстройки крейсера «Австралии». Кораблю повезло: бомба не взорвалась. В результате атаки погибло 30 человек, в том числе командир корабля. Было ранено 64 человек. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт. К концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе.


Поврежденный крейсер «Австралия»

Не добраться им до порта,

Вот и всё, касаюсь борта,

И в расширенных зрачках отражён

Весь мой долгий путь до цели,

Той, которая в прицеле,

Мне взрываться за других есть резон.



Поврежденный эсминец!


Удар камикадзе в линкор «Мэрилэнд». В тот раз, 25 ноября 1944 г. повреждения оказались значительными — повреждена башня ГК, погиб 31 моряк


Горит «Саратога» — три удара камикадзе привели к потере 36 самолетов авиакрыла, была разрушена вся носовая часть, погибло 123 моряка


Последнее пике. Цель — крейсер «Колумбия»


Завалы на палубе HMS Formidable. От мощных сотрясений лопнул паропровод ГЭУ, упала скорость, вышли из строя радары — в самый разгар боя корабль утратил боеспособность

Последствия атаки камикадзе

Бывший японский пилот-камикадзе Хичиро Наемура (Hichiro Naemura) держит в руках свой портрет военных лет, стоя возле истребителя "Mitsubishi A6M Zero" в Имперском военном музее в Лондоне, куда он приехал на встречу с британскими ветеранами, пережившими войну, в честь презентации книги "Камикадзе: японские боги самоубийств". 7 октября 2002 года (Reuters)

Из прощального письма мл. лейтенанта Шунсуке Томиясу: «Сегодня судьба нашей страны в моих руках. Мы — защитники нашей страны. Вы можете забыть меня, когда меня не будет, но, пожалуйста, живите лучше, чем вы жили раньше. Не беспокойтесь и не унывайте».

Памятник камикадзе. Этот памятник, прославляющий героизм японских лётчиков-камикадзе, стоит в наши дни в храме Ясукуни в Токио

"Я улетаю в небо. Небо станет моей могилой. Я умираю за императора.". Такие хайку писали на своих хатимаках пилоты-камикадзе. "Не плачь. Не сожалей. Я вернусь домой. Встречай меня в храме Ясукуни. Я буду там".

В завершении поста аккомпанемент к выше написанному и увиденному, хит Розенбаума, простая музыка, простые слова как жизнь и смерть камикадзе!! Банзай вам славные сыновья своей Родины!!

Твой сын уходил в никуда бесконечно гордой
Игрушкой, завод у которой – на два часа.
Осою впивался во вражеские аорты
Его деревянный пылающий «Кокусай».

Эти самолёты были рассчитаны всего на один полёт. Билет в одну сторону. Они были сделаны из берёзовой фанеры, оснащены устаревшими списанными двигателями и лишены вооружения. Их пилоты имели самую низкую степень подготовки, они были просто мальчишками после пары недель тренировок. Подобная техника могла родиться только в Японии, где красивая смерть искупала сколь угодно бессмысленную и пустую жизнь. Техника для настоящих героев.

Вот так их провожали девушки:

Самолёты камикадзе

К 1944 году военная техника Японии и авиация в частности безнадёжно отставала от западных аналогов. Не хватало также подготовленных пилотов и тем более топлива и запчастей. В связи с этим, Япония была вынуждена серьёзно ограничивать авиационные операции, что ослабляла её и без того не слишком прочные позиции. В октябре 1944 года американские войска атаковали остров Сулуан: это стало началом знаменитого сражения в заливе Лейте близ Филиппин. Первый воздушный флот японской армии насчитывал всего лишь 40 самолётов, не способных оказать морскому флоту хоть сколько-нибудь весомую поддержку. Именно тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси, командующий первым воздушным флотом, принял во многом историческое решение.

19 октября он заявил, что не видит иного способа нанести войскам союзников какой-либо заметный урон, помимо применения лётчиков, готовых отдать жизнь за свою страну и обрушить свой самолёт, вооружённый бомбой, на вражеский корабль. Подготовка первых камикадзе заняла около суток: уже 20 октября были переоборудованы 26 лёгких палубных истребителей «Mitsubishi A6M Zero». 21 октября был совершён пробный вылет: атакован флагман австралийского флота тяжёлый крейсер «Австралия». Пилот-камикадзе не нанёс кораблю слишком серьёзных повреждений, но, тем не менее, погибла часть команды (в том числе и капитан), а крейсер некоторое время не мог принимать участия в сражениях - встал на ремонт до января 1945 года. 25 октября была совершена первая в истории успешная атака камикадзе (против американского флота). Потеряв 17 самолётов, японцы потопили один корабль и серьёзно повредили ещё 6.

На самом деле, культ красивой и почётной смерти был известен в Японии испокон веков. Доблестные пилоты были готовы отдать свои жизни за Родину. В подавляющем большинстве случаев для атак камикадзе применялись обычные самолёты, переделанные для транспортировки одной-единственной тяжёлой бомбы (чаще всего это были массовые «Mitsubishi A6M Zero» различных модификаций). Но для камикадзе проектировалась и «специализированная техника», отличавшая простотой и дешевизной конструкции, отсутствием большинства приборов и хрупкостью материалов. О ней и пойдёт речь.

Mitsubishi A6M Reisen , более известный как «Zero» (или «Rei shiki Kanjo sentoki» по-японски), был, безусловно, самым массовым японским истребителем-бомбардировщиком второй мировой войны. Он начал производиться в 1939 году. В его обозначении «А» обозначает тип самолёта (истребитель), «6» - модель (он как раз сменил модель «5», выпускавшуюся с 1936 по 1940 год и стоявшую на вооружении до 1942 года), а «М» - «Mitsubishi». Прозвище «Zero» самолёт получил за номенклатуру модели 00, произошедшую от последних цифр года начала массового производства (2600 по японскому календарю, он же 1940). Для работы над «Zero» была выделена группа лучших инженеров компании «Mitsubishi» во главе с конструктором Дзиро Хорикоси.

«Zero» стал одним из лучших палубных истребителей II мировой войны. Он отличался очень высокой дальностью полёта (около 2600 километров) и великолепной маневренностью. В первых боях 1941-42 гг. ему не было равных, но уже к осени 1942 года над полем боя стали во все больших количествах появляться новейшие «Аэрокобры» и другие, более совершенные самолёты противника. Reisen морально устарел за какие-то полгода, а достойной замены ему не было. Тем не менее, он выпускался до самого конца войны и потому стал наиболее массовым японским самолётом. Он имел более 15 различных модификаций и был изготовлен в количестве более 11000 экземпляров.

«Zero» был очень лёгким, но при этом довольно хрупким, так как его обшивка делалась из дюралюминия, а кабина пилота не имела брони. Низкая нагрузка на крыло позволяла обеспечить высокую скорость сваливания (110 км/ч), то есть способность к крутым разворотам и повышенную маневренность. Помимо того, самолёт был оснащён убирающимися шасси, что улучшало аэродинамические параметры машины. Наконец, обзорность кабины пилота также была на высоте. Самолёт должен был оборудоваться по последнему слову техники: полный набор радиооборудования включая радиокомпас, хотя в реальности, конечно, оборудование самолётов не всегда соответствовало планируемому (к примеру, помимо командирских машин, на "Zero" не ставили радиостанций). На первые модификации ставились две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемёта, плюс к тому предусматривались крепежи для двух бомб весом 30 или 60 килограмм.

Первые же боевые вылеты «Zero» обернулись блестящим успехом для японского воздушного флота. В 1940 году они разгромили китайский воздушный флот в показательном сражении 13 сентября (по непроверенным данным было сбито 99 китайских истребителей против 2 у японцев, хотя по данным историка Дзиро Хорикоши погибло не более 27 "китайцев"). В 1941 «Zero» поддержали свою репутацию, одержав ряд побед на огромных пространствах от Гавайев до Цейлона.

Тем не менее, японский менталитет работал против Японии. Пусть невероятно маневренные и быстрые, «Zero» были лишены всяческой брони, а гордые японские пилоты отказывались надевать парашюты. Это вело к постоянным потерям квалифицированных кадров. В предвоенные годы ВМФ Японии не нажил системы массовой подготовки летчиков - эта карьера считалась заведомо элитарной. По воспоминаниям лётчика Сакаи Сабуро, летная школа в Цутиуре, в которой он учился - единственная где готовили истребителей флотской авиации - в 1937 году получила полторы тысячи заявок от потенциальных курсантов, отобрала для обучения 70 человек и через десять месяцев выпустила 25 пилотов. В последующие годы цифры были чуть выше, но годичное "производство" летчиков-истребителей составляло около сотни человек. Кроме того, с появлением лёгких американских «Grumman F6F Hellcat» и «Chance Vought F4U Corsair» «Zero» стали стремительно устаревать. Маневренность уже не спасала. Grumman F6F Hellcat:

«Mitsubishi» стала стремительно вносить изменения в конструкцию и «плодить» модификации самолёта: «А6М3» типов 32 и 22, «А6М4», «А6М5» типа 52. Последний (в модификации «Hei») получил бронеспинку и бронезаголовник для пилота. Большая часть модификаций рассчитывалась на дальнейшее увеличение маневренности, как фирменного знака «Zero», а также роста огневой мощи, в том числе и скорострельности. Скорость модели 52 была доведена до 560 км/ч.

Нас более всего интересует модификация «Mitsubishi A6M7» , разработанная специально для атак камикадзе и модификация «Mitsubishi A6M5», которая ввиду массовости чаще всего переоборудовалась для этих же целей. В первых боях в октябре и ноябре 1944 года с «А6М5» производили следующие действия: демонтировали пулемёты и пушки, а под фюзеляж устанавливали 250-килограммовую бомбу.

«А6М7», хотя и был «самолётом-самоубийцей», нёс на борту не только бомбу, но и два 13,2-мм крыльевых пулемёта, что позволяло перед последней атакой использовать его в качестве пикирующего истребителя. Единственное, что реально отличало его от модели «А6М6», был более дешёвый, упрощённый вариант двигателя «Nakajima Sakae 31b» без системы впрыска водно-метаноловой смеси. Кроме того, на самолёте устанавливались два дополнительных 350-литровых топливных бака для увеличения дальности полёта. Это позволяло нанести удар с большего расстояния. С учётом того, что топливо заправлялось из расчёта полёта в один конец, расстояние, преодолеваемое самолётом-самоубийцей, увеличивалось ещё практически вдвое, что способствовало "неожиданности" японских атак на флот союзников.

Всего смертельные атаки совершили 530 самолётов типа «А6М», хотя под нужды камикадзе было переоборудовано более 1100 представителей этой модели. Надо отметить, что окончательно устаревшие к концу войны предшественники «Zero» модели «A5M» также активно использовались для смертельных атак. Собственно, практически все последние сохранившиеся «пятые» модели, изношенные донельзя, окончили свою жизнь таким образом.

Несмотря на то, что «А6М» не был специально разработан для камикадзе, именно он стал самым распространённым пилотируемым снарядом второй мировой войны и использовался в таком качестве практически и каждом воздушном бою с участием японского флота.

Nakajima Ki-115 Tsurugi стал первым и, по сути, единственным самолётом, разработанным специально для атак камикадзе. Его разработка началась в январе 1945 года, когда «запасы» старых изношенных самолётов, годных для переоборудования в летающие гробы, стали истощаться. Задача перед конструкторами стояла простая: лёгкость, скорость, маневренность. Никакого вооружения (кроме бомбодержателей) и брони. Максимальная дешевизна материалов и простота в изготовлении. Главным инженером был назначен конструктор фирмы «Накадзима» Аори Кунихара.

Конструкция Ki-115 была упрощена до абсурда. Подобный самолёт можно было собрать «на коленке» практически в любых условиях и оборудовать абсолютно любым двигателем мощностью от 800 до 1300 л.с. Каркас сваривался из стальных труб, капот делался из листовой жести, фюзеляж – из дюралюминия, а хвостовая часть и вовсе имела полотняную обшивку. В углублении под фюзеляжем крепилась одна 800-килограммовая бомба. Кабина пилота была открытой, а на лобовом стекле был нарисован прицел, что упрощало попадание в цель.

Собственно, самолёт был предназначен для производства неквалифицированными рабочими из подручных материалов и для управления неквалифицированными пилотами. Правда, самолётом было довольно трудно управлять на земле. Шасси предназначалось только для взлёта и отбрасывалось, как только самолёт отрывался. Пути назад для камикадзе не было. Вот панель управления этого самолёта:

Самолёты пытались усовершенствовать, например, снабдить ракетными ускорителями, но на подобные работы уже, по сути, не оставалось времени. Также изготовили несколько опытных экземпляров модификации «Otsu» с деревянными крыльями большей площади. Всего было изготовлено 105 экземпляров самолётов «Ki-115», но об их существовании союзники узнали уже после войны. Ни один «Меч» (так переводится «Tsurugi») так и не был использован во время боевых действий.

Впрочем, была и ещё одна модель, разработанная «с нуля» специально для самоубийственных атак. Это был самолёт Kokusai Ta-Go . Его разработала группа офицеров во главе с авиационным техником Ёшиуки Мизуама в начале 1945 года.

Самолёт был целиком сделан из дерева (деревянных и фанерных реек на металлическом каркасе) и полотна, только стойки шасси и моторама были металлическими. В качестве силового агрегата применялся рядный двигатель «Hitachi Ha-47» мощностью 510 л.с., а из вооружения на самолёте устанавливалась одна бомба весом 500 килограмм. Даже капот двигателя делали из фанеры, а не из жести, как на других конструкциях «одноразового использования».

Что характерно, самолёт вообще не имел скруглённых поверхностей, собираясь, по сути, из деревянных листов. Это позволяло изготовить машину даже в столярной мастерской. Шасси не убирались вообще, амортизаторы делались из обычной резины, а хвостовой костыль вместо третьего колеса – из сваренных труб. Из приборов в кабине были компас, спидометр и высотомер. Самолёт был лёгким и довольно медленным, единственное вооружение, которое он мог нести, - это 100-килограммовая бомба.

В июне 1945 года единственный опытный «Kokusai» поднялся в воздух. До конца войны японцы так и не успели запустить «Бамбуковые копья» («Ta-Go») в серийное производство.

В 1945 году был разработан ещё один специализированный самолёт-камикадзе - Mitsubishi Ki-167 . В отличие от своих «собратьев», модель Ki-167 была бомбардировщиком, причём довольно тяжёлым. Данные об этом самолёте противоречивы, но большая часть источников сходится на том, что 17 апреля 1945 года три машины Ki-167 произвели боевой вылет в районе Окинавы. Не обнаружив цели, две машины вернулись на базу (у этих самолётов шасси не отбрасывалось), а третий взорвал свою бомбу по техническим причинам. Единственное фото этого самолёта:

Базовой моделью для Ki-167 служил средний бомбардировщик-торпедоносец Ki-67 «Hiryu», принятый на вооружение в конце 1943-го года. Модель 167 оборудовали огромной бомбой «Сакурадан» весом 2900 килограмм. Для транспортировки такого веса была серьёзно модернизирована аэродинамика самолёта. Документация на Ki-167 была уничтожена после войны, поэтому о нём практически нет конкретных сведений.

Но, наверное, самым знаменитым летательным аппаратом камикадзе, «засветившимся» во многих кинофильмах и описанным в книгах, стал легендарный самолёт-снаряд Yokosuka MXY7 Ohka . Его проект разработала группа исследователей Токийского университета во главе с бывшим боевым лётчиком Мицуо Отой осенью 1944 года. В отличие от обыкновенного самолёта снаряд «Ohka» вообще не имел шасси и предназначался исключительно для запуска с носителя. Самолёт полностью делался из дерева и мог быть изготовлен с использованием неквалифицированной рабочей силы. На нём устанавливались три ракетных ускорителя.

В качестве носителя использовалась специальная модификация тяжёлого бомбардировщика «Mitsubushi G4M2 Tei». Помимо крепежей для самолёта-снаряда под фюзеляжем эта модификация снабжалась дополнительной бронёй, так как именно носитель был фактором повышенного риска в атаках ракеты «Ohka». Медлительный и неповоротливый бомбардировщик было достаточно легко сбить в отличие от быстрого снаряда с ракетными ускорителями.

Первая модификация «MXY7 Ohka» носила индекс «11» и несла в носовой части заряд весом в 1200 килограмм. Пробивная способность самолётов-снарядов оказалась чудовищной: известен случай, когда ракета вообще прошила американский эсминец «Стэнли» насквозь, что спасло его от затопления. Но если ракета попадала в цель, то разрушения были очень велики. Правда, дальность полёта самолёта-снаряда чаще всего была меньше, чем радиус поражения противовоздушной обороны; в связи с этим ракеты не всегда удавалось успешно запустить.

Впервые «Ohka» была использована в марте 1945 года, а 12 апреля при помощи этих самолётов был потоплен первый корабль – эсминец «Маннерт П.Абель». Обратите внимание на размеры бомбы:

Естественное, прогресс не стоял на месте, и от конструкторов требовали усовершенствования конструкции. Дальнейшее развитие конструкции самолёта-снаряда привело к появлению модификации «модель 22». Новая разработка была направлена, в первую очередь, на запуск с более совершенного и защищённого самолёта-носителя «Kugisho P1Y3 Ginga». Она была меньше по размерам и несла на себе гораздо меньший по весу заряд (всего 600 килограмм). Помимо того, более мощный реактивный двигатель «Цу-11» позволял запускать снаряд на большем расстоянии от цели. Всего было изготовлено 50 экземпляров модификации «22», а первый пробный полёт состоялся в июле 1945 года.

Впоследствии были разработаны (но так и не вышли из стадии проекта) ещё несколько модификаций «Yokosuka MXY7 Ohka»: модель 33 (для запуска с самолёта «Рензан» G8N1), модель 43а (для запуска с катапульт подводных лодок – со складывающимися крыльями; в модификации «b» законцовки крыльев отбрасывались вообще), модель 21 (по сути, гибрид моделей 11 и 22) и модель 53 с турбореактивным двигателем. Было даже изготовлено два учебных экземпляра модели 43 «Вакасакура» с посадочной лыжей и второй кабиной, но дальше этого дело не пошло.

Именно из-за медлительности носителей эффективность применения самолётов-снарядов была не слишком высока. Многие пилоты гибли бессмысленно, потери противника были не столь велики. В связи с этим американцы даже в официальных документах назвали японские самолёты-снаряды словом «Baka» («дурак»).

К слову, ввиду того, что двигатели, тем более ракетные, были недёшевы, разрабатывались также проекты планеров-камикадзе, не обременённых силовыми агрегатами, например, Yokosuka Shinryu . Разработка началась в мае 1945 года под руководством инженера Сакакибара Сигеки. Был изготовлен и испытан один прототип планера: он мог нести заряд в 100 кг и разгоняться до 300 км/ч. Старт планера осуществлялся с земли при помощи стационарных ракетных ускорителей «Toku-Ro 1 Type 1». Они запускались всего на 10 секунд, но этого хватало для старта.

Испытания прошли неудачно: пилот сделал вывод, что планер очень сложен в управлении, и низкоквалифицированные пилоты-камикадзе просто не смогут им управлять. Помимо того, ракетные двигатели были слишком дороги не несовершенны. Проект усовершенствованного планера «Shinryu II» остался только на бумаге, а вскоре и работы по первой модели были полностью свёрнуты.

Кстати, в 1944 году началась разработка ещё одного типа «самоубийственной техники». Это были легендарные торпеды «Кайтэн», запускаемые с подлодок или кораблей и управляемые смертниками. Пилот садился в рубку управляемой ракеты, люк наглухо задраивался.

Первые «Кайтэны» предусматривали механизм катапультирования пилота, но водители торпед попросту отказывались ими пользоваться. В отличие от самолётов камикадзе, «Кайтэны» практически не имели успеха. Слишком дорогие в изготовлении и ведущие к потерям личного состава, они редко доплывали до цели, будучи перехваченными ответными торпедами противника или системами противоторпедной обороны. Всего во время войны было подготовлено 10 групп водителей «Кайтэнов», после чего их производство было свёрнуто.

Надо сказать, что многие японские самолёты использовались для атак камикадзе. В основном, это были устаревшие, снятые с вооружения модели, которые наскоро переоборудовались для транспортировки одной-единственной бомбы. К примеру, для подобных целей была создана модификация строящегося в 1939-1944 годах среднего бомбардировщика Kawasaki Ki-48 («Kawasaki Ki-48-II Otsu Kai»), но в боях она не использовалась ни разу. Средний бомбардировщик Mitsubishi Ki-67 тоже имел модификацию-камикадзе: Mitsubishi Ki-67-I-Kai «To-Go».

В 1945 году разрабатывался также проект развития модели «Nakajima Ki-115 Tsurugi» под названием Ki-119, но эта машина так и осталась на бумаге. В документах также упоминается самолёт «Rikugun To-Go», но никаких конкретных сведений об этом самолёте-самоубийце нет.

В 1944-45 годах японская армия и воздушный флот подготовили около 4000 камикадзе, которые потопили и повредили более 300 кораблей союзников. Впрочем, добровольцев было чуть ли не в три раза больше: не хватало техники. Впрочем, многие «добровольцы» просто получали приказ. И не могли его нарушить. Перед вылетами двадцатилетние мальчишки-cмертники выпивали ритуальную чашку сакэ и повязывали голову белой полосой ткани с красным кругом («хатимаки»).

А потом они поднимали в воздух свои самолёты без шасси и погибали за страну, которую любили больше собственной жизни.

Впрочем, часто в роли камикадзе выступали и опытные пилоты. Самым известным пилотом-самоубийцей стал вице-адмирал Матомэ Угаки. 15 августа 1945 года в ряду других пилотов он совершил вылет на пикирующем бомбардировщике «Yokosuka D4Y Suisei» и героически погиб недалеко от острова Окинава Собственно, такая смерть была чем-то вроде аналога ритуального самоубийства сеппуку, почётного для самурая. Кстати, «отец камикадзе» вице-адмирал Такидзиро Ониси также совершил ритуальное самоубийство незадолго до капитуляции Японии, 16 августа 1945 года, когда стало ясно, что война проиграна.

Некоторые образцы самолётов-камикадзе и сейчас можно увидеть в японских музеях. Мысль о том, что человек, садящийся в такой самолёт, знал, что уже никогда не вернётся домой, заставляет отвернуться и перейти к другим экспонатам.

P.S. На самом деле, «камикадзе» - это всего лишь одна из разновидностей так называемых «тэйсинтай» , добровольцев-смертников, готовых отдать жизнь за свою Родину. Тэйсинтай работали не только в авиации, но и в других воинских подразделениях. Например, существовали целые группы парашютистов-смертников, которые вооружались бомбами и сбрасывались на технику противника. Точно так же работали и наземные тэйсинтай, которые ценой своей жизни уничтожали офицеров противника, радиолокационные точки и прочие объекты. Иногда тэйсинтай использовали маленькие катера и управляемые ракеты, чтобы производить свои атаки на воде.

P.P.S. К концу II мировой войны самолёты для пилотов-смертников разрабатывались и в Германии. В пилотируемый самолёт была переоборудована летающая бомба Fi-103R «Райхенберг» (модификация «Fi- 103R-IV»). Был набран отряд самоубийц-добровольцев и даже организованы специализированные курсы по пилотированию летающих бомб. Но психология дала себя знать. Германия уже, по сути, сдавала позиции, и у пилотов не было желания отдавать свои жизни «за пустышку». Несмотря на то, что проект немецких камикадзе курировал лично Гиммлер, он был свёрнут, так, по сути, и не начавшись.