Занятие для дошкольников по революции 1917 года. Революция для самых маленьких. Бог был с детьми

» опросил своих друзей, какие звуки их больше всего раздражают.

«Oтвeты пoлучил caмыe рaзныe. Oднoгo нeрвируeт вoй cирeн. Другoгo cтрaшнo рaздрaжaют выcтуплeния пoлитикoв. Мoй друг из Мичигaнa cкaзaлa, чтo былa бы cчacтливa, ecли бы из жизни иcчeзли cтрoитeльныe шумы. Знaкoмaя пиcaтeльницa пoжaлoвaлacь нa плoтникoв пo coceдcтву, мeшaвших eй cocрeдoтoчитcя. Мoлoдaя дeвушкa хoтeлa бы зaпрeтить бaрaбaнить пaльцaми пo cтoлу. Рaдиo рaccкaзaлo oб oчeрeднoм cлучae гдe-тo вo Флoридe, гдe нeмoлoдoй бeлый вoдитeль oткрыл oгoнь пo мaшинe c чeрными пoдрocткaми, из-зa тoгo, чтo „их грoмкaя музыкa и вызывaющee пoвeдeниe зacтaвили eгo пoчувcтвoвaть угрoзу“. Ктo-тo cкaзaл мнe, чтo кaк рaз бoитcя тишины и cтaрaeтcя зaпoлнять ee», — oтмeчaeт экcпeрт.

И A REX: Какие звуки вас больше всего раздражают?

Герман Янушевский , социолог и системный аналитик:

В конечном счете, это так. Но, есть детали. Каждая живая клетка организма имеет мембранную оболочку, через которую она осваивает только важные для её жизни элементы. Все остальное она, автоматически проверяя его на полезность, просто не воспринимает. Это называемая избирательность. Так и сознание, как продукт той же материи, так же имеет способность отсеивать ненужную, или непонятную информацию, такую, которая либо не знакома, либо антагонистична ему. Это называется забытым словом интерес. Хотя именно он управляет поведением человека.

А все остальное, невоспринимаемое и клеткой, и сознанием, и есть «шум», фон, какой существует всегда и везде, дома и во вселенной. Человек с пеленок живет в шуме, хаосе звуков и поэтому адаптировался и его не воспринимает. Как в швейном цехе, напр. А то, что за окном работает сутками дизельный молот-забивщик свай, от соседа доносится громкая музыка, пусть даже и с любимыми мелодиями, и пр., то это уже не шум, не фон жизни. Это «агрессия звука». Он разрывает привычное восприятие, насилует перепонки, изменяет частоту самого тела, у которого каждая оригинальна. Агрессия звука нарушает биоритмы человека. Иерихонские трубы — исторический пример. А высокочастотный звук может просто убить. Вот Законы и должны приниматься именно против такой агрессии. Как агрессивность табачного дыма в роддоме!

А, вообще-то, это разговор к чему? Нас, думаю, всех, весьма заинтересовала бы социально-психологическая ситуация в американском обществе в связи с финансовыми проблемами, с движением экономики куда-то, реакцией обывателя и пр. Ведь Михаэль наше «окно» в Америку. Окно, а не кривое зеркало, как многие.

Александр Тимофеев , политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты «Служу Отечеству»:

Сколько людей, столько и мнений. В действительности, нас раздражает не сам шум, а частоты, на которых мы его воспринимаем. Разумеется, это не относится к случаям, когда ночью или ранним утром мы просыпаемся из-за того, что кто-то из соседей начал делать ремонт и сверлит стену, в этих случаях мы раздражены нарушением своего внутреннего распорядка. Однако применительно к остальным случаям мы реагируем не столько на сам звук, сколько на частоту. Вспомните, какое раздражение у многих вызывает звук, получающийся в результате трения пенопласта о стекло — тонкий, высокий, пронзительный и ужасающе неприятный. Но он неприятен для тех, кто реагирует на определенные частоты.

Точно так же может быть неприятен чей-то высокий визгливый голос (что вполне применимо к выступлению некоторых политиков). Однако в данном случае публику можно подготовить к восприятию — достаточно вспомнить выступления Адольфа Гитлера. Он обычно начинал свои речи довольно спокойно, постепенно повышая накал и тональность речи, заканчивая истеричными возгласами на несколько октав выше своего нормального голоса. В итоге, публика была в экстазе — они были подготовлены к восприятию.

Применительно к строительному шуму и громкой музыке нас раздражает не сам шум, а то. что он не соответствует нашему настроению в данный момент. Если у вас дома вечеринка, вы почти не заметите, что соседи снизу тоже отмечают какой-то праздник. Если с утра начинаете делать ремонт, вас не будут беспокоить такие же шумы из-за стены.

Но если вы отдыхаете, посторонний шум доставит вам большое беспокойство. Применительно к ночным ремонтам в России вполне можно аппелировать к законодательным нормам — как федеральным, так и местным, согласно которым установлен временной порядок производства работ. который вызывают шум и могут причинить беспокойство другим гражданам. Если соседи начинают сверлить стены после 23-00 (в отдельных регионах — после 21-00 или 22-00), можно вызвать участкового инспектора, который должен будет составить акт об административном правонарушении. Впрочем, у нас этим правом почти никто не пользуется — большинство людей предпочитают либо разбираться самостоятельно (типа пойти поскандалить с соседом или начать стучать по батарее), либо терпеть и засовывать голову под подушку. И до тех пор, пока люди не научатся пользоваться законодательными нормами, ничего не изменится.

Как и большинство живых существ на Земле, в своей повседневной деятельности мы полагаемся на наши чувства. И хотя у нас, людей, есть пять основных чувств, всего их может быть двадцать одно. Тем не менее, одним из главных чувств является слух, который позволяет нам улавливать колебания, проходящие через атмосферу, и затем преобразовывать их в нечто иное, а именно звуки.

Слух позволяет нам слушать музыку, разговоры и даже помогает почувствовать потенциальную угрозу (например, услышать, как к нам подкрадывается лев). Удивляет, каким образом колебания в атмосфере могут превращаться в звуки в наших головах и что является причиной того, что одни звуки доставляют нам удовольствие, а другие дико раздражают.

1. Скрежет ногтями по доске

Давайте начнём этот список с особенно противного звука: скрежета ногтями по доске. Среди множества звуков, которые не нравятся людям, он считается одним из самых неприятных. Но почему? Почему мы считаем именно этот конкретный звук таким невыносимым? По-видимому, этот вопрос уже заинтересовал даже некоторых учёных, поэтому в 2011 году они провели исследования данного звука. Во-первых, оказалось, что звук, получаемый во время скрежета ногтями по доске, находится в среднем диапазоне звуковых колебаний, где-то в пределах 2000-5000 Гц. Эта частота фактически усиливается человеческим ухом благодаря его форме; некоторые считают, что это произошло в результате эволюции. Именно в этом диапазоне приматы подают друг другу сигналы тревоги, и это может быть причиной того, что мы слышим эти звуки лучше, чем другие. Тем не менее, этот вопрос до сих пор широко обсуждается.

Однако это всё ещё не объясняет, почему этот звук так раздражает. В соответствии с ранее упомянутым исследованием, оказалось, что здесь важную роль играет контекст. Два десятка участников подключили к датчикам, которые анализировали их частоту сердечных сокращений, электродермальную активность и скорость потоотделения, а затем подвергали воздействию ряда раздражающих звуков. Затем участников попросили оценить масштабы неприятных ощущений для каждого из них. Половине добровольцев точно называли источник каждого звука, а другой половине сказали, что неприятные звуки были частью какого-то музыкального произведения искусства. И хотя их физические реакции были одинаковыми - повышенная частота сердечных сокращений, потливость ладоней и тому подобное - люди из первой половины чаще называли эти звуки раздражающими, чем те, кто считал их частью современного музыкального произведения. Так что, как выясняется, мы ненавидим не обязательно сам звук, мы ненавидим ту картину, которая предстаёт перед нашим мысленным взором: перемещение ногтей по доске. То же самое касается и большинства других звуков, таких как шум работающей бормашины, удар ножом по стеклу, скрежет вилки по тарелке либо зубам или скрип пенополистирола.

2. Громкое жевание

Вы когда-нибудь были в окружении людей, которые жуют свою пищу так громко и неаккуратно, что возникает желание их ударить? Если нет, то вам сильно повезло. Мы говорим здесь о своём собственном опыте. Наверное, вы тоже слышали это, но не обращали внимание. Если это так, то вы один из немногих счастливчиков, которые не страдают от лёгкой формы «мисофонии», или «звуконенавистничества». Сам термин был придуман ещё в начале 2000-х годов, когда группа учёных изучала звон в ушах. Но мисофония включает в себя дискомфорт не только от звона в ушах, но и тот дискомфорт, который чувствуют некоторые от других звуков, издаваемых человеком, таких как жевание, тяжёлое дыхание, щелчок пальцами, зевота, храп или даже насвистывание. Как выясняется, в этом частично виноват повторяющийся характер этих звуков. И, как ни странно, мисофония может также распространяться на такие вещи, как ёрзание ногами, при котором не издаётся вообще никаких звуков.

Мягкой формой реакции людей, которые подвергаются воздействию этих звуков, являются раздражение, отвращение, чувство дискомфорта или желание уйти. Но реакции могут быть и более серьёзными: некоторые люди испытывают гнев, злость, чувство глубокой ненависти, панику, сильное желание убить виновника, а иногда даже появляются мысли о самоубийстве. И, как нетрудно представить, этим людям чрезвычайно сложно вписаться в современное общество. Как правило, они стремятся как можно чаще избегать такого рода встреч, едят в одиночку или даже пытаются жить в полной изоляции. Хотя мисофония до конца не изучена и даже тщательно не проанализирована, известно, что её легкой форме подвержена большая часть населения планеты, и её симптомы часто связаны с тревогой, депрессией или обсессивно-компульсивным расстройством. Однако истинные причины её появления по-прежнему в значительной степени остаются загадкой. Врачи считают, что эти причины частично физические, частично психические. Мисофония, как правило, обостряется примерно в возрасте от 9 до 13 лет и чаще встречается у девочек. Но является ли она отдельным расстройством или же это просто побочный эффект беспокойства либо обсессивно-компульсивного расстройства, никто точно не знает.

3. Навязчивая мелодия, застрявшая в голове

У вас когда-нибудь звучала в голове одна и та же мелодия, которая повторяется снова и снова, как испорченная пластинка? Конечно, да. Это случалось с каждым. Хуже всего то, что это даже не целая песня, это всего лишь её малая часть, которая бесконечно повторяется, не так ли? Эти надоедливые маленькие отрывки портят жизнь человечеству в течение очень долгого времени. Причины их появления довольно сложны, но они включают в себя сочетание таких вещей, как стресс, изменённые эмоциональные состояния, рассеянное сознание и ассоциации памяти. Вот почему иногда, когда вы слышите слово «мама», у вас в голове начинает звучать «Богемская рапсодия». Что интересно в этих мелодиях, так это то, что около 90% людей страдают от них, по крайней мере, один раз в неделю, в то время как у четверти населения это случается по несколько раз в день. Это часто возникает тогда, когда мы делаем монотонную повторяющуюся работу, которая не требуют много внимания.

Чаще всего такой надоедливой мелодией является припев - как правило, это всё, что мы помним из песни. Из-за того, что мы не помним остальное, мы склонны повторять этот припев снова, и снова, и снова, пытаясь найти возможный конец, который на самом деле в нашей памяти не сохранился. Это также в некоторой степени можно охарактеризовать как непроизвольное слуховое воображение. Но учёные так до сих пор и не выяснили, являются ли эти мелодии просто побочным продуктом нашего бездействующего мозга или же они имеют более важное значение. Тем не менее, исследователи обнаружили, что если вы займётесь такими связанными со словами задачами, как создание анаграмм или чтение увлекательного романа, эти навязчивые мелодии имеют тенденцию уходить. Ключ заключается в том, чтобы найти задачу, которая достаточно привлекательна, но не слишком сложна, потому что иначе ваше сознание снова начнёт блуждать.

4. Плач ребёнка

Человек слышит плач ребёнка даже на фоне взлетающего самолёта, и этому есть объяснение. Это происходит потому, что все мы предрасположены к этому, независимо ни от каких обстоятельств. Все мы. И, как выясняется, звук плача ребёнка привлекает наше внимание сильнее, чем любой другой звук в мире. В ходе исследования, проведённого учёными из Оксфорда, выяснилось, что звук плачущего ребенка сразу же вызывает интенсивную реакцию в нашем мозге, особенно в тех его областях, которые отвечают за эмоции, речь, реакции на угрозы, а также в центрах управления различными органами чувств. Реакция на этот конкретный звук настолько быстра, что мозг помечает его как очень важный даже раньше, чем успевает полностью распознать его.

Все добровольцы, которые приняли участие в данном исследовании, были подвергнуты воздействию серии звуков, в том числе плача взрослых или различных животных, которые испытывают боль или страдания. Ни один звук не вызвал такой интенсивной и немедленной реакции, как плач ребёнка. Более того, ни один из 28 добровольцев не был родителем и не имел никакого опыта по уходу за младенцами. Это означает, что мы реагируем на звук плачущего ребёнка независимо от того, являемся ли мы его родителями или нет. Ещё более интересным является тот факт, что сразу после того, как люди слышат этот плач, у них повышается общая физическая работоспособность, и ускоряются рефлексы, которые могут облегчить необходимые действия. Так что, когда вы попадаете в самолёт с плачущим ребенком, у вас невольно включается сигнал тревоги. А так как вы не родитель и ничего не можете поделать с этим плачем, вы в результате испытываете разочарование и раздражение.

5. Вувузела

Она появилась примерно в 1910 году и была создана Исайей Шембе, самопровозглашённым пророком и основателем Назаретской баптистской церкви в Южной Африке. Инструмент первоначально делали из тростника и дерева, а более поздние версии - из металла. Вувузела использовалась в качестве религиозного инструмента, на котором играли наряду с африканскими барабанами во время церковных церемоний. Но по мере того, как число церковных последователей росло, вувузела стала настолько широко настолько распространённой, что в 1980-х годах её стали использовать во время футбольных матчей в Южной Африке. К 1990-му году рынок Южной Африки наводнили массово производимые пластиковые вувузелы. Вскоре они стали неотъемлемой частью общей атмосферы спорта в стране. Затем, во время чемпионата мира по футболу в 2010 году, прошедшего в Южной Африке, вувузела, как лесной пожар, распространилась по всему земному шару.

Будучи новинкой среди иностранных болельщиков и благодаря своей громкости, вувузела вскоре стала популярной и на соревнованиях по другим видам спорта. Но её быстро приобретённая популярность была недолгой. Одно дело, когда на ней играет профессиональный трубач в сопровождении барабанов или других инструментов, и другое дело, когда сотни или даже тысячи футбольных фанатов используют её на стадионе. Помимо того, что из-за громкости вувузелы некоторые зрители страдали от временной потери слуха, звуки, издаваемые многими инструментами в разной тональности и с разной частотой, напоминают огромный рой разъярённых ос. Этот звук настолько раздражает, что он может испортить даже просмотр телетрансляции. Более того, тот факт, что вы не можете контролировать источник шума, ещё больше усугубляет ситуацию. Поэтому ФИФА запретила пользоваться вувузелами во время следующего чемпионата мира по футболу, прошедшего в Бразилии.

6. Рвота

Вы один из тех людей, которые начинают чувствовать себя больными при виде другого заболевшего? Или это происходит даже тогда, когда вы слышите просто разговоры об этом? Что ж, если это так, то у нас есть для вас новости, как хорошие, так и плохие. Давайте начнём с плохих новостей. Вы ничего не сможете с этим поделать. Точка. Так устроен ваш мозг, и не существует ничего, что может изменить эту ситуацию. Но вот и хорошая новость: вы эмпатичный человек. Вы тот человек, который имеет способность чувствовать то же, что и окружающие, и вы сопереживаете вместе с ними. Вы тот, кого некоторые называют хорошим другом или партнёром. Ваш мозг имеет некие «зеркальные нейроны», которые заставляют вас копировать то, что делают другие или ощущать чувства окружающих.

Из-за этих зеркальных нейронов вы также можете считать себя усовершенствованным человеческим существом - в буквальном смысле этого слова. Верьте или нет, но то, что вас раздражает, когда окружающие чувствуют себя больными, может в один прекрасный день просто спасти вашу жизнь. Некоторые учёные пришли к выводу, что это зеркальное отображение является эволюционной чертой человека как общинного существа. Ещё в доисторические времена, когда люди жили в маленьких общинах, если одного или нескольких из них тошнило, то это было, вероятно, следствием употребления в пищу испорченных продуктов или отравления ядом. Таким образом, это зеркальное отражение было, по сути, упреждающей мерой для избавления от любого потенциального яда ещё до того, как он начинал действовать.

7. Споры других людей

Судя по телевизионным шоу, кажется, что людям чужие споры скорее нравятся, чем раздражают. Но здесь есть и разница, и она обусловлена тем, где происходит спор. Если вы смотрите телевизор, сидя у себя дома на диване, бывает довольно интересно посмотреть на людей, готовых спорить по любому вопросу; возможно, это даже повышает вашу личную самооценку. Но если вы находитесь на кухне, и ваши соседи по комнате начинают спорить о том, чья очередь мыть посуду или кто поднял сиденье для унитаза, вам бывает довольно неудобно находиться в одном помещении с ними. Мало того, вы тоже можете включиться в спор, заявив о своём мнении, или даже - не дай бог - принять чью-то сторону, но дело в том, что эти люди вам в любом случае небезразличны... по крайней мере, до некоторой степени. Также играет важную роль предмет спора, задевает ли он ваши интересы, и, в первую очередь, хотите ли вы сами принять в нём участие.

Но главная причина того, почему мы находим эти интимные споры такими раздражающими и ненужными, уходит своими корнями в наше детство, в домашние споры наших родителей. Дети всех возрастов, как совсем маленькие, так и подростки, очень восприимчивы к боям своих родителей. И тут важен не сам факт спора, а скорее, его результат. В течение многих лет физиологи анализировали влияние семейных разборок на детей и выяснили, что даже если спор неизбежен, он может быть продуктивным. Дети должны видеть, что их родители закончили спорить более мирными, чем они его начинали. Таким образом, они учатся умению разрешения конфликтов и принятию компромиссов. Если этого не происходит, то они вырастают с боязнью потенциальных конфликтов и всегда будут стараться избегать их, даже если это неправильно.

8. Болтовня по телефону

Ещё в 1880 году Марк Твен написал эссе под названием «Телефонный разговор». Это было всего спустя четыре года после того, как Александр Грэхем Белл представил своё изобретение миру. В этом эссе Твен высмеивает, как звучит такой разговор со стороны постороннего слушателя, который может слышать только половину разговора. Но то, что заставило его написать это эссе, является одной из самых раздражающих причин и сегодня. Как оказалось, наш мозг имеют привычку предвидеть, что произойдёт. Таким образом, хотим мы этого или нет, когда мы слушаем чей-то разговор, то мы на самом деле не просто воспринимаем информацию, а одновременно готовим свой ответ и пытаемся выяснить, что этот человек хочет сказать дальше. Это происходит непроизвольно, и мы все это делаем.

«Теория сознания» говорит о том, что у нас есть прямой доступ только к нашему собственному сознанию; мысли других людей мы воспринимаем только с помощью аналогии и сравнения. И мы с этим успешно справляемся, на различных шоу встречаются люди, которые повторяют сказанное перед ними так же быстро, как излагают собственные мысли. Но если речь становится непредсказуемой, со случайными словами, то наш мозг находится в затруднении. И это то, что сводит нас с ума. Это и является причиной того, почему нас так раздражают разговоры по телефону, когда мы слышим только одного собеседника. Мы не можем предугадать, что человек собирается сказать дальше.

9. Плевки, кашель, всхлипывания и, конечно же, пердёж

Практически все классифицируют эти звуки как отвратительные или, по крайней мере, раздражающие. Помимо того, что все эти действия могут раздражать собственно звуками, они способны доставлять неудобство и по другим причинам. Во-первых, могут иметь место некоторые социальные факторы. Например, люди из Великобритании считают их более раздражающими и отвратительными, чем жители Южной Америки - вероятно, ввиду культурных различий. Кроме того, пожилые люди тоже чаще считают их неприятными, намекая на мысль, что они не привыкли слышать эти звуки в общественных местах. Это также может быть и по причине снижения сексуального влечения. Учёные до сих пор обсуждают этот вопрос.

Другой причиной может быть то, что эти звуки связаны с выделениями и экскрементами. Эти вещи часто связаны с патогенами и болезнями, и это объясняет, почему люди, как правило, чувствуют отвращение или даже пытаются отвлечься, когда они слышат их. Исследование, проведённое в Салфордском университете, показало, что женщины всех возрастов находят эти звуки более отвратительными, чем их коллеги-мужчины. Это может быть связано с тем, что традиционно женщины играют двойную роль в качестве защитниц - они защищают и себя, и детей. Но, опять же, это может быть связано и с социальными факторами.

10. Печально известная «коричневая нота»

Напоследок разберём гипотетически существующую «коричневую ноту». Это звук на сверхнизкой частоте где-то в пределах от 5 до 9 Гц, что ниже порога восприятия человеческого уха. Но если звук достаточно громкий, его можно почувствовать в теле как вибрацию. И, как видно из её названия, эта конкретная частота, по слухам, вызывает непроизвольное калоизвержение, которое окрашивает штаны в коричневый цвет. Это может быть очень неприятным, не так ли?

Вся эта история с «коричневой нотой» началась с самолёта Republic XF-84H «Thunderscreech» в 1955 году. Это был экспериментальный летательный аппарат с газотурбинным двигателем и сверхзвуковым пропеллером. Сообщается, что даже работая на холостом ходу на земле, этот пропеллер издавал каждую минуту около 900 звуковых хлопков, и это вызывало тошноту, сильную головную боль, а иногда и непроизвольные сокращения кишечника у окружающих. Проект был закрыт, поскольку некоторые члены экипажа получили серьёзные увечья в результате звуковых ударов. Вполне возможно, что «Thunderscreech» был громче всех когда-либо построенных самолетов, люди его слышали за 40 километров.

Во всяком случае, после появления слухов о возможных неприятных последствиях воздействия сверхнизких частот на протяжении многих лет проводились бесчисленные эксперименты, но без каких-либо «коричневых» результатов. Этим занималось даже НАСА, которое опасалось, что астронавтам, возможно, потребуется смена скафандров после старта в космос. Так появился миф о «коричневой ноте» (он даже использовался в эпизоде фильма «Южный парк»). В 2005 году в программе «Разрушители легенд» провели эксперимент с участием Адама Сэвиджа, но всё, что он почувствовал - это как будто кто-то барабанил по его груди, больше ничего не произошло. Конечно, возможно, что условия, сопровождавшие испытания сверхзвукового самолёта не были смоделированы с должной точностью, и «коричневая частота» действительно существует, однако шансы на это невелики. Но что, если она на самом деле есть, и кто-то решит найти ей коммерческое применение - вы можете себе представить, что может сделать с таким изобретением ребёнок в воскресенье в церкви?

30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.

Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...

Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...

Образы революционной эпохи

1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917

2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917

Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись автора вверху: сле­ва - Иванъ, справа - Каштановъ. Надписи: на знамени - До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке - Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.

В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя-щенных Первой мировой войне и рево-лю-ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль-ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го-да — и в муж-ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево-люции.

Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче-ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.

В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя-щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.

Демонстрации, митинги и очереди

Образы революции

«Московская война»

Демонстрации, митинги
и очереди

Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 года
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года Государственный исторический музей

«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»

Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»


Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года Государственный исторический музей

На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).

«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»


Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года Государственный исторический музей

«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»


Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» — «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» — «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»


Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).

«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»

Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади собрались тысячи мо-скви-чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12-15 ав-гу-ста 1917 года под председательством в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ — черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат железнодорожников станции Сортиро-вочная с надписью: «Да здравствует демокра-тическая республика!»


Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год Государственный исторический музей

Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.

Образы революции

Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год Государственный исторический музей

«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики — это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»

А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год Государственный исторический музей

На рисунке изображен большевик, идущий на предвы-борный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо-рах в Учредительное собрание.

Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год Государственный исторический музей

«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»

Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год Государственный исторический музей

Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше-вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.

Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год Государственный исторический музей

«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»

Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год Государственный исторический музей

«Московская война»


Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».

«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»

«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»


Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.

«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»

«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»

«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»


Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»

«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»

Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо-ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.

С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла-каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.

19.07.2017 Тексты / Рецензии

​«Мы живём в 1917 г.»: энциклопедия о революции

Текст: Евгения Шафферт

Облохка предоставлена ИД «Пешком в историю»

рассказать друзьям:

0

0

Литературный критик Евгения Шафферт о том, стоит ли читать первую детскую энциклопедию о революции.

Рогозный П. Мы живём в 1917 году: энциклопедия для детей. - М.: Пешком в историю, 2017. - 72 с. - (Россия в 1917 году).

Сколько книг для детей о революции вышло в год её столетия? Пожалуй, если не говорить о переизданиях художественной литературы минувших лет, тематические издания можно посчитать по пальцам одной руки. Причин тому немало, дело не столько в том, что мы не слишком хорошо понимаем, что именно нужно рассказывать ребёнку о революции, мы не решили даже, какой цели хотим добиться своим рассказом. Ответы «нужно знать свою историю» или «понимать ошибки прошлого, чтобы не совершать их в будущем» звучат красиво, но - увы! - не работают, особенно с подростками. Собственно, поэтому, как мне кажется, и книжек мало, а на целую детскую тематическую серию (взрослых-то изданий вышло достаточно) о России в 1917 г. замахнулось только одно издательство - «Пешком в историю». Не то чтобы они ответили на заданные выше вопросы о смысле подобных текстов, скорее нашли единственно приемлемый путь в нашей общей ситуации неоднозначных оценок исторического прошлого - рассказывать о событиях того периода по возможности объективно и занимательно. А там уж мы посмотрим, зачем нам все эти знания.

Серия «Россия в 1917 году» состоит из нескольких книг. По примеру других тематических серий издательства, в ней есть сочетание интерактивных, познавательных и художественных текстов: книжка с заданиями, путеводитель и энциклопедия. Предлагаю чуть более пристально всмотреться в энциклопедию П. Г. Рогозного «Мы живём в 1917 году».

Кто автор?

Автор детской познавательной книги - вовсе не обязательно профессионал в выбранной теме. В конце концов, даже взрослые популяризаторы науки зачастую более-менее в курсе текущей ситуации в выбранной области знаний, хорошо разбираются в базах научных публикаций и умеют работать с информацией, и не более того. Мы знаем немало случаев, когда отличные познавательные книги пишут не специалисты, например, врачу-нейрофизиологу Светлане Лавровой хорошо удаются книжки о русском языке. Но в случае с Рогозным нам в принципе не нужны никакие оговорки, потому что книгу о русской революции написал профессиональный историк, специалист по этой теме.

Павел Геннадьевич Рогозный - научный сотрудник группы истории российских революций и общественных движений Института истории РАН в Санкт-Петербурге. Есть у него и опыт преподавания в средней и высшей школе. В базе данных РИНЦ без труда обнаруживаются его 24 публикации, так или иначе связанные с темой русской революции или ее историографией. В Интернете нетрудно найти также популярные статьи Рогозного, например, не так давно он показывал «Революцию в картинках» на «Арзамасе» , а в 2011 г. в журнале «Нева» был его материал «Российская церковь и красная смута».

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Совершенно очевидно, что в теме революции 1917 г. автор ориентируется на профессиональном уровне. Во введении к своей первой детской энциклопедии он предлагает читателям «вместе разобраться, что же произошло в 1917 году, настолько беспристрастно, насколько возможно».

Какова структура книги?

На первом развороте приведена лента времени, к которой читателю, если он не очень хорошо ориентируется в датах, придется постоянно возвращаться, ведь повествование выстроено не хронологически, а по тематическому принципу.

Каждый разворот (в редких случаях два) издания посвящен какой-то одной теме, связанной с экономической, политической, культурной жизнью Российской империи перед революцией или Советского государства сразу после неё. Немало места отведено описанию обычной жизни российских обывателей (акцент на истории повседневности - общая черта всех энциклопедий «Пешком в историю»). Автор чередует главы, освещающие общие темы, с главами о событиях. Например, вслед за пассажами «Жизнь в деревне», «Жизнь в городе: дворянская семья», «Мы едем на дачу», «Сапоги, матроска, френч: детская и взрослая мода» и другими подобными будет раздел «Империя под ударом: русско-японская война и революция 1905 года». После читатель увидит главу об императорской семье, затем прочитает два раздела о событиях Первой мировой войны и вновь вернётся к общим темам: «Русская наука», «Виды войск и вооружений русской армии» и др.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Подобное расположение глав и тем вызывает вопросы. Почему сначала автор многократно упоминает разных деятелей русской революции и лишь в конце помещает раздел «Лица 1917 года»? Почему о моде говорит в самом начале, а о церкви - в конце? С большой вероятностью у Рогозного есть ответы, заметим к тому же, что вряд ли можно найти идеальный рецепт подобной энциклопедии. Впрочем, редакторы постарались, книгу удобно читать. Каждая глава открывается лидом или хронологией, а самое важное в тексте выделено цветом, так что читатель без труда кратко перескажет любой фрагмент.

Что с оформлением?

Примерно полкниги отведено под иллюстрации, дополняющие текстовую информацию, они также сопровождаются подписями, правда, без указания источников для архивных документов и фотографий. Забегая вперёд, уточним, что в данной энциклопедии полностью отсутствуют справочный и научный аппараты: в конце книги нет именного и географического указателя, исключен словарь терминов (даже значение слова «революция» автор не поясняет), нет списка источников и литературы.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Очень удачно подобраны картинки. Использовано много архивных фотографий, с помощью которых проиллюстрированы события и бытовые подробности. Авторы показывают фрагменты журнальных и газетных публикаций, политические карикатуры, фрагменты исторических карт. Изображения архивных документов дополнены иллюстрациями современного художника Е. Гавриловой. По всей видимости, источником для нее стали многочисленные фотографии тех лет, так что картинки адекватно отражают эпоху. Рисуя в ретротонах некую условную, сглаженную реальность начала прошлого века, художница ошибается (или сознательно отступает от правды) лишь единожды, когда изображает убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда: на иллюстрации он умирает на руках у жены, хотя, как мы помним, все было наоборот, беременная женщина, в которую террорист выстрелил сначала, умерла на руках уже истекающего кровью мужа.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»

Будем ли придираться к содержанию?

Задача уместить все аспекты жизни общества, приведшие страну к насильственному слому существующего государственного строя менее, чем на ста страницах, кажется практически невыполнимой. Стоит помнить не только об ограничениях, заданных жанром, но и, возможно, недостаточной эрудиции целевой аудитории - энциклопедия должна быть понятна читателям 10-15 лет. Трудно писать подобную книгу для детей: нужно избегать усложнений, но не упрощать до предела, сказать самое важное, но остаться интересным и занимательным, охарактеризовать ведущих деятелей, но ещё и продемонстрировать объективные условия, внутри которых они жили. В некоторых местах Рогозный великолепно справился со всеми этими задачами, в других получилось хуже.

Одна из первых глав энциклопедии посвящена индустриализации страны начала века. Промышленность Российской империи представлена на удивление безлико, как в параграфе из школьного учебника: «Появлялись не виданные ранее отрасли промышленности: электротехническое производство, автомобилестроение и авиастроение». Конечно, общих слов не избежать, но, чтобы они хоть как-то отложились у читающего подростка, даже такие простые вещи следует пояснять на примерах. Что именно производили российские электротехнические заводы? Какие автомобили и самолёты они собирали? А сколько в год, больше, чем какие-нибудь англичане, или меньше? Понятно, что автор ограничен объёмами, но примеры продукции российской промышленности можно показать и на иллюстрациях, впрочем, в качестве таковых, видимо, приведены фотографии паровоза и железнодорожного моста.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Тем же досадным отсутствием понятных ребёнку примеров страдают абзацы, посвящённые жизни рабочих. Автор пишет, что рабочий на свой годовой заработок мог купить «вдвое больше продуктов, чем производила крестьянская семья», также указывает, что зарплата квалифицированного рабочего была высокой. При этом остаётся совершенно непонятным: высокая зарплата рабочего - это сколько, что может позволить себе такой человек? Достаточно было назвать эти цифры и сопоставить их со стоимостью ряда потребительских товаров (хлеб, одежда, билет в кино), чтобы читатель выстроил в голове более-менее понятную картину и заодно оценил, на чём был основан рост упомянутого в главе забастовочного движения: на объективно тяжёлых условиях жизни, нужде и нищете, или же оно развилось в результате упомянутой в главе политической пропаганды?

Описывая революционное движение в России, автор выбирает общепринятую схему, отлично сформулированную В. И. Лениным в его статье «Памяти Герцена», запомнившуюся нам в основном по цитатам «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа» и «декабристы разбудили Герцена». Там Владимир Ильич выделил три этапа развития общественно-политической оппозиции: дворянский, разночинский и пролетарский. В упрощённом варианте, не углубляясь в нюансы, вроде идейных отличий «Союза спасения» от «Союза благоденствия» или содержания «Голосов из России», Рогозный излагает ту же самую схему, которая, впрочем, выгодно отличается от ленинской отсутствием указания на преемственность одних революционных идей другим.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


В целом ряде основных вопросов автор скрупулезен и не забывает сообщить важные, подчас основательно подзабытые подробности. Мало кто из нынешних подростков знает о невероятной популярности поэта С. Надсона или деятельности Марии Александровны Спиридоновой, а ведь гимназисты 1913 г. мечтали походить именно на неё. Из глав о повседневной жизни Российской империи до революции читатель узнает, во что одевались граждане и чему учились, какие фильмы смотрели и когда начали болеть за футбол (выяснится, что тогда хорошего футбола в России тоже не было). Автор касается не самых очевидных, но невероятно важных тем: описывает практику общественных объединений и систем взаимопомощи в годы Первой мировой войны, говорит об уровне развития медицины, отдельно касается вопросов символики и послереволюционной эмиграции. Читатель, пожалуй, удивится, когда узнает, что математические методы в гуманитарных науках начали применяться именно тогда, накануне революции, а открытые лекции обо всём на свете и митинги были крайне популярной формой досуга, ну в точности, как теперь!

Подробный рассказ о событиях Первой мировой войны выглядит более чем уместно, ведь обычно эти события меркнут в тени грядущих революции, гражданской войны и интервенции. Автор пишет: «Макаров вспоминал, что один раз им поступил приказ атаковать без артиллерийской подготовки, что было равносильно самоубийству. Понимая, что старейший полк русской армии не может не исполнить приказ, офицеры решили идти в атаку без солдат. Приказ будет считаться выполненным, они погибнут, но солдаты останутся в живых. Преступный приказ атаковать без артиллерии отменили в последний момент».


По ходу занимательного повествования, Рогозный не забывает развенчать самые распространённые мифы, касающиеся этого периода, и за это стоит его поблагодарить дополнительно, в конце концов, неверная трактовка тех или иных событий в немалой степени делает нас сегодня «страной с непредсказуемым прошлым». Когда начинать идейную профилактику, если не в подростковом возрасте? В частности, Рогозный уточняет, когда и в связи с какими обстоятельствами появилось понятие «Великая Отечественная война» (школьники почти наверняка не знают, что вовсе не в 40-е годы ХХ века), и объясняет, почему называть Февральскую революцию «великой и бескровной» не вполне справедливо. Он пишет: «После освобождения заключённых из тюрем Петрограда город захлестнула волна грабежей и убийств. Много оказалось и случайных жертв - кто в кого стрелял было не разобрать». Рассказывает и о кровавом погроме в Твери, ставшем результатом февральских событий. Не забывает он лишний раз упомянуть о расхожих, сотни раз опровергнутых, но удивительно живучих мифах о бегстве Керенского в женском платье и о Ленине - «немецком шпионе».

Некоторые события, например, путь страны от Февраля к Октябрю, изложены более кратко, чем хотелось бы, другим и вовсе не нашлось места в книге. Автор чуть менее, чем полностью игнорирует национальный вопрос в России (впрочем, в самом начале говорится о необходимости для граждан при регистрации указывать не национальность, а религиозную принадлежность), забывает рассказать подробности жизни представителей других конфессий. Он сосредотачивается на Центральной России, лишь случайно упоминает другие регионы огромной страны или же пытается вывести условный, усреднённый портрет «города» и «деревни», не уточняя, что жизнь крестьян в Сибири существенно отличалась от жизни таковых, например, в Поволжье. Рассказывая об образовании в Российской империи, Рогозный не говорит, сколько всего было грамотных людей (и как позже, уже в Советской России, пришлось устраивать массовый ликбез), описывая вкратце гражданскую войну, не пишет подробно об иностранной интервенции. Наверное, можно было бы и продолжить список важного, но не нашедшего отражения в книге, если бы не ряд обстоятельств, которые целиком и полностью оправдывают автора: объёмы энциклопедии невелики, а претензии по поводу тематических лакун вызваны практически полным отсутствием книг на эту тему на детских и юношеских книжных полках.

Что в итоге?

У автора и редакторов издательства «Пешком в историю» (А. Литвиной, Е. Степаненко и Е. Сусловой) получилась хорошая энциклопедия, подходящая любому читателю, не знакомому ещё с историей русской революции. Задача сделать беспристрастный и непротиворечивый портрет эпохи кажется выполненной, и наш школьник может отправляться рассуждать над последними словами книги: «Страшные дела творились в революцию и Гражданскую войну и память о них страшна». Тут бы и отослать его к дальнейшим размышлениям с помощью хорошего списка литературы или хотя бы интерактивной промоакции в социальных медиа, однако этот потенциал издания не реализуется, то ли у издательства не хватает ресурсов для целенаправленной работы в данном направлении, то ли она сознательно не ведётся.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Есть у нас опасение, заданное историческим мифом, которое не даёт спокойно воспринимать всё, что хоть как-то связано с победой большевиков. А ну как все возьмутся рассказывать о событиях 1917 года на каждом шагу, и в стране вырастет поколение революционеров, знаем же, какие последствия повлёк за собой известный роман Н. Г. Чернышевского? Впрочем, для подобных результатов энциклопедии П. Г. Рогозного очевидно недостаточно. И дело тут вовсе не в небольшом тираже или высокой стоимости издания для среднестатистической интеллигентной семьи, а в невозможности для юного читателя эмоционально соотнести себя с героями и событиями книги. Автор слишком старался быть беспристрастным, так что Николай II, Распутин, Ленин, Троцкий и десятки других упомянутых в книге исторических деятелей никого не воодушевят, они прочно заняли места давних персонажей на выцветшей фотографии, которая, признаемся честно, не так уж интересует современников.