Куранты в 12 часов. Какие суеверия связаны с Кремлёвским курантами. Если часы не играют…

Президент Обама так и вовсе лично приехал в Россию. А вот голливудские режиссёры пока не спешат менять стереотипы в отношении русских персонажей... Легенда гласит, что Голливуд создали русские. Вернее, русские эмигранты, которые бежали за океан в поисках лучшей жизни. К примеру, Майер, который перебрался на американский континент из Минска до революции, вместе с Голдвином, уроженцем Варшавы, основал студию Metro-Goldwyn-Mayer. Но в большинстве своём представителям славянских народов отводилась более скромная роль. Массовка была нормой, эпизодический персонаж считался удачей. Так, бывший казачий генерал Вячеслав Савицкий развлекал американцев, выступая со своей казачьей труппой. А генерал Николай Ф. Богомолец в Голливуде зарабатывал… сапожным делом, хотя и сыграл роль русского офицера в фильме «В её царство».

Комедия про «кузькину мать»

С началом холодной войны конкуренция двух сверхдержав - СССР и США - шла и на идеологическом фронте. В 1964 г. градус теплоты отношений двух стран упал ниже нуля - на экраны вышел «Доктор Стрейнджлав» Стэнли Кубрика. По сюжету фильма американский генерал подозревает, что коммунисты намереваются украсть у американцев их «бесценные телесные соки», и посылает эскадрилью бомбардировщиков с ядерным оружием бомбить СССР. «Красные» же в ответ разрабатывают своё сверхсекретное оружие возмездия. Американцы сочли фильм абсурдистской чёрной комедией про «комми», «кузькину мать» и Карибский кризис, коммунисты обиделись на то, что их выставили туповатыми агрессорами со странными наклонностями (имя советского посла в фильме, например, созвучно с именем маркиза де Сада).

Этот фильм задал тон на 20 лет вперёд. В США русских изображали бородатыми вояками, готовыми в любой момент нажать на «красную кнопку». Все рекорды по количеству русских злодеев поставила бондиана. Одним из самых колоритных врагов Джеймса Бонда стал Макс Зорин, сыгранный Кристофером Уокеном, генно-модифицированный блондин-интеллектуал, не знающий страха.

В СССР действовали более изощрённо: либо экранизировали западные детективы, наглядно иллюстрирующие, что в капиталистическом мире чистогана и наживы убивают ради денег, либо показывали американцев недалёкими ковбоями - эксплуататорами коренных жителей Америки, но темы ядерной угрозы избегали.

Давайте жить… дружно?

На заре перестройки голливудские киношники вновь сменили тон. В 1985 г. вышел «Рокки-4» со Сильвестром Сталлоне, в котором советский боксёр Иван Драго был изображён как двухметровая пергидролевая машина-убийца. На цензоров СССР такой карикатурный образ советского гражданина произвёл столь шокирующее впечатление, что фильм был запрещён.

Впрочем, определённого прогресса в отношениях удалось добиться. В 1980 г. покорять Америку отправился Андрей Кончаловский, через год за ним последовал Савелий Крамаров (примечательно, что его первой ролью в Голливуде стал агент КГБ Борис в фильме про русских иммигрантов «Москва на Гудзоне»). Через восемь лет их пути за океаном пересеклись на съёмочной площадке «Танго и Кэша». Для актёра роль в этом боевике стала одной из последних в Голливуде, а для режиссёра - самым громким провалом. Кончаловский не сошёлся с продюсерами в «творческих взглядах» и был уволен ещё до конца съёмок, поставив крест на своей карьере в большом американском кино. После скандала режиссёру доверяли только телевизионные мини-сериалы «Одиссей» и «Лев зимой», номинировавшиеся, правда, на «Золотой глобус».

В 1988 г. в СССР тоже решили забыть прежние обиды и допустили съёмочную бригаду «Красной жары», где в главной роли блистал Арнольд Шварценеггер, на Красную площадь. Фильм должен был стать символом примирения - советский милиционер (большой, недалёкий и в каракулевой шапке - все штампы соблюдены) и американский коп (хитрый, болтливый и трусоватый - и штампы советского кино на месте) сообща ловят преступников. Впервые американцы снимают Красную площадь, впервые русский герой разносит половину Чикаго… Но фильм прошёл в прокате США без особого успеха, американская критика назвала его «трэшем про коммунистов», а в Москве опять остались недовольны «клюквой».

В общем, к концу 80-х репутация русских в Голливуде окончательно испортилась. Даже на эпизодические роли выходцев из России предпочитали приглашать актёров других национальностей. Примечателен в этом смысле фильм «Охота за «Красным октябрём» по одноимённой книге главного голливудского русофоба Тома Клэнси. В нём состав советской подлодки играют сплошь американцы и европейцы.

Олигархи, мафия и Бекмамбетов

В конце 90-х, когда иммигранты с постсоветского пространства освоились в США, в Голливуде снова стали популярны «russkie». Вернее, русская мафия, под которой в Америке традиционно понимают не только собственно русские, но и балканские преступные группировки. Наш Валерий Николаев дебютировал в Голливуде в роли российского бандита в «Святом» Ф. Нойса, Владимир Машков сыграл киллера из России в «Танцах в «Голубой игуане», Олег Тактаров выступил в роли головореза в «Самолёте президента». И только Александр Балуев начал карьеру в США с роли… русского полковника.

Тем не менее наши звёзды готовы сменить статус первого парня на российской кинодеревне на второстепенную роль в голливудском блокбастере. Ведь, как заметил Олег Видов, «если ты стал сниматься в Голливуде, с голоду не умрёшь». Отчисления за роль в успешном фильме (если его часто показывают в кино и на ТВ) будут капать на счёт актёра ещё долго.

Теперь в моде у западных киношников русские олигархи. В «Рок-н-ролльщике» Гая Ричи персонаж Юри Омович явно перекликается с Романом Абрамовичем. Но от стереотипов прошлого никуда не деться. В «Пороке на экспорт» под личиной успешного лондонского бизнесмена и ресторатора из России скрывается глава русской мафии, а столица Великобритании наводнена агентами ФСБ.

Впрочем, репутация актёров и режиссёров из России на Западе восстановилась. Тимур Бекмамбетов после успеха «Особо опасного» буквально завален работой в Голливуде. У него в планах «Особо опасен-2», мультфильм «Девять», экранизация «Моби Дика» и фантастический боевик The Days Before.

Если так пойдёт и дальше, глядишь, окрепнет кинодружба России и США. Будем неразлейвода. Хотя бы в кино.

Покорить Голливуд мечтают многие. И ежегодно крупными потоками вливаются в Лос-Анджелес, толпятся на кастингах, рассылают свои фото всевозможным агентам... О трудностях, разочарованиях и заблуждениях, подстерегающих их на пути к славе, читайте в нашем материале!

Миф №1. Голливуд только для «своих»

Многие считают, что быть иностранцем в – это практически приговор. И в чем-то они правы. Быть англичанином, французом или итальянцем – это еще полбеды. Подобные роли есть и оплачиваются не так уж плохо. Интернет пестрит статьями о добившихся успеха иностранцах вроде ирландца Пирса Броснана или новозеландца Рассела Кроу. Но эмигрантам из Восточных стран приходится куда хуже. акцент часто обрекает человека на извечные роли каких-то бандитов-славян или подработки в массовках в свободное от работы официантом время. Так что, либо готовьтесь много и упорно работать, либо переезжайте в Америку как можно раньше – желательно года эдак в 3-4.


Фото: shutterstock

Лейла Меметова, актриса:

«Голливуд – для всех, кто владеет актерскими способностями, внешними данными и, в первую очередь, языком (основная проблема заключается именно в этом). Половина LA – приезжие. Правда, все решают связи и знакомства. Обаяние и харизма – основополагающие качества для актера. Человек должен уметь убедить режиссеров, продюсеров и кастинг-директоров, что, взяв именно его, они выиграют с финансовой и творческой сторон. Это бизнес.»

«Я считаю, что любой человек может попасть куда угодно, главное этого очень захотеть. Я вот понял, что нужно развиваться дальше, а делать это в Украине было сложно (я имею в виду кино). Ехать в Москву я не захотел, там был бы тоже иностранцем. Я решил, если уж адаптироваться, то в Америке. И где как не в Лос-Анджелесе? Зашел в Google, нашел школу английского языка, купил билет и полетел. Потом через 9 месяцев учебы в New York Film Academy в Голливуде вернулся за своей женой. И вот уже почти полгода мы здесь.»

Миф №2. Дорога в Голливуд лежит через постель

Пожалуй, это самый распространенный и избитый миф о Голливуде, проигнорировать который мы все же не можем. Чаще всего «дорога через постель» – это просто слухи, распространяемые завистниками, или очень удобное объяснение чьему-то быстрому успеху. На самом деле в Голливуде куда важнее просто связи и знакомства. И совсем не обязательно с этими «связями и знакомствами» спать.


Фото: shutterstock

«Начать с того, что в Голливуде очень много геев в индустрии, которым женщины не нужны в принципе. Хотя есть такое понятие как спонсоры, sugar daddy. Это престарелые мужчины, гоняющиеся за молодыми в обмен на денежное вознаграждение. Обычно они платят деньги фотографам и агентам, чтобы те продвинули ту или иную модель. А так, столько этих «будущих звезд» выискивает продюсеров на вечеринках и готовы им бесплатно отдаться, чтобы на них обратили внимание, что это уже мало кого волнует... Тем более Америка – очень свободная страна, тут считается в порядке вещей познакомиться с кем-то в клубе или на вечеринке, заняться сексом через час знакомства и спокойно разойтись. Поэтому даже если вы переспите с кем-то в Голливуде, не факт что потом вам помогут.»

Александр Новиченков, ассистент продюсера, актер:

«Знакомства и связи помогают. Знакомства на тусовках – это неотъемлемая часть профессии актера. Ты можешь быть семи пядей во лбу, но если будешь сидеть в каком-нибудь провинциальном городке и работать в театре, о тебе вряд ли узнают в Голливуде. Вот Богдан Ступка был гениальный актер, но о нем знали только в постсоветских странах. Ни здесь, ни в Европе о нем никто ничего не знает. В общем, бессмысленно ловить большую рыбу в озере, где её нет.»

Миф №3. В Голливуде вас сразу заметят, и вы станете звездой

Почему-то все думают, что приехав в Голливуд, они сразу же станут знаменитыми. Какой-то известный заметит их где-то в баре и пригласит на съемки. Или на первом же кастинге они получат роль. Или еще что-то в этом роде. На самом же деле, всему этому предшествуют огромное количество кастингов и съемок в массовках на телевидении или в кино. А когда заветная роль получена, проще не становится – ведь надо подниматься в 5 утра и вкалывать на площадке по 12-18 часов в сутки.


Фото: shutterstock

Миф №4. В Голливуде каждый третий – актер

Актеров, моделей и прочих «будущих знаменитостей» в Голливуде действительно много. Хотя работают они в основном официантами, продавцами или еще кем-то в этом роде. А в свободное от зарабатывания на хлеб насущный время ходят по кастингам и снимаются в массовках. Но расстраиваться раньше времени не стоит – с рабочих профессий начинали многие известные голливудские актеры вроде Бреда Питта, Джулии Робертс, Дженнифер Энистон, Джима Керри и Киану Ривза.


Фото: shutterstock

Елена, модель, актриса, ивент-менеджер

«Если говорить о ЛА, то почти каждый второй тут актер, модель или музыкант, несмотря на то, что они работают официантами и снимаются изредка в массовках. Массовки тоже бывают разные. Для простых людей – это обычно ТВ-шоу, где нужно сидеть по 7-8 часов и изображать зрителя. Платят там не сразу и не много – максимум 50$ за день. Зато нужно иметь все документы для работы: ССН и грин-карту. А есть привилегированные массовки для моделей, где за 7-8 часовой рабочий день можно заработать до 500$ долларов, но попасть туда сложно, и нужен хороший агент.»

Миф №5. В Голливуде знаменитости на каждом шагу

Мы часто встречаем материалы о том, как очередная прогуливалась за ручку со своим новоиспеченным бойфрендом прямо по улице. Но на самом деле, встретить знаменитость в Голливуде – это скорее удача, нежели привычное явление. В вечно куда-то спешащей толпе легко затеряться, за темными очками, которые носит большая часть населения города, несложно спрятать пол лица, а стекла в машине можно затемнить. Но вот на каком-нибудь мероприятии ваши шансы значительно возрастут.


Фото: shutterstock

Лейла Меметова, актриса:

«Для того чтобы попасть на достойное мероприятие со знаменитостями, тебя должны пригласить. Опять же вопрос стечения обстоятельств и обаяния. Тут возможно все для человека с интеллектом. Нужно только четко понимать правила игры.»

Александр Новиченков, ассистент продюсера, актер:

«Знаменитость можно встретить просто на улице, на продуктовой ярмарке, в супермаркете... С ними можно столкнуться даже гуляя с собакой. Но, само собой, это зависит от района. К примеру, в последний раз видел Шакила О’Нила с семьёй в кинотеатре. Вполне нормальный человек. Моя жена говорит, если бы понты вырабатывали электричество, Москва светилась бы ярче всех, а Лос-Анджелес был бы во тьме.»

Давно известно, что новогодняя ночь считается самым волшебным временем в году, даже самые заядлые скептики ждут той единственной минуты, которая проводит магическую черту между старым годом и годом грядущим, создавая тем самым удивительную возможность для людей загадывать желания, которые непременно осуществятся. Но как же правильно попросить вселенную об исполнении именно вашей мечты?

Есть несколько довольно оригинальных способов, которые вы вполне могли бы осуществит на практике, встречая Новый 2018 год.

Самый, пожалуй, известный способ загадать желание под бой курантов – это быстро написать его на бумажке и сжечь, а затем, смешав пепел с шампанским, выпить. Но есть загвоздка – все эти магические действа необходимо провернуть пока бьют куранты, иначе желание не сбудется.

Второй способ пришел в Россию из солнечной Италии и был тепло встречен нашими соотечественниками. Суть ритуала проста – надо съедать с каждым ударом часов по виноградинке, загадывая при этом желание в слух. Одно желание вы будете загадывать или несколько особой роли не играет – главное, успеть проглотить ягоды, пока бьют куранты. Тут, кстати, следует проявить хитрость и подготовить для поедания не очень крупный виноград.

У немцев тоже есть традиция попросить у Деда Мороза о новогоднем чуде, однако в России она не особо популярна. Практичная нация решила, что наилучшим способом исполнить свое желание будет попросту в него запрыгнуть. Да уж, странно звучит. Но немцы испокон веков именно так и поступают – забираются на стремянки или табуретки, у кого есть лестницы в доме – пользуются ей, и громко крича свое желание прыгают. К сожалению, наверняка узнать, попал просящий в свое желание или же приземлился рядом, способа не придумали, но тут важнее другое – ничего себе не сломать, иначе праздник грозит быть испорченным.

А вот французы и тут умудрились все свести к еде. Хозяйка дома должна испечь праздничный пирог и положить в него монетку. Во время боя курантов придумавшая шампанское нация вместо того, чтобы поднять бокалы вместе со всем миром – режет волшебный пирог с монеткой и лишь тот, кому она попалась, может рассчитывать на осуществление своего желания. Не стоит забывать, что проглотить свой кусок пирога надо всего за несколько секунд, под бой часов.

В последнее время все больше популярности набирает желание загаданное, что называется по фен-шую, то есть с китайским фонариком в руках. Для начала ровно в полночь надо выйти на улицу, одевшись непременно в желтую одежду, затем набрать горстку песка или земли, а потом пять раз обойти свой дом вокруг, каждый раз останавливаясь перед входной дверью (или же дверью подъезда) и, стучась, просить того, что хотите. На пятом круге землю или песок из ладони оставляете на пороге, запускаете в небо китайский фонарик и спокойно идете в дом есть оливье.

Вот лишь несколько разных способов загадать новогоднее желание. На самом деле ритуалов для самой волшебной в году ночи великое множество, но все они сводятся к одному – к вере в чудеса.

К ремлевские куранты - это башенные часы с набором настроенных колоколов, издающих бой в определенной мелодической последовательности, установленные на одной из 20 башен Московского Кремля. Ранее эта башня носила название Фроловской, а сейчас Спасской, названой в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади. Башня выходит на Красную площадь и имеет парадные проездные ворота, которые считались святыми. А в шатровом верхе башни, выстроенном русским мастером Баженом Огурцовым, установлены главные часы Российского государства, знаменитые кремлевские куранты.

История древних Спасских курантов неразрывно связана с историей Кремля и уходит в далекое прошлое. Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики. Были ли эти часы первыми или нет точно не известно, но от них ведется отсчет.

По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Часы были непривычного для нас внешнего вида с одной неподвижной стрелкой в виде луча солнца чуть выше циферблата. Под ней вращался циферблат со старославянскими буквами, обозначающими цифры: А- единица, В - двойка и так далее. Обозначений было 17, в соответствии с максимальной продолжительностью дня в летний период.

Механизм часов представлял собой диковинно сплетенные зубчатые колеса, канаты, валы и рычаги. При Спасских часах на службе состояли часовщики, которые следили за механизмом и перенастраивали его. На заре и на закате циферблат поворачивали так, чтобы стрелка приходилась на первый час - А, и счет часов начинался сначала. Для того чтобы знать, какой длины день, а какой - ночь, часовщикам выдавались таблицы - деревянные бирки, в которых все было отмечено. Задачей часовщика-смотрителя была неукоснительно следовать этим таблицам и вовремя переводить циферблат часов на дневное и ночное время, а так же осуществлять их ремонт в случае неполадок.

Часам на Спасской башне уделялось особое внимание поскольку считали их главными. Но несмотря на это, частые пожары повреждали детали башенных часов, а механизм часов часто выходил из строя. После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством английского механика и часовщика Христафора Галовея, русскими кузнецам-часовщиками семейства Ждан были изготовлены новые, более крупные часы.

Для этих часов были отлиты русским литейщиком Кириллом Самойловым 13 колоколов. Чтоб установить новые часы, башня была надстроена четырьмя ярусами. На древнем четверике Спасской башни, под руководством Бажена Огурцова, был надстроен арочный пояс из кирпича с белокаменными резными деталями и украшениями. А на внутреннем четверике был возведен высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. На 7,8,9 ярусах установили новые главные часы государства. На 10-ом ярусе расположились колокола в количестве 30 штук для перезвона, который был слышен более чем на 10 верст.

Часы имели старорусский счет времени, а механизм состоял из дубовых связей, разборных, скрепленными железными обручами. Благодаря специальному механизму, часы время от времени отзванивали определенную мелодию, они и стали первыми российскими курантами. Диаметр циферблата новых часов составлял около 5 метров, весил 400кг и был собран из тяжелых дубовых досок. Вращался у этих часов циферблат, а неподвижная стрелка была сделана в виде луча солнца. Стрелка размещалась над циферблатом, указывая как ночное, так и дневное течение времени. Внутренний круг циферблата был покрыт голубой лазурью и изображал небесный свод, по которому были разбросаны золотые и серебряные звезды, изображения солнца и луны. Цифры обозначались славянскими буквами, а циферблат назывался «указательный словесный круг» (узнатный круг). Буквы были изготовлены из меди и покрыты золотом. Циферблаты, развернутые в разные стороны, были разделены на 17 делений и размещались в центральной киле видной арки арматурного пояса над древним четвериком. Вверху на стене, по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа, остатки которых до сегодняшних дней сохранились под существующими циферблатами часов.

Часы Христафора Галовея были меньше современных приблизительно на метр. Точность хода непосредственно зависела от обслуживающего их часовщика. После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий он распорядился заменить английский механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами, однако, не смотря на все усилия, часы часто ломались и не долго радовали москвичей своим перезвоном. В тот период часы вызванивали «ассамблейные танцы». Там же были устроены и колокола, выбивавшие «пожарную тревогу».

Голландские часы имели 4-е заводных вала: 1-ый для часового механизма; 2-ой для боя часов; 3-ий для боя четвертей часа; 4-ый для исполнения мелодий. Валы приводились в движение гирями. После грандиозного пожара 1737 года Петровские часы были сильно повреждены. Тогда сгорели все деревянные детали Спасской башни, а Вал для курантов был испорчен. Как следствие колокольная музыка более не звучала. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург. Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно.

Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.

Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание - мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта. Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 компания «Братья Бутеноп», известная установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевкого дворца, взялась за исправление Спасских курантов и поручила изготовление новых часов искусным русским мастерам. По рисункам опытного архитектора Тона были переоборудованы внутренние убранства Спасской башни. В новых часах использовались детали от старых часов и все наработки часового дела того времени.

Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпинсации конструкции Гаррисона.

Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны, для которых были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной стрелка еще на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас.

Также компанией «Братья Бутеноп» был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, часы которых не работали к тому времени (16 с Троицкой и 8 с Боровицкой), доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий. Бой часов достигался при помощи ударов специальных молотков по поверхности нижнего основания колокола. Сам музыкальный механизм состоял из барабана диаметром полтора метра, в середине которого закреплено зубчатое колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных в самом верхнем ярусе Спасской башни. На игральный вал часов, по именному повелению государя императора Николая Павловича, была набраны мелодии гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» (музыка Дмитрия Бортнянского) и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен. Новые куранты вызванивали над Красной площадью каждые три часа, а мелодии имели важное идеологическое значение и звучали вплоть до 1917 года. В 12 и 6 часов марш лейб-гвардии Преображенского Полка, а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш господь в Сионе».

В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Один из снарядов попав в часы перебил стрелку, повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились, и практически год были неисправны.

В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. Поскольку Беренс не смог настроить музыкальное устройство Спасских часов, по указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии. В соответствии с пожеланием Ленина в 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали....»(в честь похороненных на Красной площади). В 1918 году комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию на Красной площади. Первым в 6 утра звучал «Интернационал», а в 9 часов и 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали». Через некоторое время куранты перенастроили. В 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа «Вы жертвою пали».

В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, который впоследствии демонтировали.

В 1944 году был принят новый гимн СССР на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова, и Г.Г. Эль-Регистана. В связи с этим, по указу И.В.Сталина пытались наладить куранты на отзванивание нового гимна, но по неизвестной нам причине этого так и не произошло.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами.

В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли. В полдень и полночь колокола стали исполнять «Патриотическую песню» М.И. Глинки, а каждые 3 и 9 часов утра и вечера мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М.И. Глинки. Выбор песни был не случаен, «Патриотическая песня» с 1993 года по 2000 год была официальным гимном России. Для реализации этого проекта потребовалась научно-исследовательская работа, проведенная специалистами НИИчасопром. В результате работы были прослушаны записи перезвона колоколов на Спасской башне дошедшие до наших времен. В разное время, колоколов было до 48 шт., был выявлен тон каждого из 9 уцелевших колоколов. После чего стало понятно, что их не хватит для нормального звучания выбранных мелодий, необходимы еще 3 колокола. По специальной спектральной записи звучания каждого недостающего колокола, были изготовлены новые.

Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Кремлевские куранты в наше время располагаются в шатровом завершении Спасской башни и занимают 8, 9, 10 ярусы. Основной механизм размещен на 9-ом этаже и находится в специально отведенной комнате. Он состоит их 4 заводных валов, на каждый из которых возложены определенные функции. Один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и еще один - для игры курантов. Каждый механизм приводится в действие тремя гирями весом от 160 до 220 кг, натягивающими тросы. Точность хода часов достигается благодаря маятнику, весом 32 кг. Часовой механизм соединяется с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-ом ярусе звонов, и состоит из 9 четвертных и 1 колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов около 320 кг, часового - 2160кг.

Бой часов достигается при помощи ударов молотка, соединенного с механизмом каждого из колоколов. В начале часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играет 1, 2 и 3 раза. Сам музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, усеянного дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Его вращает гиря весом более 200кг. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. В полдень и полночь исполняется гимн Российской Федерации, а в 3, 9, 15, 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Мелодии между собой сильно отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна, а во втором - две строчки из хора «Славься».

Сегодня мы видим на Спасской башне Красной площади те куранты, что восстановили братья Бутеноп в 1852 году. С момента появления на Спасской башне, часы постоянно реконструировались в связи с развитием прогресса в той или иной области механики, материаловедения и прочих наук. До 1937 года часы дважды в сутки заводили вручную, а потом этот процесс был механизирован, благодаря 3 электродвигателям подъем гирь для завода, производился не прикладывая больших усилий. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200кг, а в зимний период этот вес увеличивают. Профилактический осмотр механизма осуществляется каждый день, а раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется дежурным часовщиком и специальным прибором. Механизм смазывается 2 раза в неделю, при этом применяют летнюю или зимнюю смазку. Механизм часов исправно работает более 150 лет. Это символ не только Кремля, но и всей России, который как и в былые времена, отмеряет ход истории страны.

Бой кремлевских курантов - мелодия, которую с детства знает каждый житель нашей страны. Кажется, что главные часы страны существовали всегда, а их звучание идет из глубины веков. Увы, это не так. Часы, расположенные на Спасской башне Кремля, как и их звучание, имеют множество предшественников.

Рождение легенды

Несмотря на то, что на протяжении столетий главными часами России являлись различные разновидности курантов, установленные на Спасской башне Московского кремля, первыми курантами в стране были не они. Более чем за сто лет до появления часов на Спасской башне, их предшественники уже отмеряли время в резиденции Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Самое удивительное, что в то далекое время это был не просто циферблат со стрелками, а сложный механизм внешне выполненный, как фигура человека, каждый час бьющего специальным молотом в колокол. Если говорить о первых курантах на Фроловской (в наши дни Спасской) башни Московского кремля, то они появились сразу после ее постройки в 1491 году.

Тем не менее, в летописях первое описание курантов появляется лишь спустя сто лет в 1585 году. Самое интересное, что башенные часы размещались не на одной как сегодня, а сразу на трех башнях Московского кремля: Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой. К сожалению, до наших дней не дошел внешний вид первых курантов Московского кремля. Сохранились только данные о весе часов, который составлял 960 килограмм. Когда часы пришли в негодность их продали в Ярославль за 48 рублей в качестве лома.

Вторые куранты: удивительные

Вторые куранты, которые появились на Спасской башне Московского кремля во время правления Михаила Федоровича Романова. Тем не менее, с точки зрения современного человека их и часами-то назвать было сложно. Для создания вторых курантов из Англии прибыл известный часовщик Христофор Головей. Его помощниками стали кузнец Ждан, его сын Шумило и внук Алексей. Внешне новые часы поражали воображение. Это был гигантский циферблат, олицетворявший собой небо. Стрелка у часов была только одна. Но вращалась не она, а сам циферблат, сколоченный из досок и выкрашенный в цвет неба. На его поверхности в хаотичном порядке были раскиданы желтые жестяные звезды. Кроме них на циферблате располагалось изображение Солнца, чей луч одновременно являлся единственной стрелкой часов и Луны. Вместо чисел на циферблате располагались буквы старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола.

Причем днем и ночью колокола курантов звонили по-разному, а сами часы умели отличать световой день от ночи. Например, летом в день солнцестояния, колокола часов били семнадцать раз дневную мелодию и семь раз ночную. Менялось соотношение светового дня к ночи, менялось и количество ночных и дневных мелодий колоколов. Разумеется, для точной работы часов, мастера, следящие за их работой, должны были точно знать соотношение дня и ночи в каждый конкретный день года. Для этого в их распоряжении имелись специальные таблички. Не удивительно, что иностранцы посещавшие Москву прозвали необычные куранты «Дивом мира». К сожалению, прослужили они всего около сорока лет, погибнув во время пожара 1626 года.

Третьи куранты: неудачные

Следующие часы для Спасской башни Московского кремля закупили при Петре I в Голландии. На этот раз на башне оказались обычные часы с классическим циферблатом, разбитым на двенадцать часов. Третьи куранты отбивали: час, четверть часа, а также играли нехитрую мелодию. Необходимо отметить, что замену курантов в Московском кремле Петр Iприурочил к переходу страны на новый суточный отсчет времени, принятый в Европе. Однако, голландский часовой механизм оказался крайне не надежным и часто ломался. Для его починки в кремле постоянно дежурила бригада иностранных часовщиков, но это помогало мало. Когда третьи куранты были разрушены вследствие пожара 1737 года, никто сильно не расстроился. Тем более к этому времени столица переехала в Санкт-Петербург, а император давно потерял интерес, как к Москве, так и к курантам, некогда установленным по его личному распоряжению.

Четвертые куранты: немецкая мелодия для русских часов

В следующий раз часы на Спасской башне были заменены по прихоти Екатерины II. Несмотря на то, что ее императорский двор находился в северной столице императрица не оставляла своим вниманием и Москву. Однажды после посещения города, она приказала установить новые куранты, которые, как оказалось, были давно куплены и пылились в Грановитой палате Московского кремля. Новые часы работали довольно сносно, но случился неприятный казус. После монтажа часов в 1770 году они неожиданно заиграли веселенькую австрийскую песенку «Ах, мой милый Августин». Скандал был жуткий. Тем не менее, часы не демонтировали, а лишь убрали мелодию.

Даже после того, как в 1812 году в куранты попал снаряд, они были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым. Лишь в 1815 году, после того, как шестерни часов были признаны аварийными, куранты существенно модернизировали. Фактически был заменен весь механизм часов, отремонтированы полы в механическом зале, установлен новый маятник, заменен циферблат. С этого момента он стал черного цвета с арабскими цифрами. В качестве мелодии поставили мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 часов и марша лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен» в 12 и 6 часов. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

Пятые куранты: современные

Первое время после установления Советской власти, руководству страны было не до курантов, которые встали, после того как в них во время революционных волнений попал снаряд. Тем не менее, после переезда правительства в Москву В.И. Ленин распорядился куранты восстановить. Увы, часовая компания, ранее обслуживавшая часы, заломила астрономическую сумму в золоте, и от ее услуг пришлось отказаться. Неожиданно свою помощь предложил обычный слесарь Николай Беренс, который вместе с отцом обслуживал механизм курантов до революции. Благодаря его усилиям, часы были отремонтированы и пошли вновь. Изменилась лишь мелодия, которую играли куранты. Теперь в 12 часов они исполняли «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В 1932 году по распоряжению И.В. Сталина часы были в очередной раз модернизированы. В 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы привести в порядок и установить электронное управление. Сегодня начиная с 1999 года, куранты исполняют гимн России.