Анализ аварии на первом березниковском калийном руднике. Провалы в Березниках. По материалам российской печати

ilipin в Провалы в Березниках

С высоты, естественно.

Вылазок в или через Березники сделано, наверное штук пять. Однако, только один раз удалось поснимать город сверху - то времени нет, то погода не та, то забираемся вглубь, а не ввысь. Не прошло, как говориться, и полгода, и наконец Первый отдел знаменитого на всю страну НИИ Коптеро и Подвесостроения завершил цензурирование фотографий Березников. Раз добро получено, нужно публиковать.

Провалы №3(2010г) и №4(2011г) у станции Березники. Слева с красной крышей - жд вокзал Березников, закрыт навечно. Пассажирские поезда к перрону больше никогда не прибудут.

Провалов в Березниках насчитывается в настоящее время 4 штуки. Три появились после затопления шахты первого рудоуправления, или БКПРУ-1 в 2006 году. Примерно через год после затопления провалилась земля около фабрики технической соли прямо на территории предприятия.


Текущее, на лето 2014г. состояние провала на фабрике технической соли первого рудоуправления.


Первоначальное состояние провала №2


Глубина провала - около 100 метров.

В мае 2007 года было закончено строительство отсечной дамбы на промканале, что, как утверждалось, ликвидировало опасность попадания большого объема воды из Камы в зону возможного провала.


Канал, вдали видны две дамбы для отсечения притока воды в рудник и вытекания рассола в Каму.


Солеотвал первого рудника. До провала был гораздо выше. В связи с образованием провала, соль с отвала использовалась для приготовления насыщенного раствора и закачку его в умирающую шахту.

Промканал - это часть реки Зырянки, куда раньше заходили баржи для загрузки продукции Уралкалия. Сейчас из-за провала канал перегорожен дамбой(в конце) что бы рассол из провала не вытекал в канал и Каму.


Мелькомбинат и шламохранилище(на заднем плане) первого рудника


На дальнем плане снимка выдины трубы ТЭЦ-10, до сих пор работающей не краю провала 1 и 2


Еще один вид на второй провал.


Вид на второй провал и рудоуправление из под облаков.

В 2010 году на станции Березники, которая расположена над затопленным БРУ-1 произошел новый провал. В результате был прекращен транзит через станцию Березники, все 14 путей грузового, пассажирского и сортировочного парка были укорочены на одну треть и стали тупиковыми. В 2011 году, к первой годовщине появления, провал был засыпан, однако это не позволило полностью восстановить станцию. Через два года, после оседания засыпанного грунта, на месте воронки вновь образовалось озеро. Провал на территории станции стал третьим по счету и величине из березниковских провалов и получил народное название «Малыш»


Видно как разобраны рельсы. Эта жд ветка соединяла Соликамско-Березниковскую агломерацию с остальным миром.

По состоянию на лето 2014 года рассматривался вопрос переноса станции. Перемычка между засыпанным и четвёртым провалом сохранялась, но озеро образовавшиеся из-за непрекращающихся оседаний над двумя провалами продолжало наступление.


Здание закрытого железнодорожного вокзала Березников.

4 декабря 2011 года севернее здания шахтнострпоительного управления, недалеко от станции Березники, произошёл новый, четвертый по счету провал. К настоящему времени провал 3 и 4 представляет из себя одно озеро.


Слева видеется провал №3 на путях станции Березники, справа - №4.


Провалы 3-4, на заднем плане солеотвал первого рудника. На бортах провалов здания уходящие под воду.

Еще один вид на провалы 3-4.

Железную дорогу тоже пришлось перестраивать. В несколько этапов построены новые участки железной дороги в обход границы шахтных полей. К 2012 году реконструкция была закончена, минудобрения теперь можно безопасно вывозить по железной дороге.


Снятые железнодорожные пути на закрытой ветке.


Ответвление железной дороги на обход опасного участка

В 2012 появилась новая опасная зона около площади Решетова. Асфальт, здания в этих местах трескается, скорость проседания грунта регулярно измеряется, и похоже что увеличивается. В любой момент, скорее всего весной произойдет очередной провал. Попытались заснять место, пока еще выглядящее как нормальный заброшенный квартал, чтобы сравнить будущей дырой в земле. Делайте ставки, когда потребуется экстренная экспедиция в Березники?


Площадь Решетова - место будущего провала.


Где-то в центре снимка скоро будет дыра.

Пара техноприродных пейзажей, не относящихся к провалам напрямую.


Дамба пруда первого рудника


На дальнем плане видны лодочные базы и речной порт.


Первый пруд и деревня Зырянка. На горизонте солеотвал затопленного в 86м году третьего рудника, там тоже имеется провал за номером один.

Крупнейшая техногенная катастрофа в России в XXI веке

По материалам российской печати

Хроника аварии

19 октября 2006 г. в руднике первого рудоуправления компании «Уралкалий» - ведущего в России производителя минеральных удобрений - стала прибывать вода, насыщенная солями месторождения. Попытки откачать рассолы и возобновить работу рудника не увенчались успехом. Приток рассолов увеличивался, и 28 октября компания приняла решение поднять на поверхность людей, обслуживавших насосное оборудование. Эвакуация напоминала бегство: под землей остались не только тонны неизвлеченной породы, но и ценное горнодобывающее оборудование. В конце октября началось затопление старейшего рудника «Уралкалия», на который тогда приходилось 27% добычи компании. Повышенный приток рассолов в рудник, по-видимому, стал следствием разрыва водозащитной толщи, произошедшего в одной из неразрабатываемых частей рудника.

Вода - самый страшный враг соляных шахт. Возможно, даже более страшный, чем взрывоопасный газ в шахтах угольных. Опасную концентрацию газа можно определить специальными приборами. Калийщики ведут постоянные наблюдения за влажностью шахтного воздуха, но против внезапных прорывов подземных вод они бессильны. Соли очень легко размываются и растворяются водой. Попробуйте сами поставить опыт, за сколько времени смогут без остатка разойтись в стакане воды две столовые ложки обыкновенной поваренной соли.

В результате растворения горных пород водой образуются карстовые пустоты. Если же они достигают значительных размеров, своды пустот не выдерживают, возникают обрушения, видимые как карстовые провалы, воронки, котловины карстовых озер.

Первое рудоуправление «Уралкалия» располагается непосредственно под центральной частью города Березники, второго по величине города в Пермском крае. Березники - памятник сталинской индустриализации в нашей стране (30-е годы ХХ в.). В городе расположено несколько опасных предприятий: титано-магниевый комбинат «Ависма» (магний получают из солей NaCl , при этом образуется газообразный хлор), химические гиганты «Бератон» и «Азот».

Пустоты под Березниками начали закладывать еще в 70-х гг. В течение четырех предава-рийных лет в подземные выработки было заложено более 23 млн т отходов калийного производства - каменной соли и глины. Поначалу казалось, что аварийное проседание грунта затронет лишь промышленную зону города, а жилые кварталы окажутся в безопасности.

28 июля 2007 г. в промзоне Березниковского рудоуправления № 1 произошел обвал грунта. Размеры воронки составили 40 на 60 метров, глубина - 15 метров. Подход к провалу закрыли. Был запрещен провоз опасных грузов (хлор и аммиак) по железнодорожной линии, находившейся в нескольких десятках метров от провала. Вводился сейсмологический мониторинг проседаний грунта (действует и по сей день). Размеры провала постоянно увеличивались и достигли к концу января 2009 г. 443 на 328 метров. Глубина выросла до 90 м, дно воронки постепенно заполнилось водой. Среднесуточный прирост уровня воды за январь 2009 г. составил 30 см. Провал вплотную подобрался к зданиям фабрики технической соли и сушки, а на востоке разрушил полотно электрифицированной железной дороги Чусовая-Березники-Соликамск.

Процесс затопления горных выработок первого рудоуправления компании «Уралкалий» полностью завершился. О полном затоплении шахты говорит повышение уровня воды в наблюдательных гидрологиче-ских скважинах и превышение уровня поступивших в рудник рассолов над уровнем горных выработок.

Производство

Шахта БКРУ-1 (Березниковское калийное рудоуправление № 1) была открыта в 1954 г. и являлась старейшим добывающим предприятием компании. Содержание К 2 О в породе - минимальное по сравнению с другими рудниками. Но калиеносные пласты на БКРУ-1 залегают значительно выше, чем на других участках, и потому рудник был рентабелен. План по добыче на 2007 г. на затапливаемом руднике был установлен в размере 1,2 млн т; эти потери менеджмент компании собирался восполнить за счет более интенсивной добычи на оставшихся рудниках и ускоренного ввода в эксплуатацию нового рудника в Березниках - БКРУ-5. Рудник № 5 до сего дня в стадии строительства, а вот добыча на других рудоуправлениях «Уралкалия» действительно серьезно увеличилась. Сейчас «Уралкалий» лишь немного уступает своему главному конкуренту - соликамскому «Сильвиниту» (таблица 1).

Таблица 1

Производство калийных удобрений , млн т

Производитель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

«Уралкалий» (г. Березники)

«Сильвинит» (г. Соликамск)

Основная часть произведенных в Верхнекамском промышленном районе калийных удобрений (около 90%) идет на экспорт, преимущественно в Китай, Бразилию, Юго-Восточную Азию и Индию. Поставки «Уралкалия» и «Сильвинита» наполняют более 20% мирового калийного рынка. «Уралкалию» принадлежит 50% акций «Белорусской калийной компании» - одного из ведущих мировых экспортеров (белорусские калийные соли добываются на рудниках в Солигорске).

Рудник № 1 был единственным в Березниках, где добывался карналлит - двойная соль хлорида калия и хлорида магния, использующаяся для изготовления не только калийных удобрений, но и магния. Карналлит - незаменимое сырье для титано-магниевого комбината «Ависма» в Березниках и Соликамского магниевого завода.

«Ависма» покупала карналлит у «Уралкалия», но после аварии была вынуждена переориентироваться на закупку сырья у основного конкурента березниковского производителя - соликамского «Сильвинита». До драматических событий на руднике № 1 «Сильвинит» поставлял свой карналлит только Соликамскому магниевому заводу, контролируемому структурами, близкими к «Сильвиниту». Чтобы снабжать карналлитовым концентратом сразу двух потребителей, «Сильвиниту» пришлось за очень короткое время увеличить производство руды в два раза. Форсирование темпов добычи негативно сказалось на обеспечении безопасно-сти производства. В результате были спровоцированы газодинамические явления в шахте первого рудоуправления «Сильвинита», отчего на руднике обрушилась кровля на участке примерно 7 на 19 метров. Расследовавшая эту аварию комиссия Ростехнадзора рекомендовала компании снизить темпы добычи сырья. Таким образом, одна крупная авария едва не вызвала «эффект домино» на российских калийных рудниках.

«Уралкалий», по неосторожности ли, по халатности ли допустив на своем руднике техногенную катастрофу, должен был понести значительные материально-финансовые убытки. Однако все произо-шло совсем не так. Авария на БКПРУ-1, а также возникшая угроза прекращения поставок с «Сильвинита» в связи с высокой вероятностью обрыва железнодорожного сообщения, стимулировали панические ожидания роста дефицита калийных удобрений на мировом рынке. Повезло верхнекамским производителям и с падением добычи калийных солей в Канаде (таблица 2). Это в конце 2006 г. привело к стремительному росту цен на калийные удобрения, достигших отметки до 1000 долл. за тонну в 2008 г. В результате чистая прибыль «Уралкалия» в «аварийном» 2006 г. составила 3,7 млрд руб., в 2007 г. - 8 млрд руб., за 9 месяцев 2008 г. - свыше 23 млрд руб.

Таблица 2

Добыча калийных солей

(в пересчете на содержание К 2 О ), тыс. т

Страна

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Канада

9 093

10 332

10 140

8 528

Россия

4 653

5 599

6 266

5 274

Белоруссия

4 229

4 612

4 928

4 605

Германия

3 564

3 627

3 664

3 625

Израиль

1 958

2 138

2 224

2 187

США

1 100

1 300

1 200

1 200

Иордания

1 177

1 157

1 097

1 020

Китай

Чили

Испания

Великобритания

Бразилия

Украина

Мир в целом

28 400

31 300

32 000

28 700

По данным World Mineral Production 2002-2006

Получается, что «Уралкалий» отделался легким испугом, брошенным на аварийном руднике оборудованием да имиджевыми потерями (все больше людей в Березниках стало называть компанию «УК», намекая на сходство названия с аббревиатурой Уголовного кодекса).

В конце 2006 г. комиссия Ростехнадзора установила, что техногенная авария в Березниках произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия». Однако в октябре 2008 г. было принято решение о создании новой комиссии и возобновлении расследования. В зависимости от судебного вердикта, государство может потребовать от «Уралкалия» компенсацию в 14,7 млрд руб. и предъявить компании счет за 120 млн т потерянных для страны запасов солей. После обнародования этой информации капитализация «Уралкалия» на биржевых торгах упала почти в три раза - до рекордно низкой оценки в 2,8 млрд долл.

Ждут от «Уралкалия» возмещения убытков и некоторые пострадавшие от аварии компании, прежде всего ОАО «РЖД», за свой счет два раза переносившее пути железной дороги на Березники и Соликамск в сторону от провала. На само ОАО «РЖД» планирует обратиться в суд электрогенерирующая компания ОАО «ТГК-9». Цель - взыскать средства, потраченные на демонтаж части объектов березниковской ТЭЦ-10 для освобождения участка под строительство обходного пути в зоне провала грунта на руднике № 1. Расширение провала и необходимость дальнейшего удаления от него железнодорожных путей может привести и к полному переносу ТЭЦ-10. Уже сейчас начата подготовка необходимых строительных площадок. Перенос сооружений ТЭЦ-10 планируется завершить в течение трех месяцев. Пока финансирование переноса ведется за счет собственных оборотных средств компании, но планируется, что, в соответствии с решением правительственной комиссии, эти расходы будут учтены в тарифах на электрическую и тепловую энергию, если, конечно, «Уралкалий» не заплатит «РЖД», а те энергетикам. В то же самое время (в конце прошлого года) в прессу просочилась скандальная информация о приобретении собственником ОАО «Уралкалий» Дмитрием Рыболовлевым особняка во Флориде за 100 млн долл.

Население

В аварийной зоне над затопленным рудником расположены не только промышленные площади, но и жилая застройка. Под угрозу обрушения в связи с подвижками грунта и оседанием поверхности попали около трех десятков домов микрорайона «Рудник», одного из старейших в Березниках. Наиболее сложная ситуация в районе площади Решетова и начала проспекта Ленина - главной улицы Березников. Непосредственно под ними в 40-х годах велась добыча карналлитовой руды, жизненно необходимой воюющей стране.

В июне 2007 г., когда стало понятно, что легко с аварией не справиться, а рудник уже не вернуть, руководство края и города приняло решение переселить в безопасное место жителей 25 жилых домов (около 900 человек). Были закрыты школы № 21 и № 26, два детских сада, Дом культуры калийщиков, социально-бытовые объекты, магазины, кафе. Если малокомфортные двухэтажные дома люди покидали без особого сожаления, то квартиры по проспекту Ленина считались в Березниках элитным жильем, образчиками монументального «сталинского» стиля. Многие владельцы «сталинок» только недавно сделали ремонты и перепланировку и покидать свои жилища без предоставления равноценной замены поначалу не хотели. Однако начало легких толчков и сотрясений сделало березниковцев сговорчивее. Ряд домов по улицам Свободы, Преображенского, Гастелло, Рудничной, Калийной, Горького, Панфилова, Азотчиков и по проспекту Ленина были выселены. Мэрия предоставила «технобеженцам» новые квартиры в микрорайоне «Усольский-2», самом удаленном в городе (он располагается на правом берегу Камы у самого города Усолье). За прошедшие с отселения полтора года покинутые в аварийной зоне дома видимых повреждений не имеют, не считая отдельных трещин. Однако специальная аппаратура уже фиксирует просадки грунта, внутри Дома культуры вздыбило паркет, стала откалываться плитка. Из соображений безопасности в конце 2008 г. начался демонтаж бывшего главного «оазиса» культуры для «Уралкалия».

В оставшейся части микрорайона продолжает проживать население. Состояние этих жилых домов пока не вызывает опасений, но люди в любую секунду готовы к переселению через Каму. Парадоксально, но квартиры в этих домах продолжают покупать. Семьи, не имеющие достаточных средств на новостройку, участвуют в такой «ипотечной» схеме, чтобы через пару лет на законных основаниях вселиться в новенький дом. На оптимистичный сценарий развития подземной катастрофы здесь никто уже не полагается.

Изменения в работе транспорта

Непосредственно в зоне, сегодня охваченной провалом, ранее проходили два важных транспортных объекта - железная дорога Пермь-Соликамск и газопровод, снабжающий газом местную ТЭЦ. В ноябре 2006 г. были прекращены пассажир-ские перевозки по аварийному участку. Конечной станцией поездов дальнего следования и электричек стала станция Березники-Сортировочная, неудобно расположенная за дальними юго-восточными окраинами города, с ней было налажено автобусное сообщение. Газопровод был переложен в обход опасного участка.

В январе 2007 г. на территории БКРУ-1 была введена в эксплуатацию временная однопутная железнодорожная линия протяженностью около 800 м. Она позволила частично решить проблему транспортировки грузов предприятий Березниковско-Соликамского узла. Позже завершилось строительство подпорной стенки для укрепления этой ветки. Рост провала в сторону железной дороги потребовал еще одного переноса железнодорожного пути на восток, при этом были демонтированы некоторые строения на территории пром-площадки рудника № 1. Вторая обходная железнодорожная линия действует до сих пор. Минимальное расстояние от нее до юго-восточного борта провала - 80 метров, от восточного борта трещины, выявленной 8 октября 2008 г., - 69 м, от трещины, выявленной 16 октября, - 64 м. Перевозка по железнодорожному пути опасных грузов (хлора, кислот и др.) ограничена и проводится с особыми мерами предосторожности.

Активное развитие провала в 2008 г. вынудило железнодорожников искать новые пути обхода. Появился проект шестикилометровой временной ветки, следующей через ТЭЦ-10 (ее планируют перенести), карналлитовую фабрику и химическую фабрику «Уралкалия». По состоянию на начало 2009 г., к месту предполагаемых работ подогнана строительная техника, в любой момент готовая приступить к исполнению проекта. Подобного развития событий следует ожидать в том случае, если провал и его трещины еще более приблизятся ко второму временному обходу.

Авария на руднике ограничила транспортную доступность Березников и Соликамска.
К ним теперь не идут поезда на Москву (отменен совсем) и из Екатеринбурга (сокращен до Березников-Сортировочной), электрички пермского направления. В междугородном сообщении березниковцы пересели на автобусы. На «полуизолированном» участке Березники-Соликамск с мая 2007 г. стал курсировать одновагонный рельсовый автобус «РА-1», выпущенный на Мытищинском заводе «Метровагонмаш». Работающий на дизельном топливе моторный вагон за день совершает 4 рейса между городами Верхнекамского промышленного узла.

Ухудшилось транспортное обслуживание аварийного района города. Были отменены троллейбусные маршруты, имевшие конечную на площади Решетова.

Опасность возможных техногенных катастроф вынудила РАО «РЖД» искать пути полного обхода рудников «Уралкалия». В результате появился проект сооружения 53-километрового обходного пути Березников от станции Яйва до Соликамска. Необходимость строительства понимали все: и чиновники, и промышленники, но денег на реализацию проекта давать никто не хотел. Одни считали, что должен платить «Уралкалий», на рудоуправлении которого произошла авария, другие были уверены, что средства должно выделить ОАО «РЖД», так как строительство новых путей находится в его компетенции, третьи указывали на Министерство природных ресурсов РФ и Министерство финансов России. В итоге стороны пришли к соглашению, что из 9 млрд рублей, необходимых для реализации проекта,
3 млрд выделят РЖД, точно такую же сумму найдет федеральный бюджет, а оставшуюся треть соберут предприятия Березниковско-Соликамского узла.

Проектировщики попытались расположить новую железную дорогу таким образом, чтобы она шла в обход всех шахт и выработок и была безопасной. Новый железнодорожный путь призван в будущем стать первым участком проекта «Белкомур» (от прохождения этой долгожданной магистрали через Кудымкар и станцию Григорьевскую после упразднения Коми-Пермяцкого а.о. отказались). По всей будущей трассе уже вырублена внушительная просека. Сейчас грузовики вывозят стволы деревьев и пни, очищают пространство пути. Идет отсыпка полотна, работники возводят технологическую дорогу. Обходной путь Яйва-Соликамск предполагается сдать в эксплуатацию в 2010 г.

Суждено ли Березникам повторить незавидную судьбу легендарного града Китежа, мы узнаем уже в ближайшие годы. Недостатка в прогнозах нет - от оптимистических до самых пессимистичных. Пока же обстановку в городе сложно признать спокойной: любая трещина на асфальте или на стене дома в любом районе города тут же вызывает поток слухов и страхи провалиться под землю. Как и в известной повести братьев Стругацких, березниковская «зона» не спешит раскрывать свои тайны, похоже она на время затаилась, ожидая прихода своего Сталкера.

По материалам российских СМИ

Этот дом считается самым дорогим частным домом в США. Он был куплен выпускником Пермского мединститута и председателем советов директоров «Уралкалия» и Белорусской калийной компании у миллиардера Дональда Трампа. Усадьба «Maison de l?Amitie» (Дом дружбы) расположена на берегу океана на участке площадью 2,6 га и имеет частный пляж протяженностью 145 м. Общая площадь жилых помещений - более 3 тыс. м 2 . В доме 18 спален и большое количество залов, комнат и помещений различного назначения, имеются зимний сад, бассейн. Высота потолков в доме - от 6 до 12 метров. На территории усадьбы расположены два дома для гостей. Угроза провалиться под землю перед «Домом дружбы» пока не стоит.

Провалы в Березниках October 29th, 2014

С высоты, естественно.

Вылазок в или через Березники сделано, наверное штук пять. Однако, только один раз удалось поснимать город сверху - то времени нет, то погода не та, то забираемся вглубь, а не ввысь. Не прошло, как говориться, и полгода, и наконец Первый отдел знаменитого на всю страну НИИ Коптеро и Подвесостроения завершил цензурирование фотографий Березников. Раз добро получено, нужно публиковать.


Провалы №3(2010г) и №4(2011г) у станции Березники. Слева с красной крышей - жд вокзал Березников, закрыт навечно. Пассажирские поезда к перрону больше никогда не прибудут.

Провалов в Березниках насчитывается в настоящее время 4 штуки. Три появились после затопления шахты первого рудоуправления, или БКПРУ-1 в 2006 году. Примерно через год после затопления провалилась земля около фабрики технической соли прямо на территории предприятия.


Текущее, на лето 2014г. состояние провала на фабрике технической соли первого рудоуправления.


Первоначальное состояние провала №2


Глубина провала - около 100 метров.

В мае 2007 года было закончено строительство отсечной дамбы на промканале, что, как утверждалось, ликвидировало опасность попадания большого объема воды из Камы в зону возможного провала.


Канал, вдали видны две дамбы для отсечения притока воды в рудник и вытекания рассола в Каму.


Солеотвал первого рудника. До провала был гораздо выше. В связи с образованием провала, соль с отвала использовалась для приготовления насыщенного раствора и закачку его в умирающую шахту.

Промканал - это часть реки Зырянки, куда раньше заходили баржи для загрузки продукции Уралкалия. Сейчас из-за провала канал перегорожен дамбой(в конце) что бы рассол из провала не вытекал в канал и Каму.


Мелькомбинат и шламохранилище(на заднем плане) первого рудника


На дальнем плане снимка выдины трубы ТЭЦ-10, до сих пор работающей не краю провала 1 и 2


Еще один вид на второй провал.


Вид на второй провал и рудоуправление из под облаков.

В 2010 году на станции Березники, которая расположена над затопленным БРУ-1 произошел новый провал. В результате был прекращен транзит через станцию Березники, все 14 путей грузового, пассажирского и сортировочного парка были укорочены на одну треть и стали тупиковыми. В 2011 году, к первой годовщине появления, провал был засыпан, однако это не позволило полностью восстановить станцию. Через два года, после оседания засыпанного грунта, на месте воронки вновь образовалось озеро. Провал на территории станции стал третьим по счету и величине из березниковских провалов и получил народное название «Малыш»


Видно как разобраны рельсы. Эта жд ветка соединяла Соликамско-Березниковскую агломерацию с остальным миром.

По состоянию на лето 2014 года рассматривался вопрос переноса станции. Перемычка между засыпанным и четвёртым провалом сохранялась, но озеро образовавшиеся из-за непрекращающихся оседаний над двумя провалами продолжало наступление.


Здание закрытого железнодорожного вокзала Березников.

4 декабря 2011 года севернее здания шахтнострпоительного управления, недалеко от станции Березники, произошёл новый, четвертый по счету провал. К настоящему времени провал 3 и 4 представляет из себя одно озеро.


Слева видеется провал №3 на путях станции Березники, справа - №4.


Провалы 3-4, на заднем плане солеотвал первого рудника. На бортах провалов здания уходящие под воду.

Еще один вид на провалы 3-4.

Железную дорогу тоже пришлось перестраивать. В несколько этапов построены новые участки железной дороги в обход границы шахтных полей. К 2012 году реконструкция была закончена, минудобрения теперь можно безопасно вывозить по железной дороге.


Снятые железнодорожные пути на закрытой ветке.


Ответвление железной дороги на обход опасного участка

В 2012 появилась новая опасная зона около площади Решетова. Асфальт, здания в этих местах трескается, скорость проседания грунта регулярно измеряется, и похоже что увеличивается. В любой момент, скорее всего весной произойдет очередной провал. Попытались заснять место, пока еще выглядящее как нормальный заброшенный квартал, чтобы сравнить будущей дырой в земле. Делайте ставки, когда потребуется экстренная экспедиция в Березники?


Площадь Решетова - место будущего провала.


Где-то в центре снимка скоро будет дыра.

Пара техноприродных пейзажей, не относящихся к провалам напрямую.


Дамба пруда первого рудника


На дальнем плане видны лодочные базы и речной порт.


Первый пруд и деревня Зырянка. На горизонте солеотвал затопленного в 86м году третьего рудника, там тоже имеется провал за номером один.

Оригинал взят у leksandrych в На волосок от провала.

Часть вторая. Бесконечная история.

Даже странно, что я раньше не писал о березниковских провалах - казалось бы, о чём ещё-то писать, если ты живёшь здесь, в непосредственной близости от событий? Дело, пожалуй, в том, что я люблю давать законченную картину, а не часть процесса с неясным окончанием. История же с затоплением Первого березниковского калийного рудника конца не имеет, хотя и началась она более шести лет назад, в октябре 2006 года. Я не возьмусь описывать все процессы, происходившие за это время в городе - вопрос это объёмный и очень сложный - а ограничусь непосредственно припровальной территорией и своей любимой железной дорогой - она пострадала от потопа, пожалуй, более всех остальных "участников процесса". Сегодня я попытаюсь рассказать и проиллюстрировать всё с самого начала, дать картинку в движении. Я уже не могу опираться только на свои фотоматериалы (хотя в тексте они будут) - прилегающая к провалам территория охраняется, снимать в окрестностях непросто. Да и масштаб дырок в земле хорошо виден только с воздуха. Почти весь материал взят с самой длинной ветки березниковского форума , на сегодня там 852 страницы. Итак, приступим.

Октябрь 2006 года. Пермский край, Березники. В старейшей калийной шахте города Первого калийного рудоуправления ОАО "Уралкалий" в одной из старых выработок появляется вода. Потребовалось несколько дней, чтобы выяснить - вода в руднике просачивается сверху, из слоя надсолевых грунтовых вод. Спустя ещё неделю, 28.10.06 принято решение о прекращении борьбы за рудник - опыт подобной аварии уже был , и он подсказывал, что активные действия, а в частности попытка воду откачать только усугубляют положение. Соль растворяется водой, посему остановить процесс затопления соляной шахты ещё никому в мире не удавалось. Начался длительный процесс затопления выработок (сразу забегу вперёд и скажу, что растянулся он более чем на три года).
Чтобы понять, почему большинство березниковцев весьма нервно отнеслась к затоплению давайте взглянем вот на такую карту.

Это ничто иное, как наложение границ выработок на городскую карту. Как видите, положение довольно грустное. Затопленные выработки протянулись под всем городом, исключая только северную - не саму развитую - его часть. Березники - уникальный город, нигде больше огромное шахтное поле не сочетается с многоэтажной жилой застройкой (до 12 этажей), Что и определило все его нынешние проблемы, они - с закладкой, потопом или без них - всё равно бы вылезли со временем. Соседний Соликамск тоже стоит над соляной шахтой, даже ещё более старой чем Первый калийный, но там площадь жилой застройки несоизмеримо меньше, а главное - 9-этажные дома вынесены в отдельную зону, под которой выработок никогда не будет. И последняя разница - соликамская шахта всё ещё пребывает в сухом состоянии.
Вся лирика, что выше, относится к шахтному полю целиком. Теперь то, что относится непосредственно к месту пробоя водозащитной толщи. Вода, поступая в шахту через пробой, промывает в соли полость, рано или поздно, в зависимости от темпов затопления, полость эта обрушивается, образуя провал. Примерная территория пробоя, а значит и провалоопасная зона была вычислена очень быстро, вот она.

Место будущего провала-2, 2004.

Эта территория, непосредственно примыкающая к промплощадке рудника. Одна беда - здесь же проходят главные пути ст. Березники, на тот момент - единственный железнодорожный выезд из Соликамска и Березников. Ещё одна карта - не обращайте пока внимания на сиреневые линии, все они появились позднее.

Все березниковские предприятия, кроме загородных рудников "Уралкалия", и Соликамск оказывались под угрозой внезапного обрыва связи с "большой землёй". Надо было срочно что-нибудь предпринять. Решение созрело быстро - небольшая 500-метровая ж/д петля по периметру опасной зоны. В декабре 2006 года ветку построили. До лета следующего года она простояла без дела, зато потом пригодилась.

А что с пассажирским сообщением? На момент начала затопления из Березников ходило несколько электричек - в Яйву, Кизел и Углеуральскую, из Соликамска - одна пара электричек до Чусовской и пдс в Екатеринбург. Сразу же после выяснения контуров опасной зоны пдс и электрички перенесли на станцию Березники-Сортировочная. На схеме выше вы можете легко её найти, находится она в двадцати километрах от города. В былые времена электричка добиралась до Сортировки за полчаса. Специально пущенным автобусам требовался час. На самом деле, Сортировка не была безальтернативным решением - можно было организовать сообщение со станции Калийная, которая находится куда ближе к Березникам, чем Сортировка. Но к 2006му году Калийная благодаря длительному воздействию, а точнее бездействию, оказывается совершенно неготова к принятию большого потока пассажиров - пешеходный мост пришёл в аварийное состояние и разрушен, вокзал закрыт, а подход с автобусной остановки перекрыт забором. При желании все эти проблемы можно было бы решить, но в итоге никаких действий по приведению Калийной в порядок предпринято не было ни в 2006м, ни во все последующие года.
Итак, ни в 2006м, ни в начале следующего, 2007 года никаких происшествий в опасной зоне у рудника не происходило. Железная дорога исправно пропускала грузовые поезда, обходная бездействовала, рудник медленно заполнялся водой. Гром грянул 28 июля 2007 - в опасной зоне образовался провал, 50х70 метров и глубиной 15. По общей индексации березниковских провалов он получает номер 2 вслед за провалом-1986. Провал кажется на фотографии не таким и большим, но приглядитесь - здание рядом с ним, АБК фабрики технической соли - это трёхэтажная постройка.

Выброс газа из провала-2.

Процесс затопления, а значит и подземного промыва, поэтому совершенно естественно провал стал расти. Снимки от 13 августа. На переднем плане можно разглядеть обходную-1 и старый пятипутный парк. После образования провала старые пути начали разбирать.

С лета, несмотря на провал, начали пускать пассажирские элементы из Березников в Соликамск. Что тут только не ходило. Лето 2007 - РА1, 2008 - ТЭМ2 с пасс. вагоном, 2009 - ВЛ11 с ним же, 2010 - ЭД4, РА1. Летом 2010 недолгое время проходила РА2. После Малыша пасс. трафик на Соликамск был упразднён.
Хотя в целом развитие провала шло в рамках прогноза, всё-таки держать сообщение на тонкой ниточке всего в ста метрах от неподдающейся никакому контролю дыры становится страшно. В сентябре рядом со старым обходом начинают строить новый, уже двухкилометровой длины, на моих схемах он обозначен как обходная-2. Заметно, что новый обход отодвинулся в самом узком месте от старого всего на тридцать метров - дальше отойти мешают ТЭЦ10 и всё ещё работающая на промплощадке рудника фабрика приготовления рассолов. Так как в бущудем и ТЭЦ, и фабрику планируют закрывать, строительство более крупного обхода отодвигается в будущее - при необходимости закрытие объектов можно будет и форсировать. К декабрю обходную-2 пустили в строй.

Вместе с обходной-2 строят непонятную петлю в лесу к югу от города, то что обозначено у меня как "обход МК-24". Я, честно говоря, так и не понял, что же именно он обходит и от каких угроз страхует железную дорогу. Тем не менее, обход МК-24 был построен и пущен в декабре 2008.

К поздней осени 2007-го следует отнести и решение о проектировании и строительстве 53-километровой обходной ветки Яйва-Чашкино, тот обход, который я называю НУБАМ. Многие, в том числе и я, посчитали тогда этот проект чрезмерным - для обхода локальной проблемы всего-то парой сотен метров шириной строилась огромная и дорогая обходная петля, с на первый вгляд избычточным запасом. Тем не менее, последующие события показали, что ставка на НУБАМ была верным и своевременным решением, но об этом потом. Скажу только о маршруте НУБАМа - столь длинная дистанция потребовалась для того чтобы обойти не только затопленный рудник, но и все действующие и будущие горные отводы калийных шахт, то есть соль под НУБАМом никогда добываться не будет. А значит, для дороги исключены любые проблемы, связанные с геологией недр. Очень серьёзные и почти нерешаемые традиционными средствами проблемы.
Провал, между тем, продолжает расти. 1 ноября 2007.

23 ноября 2007. В дальней части провала можно разглядеть "американские горки" - плети нартовской ветки. В отличии от главных путей их не стали разбирать, просто обрезали с разных сторон опасной зоны.

20 января 2008. Старый парк уже целиком обрезан провалом. Видны опоры кс обоих провальных веток, некоторое время они работали параллельно, затем провальную-1 разобрали.

Начало НУБАМа. В марте 2008 организуется база строительства в Яйве, проектные работы для ускорения ведутся одновременно с разворачиванием земляных работ. Начинается полуторалетняя стройка 53км обхода.

Летом 2008 опять форсируются работы по сооружению третьего провального ж.д. обхода, но дальше земляных работ в районе Зырянки они не пошли. Провал расти почти перестал, и от дорогостоящей времянки (пришлось бы прокапывать весь зырянский холм, сносить множество капитальных сооружений на промплощадке БКРУ-1 и закрывать ТЭЦ-10) решено отказаться.

Больших изменений в пасс. трафике не происходит. Опять пускают летний одновагонный "поезд" в Соликамск. Электрички без лишнего шума переводят на отстой в Калийную - в Шишах просто негде обернуть два электропоезда разом. Электрички ходят из Калийной по сей день. Ни вокзала, ни перрона там уже не осталось, переходный мост снесли в 2007 году, до электрички приходится идти в обход по путям. Но это всё равно удобней, чем садиться в Шишах.
8 июня 2008. Панорамный вид на припровальную зону, в центре снимка - трасса разобраной обходной-1

А вода продолжает прибывать.

27 декабря 2008. Вид со стороны Зырянки, южный подход к провалу-2. Прямо уходит тупиковый путь к разобранной обходной-1, справа - обходная-2.

Январь 2009. Панорамные виды с севера периметра провала-2. Вода уже совсем высоко.

Апрель 2009. Вода заполняет чашу провала целиком и выплёскивается наружу, затопляя прилегающую территорию. Процесс затопления рудника завершён, провал стабилизируется и почти перестаёт расти. Его нынешний размер - 380х360 метров.

20 июля 2009. Заполненный водой провал можно было бы принять за естественное озеро, если бы не руины фабрики рядом.

НУБАМ пускается в декабре 2009, по уже сложившейся в Березниках традиции - с опережением, накануне Нового Года - 20 числа. 11 января 2010 на НУБАМ из Сортировочной переводят свердловский пдс. Как и до 2006 года, отправляться он будет со станции Березники, правда, уходить будет не на юг, а на север. Также в качестве эксперимента через НУБАМ пускают пару электропоездов Кизел-Соликамск. В январе 2010 я побывал на соликамском примыкании , а затем и на электричке проехался . НУБАМовская электричка просуществовала недолго - до Соликамска она ходила почти пустой, и уже весной её отменили.
5 апреля происходит неожиданное - на НУБАМе из-за выброса пути сходит с рельс вагон-зак . Дикое форсирование стройки даёт о себе знать. Весь НУБАМ закрывают для проведения профилактических работ. Но что делать со свердловским ПДСом? Решение остаётся только одно - поезд без лишнего шума пускают по старому пути - на Калийную, мимо провала по 2й обходной. Сложная ситуация с НУБАМом помогла преодолеть многолетнюю осторожность. Поезда ходили мимо провала целую неделю, потом движение по большому обходу восстановилось.
Провал-2 29 апреля 2010.

2 мая 2010. Как в былые допотопные времена, в пассажирском парке ст. Березники стоит свердловский пдс и соликамская электричка.

Вид с пассажирского перрона в сторону провала-2. Даже на такой фотографии можно разглядеть понижение рельефа - пути явно уходят вниз. А ведь впереди сортировочная горка, никаких понижений быть не должно. Здесь, возле горочной диспетчерской, уже несколько лет до этого шли ускоренные просадки, на которые до поры до времени никто не обращал внимания.

Опять, уже в который раз, показалось что всё уладилось, устаканилось. Худо-бедно, но поезда ходят, железная дорога работает, провал почти не проваливается и выглядит безобидным озерком. Спокойная жизнь закончилась поздней осенью. Ранним утром 25 ноября 2010 года в восьмистах метрах от провала-2, прямо под главным путём появилась небольшая ямка. Новый провал, третий по счёту, названный в народе Малышом, сперва действительно был небольшим - влез в него только один хоппер из проходящего по путям состава. Но это было только начало.

Малыш почти добил станцию. Свердловский ПДС опять возвращается в Шиши (только в мае 2011 его переводят в Соликамск - логичное решение, которое можно было принять и сразу), пригородные вертушки до Соликамска отменяют. Станцию вновь "обрезают" - новая линия отреза проходит на 700 метров севернее старой, все пути на станции становятся тупиковыми. Сквозной проезд на Калийную перестаёт существовать, становится ясно, насколько вовремя построили НУБАМ, он в тех условиях просто спас ситуацию. Причём, о возможности новых провалов рядом со старым знающие люди предупреждали ещё в 2006. Грунтовые воды, в течении трёх лет сливающиеся через пробой водозащитной толщи в рудник, напромывали полости в покровной соли, вообще вся подземная гидрология рядом с провалом изменилась, превратив окрестности в весьма неустойчивую и опасную территорию.
30 ноября 2010, провал-3.

21 яваря 2011. Колонна тупиков на линии отреза-2.

Летом 2007 года в городе Березники, Пермского края произошли так называемые провалы грунта. Грунтовые воды, проникшие в выработанные стволы калийных рудников, растворили окружающие породы. К лету 2008 года провал достиг диаметра 350 м. и глубины около 100. В данном посте вы увидите рассказ ликвидатора последствий.

Пост адресован инженерам, специалистам, организаторам производства а так же тем кто умеет думать и делать выводы. Много и часто мы критикуем чиновников и власти. Иногда огульно и без знания темы. В этом посте я хочу обстоятельно разобрать одну ситуацию, которая даст представление об уровне подготовки, опыта и ответственности за принятые решения, очень высоких уровней власти. По существовавшим в СССР правилам, выработанные пустоты должны были заполняться пустой породой, чтобы не допускать обводнения. Вода, проникшая в ограниченное пространство, очень скоро становится перенасыщенным рассолом и перестает растворять соль.

Но, грянул капитализм. Тампонирование шахт дело весьма затратное. А Главные задачи? Обогащайтесь кто как может! Прибыль превыше всего! Посему, даешь на гора больше породы! Во благо владельцев предприятия!

Пустоты возникшие под землей заполнились водой. Которая медленно но верно начала растворять твердую соляную породу. Природа не терпит пустоты. И в эту пустоту, вернее жидкость, все это и провалилось.

По этому поводу, возникла правительственная комиссия под предводительством тогдашнего министра природных ресурсов и бывшего губернатора Пермского края Трутнева Ю.П. И вот вам первый фортель. Комиссия установила, что катастрофа вызвана не техногенными а природными факторами. Не понятно? Объясняю. За техногенные катастрофы и ЧС, а также устранение их последствий несет ответственность «техноген», т.е. предприятие деятельность которого принесла ущерб окружающей среде и населению.

В данном случае это Уралкалий. А при природных катастрофах за все платит бюджет. То есть мы, население. Почему комиссия не увидела того что лежит на поверхности? Как мне потом рассказали, министр «охраны природных ресурсов» того времени, Трутнев Ю.П. был бонифацием. Не блин.. этим.. бенефисом! Да нет мля…! Во! Вспомнил – бенефициарием Уралкалия! (Ребята, спецы, объясните мне что это за зверь, плиз.) Т.е. на хрена тратить «бенефициарные» деньги за ликвидацию последствий, если можно обойтись государевой казной? Правда, через несколько лет с Уралкалия все затраты взыскали. Но это отдельная история.

Комиссией (вы её увидите) в ряду других, было принято решение о строительстве объектов жилого фонда, в объемах и сроках необходимых для переселения граждан проживающих в строениях находящихся в зоне возможных обрушений. (Как я это выговорил?!)

Причем, переселению подвергались только семьи и люди проживающие в городском жилом фонде на условиях социального найма. Проще — в неприватизированных квартирах. Приватизаторы к тому времени получили компенсации за утерянное жилье и благополучно приобрели новое. В безопасных районах.

Решение было направлено в правительство Пермского Края – обеспечить!

Правительство Пермского края поручило это дело Управлению капитального строительства Пермского края. В котором тогда работал автор или по нашему ТС.

Итак, мне была дана команда – выполнить программу «3 по 20». На мое возражение почто я предпочитаю 3 по 150, мне разъяснили. Что программа «3 по 20» подразумевает следующее — до 20 ноября 2007 года, необходимо построить 20 тысяч кв. метров жилья, по цене 20 тысяч рублей за км. метр. На дворе июнь 2007 года.

Итак, задача. Определить место (территорию) строительства. Тип сооружений, этажность, привязать к местности и существующим сетям и т.д. и т.п. , спецы поймут.

Напомню, в то время, до кризиса, строительные компании очень вкусно жили. Жилье разлеталось по цене от 30 до 100 тыров за квадрат!

После многочисленных и бесполезных попыток привлечь Пермские предприятия к программе «3 по 20», было решено бросить клич по всей нашей матери, в смысле РФ.

Попытка потерпела фиаско.

Принимая во внимание сроки и количество (ключевая фраза) возводимого жилья и после того как серьезные строительные компании, «даже обсуждать не стали», правительственная комиссия приняла решение — строить «быстровозводимое, малоэтажное жильё»!

Опять клич по стране! Кто смогет? Я сам и мои помошники обзвонили почти сотню компаний! После выслушивания всех условий, в 6 случаях из 10 удивились и отказались. В одном послали на… В другом послали в … В восьмом переспросили «Вы куда звоните?!…» В девятом попросили время на подумать, в десятом – положили трубку.

Но! По наводке тогдашнего Министра МЧС Шойгу С.К., нас вывели на Вологду. Бывший завод ДОРМАШ. В то время производилась его реконструкция под предприятие быстровозводимого жилья. Меня туда командировали на тему проверки дееспособности предприятия. Был. Видел. Знаю. Великолепно! Они к тому времени в зонах ЧС уже построили более 50 000 кв метров жилья! Завидую белой завистью! Строго. Четко. Можно отдельный пост замесить! Но! На предложение «3 по 20» задумались…

7 ведущих специалистов завода в течении 6 часов просчитывали ситуацию. Ответ однозначный – построим но… Только конструкции выше отметки 0. Т.е., сети, фундаменты и благоустройство ваши. Остальное «Под ключ» изобразим!

С тем вернулся в Пермь. Доложили губернатору. И занялись выбором площадки.

К тому времени, власти Березников определили два возможных места строительства.

Оба в Усолье. Понимая, что 20 000 кв. метров при малоэтажной застройке быстровозводимым жильем это минимум 50 строений, выбрали участок №1.

Каюсь, принимал участие в присутствии ответственных лиц.

Следующий этап – проектирование.

Проектировщики, заваленные вкусной работой по проектированию жилья и других объектов, ваще не хотели с нами связываться. Не знаю как и чем, но институт привлекли. А он сразу сказал — давайте геологию. Спецы поймут. Начали искать геологов. А те завалены работой и — раньше чем через полгода на нашу поляну ни ногой! Капитализм мля! И нам по фуй техногенная катастрофа!

Август блин. Власти, понимая что управлять процессом не в состоянии, где то в архивах нашли геологию выполненную еще Минсельхозом СССР в 50 — х годах. И впарили её проектному институту как приложение к техническому заданию.

Вид на участок №1.

Участок №2 располагался за этими многоэтажками. Проезд к нему существовал только по внутридомовым территориям. Да и территория с гулькин хрен. Поэтому он всерьез не рассматривался

Процесс пошел.

Как говорили раньше – работали с калек. (Калька – полупрозрачная бумага на которой тушью изображались чертежи. После чего изображение переводили на светочувствительную бумагу.) Рабочие чертежи приходили по два, три листа. Частенько с явными недоработками.

Тем не менее- вперёд! Для начала занялись дорогами. Поскольку вся территория площадки глина – межквартальные проезды устраивались по взрослому.

Как только на дороге появилось твердое покрытие – она превратилась в улицу. А какая улица без названия? Себя любимых не забыли. (На табличке надпись – ул. Строителей)

В середине августа приходит новая указилка – площадь быстровозводимого жилья должна составлять 50 000 кв. м.!!!

К концу августа были определены подрядчики по застройке 4-х кварталов быстровозводимого жилья. Все не местные.

1 – Вологодский завод Дормаш. 40 домов. «Вологодский квартал»

2 – ООО «Радослав» г.Переславль-Залесский 20 домов.

3 – ООО «РостНРесурс» г.Ростов 20 домов.

4 – ООО « Строительная энергетическая компания» г. Смоленск 20 домов.

А вот и первая свая. Вологодский квартал.

По условиям контракта Дормаш строил только дома, на готовых фундаментах. Т.е. – запроектировать и построить фундаменты должен был кто то другой. К этому делу привлекли Пермские предприятия. Проектировщики получив чертежи конструкций готовых домов от Дормаша и геологические изыскания Минсельхоза СССР из архивов, раскинули мозгами. Трест №14 впрягся в фундаменты.

И тут первое потрясение! (моё) Фундамент для легковозводимых облегченных конструкций опирается на 38 восьмиметровых свай!!

По сваям – монолитный железобетонный ростверк!!! На мой вопрос – НА ФУЯ?!!!

Проектировщик ответил – «Буду спать спокойнее. Точно знаю, что выдержит!» Вот тогда я и задал первый вопрос на «большом» совещании. Вернее не вопрос а мнение – несущие и прочностные характеристики, а следовательно и стоимость фундаментов неоправданно завышены. Необходимо оптимизировать проектное решение. Ответ – сроки сжаты, перепроектировать некогда, решение принято, работай и не выступай.

По стенам подвала – монолитный железобетонный пояс!!! Я потом за рюмкой чая вспомнил предмет который назывался – «Механика грунтов. Основания и фундаменты.»

Пересчитал несущую способность фундаментов Вологодского квартала. Короче так…

Данная конструкция в этих грунтах влегкую выдержит пятиэтажное кирпичное здание с толщиной стен 640 мм. и железобетонными перекрытиями!

Строительство велось более чем на 10 зданиях одновременно с прокладкой сетей. На внутриквартальной площадке яблоку было негде упасть!

И вот следующая беда! Уровень грунтовых вод оказался на полтора метра выше чем в отчетах геологов полувековой давности! Как потом выяснилось – «горизонт грунтовых вод может существенно меняться при изменении гидрогеологических условий…»

Вода стояла во всех подвалах Вологодского квартала… Сколько потом было копий сломано! Пришлось и дренажи прокладывать и погружные насосы в подвалы устанавливать.

Во всех колодцах и тепловых камерах… Просто торопились мля! Нормальную геологию проделать некогда было! Рычагов воздействия на предприятия у чиновников нет! Привлечь военных не догадались. Результат – проект по устаревшим изысканиям, строительство по проекту. Кто виноват что вода в подвалах? Правильно строители! Не буду скрывать, камрады. Меня по этим объектам больше пяти раз в органы приглашали. Все таки полтора ярда бюджетных средствов псу под хвост! После моих и других пояснений дела закрывали. Если дочитаете посты до конца, поймете почему.

Итак Вологодский квартал. Забегая вперед скажу. Только в нем были дома введенные в эксплуатацию в 2007 году. Все остальные малоэтажки закисли до 2009 года.

Стеновые панели и панели перекрытий привозились из Вологды автотранспортом, упакованные в полиэтилен, в готовом к монтажу виде.

Монтаж вели рабочие завода. Организация работ на уровне.

Малый вес конструкций позволял смонтировать все панели с одной стоянки автокрана.

Вот собранный «кубик».

Все кровельные конструкции металлические.

На этом снимке к «кубику» «приделаны» лоджии. Кровля – по металлической обрешетке профнастил.

Наружные стены по термопрофилю обшиваются профнастилом. Как в старину – дом построен без единого гвоздя! Одни саморезы.

На внутриквартальной площадке можно было увидеть строительство домов во всех стадиях одновременно. От фундамента до кровли.

Стыки панелей заделывались фольгированными влаго и звукоизоляционными материалами. Поверхности стен ЦСП.

Отделочные работы как всегда и везде. Шпатлевка, клей, обои, краска. Прошу заметить, не молдаване или таджики. Вологодские бабы. Дай им Бог здоровья!

Вид на Вологодский квартал с башенного крана. Помимо двухэтажек строился и девятиэтажный крупнопанельный дом. Но это другая история.

Помимо всего прочего, протягивались магистральные сети водо и теплоснабжения. Теплотрасса питающая все постройки.

Внутриквартальная теплосеть.

Магистральный водовод, из за обилия и высокого уровня грунтовых вод, укладывался с большими приключениями.

Несмотря на «игрушечность» домов, сети устраивались по взрослому. Возле каждого дома тепловая камера, колодцы водоснабжения и канализации.

А вот электроснабжение зарядили воздушкой.

Поскольку объект был весьма резонансным, сильные мира сего не обделяли нас своим вниманием. Одним из первых был визит губернатора Пермского края Чиркунова О.А.. Надо сказать пиараст он знатный. Т.е. знает толк в пиаре. К его приезду оформили щиты «наглядной агитации» — кто чё строит. Ждемс.

Думаете это фотошоп?

Хрен вам! Это губер прилетел!

Пробежав мимо «дадзыбао»… (1 минута)

Выслушал рассказ о конструктивных особенностях возводимых конструкций. Поприсутствовал при монтаже панели перекрытия. (5 минут)

Проверив руками на прочность перекрытие подвала в Ростовском квартале… (3 минуты)

И немного пообщавшись с прессой (20 минут)

Губер улетел на синем вертолете.

Ну а мы.. в смысле штаб строительства, остались (крайний слева – ваш покорный слуга)

Внимание! Проекты застройки кварталов, конструктив зданий рассматривались и утверждались на уровне правительственной комиссии. Мне, как представителю заказчика, отводилась роль контролера за соблюдением соответствия между чертежами и реально сооруженными конструкциями. Переславский квартал.

Это был шок. Дома из упаковки телевизоров! То что вы видите, это конструкции домов.

Несущие панели здания выполнены из пенополистирола (по русски пенопласт) с интегрированными (встроенными) алюминиевыми профилями. Я не шучу. Та фуйня которую несут работяги, является несущей и ограждающей конструкцией! В момент установки первой панели, я наивный, в журнал производства работ внес запись – «Производство работ приостановить, до особого распоряжения».

Обзвонил всех к кому имел доступ. «Господа, творим херню!» На что получил ответ. Проект утвержден на самом верху. Твой номер 16, следи за процессом и не мешай работать серьезным людям. В журнале работ написал «Продолжать производство работ в соответствии с проектом.»

Несмотря на мои потуги и призывы к разуму, строительство переславского квартала продолжалось.

Вид сооружений а так же запах ими производимый ничего кроме рвотного рефлекса не вызывал

Прокладка электропроводки и межэтажное перекрытие.

На все эти коробки от бытовой техники, монтировались деревянные конструкции кровли.

Пребывая в переславском квартале, чувствовал себя изображением на картинах Сальвадора Дали. Сюр! Этого не должно быть! Но оно, сука, есть! И ты должен с этим смириться.

Склад несущих конструкций. ЛЕГО для взрослых мля!

Пришло известие – едет ревиз… ээ… барин… Не мля – министры! Поляну подготовили.

А вот и кортеж. Кстати, охрана разогнала все рядом стоящие авто опасаясь теракта. Убрали всех посторонних зевак. И никто из них не знал про мой наградной ствол. Который спокойно пребывал в моей поясной кобуре.

А вот и барин. Тогдашний министр по развитию инфроструктуры РФ – Яковлев. Просим любить и не жаловаться.

Еще до его прибытия, министер охраны природных ресурсов Трутнев осмотрел постройки.

И вот они встретились.

Шагая впереди своры репортеров, с присоеденившимся к ним губером…

Министры вошли в сооружаемый объект. Вологодский дом.

Внимание! Министры осмотрели и услышали все о конструкции домов и применяемых материалах в переславском квартале.

Министер Яковлев осмотрел ростовский дом.

Выходя из ростовского квартала, министры живо делились впечатлениями.

По итогам визита, было проведено интервью… не… совещание. Камрады, партийные совещания времен СССР – с этой показухой рядом не стояли.

Немного пообщавшись с прессой министры нас покинули.

Ну а мы продолжаем. Кстати,я сижу на месте Яков…, вернее он на моем месте сидел

Ну а переславские дома обшили сайдингом…

Ну вот так они выглядят законченные строительством. Символичная фотография. Экскаватор с гидроклином на фоне постройки…

Теперь Ростовский квартал.

Перекрытие техподполья производилось составными двутаврами. Верхняя и нижняя полка – деревянный брус, вертикальная – кусок плиты USB.(древесноволокнистая клеянная плита – по русски)

Сверху все это зашивается той же плитой.

Теперь конструкция. Несущими элементами зданий является обрезная доска сечением 50 на 250 мм.. Пространство между ними заполняет пенопласт!

Укуси меня ондатра! Как я ненавидел эти сооружения!

Тем не менее, срок и объемы установлены – выполняем.

Кровельные конструкции деревянные. Якобы обработанные антисептиком и антипереном. (первый против гниения и насекомых, второй против огня)

В последствии все сооружение обшивается плитой USB.

По плите натягивается менбрана и обшивается пластиковым сайдингом.

Вот так выглядит ростовский дом.

Угадайте, зачем погрузчик в море грязи отсыпает песком дорожку!

И моются дорожные плиты?

Правильно – к нам пожаловала правительственная комиссия! На трех вертушках! Маленькая точка в небе – вертолет на котором летят Трутнев и губер.

Суровым правительственным комиссионерам были выданы сапоги и зонты.

Трутнев оценил качество отделки квартир в Вологодском квартале.

Пробежался по переславлю.

Оценил состояние ростовских домов.

После чего правительственная комиссия удалилась на заседание посвященное подведению итогов ликвидации последствий.