Бросил княжну в волгу 5 букв сканворд. И за борт ее бросает в набежавшую волну… или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». На тебе шубу, чтоб не было шуму

Вы Такого Ещё Не Видели. Тайны, Которые От Нас Скрывают. Великие Тайны Вселенной. Документальные фильмы о тайном, непознанном и невероятном. Магия, мистика, эзотерика, астрология. Загадки НЛО и прошлых цивилизаций. Аномальные места. Возможности человека. Все необъяснимые явления в нашей жизни: необычное, аномальное и паранормальное, магия и религия, предсказания, НЛО и НЛП а так-же научные открытия, тайны космоса, тайны древних цивилизаций. Магия и волшебство, паранормальные и необъяснимые явления, поиск истины и философского камня, создания эликсира молодости и вечной жизни – всегда волновали человека. Процесс познания – это наше естественное состояние. И для начала нам нужно признать, что необъяснимое, непознанное и сверхъестественное – не значит чужое, чужеродное! Пока мы не знаем природу этих явлений и не следует их отрицать только по тому, что это не поддается описанию и не подчиняется общепринятым законам.
Самые интересные документальные фильмы на нашем канале!
- Узнайте, какие города стали призраками и что это такое? (Города-Призраки мира, России, США...)
- Узнайте о невероятных загадках и тайнах прошлого и будущего!
- Все о магии, астрологии, волшебстве, мистике, эзотерике и необъяснимых явлениях.
- Видео о загадках древних цивилизаций, места силы и аномальные зоны.
- Сверхспособности и необычные возможности человека.
- НЛО, тайны космоса, поиск истины, бессмертие, эликсир молодости, вечная жизнь и философский камень- все самое странное и необычное что может произойти в нашей жизни!
- Невероятные предсказания известных провидцев и попытки их расшифровать. Что ожидает человечество? ВСЕ Предсказания на 2016 год.
- Далекий и притягательный космос: видео космос, все загадки космоса, и нераскрытые тайны космоса.
- НЛО – неопознанные летающие объекты, новые видео про НЛО, что такое высший разум, кем были древние пришельцы и где скрываются НЛО сейчас?
- Древние цивилизации, жившие на Земле тысячи лет назад.
- Загадки древности и интересные тайны древних цивилизаций. - Великая тайны Египта, строительство пирамид на плато Гиза.
- Все тайны истории – от древнейших времен до нашего времени. Правда о древних высокоразвитых цивилизациях, Атлантиде, Гиперборее и Лемурии. Секреты истории 20 века – все о второй мировой войне, о секретных обществах и тайных организациях.
- Аномальные зоны и аномальные явления. Места силы и порталы в иные миры.

Подпишитесь на канал Реликтовый остров: https://www.youtube.com/channel/UCc24enHN5VB3R64LcE8kchg?sub_confirmation=1

Непознанное и необъяснимое: https://www.youtube.com/playlist?list=PL3SkU-SUwwPG9KRUWeEYuj38J0zBHxmWL

Древние цивилизации: https://www.youtube.com/playlist?list=PL3SkU-SUwwPG_tsmHNdAbBRq2T68zFdt4

НЛО, пришельцы: https://www.youtube.com/playlist?list=PL3SkU-SUwwPHydJCFYmM0IbPYuIv6MITc

Интересные факты: https://www.youtube.com/playlist?list=PL3SkU-SUwwPH9tPP_8DWieHkU49awE7xY

Видео Вы такого ещё не видели! Тайны, которые от нас скрывают! канала ТАЙНЫ МИРА

Реальные исторические лица нередко становятся героями устного народного творчества, потом из фольклорных текстов попадают в художественную литературу, и, когда пройдет достаточно времени, порой становится трудно отделить исторические факты от вымысла. Но зато они превращаются в важный объект исследования не только для историков, но и для филологов и специалистов по мифологии и фольклору.

Исторические деятели становятся мифологическими или художественными персонажами, часто далекими от собственных прообразов. Достаточно вспомнить сложные «отношения» господаря Валахии Влада Цепеша с героем древнерусской «Повести о Дракуле воеводе» и романа Брэма Стокера или же вождя племени онондага Гайаваты с героем поэмы Генри Лонгфелло. Мы хотели бы рассказать о недавно появившемся исследовании, тоже посвященном связям истории, фольклора и литературной традиции - монографии С. Ю. Неклюдова «Легенда о Разине. Персидская княжна и другие сюжеты» (издательство «Индрик», 2016).

Автор книги - профессор Сергей Юрьевич Неклюдов, доктор филологических наук, основатель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ - неоднократно участвовал в проекте «Публичные лекции Полит.ру», с материалами его выступлений можно ознакомиться на сайте ( , ). Среди его научных интересов важное место занимает исследование механизмов повествовательной традиции, объединяющее как фольклорные, так и авторские тексты, зависимые от фольклора и наследующие устойчивые компоненты фольклорных произведений.

В книге Сергея Неклюдова о Степане Разине описываются не только зафиксированные собирателями легенды, былички, песни, народные драмы и поверья о Разине, но и анализируется развитие «разинского мифа» в литературной традиции. Центральное место в этом мифе занимает эпизод с персидской княжной, ставший общеизвестным благодаря стихотворению Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень…» (1883), ставшему народной песней.

Читатели «Легенды о Разине» познакомятся со Стенькой Разиным, ставшим персонажем нишей мифологии. Он оказывается хранителем заговоренных кладов, духом-хозяином Волги. В сказаниях о жизни Разина он предстает как могущественный колдун и оборотень. Прослеживается история эпизода с персидской княжной в фольклоре и русской литературе вплоть до XXI века.

Мы расскажем лишь об одном рассматривающемся в книге вопросе: произошла ли история с персидской княжной в действительности. Сергей Неклюдов приводит убедительные аргументы в пользу того, что на самом деле никакой персидской княжны, брошенной Разиным в Волгу, не было.

Общепринятый вариант истории о Разине и княжне выглядит так. Летом 1669 года казаки Степана Разина на юге Каспийского моря разгромили в морском бою у острова Свиной флот Мамед-хана, персидского наместника Астрабада. Среди пленных были сын и дочь Мамед-хана. Сына звали Шабын-Дебей, или Шаболда, имя дочери неизвестно. Разин взял их с собой в Астрахань, куда он прибыл к концу лета. В Шабын-Дебея он подарил астраханскому воеводе Ивану Прозоровскому, девушку оставил при себе. В определенный момент, еще до ухода разинцев на Дон осенью 1669 года, он бросил ее в Волгу.

Долгое время единственным источником, в котором была упомянута «персидская княжна» были воспоминания голландского путешественника Яна Стрёйса (Jan Jansen Struys,1630 - 1694). В 1668 году он нанялся в качестве «парусного мастера» на военный корабль «Орел» и в августе 1669 года оказался свидетелем первого пребывания Степана Разина и его казаков в Астрахани. Книга Стрёйса о его приключениях была издана в Нидерландах в 1675 году, исследователи полагают, что его воспоминания обработал для публикации амстердамский географ и литератор Олферт Даппер. Вот, как выглядит история персидской княжны в изложении Стрёйса:

При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с ее братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя (перевод Э. Бородиной).

Разин бросает в Волгу персидскую княжну. Гравюра из амстердамского издания книги Яна Стрёйса (1681)

Именно рассказ Стрёйса был использован русскими историками XIX века в их описаниях разинского восстания, в частности в получившей большую известность работе Н. И. Костомарова «Бунт Стеньки Разина». На костомаровский текст опирался Дмитрий Садовников при сочинении своего стихотворения и все последующие поэты и литераторы, описывавшие этот эпизод.

Никаких других упоминаний о «персидской княжне» в письменных источниках не обнаруживается. В частности, об этом молчит немецкий путешественник и секретарь шведского посольства в Персии Энгельбрехт Кемпфер (1651 - 1716), составивший довольно подробное описание персидского похода Разина. Напротив, пленение сына персидского наместника подтверждается рядом русских документов.

Только после Второй мировой войны оксфордский профессор С. А. Коновалов нашел в Стокгольмском государственном архиве воспоминание другого очевидца разинского бунта, содержащее свидетельство утопления девушки Степаном Разиным. Это записки Людвига Фабрициуса (1648 - 1729), голландца на русской военной службе, а позднее шведского дипломата. В 1956 году С. А. Коновалов издал фрагменты воспоминаний Фабрициуса, относящиеся к восстанию Степана Разина, в английском переводе, а в 1968 году они вышли в русском переводе в сборнике «Записки иностранцев о восстании Степана Разина».

Взятие Астрахани Разиным. Гравюра из книги Стрёйса

В 1667 году Фабрициус служил в Астрахани под началом воеводы Прозоровского. В июне 1670 года под Черным Яром, когда войско воеводы С. И. Львова перешло на сторону Разина, Фабрициус оказался в стане казаков. Осенью того же года он убежал в Персию, где, в частности, помог выкупиться на свободу Яну Стрёйсу, попавшему к тому времени в рабство. Весной 1672 года Фабрициус вернулся в Астрахань и находился на русской военной службе до отъезда в Швецию в 1678 году.

Интересующий нас эпизод в изложении Фабрициуса значительно отличается от повествования Стрёйса. Дело происходит не в Астрахани летом 1669 года, а значительно раньше, когда Степан Разин зимой 1667 - 1668 годов был блокирован царскими стрельцами в городке Гурьев на реке Яике, но, в конце концов, сумел вырваться. Детали события тоже отличаются. Вот, что рассказал Фабрициус:

Они разбили наш сторожевой отряд и ушли под парусами в море. Но сначала Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву. Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе. И вот перед своим отступлением он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик; тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года так удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещаний своих не сдержал. Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он пообещал богу Гориновичу: «Буду я с твоей помощью удачлив — то и ты можешь ждать от меня лучшего из того, что я добуду». Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами: «Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица». Был у вора (Schelm) сын от этой женщины, его он отослал в Астрахань к митрополиту с просьбой воспитать мальчика в христианской вере и послал при этом 1000 рублей (перевод Г. И. Федоровой).

Вместо персидской княжны в рассказе фигурирует татарская дева, она тонет не в Волге, а в Яике, причем неясно, была ли она сброшена с борта судна или с берега. Появляется упоминание о «водяном боге Иване Гориновиче». При этом, если в истории Стрёйса принесение девушки в жертву Волге выглядит спонтанным поступком, то в рассказе Фабрициуса Разин обещал отдать Гориновичу лучшую свою добычу заранее.

Видимо, Стрёйс и Фабрициус записали различные версии одной легенды, но повествование Фабрициуса лучше соответствует фольклорным аналогам. Сергей Неклюдов приводит большое количество примеров сюжета о принесении девушки в жертву духу воды, распространенных от Китая до Малой Азии. Есть подобные мотивы и в фольклоре башкир, живших на юге Урала. Отсутствие других свидетельств о персидской княжне заставляет предполагать, что в изложении Стрёйса были внесены изменения в имевшийся сюжет: история была перенесена на два года позже, из Гурьева в Астрахань, а девушка превратилась в персиянку и обрела реального брата. Дополнительным аргументом в пользу такого вывода служит простое соображение: маловероятно, чтобы на военном судне, которое отправилось на бой с разинцами, оказалась знатная женщина.

История в версии Фабрициуса представляет собой изложение распространенного фольклорного сюжета, имеющего обрядовую основу. Герой приносит девушку в жертву местному божеству - хозяину водоема, чтобы обеспечить себе возможность выйти в море и выполнить заключенный ранее договор. Сергей Неклюдов отмечает, что невозможно узнать, описывает ли Фабрициус реально совершенный Разиным ритуал или же народное предание добавило типичный сюжет к истории разинского бунта. Второй вариант кажется более вероятным, так как ни в одном традиции, где присутствует подобный фольклорный сюжет, надежные источники не засвидетельствовали ни одного случая действительного исполнения такого обряда. Мы всегда сталкиваемся, по словам Сергея Неклюдова, не с этнографическими, а с фольклорными фактами.

Как на Волге первый русский корабль сгорел, или Зачем Разин бросил княжну «в набежавшую волну»

Загадочная вещь человеческая судьба… Какие только приключения не затрагивают и прославляют ее! И ладно, касалось бы это только царствующих особ, вроде Петра I, или знаменитых разбойников, вроде Разина, так нет же: судьба выносит на самый верх знаменательных исторических событий имена людей, которые ранее никому не были знакомы. Вспомним, к примеру, одного голландца…

Первый корабль

В 1668 году для защиты волжского торгового пути от речных грабителей по указу царя Алексея Михайловича стрельцами под командой полковника англичанина Томаса Белли была построена крепость - КАМЫШИНКА. А за год до этого знаменательного события по царскому указу на реке Оке начали постройку кораблей «для посылок из Астрахани на Хвалынское (Каспийское) море». Корабль, постройка которого была закончена в 1669 году, был наречен Его Величеством гордо и красиво - «Орел». Это первый военный корабль России, который представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового судна длиной 35 метров, шириной 6,5 и осадкой 1,5 метра; вооружение корабля составляли 22 пушки.

Команда «Орла» состояла из 20 человек, среди которых находился голландский парусный мастер Якоб Стрейс. Об этом человеке и его удивительной судьбе мы поведем свой рассказ…

Летом 1669 года «Орел» в составе небольшой флотилии начал свое путешествие. Якоб Стрейс пишет в мемуарах: «21 мая мы спустились по реке Волге из Нижнего Новгорода. В Волге ловится всякого рода рыба, берега же покрыты многими селами и городами, но плавать по ней можно не везде и не во всякое время, так как донские казаки обыкновенно разъезжают по ней и грабят попадающиеся им навстречу суда... При устье реки Камышинки видел город Камышин. Москвитяне построили его в 1668 г. и укрепили с помощью Томаса Бейли для того, чтобы пресечь путь казакам, которые, проходя по Камышинке для того, чтобы попасть на Волгу, грабили все, что попадалось там. Но, несмотря на эту предосторожность, хотя они не входят в реку так легко, как прежде, все-таки продолжают плавать, переправляя лодки на четырехколесных повозках через пространство от 6 до 7 миль». (Речь в данном случае идет о знаменитой «камышинской переволоке» из Иловли в Волгу - прим. авт.)

Вызывая неизменный интерес волжского населения, корабль «Орел» миновал Царицын и прибыл в Астрахань. Сюда же из знаменитого персидского разбойничьего похода с «зело богатой добычей» возвратился Степан Разин. Здесь он принес повинную царю и, послав гонцов в Москву, остался в городе ждать ответа. Первый корабль и первый разбойник встретились, и свидетелем тому стал голландец Яков Стрейс.

О, Волга моя!

Вот так описывает исторические события шкипер «Орла» Якоб Стрейс:

«Разин прибыл на судно с тем, чтобы повеселиться, пил, бражничал и неистовствовал… При нем была персидская княжна, которую он похитил со своим братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому (астраханский воевода - прим. авт.) , а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость: обратившись к Волге, он сказал: «Ты прекрасная река! От тебя получал я так много золота, серебра и драгоценностей, ты мать моей чести и славы и тьфу на меня за то, что я до сих не принес ничего в жертву тебе. Ну, хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Затем он схватил несчастную, одной рукой за шею, а другой за руки - и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугами, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе».

Открываются два интереснейших факта. Во-первых, Разин привез с собой не только княжну, но и ее брата, о чем популярная советская история почему-то предпочитали умалчивать: видимо, чтобы Разин не представал таким уж злым разбойником. А во-вторых, первый русский немой фильм «Степан Разин» (1908 год), а за ним и все массовые театральные представления оказываются далекими от реальности: не было красивого струга, с которой разбойник бросил в воду княжну, а был первый русский корабль «Орел». Правдой остается лишь, как сказали бы следователи, сам факт утопления и состояния сильного алкогольного опьянения.

Судьба корабля и иноземца

После взятия Астрахани Разиным иноземная команда первого русского корабля» разбежалась, а сам «Орел» сжег лично Степан Разин, - очевидно, ему были не нужны хорошие корабли. Шкипер Якоб Стрейс при выходе в Каспийское море попал в плен, и только после множества приключений смог вернутся в Голландию. Можно написать целый роман о судьбе этого человека, оказавшегося в самом пекле кровавых исторических событий разинского восстания 1668-70 годов!




25 сен. 2016, 10:53 Загадочная вещь человеческая судьба… Какие только приключения не затрагивают и прославляют ее! И ладно, касалось бы это только царствующих особ, вроде Петра I, или знаменитых разбойников, вроде Разина, так нет же: судьба выносит на самый верх знаменательных исторических событий имена людей, которые ранее никому не были знакомы.

Так будет выглядеть блок.

Легендарная личность удалого атамана и бунтаря Степана Разина до сих пор привлекает огромное внимание современников (например куда он спрятал награбленное до сих пор не известно, да разговор не об этом), он стал героем фольклора, его образ широко распространен в искусстве, а уж песню о нем "Из-за острова на стрежень" знают все... Нет? Так мы напомним:

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные,

Вострогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,

Обнявшись, сидит с княжной,

Свадьбу новую справляет

Он, весёлый и хмельной.

А она, потупив очи,

Ни жива и ни мертва,

Молча слушает хмельные

Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:

«Нас на бабу променял,

Только ночь с ней провожжался,

Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки

Слышит грозный атаман

И могучею рукою

Обнял персиянки стан.

Брови чёрные сошлися,

Надвигается гроза.

Буйной кровью налилися

Атамановы глаза.

— Ничего не пожалею,

Буйну голову отдам! —

По окрестным берегам.

«Волга, Волга, мать родная,

Волга, русская река,

Не видала ты подарка

От донского казака!

Чтобы не было раздора

Между вольными людьми,

Волга, Волга, мать родная,

На, красавицу прими!»

Мощным взмахом поднимает

Он красавицу княжну

И за борт её бросает

В набежавшую волну.

«Что ж вы, братцы, приуныли?

Эй, ты, Филька, чорт, пляши!

Грянем песню удалую

На помин её души!..»

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные,

Вострогрудые челны.

Так как же дела было, поскольку в песне описан только факт утопления знатной пленницы-жены, а вот про подоплеку умалчивается. А началось все с того что 15 мая 1667 году казаки со своим предводителем Степаном Тимофеевичем Разиным отправились "за зипунами". Так у них назывался набег на бусурман, в частности сначала они прошлись по родной земле, грабя своих же купцов, а как запахло "жареным, отправились к Каспийскому морю пощипать персов. Предупрежденные царскими послами о набеге казаков, персы не дремали и весной 1669 года казаки выдержали несколько боёв в «Трухменской земле», где погиб друг Разина Сергей Кривой, а чуть позднее казачье войско подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана астаринского — произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Сафавиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом — дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин, впоследствии, как поётся в известной песне «Из-за острова на стрежень…», бросил с корабля в воду.

Вот как описывается это событие оевидцем Я.Я. Стрейсом его «Трех путешествиях» 1676 г.

При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с ее братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть свое горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя.

Судя по всему убиение княжны было одновременно и подарком водяному духу за удачу в бою, в которого мореходы верили, и своеобразной местью врагу за гибель близкого товарища. А возможно он верил, что женщина на корабле к несчастью, вот и избавился от нее незамысловатым способом.