Служба афганистане год на сколько равняется. Завершился вывод войск ссср из афганистана. Потери иных государств

Титаник – корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. В этой теме я расскажу о самых ключевых моментах, связанных с Титаником. Тема состоит из двух частей, первая часть - история Титаника до трагедии, где расскажу о том как корабль строился и ушел в свое роковое плавание. Во второй части мы побываем на дне океана, где лежат останки утонувшего гиганта.

Вначале я кратко расскажу об истории строения Титаника. Есть масса интересных фото корабля, где запечатлен процесс строительства, механизмы и агрегаты Титаника и прочее. А дальше рассказ пойдет о трагических обстоятельствах, которым было предначертано произойти именно в этот роковой для Титаника день. Как всегда происходит при крупных катастрофах, трагедия Титаника произошла из-за ряда ошибок, совпавших в один день. Каждая из этих ошибок в отдельности не повлекла бы за собой ничего серьезного, но все вместе обернулось для корабля гибелью.

Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия, спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков. На первом фото – стапель Титаника, строительство только начинается.


На фото запечатлена закладка киля Титаника

На этом фото Титаник на стапели рядом с Олимпиком, братом близнецом


А это огромные паровые машины Титаника

Коленвал гиганта

На этом фото турбинный ротор Титаника. Огромные размеры ротора особо выделяются на фоне рабочих

Вал винта Титаника

Торжественное фото – корпус Титаника полностью в сборе

Процесс спуска на воду начинается. Титаник медленно погружает свой корпус в воду

Корабль-гигант почти сошел со стапелей

Спуск Титаника на воду проходит успешно

И вот Титаник готов, утро перед первым, официальным спуском на воду в Белфасте

Титаник был официально спущен на воду, и транспортирован в Англию. На фото корабль в порту Саутгемптона перед своим роковым рейсом. Мало кто знает, но при строительстве Титаника погибли 8 рабочих. Эта информация доступна в подборке интересных фактов о Титанике .

А это последняя фотография Титаника, сделанная с берега в Ирландии

Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита… В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!"… О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Как уже упоминалось, множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек

Официальное заключение комиссии, расследовавшей причины гибели Титаника гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью серы, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени. Однако для тех времен эта сталь считалась самой лучшей, другой попросту небыло. Это был лишь конечный вывод, на самом деле произошел ряд других факторов, которые не позволили избежать столкновения с айсбергом

По порядку перечислим все факторы, повлиявшие на гибель Титаника. Отсутствие любого из этих факторов могло бы спасти корабль…

Прежде всего стоит отметить работу радистов Титаника: основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров - известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой. Радисты постоянно занимались отправкой телеграмм и хотя им поступало несколько сообщений о дрейфующих льдах, на них не обратили внимание

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего. Причина этого кроется в крохотном ключе от ящика с биноклями. Крохотный ключ, открывающий шкафчик, где хранились бинокли, мог спасти "Титаник" и жизни 1522 погибших пассажиров. Это и должно было произойти, если бы не роковая ошибка некоего Дэвида Блэра. Ключника Блэра перевели со службы на "непотопляемом" лайнере всего за несколько дней до злосчастного плавания, но он забыл передать ключ от шкафчика с биноклями сменившему его работнику. Именно поэтому дежурившим на смотровой вышке лайнера матросам пришлось полагаться исключительно на свои глаза. Они увидели айсберг слишком поздно. Один из членов экипажа, несших в ту роковую ночь вахту, позднее сказал, что, будь у них бинокли, они бы увидели ледяную глыбу раньше (пусть и царила кромешная мгла) и "Титаник" успел бы поменять курс".


Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут, настолько он был уверен в непотопляемости корабля. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Капитан также не проследил за тем, что все шлюпки были заполнены людьми. В результате спаслось гораздо меньшее количество людей

Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга. На фото тот самый айсберг, послуживший причиной гибели Титаника

На корабле не оказалось красных спасательных ракет, сигнализирующих о бедствии. Уверенность в мощи корабля была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить Титаник этими ракетами. А все могло сложится инчае. Не прошло и получаса после встречи с айсбергом, как помощник капитана закричал:
Огни с левого борта, сэр! Судно в пяти-шести милях от нас! Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это был однотрубный пароход. Он попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, но неизвестное судно не отвечало. - По-видимому, на судне нет и радиотелеграфа, они не могли нас не видеть, - решил капитан Смит и при казал рулевому Роу подать сигнал аварийными ракетами. Когда сигнальщик вскрыл ящик с ракетами, то оба они - и Боксхолл, и Роу - остолбенели: в ящике находились обычные белые ракеты, а не аварийные красные. - Сэр, - не веря своим глазам, воскликнул Боксхолл, - здесь только белые ракеты! - Не может быть! - изумился капи тан Смит. Но, убедившись в правоте Боксхолла, приказал: - Стреляйте белыми. Может, они догадаются, что у нас беда. Но никто не догадался, все подумали что это праздничный салют на Титанике

Грузопассажирский пароход «Калифорния», следующий рейсом Лондон-Бостон, вечером 14 апреля разминулся с «Титаником», а через час с небольшим был затёрт льдами и потерял ход. Его радист Эванс около 23 часов связался с «Титаником» и хотел предупредить о тяжёлой ледовой обстановке и что они затёрты льдами, но радист «Титаника» Филиппе, только что с трудом наладивший связь с мысом Рейс, грубо оборвал его: - Отстаньте! Я занят, работаю с мысом Рейс! И Эванс «отстал»: на «Калифорнии» не было второго радиста, день был трудный и Эванс в 23 часа 30 минут официально, предварительно доложив об этом капитану, закрыл радиовахту. В итоге вся вина предвзятого расследования гибели Титаника легла на капитана “Калифорнии” Стенли Лорда, который до самой смерти доказывал свою невиновность. Он был оправдан лишь посмертно, после того как дал показания Хендрик Несс, капитан корабля Самсон…


На карте место, где затонул Титаник

Итак, ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Атлантика. Борт промыслового судна «Самсон». «Самсон» возвращается с удачного промысла, избегнув встреч с кораблями США. На его борту - несколько сот забитых тюленей. Утомившийся экипаж отдыхал. Вахту нёс сам капитан и его первый помощник. Капитан Несс был у своих хозяев на хорошем счету. Рейсы его парохода всегда были удачливыми и приносили хороший барыш. Хендрик Несс слыл опытным и рисковым капитаном, не слишком щепетильным в нарушении территориальных вод или в превышении количества добытого зверя. «Самсон» нередко оказывался в чужих или запретных водах, и его хорошо знали корабли береговой охраны США, близкого знакомства с которыми он удачно избегал. Одним словом, Хендрик Несс был отличным судоводителем и азартным, удачливым дельцом. Вот слова Несса, из которых становится ясной вся картина происходящего:

«Ночь была изумительная, звёздная, ясная, океан спокоен и ласков, - рассказывал Несс. - Мы с помощником болтали, курили, иногда я выходил из рубки на мостик, но надолго там не задерживался - воздух был прямо леденящий. Вдруг, случайно обернувшись, я увидел в южной части горизонта две необыкновенно яркие звезды. Они удивили меня своим блеском и величиной. Крикнув вахтенному, чтобы он подал подзорную трубу, я направил её на эти звёздыи сразу понял, что это топовые огни большого судна. - Капитан, по-моему, это корабль береговой охраны, - сказал помощник. Но я и сам подумал об этом. По карте уже некогда было прикидывать, но мы оба решили, что забрались в территориальные воды Соединённых Штатов. Встреча с их кораблями ничего хорошего нам не сулила. Через несколько минут над горизонтом взлетела белая ракета, и мы поняли, что нас обнаружили и требуют остановиться. Я ещё надеялся, что всё обойдётся и нам удастся скрыться. Но вскоре взлетела ещё одна ракета, через какое-то время третья… Дело оборачивалось плохо: если бы нас подвергли досмотру, я потерял бы не только всю добычу, но и, возможно, лишился и судна, а все мы попали бы в тюрьму. Я решил уходить.

Приказал выключить все огни и дать полный ход. Нас почему-то не преследовали. Через некоторое время пограничный корабль вообще исчез. (Вот почему свидетели с «Титаника» утверждали, что ясно видели вдали большой пароход, ушедший от них. Злополучный «Калифорнией» в это время был зажат льдами и с «Титаника» вообще не был виден.) Я приказал изменить курс на норд, мы шли полным ходом и лишь утром сбавили обороты. Двадцать пятого апреля мы бросили якорь у Рейкьявика в Исландии и только тут из газет, доставленных норвежским консулом, мы узнали о трагедии "Титаника".

Во время беседы с консулом меня будто ударили по голове: мне подумалось - не мы ли были тогда у места катастрофы? Едва консул покинул наш борт, я тут же бросился в каюту и, просмотрев газеты и свои записи, понял, что погибающие люди видели не "Калифорнией", а нас. Значит, ракетами на помощь звали именно нас. Но ведь они были белые, а не красные, аварийные. Кто бы мог подумать, что совсем рядом с нами погибали люди, а мы уходили от них полным ходом на своём надёжном и большом "Самсоне", имевшем на борту и шлюпки, и катера! И море было как пруд, тихое, спокойное… Мы могли бы спасти их всех! Всех! Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры! Но кто же об этом мог знать? А радиотелеграфа у нас не было. По пути в Норвегию я объяснил экипажу, что с нами произошло, и предупредил, что всем нам остаётся только одно - молчать! Если узнают правду, мы станем хуже прокажённых: от нас все станут шарахаться, нас вышибут с флота, никто не захочет служить с нами на одном судне, никто не подаст ни руки, ни корки хлеба. И никто из команды не давал никакой клятвы.

Хендрик Несс рассказал о происшедшем только 50 лет спустя, перед смертью. Тем не менее в гибели Титаника никого нельзя обвинить напрямую. Если бы ракеты были красные, он наверняка поспешил бы на помощь. В итоге никто не успел помочь. Лишь пароход «Карпатия», развивая невиданную для неё скорость в 17 узлов, несся на помощь погибающим людям. Капитан Артур X. Ростон приказал готовить постели, запасную одежду, продовольствие, помещения для спасённых. В 2 часа 45 минут «Карпатии» начали встречаться айсберги и их обломки, большие ледяные поля. Несмотря на опасность столкновения, «Карпатия» не сбавляла скорость. В 3 часа 50 минут на «Карпатии» увидели первую шлюпку с «Титаника», в 4 часа 10 минут начали спасать людей, а к 8 часам 30 минутам был подобран последний живой человек. Всего «Карпатия» спасла 705 человек. И «Карпатия»же доставила всех спасённых в Нью-Йорк. На фото шлюпка с Титаника


Теперь переходим ко второй части рассказа. Здесь вы увидите Титаник на дне океана в том виде, в каком он остался после трагедии. Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами. В 1985 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькиедети… Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф. На фото остов Титаника, снимок сделан подводным аппаратом “Мир”

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины

На этом фото мы видим винт Титаника

Огромный якорь корабля

Один из поршневых двигателей Титаника

Сохранившаяся под водой чашка с Титаника

Вот та самая пробоина, образовавшаяся после встречи с айсбергом. Возможно, помимо слабой стали, не выдержали заклепки между листами металла, и вода хлынула в 4 отсека Титаника, не оставив шансов на спасение. Откачивать воду помпами не было смысла, это было равноценно перекачке воды из океана в океан. Титаник ушел на дно, где и покоится по сей день. Ходят разговоры о поднятии Титаника на поверхность с целью устроить музей, тем временем различные любители сувениров продолжают растаскивать корабль по частям. Сколько еще секретов хранит Титаник? Вряд ли кто-то даст ответ на этот вопрос в ближайшее время..

100 лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.

"Титаник" (Titanic) - крупнейшее пассажирское судно начала XX века, второй из трех пароходов-близнецов, произведенных британской компанией "Уайт Стар Лайн" (White Star Line).

Длина "Титаника" составляла 260 метров, ширина - 28 метров, водоизмещение - 52 тысячи тонн, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров, расстояние от киля до верхушки трубы - 55 метров, предельная скорость - 23 узла. Журналисты сравнивали его по длине с тремя городскими кварталами, а по высоте - с 11‑этажным домом.

На "Титанике" имелось восемь стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5-3,2 метра. Для обеспечения безопасности корабль имел двойное дно, а его корпус разделяли 16 водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые переборки поднимались от второго дна до палубы. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс заявлял, что, даже если четыре отсека из 16 будут заполнены водой, лайнер сможет продолжить свой путь.

Интерьеры кают на палубах B и C были выполнены в 11 стилях. Пассажиры третьего класса на палубах E и F были отделены от первого и второго класса воротами, находящимися в разных частях судна.

До выхода "Титаника" в его первый и последний рейс особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах - золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. американский промышленник, наследник горного магната Бенджамин Гуггенхайм, миллионер с молодой супругой, помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта майор Арчибальд Уиллингем Батт, член конгресса США Исидор Штраус, актриса Дороти Гибсон, состоятельная общественная деятельница Маргарет Браун, британский модельер Люси Кристиана Дафф Гордон и многие другие известные и состоятельные люди того времени.

10 апреля 1912 года в полдень суперлайнер "Титаник" отправился в свое единственное путешествие по маршруту Саутгемптон (Великобритания) - Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия).

В течение четырех дней пути погода была ясная, а море спокойным.

14 апреля 1912 года, на пятый день пути, несколько кораблей послали сообщения об айсбергах в в районе маршрута следования корабля. Большую часть дня рация была сломана, и многие сообщения не были замечены радистами, а на другие капитан не обратил должного внимания.

К вечеру температура начала понижаться, достигнув к 22:00 нулевой отметки по Цельсию.

В 23:00 с судна "Калифорниан" поступило сообщение о наличии льдов, но радист "Титаника" оборвал радиообмен раньше, чем "Калифорниан" успел сообщить координаты района: телеграфист был занят отправкой личных сообщений пассажиров.

В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик. Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: "Лево руля".

В 23:40 "Титаник" в подводной части судна. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны.

В 00:00 15 апреля на капитанский мостик был вызван конструктор "Титаника" Томас Эндрюс для того, чтобы оценить степень серьезности повреждений. После доклада о происшествии и осмотра судна Эндрюс сообщил все присутствующим, что лайнер неизбежно потонет.

На судне стал ощутим крен на нос. Капитан Смит приказал расчехлить спасательые шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров для эвакуации.

По приказу капитана радисты начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока капитан не освободил телеграфистов от исполнения обязанностей за несколько минут до потопления корабля.

Сигналы бедствия , но они находились слишком далеко от "Титаника".

В 00:25 координаты "Титаника" приняло судно "Карпатия", находившееся от места крушения лайнера на расстоянии 58 морских миль, что составляло 93 километра. приказал немедленно направиться к месту бедствия "Титаника". Спеша на помощь, корабль смог достигнуть рекордной скорости в 17,5 узлов - при максимально возможной для судна скорости в 14 узлов. Для этого Рострон приказал отключить все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.

В 01:30 оператор "Титаника" телеграфировал: "Мы в маленькие шлюпки". По приказу капитана Смита его помощник, Чарлз Лайтоллер, руководивший спасением людей по левому борту лайнера, в шлюпки сажал только женщин и детей. Мужчины, по мнению капитана, должны были оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в лодки. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок на правом борту мужчинам, если в очереди собиравшихся на палубе пассажиров не было женщин и детей.

Около 02:15 нос "Титаника" резко опустился, судно значительно сдвинулось вперед, и по палубам прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт.

Около 02:20 минут "Титаник" затонул.

Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, "Карпатия" прибыла на место крушения "Титаника". Судно приняло на борт 712 пассажиров и членов экипажа "Титаника", после чего благополучно прибыло в Нью-Йорк. Среди спасенных были 189 членов экипажа, 129 пассажиров мужчин и 394 человек - женщины и дети.

Число погибших , по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек. Согласно официальным данным, после катастрофы 60% пассажиров кают первого класса, 44% - кают второго класса, 25% - третьего класса.

Последняя выжившая в катастрофе пассажирка "Титаника" - , путешествовавшая на борту лайнера в возрасте девяти недель от роду, скончалась 31 мая 2009 года в 97 лет. Прах женщины был развеян над морем с причала в порту Саутгемптона, откуда "Титаник" в 1912 году отправился в свое последнее плавание.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

15 февраля 1989 года последние части советских войск покинули Афганистан. Так завершилась «Афганская война», начатая вводом ограниченного контингента Вооруженных сил СССР 25 декабря 1979 года.

По официальной версии, последним пограничную реку Амударья перешел руководивший выводом войск командующий Ограниченным воинским контингентом генерал-лейтенант Борис Громов. Он сказал, что «За моей спиной не осталось ни одного советского солдата». Однако на тот момент в Афганистане оставались как попавшие к моджахедам в плен, так и пограничные части, прикрывавшие вывод войск и вернувшиеся на территорию СССР.

Погранвойска КГБ СССР выполняли задачи по охране советско-афганской границы отдельными подразделениями на территории Афганистана до апреля 1989 года. И за это время было пресечено более 250 попыток незаконного перехода границы со стороны Афганистана. Кроме того, предпринимались попытки нападения на пограничников и минирования территории.

Первые данные о потерях советских войск появились в газете «Правда» 17 августа 1989 года, они составили 13835 погибших. По состоянию на 1 января 1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) оценивались в 15 031 человек.

Количество раненых оценивается в 53753 человека, инфекционными заболеваниями переболело 415932 человека. Из 11 294 чел. уволенных с военной службы по состоянию здоровья остались инвалидами 10 751, из них — 1-й группы — 672, 2-й группы — 4216, 3-й группы — 5863 человека.

Эти потери не учитывают военнослужащих, умерших от ран и болезней в госпиталях на территории СССР.

Однако в исследовании, проведенном офицерами Генерального штаба под руководством профессора Валентина Рунова, приводится оценка в 26 000 погибших, включая погибших в бою, умерших от ран и болезней, и погибших в результате несчастных случаев.

По официальной статистике, за время боевых действий на территории Афганистана попало в плен и пропало без вести 417 военнослужащих (из них, 130 были освобождены в период до вывода советских войск из Афганистана). В Женевских соглашениях 1988 года условия освобождения советских пленных зафиксированы не были. Судьба попавших в плен складывалась по-разному - 8 человек были завербованы противником, 21 стали «невозвращенцами», более 100 погибли. В марте 1992 года была создана Российско-американская совместная комиссия по делам военнопленных и пропавших без вести, в ходе работы которой США предоставили России сведения о судьбе 163 российских граждан, пропавших без вести в Афганистане.

Есть некоторые данные и по затратам СССР на ведение войны в Афганистане. На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось порядка 800 миллионов долларов США, а на ведение боевых действий - от 3 до 8,2 миллиардов долларов.

Председатель Совета министров СССР Николай Рыжков сформировал группу экономистов, которые совместно со специалистами различных министерств и ведомств должны были подсчитать стоимость этой войны для Советского Союза. Результаты работы этой комиссии неизвестны. По мнению генерала Бориса Громова, «Вероятно, даже неполная статистика оказалась настолько ошеломляющей, что её не решились обнародовать. Очевидно, в настоящее время никто не в состоянии назвать точную цифру, которая смогла бы охарактеризовать расходы Советского Союза на содержание афганской революции».

В начале войны самым активным ее противником в СССР был академик Андрей Сахаров, который за заявления для зарубежных средств массовой информации в 1980 году был сослан в город Горький.

Советские власти практически все время войны всячески скрывали потери, понесенные армией. Вплоть до 1987 года цинковые гробы с телами погибших хоронили в полутайне, а на памятниках запрещалось указывать, что солдат погиб в Афганистане. В СМИ о гибели солдат упоминалось только в единичных случаях. До 1989 года преобладала героизация образа «воинов-интернационалистов» и предпринимались уже явно несостоятельные попытки представить саму войну в позитивном свете.

Критические статьи и телесюжеты стали появляться только с началом периода «гласности». Итогом таких публикаций стал принятие съездом народных депутатов СССР постановления о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан — в нем декларировалось, что вторжение в Афганистан заслуживает политического и морального осуждения.

По данным социологического опроса, проведённого в декабре 1989 года (участвовали около 15 тыс. человек, причём половина из них прошла через Афганистан), присутствие советских военнослужащих в сопредельной стране оценили как «выполнение интернационального долга» 35 % опрошенных «афганцев» и лишь 10 % невоевавших респондентов. Как «дискредитацию понятия интернациональный долг» войну оценили 19 % «афганцев» и 30 % остальных опрошенных. Как «наш позор» участие СССР в войне определили лишь 17 % «афганцев» — и 46 % других респондентов. 17 % «афганцев» заявили: «Горжусь этим!», тогда как из прочих подобную оценку событиям дали только 6 %.

Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках на территории Афганистана прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии — 525 тыс., в пограничных и других подразделениях КГБ СССР — 90 тыс., во внутренних войсках МВД СССР — 5 тыс. чел. Кроме того, на должностях рабочих и служащих в советских войсках в этот период находилась 21 тыс. чел.

Тестирование, проведённое в начале 1990-х годов, показало, что как минимум 35-40 % участников войны в Афганистане остро нуждались в помощи профессиональных психологов.

Война СССР в Афганистан е длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней.

Дата: 979 г.-1989 г.

Место: Афганистан

Итог: Свержение Х.Амина, вывод советских войск

Противники: СССР, ДРА против — Афганские моджахеды, Иностранные моджахеды

При поддержке : Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Великобритания, Иран

Силы сторон

СССР: 80-104 тыс. военнослужащих

ДРА: 50-130 тыс. военнослужащих По данным «НВО», не больше 300 тыс.

От 25 тыс. (1980) до более чем 140 тыс. (1988)

Афганская война 1979-1989 гг. - продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) - с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира - с другой.

Решение о вводе войск ВС СССР в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, в соответствии с секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“», «с целью предупреждения агрессии извне и укрепления южных рубежей дружественным режимом в Афганистане». Решение принималось узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС (Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко и Л. И. Брежнев).

Для достижения этих целей СССР ввёл в Афганистан группу войск, а отряд спецназовцев из числа формирующегося специального подразделения КГБ «Вымпел» убил действующего президента Х. Амина и всех, кто находился вместе с ним во дворце. По решению Москвы новым лидером Афганистана стал ставленник СССР, бывший чрезвычайный полномочный посол республики Афганистан в Праге Б. Кармаль, режим которого получал значительную и разностороннюю - военную, финансовую и гуманитарную - поддержку Советского Союза.

Хронология войны СССР в Афганистане

1979 год

25 декабря — колонны советской 40-й армии пересекают афганскую границу по понтонному мосту через реку Аму-Дарья. Х. Амин выразил благодарность советскому руководству и отдал распоряжение Генеральному штабу Вооружённых Сил ДРА об оказании содействия вводимым войскам.

1980 год

10-11 января — попытка антиправительственного мятежа артполков 20-й афганской дивизии в Кабуле. В ходе боя было убито около 100 мятежников; советские войска потеряли двоих убитыми и ещё двое были ранены.

23 февраля — трагедия в туннеле на перевале Саланг. При движении встречных колонн в середине тоннеля произошло столкновение, образовалась пробка. В итоге задохнулись 16 советских военнослужащих.

Март — первая крупная наступательная операция подразделений ОКСВ против моджахедов — Кунарское наступление.

20-24 апреля — массовые антиправительственные демонстрации в Кабуле разогнаны низкими полётами реактивных самолетов.

Апрель — Конгресс США санкционирует «прямую и открытую помощь» афганской оппозиции в размере 15 миллионов долларов. Первая войсковая операция в Панджшере.

19 июня — решение Политбюро ЦК КПСС о выводе из Афганистана некоторых танковых, ракетных и зенитно-ракетных частей.

1981 год

Сентябрь — бои в горном массиве Луркох в провинции Фарах; гибель генерал-майора Хахалова.

29 октября — ввод второго «мусульманского батальона» (177 ООСН) под командованием майора Керимбаева («Кара-майора»).

Декабрь — разгром базового пункта оппозиции в районе Дарзаб (провинция Дзаузджан).

1982 год

3 ноября — трагедия на перевале Саланг. В результате взрыва бензовоза погибло более 176 человек. (Уже в годы гражданской войны между Северным Альянсом и талибами Саланг стал естественной преградой и в 1997 году тоннель был взорван по приказу Ахмад Шах Масуда, чтобы не допустить продвижения талибов на север.В 2002 году после объединения страны тоннель был вновь открыт).

15 ноября — встреча Ю.Андропова и Зияуль-Хака в Москве. Генеральный секретарь имел с пакистанским лидером частную беседу, в ходе которой проинформировал его о «новой гибкой политике советской стороны и понимании необходимости быстрейшего разрешения кризиса». На встрече также обсуждался вопрос о целесообразности войны и пребывания советских войск в Афганистане и перспективность участия Советского Союза в войне. В обмен на вывод войск от Пакистана же требовалось отказаться от помощи мятежникам.

1983 год

2 января — в Мазари-Шарифе душманы похитили группу советских гражданских специалистов численностью в 16 человек. Освободить их удалось только через месяц, при этом шестеро из них погибло.

2 февраля — бомбами объёмного взрыва уничтожен кишлак Вахшак на севере Афганистана в отместку за захват заложников в Мазари-Шарифе.

28 марта — встреча делегации ООН во главе с Пересом де Куэльяром и Д.Кордовесом с Ю.Андроповым. Он благодарит ООН за «понимание проблемы» и уверяет посредников в том, что готов предпринять «определённые шаги», но сомневается, что Пакистан и США поддержат предложение ООН, касающегося их невмешательства в конфликт.

Апрель — операция по разгрому отрядов оппозиции в ущелье Ниджраб, провинция Каписа. Советские подразделения потеряли 14 человек убитыми и 63 — ранеными.

19 мая — советский посол в Пакистане В.Смирнов официально подтвердил стремление СССР и Афганистана «назначить сроки вывода контингента советских войск».

Июль — наступление душманов на Хост. Попытка блокировать город не увенчалась успехом.

Август — напряжённая работа миссии Д.Кордовеса по подготовке соглашений по мирному урегулированию войны в Афганистане почти завершена: разработана 8-месячная программа вывода войск из страны, однако после болезни Андропова вопрос о конфликте был снят с повестки дня заседаний Политбюро. Теперь речь шла только о «диалоге с ООН».

Зима — боевые действия активизировались в районе Сароби и Джелалабадской долины (в сводках чаще всего упоминается провинция Лагман). Вооружённые отряды оппозиции впервые остаются на территории Афганистана на весь зимний период. Началось создание укрепрайонов и баз сопротивления непосредственно в стране.

1984 год

16 января — душманы сбили из ПЗРК «Стрела-2М» самолёт Су-25. Это первый случай успешного применения ПЗРК в Афганистане.

30 апреля — в ходе крупной операции в Панджшерском ущелье попал в засаду и понёс тяжелейшие потери 1-й батальон 682-го мотострелкового полка.

Октябрь — над Кабулом из ПЗРК «Стрела» душманы сбивают транспортный самолёт Ил-76.

1985 год

26 апреля — восстание советских и афганских военнопленных в тюрьме Бадабера в Пакистане.

Июнь — армейская операция в Панджшере.

Лето — новый курс Политбюро ЦК КПСС на политическое решение «афганской проблемы».

Осень — Функции 40-й армии сводятся к прикрытию южных границ СССР, для чего привлекаются новые мотострелковые подразделения. Началось создание опорных базовых районов в труднодоступных местах страны.

1986 год

Февраль — на XXVII съезде КПСС М.Горбачёв делает заявление о начале выработки плана поэтапного вывода войск.

Март — решение администрации Р. Рейгана о начале поставок в Афганистан для поддержки моджахеддинов ПЗРК «Стингер» класса «земля — воздух», что делает боевую авиацию 40-й армии уязвимой для поражения с земли.

4-20 апреля — операция по разгрому базы Джавара: крупное поражение душманов. Неудачные попытки отрядов Исмаил-хана прорвать «зону безопасности» вокруг Герата.

4 мая — на XVIII пленуме ЦК НДПА на пост генсека вместо Б.Кармаля избран М.Наджибулла, возглавлявший ранее афганскую контрразведку ХАД. Пленум провозгласил установку на решение проблем Афганистана политическими методами.

28 июля — М.Горбачёв демонстративно заявил о скором выводе из Афганистана шести полков 40-й армии (около 7 тыс. чел.). Позднее срок вывода будет перенесён. В Москве идут споры о том, выводить ли войска полностью.

Август — Масуд разбил базу правительственных войск в Фархаре, провинция Тахар.

Осень — разведгруппа майора Белова из 173-го отряда 16-й бригады спецназа захватывает первую партию переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» в количестве трёх штук в районе Кандагара.

15—31 октября — из Шинданда выведены танковый, мотострелковый, зенитный полки, из Кундуза — мотострелковый и зенитный, из Кабула — зенитный.

13 ноября — Политбюро ЦК КПСС ставит задачу вывести все войска из Афганистана в течение двух лет.

Декабрь — чрезвычайный пленум ЦК НДПА провозглашает курс на политику национального примирения и выступает за скорейшее прекращение братоубийственной войны.

1987 год

2 января — в Кабул направлена оперативная группа Министерства обороны СССР во главе с первым заместителем начальника Генштаба ВС СССР генералом армии В. И. Варенниковым.

Февраль — операция «Удар» в провинции Кундуз.

Февраль-март — операция «Шквал» в провинции Кандагар.

Март — операция «Гроза» в провинции Газни. Операция «Круг» в провинциях Кабул и Логар.

Май — операция «Залп» в провинциях Логар, Пактия, Кабул. Операция «Юг-87» в провинции Кандагар.

Весна — советские войска начинают применять для прикрытия восточного и юго-восточного участков границы систему «Барьер».

1988 год

Советская группа спецназа готовится к операции в Афганистане

14 апреля — при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Гарантами договорённостей стали СССР и США. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9-месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

24 июня — отряды оппозиции захватили центр провинции Вардак — город Майданшахр.

1989 год

15 февраля — из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б. В. Громов, который, как утверждается, последним перешёл пограничную реку Аму-Дарья (город Термез).

Война в Афганистане — результаты

Генерал-полковник Громов, последний командующий 40-ой армией (руководил выводом войск из Афганистана), в своей книге «Ограниченный контингент» высказал такое мнение относительно победы или поражения Советской Армии на войне в Афганистане:

Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли.

Перед 40-й армией стояло несколько основных задач. В первую очередь мы должны были оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. В основном эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в Афганистане должно было предотвратить агрессию извне. Эти задачи личным составом 40-й армии были выполнены полностью.

Моджахедам до начала вывода ОКСВА в мае 1988 года ни разу не удалось провести ни одной крупной операции и не удалось занять ни одного крупного города.

Военные потери в Афганистане

СССР: 15 031 погибших, 53 753 раненых, 417 пропавших без вести

1979 - 86 человека

1980 - 1 484 человека

1981 - 1 298 человек

1982 - 1 948 человек

1983 - 1 448 человек

1984 - 2 343 человека

1985 - 1 868 человек

1986 - 1 333 человек

1987 - 1 215 человек

1988 - 759 человек

1989 - 53 человека

По званиям:
Генералов, офицеров: 2 129
Прапорщиков: 632
Сержантов и солдат: 11 549
Рабочих и служащих: 139

Из 11 294 чел. уволенных с военной службы по состоянию здоровья остались инвалидами 10 751, из них - 1-й группы - 672, 2-й группы - 4216, 3-й группы - 5863 человека

Афганских моджахедов: 56 000-90 000 (мирных жителей от 600 тыс. до 2 млн человек)

Потери в технике

По официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин (БТР, БМП, БМД, БРДМ), 510 инженерных машин, 11 369 грузовиков и бензовозов, 433 артсистемы, 118 самолётов, 333 вертолета. В то же время эти цифры никак не конкретизировались - в частности, не опубликована информация о количестве боевых и небоевых потерь авиации, о потерях самолётов и вертолётов по типам и т. д.

Экономические потери СССР

На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов США.

15 февраля 1989 года из Афганистана вышли последние части советские войска. Долгих десять лет слово Афганистан было кошмаром для матерей всего Советского Союза. «Демократическая республика Афганистан» или сокращенно ДРА… В лексикон населения одной шестой части земного шара прочно обосновались незнакомые слова и термины далекой войны «груз 200», «тюльпан», «духи», шурави», бача» и многие другие. И наш маленький город Орджоникидзе не стал исключением. Честно говоря, мнения людей относительно Афганской войны и ее участников до сих пор наполненные стереотипами, которые достаточно часто питают разнообразные кинофильмы. Для кого-то они лишь бездумные жертвы кровавой мясорубки, для кого-то каждый из них едва не такой себе "Рембо", который сотнями и тысячами валил кровожадных "духов". А правда как всегда где-то по середине. То, что вы сейчас будете читать - это не рассказ в бравурных тонах о героическом спецназовце, который ловил за бороду едва не руководителей движения Талибан и Усаму бен Ладена. Это просто история одного из более чем двухсот пятидесяти орджоникидзевских парней, который прошел Афганистан. Один из тех. кто просто хотел выжить и вернуться домой, увидеть родителей и любимую девушку. И которому это удалось. История Александра Гринера только одна из многих историй наших парней, бывших «за речкой». И целью этого проекта было показать ту войну глазами простого солдата. Посвящается всем ветеранам-афганцам нашего города.

Александр, расскажите немного о себе до того момента, когда Вы были призваны в армию. Где учились, увлекались ли каким-то видом спорта?

  • Да рассказывать особенно не о чем. Жил, как и все мои одногодки. Учился в средней школе № 3 (нынешняя школа-лицей). Закончил автошколу, что стало потом решающим фактором в определении мое военной специальности. Что касается спорта, то ходил в секцию пулевой стрельбы, также увлекался настольным теннисом

- Должен отметить, что настольный теннис не самый «боевой» вид спорта.

  • (Улыбается) Может и так, но реакцию тренирует, а это лишними не бывают. Кстати в рабочей спартакиаде ОГОКа и до сих пор по этому виду держим первые места.

Так получилось, что службу в Афганистане Вы проходили в период 1987-1989 лет и были одним из тех участников контингента, кто последним выходил из ДРА?

  • Должен сказать, что у нас тогда был шанс вообще избежать службы в Афганистане. Первоначально, поскольку у меня были водительские права, нас отправили в учебную часть, которая находилась в Армении в городе Ленинакан (он впоследствии был разрушен сильным землетрясением). Наша часть находилась всего в трех километрах от границы с Турцией. Особенностью этой «учебки» было как раз то, что водителей в ней готовили именно к службе на территории Афганистана. Но в это время у власти был уже Горбачев и тогда начали ходить слухи, что войска будут выводить. Поэтому нам говорили, что возможно в Афганистан нас уже и не отправят.

Наверное, очень хотелось, что так и будет. Ну а когда поняли, что готовят именно для Афганистана, был ли какой-то страх? Или же была надежда, что все обойдется.

  • Да какая надежда может быть у солдата. Куда отправят – туда и поедешь. Да и в 18 лет многого в жизни не понимаешь. Но родителям я не писал, что нас отправляют в Афганистан. Не хотел их без причины тревожить. Тем более, что отправляли все таки не всех. Кто-то остался в «учебке», кто-то получил направление в другие части. Но, в принципе, мы с самого начала знали к чему нас готовят. Да и по специфике нашей подготовки это было хорошо видно.

Кстати, такой вопрос, в чем заключается особенность подготовки водителя именно к горным условиям? И как вообще Вы оцениваете те знания и навыки, которым учили в вашем учебном центре.

  • Как я уже говорил, там целенаправленно готовили водителей именно к условиям Афганистана. Поэтому учили несколько водить машину, а больше делали упор на подготовку как мотострелков. Каждую неделю у нас были полигонные стрельбы из всех видов стрелкового оружия (автоматы, пулеметы, гранатометы, стрельба из снайперской винтовки). В основном нас учили особенностям езды «колоннами», а не гнать на скорость или что-то подобное. Одним из видов такой подготовки были 250 и 500-километровые марши автомобильной колонной. Преподавали нам прапорщики и офицеры, некоторые из них уже имели опыт службы в Афганистане.

Прошли мы также и так называемую «обкатку танками» (эту процедуру можно увидеть в нашумевшем фильме «9-я рота»). Отдельной дисциплиной была саперная подготовка. Мы должны были научиться обезвреживать мины, распознавать так называемые «мины-сюрпризы». Они как раз и были рассчитаны на молодых и неопытных солдат. Бывает, боец увидит какую-то красивую коробку на дороге, поднимет – взрыв. Или соблазнится на вроде как забытый «ничей» магнитофон (который взорвется когда музыка доиграет), фонарик (нажмешь кнопку и без руки останешься). Нам пытались передать тот опыт, который был накоплен за годы той войны и действительно во многом был оплачен кровью.

Относительно горных условий, то там действительно есть своя специфика. Например, когда мы только попали в Афганистан, нас сразу спросили на каких автомобилях мы проходили обучение. Мы и говорим, что на "ЗИЛ-131". А нам говорят, что «здесь таких машин нет». Как потом объяснили, в горах, из-за разреженности воздуха, машины с карбюраторными двигателями просто глохнут. Поэтому лучше всего для гор подходят машины с дизельными двигателями такие как «КамАЗ», «Урал». Уже потом в

Афганистане я убедился, что так оно и есть. А так тренировались мы на ЗИЛ- 131. Хотя в соседнем с нами учебном центре водителей готовили на машинах с дизельными двигателями.

Были и другие нюансы управления автомобилем в горах. Там, то затяжные спуски, то подъемы, сложные условия горных дорог. Помню, как мне рекомендовали перед подъемом заблаговременно переключаться на четвертую передачу, чтобы не терять скорость и время. Сначала я не знал такого момента, что в горах от перепада высоты «закладывает уши». Как-то так еду и кажется мне, что двигатель заглох. А машина все равно двигается. Я поворачиваюсь к своему прапорщику, ничего не понимаю, пытаюсь от него получить ответ, губы двигаются, а своего голоса не слышу. Но ничего, «продулся», все нормально.

  • Прежде всего, чего нас учили главному – никогда не выпускать из рук оружие. Даже если выходишь из машины, простите за откровенность "пописать" - оно всегда должен быть с тобой. Это нам «прививали» сразу. Бывало, кто-то свой автомат где-то забывал, оставлял без присмотра. Не скажу, что нас за это слишком жестоко наказывали, но в таких случаях нам приходилось всем взводом бегать не один десяток километров, расплачиваясь за «забывчивость» конкретного солдата. Оружие должно быть всегда с тобой и эту науку мы усваивали крепко.

- Сколько Вы пробыли в учебном центре и когда попали непосредственно в Афганистан?

- Каким способом шло перемещение?

  • Сначала нас привезли на аэродром в Ереван. Дальше мы перелетели самолетом в Ташкент, откуда поездом нас доставили в приграничный Термез. И уже из Термеза нашу группу водителей перевезли "КамАЗами" на распределительный пункт, а потом уже непосредственно часть. На место мы добрались без эксцессов. Нас водителей из разных учебных центров собрали в одну группу. Национальный состав был достаточно пестр, были и чуваши, молдаване, армяне. В общем, полный «интернационал».

- Ваши первые впечатления от Афганистана?

  • Такое будто ты попал в сказку «Али-Баба и сорок разбойников». Верблюды, нагруженные дровами и какими-то мешками, караваны. Непонятная экзотика.

- Вас сразу направили на место службы?

  • Нет, определенное время мы находились при нашем командном пункте бригады. Потом получили машины, сменив тех водителей, которые были перед нами.

- Вблизи каких населенных пунктов проходила Ваша служба?

  • Мой гарнизон размещался рядом с кишлаком Таш-курган, как раз на границе пустыни и горной части Афганистана. Неподалеку находился известный город Мазари-Шариф. Его долго талибы потом взять не могли, а я туда в магазин ездил за покупками. Кстати, Мазари-Шариф после Мекки считается одним из самых значительных центров ислама. Там есть огромная мечеть с голубыми башнями.

- Какие задачи стояли перед вашей частью, и в чем заключалась специфика службы?

  • Наша часть занималась обеспечением топливом практически всей 40-й армии и была растянута такими себе точками-гарнизонами на 400 километров, начиная от Термеза (на границе из СССР) и в глубь Афганистана. Об этом немногие знают, но основная масса горючего для нашей армии поступала специальными трубопроводами. По одному перекачивалось авиационное горючее (керосин), а другой трубой шло дизтопливо. Это все качалось к аэродромам и базам Кабула и Баграма.

Наибольшая опасность заключалась в том, что перекачиваемое нашими трубопроводами топливо слишком уж хорошо взрывалось и горело. Вот в новостях показывали, как в Ираке нефтепроводы горят, так у нас такое было каждый день. Армия без горючего воевать не может. А поэтому нападения и на сами трубопроводы, и на гарнизоны-точки, которые были разбросаны вдоль них, были регулярными. Кстати, в случае повреждения трубопровода нам нужно было выезжать для ликвидации аварии даже ночью. Особенно интенсивно это пришлось делать именно в период выведения войск, когда выходило огромное количество техники, которой нужно было горючее.

Справка: Ограниченному контингента войск Советской Армии в Афганистане требовалось около 80 тыс. тонн различных материальных средств в месяц. При этом на горючее приходилось свиты 70%. Так уже в самом начале действий войск в Афганистане встал вопрос о сооружении полевого магистрального трубопровода (ПМТ) для подачи горючего войскам. В 1980-1985 годах в Афганистане была развернута сеть полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью 1150 километров. За период пребывания 40-й армии в Афганистане трубопроводами было перекачано свыше 5,4 миллионов тонн горючего, что составило 80% вот общего объема потребления войсками. ПМТ(трубопроврд) в Афганистане сберегал жизни людей, прежде всего водителей. Потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего составляли от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. При этом более 10% техники выводилось из строя вот боевых потерь, в то же время потери горючего по трубопроводам (вот боевых повреждений) составляли всего 3-5%.

- Расскажите, что визуально представлял из себя Ваш гарнизон?

  • Он состоял из 10 человек. Это лейтенант, я (прикрепленный от автомобильного батальона водитель) и восемь солдат. Из Украины было двое - я да еще один парень со Львова. Были два узбека, два азейбарджанца и двое родных братьев с Москвы. Сам гарнизон визуально представлял с себя такую себе небольшую сельскую «хатку». Она состояла из нескольких комнат – в спальном помещении находилась рация, коридор был одновременно и оружейной комнатой заставленной ящиками с боеприпасами (в случае нападения каждый из нас должен был захватить с собой ящик патронов или гранат) и небольшая комната-столовая. Принимать пищу приходилось в два захода, поскольку за один раз весь наш «гарнизон» там поместиться не мог. Своими руками была построенная и небольшая банька. Здесь же находилось насосное оборудование, с помощью которого осуществлялась перекачка. Территория по периметру была окружена окопами, двойной колючей проволокой и у каждого из нас был свой сектор обстрела. Наш арсенал состоял из личного оружия (автоматы и пулеметы). На крыше стоял крупнокалиберный пулемет "Утес" (калибра 12,7 мм). Вот и практически все. Правда, нужно отметить, что нас охраняли еще два БТР, но без десанта.

Должен сказать, что Ваш «гарнизон» вряд ли можно назвать таким уж многочисленным. 10 человек и экипажей БТРов - где-то четырнадцать бойцов. Какое расстояние было от вас к ближайшему гарнизону и реально ли в случае нападения было получить помощь?

  • Так сразу трудно и вспомнить. Где-то километров двадцать. Конечно, что мы могли вызывать помощь. Но в первую очередь нужно было рассчитывать на себя. Поэтому нас сразу настраивали и предупреждали быть очень осторожными и не расслабляться. Нам рассказывали, что незадолго перед нашим прибытием соседний с нами гарнизон выбили весь (хотя позже я узнал, что один парень таки выжил, его раненного приняли за мертвого и не стали добивать). Так там вообще служили только пят человек.

- Оптимизма это вряд ли добавляло...

  • Там вообще ничего оптимизма не добавляло. Особенно сначала, когда ничего еще не знаешь и всего боишься. Гарнизон обстреливали, постоянными были нападения и на трубопроводы. Ребята у нас часто получали тяжелые ожоги. Мне неоднократно приходилось перевозить раненных и обгоревших.

- В чем заключались непосредственно Ваша «работа», если это можно так назвать?

  • Я был водителем патрульно-аварийной машины. Это был обычный старенький "КамАЗ"-вездеход с большими колесами, которого мы называли "крокодилом". Надо сказать, что достался он мне далеко не в идеальном состоянии (мотор после ремонта, приборы не работали) и пришлось долго мучатся, чтобы довести машину до ума. Обычно меня во время рейсов сопровождал БТР, или как это называлось «коробочка». Главные наши задачи – патрулирование и ликвидация аварий. Мы должны были не допустить повреждения труб трубопроводов и оперативно ликвидировать аварии. А это очень нелегко. Длина каждой трубы 6 метров, вес – 80 килограммов. А представьте себе пылающий 30-метровый фонтан «солярки». Авиационное топливо на 50-градусной жаре вообще вспыхивало как бензин. Даже без диверсий и нападений поддерживать работу трубопроводов было опасно. Жара, большие физические нагрузки. А можно было еще и на ловушку нарваться. Прострелят трубу, а рядом еще и мину заложат. Приезжают такие как мы, начинают ремонтировать, а в этот момент мину подрывают. И так практически все 400 километров, через которых тянулся наш трубопровод, через знаменитый перевал Саланг вглубь страны. Вон когда показывают кинохронику афганской войны на заднем плане как раз вдоль трассы можно увидеть наши трубы.

Получается, Вашей части нужно было и охранять эту топливную магистраль, и восстанавливать ее в случае повреждения?

  • Да, причем повреждения могли быть вызваны не только диверсиями. То машиной переедут их, то танком передавят. Добавляло хлопот и местное население. В кишлаках была сильная бедность. Дрова там ценились на вес золота и афганцы достаточно часто крали горючее, чтобы хоть как-то обогреть свои жилища зимой. Поэтому в кузове моей машины перевозились трубы, задвижки и другое оборудование для ремонтов.

Ликвидировать аварию было чрезвычайно сложно. Достаточно было одной дыры от пули, чтобы из трубы под огромным давлением едва не в 20 атмосфер вырывался фонтан солярки или авиационного керосина. Пока заделаешь пробоину – будешь с ног до головы облит топливом. Соляра это еще ничего, а вот керосин кожу буквально разъедал. Сколько так горючего за годы войны было разлито трудно и подсчитать.

Скажите, отвечает ли действительности высказывание «Быстрее едешь - дольше живешь», которое приписывают именно водителям, которые служили в Афганистане?

  • Конечно, лично я всегда пытался ехать максимально быстро. При таких условиях был шанс, что даже при наезде на мину, взрыв пройдет не под передним колесом, а где-то под задним мостом. Вот здесь надо вернуться к вопросу карбюраторных двигателей в горах. Проблема была в том, что сначала в Афганистане были только бронетранспортеры типа БТР- 60 и БТР- 70 в которых были карбюраторные «газоновские» двигатели и только потом уже появились БТР- 80 с дизельным «камазовским» двигателем. Проезжать за день мне приходилось много по самой разной местности (и пустыней, и горами). И наши БТР за нами иногда просто не успевали ехать так быстро, как хотелось б. Но в целом они нас часто выручали и мы знали, что сможем спрятаться за их броню, и нас прикроют огнем.

Многие говорят, что работу водителя в условиях Афганистана считали едва не наиболее опасной. И в фильмах нападения на колонны достаточно ярко отображают трагедию засад и диверсий, жертвами которых становились в первую очередь водители автомашин.

  • Опасно там было везде, независимо в каких войсках и части ты служил. Нарваться можно было где угодно. В конце концов, как сказал один из наших орджоникидзевских афганцев, можно было погибнуть еще по пути в Афганистан. Ну а если говорить о водителях, то можно посмотреть на цифры. За годы войны было потеряно около 300 самолетов и вертолетов, около полутора тысяч танков и другой бронетехники и – около 11 тысяч автомобилей! Мне всегда напрашивалось там такое выражение – «Все водители немного камикадзе». Так что естественно, что было опасно. Возможно, мне в чем-то повезло, что я служил в специфической части и перемещался на одиночной машине. Она, может, была менее соблазнительной мишенью для нападения. Но колонны во время поездок я встречал, обгонял и ехал дальше. По службе приходилось перевозить и еду для гарнизонов, и боеприпасы.

У меня самого "КамАЗ" дважды горел. Один раз несильно, очевидно трассером подожгло. А вот во второй раз кузов пылал уже серьезно. Опять же, если бы машина была на бензине, то я не рисковал бы и убегал. А так ничего, смог потушить. Не раз приезжал к своим с простреленными колесами, а то и на самих ободах.

- Вы помните свой первый бой, когда попали под обстрел?

  • Так сразу трудно и ответить. Просто в основном гарнизон обстреливали ночью. А ночью что ты можешь увидеть. В круговую стреляешь, чтобы просто близко не подпустить. Хоть расстояния во время боя были не такие уже и большие, иногда можно было услышать как «духи» переговариваются между собой.

- Вам приходилось видеть противника, или специфика нападений была таковой, что он оставался невидимым?

  • Понимаете, там не все так просто и часто было непонятно кто за кого и против кого воюет. Я, бывало, еду, вижу – сидят около кишлака человек тридцать, все с оружием. Нас увидели – присели. Но не стреляют. Вот и выходит, что мы их не трогаем и они нас. Поэтому не всегда, когда ты видел афганца с автоматом, в него нужно было стрелять. Они как партизаны – за кого он сегодня непонятно.

Но были какие-то писаные или неписаные рекомендации относительно ситуации, когда поблизости находятся вооруженные люди?

  • Было неписаное правило - там, где живешь, там лучше на неприятности лишний раз не нарываться. Все-таки, там действуют неписаные законы шариата, и местные обычаи и традиции нужно было учитывать. Хоть некоторые наши ребята из-за этого и нарывались. Скажем, в Афганистане нельзя было посмотреть в лицо женщине, которое спрятано за чадрой – для афганцев это была страшное оскорбление. Даже если бойца потом переводили в другую часть – его искали, чтобы отомстить. Хотя нужно сказать, что все зависело от местности и района. В селах там все женщины ходят в чадре, начиная от маленькой девочки и до старой бабки. А вот заезжаешь в город, то там уже пятьдесят на пятьдесят – есть местные комсомолки, которые с открытым лицом ходят, а есть и те, что с чадрой.

Кстати, у мусульман особый календарь. И пятница для них, как для нас воскресенье. Поэтому в четверг на вечер они все пытались попасть домой, а субботу шли в горы. В этот период от поездок лучше было отказаться, чтобы лишний раз не рисковать.

А как, вообще, у Вас складывались отношения с местным населением? Кем они были для вас - потенциальным врагом, просто ли людьми со своими радостями и горем?

  • Трудно сразу сказать. В целом, кишлаки у нас делились на две категории: «комсомольские» (лояльные к советским войскам) и «духовские» (которые поддерживали боевиков). Я достаточно часто общался с местными водителями-афганцами. Бывало в дороге нужно отремонтироваться, попросишь какого-то ключа или еще что-то. А, бывает, едешь, когда афганец на дороге показывает пустую емкость и просит воды ему налить. Наливаешь прямо из фляги. Когда-то подобрал двух афганцев, в которых бандиты отобрали машину. И что интересно, они тех не душманами называли, а «басмачами». И вот взрослые мужчины со слезами на глазах просятся к тебе в машину, потому что иначе им просто не выжить. Ну что делать, не бросать же их помирать в пустыне, позволили в кузов сесть, довезли до поста царандоя (афганской милиции). Вообще ситуация, когда бандиты грабили машины, была не редкостью. Помню, как меня поразило, когда бандиты из автоматов расстреляли обычный автобус с мирными жителями. Когда мы прибыли на место вместе с местной милицией, то в пробитом пулями салоне были четверо убитых и раненные. Запомнилось тогда четко очередь от пуль, как раз на уровне пассажирских сидений. Наверное, водитель хотел проскочить, поэтому они его сбоку прорешетили. Что лично меня тогда удивило – никто не стонал и не причитал. То ли менталитет там такой, то ли боялись чтобы не добили – не знаю. Мы помогли достать раненных и убитых, постреляли немного по сторонам, больше для острастки.

Бывало мы им помогали, бывало они нам. У меня в машине что-то подварить было надо. Рассчитывались по разному. Были у нас и местные деньги «афгани» (их там называли «афошки»), хоть нам их и запрещали, но они у нас все равно были. Да и «чеки» нам выдавали. Неподалеку от нас были горячие источники вблизи которых жили не просто бедные крестьяне, а реально нищие. Халаты у них были как будто из лоскутков пошитые. Выживали эти несчастные люди лишь за счет кирпича, который они сами делали и продавали. Бывало завезешь им несколько буханок хлеба, банку ли тушонки, они тебе совету, благодарят.

Я, кстати, достаточно неплохо научился разговаривать по-местному. Во-первых, у нас были маленькие разговорники, да и с местными достаточно часто общались. Там у них то ли пушту, или фарси, но на котором именно я с ними разговаривал даже не знаю. У нас на гарнизоне по телевизору иногда индийские фильмы с афганским переводом. Так я нашим ребятам умудрялся даже переводить. Хотя наши солдаты, которые были призваны з Средней Азии, с местными разговаривали почти свободно, языки ведь очень похожие. Помню после возвращения долго афганские слова в разговоре проскакивали. Особенно спросонья, когда жена будила еще долго мог пробормотать привычное «Чи меги? (что говоришь?).

- Как часто Вы бывали в других гарнизонах и как там протекала жизнь?

  • Обычно протекала. Я он через полгода службы нашел в мотострелковом полку своего друга Евгения Карабута. Мы с ним дружили еще со школы, учились в параллельных учебках и даже переехали границу с Афганистаном на одной машине. Я потом часто заезжал к нему в гости. Кстати, у нас на каждой машине было написано название города или региона, из которого ты был призван. Бывало едешь, видишь знакомое название и можешь поздороваться с земляком. У меня на «КамАзе» было написано «Днепропетровск».

**- Расскажите о быте вашего гарнизона? **

  • Ну о его общем виде я уже рассказывал. Что касается нас, то внешний вид у нас был еще тот. Одетые и обутые кто во что (кто к камуфляже, кто в кроссовках, кто в сапогах) выглядели, как будто какие-то партизаны. Нарядов и других атрибутов армейской службы мирного времени просто не было и это там было и не нужно. Электричество мы получали от автомобильного генератора, поэтому получали, по крайней мере, свет небольших лампочек на 24 Вольта. Дважды на месяц получали еду, за которой ездил я. Первую неделю можно было жить роскошно и, когда захочешь – смело отрываешь банку тушенки. А вот потом, в конце второй недели, приходилось быть экономнее. Некоторые продукты, скажем, печенье и соки, мы могли купить в больших гарнизонах, где были магазины военторга на чеки. А еще в кишлаке неподалеку от нас были огромные сады гранатовых деревьев. Так что гранатов я накушался на всю жизнь.

- Как-то пытались отмечать праздники или Дни рождения. Что-то дарили в таких случаях?

  • Чего-то особенного дарить было ничего – у всех все одинаковое. Сейчас так и не вспомнишь. Могли немного разнообразить наше «меню». Купишь печенья сухого квадратного. Выложишь аккуратно, намажешь сверху сгущенкой, потом каким-то джемом. Оно просачивалось и выходили такие самодельные «тортики» Помню, как-то в письме сестра написала, что на мой День рождения заказала для меня песню на радио (кажется "Маяк"). Я в этот день ночевал в чужом гарнизоне, нашел там это радио и слушал со всем его треском, пытался услышать, поздравят меня или нет.

- И как, услышали?

  • Да, честно говоря, не понял, наверное, одним списком всех поздравили и все. Но свое имя пытался все же разобрать.

Александр, во многих фильмах на военную тематику значительную часть быта солдат занимает поиск спиртного и употребление, так сказать, «легких наркотиков». В отношении тех, кто воевал в Афганистане это даже стало стереотипом, мол «все там только и делали, что травку курили»

  • Спиртного у нас не было, мы все-таки не американцы с их сервисом. Почти не было… (улыбается). В общем, со спиртным было особо не разогнаться. А наркотики там были и не только «легкие». Но я этим не увлекался. Вообще, это уже от человека зависело. Кто-то там пробовал, а здесь – уже нет. А кто-то как подсел, так и дома продолжил. Относительно местного населения, то там наркотики вообще привычным явлением были. Бывало, заезжаешь в кишлак, смотришь - чай пьют. Но «по-местному». Сначала на кончик ножа наберут опиума, положат в рот и потом уже горячим чаем запивают. Вот так и "кайфують", да еще работать умудряются. Кстати, нам рассказывали, что в это время стоимость килограмму опиума в Советском Союзе была то ли 50 то ли 70 тысяч рублей, деньги просто космические. Относительно гашиша (этот вид наркотика по-местному назывался "чарс"), то купить там его было так легко, как у нас у бабушек семечки. Его там продавали везде и все, начиная от маленьких детей. Кстати, именно мазари-шарифский «план» считался лучшим в Афганистане. Бывало, спрашиваешь там у местного торговца «Чарс хоб?» (мол, чарс хороший?). А он руки в знак восхищения своим товаром поднимет и гордо скажет «Мазариф» (мол, мазарифский, лучше нету). Вообще, контрастность в этой стране просто поражала. Скажем, многие местные жители не имели даже обуви, в то время как в магазинах там можно было легко купить японские магнитофоны (символ настоящей роскоши в СССР). Много афганцев, особенно детвора и торговцы достаточно хорошо разговаривали на русской (выучили за годы пребывания наших войск в Афганистане).

– Кстати, что вообще мог позволить себе советские солдат в Афганистане на свои финансы?

– Сейчас вспомню. Рядовой получал в месяц 23 «чека», сержант – 27 «чеков». Курс был приблизительно таков – за 100 наших чеков давали 5 тысяч местных «афгани». В мое время, когда начался вывод, курс поднялся. Что мы могли себе позволить? Ну, к примеру, хлебная лепешка стоила пять афгани. Арбузы и дыни были очень дешевые, даже не помню сколько. Пачка сигарет «Ява» стоила уже 50 афгани (пачка американских сигарет была в два раза дороже), столько же стоила бутылка «Кока-Колы» или палочка «чарса». Дешевые электронные часы можно было купить за 300 афгани (электронные часы на 7 мелодий стоили уже 700 афгани). А вот за механические японские часы таких марок как Рикон, Ариэнт, Сейко стоили значительно дороже - 4,6,7 тысяч афгани. Что касается одежды, то костюм «плащевку» можно было выторговать за 700 афгани. Джинсовый костюм («варенка») стоил где-то полторы тысяч афгани. Ну и за бутылку водки (иногда все же была) нужно было выложить 1200-1500 афгани. Дороже всего там была бытовая техника – телевизор отдавали за 12 тысяч афгани, а магнитофоны «Сони», «Шарп» стоили уже от 200 до 400 «чеков». Ну и тысяч за 60 местных «афошек» можно было купить жену среднего качества (улыбается). Это что касается финансовой стороны жизни советского солдата в Афганистане.

– А как вы относились к военнослужащим афганской армии и милиции?

– Вот как раз этим ребятам мы особо не доверяли. Хоть они формально были и за нас, но от них всегда можно было ожидать чего угодно. Со мной был случай, когда я почти на сто процентов уверен, что они меня хотели угрохать. Еду по трассе, когда меня начал догонять афганский БРДМ (боевая развед-дозорная машина). Обычно на бронетехнике все люки открытыми держали (ликвидировало избыточное давление при попадании из гранатомета), а тут смотрю – все люки закрыты, а пулеметная башня назад повернута и ствол пулемета вверх направлен. Меня это насторожило. И вдруг их БРДМ меня начал резко подрезать. Я по тормозам (чуть их не сжег) и еле-еле сумел от столкновения увернуться. А не среагировал, так слетел бы с дороги вместе с «КамАЗом» в ущелье. И докажи потом, кто-то машину «подрезал», или сам на дороге не удержался. Нам он другие ребята рассказывали, как там солдат в афганскую армию набирали. Окружают село и загребают кого сумеют. Зачастую такой афганский «призывник» пару недель на базе морду отъест, а потом оружие прихватит и в горы к своим. Хорошо, если при этом кучу народу не перестреляет. Конечно, среди афганцев разные люди попадались, но к своим официальным «союзникам» нашим солдатам приходилось относиться настороженно.

Да и некоторых формально «своих» мы недолюбливали. Особенно ребят из ВАИ.

– А это что еще за «зверь» такой?

– Ну если ГАИ у нас «Государственная автоинспекция», то ВАИ – это «Военная автоинспекция». В общем, играли в Афганистане ту роль, которую у нас на мирных дорогах играют обычные гаишники. Нравы у них были более чем похожие. Как будто нам водителям в Афгане и без них проблем было мало. Мы ведь приезжали из Союза в части со своими водительскими правами. Так ребятам из ВАИ ничего не стоило за какое-либо нарушения эти права отобрать. У меня так несколько раз права пришлось выкупать. Последний раз наш летеха (лейтенант) за ними ездил чуть ли не в Кабул. Рассказывал, мол «подхожу там к одному такому. Убеждаю по-человечески, мол вернуть парню права надо, ему скоро домой возвращаться. Что ж ему, их потом дома восстанавливать. Сую ему 5 тысяч местных «афгани» (как уже говорилось, джинсовый костюм тогда можно было купить за полторы тысячи всего), говорю, что «немалые деньги», ты на них неделю будешь как сыр в масле кататься». А тот ему «Я и так тут как сыр в масле катаюсь». Еле уломал, чтобы за пять тысяч отдал». Так что, кому война, а кто и там умудрялся неплохо жить…

– Наверное, не так просто было выдерживать это постоянное ощущение опасности и тревоги?

  • Знаете, человек может в чем то привыкнуть ко всему. И к тревоге, и к стрессам. Я помню, когда призвался, то казалось, что впереди еще лет 150 выдержать надо. Но потом как-то втягиваешься и даже в опасности появляется какая то рутина. На то, чтобы постоянно бояться там времени все равно не будет. А потом изо дня в день и время прошло.

**- Были какие-то солдатские приметы? Слышал, что плохой приметой считалось оставить не отправленным написанного письма. **

  • Мы про это мало переживали. Да и почта у нас не каждый же день ходила. Бывало, пишешь-пишешь, целая гора писем накопится, пока их удастся отослать. Так же они и приходили. Как-то своей девушке (она потом стала моей женой), за раз пришло от меня сразу около двадцати писем. Помню, когда-то я написал своим, мол, "если от меня не будет долго писем, то вы не волнуйтесь. Здесь почту возят вертолетами, а их часто сбивают" (смеется).

- А вообще писали часто?

  • Так, практически каждый день…

- Расскажите о климатических условиях, в которых приходилось нести службу.

  • Климат там достаточно разный. Скажем, на перевале Саланг (высота 3600 м) зимой было до 30 градусов мороза, а летом ребята спали под одеялами. А у нас в гарнизоне наоборот, зимой – максимум «минус» 5, а вот летом было за 50 градусов жары. Жара там была понастоящему страшная. Если ключ на солнце ненадолго положишь, его потом в руки было взять невозможно. Я когда-то в кабине банку сгущенки забыл, так спустя некоторое время, когда ее открыл, она просто сварилась и стала коричневой. Там три месяца то ли зима, то ли осень, а все другое лето. Уже в мае жара просто невероятная. Хотя влажность воздуха там меньше, чем у нас, так что, по своему жара, переноситься легче.

Много хлопот нам добавляли песчаные бури, которые там называли "Афганец". Видимость при таких условиях была практически нулевой. Барханы дорогу переметали. Видишь только стоп-сигналы машины, которая идет впереди. А выезжать для ликвидации аварии было нужно все равно.

- В вашем гарнизоне были боевые потери.

  • …. (хмуро) Да. Один парень (Павел Елади) у нас сильно обгорел во время нападения, получил ожоги больше 70% тела – ни волос, ни бровей, кожа лоскутами свисает… Я на полную машину тогда гнал, пытался быстрее довезти. Пока его вез, он еще в сознании был, но когда отправляли в госпиталь, то уже в беспамятстве. Нам лишь потом сообщили, что спасти его не удалось. Ожоги ребята у нас получали часто, но более легкие. Раненные также были.

Не надо думать, что опасно в Афганистане было только из-за нападений. Загнуться там можно было и в аварии, и от инфекционных болезней. В отношении последних, Афганистан это вообще страшное место. Заболеть гепатитом при их воде было проще простого. Мне вот повезло, а некоторые ребята в нашем гарнизоне за год умудрялись желтухой по два раза за год переболеть (какое там здоровье после этого). Я как то через один гарнизон ехал, и меня попросили солдата в больницу подвезти. Садиться парень, оружия нет. Спрашиваю, мол «Что там случилось, браток». А он мне: «Да тиф». Такое явление там было обычным. Малярия тоже была не редкостью. Я уже когда домой вернулся, то ко мне из больнице пришли и поставили на учет инфекционного отделения. И это при том, что я не болел. Как выяснилось, всех, кто в Афганистане служил, на такой учет ставили. Вон председатель нашей городской организации Стас Воловик переболел малярией в Афганистане. После ранения лежал в госпитале в Ленинграде и там снова заболел малярией. На него профессора приходили смотреть, потому что такие случаи вообще были в медицине невероятными. Так что, ничего хорошего для здоровья служба в Афганистане не давала.

Кстати, были ли у водителей бронежилеты и какие-то дополнительные средства защиты ваших машин. Правда ли, что водители в Афганистане часто снимали двери в кабинах, чтобы иметь возможность быстро покинуть машины?

  • Бронежилеты были. Весили, наверное, килограммов 16. Хотя трудно сказать однозначно, были ли они такой уже гарантией безопасности. По моему мнению, они больше защищали от осколков, чем от пуль. Отмечу, что пули 5,45 со стальным сердечником с определенного расстояния легко прошивали пластину, которая находилась в середине бронежилета (этот эксперимент я проводил лично). А у «духов» ведь были автоматы калибра 7,62 с более мощными пулями. Знаю, что спецназовцы, которые часто наведывались в наш гарнизон во время своих рейдов горами, бронежилети не брали. Да и мы (водители) свои бронежилети в основном размещали на дверцах машин, потому что в кабине с ним было очень неудобно, мешали ужасно.

Относительно автомобилей, то в нашем автомобильном батальоне многие из них были обшиты 5 мм листами бронированной стали. В автобате был такой себе командирский «Урал» в кузове которого стояла еще и зенитка. Правда, мне достался «КамАЗ» без брони. Не знаю, как водители в других частях Афганистана, но двери кабины я не снимал. Ведь в горах, особенно зимой, с открытой кабиной много не поездишь.

Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки/гиперссылки на сайт