Значение слова разбитое корыто. Разбитое состояние по-утрам. В моем бизнесе все в порядке. – Наше корыто чудом удерживается на плаву

анонимно , Женщина, 22 года

Много лет мучает разбитое состояние ранним утром. Тяжело дышать, тошнота, голова тяжелая, сердце беспорядочно бьётся, слова произносить противно. Началось это еще в детском саду, когда меня будили утром и я до обеда не могла принимать пищу. Потом ты к этому как бы привыкаешь и просто не завтракаешь, а к обеду само проходит. Но получается в начале учебы ты просто как неживой. Примерно такой же приступ может случиться и в течении дня, когда я, например, начинаю куда то собираться поспешно, резко становится плохо, тошнота, тело ватное. Гастроэнтерологи ставят поверхностный гастрит, невролог-просто успокоительное прописал, кардиолог отметил повышенный пульс и выписал таблетки для его снижения (которые, кстати, я принимаю как только становится плохо и они несколько помогают, тяжесть в теле как бы уходит). Ещё была у эндокринолога, на узи ставят вероятный ХАИТ. Но ТТГ в норме, а ТПО повышен в сотни раз, но мне сказали, что это не лечится и с этим живут. Ещё добавлю, что с возрастом появился голод по утрам, несмотря на плохое самочувствие, но могу съесть мало и потом появляется сильная изжога. Мой рост 165, вес 45, возраст 22. Если подскажите, что со мной не так, буду очень благодарна.

Добрый день. Возможно, в вашем случае наблюдаются симптомы вегетативной дисфункции: в этом случае, сердечно-сосудистая и вегетативная нервная система неадекватно реагирует на поступающую нагрузку и не может своевременно скоординировать свои действия. Кроме этого, стоит обследоваться на предмет низкого АД (измерения АД утром и вечером в спокойном состоянии сидя в течение недели) и анемии ( , сывороточное железо, ферритин). Исключить дефицит веса. Старайтесь не спешить - давайте себе время на то, чтобы проснуться, встать, заняться какой-то нагрузкой. Часто помогает ЛФК, умеренные занятия физическими нагрузками под присмотром спортивного врача. Старайтесь правильно питаться: исключить из питания продукты, вызывающие (бобовые, шоколад, кофе, газированные напитки, кофе и т.д.), стараться после еды не наклоняться и не поднимать тяжести, не ложиться, кушать часто и дробно, небольшими порциями. возможно, курсовое использование адаптогенов (женьшень, родиола розовая, элеуторокок и т.д.).

Консультация врача-терапевта на тему «Разбитое состояние по-утрам» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-терапевт с 2006 года. Гастроэнтеролог.

Участник конференций по общей терапии, гастроэнтерологии, терапии боли и восстановительным методикам, диетотерапии. Участник XIX Ежегодного образовательного курса «Внутренние болезни: обзор и новые достижения» (Columbia University Medical Center (Нью-Йорк, США).

Сфера профессиональных интересов: ОРВИ, острые вирусные и бактериальные инфекции верхних дыхательных путей (в том числе у беременных женщин), заболевания ЖКТ, диетотерапия, восстановительная медицина, ревматологические заболевания.

Разбитое корыто

Разбитое корыто
Из "Сказки о рыбаке и рыбке" (1835) А.С. Пушкина. Золотая рыбка исполняла все прихоти завистливой, жадной старухи: дала ей новое корыто взамен разбитого, затем – новую избу, превратила старуху сначала в дворянку, затем в царицу; но, когда старуха захотела быть "владычицей морскою", рыбка разгневалась; воротился старик к старухе –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

Выражение употребляется в значении: утрата блестящего положения, разбитые надежды.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Разбитое корыто

Из "Сказки о рыбаке и рыбке" (1835) А.С. Пушкина. Золотая рыбка исполняла все прихоти завистливой, жадной старухи: дала ей новое корыто взамен разбитого, затем – новую избу, превратила старуху сначала в дворянку, затем в царицу; но, когда старуха захотела быть "владычицей морскою", рыбка разгневалась; воротился старик к старухе –

Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто. Выражение употребляется в значении: утрата блестящего положения, разбитые надежды.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Разбитое корыто" в других словарях:

    - (иноск.) неудача, потеря иллюзій (намекъ на Пушкина сказку «о Рыбакѣ и рыбкѣ). Ср. И вотъ почтенный романистъ, приближаясь къ 60 й годовщинѣ, опять очутился у разбитаго корыта: опять надъ нимъ издѣваются и други и недруги... С. А. Венгеровъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Разбитое корыто - крыл. сл. Из «Сказки о рыбаке и рыбке» (1835) А. С. Пушкина. Золотая рыбка исполняла все прихоти завистливой, жадной старухи: дала ей новое корыто взамен разбитого, затем новую избу, превратила старуху сначала в дворянку, затем в царицу; но,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (иноск.) неудача, потеря иллюзий (намек на Пушкина сказку О рыбаке и рыбке) Ср. И вот почтенный романист, приближаясь к 60 й годовщине, опять очутился у разбитого корыта: опять над ним издеваются и други и недруги... С.А. Венгеров. Критико биогр … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    1. Пск. Неодобр. О бедном, разрушенном хозяйстве. СПП 2001, 47. 2. Жарг. мол. Шутл. ирон. О больном человеке. Максимов, 199 …

    Деревянное корыто Корыто открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали… … Википедия

    Оставаться/ остаться (очутиться, оказаться, сидеть) у разбитого корыта (при разбитом корыте). Разг. Остаться ни с чем, потерять всё нажитое, приобретённое (обычно как справедливая расправа за неверные поступки, излишние притязания). /i>… … Большой словарь русских поговорок

    Корыто - первоначально делалось из расколотого вдоль ствола дерева (липы, осины, ветлы), к рое затем выдалбливалось с плоской стороны; в нар. представлениях устойчиво ассоциировалось с гробом (ср. в загадке: Несут корыто, другим покрыто). Из корыта… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    к разбитому корыту - возвращаться, приходить К положению, когда всё имевшееся потеряно, утрачено. ✦ Х пришёл к разбитому корыту. В роли доп. или обст. Никуда я не поеду... Здесь у меня домик, обстановка кое какая... Растащат. Вернёшься к разбитому корыту. В. Попов,… … Фразеологический словарь русского языка


Не перестаю удивляться глубине художников слова! Сколько мудрости, проницательности и правды упаковано в созданных ими образах. С удовольствием «распаковываю» очередную сказку. Надеюсь, читатель, что и ты не уйдешь «с пустыми руками», а возьмешь что-то для себя. На этот раз снова Пушкин. До этого уже обращался к творчеству Пушкина: "Сказка о мертвой царевне "

Разбранила меня моя старуха.

Проблемные вопросы

Думаю, что многие помнят сказку Пушкина о старике и рыбке. Сюжет ее довольно прост: старик-рыбак поймал золотую рыбку, которая оказалась волшебной. В благодарность за то, что старик сжалился над ней и отпустил в сине-море, рыбка пожелала исполнить желания старика…

Что случилось дальше – всем известно. Его жена-старуха, узнав об этом, стала требовать от волшебной рыбки исполнения все новых и новых желаний, пока рыбке это не надоело и она не прервала этот неиссякаемый поток старухиных капризов, возвратив все в исходное состояние. Старик со старухой в итоге остались у разбитого корыта – в том состоянии, в котором все и начиналось.

При буквальном прочтении сказки рисуется образ простодушного и послушного старика, исполняющего все прихоти своей жены-старухи – своенравной, корыстной и ненасытной. При этом старик чаще вызывает сочувствие, старуха же однозначно осуждается, вызывая негативные чувства: эдакая стерва, загонявшая бедного старика, все ей мало!

Однако давайте не будем спешить, не все здесь так просто. При более пристальном взгляде на сказку возникает ряд вопросов:

  • что это за отношения, которые остаются устойчивыми, несмотря на то, что один из партнеров постоянно использует другого?
  • что заставляет старика так безропотно подчиняться своей капризной, ненасытной жене?
  • чем обусловлена ненасытность старухи?
Начнем по порядку.

В данном случае имеется ввиду функциональная комплементарность, то есть супруги в таких отношениях выполняют для партера родительские функции. Комплементарные отношения являются достаточно устойчивыми. Партнеры для таких отношений «подбираются» неслучайно – каждый бессознательно ищет себе ту половинку, которая максимально подходит для удовлетворения своих базовых фрустрированных и как правило неосознаваемых потребностей.

Комплементарные отношения по типу «Ребенок – Родитель» создаются с надеждой получить безусловное принятие, безусловную любовь, признание, которые по разным причинам не удалось получить от своих родителей.

Партнер в этом случае попадает под родительскую проекцию и от него ожидают выполнения родительских функций. Однако парадокс таких отношений в том, что удовлетворить эти потребности в них принципиально невозможно.

Это не значит, что во всех партнерских отношениях невозможно получить безусловную любовь и признание. В зрелых отношениях это возможно, но не является единственной и самой главной функцией отношений. В комплементарных же отношениях эти потребности перекрывают все остальные. Кроме того, в комплементарных отношениях оба партнера остро нуждаются в безусловной любви и признании. Но как известно, невозможно дать то, чего сам не имеешь.

По сути комплементарные отношения – зависимые, так как партеры в них теряют свободу. Зависимые отношения – отношения сценарные, стереотипные, предсказуемые, с ограниченной свободой. Если анализировать отношения героев с точки зрения их взаимодействия, то здесь явно прослеживается зависимый треугольник: Старуха - преследователь, Старик - жертва, рыбка - спасатель.

На первый взгляд кажется, что в таких отношениях грубо нарушен баланс брать-давать. Вот и в анализируемой сказке, Старуха только берет, Старик – дает. Однако при более глубоком рассмотрении все выглядит не так однозначно. Иначе, что заставляет их быть в таких отношениях? Зачем старику оставаться в этих отношениях и терпеть бесконечные старухины требования? Похоже, существует какая-то глубинная психологическая выгода, не позволяющая каждому из партнеров прервать эти отношения.

И действительно, каждый из партнеров в таких странных на первый взгляд отношениях получает что-то важное для себя. В случае Старика – это возможность получить одобрение, которое ему по-видимому так сложно было получить от родительских фигур. Ведь Старуха дает ему возможность совершать подвиги, оставляя надежду заслужить родительскую (материнскую) любовь. В случае Старухи – это возможность пережить безусловную, жертвенную любовь от другого, Старика.

По сути, это отношения такого же рода, что и алкоголик – созависимый, только здесь мы видим мужской вариант спасательства. В таких отношениях чаще оказывается мужчина, который совершает подвиги в надежде спасти своего партнера, в отношениях же «алкоголик – созависимый» таким спасателем чаще оказывается женщина.

Старик

Что заставляет Старика безропотно слушаться Старуху и навязчиво ходить с просьбами к золотой рыбке?

Рыбка в сказке выступает как волшебный помощник. Это та энергия, которая толкает Старика на совершение подвигов.

Что это за потребность, которая наполняет Старика энергией для его «подвигов»? Это желание заслужить любовь – признание. По моему опыту, на такие подвиги способны те женщины, да и мужчины, которые не принимают себя, считают недостойными любви, с заниженной самооценкой.

В нашем случае мы имеем дело с человеком с низкой самооценкой, не принимающим себя и пытающимся быть тем, кем он не является. Старик – человек с невротическим уровнем организации личности, зависимый от отношений, с потребностью в признании от родительской фигуры, пребывающий в чувствах вины обиды, страха и стыда.

По сути, все действия Старика можно обозначить как «Мама, похвали меня, скажи мне, что я хороший мальчик!» Но услышать эти слова из уст Старухи ему не суждено, как, видимо, не суждено было и в его детстве от своей мамочки.

Отсюда его чувство вины.Вина всегда связана с каким-то долгом. Вина в данном случае связана не с тем, что что-то сделал не так, а с тем, что не сделал: не являешься таким, каким должен быть – умным, успешным, достойным… Обида же является результатом непризнания: "Как не старайся, все бесполезно!" Страх и стыд не так остро переживаются, они уже стали хроническими и создают фон.

Сложно представить, что такой человек выберет в партнеры зрелого, с адекватной самооценкой и принятием себя супруга. Как метафорично сказал один мой клиент: «Я сейчас уже понимаю, что специально выбрал себе в жены лягушку, в надежде, что если я буду ее постоянно целовать, то она превратиться в принцессу…» Это в сказках лягушки превращаются в принцесс. А в жизни: «Сколько ни целую, она не превратилась в принцессу, а стала жабой».

Старуха

Что толкает Старуху ко все большим приобретениям и не позволяет присвоить то, что у нее уже есть?

В сказке самой яркой чертой Старухи является ее ненасытность. Нового положения, статуса, богатства ей хватает на неделю-другую.

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает

Старуха – человек с пограничной структурой личности, с ненасыщаемой потребностью в безусловной любви, с функциональным отношением к другому, пребывающая в постоянном раздражении и недовольстве.

В сказке она постоянно устраивает для Старика такие проверки на любовь. За ее действиями читается «Мама, докажи мне, что ты меня любишь!»

Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".

Это метафора безусловной, жертвенной любви матери. Неудивительно, что в брачных отношениях она не может ее получить. Старик, несмотря на свою покорность и самоотверженность, не годится на роль такой мамочки.

Итог

Отношения, описываемые в сказке, заканчиваются закономерно. Итог таких отношений – разбитое корыто.

Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

В такого рода отношениях партнерам невозможно получить то, чего они хотят. А хотят они безусловной любви. Но партнер по браку, как правило, дать ее не может. На такие подвиги способны лишь родители, да и то далеко не все.

Разбитое корыто – это метафора неудавшегося брака. Ни старик, ни старуха не могут в этих отношениях принципиально насытиться. Так как «едят» не то.

Не знаю, как у тебя, читатель, а у меня возникает еще один вопрос: Если безусловную любовь и принятие все же можно получать в зрелых отношениях, что же толкает зависимых от отношений людей выбирать себе именно таких партнеров, с которыми эти потребности удовлетворить в принципе невозможно?

На мой взгляд, как это не парадоксально звучит – именно эта невозможность. В опыте у зависимого от отношений человека нет модели получения безусловного принятия и любви. И если на его жизненном пути и встретится человек, который способен на это, зависимый пройдет мимо него. Ведь в отношениях с этим человеком он не сможет переживать те чувства-эмоции-страсти, такие привычные и родные для него: отвержения, унижения, вины, стыда, обиды! Ему не хватает надрыва! Ему нужен такой партнер, который бы организовал для него всю гамму подобных переживаний.

Что делать? Терапевтические размышления

Здесь речь идет не о прямых рекомендациях, а скорее о направлении работы. Эти рекомендации необходимо разделить на две категории:
  • Осознать тупиковые паттерны комплементарных, зависимых по сути отношений;
  • Осознать свои потребности в этих отношениях;
  • Понять и принять тот факт, что твой партнер это твой партнер, а не твоя мама;
  • Научиться находить другие способы удовлетворения значимых фрустрированных потребностей.
Рекомендации для «Старика»:
  • Осознать свои потребности в такого рода отношениях. Как уже писалось выше, ведущая из них – потребность в признании. Мужской путь – путь совершения поступков, подвигов.Однакоделать это важно не для кого-то, и не для того, чтобы заслужить признание. Заслуживать признание у партнера по браку для повышения значимости и самооценки – это тупиковый путь для мужчины.
  • Важно понять, что тебя толкает на эти "подвиги"? Что заставляет выбирать изначально не тех партнеров? Хотя, если исходить из "потребности подвига", то это как раз именно те партнеры. С ними ты можешь удовлетворять эту свою потребность. Однако, скорее твои партнеры останутся "лягушками", кем они изначально и были. А ты наивно веришь, что их можно расколдовать и превратить в принцесс!
  • Осознать и принять свою агрессивную часть, учится заботиться о своих границах, учиться говорить «нет»». Возвращение свободы в отношениях возможно через присвоение вытесненной агрессии.
  • Учиться принимать себя таким, какой ты есть.Заботиться, любить и поддерживать своего внутреннего ребенка.
  • Принять тот факт, что твой партнер не твоя мама. И перестать стараться заслужить ее одобрение.
Рекомендации для «Старухи»:
  • Осознать свои потребности в этих отношениях. Как говорилось выше – это потребность в безусловной любви.
  • Признать тот факт, что такой любви тебе уже не удастся получить в чистом виде. Пережить всю глубину трагизма от осознания этого факта и учиться жить с этим дальше.
  • Учиться замечать другого человека, своего партнера. У него тоже есть свой внутренний мир с желаниями, чаяниями, надеждами, разочарованиями, страхами…
  • Осознавать свои претензии в отношении к партнеру. Твой партнер не твоя мама и никогда ею не станет. Разочароваться в нем и принять этот факт как реальность.
  • Учиться заботиться о своем «внутреннем ребенке», учиться давать ему то, что не получала сама от родителей, но очень хотела. Этим ты "подлечишь" своего внутреннего недолюбленного ребенка.
Несмотря на всю сложность и запутанность комплементарных отношений, выход из них возможен. Лучшим решением для поисков выхода для обоих партнеров будет работа с профессиональным терапевтом.

Неиспользованный потенциал развеян, размета-
лся, над плоскостью / пропастью несбывшихся
надежд, мечтаний, цвета беж, поблекло отраже-
нье, состарилось, порыв осуществился, всё по
швам, разъехалось, всё разорвалось, а что тебе
ещё осталось, смириться в сумасшествии своём,
найти потерю, фоном стать, тем интерьером, на
сцене, где событий череда, идёт, оставив беспо-
койство, неугомонность чувств, и разума устрой-
ства, расстроено, развинчено оно, боролись с
чем, на то нарвались, и...

Разбито сердце на осколки
Не склеить, даже не собрать
И колют острые иголки
Мою больную плоть опять.
И льются слёзы, словно реки,
Сплошным потоком по лицу.
Расстались мы с тобой навеки
Всё подошло у нас к концу.
Тебе со мной расстаться - в радость
Была обузой для тебя.
Что жизнь моя? - Такая малость..
Живи, и счастлив будь любя.

Сгорели угли уж давно, горшок остыл и треснул,
раскололся, былых побед, прах, на циновку лёг,
упал, спустился, снизошёл, зола на удобрение
сгодиться, а ёмкость в мусор? или глину, что об-
ожжена, на керамзит, из праха в прах, огонь гор-
ит, уже в других горшках душевных, потухнет сн-
ова он и треск раздастся, всё без конца? и оста-
новки? или судьбы твоей уловки? не успокаивай,
корыто, ждёт и тебя, плющом увито.

Печаля и радуя дни напролёт,
Разбитое сердце на клумбе цветёт,
Разбитое сердце - красивый цветок,
Да только названье - печальный намёк.

Однажды в лесу заблудилась Жанетт -
Красавиц подобных не видывал свет.
От страха заплакала горько она,
Когда без подружек осталась одна.

Вдруг кто-то за талию нежно обнял,
И рядом с собою на лошадь поднял.
И ласковый голос мужской произнёс:
"Не надо, красавица, горестных слёз".

Был всадник красив так, что щёки Жанетт
Окрасились в нежно...

В данном случае имеется ввиду функциональная комплементарность, то есть супруги в таких отношениях выполняют для партера родительские функции. Комплементарные отношения являются достаточно устойчивыми. Партнеры для таких отношений «подбираются» неслучайно – каждый бессознательно ищет себе ту половинку, которая максимально подходит для удовлетворения своих базовых фрустрированных и как правило неосознаваемых потребностей.


ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

Думаю, что многие помнят сказку Пушкина о старике и рыбке. Сюжет ее довольно прост: старик-рыбак поймал золотую рыбку, которая оказалась волшебной. В благодарность за то, что старик сжалился над ней и отпустил в сине-море, рыбка пожелала исполнить желания старика… Что случилось дальше – всем известно. Его жена-старуха, узнав об этом, стала требовать от волшебной рыбки исполнения все новых и новых желаний, пока рыбке это не надоело и она не прервала этот неиссякаемый поток старухиных капризов, возвратив все в исходное состояние. Старик со старухой в итоге остались у разбитого корыта – в том состоянии, в котором все и начиналось.

При буквальном прочтении сказки рисуется образ простодушного и послушного старика, исполняющего все прихоти своей жены-старухи – своенравной, корыстной и ненасытной. При этом старик чаще вызывает сочувствие, старуха же однозначно осуждается, вызывая негативные чувства: эдакая стерва, загонявшая бедного старика, все ей мало! Однако давайте не будем спешить, не все здесь так просто. При более пристальном взгляде на сказку возникает ряд вопросов: что это за отношения, которые остаются устойчивыми, несмотря на то, что один из партнеров постоянно использует другого? что заставляет старика так безропотно подчиняться своей капризной, ненасытной жене? чем обусловлена ненасытность старухи? Начнем по порядку.

ЧТО ЭТО ЗА ОТНОШЕНИЯ?

Такие отношения можно определить как комплементарные, строящиеся по принципу дополнительности. Комплементарный [фр. complementaire < лат. Comper – дополнять] – дополнительный, добавочный. (Подробно об этом можно прочитать в моей статье Комплементарные браки) В данном случае имеется ввиду функциональная комплементарность, то есть супруги в таких отношениях выполняют для партера родительские функции. Комплементарные отношения являются достаточно устойчивыми. Партнеры для таких отношений «подбираются» неслучайно – каждый бессознательно ищет себе ту половинку, которая максимально подходит для удовлетворения своих базовых фрустрированных и как правило неосознаваемых потребностей. Комплементарные отношения по типу «Ребенок – Родитель» создаются с надеждой получить безусловное принятие, безусловную любовь, признание, которые по разным причинам не удалось получить от своих родителей. Партнер в этом случае попадает под родительскую проекцию и от него ожидают выполнения родительских функций. Однако парадокс таких отношений в том, что удовлетворить эти потребности в них принципиально невозможно.

Это не значит, что во всех партнерских отношениях невозможно получить безусловную любовь и признание. В зрелых отношениях это возможно, но не является единственной и самой главной функцией отношений. В комплементарных же отношениях эти потребности перекрывают все остальные. Кроме того, в комплементарных отношениях оба партнера остро нуждаются в безусловной любви и признании. Но как известно, невозможно дать то, чего сам не имеешь. По сути комплементарные отношения – зависимые, так как партнеры в них теряют свободу. Зависимые отношения – отношения сценарные, стереотипные, предсказуемые, с ограниченной свободой. Если анализировать отношения героев с точки зрения их взаимодействия, то здесь явно прослеживается зависимый треугольник: Старуха - преследователь, Старик - жертва, рыбка - спасатель.

На первый взгляд кажется, что в таких отношениях грубо нарушен баланс брать-давать. Вот и в анализируемой сказке, Старуха только берет, Старик – дает. Однако при более глубоком рассмотрении все выглядит не так однозначно. Иначе, что заставляет их быть в таких отношениях? Зачем старику оставаться в этих отношениях и терпеть бесконечные старухины требования? Похоже, существует какая-то глубинная психологическая выгода, не позволяющая каждому из партнеров прервать эти отношения. И действительно, каждый из партнеров в таких странных на первый взгляд отношениях получает что-то важное для себя. В случае Старика – это возможность получить одобрение, которое ему по-видимому так сложно было получить от родительских фигур.

Ведь Старуха дает ему возможность совершать подвиги, оставляя надежду заслужить родительскую (материнскую) любовь. В случае Старухи – это возможность пережить безусловную, жертвенную любовь от другого, Старика. По сути, это отношения такого же рода, что и алкоголик – созависимый, только здесь мы видим мужской вариант спасательства. В таких отношениях чаще оказывается мужчина, который совершает подвиги в надежде спасти своего партнера, в отношениях же «алкоголик – созависимый» таким спасателем чаще оказывается женщина. СТАРИК Что заставляет Старика безропотно слушаться Старуху и навязчиво ходить с просьбами к золотой рыбке? Рыбка в сказке выступает как волшебный помощник. Это та энергия, которая толкает Старика на совершение подвигов. Что это за потребность, которая наполняет Старика энергией для его «подвигов»?Это желание заслужить любовь – признание. По моему опыту, на такие подвиги способны те женщины, да и мужчины, которые не принимают себя, считают недостойными любви, с заниженной самооценкой.

В нашем случае мы имеем дело с человеком с низкой самооценкой, не принимающим себя и пытающимся быть тем, кем он не является. Старик – человек с невротическим уровнем организации личности, зависимый от отношений, с потребностью в признании от родительской фигуры, пребывающий в чувствах вины обиды, страха и стыда.. По сути, все действия Старика можно обозначить как «Мама, похвали меня, скажи мне, что я хороший мальчик!» Но услышать эти слова из уст Старухи ему не суждено, как, видимо, не суждено было и в его детстве от своей мамочки. Отсюда его чувство вины.Вина всегда связана с каким-то долгом. Вина в данном случае связана не с тем, что что-то сделал не так, а с тем, что не сделал: не являешься таким, каким должен быть – умным, успешным, достойным… Обида же является результатом непризнания: "Как не старайся, все бесполезно!"

Страх и стыд не так остро переживаются, они уже стали хроническими и создают фон. Сложно представить, что такой человек выберет в партнеры зрелого, с адекватной самооценкой и принятием себя супруга. Как метафорично сказал один мой клиент: «Я сейчас уже понимаю, что специально выбрал себе в жены лягушку, в надежде, что если я буду ее постоянно целовать, то она превратиться в принцессу…» Это в сказках лягушки превращаются в принцесс. А в жизни: «Сколько ни целую, она не превратилась в принцессу, а стала жабой».

СТАРУХА

Что толкает Старуху ко все большим приобретениям и не позволяет присвоить то, что у нее уже есть? В сказке самой яркой чертой Старухи является ее ненасытность. Нового положения, статуса, богатства ей хватает на неделю-другую. Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает Старуха – человек с пограничной структурой личности, с ненасыщаемой потребностью в безусловной любви, с функциональным отношением к другому, пребывающая в постоянном раздражении и недовольстве. В сказке она постоянно устраивает для Старика такие проверки на любовь. За ее действиями читается «Мама, докажи мне, что ты меня любишь!» Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках". Это метафора безусловной, жертвенной любви матери. Неудивительно, что в брачных отношениях она не может ее получить. Старик, несмотря на свою покорность и самоотверженность, не годится на роль такой мамочки.

Отношения, описываемые в сказке, заканчиваются закономерно. Итог таких отношений – разбитое корыто. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. В такого рода отношениях партнерам невозможно получить то, чего они хотят. А хотят они безусловной любви. Но партнер по браку, как правило, дать ее не может. На такие подвиги способны лишь родители, да и то далеко не все. Разбитое корыто – это метафора неудавшегося брака. Ни старик, ни старуха не могут в этих отношениях принципиально насытиться. Так как «едят» не то. Не знаю, как у тебя, читатель, а у меня возникает еще один вопрос: Если безусловную любовь и принятие все же можно получать в зрелых отношениях, что же толкает зависимых от отношений людей выбирать себе именно таких партнеров, с которыми эти потребности удовлетворить в принципе невозможно? На мой взгляд, как это не парадоксально звучит – именно эта невозможность. В опыте у зависимого от отношений человека нет модели получения безусловного принятия и любви. И если на его жизненном пути и встретится человек, который способен на это, зависимый пройдет мимо него. Ведь в отношениях с этим человеком он не сможет переживать те чувства-эмоции-страсти, такие привычные и родные для него: отвержения, унижения, вины, стыда, обиды! Ему не хватает надрыва! Ему нужен такой партнер, который бы организовал для него всю гамму подобных переживаний.

ЧТО ДЕЛАТЬ? ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Общие рекомендации: Осознать тупиковые паттерны комплементарных, зависимых по сути отношений; Осознать свои потребности в этих отношениях; Понять и принять тот факт, что твой партнер это твой партнер, а не твоя мама; Научиться находить другие способы удовлетворения значимых фрустрированных потребностей.

Рекомендации для «Старика»: Осознать свои потребности в такого рода отношениях. Как уже писалось выше, ведущая из них – потребность в признании. Мужской путь – путь совершения поступков, подвигов. Однако делать это важно не для кого-то, и не для того, чтобы заслужить признание. Заслуживать признание у партнера по браку для повышения значимости и самооценки – это тупиковый путь для мужчины. Важно понять, что тебя толкает на эти "подвиги"? Что заставляет выбирать изначально не тех партнеров? Хотя, если исходить из "потребности подвига", то это как раз именно те партнеры. С ними ты можешь удовлетворять эту свою потребность. Однако, скорее твои партнеры останутся "лягушками", кем они изначально и были. А ты наивно веришь, что их можно расколдовать и превратить в принцесс! Осознать и принять свою агрессивную часть, учится заботиться о своих границах, учиться говорить «нет»». Возвращение свободы в отношениях возможно через присвоение вытесненной агрессии. Осознать и проработать свое иррациональное чувство вины; Учиться принимать себя таким, какой ты есть.Заботиться, любить и поддерживать своего внутреннего ребенка. Принять тот факт, что твой партнер не твоя мама. И перестать стараться заслужить ее одобрение.

Осознать свои потребности в этих отношениях. Как говорилось выше – это потребность в безусловной любви. Признать тот факт, что такой любви тебе уже не удастся получить в чистом виде. Пережить всю глубину трагизма от осознания этого факта и учиться жить с этим дальше. Учиться замечать другого человека, своего партнера. У него тоже есть свой внутренний мир с желаниями, чаяниями, надеждами, разочарованиями, страхами… Осознавать свои претензии в отношении к партнеру. Твой партнер не твоя мама и никогда ею не станет. Разочароваться в нем и принять этот факт как реальность. Учиться заботиться о своем «внутреннем ребенке», учиться давать ему то, что не получала сама от родителей, но очень хотела. Этим ты "подлечишь" своего внутреннего недолюбленного ребенка. Несмотря на всю сложность и запутанность комплементарных отношений, выход из них возможен.