Черкесы и чеченцы. Мне, русской, начхать на вашу историю или все народы ка. Марк Блиев. Черкесия и черкесы, Чечня и чеченцы, Осетия и осетины, Кавказская война - ran55

.

Други мои, представляю Вам интересную публикацию о малоизвестных событиях. Честно говоря, я, например, ранее не знал, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа. И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно...

________________________________________ _________________


Массовые протесты в городе Пугачев чуть-чуть не дотянули до совпадения с десятилетним юбилеем октябрьских погромов 2003 года в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. Это малоизвестные события, сведений в интернете о них почти нет. Намного больше информации о сентябрьских столкновениях кабардино-балкарских и чеченских студентов в сентябре 2005 года.

Предыстория.

В советское и первое постсоветское время чеченцев в Кабардино-Балкарии было немного. Но во время и сразу после Первой Чеченской войны в Кабардино-Балкарию приехало значительное количество беженцев. В республике их хорошо принимали, власти обеспечивали жильем и питанием. Но уже тогда некоторая напряженность возникала. Были жалобы на буйное поведение «жертв войны» размещенных в санаториях Нальчика.


Но в начале 2000-х годов, - с окончанием Второй Чеченской войны, - ситуация резко изменилась. С возвращением Ичкерии в «российское конституционное поле» начались компенсационные выплаты «за утраченное в результате боевых действий» жилье. Пострадавшим чеченцам выплачивалось порядка 300 000 рублей. Русским платили по 120 000. Причем чеченцы получали деньги практически сразу после окончания войны, русские минимум через 2-3 года, когда масштаб цен сильно изменился.


Однако в начале 2000-х годов 300 000 были большими деньгами. В КБР цены на жилье были очень низкими, даже по сравнению с соседней Северной Осетией или Ставропольем. Двухкомнатная квартира на окраине Нальчике стоила порядка 150 000 рублей. Причем предложение жилья намного превышало спрос, люди порой годами не могли продать жилье.


Вскоре после начала компенсационных выплат в Кабардино-Балкарию хлынул поток беженцев скупавших дешевое жилье. Приоритетом пользовались типовые квартиры на окраинах городов, переселенцы старались при этом селиться группами, в пределах одного подъезда или двора.


Больше всего чеченцев переселилось в Нальчик, где окраинный микрорайон «Горная» быстро получил народное имя «Малая Ичкерия». Немало беженцев поселилось и в других городах-райцентрах: в близкой к Нальчику Нарткале, Тереке и даже в отдаленном поселке Залукокоаже. Но быстрое заселение чеченцами Нальчика и других мест, вскоре обернулось рядом проблем. На Кавказе, и в Нальчике в частности, люди с многоквартирных домах живут как бы большой семьей, все друг с другом знакомы, дети вместе играют допоздна, старики общаются. Чеченцы вливаться в «жилищный коллектив» не спешили. Как утверждали аборигены, они вели себя высокомерно и дерзко. В домах и дворах начались конфликты, порой серьезные. При этом новоприбывшие всегда поддерживали друг дург: даже в случае словесной перепалки двух старух немедленно подтягивалась многочисленная «группа поддержки». Вечерние игры детей и посиделки стариков допоздна во дворах многоэтажек быстро прекратились.


В «Малой Ичкерии» и по всему Нальчику стали обыденностью уличные грабежи и избиения, совершаемые, как писали в местной прессе некими «группами молодых людей». Нередко таксистов некие наглые «молодые люди» угрозами принуждали бесплатно себя возить. Коренные нальчане винили в этих действиях почему-то именно чеченцев.

Взрыв.

Как рассказывал автору пожилой нальчанин, в один из октябрьских дней 2003 молодой парень-кабардинец шел вдоль «Ореховой рощи»: парка в 10 минутах ходьбы от здания Правительства республики. До окраины «Малой Ичкерии» - района «Горная» было недалеко.


Навстречу одинокому прохожему двигалась группа «разговаривающих на некабардинском языке молодых людей». Поравнявшись, они сбили одинокого прохожего с ног и избили, попутно вывернув карманы и забрав все что в них было. После чего с хохотом веселая компания двинулась в направлении «Малой Ичкерии». Побитый парень сумел как-то дойти до центрального проспекта Ленина, где вокруг него, окровавленного и едва стоящего на ногах, быстро образовалась толпа возмущенных горожан. Пострадавшего отвезли на «Скорой» в больницу, но толпа не расходилась. Начался своеобразный митинг: эмоциональные выступления, крики, проклятия. В какой-то момент состоящая уже из десятков, или даже соте людей двинулась в сторону «Горной».


В самой «Малой Ичкерии» толпа распалась на группы в по нескольку десятков погромщиков, и начался «подворный обход». В окна квартир где жили недавно приехавшие «новоселы» летели камни, жильцов, если те не смогли спрятаться, били. Погром продолжалось до ночи. Тогда серьезно пострадало около 30 человек.


На следующий день были новые разгромы квартир и избиения, хотя и в меньшем количестве.


После октябрьских событий 2003 года октябрьских погромов избиения на улицах и буйное поведение во дворах почти прекратились. Топоним «Новая Ичкерия» постепенно забылся, его сейчас уже мало кто помнит.


Что побудило нальчан к погромам можно понять из сказанных через год после событий слов

Хачима Шогенова, возглавлявшего в то время министерство внутренних дел Кабардино-Балкарии: «Почему они покупают квартиры в Нальчике любыми способами? Сколько мы просили: не давайте им внедряться в нашу экономику. Почему студенты, которых мы встретили с распростертыми объятиями, себя так ведут: там, где ступила нога чеченца, его земля. Я имею право это говорить, так как потерял двух парней в первую чеченскую войну, во вторую многие контужены, ранены. Я люблю наших соседей, но не больше своего народа». http://www.gazetayuga.ru/archive/2004/39.htm

Студенты.

Глава кабардино-балкарского МВД в 2004 году упомянул о проблемах с чеченскими студентами. Через год после этих слов в Нальчике проихошла новая вспышка насилия. С начала 2000-х годов в Кабардино-Балкарию было направлено для обучения множество чеченских студентов-целевиков. И почему-то снова возникли специфические проблемы: драки и грабежи. Как утверждали местные студенты, одинокому парню было опасно ходить вечером по студгородку, некие «группы молодежи» нападали на одиночек, избивали, отбирали деньги и дорогие тогда мобильные телефоны. Из общежитий начали массово съезжать местные, из районов, студенты.


В сентябре 2005 года, после каникул, начался массовый заезд старых и новых жильцов в общежития. Естественно сразу «новоприбывшие» стали сразу показывать «кто в доме хозяин». После нескольких драк, 22 сентября местные студенты из КБР предложили «пришельцам» выяснить отношения на нейтральной территории у кинотеатра «Восток». Вечером этого дня там произошла массовая драка, в которой победа осталась за «местными». Побитые «пришельцы» ретировались в студгородок, но решили взять реванш на следующий день, вызвав подмогу с родины. К середине дня, когда шли занятия, несколько машин с вооруженными чеченцами (говорилось о бойцах кадыровского ОМОНА) выстроились перед входом в главный корпус университета.


Расчет был на демонстрацию силы, но там где другие предпочли бы остаться внутри здания, кабардинцы и балкарцы, - кавказская кровь, - не испугались. Поток студентов бросивших занятия выплеснулся на улицу, началась словесная перепалка. Как рассказывал спустя несколько лет участник событий, один из приехавших «десантников», - как говорили командир, - выйдя из машины, достал пистолет и начал стрелять в воздух. Но стоявшая в нескольких метрах плотная толпа после первого выстрела ринулась вперед. Стрелка разоружили, а машину перевернули несколько раз. По словам моего собеседника, командира успели затащить в другую машину и увезти. Пистолет остался студенческим трофеем.


Большая часть студентов, несколько сот человек направилась к Дому Правительства КБР. Однако подходы туда перекрыла милиция. Тогда толпа двинулась на площадь 400-летия присоединения Кабарды к России, к зданию республиканского МВД. Там у них произошла интересная встреча и разговор с уже упоминавшимся министром Хачимом Шогеновым.


Чего хотели студенты и как развивались события можно узнать из публикаций центральной прессы сентября 2005 года.

Так «Известия» писали:«После драки студенты кабардинской и русской национальностей организовали стихийный митинг, на котором звучали требования к правоохранительным органам «жестче привлекать к ответственности проживающих в КБР выходцев из Чечни за нарушение ими правил общежития».http://izvestia.ru/news/306500#ixzz2Z1MwoG81

Более подробно писал «Коммерсант»: «После этого студенты госуниверситета КБР вышли на площадь, требуя, чтобы власти убрали из города чеченцев… Когда вы (милиционеры.- Ъ) начнете что-то делать? - сказал министру другой студент.- Ваши были там (на месте драки. - Ъ) с самого начала. Смотрели и не вмешивались!

Я не меньше, чем вы, устал от этой (чеченской.- Ъ) проблемы,— ответил генерал Шогенов.— Вы показали, что в состоянии себя защитить. А теперь идите домой. Уступите место закону. А потом приходите ко мне, все обсудим, разберемся. Студенты, поверив министру, стали расходиться. «Кадыровцы приехали в университет со стволами, устроили погром», - говорили они журналистам. «То, что Россия за годы не сделала с Чечней, кабардинцы сделают за час, - обещали студенты.- Чеченцев уже давно надо убрать из Нальчика, они всех здесь достали». http://www.kommersant.ru/doc/611932

Студенческие волнения продолжались до глубокой ночи. Но на следующий день в Нальчик приехал сам Рамзан Кадыров. Представители студентов и руководства КБР встретились ним за закрытыми дверями. О чем там говорилось, никто не знает, все участники встречи хранили молчание. Но факт: после визита Руслана Ахмадовича в учебных заведениях Нальчика стало спокойно и тихо.


А вскоре, - чуть больше чем две недели после студенческих волнений, - Нальчик взорвало ваххабитское «Восстание 13 октября 2005 года».

События 2003-2005 года в столице Кабардино-Балкарии произошли задолго до волнений в русском городе Пугачев. Проводить или не проводить параллели между ними - это пусть решает читатель.

Юрий Сошин

Инициатива Рамзана Кадырова по отмене должности «Президент» на всем Кавказе и замене в отдельно взятой Чечне Президента на Имама, говоря языком реальной политики, означает отмену светского принципа организации государства.
В Чечне стараниями Рамзана и его отца фактически создано исламское теократическое государство на основе суфийского ордена Кадырийя, наследственным шейхом которого был покойный Ахмад Кадыров. Вот эту, фактически уже созданную исламскую Чечню Рамзан и хочет легализовать теперь уже де-юре.
Инициатива чеченского президент-имама вызвала на полную и безоговорочную поддержку, и официальные политики и общественные организации кавказских республик единогласно поддержали его инициативу. Всеобщий одобрямс живо напомнил «энтузиазм широких масс» брежневской эпохи по поводу любой эпохальной инициативы Партии и правительства. Что свидетельствует о том страхе и уважении (в данном контексте второе — прямой следствие первого), который молодой чеченский имам смог внушить всему Кавказу. Причем боятся его не только федеральные власти и безответное русское население ближних и дальних по отношению к Чечне регионов, но и другие кавказские народы.
Тем не менее, впервые чеченский лидер получил первую и очень резкую публичную отповедь.
Получил он ее от черкесских общественных организаций. Черкесы и вайнахи — два примерно равных по численности народов Кавказа. Бывшие союзники по Русско-кавказской войне они представляют хоть и близкие, но, тем не менее, разнящиеся в некоторых принципиальных моментах цивилизационные тренды.
Не исключено, что эти различия могут иметь весьма далеко идущие последствия. для будущего Кавказа и всей РФ, и появившееся сегодня противостояние — далеко не первое, что речь идет о начале открытого спора о будущем облике Кавказской Цивилизации.
Заявление было опубликовано ночью с 19 на 20 августа независимым черкесским информационным агентством Натпресс под красноречивым заголовком: «Адыгэ Хасэ» Адыгеи против »президентско й» инициативы Кадырова от имени Адыгее Хасэ Респулики Адыгея (Адыгее Хасэ так традиционно именуется организация. Представляющая черкесов. Полное название: Адыгейская региональная общественная организация возрождения национальных традиций адыгского (черкесского) народа «Адыгэ Хасэ ).
В заявлении черкесские общественные деятели не жалеют резких слов по отношению к Рамзану. Насколько я помню, ТАК о национальном Лидере Чечни еще никто не говорил:

В последние два десятилетия для нас стало привычным вброс из Чеченской республики абсурдных политических проектов, до основания сотрясающих нашу страну. В начале это были сепаратистские идеи неизбежно трансформировавшиеся в откровенный политический и религиозный экстремизм. В наши дни, на наш взгляд, мы являемся свидетелями политического проекта, покушающегося на сами основы федеративного устройства Российской Федерации, государственности народов Российской Федерации. Удивляет с какой увлеченностью в Чеченской республике готовы выписывать всей стране рецепты на тему «как нам обустроить Россию». Между тем, властям и общественности Чеченской республики впору заняться вопросом обустройства Чеченской республики, восстановления гражданского мира, элементарного правопорядка, борьбы с коррупцией и произволом, воспитания подрастающего поколения, слишком часто вызывающего практически во всех регионах страны протесты и негодование.
В противовес «чеченскому проекту» предлагается «адыгейский проект»:
В этом плане республика Адыгея могла бы послужить примером для подражания. В начале 90-х годов Адыгейская автономная область вышла из состава Краснодарского края и стала самостоятельным субъектом Российской Федерации. Адыгейская автономная область была преобразована в республику в составе Российской Федерации, принята конституция, избраны органы власти. За последние два десятилетия в республике сменилось три президента, неоднократно переизбирался парламент республики. Ни один этап нашей новейшей политической истории не связан с недопониманием тем более конфронтацией с федеральным центром, соседними регионами. В республике сохраняется гражданский мир и межнациональное согласие, что является основой доверия и уважения к нашему многонациональному народу российским обществом. При этом свобода слова, собраний, митингов, шествий и демонстраций, право на участие в управлении государством, политическая борьба являются нормой общественной жизни в республике Адыгея.
Реализации такой модели общественной жизни властями и обществами во многих иных регионах, отвело бы от нашей страны много бед и страданий наших сограждан, создало бы иное качество жизни в стране. На повестке дня общественной жизни не возникало бы таких абсурдных политических проектов.
Между тем в нашей республике выработаны традиции открытого, демократического обсуждения значимых для общества проблем. Для нас неприемлема свойственная соседним регионам модель поведения власти, когда значимые для общества проблемы решаются без общественного обсуждения, в кабинетной тиши за спиной народов, интересы которых они обязаны отстаивать.
Резко критикуется и местная власть — причем за уступки Рамзану:
Уважаемый Аслан Китович! Наш народ доверил Вам нести адыгский (черкесский) флаг. Под этим знаменем наш народ прошел большие испытания. Его высоко несли до Вас, понесут и после. Если в Вас нет внутренних сил высоко нести адыгский (черкесский) флаг куда честнее сложить с себя полномочия президента республики, чем стать последним президентом Республики Адыгея.
Особое удивление и обеспокоенность вызывает поспешная и непродуманная поддержка этой инициативы президентом республики Адыгея А.К. Тхакушиновым. Хотелось бы в этой связи напомнить президенту республики Адыгея, что избранный народом республики парламент Адыгеи, выдвинув его кандидатуру на должность президента республики Адыгея, а позднее, утвердив его в этой должности от имени всего многонационального народа Адыгеи, оказал ему тем самым великую честь.
Вступая в должность президента Республики Адыгея А. К. Тхакушинов принес присягу, в тексте которой сказано «Торжественно клянусь многонациональному народу Адыгеи при исполнении обязанностей Президента Республики Адыгея строго следовать Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея, федеральным законам и законам Республики Адыгея, уважать и защищать права человека и гражданина, добросовестно осуществлять возложенные на меня народом обязанности».
Рамзан Ахматович Кадыров ВПЕРВЫЕ получил фронтальный отпор. Причем Причем сделано это было не Кремлем, не центральной властью, а независимым движением одного из кавказских народов.
Война объявлена?
Ход за Рамзаном и Кремлем.

Статья "Чеченцы" (пер. Б. Скилотти) представляет из себя перевод с немецкого языка статьи путешественника по Кавказу М. Вагнера. М. Вагнер был напуган рассказами о чеченцах, и эта боязнь чеченцев наложила свой неприятный отпечаток на его статью. Ему мерещилось во взгляде чеченцев "неверность и стремление к убийству", он "по приглашению чеченцев в аул бы не последовал". Несмотря на все это, "Чеченцы" представляют историю. Ценность, тем более, что литературы о Чечне до сих пор почти никакой не было. "Чеченцы", написанные почти 80 лет тому назад, интересны для современного читателя, хотя в статье и имеются некоторые неправильные положения и ошибочные выводы, совершенно очевидные для советского человека. И только потому, что интересно почитать статью о Чечне и чеченцах иностранца- современника кавказской войны, настоящая статья помещена в предлагаемом сборнике. "Чеченцы" помещены в немецком сборнике "Кавказ и земля казаков с 1843 по 1846 ", Лейпциг, 1848 г

Как черкесы составляют на Западном Кавказе главное ядро русских врагов, вокруг которых группируются разные роды других мелких народностей- абхазцев, абихов, чигетов, эльбрусских татар (карачаевцев) и кабардинцев, так среди горских народностей Восточного Кавказа чеченцы стоят во главе сопротивляющихся нашествию северных завоевателей. Название "чеченцы" относится, собственно, к одному небольшому роду этого народа, который, однако, так выделился своей храбростью и энергией, что русские этим именем обозначают все народности, говорящие на одном наречии, которых, включая кистинцев и ингушей, насчитывается до 150 тысяч душ. Черкесы, татары и лезгины называют этот народ "мизчеги" (с. 187). Чрезвычайно суровое наречие чеченцев не имеет ничего общего с языком черкесов, лезгин, татар или осетин, хотя отдельные слова из разных горских наречий перешли и в чеченский язык. Клапрот раскрывает этот язык вследствие его строения, как совершено самостоятельный, но говорит вместе с тем, что чеченцы взяли много слов у соседей своих - аварцев. Относительно происхождения чеченцев еще существует самая глубокая тьма. Их считают древнейшими обитателями кавказского полуострова, которые сохранили первобытные обычаи и воинственный дух древних, и еще теперь, как во времена Эсхила, они "дикие толпы, страшные в шуме своих бряцающих мечей". Немецкому ученому, который в своей книге "Россия и черкесы" очень мало ценил силу сопротивления горских народов русскому мечу и скипетру, чеченцы дали блестящее опровержение. Наш знаменитый и обладающий проницательным взглядом географ Риттер оказался более правым, говоря: "Войны Тимура, Петра Великого и Надир-Шаха против народов восточного Кавказа показали, что области Дагестана и Лезгистана принадлежат к мировым изолированным крепостям, которые дают возможность их обитателям и защитникам противостоять самым знаменитым завоевателям". Чеченцы населяют прекрасную горную страну между высокой Кавказской альпийской цепью и Тереком; на востоке их область ограничена Койсу, а на западе перевалом, идущим из Владикавказа в Закавказье. Эта горная площадь богата прекрасными лесами и лугами, но земледелие дает в высоко лежащих долинах Чечни лишь небольшие урожаи; но все-таки время созревания хлебов самое важное для горных жителей, которые тогда обыкновенно держатся спокойно, пока хлеб не будет убран в безопасное место. Когда поздней осенью снопы с полей исчезли и быстрые воды Терека и Сунжи пали, тогда в казачьей линии все знают, что воинственный крик чеченцев недолго заставит себя ждать. Все пункты, лежащие в долине Терека от Владикавказа до Внезапной, подвергаются нападениям чеченцев. Владикавказ, Грозная, Гизель- Аул и Темир-хан-Шура являются в настоящее время главными операционными пунктами русских против чеченцев. В этих крепостях можно ежедневно встретить большое количество этих стройных дикарей. Как и черкесы, они посещают русские крепости большей частью для провождения времени, и русские, ожидающие от этих оживленных сношений со своими врагами хорошие результаты, позволяют им беспрепятственно посещать свои укрепленные места. Во Владикавказе - большом и важном пункте на Тереке - я в первый раз увидел большое количество чеченцев и, т.к. я только приехал с Кубани, где видел черкесов, то естественно, я сравнивал внешнее впечатление и вид, которые оба эти народа призвели на меня. Они играют на Кавказе одинаковую роль, но по языку и происхождению отличаются и до недавнего времени не имели сношений между собой. "Чеченцы, - писал я в своем дневнике во Владикавказе, - мне нравятся менее черкесов, с которыми они имеют общую стройность, смелую выдержку и орлиный нос, но не общее выражение физиономии. В лицах черкесских узденей господствует свободное, открытое, любознательное и немного дикое выражение, их поведение настолько рыцарское, что к ним нельзя относиться без симпатии. В более темноокрашенном лице чеченца существует, вместе с выражением большой энергии, какая-то угрюмая, неприятная черта: я видел здесь людей, во взгляде которых блестели неверность и стремление к убийству, которые меня пугали. Гостеприимство черкесского узденя я бы доверчиво принял, по приглашению чеченца в аул я бы не последовал. Лицо чеченцев немного длиннее и худее, нежели лицо черкесов, и борода у них менее обильна, нежели у других восточных народностей, например, турок и арабов. Одежда, кажется, у большинства кавказских народностей одинакова: узкие коричневые штаны и коричневое пальто с кожаным поясом и с разноцветными, пришитыми с обеих сторон груди, кусками материи для хранения патронов. Голову украшает кавказский тюрбан - большая шапка с разноцветным верхом и широким околышем из взлохмаченной длиной овчины, которая, падая на лоб, еще более увеличивает дикий и суровый вид горных жителей. Все носят длинный кинжал на поясе и длинное ружье, крепко прилегающее к спине. Некоторые молодые люди более богато одеты: они носят пальто, вытканное серебром, и великолепные кинжалы и шашки с серебряными рукоятками. Смотр войскам, который производил во Владикавказе генерал Балдинин, чеченцы, кабардинцы и осетины смотрели с большим интересом, так же, как и я рассматривал художественные фигуры кавказцев". Я привел этот отрывок из моей записной книжки неизменным, но согласен, что слышанные мною раньше рассказы русских военных о поступках и чертах черкесов и чеченцев, может быть, не остались без влияния на эту сравнительную оценку двух народов. Отзывы русских более благоприятны для жителей Западного Кавказа, нежели для жителей восточной горной полосы. Верность данному слову у них встречается реже, суровость с военнопленными больше и, кроме того, они воодушевлены таким религиозным фанатизмом, которого черкес не знает. Последняя черта особенно отличает западного кавказца от восточного горца. Если черкесы в последнее время немного больше о Коране думают, то это больше для того, чтобы увеличить ненависть и нелюбовь к христианам-русским, нежели из внутренних духовных побуждений... ... В то время, как у черкесов врожденная любовь к свободе и самостоятельности и, вместе с тем, некоторая надежда на грабеж и добычу составляют основную причину их сопротивления России, у чеченцев ненависть к русскому господству мотивируется больше их пылким религиозным фанатизмом. Все выдающиеся предводители чеченцев от шейха Мансура, который знал наизусть 20.000 религиозных стихов, до теперешнего главаря чеченцев-Шамиля, играющего роль пророка, чувствовали необходимость обосновать свою светскую власть на религиозном фанатизме, так же, как это делал марабут Абд- Эль-Кадер в Алжире. Этот религиозный фанатизм на Восточном Кавказе облегчает объединение различных по языку народностей под одним руководством и затрудняет ведение войны многочисленным русским войскам, войны, которая, благодаря геройской храбрости жителей и естественным условиям страны - "Мировая крепость народностей", еще нескоро закончится. Во время моего пребывания на берегах Терека и в высоких горах Кавказа я получил много интересных сведений о жизни и обычаях чеченцев. Особенно меня привлекали простые рассказы одного польского солдата, который больше года пробыл в плену среди чеченцев и почти в непосредственной близости от Шамиля, которому он служил рабом. Он не смог вынести жизнь в горах - суровый климат, плохое питание, - и воспользовался удобным случаем, чтобы бежать под знамена двуглавого орла, как ни мало симпатии, как поляк, он к ним ни чувствовал. Хотя он, по его уверениям, был взят в плен во время экспедиции генерала Граббе, но он рисковал получить наказание в 3.000 розог, - обыкновенное наказание для всех русских дезертиров на Кавказе - наказание равносильное мученической смерти, если кому-нибудь из более человечных офицеров не удавалось как-нибудь смягчить наказание. Только с большим трудом удалось бедному поляку избежать ужасной смерти, которая, по словам русских же офицеров, часто постигала невинных. По рассказам этого поляка и других спасшихся и обмененных пленных, описания жилья, обычаев и занятий черкесов, данные мною выше, можно почти полностью отнести к чеченцам. Но это совпадение не дает еще права заключить о родовом родстве, потому что образ жизни и занятий первобытных народов зависит от природы и климата их страны, а эти совпадают в этих двух странах вполне. Положение женщины у чеченцев и черкесов почти одинаково, но у первых продажи женщин в чужие страны не существует. Достойные доверия лица мне передавали, что чеченские женщины относятся благосклонно к иностранцу и они выказывают к пленным много жалости, насколько это позволяет ревность и недоверчивость их мужей. Не один русский пленный бежал из плена благодаря чеченкам, и вместе со своими освободительницами они приходили в русский лагерь. После всего узнанного мною о кавказской женщине, я могу сказать, что в них, помимо воинственного духа амазонки живет искра нежности и женственности. Возвращающихся победителей женщины и девушки встречают радостными выкликами и объятиями, о раненых заботятся с бескорыстной преданностью, и даже бедный военнопленный, благодаря добросердечному отношению со стороны женщины, находит утешение в своей несчастной судьбе. Поэт Пушкин в своем "Кавказском пленнике" верно схватил этот характер чеченской девушки, которая как голос "доброго гения" звучит над потоком и предупреждает казачьих девушек. Очень трудно для путешественника, даже если он собрал много фактов и выслушал много мнений, высказаться о судьбе народа, если он не изучит его при многолетнем пребывании среди него. Русские военные также не способны к верному суждению, потому что их наблюдения не обновляются постоянными новыми наблюдениями, а их ненависть к народу, защищающему так беззаветно и отчаянно свою свободу, - общеизвестна. С другой стороны, иностранцы, охваченные ненавистью к России и восхищением всей Европы перед храбростью и воинственностью русских врагов на Кавказе, еще менее способны к верному суждению... Чеченцы храбрый варварский народ, но заслуживают еще меньше, чем черкесы, того преувеличенного восхищения, с которым к ним относятся в некоторых странах Европы. Фанатизм, неверность, суровость не есть черты культурного народа. Другой вопрос: неужели восхищение лично народом - это симпатии к его делу? Можно решительно отвергнуть дикость какого-нибудь народа, но все-таки нужно спросить: "Но какое право имеют другие огнем и мечом этот свободный народ себе подчинять?" Кто знает судьбу армян в Турции или духоборов в России, тому не нужно других мотивов, чтобы объяснить заявление шейха Мансура англичанину Беллю: "Если Англия и Турция нас оставят, если все другие средства сопротивления будут истощены, тогда мы дома наши и имущество сожжем, наших жен и детей удушим и, отступая на наши скалы, умрем до последнего человека" (с. 193)

(В кн.: «О ТЕХ, КОГО НАЗЫВАЛИ АБРЕКАМИ». Сборник рассказов, повестей, легенд, сказок, стихотворений и социально-экономических очерков о Чечне и чеченцах. Грозный, 1927)


«Мне, русской, начхать на вашу историю»

Сплетения «кавказского узла» третьей части цикла: 1. Грузия и горцы Кавказа: преданная любовь. 2. «Русский взгляд: Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией » ; 3.»Евреи здесь не живут? Непорядок, значит, скоро будут жить! Черкесы, русские и избранный народ»; 4. «Абхазы и чеченцы против русских? Абхазо-чечено-черкесо-русский клубок»;

Грузия и горцы Кавказа: преданная любовь.

Черкес:
Аджарии независимость! Армянскую автономию в Грузии! Менглелы не грузины. Независимую Менгрелию!

Черкес - Грузину:
То, что я сейчас напишу, читай очень внимательно! Когда восстановим Черкессию, мы вас уродов обязательно сотрём с лица земли. Ни одной мрази грузинской не оставим и нам без разницы, с кем вы будете и в состав какого военного блока. Вы мрази и есть причина русско-черкесской войны, и мы этого не забыли и никогда не забудем.

Черкес для Черкеса:
Мы это никогда не забудем. Но коллективной ответственности не бывает. Как в Библии сказано, кто старое вспомнит тому глаз вон. А кто забудет тому два.

Черкес для Черкеса и Грузина:
Тыл всегда должен быть защищённым и потому в первую очередь мы позаботимся о безопасности своего тыла а это значит что вас грузинских шалав за нашими спинами не должно быть.... Мы вас вырезать и убивать не будем, мы вас обратно в Персию отгоним как баранов и пусть ваши братья персы с вами разбираются

Черкес:
Грузинская армия сдалась в ЮО на 3-й день. Интересно сколько героических художественных фильмов снимут грузины по этой теме. Фильмы они умеют снимать это факт.

Мегрел - Черкесам:
Чтобы воровать, надо мозги и талант иметь, а вы только сухой кусок сулугуна занюхивать умеете, около дуба, бездари. во что превратили цветущий край. Бездельники, наркуши. представляю как русских тошнит от ваших рож, ничего, недолго осталось ждать и вас они порешат как ваших братков бульдыгов, правильно и сделают, флаг им в руки.

Черкес:
Сулугуни это бледная тень черкесского сыра.

Черкес для Грузина:
Абхазский и Осетинский проекты состоялись очередь за Мингрельским и Аджарским. Так что встретимся в Зугдиди и Батуми. Тем более в Батуми я 2 года прожил. Люди там хорошие, ненавидели вас, тбилисских. Мы им поможем.

Черкес - для Черкеса:
Грузия серьезно больна нацизмом весь XX в, просто максимум его внешних проявлений пришлись на 1990-2000-е гг. Ты им ничего не докажешь, ничего не объяснишь. По истории - у них до сих пор официально не разоблачена концепция Ингороквы. (Павле Ингороква (1893-1983) - выдающийся грузинский литературовед, историк и этнограф, внес огромный вклад в формирование современной грузинской государственности. Именно он сформулировал господствующую в грузинской мысли теорию грузинской нации и концепцию исторических границ Грузии. Признан в Грузии как один из лучших специалистов по классической грузинской литературе (в частности, расшифровал значение древне-грузинских певческих знаков) и истории грузинского средневековья. По некоторым сведениям - абазин по национальности. Входил в состав «Комиссии по установлению границ между Грузией и Абхазией» (в ее состав вошли К. Церетели, Д. Ониашвили, П. Ингороква и генерал Одишелидзе), созданной в июне 1918 г. в рамках « Договора между правительством Грузинской Демократической Республики и Абхазским Народным Советом». Сформулировал концепцию, согласно которой абхазы происходят от одного из грузинских племен, абхазы мигрировали на территорию Абхазии только в XVII веке, «спустившись с гор Северного Кавказа», а Абхазия - это исконно грузинская земля. Впервые его концепция была оглашена22 июня 1917 г. в докладе Павле Ингороква «О территории Грузии» на учредительном съезде Национально-демократической партии Грузии. На основании доклада Съезд постановил, что «территорию Грузии составляют провинции Картли, Кахети, Самцхе-Саатабаго, Имерети, Гурия, Менгрелия, Сванетия и Абхазия, составляющие объединенную многовековыми государственными, культурными и экономическими отношениями единицу». Эта формула являлась и является определяющей для руководства Грузии во все периоды ее государственности: при меньшевистском правительстве, в Советский период и после восстановления независимости. В законченном виде в приложении к Абхазии изложена в напечатанном в 1954-м г. на грузинском языке фундаментальном исследовании «Гиорги Мерчуле» (издание книги не разрешалось долгие годы). Выход книги вызвал в Абхазии массовые выступления протеста. С конца 1988 г. лидеры тогдашней грузинской оппозиции З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе на митингах и в периодической печати активно пропагандировали эту теорию, сделав ее обоснованием идеи «Грузия для грузин», с обретением независимости концепции Ингороквы стали идеологическим обоснованием вооруженных действий правительств Грузии против Абхазии. Идеи П. Ингороквы ныне широко распространены среди грузинской интеллигенции, ученых-историков и всего населения Грузии, их, так или иначе, разделяют сегодня почти все ведущие медиевисты Грузии. Похоронен в пантеоне выдающихся общественных деятелей в Дидубе, в Тбилиси. - Авраам Шмулевич). Нормальные грузины (а таких не мало, Слава Богу) конечно, признают, что так, как «школа Ингороквы», никто грузинскую историческую школу не скомпрометировал, но это практически официальная грузинская доктрина и 99% грузин будут с пеной у рта нести бред про «абхазов не абхазов» - не могут простить абхазам Абхазское царство и основание Кутатиса (Кутаиси). Когда грузины перестанут домогаться абхазов - тогда черкесы им будут лучшие братья, как и было не раз в истории. Но абхазов мы не сдадим никогда , как не сдали тогда, когда Россия вам, грузинам, летом и осенью 1992 г помогала по полной программе (о чем грузины предпочитают не вспоминать). У абхазов из родни есть только черкесы, а у черкесов только абхазы. Поэтому ради аутсайдеров типа грузин , даже когда-то любимых , мы кровную родню не предадим никогда.

Черкес для Грузина:
Зачем нам Тбилиси? Задай себе вопрос. Зачем? Если бы вы не начали войну в 1992, Кавказ был бы другим. Вы ответственны за все. Вы разрушили Кавказское единство и ввергли регион в геополитические игры. Здесь уже кто с кем. От ситуации зависит.

Горец для Черкеса:
Абсолютно точно - все народы Кавказа смотрели в 1980-е гг на Тбилиси как на символ Кавказской Мечты. А на рубеже 1980/90-х гг грузины своими руками уничтожили Кавказскую Мечту, сделав ставку на Грузинский нацизм. Теперь обратной дороги нет.

Черкес - Грузину:
На самом деле сегодня, когда два больных зуба у Грузии вырвали, дела должны пойти к лучшему. Все авантюры вылетят из головы. Российские пограничники обеспечат это безусловно. И власть в Тбилиси со скрипом, но займется проблемами страны. Главное, не упустить время. Пока еще есть интерес великих держав. Но я не уверен в адекватности власти в Тбилиси. Хотя в России все отмечают успешную борьбу с коррупцией. Думаю, если об этом говорят в России, видимо успехи впечатляющие.

Черкес:
Пусть Грузия осудит геноцид черкесов. Если Грузия признает независимость Абхазии и осудит геноцид и депортацию черкесов она откроит новую страницу во взаимоотношениях абхазо-черкесского и грузинского народов. Но, боюсь, нынешние грузинские власти не доросли до уровня Ильи Чавчавадзе осудившего геноцид и депортацию еще в 19 веке.

Грузин - Черкесу:
Абхазию не признает. Геноцид - обязательно и, наверное, в скором будущем.

Черкес - Мегрелу:
Если Грузия признает независимость Абхазии и осудит геноцид черкесов и вайнахов, на Кавказе произойдут глобальные перемены. Это откроет путь к подлинному примирению и решению всех проблем.

Мегрел:
Абрек, ты вообще историю Абхазии знаешь? Эгрисские земли это где? до Сухуми это апсуйцы, далее что не ваше видно и сейчас. поезжай и посмотри сам. только знай, пока твои продажные соплеменники у власти, а других они с русскими будут истреблять (как это делалось в войну 93-го), все пустая болтовня. А могли бы свою часть Абхазии заселить черкесами и мы признали бы. Что и предлагала Грузия все последнее время.

Абхаз - Мегрельцу:
Слущай дарагой, Грузия так долго пользовалась не принадлежащими ей землями от Сухуми до Псоу, так можно мы теперь попользуемся немношка эгрисскими землями, ну немножко, чут-чут, лет 200-300, а потом обратно отдадим.

Русский взгляд: Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией.

Русский:
Поговорим о черкесах. Вы огреблись по полной в Кавказскую войну, еще хотите? Тогда вас мало рассеяли, вы опять мутите? Так вот, бараны, мы всегда били всех, кто на русских нападал, побьем и в этот раз. Не проблема.

Русский:
Да скорей бы уже этот Кавказ потерять! Со всеми кавказцами! Сколько можно платить русской кровью и русскими деньгами...

Русский:
Да задолбал ты, Шмулевич, завтраками кормить. Когда же, наконец, КОГДА Россия потеряет Кавказ? Форсируйте события. Зае»али горногоблины со своими комплексами. Пшли нах из России!

Русский:
Разве это потеря?

Русский - Русскому:

«Разве это потеря?» Извините, если иметь в виду Сочи и Красную Поляну, то да.

Русский:
Эх, дал бы Бог, Россия взяла бы и потеряла Кавказ на самом деле.

Русский:
Как вы уже все надоели со своим геноцидом, русские были сильнее и умнее поэтому и завоевали от Балтики до Тихого океана, так же вели себя и англичане, испанцы - поэтому и создали великую белую цивилизацию - плодами которой сейчас все пользуются. Рано или поздно вы получите свою свободу как весь Кавказ - дальше что вы же не на что не способны, будете ходить с протянутой рукой по всему миру как бывшие республики СССР, и кроме как мытье туалетов больше ничего не умеете.

Русский - Чеченцу:

Если потребуется, и в Грозный приеду снова - это один из городов Федерации, рядовой городишко, основанный русскими. А еще лучше, если мы туда придем вновь с «миротворческой миссией») Блин, ну хоть бы Рамзан скорее мятеж начал! Надеюсь, впрочем (надежда умирает последней), что до мятежа дело не доведут и «бравых ичкерийцев» подрежут заранее. Почему надеюсь - ведут слишком нагло себя даже по отношению к «элите», а этого Кремль не прощает. За себя то они побеспокоятся всегда) Поэтому гонки в центре Москвы со стрельбой или зарубежный расстрел противников Кадырова могут быть восприняты как посягательство на святое))) Перебор. Пронина разве из-за Евсюкова сняли? Скорее повод, а причина - именно безнаказанность вайнахского автопробега в центре столицы, когда участников, попрессовав, отпустили. Теперь начнут ограничивать. Главное - чтобы жестко, иначе не понимают.

Русская:
Читала я эти ваши мужские споры, и так смешно стало. Я понимаю, что русские тут просто стебутся и прикалываются. Понимаете, вы, адыги, чеченцы, черкесы и прочие - малые народы. Мне, русской, начхать на вашу историю, на ваши потери, на якобы геноцид, потому что мы победили. И если надо, опять победим и устроим еще один геноцид. Вашим народам просто не повезло оказаться в соседстве с Россией . Пока Россия стоит вам ничего не светит. А Россия вечна, непоколебима, незыблема. Сильна ли Русь? Война, и мор, И бунт, и внешних бурь напор Ее, беснуясь, потрясали - Смотрите ж: все стоит она! А вкруг ее волненья пали - И Польши участь решена...

Интернационалист до 1991 г.:
Потомки разбойников и работорговцев хотят снова разбойничать и торговать рабами! Если Россия пойдёт на уступки, то потеряет не только Кавказ, но и сама потеряется. Поэтому никаких уступок. Ни шагу назад!

21 мая 1864 г. - это тоже наш День Победы. Отметим его, как подобает: помянём тех русских героев, которые отвоевали для России эти благодатные места, очистив их от дикарей. Слава России!

Русский:
Поговорим о недоумках-черкесах. Вы огреблись по полной в Кавказскую войну, еще хотите? Тогда вас мало рассеяли, вы опять мутите? Так вот, бараны, мы всегда били всех, кто на русских нападал, побьем и в этот раз. Не проблема. Хотите, чтобы и последние ошметки ваши исчезли? Тогда мутите под предводительством «добрых» евреев, они вас заведут куда надо. Это такие братцы. Вы, черкесы, живете, как хотите, никто не щимит вас, вы рубите лес, сколько вам влезет, продаете, обогащаетесь, никто вас ничего не говорит, но эта лавочка может легко быть прикрыта. Как только немного наши хлопцы врубятся, что этот лес и они могут так же продавать себе в прибыток. Да и луга ништяк, скот там хорошо пасти. Хотите всего этого халявного преимущества лишиться - тогда побольше пойте под еврейскую дудочку.

«Евреи здесь не живут? Непорядок, значит, скоро будут жить!»

Черкесы, русские и избранный народ.

Антисемитизм в русском интернет-пространстве зашкаливает. Авторы-русские интернет-форумов умудряются связать с евреями, конечно в отрицательном контексте, любую обсуждаемую тему: от полетов на Луну до ловли пескарей в реках Грузии. Ситуация в кавказском интернет-пространстве, в том числе и в «адыгнете», несколько иная. Накал страха иудейска среди народов Кавказа сильно отличается от русских (включая русские кавказские субэтносы - терских и кубанских казаков). Антисемитизм существенно заметен лишь у чеченцев. Среди черкесов антиизраильские и вообще антисемитские позиции занимают исламисты. Но антисемитизм, ненависть к Израилю становится общим, объединяющим дискурсом среди мирового исламизма, как бы отличительным признаком «вахаба».

Черкес:
Русский, в черкесском вопросе нет еврейского заговора и давайте прекращать постоянно везде виновными выставлять евреев. Ты считаешь, что евреи искусственно пытаются объединить адыгейцев черкесов и кабардинцев в нацию адыги? Если ты так считаешь, то ты ничего не соображаешь в черкесском вопросе... Между прочем своими публикациями Авраам Шмулевич вам русским даёт ценный совет не пытаться спрятать проблему, а решить побыстрей пока вы русские полностью и окончательно не потеряли весь Кавказ.

Черкес:
А можно огласить весь список кабмина в изгнании? А то не понятно кто есть кто. Я уверен что половина из них это родня шмуля!

Черкес - Черкесу:
Ты че антисемит что-ли? Это редкий зверь среди черкесов, не «вымирающий», а даже не «родившийся»)))))))) Я за всю жизнь третьего только встречаю - тебя))))))))

Черкес:
Правда мы здесь думаем что целесообразней будет возвратить Крым Одесу Херсон Поволжье и Астрахань с прилигающими территориями Еврейскому народу. Нам гораздо желаней иметь соседями евреский народ чем вас оккупантов и тем более ненадо будет от кого то огорожатся калючей проволкой и китайскими стенами

Мы уже жили по соседству с Хазарами и наши предки расказывают что это были спокойные и очень мирные времена и наши народы процветали:)

Казак из Сочи:
Всегда плохо пахнет, когда проблемную ситуацию между двумя народами пытается разруливать представитель третьего народа. Какое отношение жид Шмулевич имеет к русско-черкесским отношениям?

Черкес:
Мы, черкессы диаспоры, считаем что евреям на Ближнем Востоке не будет спокойствия, потому целесообразней им переселится с Израиля в Крым и образовать на этих территориях, которых я привёл, землю обетованную. Тем более что их в Одессе и Херсоне и в окрестностях живёт несколько миллионов. Если тебе известно то когда задумывали образовать Израиль, то рассматривали два варианта и одним из них был Крым и как я слышал Американцы уже проплачивали Совку большие деньги за Крымский полуостров но евреи выбрали Ближний Восток.

Русский - Черкесу:
Не живут в Одессе и Херсоне миллионы евреев, не пизди... Посмотри данные последней всеукраинской переписи, сколько на Хохляндии всего жидочков. Так что все еврейцы идут в Эфиопию, а лучше на Марс!

Черкес:
Не живут говоришь евреи миллионами в Одесе и Херсоне? Непорядок, значит, скоро будут жить!

Абхазы против Русских? Абхазо-чечено-черкесо-русский клубок.

Абхаз: Грузины, такие же, как русаки, на наши земли зарятся .

Абхаз - для Чеченца:
Ты меня войной не удивишь, мы тоже 15 лет воюем, и конца не видно, от кикелов еле отмахались, щас русаки на голову садятся. Во-вторых, ты нормально, без русских матов говорить не можешь, что ли? И что за чушь ты несешь про восточных кавказцев, которые воинственнее западных, вас просто в пять раз больше. Сравни: абхазов сто тысяч, а чеченцев сам знаешь сколько. Так что придет время, и мы все увидим, кто че стоит. Насчет не помогли чеченцам в войну: знаешь, абхазы до сих пор по этому поводу комплексуют. Но у нас свои причины были, мы сами воевали, и нас очень мало, все на счету. Будущее у нас будет, если мы будем действовать согласованно.

Чеченец - для Абхаза:
Ваша так называемая война была просто бандитской перестрелкой по сравнению с нашей, ето во 1х, во 2х нас тоже всего 1млн против всей рашки, 143млн, к тому же оружия у русаков помощнее чем у грузинов, на нас испробовали все оружие кроме ядерного. Ну а против вайнахов тут печатают ваши адыги, обвиняя нас в нелояльности к русакам, вот какие видите ли вайнахи, толко последнее чмо могло такое написать, с какого перепоя мы должны быть лояльны к русакам? или вы? за геноциды? или за неповторение етих геноцидов? Только у последнего ган..на будут такие мысли в голове, ну а воинственными западно-кавказцев не назовешь никак, единственно вы посмели выебнутся на грузин заранее спрятавшись за русаков, я не считаю ето воинственностью, когда вижу так называемого президента Абхазии и Кокойты, то невольно вспоминаю шакала из Маугли, который тоже на север уходил с Шерханом

Абхаз - Чеченцу:
Про президентов я на вашем месте с вашим Кадыровым молчал бы. А я могу сказать, и ты своими сообщениями подтвердишь, что основная масса восточных кавказцев непроходима тупа.

Абхаз - Абхазу:
Почему я должен все русакам простить и любить их. Нет, я их ненавижу так же как, кикелов, и желаю им всего плохого.

Абхаз - Русскому:
Вы все мясо пушечное и никто больше. Тут мне один парень со смехом рассказывал, как недавно сбил русских солдат, два трупа, двое калеки без ног. Так вот его наши менты приняли и сразу отпустили что за скот людей сажать. а солдаты эти раненые валялись в больнице безхозные для части своей они уже списанный материал. Держи! www.rg.ru/2009/04/29/reg-jugrossii/mirot vorcy-anons.html Вот скот. там еще сгладили не написано что пацана отпустили а че эму за скот сидеть.

Авраам Шмулевич - Очень характерна реакция русских, которые вдруг стали всячески пытаться выгородить абхазов. Еще интересная черточка: для абхаза естественно, что сельский парень ездит на своём мерсе, хоть мерс этот и «не ахти».

С моей же еврейской точки зрения наибольшего внимания и возмущения заслуживает то, что родственники убийцы «договорились» с командиром русских солдат, и тот не только не стал преследовать убийцу, но и просто бросил своих искалеченных солдат на произвол судьбы. У русских-националистов же этот факт не вызвал вообще никакой реакции, и не помешал им предаваться мечтаниям про «нормального командира», который должен «найти и похоронить».

Русский:
Все верно: Совок везде Совок, а номенклатура в Совке - везде номенклатура. В Абхазии просто у местных есть роды, да еще это воевавшие, вооруженные люди-победители - с такими лучше не беспредельничать властям открыто, и это единственный ограничитель, которого в других регионах Совка в основном нет.

Русский - Абахзу:
Вопрос не национальный, а социальный. Такого дерьма на «Мерсах» хватает по всей стране... «реальные пацаны», хозяева жизни. Таких бесполезно учить. Если в части был командир нормальный, единственный выход - самим найти и похоронить.

Абхаз - Русскому:
Как раз национальный. Если бы он абхазов сбил, ему был пиздец в прямом смысле. А так его привезли в отдел, приехали его родственники, договорились с командирами солдат . И пацана отпустили. А мерс у него тоже не ахти, и парень он сельский . Просто, когда вы сами к себе как к скоту относитесь все вокруг также и к вам относятся .