Дискуссионные методы. Дискуссия как метод активного обучения. Дискуссия как один из методов активного обучения

Критика кейнсианства

В послевоенные годы кейнсианство претерпело значительные изменения. Обновленная теория должна была решить два вопроса, на которые классическая школа кейнсианства не отвечала. Необходимо было создать теорию экономического роста и циклического развития.

Основная модель Дж.М. Кейнса была статической; он рассматривал экономику в краткосрочном периоде, параметры производства в этом периоде не менялись. Такая теория решала задачи 30-х кризисных годов XX в., тогда задачи долгосрочного роста не стояли на первом месте. После второй мировой войны ситуация изменилась: экономика была подстегнута военными расходами и показывала невиданные темпы развития; нужно было иметь долгосрочный рост в связи с соревнованием с социалистическими странами.

Критика кейнсианства с позиций неоклассической теории

Мировой экономический кризис 30-х гг. XX в. нанес тяжелый удар по центральной концепции неоклассиков о стихийном рыночном регулировании капиталистической экономики, отвергающей государственное вмешательство. В новых условиях существования крупных монопольных гигантов свободное предпринимательство приводит рыночную экономику к краху. Тем не менее, после второй мировой войны неоклассическая школа начинает возрождаться. Представители неоклассиков указывают на противоречия регулирования экономики по кейнсианским рецептам, настаивают на том, что социалистическая экономика менее эффективна рыночной, хотя последний неидеален, но его лучше регулировать с помощью политического, а не экономического вмешательства.

Наиболее видные теоретики неоклассического направления были представителями новой австрийской школы: Л.Ч. Роббинсона , Д.Э. Мид, Р. Солоу.

В первые два десятилетия после второй мировой войны неоклассики вырабатывают концепцию теории роста, которая критически оценивала неокейнсианскую теорию роста, которая, прежде всего, предусматривала государственное вмешательство с целью решения проблем расширенного воспроизводства.

Методологически неоклассики использовали обновленные постулаты классической теории.

На рубеже 50-60-х гг. XX в. появляются концепции экономического роста. Один из виднейших классиков Р. Солоу показывает связь роста экономики и технического прогресса. Ни Дж. Мид, ни Р. Солоу не связывают экономический рост и экономическую политику государства, подчеркивая важность предпринимательства.

В 1970-е годы в виду экономического кризиса неоклассики триумфально возвращаются в качестве основного течения экономической мысли, вытесняя кейнсианцев. В 1970-е и 1980-е проводятся жесткие реформы, направленные на уменьшение роли государства в экономике, в ряде стран проводится полномасштабная приватизация. Неоклассики выдвигают идею о том, что главным способом регулирования экономики может быть только монетарная политика или политика регулирования денежной массы. Тем не менее, после кризиса 2001 года в США и Великой рецессии 2008 г. кейнсианское течение в экономике опять возвращается в качестве мейнстрим. Однако, за 30 с лишним лет концепции неоклассиков и кейнсианцев сближаются, устраняются «слабые места», различия между двумя концепциями, которые были разительными в начале XX в., начале XXI в. стираются.

Критика кейнсианства с позиций австрийской школы

Австрийская школа в экономике в 1940-60-е годы публикует значительную часть трудов, иногда течение экономической мысли в этот период в Австрии называют «новоавстрийской школой». Представителями австрийской школы Л.Мизесом и Ф.Хайеком последовательно критикуются любые вмешательства в свободу экономических решений, включая социализм или государственное регулирование по кейнсианским рецептам. Представители австрийской школы полагали, что выбор отдельных индивидуумов нельзя предсказать, запланировать, спрогнозировать. На выбор влияет слишком много индивидуальных факторов. Именно поэтому нет возможности предсказать или прогнозировать экономику. Любое вмешательство государства в рыночные механизмы приводит только к ухудшению. На основе этого, концепция Дж.М. Кейнса, предполагавшая прогноз на основе изучения макроэкономических показателей, в австрийской школе считались неприемлемой.

Ф. Хайек выдвинул аргументы против центральных идей кейнсианства:

1) концепция совокупного спроса Дж.М. Кейнса не имеет ничего общего с реальностью с точки зрения Ф.Хайека в связи с тем, что в модели Кейса не учитываются структура спроса и структура предложения. При большой разнице структур спроса и предложения товары не будут распроданы, даже если величины совокупного спроса и предложения совпадут;

2) Ф.Хайек полагал, что причиной безработицы является не недостаточный уровень эффективного спроса, а высокий уровень заработной платы, который добиваются профсоюзы, что сокращает прибыли предпринимателей и уменьшает спрос на труд. Нельзя считать правительство ответственным за безработицу;

3) Ф.Хайек считал неверной концепцию регулирования валюты, которая предполагала, что умеренная инфляция приводит к снижению безработицы. Хайек полагал, что инфляция не уменьшит безработицу, а лишь создаст её новый виток. Инфляция неравномерна по отраслям и искусственное создание инфляции приведет к тому, что неэффективные отрасли экономики будут поддержаны, что потребует новых денежно-кредитных инъекций. При этом проиграют более эффективные предприниматели.

Тем не менее, несмотря на острую критику, идеи свободного рынка, свободы предпринимательства, безусловно, лежали в фундаменте кейнсианских теорий.

Критика кейнсианства с позиций марксизма

Марксизм и кейнсианство имеют системное и идеологическое противоречие, что отразилось на восприятии кейнсианства марксистами.

В Советском Союзе игнорировали «Общую теорию занятости, процента и денег». Впервые рассказ о теории Кейнса и её критику в научных рамках опубликовал советский экономист И. Г. Блюмин. Он отметил, что одна из ключевых проблем, находящихся в фокусе внимания кейнсианства - массовая безработица, - не имела, по мнению советских экономистов, никакого значения для централизованно планируемой экономики. После начала «холодной войны» в 1952 году И. Г. Блюмин уже называет Кейнса бессовестным интриганом, злейшим врагом рабочего класса и трудящихся масс, «приспешником современного империализма».

Кейнсианство отрицало единственность планово-административного управления и регулирования экономики, принятого в коммунистических странах. Как альтернативу, Дж. М.Кейнс предложил систему макроэкономического регулирования. Реализация концепций Кейнса после Второй мировой войны привела к экономическому «золотому веку» в экономике Западных стран. Также кейнсианство ставило под вопрос основной догмат марксисткой идеологии, который постулировал неизбежность краха капитализма. Кейнсом предлагались инструменты преодоления кризисов капитализма в рамках рыночной идеологии.

Неокейнсианство

Неокейнсианство - школа макроэкономической мысли, сложившаяся в послевоенный период на основе трудов Джона Кейнса. Группа экономистов (особенно большой вклад внесли Франко Модильяни, Джон Хикс и Пол Самуэльсон ) сделала попытку интерпретировать и формализовать учение Кейнса и синтезировать его с неоклассическими моделями экономики. Их работа стала известна как «неоклассический синтез», на её основе были созданы модели, которые сформировали центральные идеи неокейнсианства. Расцвет неокейнсианства пришёлся на 1950-е, 60-е и 70-е годы.

В 1970-е годы ряд событий сотрясли неокейнсианскую теорию. Наступление стагфляции и работы монетаристов, таких как Милтон Фридман, посеяли сомнения в неокейнсианской теории. В результате появился целый ряд новых идей, которые привнесли новые инструменты в кейнсианский анализ и позволили объяснить экономические события 1970-х годов.

Новое кейнсианство позволило создать "новый неоклассический синтез", который в настоящее время стал основным течением макроэкономической теории. После появления новой кейнсианской школы, неокейнсианство стали иногда называть старым кейнсианством.

В 40-е годы, когда государства с рыночной экономикой быстро развивались, проблема экономического равновесия приобрела новое содержание. Необходимо было выяснить условия, при которых в долгосрочном периоде можно поддерживать высокие и стабильные темпы экономического роста, обеспечивать полную загрузку производственных мощностей и полную занятость. Это обусловило эволюцию кейнсианства, и в конце 40-х, начале 50-х годов появились работы экономистов (Е.Домар, Д.Харрод, У.Фелиер, Д.Хамберг, Н.Калдор, А.Хансен, Дж.Робинсон и др.), в которых они выступили с неокейнсианской теорией экономического роста.

В методологии неокейнсианцы, продолжая традиции Кейнса, используют макроэкономический и количественный подходы, анализ агрегативных показателей, психологический метод, признают изменение количественных пропорций в распределении национального дохода. В дополнение к мультипликатору инвестиций неокейнсианцы вводят акселератор - показатель, обозначающий зависимость изменения инвестиций от изменения величины национального дохода.

Особенностями методологии неокейнсианцев является следующее:

Теория неокейнсианства рассчитана на модель расширенного воспроизводства, в которой они не абстрагируются от изменений, происходящих в производительных силах. Они включают в «переменные величины» технику, численность рабочей силы, выработку продукции на душу населения, в зависимости от которых пытаются определить изменение размера накопления капитала;

В теории разработаны специфические формулы экономической динамики, модели экономического роста, построенные на основе количественных взаимосвязей процесса воспроизводства, которые являются уравнениями накопления капитала. Исходя из этого, неокейнсианцы ставят задачу определить тип экономического роста, темп роста, необходимый для использования все возрастающего объема производственных мощностей, обеспечения полной занятости рабочей силы в длительной перспективе, выработать рекомендации для обеспечения стабильного роста;

В теории метод перманентного (неизменяемого) регулирования частных и государственных инвестиций заменен на метод маневрирования государственных расходов в зависимости от экономической конъюнктуры. Это позволило неокейнсианцам выступить за систематическое и прямое воздействие государства на экономические процессы, за переход от теории «полной занятости», ориентированной на антициклическое регулирование, к теории экономического роста, целью которой является определение путей обеспечения устойчивых темпов экономического развития.

В рамках неокейнсианства разработано несколько теорий. Среди них: теория «экономической динамики» и теория экономического роста.

Теория «экономической динамики» включает несколько концепций :

а) Концепция кумулятивного спроса (инвестиционная теория), которая трактует механизм расширенного воспроизводства как технико-экономический процесс. В ней взаимосвязь между накоплением и потреблением рассматривается через систему «мультипликатор» - «акселератор». Мультипликатор выводит экономику из застоя, и на фазах оживления, подъема подключается действие акселератора, который ускоряет дальнейший прирост инвестиций.

б) Концепция сбережений. В теории экономической динамики, рассматривающей проблемы условий и предпосылок расширенного воспроизводства, особое внимание уделяется проблемам накопления денежного капитала и капиталовложениям. Процесс накопления капитала рассматривается как совокупный результат актов индивидуального сбережения, которые подразделяются на две части. Сбережения, требующиеся для удовлетворения потребностей человека на протяжении всей жизни, которые определяются ожиданием роста дохода, ростом потребностей и неспособностью зарабатывать в последней фазе жизни; и предназначенные для передачи по наследству.

в) Концепция уравнения экономической динамики. Это формулы расширенного воспроизводства, уравнения накопления капитала, отражающие движение только накопляемой части прироста продукции.

Теорию «экономического роста» образуют модели Р.Харрода и Е.Домара, в основе которой лежат принципы, сформулированные данными учеными почти одновременно. Отличительные признаки моделей состоят в том, что в основе модели Харрода лежит идея о равенстве инвестиций и сбережений, а в модели Домара - равенство денежного дохода (спроса) и производственных мощностей (предложения).

Модель экономического роста строится на следующих положениях:

Рост национального дохода определяется только одним фактором - нормой накопления капитала, а остальные факторы - увеличением занятости;

Капиталоемкость не зависит от соотношения «цен» производственных факторов (прибыли и заработной платы), а определяется техническими условиями производства, имеющими тенденцию сохранить ее неизменной.

В модели экономического роста анализируется длительный период устойчивого экономического роста (динамическое равновесие) и теоретически обосновываются устойчивые темпы роста рыночной экономики, в отличие от Кейнса, который исследовал момент нарушения равновесия в экономике и его восстановление.

По мнению Харрода, факторами, обеспечивающими устойчивый темп роста производства, являются: прирост населения, производительность труда, размеры накопления капитала. В конечном итоге темп экономического роста зависит от доли накопления в национальном доходе и капиталоемкости продукции.

В динамической теории Э.Хансеном разрабатывались вопросы циклического развития рыночной экономики от подъемов к спадам. Основной его рекомендацией является расширение спроса за счет государственного бюджета, однако это усугубляет инфляцию и мешает решить противоречие между производством и потреблением.

Таким образом, роль неокейнсианства состоит в том, что его представители:

Продолжили разработку и развитие кейнсианской теории с точки зрения «экономической динамики» и рассмотрели вопросы «сбережения» и реального накопления капитала;

Разработали теорию кумулятивного процесса, основанного на соединении концепции мультипликатора и акселератора, что позволило объяснить количественную взаимосвязь роста инвестиций и национального дохода, определить факторы, порождающие высокие темпы расширенного воспроизводства;

Создали теорию экономического роста, которая явилась полезным инструментом анализа общих связей между производством, потреблением и накоплением капитала при данных технико-экономических условиях; стимулом для статистико-экономических исследований коэффициентов и пропорций общественного воспроизводства на протяжении длительных периодов времени;

Показали особую роль спроса на инвестиции в обеспечении достижения динамического равновесия;

Обосновали необходимость государственного регулирования процесса накопления капитала в длительном плане в целях достижения устойчивых темпов роста национального дохода; определили, что главным направлением антициклической политики является регулирование соотношения между накоплением и потреблением;

Доказали, что инвестиции являются главным инструментом политики повышения потенциально возможного уровня производства и темпов роста экономики.

На основании разработок неокейнсианства в развитых государствах произошла корректировка программ государственного регулирования.

Посткейнсианство

В конце 60-х и в 70-х гг.рецепты неокейнсианской модели стали все больше противоречить объективным законам развития. Стало очевидным фактом, что государственное регулирование не способно обеспечить полной занятости и равновесия.

Кризис неокейнсианства в качестве официальной доктрины регулирования экономики капиталистических стран ознаменовался резким усилением его критики как со стороны его традиционных противников из неоклассического направления, так и со стороны приверженцев Кейнса, объявивших себя противниками его учения и сторонниками его нового реформирования.

К числу важнейших особенностей, которыми посткейнсианство отличается от кейнсианства, можно отнести следующие моменты:

а) острая критика и отрицание основных положений неоклассической школы, прежде всего таких характерных ей теорий как теория предельной полезности и теория предельной производительности;

б) возрождение традиций классической школы политической экономии, главным образом в форме неорикардианства и переосмысление на этой основе важнейших категорий экономической теории стоимости, капитала, прибыли и т.д.;

в) расширение поля экономического анализа за счет введения в него социально-экономических институтов, характеризующих реальную экономическую действительность.

В 50-60-е годы появляется новое течение, связанное с пересмотром ортодоксальной кейнсианской экономической теории, которое получило название посткейнсиансва. Оно сложилось из экономистов, которые придерживались разных методологических и идеологических подходов, и объединило ученых Англии и США. На его формирование оказали влияние институционализм, марксизм, монетаризм. С одной стороны, посткейнсианство представляет английское левое кейнсианство , центр которого находится в Кембридже (его представители: лидер данного направления - Джоан Робинсон, Н.Калдор, П.Сраффа). С другой стороны, американское посткейнсианство , представленное Р.Клауэр, П.Дэвидсон, С.Вайнтрауб, Г.Мински и др.

Первоначально данное направление носило название левого кейнсианства, так как рассматривало рост заработной платы в качестве главного фактора расширения эффективного спроса и выступало за ограничение власти монополии, проведение социальных реформ.

В 80-е годы в условиях консервативного сдвига в идеологии и политике «радикальное посткейнсианство» утратило свою популярность. Получило распространение посткейнсианство, которое связано с дальнейшим обновлением теории Кейнса и приспособлением ее к требованиям макроэкономической политики в современных рыночных условиях.

Современное посткейнсианство продолжает поиски мер, позволяющих осуществлять эффективную стабилизационную политику. Среди проблем, которыми они занимаются: ценообразование, денежный спрос и предложение, финансовые рынки и их воздействие на экономическую нестабильность и инфляцию.

Посткейнсианцы считают ценообразование новой основой макроэкономики. Целью теории ценообразования является стремление показать особенности ценообразования в реальных условиях существования регулируемых рынков товаров и рабочей силы, когда преобладание крупных фирм, способных в определенных пределах регулировать цены и объемы производства, сочетается с господством профсоюзов и коллективными договорами о заработной плате, когда в процессы ценообразования вмешивается государство.

В ситуации несовершенной конкуренции цены не изменяются быстро и эластично, не позволяют в короткий срок привести в равновесие новое соотношение спроса и предложения. В результате фирмы реагируют на изменение ситуации на рынках колебаниями объемов производства, результатом которых и являются длительные отклонения от состояния равновесия с неполным использованием производственных мощностей и рабочей силы.

С помощью концепции трансакционной, или контрактной, экономики посткейнсианцы объясняют несовершенство конкуренции, в которой отмечается, что в современном хозяйстве все отношения строятся на основе трансакции - договоров - и экономика носит договорный характер. В этом заключается макроэкономическая причина слабой подвижности и негибкости цен. Договор не может основываться на подвижности цен, а предполагает устойчивые цены, что способствует составлению планов, расчетов на будущее. Это обусловливает устойчивость заработной платы, которая в дальнейшем предопределяет устойчивость издержек производства, исходя из которых, фирмы определяют цены на свою продукцию.

Эта тенденция усиливается влиянием «групп давления», т.е. установлением со стороны государства минимальных ставок на заработную плату, государственным перераспределением доходов.

Посткейнсианцы видят источник экономической неустойчивости в особенностях формирования денежного спроса и его непредсказуемости. Его объем, по их мнению, находится в зависимости от постоянных изменений портфеля активов, субъективных оценок, которые меняются под влиянием различных факторов, начиная от государственной политики и завершая неопределенностью и несовершенством информации.

Современные дискуссии касаются целей и средств макроэкономической политики.

В 70-80-е годы в условиях бюджетных ограничений посткейнсианцы отошли от признания бюджета и особенно бюджетного дефицита в качестве ведущего инструмента регулирования эффективного спроса и главную ставку сделали на активную кредитно-денежную политику как основного средства косвенного воздействия на экономику.

Кроме того, по мнению современных посткейнсианцев, необходимы следующие меры:

Государственную антиинфляционную политику необходимо переориентировать со спроса на параметры, определяющие формирование издержек и доходов. Прежде всего, они считают целесообразным изменить механизм ценообразования, базирующийся на принципе «накидки» на издержки;

Традиционные методы бюджетной и денежно-кредитной политики дополнить политикой доходов, являющейся результатом добровольного соглашения предпринимателей, профсоюзов и государства по вопросу о темпах увеличения своих доходов, соответствующих ориентирам роста производительности труда. С ее помощью посткейнсианцы надеются на одновременное решение проблем занятости и инфляции. При этом возникает проблема установления уровня заработной платы, решить которую они предлагают через форму общественного арбитража и контроля с помощью правительственных комиссий, которые могли бы вмешиваться в трудовые споры и устанавливать уровень заработной платы, соответствующий соотношению спроса и предложения рабочей силы в данном секторе экономики. Тем самым государство возьмет на себя функции рынка, которые он выполнял в условиях совершенной конкуренции.

При всей своей разнородности различные версии посткейнсианской теории экономического роста обладают некоторыми общими чертами:

1) они предполагают, что капиталовложения осуществляются на основе инвестиционных решений, принятых предпринимателями в предшествующий период, следовательно, эти вложения не зависят от склонности к сбережению;

2) в их основе лежит постулат, согласно которому склонность к сбережению из доходов в форме прибыли выше, чем склонность к сбережению у получателей заработной платы;

3) сторонники этой теории избегают фигурирующего в агрегированных производственных функциях единого показателя, который должен характеризовать "запас" совокупного капитала.

К началу ХХ века экономические отношения претерпели значительные изменения по сравнению с веком минувшим – усложнились торговые и промышленные взаимосвязи внутри государств, расширилась международная торговля, валютные и кредитно-финансовые отношения. И если до 1870-х годов экономические кризисы носили, по большей части, локальный характер, захватывая одну или несколько стран, то после отмеченного рубежа хозяйственные кризисы становились подлинно мировыми, которые сбрасывали в фазу рецессии и глубокого спада десятки государств.

Не менее глобальными и значимыми были политические и военные события. В 1914 году началась первая мировая война, которая принесла многим европейским государствам огромные материальные и людские потери, а также фактически разрушила систему золотого стандарта, который доминировал в мировой торговле. В России в 1917 году произошла социальная революция, в результате которой в 1922 году был образован СССР – огромное по территории и численности населения социалистическое государство, функционирующее на новых принципах планового хозяйства.

В экономической науке того времени по-прежнему доминировала классическая школа политической экономии, которая постепенно вбирала в себя новые теоретические подходы и исследовательский инструментарий. Теперь это была даже не классическая, а неоклассическая доктрина, обогащенная математическими методами и теорией предельной полезности маржиналистов.

Глава кембриджской экономической школы Альфред Маршалл был непререкаемым авторитетом среди экономистов Англии и большей части континентальной Европы. Под его мощным влиянием находился и молодой перспективный ученый, сын философа и экономиста Джона Нэвила Кейнса.

Кейнс-младший, известный ныне всему миру как Джон Мейнард Кейнс , является одним из наиболее значительных экономистов ХХ столетия. Его первые экономические работы были посвящены проблеме денег. В 1913 г., после посещения Индии, он опубликовал книгу «Современная Индия и финансы», где изложил принципы золотодевизного стандарта, а его «Трактат о деньгах» стал известен как выдающееся произведение.

Притягательной является и сама личность Кейнса. Он был любителем и покровителем искусств, женился на русской балерине Лидии Лопуховой, работавшей под руководством Сергея Дягилева. Следует также отметить талант Кейнса в области портфельных инвестиций; он был, как и Давид Рикардо, удачливым биржевым игроком, влиятельным научным и общественным деятелем.

Кейнс неоднократно бывал в СССР, интересовался строительством новой, социалистической экономики, критиковал некоторые дефекты рыночной системы. Вполне возможно, что именно посещения Советской России, а также мировой экономический кризис 1929-1933 гг. натолкнули Кейнса на новые идеи в части регулирования рыночной экономики и критики пороков капитализма .

Особенно эта критика обострилась с наступлением Великой депрессии, и, в конечном счете, послужила основой для создания новой макроэкономической теории, получившей впоследствии название кейнсианства .

После 1930 г., когда Англия вошла в полосу кризиса и безработица приняла застойный характер, Кейнс дал объяснение, почему полная занятость не наступает автоматически. Это и явилось предметом исследования его работы «Общая теория занятости, процента и денег», которая вышла в 1936 г. В этой книге дана кейнсовская интерпретация рыночной экономики в целом, в ней содержится значительное обновление экономической теории и методов ее анализа. Кейнс недаром назвал работу общая теория, акцентируя внимание читателя на том, что классические представления о автоматическом регулировании рынка труда являются лишь частным случаем его новой доктрины.

Представители классической политической экономии (А.Смит, Д.Рикардо) всегда считали безработицу «добровольной», в том числе даже структурную и циклическую. По их мнению, эти формы безработицы обязаны своим происхождением тому, что рабочие, потерявшие свои прежние места, отказываются идти на нижеоплачиваемую работу. Другими словами, масштабы занятости зависят от уровня реальной заработной платы и от спроса на рабочую силу. Представители классической школы считали, что безработица является проявлением кратковременного и случайного нарушения экономического равновесия и по истечении некоторого периода рыночные силы восстанавливают тенденции использования всех трудовых ресурсов.

Для Кейнса, наоборот, циклическая и структурная безработица не является «добровольной», она вытекает не из желания безработного работать на неблагоприятных условиях, а из характера самой современной экономики, и она не может быть устранена путем изменения заработной платы. Безработица обусловлена недостаточностью эффективного спроса, который объясняется ограниченностью капиталовложений, а вместе с этим устанавливается и низкий уровень занятости.

Но чтобы обосновать это положение, Кейнс должен был пересмотреть на новой основе всю теорию экономического развития. По Кейнсу, восстановление экономического равновесия не обязательно должно сопровождаться использованием всех свободных ресурсов. Таким образом, возникает новая проблема, которая полностью игнорировалась представителями классической школы: как определить те силы, которые оказывают влияние на объем производства и занятости в их совокупности? Только после исследования этой основной проблемы Кейнс обратился к изучению современной ему экономики и на основании созданной им модели заключил, что действие сил, управляющих экономикой, имеет тенденцию к сохранению неполной занятости.

Кейнс, в отличие от классиков, придавал большое значение деньгам. Он утверждал, что деньги не только средство измерения экономической деятельности, но и движущая сила тех явлений, которые они призваны измерить (в то время как А.Смит писал, что «деньги – это лишь вуаль над сделками. Убрав ее, мы увидим истинные отношения обмена»).

Положение о том, что деньги имеют существенное значение, позволило свести сложные представления об экономической системе к нескольким агрегатным категориям: доходу, сбережениям, инвестициям и потреблению .

В основу своих построений Кейнс положил следующие рассуждения:

доход = потребление + инвестиции;

сбережения = доход — потребление.

Делая соответствующие подстановки, получаем:

сбережения (S ) = инвестициям (I ).

Величина расходов на потребление зависит от психологического фактора, который действует в качестве независимой переменной. Кейнс называет этот фактор основным психологическим законом или склонностью к потреблению и рассматривает его с двух точек зрения. Во-первых, как функциональную зависимость:

C = f (R ),

т.е. зависимость уровня расходов на потребление С при данном уровне дохода R , выраженного в единицах заработной платы.

Во-вторых, Кейнс вводит понятие предельная склонность к потреблению, которое представляет собой соотношение между ростом дохода и соответствующим увеличением потребления, где обе величины измеряются в единицах заработной платы. Это соотношение представлено Кейнсом в виде формулы:

Предельная склонность к потреблению подчинена следующему основному закону: люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход, т.е.

0 < ΔC /ΔR < 1.

По мере роста дохода эта зависимость имеет тенденцию уменьшаться. Проиллюстрируем это положение графически (см. рис.1).

Мы видим, что сначала увеличение дохода вызывает сравнительно быстрое увеличение расходов на потребление. Затем скорость нарастания потребления замедляется, что означает увеличение доли сбережений. Перелом наступает в точке В, обозначающей, что уровень дохода уже позволяет делать сбережения.

Складывается следующая закономерность: чем выше качество жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей направляется на потребление и все большая часть их сберегается.

Объяснение предельной склонности к потреблению Кейнс связал со своей теорией мультипликатора . Мультипликатор был введен как величина, зависимая от предельной склонности к потреблению. Само слово «мультипликатор» используют для обозначения численного коэффициента, показывающего, во сколько раз возрастет одна величина при изменении другой. Так, всякие затраты (например, затраты государства, осуществляющего широкомасштабные общественные работы), рождая «первичную» занятость, вызывают новую покупательную способность со стороны рабочих или предприятий, включенных в эти работы и получающих за них денежное вознаграждение. Таким образом возникает новый спрос, который сам становится источником новой, вторичной занятости. Точно так же может возникать новая третичная, четвертичная занятость и т.д. Каждая занятость является производной от какой-то занятости, созданной первоначально.

Мультипликатор, то есть коэффициент, который надо учесть при определении общей, вновь созданной занятости, зависит от размеров израсходованных на каждом новом этапе сумм денег. Такая зависимость называется мультипликатором занятости или по имени его создателя мультипликатором Кана и записывается следующим образом:

М = 1 / (1 – К),

где К — часть первичных расходов на расширение занятости.

Кейнс развил эту идею и предложил мультипликатор накопления, названный впоследствии его именем. Он позволяет вычислить, во сколько раз возрастет национальный доход при данном росте инвестиций. Величина мультипликатора Кейнса тем больше, чем сильнее предельная склонность к потреблению:

М = 1 / (1 – Δ С/ΔR ),

где Δ С / ΔR — предельная склонность к потреблению.

Поясним эту терминологию на примерах. Если рост инвестиций в 5 млрд. долл. вызывает рост дохода в 15 млрд. долл., то мультипликатор равен 3. Если рост дохода составит 20 млрд. долл., то мультипликатор равен 4.

Возьмем другой пример: если для строительства гаража вовлекаются незанятые ресурсы на 1000 долл., то здесь будет иметь место вторичное расширение национального дохода и производства в дополнение к первичным инвестициям. Так, плотники и каменщики получат 1000 долл. добавочного дохода. Далее, если они, например, имеют предельную склонность к потреблению равную 2/3, то израсходуют 666,67 долл. на новые потребительские товары. Производители этих товаров получат 666,67 долл. дополнительного дохода. Если их предельная склонность к потреблению также равна 2/3, то они в свою очередь израсходуют 444,44 долл. или 2/3 от 666,67 долл. (или 2/3 от 2/3 1000 долл.). Так процесс будет продолжаться с каждым новым кругом расходов, равным 2/3 предыдущего круга. Таким образом, имеем:

1000 + 666,67 + 444,44 + 296,30 + … = 3000 долл.

Отсюда видно, что при предельной склонности к потреблению равной 2/3 мультипликатор равен 3, то есть:

Мк = 1 / (1 – 2/3) = 3.

Исходя из выводов «Общей теории занятости, процента и денег», Кейнс сформулировал свою концепцию государственного регулирования экономики. По его мнению, главным для экономического роста является стимулирование эффективного спроса (т.е. спроса, который направлен на выравнивание рыночного равновесия). В этом он видел фактор повышения национального дохода, а, следовательно, и занятости.

Он выдвигал следующие предложения:

· Рыночная экономика не может саморегулироваться и поэтому вмешательство государства неизбежно;

· В области денежной политики – обеспечить экономический рост путем поддерживания достаточного количества денег в обращении (т.е. обеспечивать небольшую инфляцию в 2-3% в год), что должно снизить цену денег и процентную ставку, а также активизировать инвестиции;

· Основным инструментом регулирования экономики следует признать бюджетную политику, на которую возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и загруженности производственных мощностей. Для смягчения пагубного влияния от сокращения частных инвестиций на национальный доход и занятость, необходимо увеличивать государственные капитальные вложения;

· Необходимо проводить политику перераспределения доходов в пользу классов с наибольшими расходами, то есть рабочих, служащих и тех предпринимателей, которые осуществляют крупные инвестиции;

· Кейнс был за возвращение к политике протекционизма (т.е. государственной защиты внутренних рынков от иностранных конкурентов). Он поддерживал меркантилистов, приветствовал политику таможенного протекционизма, расценивая ее как средство повышения уровня занятости. (Например, если страна с большой безработицей закрывает свои границы для иностранных товаров с целью создания безработным возможности работать на вновь создаваемых предприятиях, даже если последние производят товары при более высоких издержках производства и не могут успешно конкурировать на внешнем рынке, то данная протекционистская политика обеспечивает дополнительный спрос на рабочую силу и страна от этого только выигрывает).

Кейнсиа́нство - макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году.

Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам.

Появление экономической теории Кейнса называют кейнсианской революцией. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под вопрос представителями неоклассической школы. Появление монетаризма, соответственно, называют монетаристской контрреволюцией. Развитые теории последователей Кейнса называют неокейнсианство и посткейнсианство.

[править] Суть кейнсианства

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому - склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.

Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.

Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева» экономики, государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости.

Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные (совокупные) величины, их количественные взаимосвязи. Тем самым оно дало импульс развитию новых разделов экономической науки, в частности эконометрики.

Неокейнсеанство.

Неокейнсианство, буржуазная теория государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики. И. является модификацией кейнсианства применительно к исторической обстановке, сложившейся после 2-й мировой войны 1939-45. Видные сторонники Н. - Р. Харрод, Н. Калдор, Дж. Робинсон, Е. Домар, А. Хансен. Н. сложилось в 1-й половине 50-х гг. под влиянием углубления общего кризиса капитализма и связанного с ним процесса перехода от монополистическому к государственно-монополистическому капитализму, научно-технической революции, экономическому соревнования двух мировых систем и краха колониальной системы империализма. В новых исторических условиях, когда проблема темпов экономического роста стала рассматриваться как вопрос жизни и смерти капитализма, Н. уже не могло наподобие теории Дж. М. Кейнса ограничиться рассмотрением преимущественно так называемых проблем антикризисной экономической политики. Поэтому Н. акцентирует внимание на количественных зависимостях расширенного капиталистического воспроизводства или, по терминологии И., на проблемах экономической динамики и экономического роста, выступая в качестве важнейшей теоретической основы экономической политики государственно-монополистического капитализма. Н. исходит из главной посылки кейнсианства об утрате капитализмом стихийного механизма восстановления экономического равновесия и необходимости по этой причине государственного регулирования капиталистической экономики. Особенность Н. в этом отношении состоит в том, что оно, отражая более зрелую ступень развития государственно-монополистического капитализма, выступает за систематическое и прямое, а не спорадическое и косвенное, как в теории Кейнса, воздействие буржуазного государства на капиталистическую экономику. По этой же причине изменилась основная проблематика буржуазной концепции государственного регулирования экономики - был осуществлен переход от так называемой теории занятости, ориентирующейся на антикризисное регулирование хозяйства, к экономического роста теориям, ставящим своей целью изыскание путей обеспечения устойчивых темпов экономического развития капиталистической системы. Методология Н. характеризуется макроэкономическим, народно-хозяйственным подходом к рассмотрению проблем воспроизводства, использованием так называемых агрегативных категорий (национальный доход, совокупный общественный продукт, совокупные спрос и предложение, совокупные инвестиции и т.п.), позволяющим, с одной стороны, уловить некоторые наиболее общие количественные зависимости процесса капиталистического воспроизводства, а с другой - уйти от рассмотрения его классовой сущности и антагонистического характера. Как и кейнсианство, Н. акцентирует внимание преимущественно на конкретно-экономических количественных зависимостях простого процесса труда в его народно-хозяйственном аспекте, абстрагируясь, как правило, от капиталистических производственных отношений или трактуя их в вульгарно-апологетическом плане. В условиях научно-технической революции Н. вынуждено отказаться от характерного для кейнсианства абстрагирования от изменения производительных сил буржуазного общества и ввести в свой анализ показатели развития техники. Так, Р. Харрод разработал понятие «коэффициента капитала», трактуемого им как отношение всей величины используемого капитала к национальному доходу за определённый период времени, т. е. как своеобразный показатель «капиталоемкости» единицы национального дохода. Вместе с тем Н. выдвигает вопрос о типах технического прогресса, выделяя, с одной стороны, технический прогресс, ведущий к экономии живого труда, а с другой - тот, который обеспечивает экономию овеществленного труда в средствах производства (по терминологии Н., - капитала). «Нейтральным» техническим прогрессом, рассматриваемым как типичное явление, именуется такой вид развития техники, при котором уравновешиваются тенденции к экономии труда и к экономии капитала, так что количественное соотношение труда и капитала не меняется, следовательно, не меняется органическое строение капитала. Между тем, анализ показывает, что при всем противоречивом характере факторов, воздействующих на динамику органического строения капитала, его основная тенденция в условиях современной научно-технической революции - это тенденция к росту. Дополняя теорию воспроизводства Кейнса, в том числе его теорию мультипликатора, Н. выдвинуло теорию акселератора. На основе соединения этих теорий Н. трактует расширение капиталистического воспроизводства не как социально-экономический, а как технико-экономический процесс. Сторонниками Н. разработаны специфические формулы расширенного капиталистического воспроизводства, так называемой модели экономического роста, в которых, как правило, не представлено совокупное движение составных частей всего общественного продукта и капитала, рассматриваемых под углом зрения их натурально-вещественной и стоимостной структуры. Обычно модели экономического роста Н. улавливают лишь отдельные количественные взаимосвязи процесса воспроизводства, преимущественно в его конкретно-экономическом аспекте. Неокейнсианская концепция «экономического роста» (форсирование капиталовложений в научные исследования, новую технику, инфраструктуру с помощью государственного финансирования, меры по структурной перестройке хозяйства и т.п.) наталкивается на ограниченность цели капиталистического производства, на проводимую государственно-монополистическим капитализмом политику ограничения, а подчас и снижения жизненного уровня трудящихся масс (например, политика «замораживания» заработной платы, роста налогов на доходы трудящихся; государственное регулирование цен, ведущее к росту дороговизны и т.п.). По этой причине неокейнсианские меры регулирования экономики не избавили и не могут избавить капитализм от внутренне присущих ему противоречий. Более того, политика «экономического роста» привела к дефицитному финансированию экономики, инфляции, обострению торговой войны между капиталистическими странами, валютному кризису, разрушению окружающей среды и т.п.

Монетаризм.

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к нео­классическому направлению. Он рассматривает явления хозяйст­венной жизни преимущественно под углом зрения процессов, про­текающих в сфере денежного обращения Термин "монетаризм" был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обыч­но он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской - Н.Т.), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы

Первоначально монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названиями некоторых работ видных предста­вителей монетаристской теории (книга Г. Джонсона "Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция") Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономичес­кой политики лидер монетаристовМилтон Фридмен (род. 1912) и его сторонники разработали монетарную теорию определения уров­ня национального дохода и теорию цикла. Последовавший за этим рост влияния и популярности монетаризма, особенно в США и Ве­ликобритании, где он был принят в качестве основной теории при разработке экономической политики, связан с обострением инфля­ционных процессов и их воздействием на состояние экономики.

За более чем три десятилетия существования монетаризм расши­рил свое влияние, претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, спо­собной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представи­телями как кредитно-денежная политика, специально направлен­ная на контроль роста денежной массы.

Значительное влияние на формирование монетаристской тео­рии оказали американские экономисты 20-40-х годовГ. Саймонс, И. Фишер, Ф. Найт и др. Они придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы. Именно поэтому одной из заслуг монетаристов ряд запад­ных исследователей считает "реабилитацию" денег в системе эко­номических категорий. Определенную респектабельность монетаризму придают ссылки на А. Смита и основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д. Юма, Р. Кантилона, Г. Тортона.

В основе монетаризма лежит ряд теоретических и методологиче­ских предпосылок количественная теория денег, теория относитель­ной цены А. Маршалла, теория рыночного равновесия Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филлипса, кейнсианские модели ИСТД (инвестиции - сбережения - труд - деньги), неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов.

В конце 60-х годов М. Фридмен реформировал количественную теорию денег, основываясь на существующих разработках (трансакционном варианте И. Фишера, кембриджской версии наличных остатков, доходном варианте И. Фишера и К. Снайдера). Ее основ­ная идея состоит в признании непосредственного влияния измене­ний денежной массы на уровень цен. По мнению Фридмена, "деньги имеют значение для динамики цен", и, что важно, "именно количество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов".*

* Friedmen М. Money and Economic Development. N.Y., 1973. Р. 3-4.

Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям: 1) количественная теория есть прежде всего теория спроса на деньги, она не является теорией производст­ва, денежного дохода или уровня цен, 2) для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов акти­вов, формой владения богатством, 3) анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги.* Такая трактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокуп­ность денежных активов.

В монетаристском варианте количественной теории денег важ­ное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов.

Основываясь на собственном варианте количественной теории, монетаристы связывают ее с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет у них первостепенное значение для объясне­ния колебаний процесса производства, то делается вывод о том, что кредитно-денежная политика - это наиболее эффективный инстру­мент регулирования экономики.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быст­ром росте денежной массы также быстро растет номинальный до­ход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так и на объем производства (в рамках ограничен­ного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант коли­чественной теории денег выполняет функцию управления денеж­ным спросом, а через него - и хозяйственными процессами. Основы­ваясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модель экономическо­го цикла, в которой определяющую роль играют изменения денеж­ной массы.

Основными элементами монетаристской теории экономического цикла являются следующие: модернизированный вариант количест­венной теории денег, концепция номинального дохода, передаточный механизм, разработанный с целью иллюстрации воздействия денег на хозяйственные процессы.

Как отмечают Т. Майер и К. Брунер, в модели передаточного ме­ханизма превалирующую роль играют "монетарные силы" среди всех "импульсов, воздействующих на экономический процесс".* Та­кими "монетарными силами" они считают деньги и цены. Монетаристская схема функционирует следующим образом. Величина спроса на деньги является результатом оптимизации различных альтерна­тивных вложений в капитал и зависит от существующих или ожи­даемых относительных цен различных активов. Когда величины пре­дельных доходов на все из возможных объектов вложения капита­ла становятся равными, тогда достигается оптимум. В том случае, когда величины предельных доходов не равны, экономические аген­ты меняют структуру своих активов путём увеличения доли акти­вов, способных принести большой доход, либо за счет сокращения менее доходных объектов вложения. Следовательно, колебания эко­номической конъюнктуры приводят к изменению относительных цен, т.е. цен на товары, рассматриваемые по отношению к ценам на дру­гие товары, и выгодности вложений капитала в различные активы.

Важнейшей детерминантой спроса на деньги в этой схеме счи­тается величина номинального дохода, зависящая в свою очередь от спроса и предложения денег. Для того чтобы схема на этом не замк­нулась, предполагается, что величина предложения денег опреде­ляется за рамками модели (экзогенно). Основываясь на одном из важнейших положений монетарной теории номинального дохода о "полном и мгновенном приспособлении предлагаемого количества денег к требуемому", а также используя неоклассическую модель равновесия Л. Вальраса, монетаристы делают вывод о том, что вели­чина номинальных доходов зависит от скорости обращения денег, обусловленной изменениями спроса на деньги и от определяемого экзогенно предложения денег.* На основании этого делается еще один вывод о том, что посредством изменения денежной массы можно добиться желаемого изменения номинального дохода.

Изменение номинального количества денег, устанавливаемого Федеральной резервной системой, считает М. Фридмен, оказывает значительный эффект на объем производства и занятость в крат­косрочном периоде, а на цены - в долгосрочном. В книге "Монетар­ная история Соединенных Штатов. 1867-1960" М. Фридмен и А. Шварц отмечают высокую стабильность отношения между изме­нениями денежной массы и циклическими колебаниями экономи­ческой активности.*

Монетаристскую схему действия "передаточного механизма", элементами которой являются деньги и цены, достаточно точно опи­сал английский экономист П. Браунин. Исходя из предположения, что заработная плата определяется соотношением спроса и предло­жения на рабочую силу на рынке, экономические агенты с целью повлиять на объем производства приспосабливают свой спрос на деньги к их предложению. Величина дохода также ставится в зави­симость от спроса и предложения денег. Занятость определяется уровнем реальной заработной платы, а абсолютный уровень цен не зависит от денежной массы. Полная занятость в этой схеме, отмеча­ет П. Браунин, может быть достигнута только за счет снижения за­работной платы.* Следовательно, все экономические процессы у монетаристов связаны с колебаниями денежной массы. Любое откло­нение объёма производства от равновесия в данной схеме устраня­ется корректировкой спроса на деньги и их предложения, поэтому очевидной является приверженность монетаристов к денежному регулированию.

Исследователи монетаристской теории выделяют в ней четыре основные группировки: ортодоксальную, сторонников концепции рациональных ожиданий, градулистов и прагматистов. Основное, что позволяет производить различия между ними, состоит из трех пунк­тов: степень эластичности цен; сущность функционирования пере­даточного механизма; природа рациональных ожиданий.

К ортодоксальным монетаристам следует отнестиМ. Фридмена и Р. Селдена, к сторонникам рациональных отношений (правым мо­нетаристам), являющимся противниками макроэкономического ре­гулирования, сваливающим на ошибки в экономической политике все проблемы функционирования капиталистической экономики, - Т. Саржента, Р. Бэкона, У. Элтиса и др.

Прагматисты, или левые монетаристы, во главес Д. Лейдером, занимают промежуточное положение между ортодоксальными эко­номистами монетаристского течения и кейнсианцами. Исходя из тре­бований "денежной конституции", они допускают использование го­сударственных займов для дефицитного финансирования бюджета. Монетаристский свод правил государственного регулирования похож на систему законодательных актов, разрешающих или запре­щающих те или иные формы экономической политики; отсюда и его название - "денежная конституция".

В соответствии с монетаристской денежной конституцией сум­ма ежемесячных изменений денежной массы должна быть равна заранее определенному годовому темпу роста предложения денег, около 5% ежегодно. По мнению монетаристов, изменения, обуслов­ленные другими целями государства или выходящие за условлен­ные границы, совершенно недопустимы, поскольку неизбежно ве­дут к росту инфляции и безработицы.

Для обоснования своих выводов монетаристы широко применя­ют экономико-математические модели, которые существенно не от­личаются от кейнсианских.

В основу монетаристских принципов регулирования экономики наряду с концепцией экономического цикла положены разработан­ные ими теории инфляции и безработицы.

Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, моне­таристы считают, что в основе ее развития лежат изменения в соот­ношении между находящейся в обращении денежной массой и ре­альной потребностью населения в денежных средствах, т.е. соотношение между предложением денег и спросом на них.

Монетаристская теория инфляции и безработицы и связанные с ними рекомендации по регулированию экономики формировались как ответная реакция на кейнсианские аналоги Монетаристы под­вергли критическому анализу концепцию кривых Филлипса, в ко­торой обосновывается взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных изменений уровня безработицы и темпа инфляции, необходимость краткосрочного регулирования. Они выступают против этой кон­цепции, признавая только краткосрочную связь уровня безработи­цы и темпа "непредвиденной" инфляции, являющейся результатом ошибочной экономической политики. Необходимость краткосрочно­го регулирования категорически отрицается. Кривые Филлипса, счи­тают монетаристы, не отражают стабильное соотношение и количе­ственную зависимость между изменением безработицы и цен в дли­тельном периоде или в условиях высокого уровня инфляции. Сле­довательно, данная концепция не может быть использована госу­дарством в качестве эффективного инструмента прогнозирования и регулирования темпов инфляционного роста цен.

Монетаристы в своей концепции инфляции проводят различие между ожидаемой и непредвиденной инфляцией. Первая предпола­гает долгосрочный темп роста цен, соответствующий рациональным ожиданиям агентов хозяйственной системы применительно к изме­нению цен Под рациональными ожиданиями понимаются индиви­дуальные долгосрочные прогнозы динамики цен, которые использу­ются для принятия рыночных решений о величине факторов про­изводства. В данном случае рационализм инфляционных ожиданий состоит в их адекватности установкам рационального поведения хозяйствующего индивида на рынке.

В результате действия фактора ожидаемой инфляции, по мне­нию монетаристов, инфляционный процесс всегда будет значитель­но превышать темпы, которые должны были бы следовать из кон­цепции Филлипса. Таким образом, всякий раз, как только правитель­ство попытается повысить уровень занятости и уровень безработи­цы окажется ниже "естественной" нормы, произойдет наложение ожидаемой инфляции на реальные темпы роста цен, в результате чего инфляция резко усилится.

Монетаристы исходят из того, что занятость связана лишь с краткосрочной непредвиденной инфляцией, поскольку она отклоня­ет уровень безработицы от естественного. Непредвиденную инфля­цию они считают следствием ошибочной деятельности правитель­ственных органов. Содержание монетаристской концепции естествен­ного уровня безработицы заключается в том, что в условиях равно­весия сохраняется, стабильный и оптимальный для экономики есте­ственный уровень безработицы. По мнению широко известных мо­нетаристов М. Фридмена, Т. Саржента и Р. Люкаса-младшего, есте­ственная безработица не зависит от макроэкономических факторов и определяется только микроэкономическими. Они считают, что сни­зить естественный уровень безработицы с помощью государствен­ного регулирования можно только сокращением расходов на соци­альные программы и жёсткой финансово-бюджетной политикой. Другие государственные меры по регулированию занятости - уста­новление минимальных ставок заработной платы - неизбежно со­действуют росту инфляции.

Монетаристская теория безработицы, отрицающая регулирую­щее воздействие на занятость макроэкономических факторов, ими же и опровергается, Являясь продуктом капиталистического накоп­ления, безработица становится рычагом этого накопления, условием развития рыночной экономики.

Монетаристское объяснение причин инфляции исключительно денежными факторами и государственным регулированием занято­сти слабо согласуется с действительностью. Инфляция порожда­ется государственно-монополистической структурой, элементами механизма которой являются скрытая форма перелива капитала, рост правительственных расходов и образование в связи с этим хронических дефицитов государственных бюджетов, рост государ­ственного долга и инфляционные по сути методы его покрытия, чрез­мерная кредитная экспансия коммерческих банков, внешнеэкономическая политика. Весь этот достаточно сложный механизм совре­менного капитализма своим функционированием порождает и углуб­ляет инфляцию.

На основе теории инфляции и безработицы монетаристы реко­мендуют государству целый комплекс регулятивных мероприятий: снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программ, расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; проведение кредитно-денежной политики на основе денежной конституции; приспособление налоговой системы к анти­инфляционной политике (снижение налогов); обеспечение Федераль­ной резервной системой стабильного роста денежной массы; сокра­щение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счёт снижения расходов на оборону.

Монетаристская программа государственного регулирования на­шла широкий отклик среди правительств капиталистических стран, в частности в США, Великобритании, а в последнее время - в ФРГ.

Применение на практике рекомендаций монетаристов не дало ощутимых результатов и вызвало серьёзную критику со стороны экономистов. Так Дж.К. Гэлбрейт в результате анализа экономиче­ской политики администрации США высказал серьезные сомнения по поводу её конечного эффекта, поскольку, как он выразился, "и монетаристы, и теоретики концепции "предложения" предполагают классический рынок, которого сейчас не существует".*

Монетаристы сделали определённый шаг в исследовании хозяй­ственного механизма современного капитализма, в изучении функ­циональных связей капиталистической экономики, факторов, влияю­щих на динамику инфляции и безработицы. В известной мере их концепция оказала положительное воздействие на разработку анти­инфляционных мероприятий в США и Англии в 80-е годы. Заслу­живает внимания монетаристская оценка негативных проявлений кейнсианской теории государственного регулирования в части дефи­цитного финансирования, чрезмерного выпуска денег в обращение.

Вместе с тем монетаристы - типичные представители меновой концепции. Первопричину экономических процессов они видят не в производстве, а в обращении. Монетаристы не в состоянии объяс­нить внутреннее содержание, истоки рассматриваемых тенденций капиталистической экономики. Полагаясь на эмпиризм, они рекомен­дуют определять размеры денежной массы приближенно к темпам роста выпуска продукции. Вопрос о том, каким образом денежный фактор воздействует на динамику и результаты производства, по существу, обходится молчанием, поскольку авторы концепции не могут на него ответить. Ссылки на многолетний опыт, статистиче­ские данные из истории денежного обращения многими восприни­маются скептически.


Похожая информация.


Активные формы обучения

1.1 Дискуссионные методы

Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами крупнейшею швейцарского психолога Жана Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого.

Требования научно-технического прогресса поставили перед психологией задачу изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе. Здесь важную роль сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведения домашних хозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была прочитана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% женщин попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последующий подсчет показал, что в этой группе 32 % женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.

Данный эффект объясняется следующими причинами. Еели слушатели лекции в основном занимают нейтральную позицию в отношении раскрываемой лектором темы, то участники дискуссии формируют более определенные мнения, поляризующиеся в ходе обсуждения. Затем суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться конфронтальными. Но в обоих случаях дискуссия даст эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что, в свою очередь, реализуется в их конкретных действиях

Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и других их видах деятельности.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могли выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы или кейсы) из профессиональной практики. Примером такого дискуссионного разбора может служить деятельность так называемых балинтовских групп по обмену терапевтическим опытом. Английские врачи Майкл и Энид Валинты в 50-е гг. организовали постоянно действующий семинар врачей-практиков с целью углубления взаимопонимания и взаимодействия между ними и пациентами. Основную свою задачу Балинты видели в преодолении субъективного профессионального апломба врача, который может привести его к «апостольской» позиции непогрешимого диагноста и клинициста.

Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблем предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемые усваивают особенности групподинамических процессов на личном опыте, расширяя свои возможности коллективистического самоопределения и понимания других.

Некоторые элементы игры, например соперничество и воспроизведение действительности, наличествуют также и в дискуссионных методах. И, напротив, дискуссия выступает как непременный элемент всех форм активного обучения. Поэтому следует еще раз подчеркнуть условность классификации активных групповых методов по принципу используемых ими социально-психологических феноменов.

Дискуссионные методы - вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Дискуссионные методы могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.

Влияние лидерских качеств баскетболисток 13-15 лет на эффективность тренировочной деятельности

Для решения поставленных перед нами задач были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ научно-методической литературы. 2...

Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики: модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания; методика свободного самоописания для...

Изменение доминирующих методов психологии в генезе науки

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой -- достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи...

Методы исследования возрастной психологии

Проективные методы (лат. projectio -- выбрасывание вперед) -- совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов...

Методы оценки деловых и личных качеств руководителей и специалистов

Количественные оценки, например деловых и организатор-ских качеств работника, производятся, как правило, с помо-щью экспертных оценок...

В группу организационных методов входят: - сравнительный; - лонгитюдный; - комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования...

Методы психологического исследования

Наименее разработанными и исключительно важными являются интерпретационные методы, которые включают в себя различные варианты генетического и структурного методов...

Нейролингвистическое программирование

Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой...

Оценка умственной работоспособности человека

Для решения поставленных задач курсовой работы, применялись следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщения данных учебной и научной литературы; В ходе исследования были изучены материалы учебно-методической и научной литературы...

Память и ее значение

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации: 1. Осознание...

Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов

Для сбора данных были использованы следующие методы: 1) Социологические (метод экспертной оценки: анкета, направленная на наиболее полное описание профессии инженер-проектировщик аэродромов, состоявшая из 22 вопросов...

Психологические аспекты социальной адаптации учащихся средних специальных учебных заведений

Тест-опросник «Механизмы психологической защиты» (МПЗ). Автор: тест-опросник «Life Style Index» был разработан Р. Плутчиком, Г. Келлерманом, Х.Р. Контом (1979), адаптирован Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенниковым в 1991 г...

Суицидальное поведение как общественный феномен

Методы самоубийства очень разнообразны. Кто-то бросается под поезда, кто с моста, а кто банально мешает алкоголь с лекарствами. По статистике мужчины-самоубийцы выбирают "насильственные", "силовые" способы - веревка...

Теории и виды ощущений

Экспериментальные Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими. Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец...

Технология воспитания

Под методами воспитания понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата. Средства воспитания - все то...

Л 3-4 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения

3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения

3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия

3.3. Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе

3.4. Организация занятий с использованием метода «интеллектуальной разминки»

3.5. Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием

3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»

3.7. Особенности методики подготовки и проведения «круглого стола»

3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения

Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со свер­стниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится прини­мать точку зрения другого человека.

Важную роль в развитии дискуссионных методов сыгра­ли идеи К. Левина о влиянии групповых обсуждений и си­туативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дис­куссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участни­ков в решение обсуждаемых проблем. Один из первых экс­периментов состоял в попытке изменить некоторые шабло­ны поведения домохозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была про­читана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последую­щий подсчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.

Данный эффект объясняется следующими причинами. Если слушатели лекции в основном занимают нейтраль­ную позицию по отношению к раскрываемой лектором теме, то участники дискуссии в ходе обсуждения форми­руют более полярные мнения. Затем суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться конф-ронтационными. Но в обоих случаях дискуссия дает эмо­циональный толчок к последующей поисковой активности участников, что, в свою очередь, реализуется в их конк­ретных действиях.

Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и дру­гих видах деятельности.

3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия

Дискуссионные методы - это вид методов активного со­циально-психологического обучения, основанных на орга­низационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Эти методы применяются при обсуждении сложных тео­ретических и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми, уточнения и согласования позиций уча­стников дискуссии, выработки единого подхода к исследо­ванию определенного явления и др. Метод групповой дис­куссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, дока­зывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислуши­ваться к мнению других.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные про­блемы, но и случаи (по специальной терминологии - казу­сы, или кейсы) из профессиональной практики.

Предметом дискуссии могут быть межличностные отно­шения самих участников группы. В этом случае сеть группо­вых взаимоотношений выступает как реальная учебная мо­дель, с помощью которой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процессов групповой динамики, рас­ширяя свои возможности самоопределения и понимания других.

Психологический механизм использования дискуссионных методов обучения позволяет:

    сопоставив противоположные позиции, дать возмож­ность его участникам увидеть проблему с разных сторон;

    уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопро­тивление восприятию новой информации;

    нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций партнеров;

    выработать групповое решение, придав ему статус груп­повой нормы;

    используя механизм возложения и принятия ответ­ственности, способствовать вовлечению участников дискус­сии в последующую реализацию групповых решений; по­высить эффективность отдачи и заинтересованность участ­ников дискуссии в решении групповой задачи, предоставив им возможность проявить свою компетентность и тем са­мым удовлетворить потребность в признании и уважении.