Дискуссионные методы. Понятие о дискуссионных методах обучения. «Разговор по кругу»

Дискуссия как метод активного обучения

Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

· способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

· метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;

· метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Важную роль в плане изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных отношений. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач:

· осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

· выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

· развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

· развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

· развитие умения работать в группе единомышленников;

· способность продуцировать множество решений;

· формирование навыка говорить кратко и по существу;

· развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола"", ``мозгового штурма"", анализа конкретной ситуации или других.

Условия проведения дискуссии:

· предметность дискуссии;

· наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;

· готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;

· наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;

· наличие возможности высказаться;

· развернутая, корректная аргументация своей позиции;

· наличие возможности задавать вопросы.

Правила ведения и правила поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии называет следующие:

· выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;

· каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

· в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

· в ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.

Роль и позиция ведущего дискуссий

· изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;

· формулирует название дискуссии, определяет будущий регламент работы и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;

· регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;

· стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;

· контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;

· занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;

· мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;

· резюмирует и подводит итоги обсуждения.

Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих.

Виды групповой дискуссии

1. Ролевая дискуссия. В зависимости от того какой материал обсуждается и какие цели ставятся перед дискутантами, можно вводить различные роли:

· ведущий - получает все полномочия по организации дискуссии;

· оппонент - находит уязвимые места и предлагает свой собственный вариант решения;

· логик - выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонентов;

· психолог - отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия, добивается доброжелательности отношений;

· эксперт - оценивает продуктивность всей дискуссии, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло общение участников дискуссии.

· Дискуссия со скрытыми ролями. Цель проведения является расширение репертуара реально освоенных ролей, которые может принимать участник дискуссии сознательно для более продуктивного поиска выхода из ситуации спора. Возможны два варианта организации такой дискуссии: участнику сообщается роль конфиденциально, чтобы никто из остальных не услышал инструкции и наоборот, все участники знают о роли, которую ведущий отвел всем, они не осведомлены лишь о своей собственной роли в дискуссии. Скрытые роли участникам дискуссии выдаются такие, которые для них конкретно чужды и трудны в исполнении. Тяготеющие к доминированию получают роль соглашателя, быстро поддающийся чужому влиянию и авторитету участник дискуссии получает роль спорщика.

3. Дискуссия как анализ конкретных ситуаций. Этот вид дискуссии стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: 1) «здесь и теперь» (обсуждаются ситуации, произошедшие в группе) и 2) «там и тогда» (случаи из профессиональной практики или личной жизни).

Ход дискуссии:

1. Вводная часть. Цель – интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу и обсуждение.

Приемы :

· краткое обсуждение проблемы в малых группах;

· краткий предварительный опрос по теме;

· введение темы через вводное проблемное сообщение.

2. Введение в дискуссию. Цель – проинформировать о проблеме, заинтересовать.

Приемы :

· описание конкретного случая из жизни;

· использование текущих новостей;

· ролевая игра;

· демонстрация фильма.

3. Групповое обсуждение. Этап представляет собой полемику участников. Для управления ею ведущий организовывает участников через систему вопросов, может также специально ввести правила обсуждения, Каждая группа высказывает свое мнение. Работают соответственно своим ролям аналитик, протоколист и т. д. При необходимости ведущий инициирует высказывания выступающих, их вопросы и оценки в адрес услышанного. Усиление и угасание интереса, корректность ведения полемического спора обеспечиваются управленческими действиями ведущего.

4. Итоговое заключение. Цель – оценка работы группы в вычленении тех аспектов проблемы, которые были затронуты по ходу обсуждения, оценка степени вовлеченности и компетентности участников обсуждения, их готовность принимать позицию другой стороны, умение вести полемику. Оценка сходства-противоположности позиций участников может быть положена в основу проекта решения, ряда рекомендаций, которыми завершается дискуссия, вне зависимости от формы ее проведения.

Заседание родительского клуба

на тему «Поощрение и наказание»

Пояснительная записка

Цель: акцентировать внимание родителей на актуальных проблемах поощрения и наказания детей.

Задачи:

1. повысить психологическую компетентность родителей;

2. познакомить родителей с принципами использования поощрений и наказаний;

3. способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка .

Инструментарий: магнитофон, ватманы, маркеры, мольберт, аудиокассета с релаксационной музыкой.

Оформление кабинета:

1. Изображение цветка с надписью:

· Если ребенок чувствует поддержку, он учится быть уверенным в себе

· Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться

· Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя

2. Рисунки детей на тему «Моя семья»

Форма проведения: «Круглый стол»

Ход дискуссии

1. Вводная часть

Звучит легкая музыка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти на очередное заседание нашего клуба. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему «Поощрение и наказание детей». У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

Предлагаю поприветствовать друг друга: вы должны называть свое имя и характеризовать себя, как родителя, тремя прилагательными.

2. Введение в дискуссию

В наши дни среди педагогов, и среди родителей бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

Давайте попытаемся ответить на глубоко нас затрагивающие вопросы наказаний:

· Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?

· Как вы к ним относились в детстве?

· Как вы к ним относитесь сейчас?

· Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?

3. Групповое обсуждение

Предлагаю вам разделиться на две подгруппы: 1-я подгруппа – «Родители» сторонники наказаний; 2-я – «Ребенок» противники наказаний.

1 Задание «Аргументы»

Вы должны обсудить и записать аргументы «за» наказания, вторая - «против».

Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?

Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

Наказание – это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.

Наказание имеет тройное значение

1. оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением;

2. способствует тому, чтобы такие действия не повторялись;

3. снятие вины с ребенка.

2 задание «Обсуждение ситуаций»

Сейчас давайте обсудим ситуации. (После анализа ситуации и обсуждения способа наказания его относят к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде).

Ситуация 1 (бить):

Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: «Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!»

Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).

Ситуация 2 (обзывания, угрозы):

«Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!»

Ситуация 3 («наряды вне очереди»):

Диалог матери с ребенком:

– Сережа, почему ты опоздал?

– Мам, мы лепили огромного снеговика.

– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? «Наряды вне очереди» прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).

Ситуация 4 (высказать неодобрение):

Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: «Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком».

Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?

Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы часто внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется. Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?

Предлагаю вам научиться способам выражения своих чувств и эмоций посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

- «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест («Прекрати разговаривать!», «Немедленно уберись в комнате!»). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

- «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. «Я-высказывание» – это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» («Мне не приятно, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»).

Тренировка в построении «Я – высказывания».

Проблема

Ты – сообщение

Я – сообщение

Сын (дочь) не может выучить стих.

О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь …

Давай вместе разберемся…

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями? Ты вечно дерзишь!

Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился.

На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.

Плохое поведение

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение.

Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.

Ситуация 5 (строить Я-сообщение):

Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: «Сейчас»– и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.

Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:

· Да сколько же раз тебе надо говорить!

· Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!

· Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 6 (отменить ритуал):

Каждый раз на прогулке Маша ест снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

– Маша, есть снег нельзя.

– Почему?

– У тебя будет болеть горло.

– Ну и что?

– Раз снег такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.

Как вам понравилась идея мамы?

Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их, если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.

Ситуация 7 (наказывать спустя время):

Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели.

Как вы поступите: накажите или простите?

Запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.

- Сейчас предлагаю обсудить способы поощрений:

1. Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?

2. Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?

3. Чего надо опасаться во время похвалы?

4. Чем плоха оценка-похвала?

В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”

Когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

Ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее.

Ребенок может заподозрить, что вы неискренны. \

Например:

Сын: Не получаются у меня эти буквы!

Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!

Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.

Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Упражнение “Кулачок”

Предлагаю поиграть. (Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Итоговое заключение

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? (Высказывания родителей).

Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро.

Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки.

И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! - Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.

Рефлексия результатов встречи:

1. Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи?

2. Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?

После подведения результатов дискуссии, родители награждаются медалью «Домашний воспитатель».

Л 3-4 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения

3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения

3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия

3.3. Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе

3.4. Организация занятий с использованием метода «интеллектуальной разминки»

3.5. Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием

3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»

3.7. Особенности методики подготовки и проведения «круглого стола»

3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения

Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со свер­стниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится прини­мать точку зрения другого человека.

Важную роль в развитии дискуссионных методов сыгра­ли идеи К. Левина о влиянии групповых обсуждений и си­туативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дис­куссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участни­ков в решение обсуждаемых проблем. Один из первых экс­периментов состоял в попытке изменить некоторые шабло­ны поведения домохозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была про­читана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последую­щий подсчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.

Данный эффект объясняется следующими причинами. Если слушатели лекции в основном занимают нейтраль­ную позицию по отношению к раскрываемой лектором теме, то участники дискуссии в ходе обсуждения форми­руют более полярные мнения. Затем суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться конф-ронтационными. Но в обоих случаях дискуссия дает эмо­циональный толчок к последующей поисковой активности участников, что, в свою очередь, реализуется в их конк­ретных действиях.

Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и дру­гих видах деятельности.

3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия

Дискуссионные методы - это вид методов активного со­циально-психологического обучения, основанных на орга­низационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Эти методы применяются при обсуждении сложных тео­ретических и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми, уточнения и согласования позиций уча­стников дискуссии, выработки единого подхода к исследо­ванию определенного явления и др. Метод групповой дис­куссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, дока­зывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислуши­ваться к мнению других.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные про­блемы, но и случаи (по специальной терминологии - казу­сы, или кейсы) из профессиональной практики.

Предметом дискуссии могут быть межличностные отно­шения самих участников группы. В этом случае сеть группо­вых взаимоотношений выступает как реальная учебная мо­дель, с помощью которой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процессов групповой динамики, рас­ширяя свои возможности самоопределения и понимания других.

Психологический механизм использования дискуссионных методов обучения позволяет:

    сопоставив противоположные позиции, дать возмож­ность его участникам увидеть проблему с разных сторон;

    уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопро­тивление восприятию новой информации;

    нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций партнеров;

    выработать групповое решение, придав ему статус груп­повой нормы;

    используя механизм возложения и принятия ответ­ственности, способствовать вовлечению участников дискус­сии в последующую реализацию групповых решений; по­высить эффективность отдачи и заинтересованность участ­ников дискуссии в решении групповой задачи, предоставив им возможность проявить свою компетентность и тем са­мым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Основываясь на исследованиях словацких психологов, С. Дьячкова показала особенности их использования при работе с детьми.

Д. Ондрошек отмечал: «Нелегко бывает без предварительной под­готовки начать с детьми дискуссию о правах человека и гражданских свободах. Нелегко также создать условия для такого типа дискуссий, которые могут дать новые знания детям и новый опыт учителям.

Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют диску­тировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказы­вается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового ма­териала, вопросам по изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дис­куссию, она будет наихудшим методом.

Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть ис­толковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет - вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляют­ся собственные примеры из жизни, актуальные случаи применения или недостаточного использования прав человека в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опы­та диалога в классе) убедиться в необходимости принципов приме­нения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противо­положных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы».

Председатель Международной ассоциации по преподаванию прав человека Ф. Тибитс выделил следующие правила дискуссии:

Слушать того, кто говорит;

Говорит только один человек;

Если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;

Нельзя прерывать того, кто говорит;

Когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;

Нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);

Надо вовлекать в обсуждение всех.

Не страшно, если список, созданный учениками вашего клас­са, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то неизменным. Учитель может специально обращать внимание ре­бят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать допол­нять, дорабатывать список.



Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их ис­полнением. Однако если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их со­блюдать. Так или иначе, очень многое зависит от класса, и препо­даватель сам должен решить, какой из методов окажется более эф­фективным в работе с данными учениками.

К сожалению, простое установление правил не является пана­цеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила само­стоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить соблюдению правил большое внимание. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно об­ращать внимание ребят на то, как выполняются правила. Можно совместно установить некий жест или сигнал, который подает лю­бой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначать специального «ответственного за правила», ко­торый следит за их соблюдением, указывает, если правила нару­шаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблю­дении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.

От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема - все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформу­лировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от интересов детей, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть сценку (импровизационно или подготовившись заранее). Если есть возможность, можно по­казать ребятам видеофрагмент (например, эпизод из художествен­ного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашен­ный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Напомним, что практически все игры в правовом обучении ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сде­лать тему личностно значимой. Так или иначе, с помощью любо­го из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.

Представляя тему, в зависимости от целей учителя, можно по­казать несколько разных аспектов проблемы, т. е. задать какие-то рамки обсуждения. Д. Ондрошек рекомендует: «Лучше всего на­писать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, уви­деть, почему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема напи­сана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают мно­жество возможных ответов. Например: может ли родитель (ди­ректор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?».

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.

«Если дискуссия не выровнена, - пишет Д. Ондрошек, - по­является несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существу­ет много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других)».

Когда дискуссия проводится в свободной форме, т. е. говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следу­ющее.

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень ак­тивных ребят, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Од­на карточка - одно высказывание. Высказался - отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут выступить более тихие.

«Карточки-сигналы»

Для каждого участника дискуссии готовится набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, крас­ная - несогласие, карточка со знаком вопроса - желание задать вопрос, с восклицательным знаком - высказаться самому. Можно придумать карточку - призыв к тишине, если участники дискус­сии говорят все сразу и не слушают друг друга.

«Микрофон»

Учитель вызывает учеников, которые делают вид, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический).

Иначе этот прием называется «Жезл оратора»: маленькая иг­рушка, мячик, палочка - все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, кто держит его в руке. Сказал - пере­дал следующему.

«Речевой этикет»

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребя­та не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз произнесено. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести такое правило. Каждый, кто хочет что-то ска­зать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый колле­га...» и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что...», - продолжает говорящий и излага­ет свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважа­емый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям.

«Роли» (смысловые и организационные)

Еще один прием, позволяющий включить в работу самых раз­ных ребят, - предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль «протоколис­та», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хрономет­риста», следящего за продолжительностью выступления; «ответст­венного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или приводящего по мере надобности факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участни­ки дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».

«Разговор по кругу»

Один из простейших способов структурирования дискуссии. Предлагаем несколько способов организации такой дискуссии.

Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет право говорить не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной пробле­мы и обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем. «Полилог»

Методика рефлексивного анализа «Полилог» используется в психологии для решения проблем в большом коллективе. Она поз­воляет сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то про­блеме. Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного отве­та), и ведущий просит участников называть ассоциации, которые приходят им в голову, или возможные ответы. Делать это необхо­димо по очереди, друг за другом. Если тот, чья очередь говорить, находится в затруднении или не знает, как ответить, он говорит: «Пропускаю», - и тогда продолжает его сосед. Каждое названное слово записывается ведущим на доску, а ребятами - в тетрадь. Так можно пройти несколько кругов до тех пор, пока не накопится до­статочно много ответов. На основании полученных результатов можно сделать какие-то выводы и вести дальнейшую беседу.

К сожалению, работа в кругу может оказаться достаточно уто­мительной и однообразной. Особенно это зависит от величины группы. Чтобы разнообразить работу и сократить время, можно ввести в дискуссию работу в парах.

«Общий ШУМ»

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Од­ной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.

«Дума» («Аквариум»)

Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3, 4, 5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает свое­го представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слуша­ют обсуждение, и высказывания своего представителя. Если чле­ны группы не согласны с ним или хотят подсказать ему новые ар­гументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

«Подсчитывающая дискуссия»

Сотрудники фонда «Образование для демократии» (Польша) предложили свой метод оценки участников дискуссии.

Учитель предлагает тему и вызывает 6-9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занима­ло не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы.

«Молчаливая дискуссия»

Эту форму можно использовать перед началом обычной дискус­сии, для того чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет во­влечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.

Ребята делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа са­дится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги

(можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например: «расизм», «равенство», «закон») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что при­ходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, ма­ленькие рисунки. Все пишут одновременно (лучше - фломастера­ми, а не ручками), соблюдая самое главное правило: «Говорить нельзя, нужно молчать».

После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, за­давать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 мин. или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рас­смотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

«Диалоги и дебаты»

При изучении многих правовых вопросов результативно прово­дить диалоги и дебаты.

Диалог - явление сотрудническое: две или более стороны рабо­тают вместе над взаимопониманием. Дебаты - явление оппозици­онное: две стороны противостоят и пытаются доказать неправоту друг друга.

В диалоге нахождение общих знаменателей является целью. В де­батах целью является победа.

В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения. В деба­тах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и париро­вать своими аргументами.

Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участни­ка. Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.

Диалог раскрывает предположения для переосмысления. Деба­ты защищают предположение как истину.

Диалог вызывает самоанализ собственной позиции. Дебаты вы­зывают критику противоположной стороны.

Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным. Дебаты защищают чью-то собствен­ную позицию как лучшее решение и исключают другие решения.

Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям. Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте.

В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению. В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его с целью доказать правоту.

Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений. Дебаты призывают к решительному отстаиванию соб­ственных убеждений.

В диалоге ищут основы соглашения. В дебатах ищут явные различия.

В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой. В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.

Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть. Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или от­ношениям и часто уничижают или осуждают другого человека.

Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные отве­ты, и что вместе они могут свести их к действенному решению. Де­баты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет.

Диалог всегда остается открытым. Дебаты предусматривают подведение итогов.

Систематизацию отдельных форм организации работы с детьми на уроках права можно осуществлять на основе различных основа­ний. Так, с позиции деятельностного подхода (по мнению специа­листов Молодежного центра прав человека и правовой культуры), целесообразно обратить внимание на следующую форму работы.

«Общий галдеж»

Этот прием хорош для смены темпа урока, например, после длительного выступления учителя.

Скажите ученикам, что у них есть 5 мин. для того, чтобы в груп­пах по 2-3 человека высказать собственное мнение по поводу толь­ко что рассказанного или показанного. Они могут высказать, что чувствуют, что думают, или задать друг другу вопросы о том, чего не поняли. После этого можно попросить группы или пары поде­литься своими мыслями с классом или задать вопросы всем.

Дискуссионные методы

Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии, то есть целенаправленному обмену мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины.

Дискуссия – в переводе с латинского – рассмотрение, исследование; это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов.

Правильно проведенная дискуссия в отличие от классического метода позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет – вместо повторения одинаково сформулированных параграфов, в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи... Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы.

“Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался активно в ход дискуссии, не говорил много, он все равно несет ответственность за эффективность дискуссии. Он должен знать, когда закончить дискуссию, что предоставить решать детям, и на основе этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности выявить основные принципы прав и свобод человека. Кроме общего понимания, необходимо на основе собственного опыта понять и прочувствовать эти принципы и ценности”. (Д. Ондрошек).

Итак, отметим еще раз, что нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:

  • ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;
  • поощрение разных подходов к одному явлению;
  • сосуществование различных, даже противоположных мнений;
  • вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
  • побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.

Кроме того, во время дискуссии ребята думают над тем:

  • как убедительно изложить информацию;
  • как обосновать и аргументировать свою точку зрения;
  • как рассмотреть все подходы к проблеме;
  • как попробовать решить ее.

Причины возможных неудач

Какие опасности могут поджидать преподавателя и учеников, решивших организовать дискуссию?

  • Дискуссия превращается в диалог учителя с отдельными учениками – учитель задает вопросы, ученики отвечают.
  • Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся – дети не хотят (не умеют) думать самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
  • В дискуссии принимает участие лишь небольшая часть ребят – несколько человек активно обсуждают проблему, в то время как остальные пассивно наблюдают или отвлекаются.
  • Дискуссия перестает быть упорядоченной – ученики не слушают, перекрикивают друга, повторяют то, что уже было сказано.

Организация дискуссии

Время дискуссии:

  • для детей 10-11 лет- 40-45минут

Пространственное расположение:

  • дискуссия может быть организована в любом классе;
  • ребята должны сидеть так, чтобы все время видеть друг друга и не быть слишком далеко друг от друга. Столы можно переставить в круг или подковой, от этого появится более неформальная обстановка в классе, учащиеся настроятся на дискуссию;
  • в пространстве работы группы должны быть условия для размещения материалов работы, видимых для всех участников дискуссии.

Правильная организация пространства позволяет преодолеть один из самых устойчивых школьных рабочих стереотипов: учитель стоит перед классом и задает вопросы, отдельные желающие ему отвечают. Такой стиль работы позволяет устанавливать связи между взрослым и каждым (в идеале) ребенком, но не поощряет диалог между детьми. Если в сферу внимания учащегося, кроме преподавателя, будут включены его одноклассники, то вероятность проведения дискуссии, а не обмена репликами между учителем и учениками повысится.

Установка правил ведения дискуссии

Один из способов предотвращения “хаоса” во время дискуссии – это предварительное установление правил. Если учитель и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время обсуждения, гораздо меньше времени потребуется для решения организационных и дисциплинарных проблем, в то время как непосредственно на тему дискуссии останется гораздо больше времени. Четкие правила делают атмосферу класса более доверительной, дружелюбной и безопасной.

Проще всего начать разговор о правилах после неудавшегося, неорганизованного обсуждения, когда ребята ссорились и не проявили большого уважения друг к другу. Учитель может предложить им самостоятельно выработать правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно решать проблемы. Добровольцы предлагают свои варианты, а учитель или кто-то из ребят записывает их на доске. Если ребята что-то не учли, учитель может предложить свой вариант какого-нибудь правила, Каждое из правил совместно рассматривается для того, чтобы все ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли деле оно необходимо. Ребята моего класса приняли правило: “Уважать всех, и в первую очередь говорящего”. Формулировка достаточно абстрактная, я спросила ребят: “Как это – “уважать”? И, подумав, ребята определили: “Не перебивать, не смеяться, внимательно слушать”.

Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список “Законов дискуссии “ и последовательно следит за их исполнением. Однако, если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать, Так или иначе, очень многое зависит от класса, и преподаватель должен сам решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с этими учениками.

К сожалению, просто установка правил не является панацеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить большое внимание соблюдению правил. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно обращать внимание ребят на то, как они выполняются. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подаст любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначить специального “ответственного за правила”, который следит за их соблюдением, указывает, если правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе “оценку”. При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.

Начало дискуссии

От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема – все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть небольшую сценку. Если есть возможность, можно показать ребятам какой-то видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.

Представляя тему, в зависимости от целей учителя можно будет показать несколько разных аспектов проблемы, то есть задать какие-то рамки обсуждения.

“Лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и увидеть, по чему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема написана и виде вопроса или утверждения, которые предлагают множество возможных ответов.” (Д. Ондрошек).

Приемы для упорядочивания свободной дискуссии

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.

“Если дискуссия “не выровнена”, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова, Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других) “. (Д. Ондрошек).

Когда дискуссия проводится в свободной форме, то есть говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следующее.

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных.

Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-голосов. Одна карточка – одно высказывание. Высказался – отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.

Карточки-сигналы

Для каждого участника дискуссии, готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка, покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому. А можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.

Микрофон

“Учитель вызывает учеников, которые изображают, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический)”. (Д. Ондрошек).

Иначе этот прием называется “Жезл оратора”: маленькая игрушка, мячик, палочка – все это может стать “жезлом оратора”. Говорить может только тот, у кого он в руке. Сказал и передал следующему.

Речевой этикет

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: “Как сказал мой уважаемый коллега...” – дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. “Я же считаю, что...” – продолжает говорящий и излагает свое мнение. Обращения “мой уважаемый коллега” или “уважаемый предыдущий оратор” обычно очень нравятся детям.

Роли.

Еще один прием, позволяющий включать в работу самых разных ребят, – предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль “протоколиста “, кратко записывающего идеи на доске или бумаге; “хронометриста”, следящего за продолжительностью выступления; “ответственного за материалы”, в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: “во всем сомневающиеся”, “всем восторгающийся”, “постоянно задающий вопросы”, “ничего не понимающий” и т. д.

Приемы для упорядочивания структурированной дискуссии.

1. Разговор по кругу

Один из простейших способов структурирования дискуссии – организация разговора по кругу. Предлагаем вам несколько способов организации такой дискуссии.

Карусель

“Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель даст инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем”. (Д. Ондрошек).

2. Работа в парах

Общий шум

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть “интервьюирование” своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.

Колесо

Ребята разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30-60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал – “колесо поворачивается” – члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.

Информация, собранная с помощью этих приемов, может послужить для дальнейшего свободного обсуждения.

3. Работа в группах

Дума (“Аквариум “)

Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3-5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение и высказывания своего представителя в частности. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, он посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

Молчаливая дискуссия

Данный способ был предложен Фондом “Образование для Демократии”.

Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии для того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.

Ребята делятся на группы по четыре-пять человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например, “расизм”, “равенство”, “закон”) и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило: “Говорить нельзя, нужно все делать молча”.

После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить “молчаливый этап” можно примерно через 10 минут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

Диспут

Участники дискуссии сразу же определяют две противоположные точки зрения по обсуждаемому вопросу и делятся на две группы – сторонников одной точки зрения и сторонников другой. Группы рассаживаются по разным концам класса.

После этого на середину выходит один из членов первой группы и приводит аргумент в защиту своей точки зрения. Затем выходит представитель второй группы, опровергает высказанный аргумент и приводит свой довод. Далее опять выходит человек из первой группы, опровергает доводы предыдущего оратора и высказывает новые аргументы. Так происходит до тех пор, пока сторонники какой-либо точки зрения не убедят сторонников другой в своей правоте.

Внутри группы участники дискуссии могут коллективно обсуждать доводы другой группы, могут устанавливать очередь выхода и высказывания аргументов в защиту своей точки зрения или предоставлять это право тому, у кого есть что сказать. Если кто-то из группы в результате дискуссии изменил свою точку зрения, он может перейти в другую группу.

Закончиться диспут можно несколькими способами. В результате подробного обсуждения сторонники обеих точек зрения получают много новой информации. Рассмотрев вопрос с разных сторон, они могут склониться к одному из мнений. Одна из групп может переубедить других. В других случаях можно пригласить судей – умных и уважаемых людей, придерживающихся нейтральной позиции. Они присуждают победу группе, чьи аргументы были более убедительны.

Внутренний круг

“Молчаливые ребята, которые в первую половину урока не получили слова, пересаживаются так, чтобы образовался внутренний крут. Им поручается роль наблюдателей. Пока внешний круг, составленный из слишком активных и говорливых участников, спорит, сидящие во внутреннем кругу запоминают и оценивают полемику, а потом должны высказать свое мнение”. (Д. Ондрошек)

Симпозиум

Каждый участник группы выступает со своим сообщением, представляющим его точку зрения, и отвечает на вопросы других, а затем идет обсуждение.

Дискуссии, использующие иерархию ценностей

Там, где для вольной дискуссии тема слишком сложна и широка, лучше использовать возможности, заложенные в упорядочивании, иерархии положений. Проблему можно выразить и в виде множества возможных решений, положений, ценностей и т. д. Перед учениками нужно поставить одну из задач:

а) выбрать одну из возможностей (которая кажется наиболее важной, правдоподобной);

б) выбрать несколько положений, которые находятся для них на первых местах и несколько положений, которые по их оценке, находятся на последних местах;

в) упорядочить все положения (на основе критерия, данного в инструкции).

Положения, которые нужно упорядочить, учитель может выбрать сам исходя из актуальных потребностей класса, на основе информированности и знаний учащихся, а также на основе сегодняшней общественной ситуации, актуального события в классе или в школе. Эти положения учителя надо заранее хорошо обдумать и подготовить. Список должен быть таким, чтобы очередность положений не была очевидной, ясной, не предполагала единое правильное решение задачи. Напротив, они должны быть выбраны так, чтобы заранее предполагалось, что разные люди по-разному будут их оценивать, отсюда – простор для дискуссии. Список положений может пополняться прямо во время урока. Ребята сами выдвинут положения и с помощью учителя, побуждающего их к дальнейшим находкам, могут создавать интересное и мотивированное вступление к дискуссии об упорядочении положений.

Дискуссию такого типа можно разделить на несколько фаз.

1. Ребята создают список положений, о которых будут дискутировать (если учитель не счел необходимым подготовить такой список заранее).

2. Каждый самостоятельно выстраивает эти положения в иерархическом порядке – исходя каждый из своего представлении о предмете.

3. В малых группах ребята посредством дискуссии (15 минут) составляют общий список. По окончании дискуссии его пишут на доске, и ведущий указывает, что, несмотря на одинаковую инструкцию, мнения разделились.

4. Ключевой момент. Учащиеся дискутируют по широкому кругу проблем:

  • что повлияло на разделение мнений в классе (прошлый опыт, информация, предрассудки и т.д.);
  • как происходила дискуссия в малых группах и как группы приходили к окончательному общему решению (все ли участвовали в дискуссии или некоторые доминировали, были ли в группе разные роли, был ли у дискуссии ведущий; как пришли к решению; голосованием, на основе консенсуса, оценкой положений к т.д.);
  • увидели ли ребята во время дискуссии взаимосвязь с правами, гражданскими свободами и принципами демократии “ (Д. Ондрошек).

Приведем примеры вопросов для иерархической дискуссии.

  • Каковы права ученика школы на физическое пространство, на учителя, дающего достойный уровень образования, на отдых от занятий – на перерыв)?
  • Если школа достала бесплатные путевку за границу, кого нужно послать (отличников, тех, кто не может сам поехать, спортсменов, выбранных голосованием, вытянувших жребий)?
  • Какие подарки лучше делать детям на день рождения (из материальной или духовной сферы)?

Мозговой штурм

Это очень распространенная форма, используемая для решения творческих задач. Ее основной принцип – отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решения.

Задача этапа генерации идей – предложить как можно больше способов решения проблемы. Принимаются любые идеи, независимо от их серьезности или безумности. Участники должны чувствовать себя абсолютно свободно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди потока предложений появятся настоящие “жемчужины”. Чтобы никого не смутить, запрещается любая критика. Один из участников назначается протоколистом, его цель – записать все, что будет названо.

На втором этапе (принятие решения) все предложенные идеи подвергаются серьезному анализу. Для начала участники могут выработать некие критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй вариант – критерии сами вырабатываются в процессе обсуждения. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений.

Задача ведущего дискуссии – постараться уменьшить, значимость своей роли и увеличить значимость ролей участников. Его главная цель – организовывать процесс обсуждения, поощрять ребят принимать участие в диалоге, не становясь то же время главным судьей или “истиной в последней инстанции “.

  • Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения в группе.
  • Убедитесь, что все участники дискуссии понимают предложенный вопрос.
  • Вовлекайте в дискуссию максимально большое количество учащихся.
  • Давайте ребятам время на обдумывание ответа. Если ученик не начинает говорить сразу же, дайте ему несколько секунд, чтобы собраться с мыслями (этот совет подходит для более младших ребят).
  • Обращайте внимание на каждый ответ (не игнорируйте никого).
  • Чтобы дискуссия проходила более плодотворно, старайтесь изменить ход рассуждений (расширить мысль, дать ей другое направление).
  • Задавайте ребятам уточняющие вопросы (“Ты сказал, что здесь есть сходство... Сходство в чем?”, “Что ты имеешь в виду, когда говоришь о...”, “Как ты пришел к этам выводам?” и т.п.).
  • Предостерегайте ребят от необоснованных обобщений!

Завершение дискуссии

“В конце необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую формулировку”. (Д. Ондрошек).

Преподаватель может поблагодарить всех участников дискуссии, отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат положительную “обратную связь “, которая поможет им закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.

Для того чтобы поощрять сознательное отношение ребят к участию в дискуссии и стремление следовать установленным правилам, можно предложить им оценить проведенное обсуждение, опираясь на такие вопросы.

  • Довольными вы дискуссией?
  • Что было в ней удачно?
  • Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?
  • Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
  • Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Существует несколько форм организации оценки – краткое обсуждение по каждому пункту, самостоятельный ответ на вопросы с последующим подведением итогов, обсуждение отдельных параметров оценки. Вопросы для оценки можно написать на большом плакате и повесить на стену в классе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. – Братислава, 1994.
  2. Кульневич С. Совсем необычный урок. – Воронеж, 2006.
  3. Классные часы в 3-4 классах.
  4. Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература, №31/2003.
  5. Метод дискуссии.- // Завуч. Управление современной школой, №2/2006.

На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы.

Научные факты характеризуются объективностью, достоверностью, точностью. При использовании научного факта большое значение имеет его новизна. В силу значимости научного факта исследователь подвергает его критической оценке, выявляет его объективность, достоверность. Достоверность определяется на основании первоисточников его происхождения. Если достоверность научного факта не установлена, он, во-первых, не может быть назван научным, во-вторых, не может быть использован в научном труде, каким является диссертация.

В этой связи официальное издание, публикуемое от имени государственных и общественных организаций, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Вместе с тем исследователи правильно поступают, когда подвергают перепроверке факты, взятые даже из официальных изданий.

К достоверным источникам научного факта относят монографии и другие научные труды, в которых представлен источник получения научного факта, его происхождение, дается обоснование достоверности. Научный труд сам создает научный факт, который может быть использован другими исследователями с оформлением источников. Но научный факт, приводимый в монографии без обоснования источника, не может в последующем использоваться как научный факт без выявления и подтверждения его достоверности.

Эмпирическое познание формирует особый тип знания, поставляющий науке факты. Без установления фактов невозможно никакое научное исследование. Поэтому основной задачей эмпирического познания является установление и накопление научных фактов.

К методам установления научных фактов относятся: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Рис. 4 - Методы установление научных фактов

Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью выяснения их определенных свойств и отношений. В ходе наблюдения мы получаем не только знание о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - и о присущих ему существенных свойствах и отношениях. Наблюдение осуществляется как непосредственным образом (с помощью наших органов чувств), так и опосредованно (с помощью разных приборов и технических устройств -микроскоп, телескоп, фото- и кинокамера, компьютерные томографы и т.д.). Следует указать, что в современной науке наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

Эффективность процесса наблюдения зависит от реализации ряда требований:

Преднамеренность или целенаправленность, то есть наличие четко сформулированной задачи, под углом зрения которой оно протекает;

Планомерность и систематичность, то есть проведение наблюдения непрерывно по заранее заданной системе и плану;

Наблюдение требует тщательного описания, точной фиксации замечаемых фактов средствами естественного и искусственного языков (схемы, графики, диаграммы, рисунки);

Исследователь, ведущий наблюдение, должен обладать необходимой теоретической и практической подготовкой в избранной области, большим вниманием, тщательностью, даже скрупулезностью в его осуществлении.

Важным обязательным моментом наблюдения является интерпретация его результатов, расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на ленте электрокардиографа и т.д. На интерпретацию фактов может повлиять позиция наблюдателя - как пространственно-географическая, так и социальная (например, интересы и убеждения наблюдателя в социологии). В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией, гипотезой. Он не просто фиксирует, регистрирует любые факты, сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом важно, чтобы факты были репрезентативны Нарушение указанных требований к процедуре наблюдения ведет к различного рода неточностям, искажающим действительность.

В ходе наблюдения или по его завершению исследователи широко используют такой метод как сравнение.

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это значит сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение (отношения тождества и различия).

Сравнительный (компоративный) подход имеет смысл только при выявлении признаков «однородных» предметов, образующих классы. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение может быть основой такого логического приема, как аналогия и служить исходным пунктом для сравнительно-исторического метода, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях. Сравнение различных предметов может быть либо непосредственным, либо опосредованным. В последнем случае сравнение двух предметов осуществляется через их соотнесение с третьим, выступающим в качестве эталона. Такое опосредованное сравнение получило в науке наименование измерения.

Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью определенной единицы (метры, граммы, ватты и т.п.).

Для процедуры измерения необходимы следующие компоненты:

Объект измерения;

Единица измерения (эталон);

Измерительные приборы;

Методы измерения:

Субъект измерения (наблюдатель).

Точность измерения зависит от подготовки и усилия исследователя, применяемых им методов, точности измерительных приборов и т.д.

Измерение - метод количественного анализа. С момента зарождения новоевропейской науки количественные методы вообще и измерение в частности широко применялись и стали органической частью научного познания. Широко известна мысль И.Канта о том, что в науке «ровно столько науки, сколько в ней математики». Однако, как отмечалось ранее, чтобы отразить действительность вo всей ее полноте, нужно постичь внутреннее единство качественной и количественной определенности, проще говоря - в познании необходимо выйти за пределы математической односторонности к целостному познанию. Ибо познание - это не только вычисление, но и мышление, и, тем самым, «осмысленное вычисление».

Наблюдение, сравнение и измерение используются в науке как сами по себе, так и в составе более сложного и эффективного метода эмпирического исследования, а именно - эксперимента (научного опыта).