Где чаще смерч в америке. Торнадо в сша. Как "работают" торнадо в США

Почему продали авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» – одни эту сделку называют преступной, другие одобряют. У многих моряков продажа тяжелого авианосца «Адмирал Горшков» до сих пор вызывает негодование: корабль по всем параметрам был не старый, у него только ходовые испытания начались в 1987 году. Больше того, корабль ведь не продали неисправным или ржавым – его почти 10 лет модернизировали, плюс оснастили новыми истребителями МИГ-29, а также вертолетами Ка-31 и Ка-27. То есть, Россия лишилась полноценного авианосца, оставив у себя во флоте только один-единственный подобный крейсер «Адмирал Кузнецов», недавно прославившийся на весь мир своими дымящим выхлопом.

Причин продажи авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», а также того, что Россия больше не строит авианосцы очень много.

Во-первых, нет тактической надобности в таких кораблях. Многие эксперты считают, что гораздо выгоднее развивать ПВО и подводный флот, а авианосец нужен лишь для сравнительно небольших операций типа войны в Сирии. При крупном конфликте такое судно является легкой добычей, поэтому оно не окупает затрат на строительство и обслуживание.

Во-вторых, в России нет инфраструктуры для обслуживания таких больших кораблей. Авианосцы раньше строились и обслуживались в Николаеве, сейчас это другое государство. Не каждая пристань или порт могут принять тяжелый крейсер типа «Адмирала Горшкова», поэтому судно стоит на рейде, даром растрачивая моторесурс и топливо.

В-третьих, в России нет самолетов вертикального взлета и посадки. После того, как с «Горшкова» рухнул Як-41, программу даже обновленной модели ЯК-141 свернули в 2003 году. С американцами с их British Aerospace Sea Harrier и отработанными технологиями подобных самолетов конкурировать бессмысленно. Просто нет ресурсов, автоматики, технологий, чтобы создать такую машину. А без таких машин авианосцы не слишком универсальны.

В-четвертых, в отечественных авианесущих крейсерах нет паровых катапульт. Взлет осуществляется при использовании трамплина, а от этого безопасности не прибавляется. Потеря же каждого самолета – дело дорогостоящее.

В-пятых, «Адмирал Горшков» по мировым понятиям устарел. Котлотурбинный крейсер, работающий на мазуте, по сравнению с атомными аналогами развитых стран, устарел еще при выходе. В Горшкове используются те же установки ГТЗА ТВ-12-4, что и в «Кузнецове». А ведь сколько было случаев, когда «Кузнецова» тащили на буксире, либо он (как в 1995 году) едва не разбивался о берег из-за отказа двигателей.

Даже во время ходовых испытаний «Адмирала Горшкова», состоявшихся перед передачей в Индию, у него отказали котлы.

В то же время, при продаже крейсера Индии, удалось выручить большие деньги. Что очень приятно для тех, кто этот корабль не строил.

Безусловно, тот факт, что продали авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», конечно, многими воспринимается, как предательство. И, если брать в расчет опыт западных стран, то они свои корабли модернизируют, а от авианосцев не отказываются (значит видят в этом смысл).

Так что, несмотря на большое количество «объективных» причин, в продаже «Горшкова» ничего радостного и положительного нет. С другой стороны, может лет через 50 в России создадут более перспективный атомный авианосец, на фоне которого сожаления о разбазаривании флота будут не так тяжело восприниматься.

Самая проблемная сделка между Индией и Россией наконец-то получила разрешение.

Индия перечислила дополнительно 102 миллиона долларов на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Викрамадитья», носившего в составе ВМФ РФ название «Адмирал Горшков». Контракт на поставку и модернизацию «Адмирала Горшкова» был подписан в 2004 году. Согласно его первоначальным условиям, общая стоимость переоборудования крейсера должна была составить 1,5 миллиарда долларов, половина из которых предназначалась для закупки самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Завершение модернизации было запланировано на 2008 год, однако российская сторона запросила дополнительное финансирование работ в размере одного миллиарда долларов. В конце концов, согласились на 102 миллиона долларов. О том, что стоит за этой сделкой корреспондентам «СП» рассказал эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин.

«СП»: — Почему контракт на модернизацию и поставку в Индию «Адмирала Горшкова» называют самой проблемной сделкой?

— Сделку по продаже авианосца признавали убыточной как в России, так и в Индии. По данным счетной палаты Индии, строительство собственного авианосца обошлось бы дешевле, а срок его службы был бы в два раза больше. В феврале 2009 года началось строительство первого индийского авианосца, в 2014 году его планируется ввести в состав ВМС Индии. К тому же финансовый кризис, инфляция привели к удорожанию работ по модернизации. Наши корабелы запросили дополнительные средства. Индия уже была готова отказаться от контракта. Но, вероятно, возобладали традиции делового российско-индийского партнерства. Правительство Индии приняло все-таки решение о выделении дополнительных средств. И вот на днях они поступили на счета корпорации «Севмаш», осуществляющей модернизацию «Адмирала Горшкова». Это событие дает реальную возможность для начала новой жизни нашего авианосца уже в индийском оборонном пространстве.

«СП»: — А в российском оборонном пространстве ему не нашлось места?

— По скудости финансовых средств Россия не в состоянии содержать такие корабли. Только его элементарное обслуживание обходится в несколько миллионов долларов в год.

«СП»: — Почему же недавно президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия собирается строить три авианосца, если мы не в состоянии обслуживать один уже имеющийся?

— Это вопрос — к военным консультантам Медведева. Поскольку дальше заявлений решение вопроса не продвигается (во всяком случае, я ничего не слышал о столь масштабной кораблестроительной программе, а тем более о выделении под нее соответствующих финансов), то можно, скорее всего, говорить о некой пиар-акции, но отнюдь не о реалиях.

«СП»: — Значит, наш кораблестроительный комплекс продолжает кормиться за счет распродажи советской техники?

— Спасибо хотя бы за то, что сегодня продают авианосцы не за бесценок в качестве металлолома, как это был в 90-е годы прошлого столетия, а модернизируют и лишь потом продают. Это не только приток средств, но и загрузка рабочих ресурсов, что позволяет их сберечь до лучших времен. К тому же в данном случае за счет Индии мы продолжаем развивать свою технику. Например, на днях на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» корпорация «МиГ» закончила успешные летные испытания палубных истребителей МиГ-29К.

«СП»: — Но ведь МиГ-29К служит в наших Вооруженных силах более 20 лет, какие могут быть испытания?

— Говоря о МиГ-29К, следует понимать, что под этим индексом скрываются две абсолютно разные машины на базе МиГ-29. Первая из них, известная под индексом 9−31, поднявшаяся в воздух в далеком 1988 году, была предназначена для использования на палубах авианосцев параллельно с более тяжелым и дорогим Су-33. Однако после 1991 года от МиГ-29К по некоторым причинам отказались, и Су-33, построенный в 1990—1995 годах в количестве 24 единиц, стал единственным российским палубным истребителем четвертого поколения. В настоящее время в эксплуатации находятся 19 машин этого типа.

МиГ-29К надолго ушел в тень, чтобы вновь появиться почти 15 лет спустя: контракт с Индией на ремонт, модернизацию и поставку авианосца «Адмирал Горшков» предусматривал поставку истребителей для авиакрыла нового корабля. Тяжелый Су-33 в размеры «Горшкова» не вписывался, и в результате было принято решение о разработке новой машины на базе МиГ-29. Она получила фирменный индекс 9−41, но сохранила наименование прежней модели: МИГ-29К.

Новый самолет, который со старым МиГ-29К роднило только общее происхождение, внешний вид и некоторые элементы конструкции, впервые поднялся в воздух в 2007 году. Одновременно начались испытания и двухместной модели истребителя МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой). Предполагается, что Индия получит 16 машин МиГ-29К/КУБ, с возможным в дальнейшем увеличением поставок для оснащения авианосца собственной постройки.

«СП»: — Не могли бы вы рассказать о причинах, по которым в 1991 году отказались от МиГ-29К?

— Начались реформы, все рушилось, финансирование на оборону — мизерное. К тому же на Западе стали известны все секреты этой машины, а значит, ее преимущества перестали быть таковыми.

«СП»: — Как это — стали известны?

— Советский перебежчик переправил его в Турцию. 20 мая 1989 года пилот 176-го авиационного полка капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного. В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них. После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок. Зуев угнал самолёт в Трабзон. Первыми его словами на турецком аэродроме, как тогда написали газеты, были: «Наконец-то я — американец!».

Зуев получил политическое убежище в США. В дальнейшем консультировал американские ВВС, но вскоре погиб в авиакатастрофе.

«СП»: — Теперь этот рассекреченный самолет реанимировали?

— Практически, как я уже сказал, создали на его базе другой. Он пойдет не только в Индию. ВМФ России рассчитывает купить новые палубные истребители МиГ-29К для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В настоящее время наш авианосец располагает, как я говорил, парком из 19 палубных истребителей Су-33, ресурс которых истечет к 2015 году. Производство новых Су-33 в малых объемах нерентабельно. МиГ-29К более подходят, поскольку уже есть индийские деньги на 16 самолетов, на подходе средства еще на 12 машин. Это удешевляет серию и позволяет экономить на разработке. То есть фактически с помощью Индии мы перевооружим авиакрыло и нашего «Адмирала Кузнецова».

Из досье «СП»:

Тяжелый авианесущий крейсер пр. 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота в целях придания боевой устойчивости оперативным соединениям ВМФ, нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам противника, а также для оказания поддержки морским десантам и наземным войскам.

Самый крупный боевой корабль ВМФ России. Находится на боевой службе в составе Северного флота.

Характеристики

Основной разработчик ОАО «Невское ПКБ»

Основной производитель Черноморский судостроительный завод (г. Николаев)

Водоизмещение, т: 58500

Скорость полного хода, уз. 30

Дальность плавания максимальная, мили 18000 ходом 18 узлов

Автономность, сут. 45

Вооружение:

ракетное 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 ЗРАК «Кортик»

артиллерийско-стрелковое

радиотехническое БИУС «Лесоруб», РЛС «Марс-Пассат», «Фрегат-М2», «Подкат», «Резистор»

Энергетическая установка 4 вальная котлотурбинная установка, 200000 л.с., 4 ВФШ

Главные размерения, м 304,5×72×10,5

Палубные боевые самолеты МиГ-29К относятся к многофункциональным истребителям поколения «4++» и могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28000 т. Они отличаются усовершенствованным планером, складываемым крылом, малой заметностью, увеличенной емкостью топливной системы и другими свойствами. Максимальная взлетная масса МиГ-29К составляет 24500 кг, максимальная скорость полета — 2200 км/час, практический потолок — 17500 м.

Управляемое ракетное оружие класса «воздух-воздух» может включать 2−4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т (ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса «воздух-поверхность» общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.

Soviet Kiev class VSTOL aircraft carrier BAKU.JPEG Не следует путать с Викрамадитья (авианосец).

(до 4 октября 1990 года «Баку», в последнее время в официальных документах именуется в упрощённом виде «Адмирал Горшков») - советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер, единственный корабль проекта 1143.4, продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104 . Строился «Баку» по изменённому проекту 1134.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля - машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях - в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАКР проекта 1143.5) - были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года - с их помощью на крейсер была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).

Испытания

Ходовые испытания ТАКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт - «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.

Боевая служба

27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата - Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты - 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать, что было подкреплено снятием с вооружения штурмовиков Як-38. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября - первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.

3 февраля 1992 года ТАКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля советский Военно-морской флаг был сменён на Андреевский. 2 февраля 1994 года корабль пострадал от пожара, а 7 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек. После этого корабль перевели в Росляково.

Продажа крейсера

В 1994 г. начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000, но сумма контракта до 2002 г. оставалась предметом торга. Подписанное 29 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию «Адмирала Горшкова» и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.

В июле 1999 авианесущий крейсер отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт крейсера задерживался из-за нехватки кадров:

Планируется, что 3 июля авианосец выйдет в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца будет проверяться работу в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море стартуют летные испытания с участием самолетов и вертолетов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 15 ноября 2013 г. планируется передача авианосца ВМС Индии.


«Адмирал флота Советского Союза Горшков»
Служба: Россия
Класс и тип судна Тяжёлый авианесущий крейсер
Порт приписки Мурманск-35
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель Черноморский судостроительный завод
Строительство начато 26 декабря 1978 года
Спущен на воду 31 марта 1982 года
Введен в эксплуатацию 20 декабря 1987 года
Выведен из состава флота 5 марта 2004 года
Статус Продан 20 января 2004 года, включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»
Основные характеристики
Водоизмещение 45 390 т наибольшее
44 490 т полное
38 970 т нормальное
33 440 т стандартное
Длина 242,86 м по ватерлинии
273,08 м наибольшая
Ширина 31,0 м по ватерлинии
52,9 м наибольшая
Высота 60,30 м габаритная
Высота борта (от КВЛ):
24,96 м в носу
21,63 м на миделе
21,61 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):
при нормальном водоизмещении 8,47 м
при полном водоизмещении 9,42 м
Наибольшая: 11,52 м
Бронирование Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
Двигатели Котлотурбинная, четырёхвальная
4 ГТЗА ТВ-12-3
8 котлов КВН 98/64
Мощность Паротурбины: 4 × 45 000 л.с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт
Движитель 4, четырёхлопастные
Скорость хода 14,05 узла экономического хода
18,32 узла боевого экономического хода
29 узлов полного хода
32,5 узла максимального хода
Дальность плавания При скорости 18 узлов - 7590 миль
Автономность плавания 30 суток
Экипаж По штату: 1615 человек
Со штабом: 1665 человек
Авиагруппа: 430 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К4»
2 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Лесоруб-434»
Комплекс связи «Буран»
ГАК «Полином»
Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
Артиллерия 2 × 1 АК-100 (600 снарядов)
Зенитная артиллерия 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа 36 самолётов и вертолётов
По проекту:
14 × СВВП Як-41М
6 × СВВП Як-38М
10 × Ка-27ПЛ
2 × Ка-27ПС
4 × Ка-27РЛД
11 декабря 1987 года Военно-морской флот СССР получил от советской судостроительной отрасли авианесущий крейсер «Баку», оснащенный самолетами вертикального взлета Як-38 и ракетным комплексом «Базальт». 20 декабря на крейсере был торжественно поднят военно-морской флаг (эта дата считается днем рождения корабля). Этот пост делаю заключительным в первой главе истории этого корабля. Вторая глава начнётся 15 ноября. В этот день пройдёт торжественное мероприятие, на котором корабль передадут Индии.

Авианосец «Баку». 1987 год


27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности и уже 7 июня покинул Севастополь для совершения перехода к месту постоянного базирования в Мурманск, совместив переход с первой боевой службой. В дальнейшем крейсер не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались.

Авианосец «Баку», Средиземное море, 1988 год. Бортовой номер изменен с 111 на 103

В 1991 году на крейсере прошли испытания нового палубного истребителя с вертикальным взлетом и посадкой Як-141 — он должен был заменить списанные штурмовики Як-38. К сожалению, случилась авария, в ходе которой самолет потеряли. Испытания были прекращены и больше не возобновлялись.

Авианосец «Баку», 1988 год

В октябре 1990 года авианосец получил новое имя — «Адмирал Горшков», а в июле 1992-го советский военно-морской флаг сменили на Андреевский стяг. В феврале 1994 года крейсер пострадал от пожара, а через пять дней в результате аварии паропровода погибло 6 человек, после чего корабль отправили в Росляково в резерв.

В 1995 году «Адмиралом Горшковым» стали интересоваться индийские военно-морские силы — они сделали запрос о возможности его аренды. К 2002 году был согласован технический проект, по которому авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» в ходе переоборудования и модернизации становился полноценным авианосным кораблем.

Июль 1999 года. Буксир Северного флота «Николай Чикер» ведет авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» на «Севмаш». Ту же картину мы будем наблюдать через 13 лет, когда этот же буксир выведет «Викрамадитью» в море на ходовые испытания. На фото он идет по каналу, поэтому крупные корабли до глубины выводят на буксире.

В 2004 году российские и индийские власти подписали два контракта. Согласно первому контракту Индия покупала крейсер по цене металлолома и вдобавок давала около 1 млрд долларов на его ремонт и модернизацию на «Севмаше» и 100 млн — за передачу пакета документации и информации по кораблю. Взамен Россия обязалась поставить Индии 16 истребителей Миг-29К.

Корабль завели в наливной бассейн «Севмаша»

В 2004 году начался ремонт корабля, включавший переоборудование и модернизацию. В наливном бассейне «Севмаша» была проведена дефектация корабля, после которой выяснилось, что указанной в контракте суммы на ремонт недостаточно. Через несколько лет поняли, что легче построить новый корабль, чем переоборудовать старый. К счастью, с Индией удалось договориться о переносе сроков сдачи корабля с указанного в контракте 2008 года на 2012-й. Кстати, это самый большой корабль в мире, когда-либо строившийся на экспорт.

Наливной бассейн «Севмаша»

Стоимость ремонта корабля возрастала практически из года в год и в результате превысила начальную сумму, указанную в контракте 2004-го, в несколько раз

Установка трамплина на носу авианосца

И вот наконец наступил исторический момент, который так долго ждали не только корабелы «Севмаша» и индийцы, но и сотни других предприятий, участвовавших в модернизации, а также политики и все, кто интересуется флотом — 8 июня 2012 года корабль вышел в море.

Корабль после вывода из наливного бассейна

Испытания прошли авиационно-технические средства, самолеты Миг-29К, Миг-29КУБ, вертолеты Камова. За испытаниями «Викрамадитьи» в международных водах постоянно следили разведывательные корабли НАТО и норвежские разведывательные самолеты «Орион». Самолеты сбрасывали буйки, с помощью которых записывали данные о корабле.

Первый выход в море . Фото: КУЛЕШОВ ОЛЕГ.

В конце июля случилась неприятность: из восьми паровых котлов силовой установки крейсера вышли из строя, по одним данным, три котла, по другим — семь. Причиной аварии стало разрушение слоя теплоизоляции котлов.

Баренцево море

За зиму 2012/13 все неполадки были устранены, и 3 июля 2013 года корабль вышел на вторые ходовые и государственные испытания.

Выход «Викрамадитьи» 3 июля 2013 года. Фото: КУЛЕШОВ ОЛЕГ.

В ходе испытаний, в которых принял участие и индийский экипаж, корабль подтвердил все свои спецификационные характеристики и развил скорость свыше 29 узлов.

Возвращение с испытаний «Викрамадитьи» 20 сентября 2013 года. Фото: КУЛЕШОВ ОЛЕГ.

20 сентября 2012 года в 9 часов вечера авианосец «Викрамадитья» вернулся в Северодвинск: на «Севмаше» его подготовят к передаче индийской стороне, выгрузят заводское оборудование. 15 ноября корабль торжественно передадут военно-морским силам Индии.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Адмирал флота Советского Союза Горшков»
Служба: Россия
Класс и тип судна Тяжёлый авианесущий крейсер
Порт приписки Мурманск-35
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель Черноморский судостроительный завод
Строительство начато 26 декабря 1978 года
Спущен на воду 31 марта 1982 года
Введён в эксплуатацию 20 декабря 1987 года
Выведен из состава флота 5 марта 2004 года
Статус Продан 20 января 2004 года, включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»
Основные характеристики
Водоизмещение 45 390 т наибольшее
44 490 т полное
38 970 т нормальное
33 440 т стандартное
Длина 242,86 м по ватерлинии
273,08 м наибольшая
Ширина 31,0 м по ватерлинии
52,9 м наибольшая
Высота 60,30 м габаритная
Высота борта (от КВЛ):
24,96 м в носу
21,63 м на миделе
21,61 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):
при нормальном водоизмещении 8,47 м
при полном водоизмещении 9,42 м
Наибольшая: 11,52 м
Бронирование Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
Двигатели Котлотурбинная, четырёхвальная
4 ГТЗА ТВ-12-3
8 котлов КВН 98/64
Мощность Паротурбины: 4 × 45 000 л.с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт
Движитель 4, четырёхлопастные
Скорость хода 14,05 узла экономического хода
18,32 узла боевого экономического хода
29 узлов полного хода
32,5 узла максимального хода
Дальность плавания При скорости 18 узлов - 7590 миль
Автономность плавания 30 суток
Экипаж По штату: 1615 человек
Со штабом: 1665 человек
Авиагруппа: 430 человек
Вооружение
Навигационное вооружение Комплекс «Салгир»
Комплекс «Тайфун-1»
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К4»
2 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Лесоруб-434»
Комплекс связи «Буран»
ГАК «Полином»
Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
Артиллерия 2 × 1 АК-100 (600 снарядов)
Зенитная артиллерия 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа 20 самолётов,
16 вертолётов

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38 . 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск» , на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104 . Строился «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля - машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях - в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАКР проекта 1143.5) - были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года - с их помощью на крейсер была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона . Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).

Испытания

Ходовые испытания ТАКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАВКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт - «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР . 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг .

Боевая служба

27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У , 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ , 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь . В ходе боевой службы в Средиземном море ТАКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА) . По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата - Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск .

В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты - 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141 , который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября - первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.

1 февраля 1992 года в результате аварии паропровода и возникшего пожара в кормовом МКО погибли 6 человек. 3 февраля 1992 года ТАКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля Военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. После этого корабль перевели в Росляково .

Продажа крейсера

В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию ТАКР и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27 .Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.

В июле 1999 года ТАКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАКР задерживался из-за нехватки кадров:

3 июля 2013 ТАКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. состоялась торжественная передача авианосца ВМС Индии .

Память

3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАКР, остававшийся на верфи после переоборудования корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске .

Напишите отзыв о статье "Адмирал Горшков (авианесущий крейсер)"

Примечания

Ссылки

  • . Russian-Ships.info. Проверено 14 июля 2014.
  • . РИА Новости (11 марта 2010). Проверено 14 июля 2014.
  • . ИТАР-ТАСС (15 ноября 2013). Проверено 14 июля 2014.