Какая болезнь была у евтушенко. Евгений Евтушенко ушел в вечность…. Рядом с Евтушенко до последнего были родные…39_014

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

"... сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. " (2Тим 3:8,9)


Христадельфиане - христианская унитарная конфессия, сформировавшаяся в 19-м столетии в Великобритании и СШA. Фактически берёт своё начало от ряда раннехристианских течений, в т.ч. арианства.

Главное, во что верят Христадельфиане, состоит в следующем:

Иисус Христос является обетованным еврейским Мессией и Сыном Божиим, который не соравен Богу Отцу и существовал до Своего рождения только в замысле Бога. Бог воскресил Иисуса на третий день после его распятия на кресте и даровал Ему бессмертие;

Христос вернётся на Землю и установит на ней Царство Божие, исполняя тем самым Божии обетования, данные Аврааму и Давиду;

Смерть является бессознательным состоянием. Христадельфиане не верят в бессмертие души, но верят в воскресение к жизни вечной в награду праведникам;

Словом «ад» (греч. hades, еврейской шеол) называется просто могила; Христадельфиане не верят в вечные мучения. Грешников ждёт смерть и вечное поругание.

Крещение является одним из неотъемлемых условий для спасения и должно осуществляться взрослым человеком посредством полного погружения в воду;

Святой Дух не является личностью, а буквально переводится «дыхание святости», то есть святой дух — это аллегория того, как Бог воздействует на людей.

Сатана (дьявол) не является личностью; слово означает «враг», «противник», «оппонент» и в большинстве случаев в Библии подразумевает грех и сопротивление Божьей воле.

Христадельфиане обычно собираются каждое воскресенье для преломления хлеба в память о смерти и воскресении Иисуса Христа. Встречи происходят реже, если братья и сестры, как называют себя христадельфиане, изолированы друг от друга большим расстоянием. Их встречи происходят либо по домам либо в небольших залах. Служение на этих собраниях происходит просто, их участники верят и убеждены на основании Писания, что примерно так проходили служения христиан первого столетия. Только крещеные христадельфиане могут преломлять хлеб. У них нет центрального координирующего органа, которому подчинялись бы все экклесии вне зависимости от места их нахождения. Иными словами, у христадельфиан отсутствует какая-либо иерархическая структура, присущая практически всем известным деноминациям.

Христадельфиане издают множество различной литературы, полный список названий которой превышает 1000 публикаций.

Женщинам не разрешается учить на формальных собраниях в присутствии мужчин христадельфиан. Но они могут участвовать в дискуссиях, учить детей, других женщин и некрещенных, играть на музыкальных инструментах и многое другое.

«ОСНОВЫ БИБЛИИ» ХРИСТАДЕЛЬФИАН

В последнее время многие христиане познакомились с учебным пособием «Основы Библии», изданным в 1992 году так называемой «Церковью христадельфиан». На первый взгляд может показаться, что эта книга, как и другие учебные пособия христадельфиан, содержит в себе учения исторического христианства и помогает лучше узнать Библию. Что собой представляет это движение, и стоит ли читать их книги?

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Движение христадельфиан было образовано Джоном Томасом, который родился в Англии в 1805 году. В 1832 году Томас эмигрировал в Америку. По пути в Нью-Йорк корабль, на котором находился Джон Томас, попал в сильнейший шторм, грозивший кораблекрушением и смертью. Томас дал обет Богу, что, если он останется жив, то посвятит свою жизнь изучению Библии и религии. По прибытии в Америку он сдержал свое обещание и примкнул к группе последователей Александра Кэмпбелла. Томас усердно занимался самообразованием и вскоре обнаружил, что расходится во взглядах с кэмпбеллитами. В 1844 году, вследствие несогласия с некоторыми вопросами учения, Томас отделился от этой религиозной группы, начав издавать ежемесячный журнал The Herald of the Future Age («Глашатай будущего века»). На основании новых взглядов Джона Томаса стали возникать самостоятельные общины («экклесии», от греч. ecclesia - церковь), члены которых называли себя «истинными христианами» или «христадельфианами», т. е. «братьями во Христе». «Экклесии» организованы по конгрегационному принципу. Каждая церковь избирает поместных руководителей и служащих братьев. К числу последних относятся управляющие и руководящие братья. Первые ведут светские (церковные) дела, а вторые проповедуют, учат и занимаются пасторской работой. Группы «экклесий» собираются на братские собрания, которые не имеют законодательной власти. Христадельфиане не принимают участия в политике, не голосуют, отрицательно относятся к обязательной воинской службе, не занимают государственных должностей.

УЧЕНИЕ

Почти все современные культы в один голос заявляют, что имеют главным авторитетом Библию и только на ней строят свое учение. На самом деле эти лжеучители искажают Писание настолько, что их учение нельзя назвать христианским. Община христадельфиан не является исключением. Они однозначно заявляют о своем полном согласии с Писанием (одна из обзорных брошюр христадельфиан называется «Знакомство с общиной, основывающейся на Библии»), однако искажают почти все библейские учения о Боге и спасении, человеке и Царстве Божием. Постараемся выяснить, какое «основывающееся на Библии» учение излагает данная община в своей литературе, в частности в учебном пособии «Основы Библии», изданном недавно на русском языке и рассылаемом бесплатно всем желающим. Автором «Основ Библии» и многочисленных библейских уроков является 32-хлетний англичанин Данкан Хистер, живущий ныне в Литве.

О культе «христадельфиан»

Сравнивая учение христадельфиан с Библией, легко убедиться в его явном противоречии учению исторического христианства. Нижеследующие цитаты из «Основ Библии» подтверждают это. Бог «Бог - это реальная, осязаемая личность с телом, подобным нашему по внешнему виду» [не имеется в виду Иисус Христос, - прим. ред.] (с. 14). «Бог имеет такой же вид, как и Ангелы, то есть, физически в виде человека» (с. 16). (Доктрина схожа с учением мормонов: Бог имеет плоть и кости.) Библия: Бог есть Дух (Ин. 4:24; 2 Кор. 3:17). Бог невидим (1 Тим. 1:17). Бог един в трех лицах (1*Ин. 5:7; 2 Кор. 13:13). «Божий Дух есть Его сила или дыхание» (с. 29).

«Очевидной и большой ошибкой (что Дух есть личность) является вера большинства "христиан" в доктрину "триединства" ("троицу")... Есть основательная причина верить, что "триединство" было языческой идеей, перенесенной в христианство» (с. 75). (Так же объясняют учение о Троице Свидетели Иеговы.) Библия: Святой Дух - самостоятельная Ипостась Божественной Троицы и Бог (Ин. 14:26). Бог триедин (Мф. 28:19; Лк. 3:21, 22; 1*Ин. 5:7)*. «...Его (Иисуса) назвали "Эммануилом", что значит "Бог с нами", хотя лично он не был Богом» (с. 35, 248). «Божий Сын не существовал до Своего рождения» (с. 247, 265).

«У Него была человеческая природа, и так же, как и мы, Он имел все наши грешные склонности» (с. 275). «Иисус должен был прилагать сознательное усилие, чтобы быть праведным» (с. 281). «Никоим образом Христос не мог быть истинным и вечным Богом с двумя природами... Божества и человечества» (с. 283). Иисус был распят на шесте (с. 311) - сходство со Свидетелями Иеговы. Библия: Иисус Христос есть всемогущий Бог. Он имел божественную природу и славу предвечно (Ин. 8:58; Рим. 9:4, 5; Кол. 2:9,*10). Иисус - Богочеловек, безгрешный и праведный (Ис. 53:9; Ин. 1:14; 14:30; 1 Петра 3:18; 2 Кор. 5:21). Сын Божий был распят на кресте (Ин. 19:16-19; Кол. 2:13, 14). «Ангелы могут в действительности называться Богом» (с. 22). Творение «Богом» мира фактически производилось Ангелами. Ангелы создали нас по своему образу (с. 23). Они разделяют с Богом одну и ту же природу (с.*23, 24).

Ангелы безгрешны, потому что они имеют природу Бога (с. 24). Библия: ангелы сотворены Богом и поклоняются Ему (Пс. 32:6; Кол. 1:16; Откр. 7:11). Бог и смерть Смерть есть состояние забвения, бессознательности и полного прекращения существования, как это и было до рождения (с. 139-140). Ад - это могила, куда отправляются как хорошие, так и плохие люди (с. 153, 155). «В Библии не говорится о существовании в любом виде отдельно от телесной формы - это относится одинаково к Богу, Христу, Ангелам и людям» (с.*141). «Наградой за праведность будет телесная форма» (с. 142). Нечестивые в новом Царствии Божием будут перевоспитываться, пока не научатся повиновению Богу. «Когда они поймут волю Бога и покорятся ей, на землю придут мир и справедливость среди людей» («Кто такие христадельфиане?», с. 11, 13). Нет «вечной жизни на небе» («Основы Евангелия», с. 148). «В соответствии с Библией человек подобен животным, без какого-либо присущего ему бессмертия» (с. 149). «Невозможно, чтобы грешные подвергались наказанию вечного сознательного мучения и страдания» (с. 155). «Христиане-отступники часто ассоциируют "ад" с идеей огня и мучений» (с. 156).

Библия: Душа человека бессмертна и вечна (Мф. 17:3; 22:32; Лк. 9:30, 31; 13:28). Смерть отделяет душу от тела (Еккл. 12:7). После смерти наступает суд (Ин. 5:25, 29). Праведники унаследуют жизнь вечную (Ин. 5:29; 6:24; 1 Ин. 5:13), а грешники - вечную смерть, огонь и муки (Мф. 25:41, 46; Лк. 16:23).* Бог и грех «Бог вносит "зло" в жизнь людей и в этот мир. Таким образом, Бог есть источник зла» (с. 197). «Сам Бог может быть для нас сатаной, ибо Он вносит в нашу жизнь испытания» (с.*202). «Мы не верим в существование дьявола или сатаны как личности или чудовища... и бесов (демонов), которые, как считают в народе, являются слугами дьявола» (с.*207). «Зло появилось по велению Бога. Следовательно, сопротивляться злу значит бороться против Бога» (с.*351). Библия: Бог праведен и безгрешен (2 Кор. 5:21). Дьявол породил грех и вместе с падшими ангелами (демонами) является виновником нашего падения и искушения (1 Ин. 3:8, 9; Отк. 12:9).

ОТНОШЕНИЕ К ХРИСТИАНСТВУ

Название «церковь» «не должно смешивать с какой-либо одной из современных церквей, давно переставших быть истинными верующими во Христа. Истинные верующие есть те, кто верит в истинные доктрины Библии» [т. е. христадельфиане, - прим. ред.] (с.*81). Признавая, что их «понимание учения Библии отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях» («Кто такие христадельфиане?», с. 2), христадельфиане осуждают учения всех христианских деноминаций и признают только себя «истинной церковью» («Основы Евангелия», с. 81).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнив учение христадельфиан с Библией, мы выяснили, что почти все ортодоксальные библейские учения вывернуты «братьями во Христе» наизнанку. Их вера больше похожа на учение Свидетелей Иеговы и мормонов. Отрицание триединства Бога, Божественности Иисуса Христа и Святого Духа, отрицание вечности души, ада и вечных мучений для грешников....

САТАНА В ЗЕРКАЛЕ и другие положения богословия христадельфиан

Христадельфиане спрашивают: «Сохранилась ли сегодня хоть одна религиозная группа, которая придерживается истинных и спасительных учений Библии? Мы верим, что это так! Они называют себя христадельфианами». В той же публикации читателя просят «серьезно взвесить их надежность, их учения... честно изучить причины их внутренней убежденности...»

Принимая этот вызов, мы изучим некоторые из их главных богословских положений, но сначала - небольшой экскурс в историю. *История христадельфиан (Христовых братьев) началась в середине девятнадцатого столетия, когда основатель движения, Джон Томас (1805-1871), официально зарегистрировал это название в США в годы Гражданской войны. По словам некоторых братьев, «брат Томас был орудием в руках Яхве, открывшим Истину и распространившим ее повсеместно» . Другими видными фигурами в истории этой секты были Роберт Робертс и Дж. Дж. Эндрю. Еще в 1890-х годах они раскололи христадельфиан на два отдельных движения. В результате разделения возникли две группы: Измененная и Неизмененная - обе они действуют и по сей день.

Главным поводом для раскола стал вопрос так называемой воскресительной ответственности: Измененная группа считает, что воскреснут все, имеющие ответственность (как крещеные, так и некрещеные, знающие волю Божию). По мнению Неизмененной группы воскреснут лишь те, кто во Христе, а те, кто вне

Христа, будут уничтожены (см. Откр. 20:11-15, где, вопреки этим утверждениям, ясно указывается, что не вошедшие в книгу жизни воскреснут). Проповедуемые ими учения в какой-то момент расходятся с библейскими истинами, открытыми при помощи здравого подхода к толкованию Писания. Эта статья будет, прежде всего, посвящена тем учениям христадельфиан, которые отвергают святую Троицу, достаточность жертвы Христа для спасения, личность сатаны и ряд других второстепенных и эсхатологических взглядов, которых придерживаются евангелические христиане. *

СКОЛЬКО БОГОВ?

Список всех учений, которые христадельфиане должны отрицать, находится в их документе, озаглавленном «Символ веры». Второй пункт этого списка: «Что Бог есть три личности» - нимало не удивляет . Однако отрицание учения о святой Троице ставит тех, кто его проповедует, вне исторического христианства и является характерным признаком ереси.

Многие аргументы, которыми обосновывается такая позиция, используют и другие подобные организации - достаточно назвать Общество Сторожевой Башни (Свидетелей Иеговы). Однако христадельфиане придают этому заблуждению свой, совершенно особый, поворот: они утверждают, что Иисус вообще не существовал до своего воплощения. Христадельфиане - монотеисты в самом строгом смысле слова. Вот отрывок из их «Символа веры»: Что единый истинный Бог есть Тот, Кто открылся Аврааму, Исааку и Иакову, посредством явления и видения ангелов, и Моисею в неопалимом огненном кусте и на горе Синай как высшее Божество, имеющее жизнь в самом себе, ЕДИНЫЙ ОТЕЦ, обитающий в неприступном свете, но присутствующий повсеместно Своим Духом, который составляет одно целое с Его личностью на небесах . Роберт Робертс, в своей лекции «Бог един», подчеркивает: «Христианский мир сбился с пути в своих представлениях о Боге... Знание Бога - основа для того, чтобы быть сыном Бога.

Без этого мы не можем войти в божественную семью. Как мы можем любить существо, которое мы не знаем, и служить ему?» С тем, что нельзя любить Бога, о котором мы ничего не знаем, и любить Его, вполне можно согласиться. Идея, однако, состоит в том, что мы не знаем Бога из-за своих тринитарных убеждений. Однако можно ли доказать, что Бог не триедин, на основании учений христадельфиан? Их аргументы не подтверждают это тезис, а следовательно, их учение следует отвергнуть. Обратите внимание на следующие факты. Робертс настаивает, что ранняя Церковь отступила от истины, принуждая верных принять учение о Троице. Он также пишет: Тринитарианство проповедует не тайну, а противоречие, нелепость, невозможное... Оно утверждает, что есть один Бог, но не один, а трое, и что эти трое - не три, а один. Это попросту игра словами, запутывающая и смущающая разум и тем более опасная, что теория, которую она призвана защищать, в какой-то мере использует язык Библии, которая повествует нам об Отце, Сыне и Святом Духе. Далее он цитирует «Ш"ма» (Втор. 6:4) и некоторые другие отрывки, которые изображают Бога единым (см. 1 Кор. 8:6; Еф. 4:6; 1 Тим. 2:5). Бог един, и христиане всегда утверждали этот важнейший аспект библейской истины.

Но Бог - также три отдельные личности: Отец, Сын и Святой Дух. Это учение не основано на эллинистической философии или на ошибочных решениях какого-либо Собора, в Библии есть веские свидетельства триединства Бога. Далее, Робертс ссылается на то, что нет никаких иных Богов (см. Ис. 46:9; 45:5; 46:6, 8). Христиане, опять же, согласны с этим, поскольку исповедуют единобожие; но когда Иисус называется Богом в Новом Завете, возникает вопрос о Его божественности. Например, следующие два стиха: Ин. 1:1 («...и Слово было Бог») и Ин. 20:28 («Господь мой и Бог мой») - поставили первых христиан перед проблемой, когда возникающие разногласия вынудили их начать формулировать библейское учение. Христианство должно было признать либо существование многих богов (политеизм), либо то, что Иисус, каким-то образом, и есть Бог!

В свете процитированных выше отрывков из Исайи, вывод о том, что Иисус есть Бог-Сын, представляется весьма обоснованным. Читая Новый Завет, мы видим три разные личности: Отца (см. Ин. 6:27; 1 Пет. 1:2), Сына (см. Ин. 1:1) и Святого Духа (Деян. 5:3-4), - но только одного Бога (Втор. 6:4). Библия также показывает и единство и триединство Бога (Мф. 28:19, слово «имя» стоит в единственном числе), а в некоторых стихах все три личности упоминаются наравне (см. Мф. 3:16-17; 2 Кор. 13:14). Что же касается утверждений о внутренней противоречивости учения о Троице: «Оно утверждает, что есть один Бог, но не один, а трое, и что эти трое - не три, а один», - то здесь Робертс приходит к ошибочному выводу. Правильная формулировка - не «один Бог и три Бога», как он утверждает.

Как верно подметил Норман Гайслер: «Философский закон противоречия говорит нам, что утверждение не может быть одновременно и в одном и том же смысле истинным и ложным... и учение о Троице не нарушает этот закон». Далее Гайслер демонстрирует, что Троица не является ни одной личностью и тремя личностями, ни одной природой и тремя природами одновременно и в одном и том же смысле. Такое утверждение противоречило бы само себе. Гайслер излагает правильное понимание этого закона применительно к учению о Троице: ...если рассматривать Троицу с точки зрения закона противоречия, хотя Бог - одновременно и единство и множество, Он не является единством и множеством в одном и том же смысле. Он един в смысле природы и множествен в смысле личности. Так что в учении о Троице нет никакого нарушения закона противоречия . Из отрицания христадельфианами учения о Троице вытекает их неверие в божественность Христа, которое, как уже упоминалось раньше, имеет свои особенности. В этом вопросе они заходят гораздо дальше других сект, утверждая, что Иисус не существовал до Своего воплощения: Хотя такой вопрос, если задать его любому другому человеку, наткнется на заслуженные насмешки, об этом серьезно говорится применительно к Господу...

От Своей матери Он получил природу, общую для всего человечества, но от Отца Он унаследовал латентные духовные наклонности, которые дали Ему силы победить плоть, и явные божественные качества... Нигде не предполагается, что Он существовал до Своего рождения . Литература христадельфиан по этому вопросу подробно анализирует Писания. Однако акцент, который они делают на человеческой природе Иисуса, таков, что неприятие Его Божественности вытекает из их учения. Одним из примеров является их толкование родословий Христа, приведенных у Матфея и Луки, - они подчеркивают, что Иисус - сын целого ряда ветхозаветных людей (см. Мф. 1:1-17; Лк. 3:23-38). Как говорится в той же статье: «Если Иисус в какой-то форме жил прежде Авраама и Давида, Он не был их сыном, и это утверждение ложно». Или: «Если Христос существовал прежде, как можно было назвать Его "семенем жены"?»

Эти примеры и подобные им доводы основываются на отрывках, свидетельствующих о человеческой природе Христа. Однако, очерчивая контуры человеческой природы Христа, не следует забывать и те отрывки, которые подтверждают Его божественность. Что же говорится в Писании о предземном существовании Иисуса? Он Сам говорил: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Это претензия на вечность (см. Исх. 3:14). И в следующем же стихе записано, что иудеи схватили камни, чтобы побить Иисуса за эти самые слова (ст. 59).

Они увидели в словах Иисуса богохульство. Обратите также внимание на Иоанна 3:13: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Вот еще доказательство его предземного существования: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Подтверждений Его предземного существования и вечности более чем достаточно (см. тж. Ин. 1:1 [в начале с Отцом]; Ин. 1:3 и Кол. 1:16 [участвовал в творении]; Михей 5:2 [происходит от дней вечных] и т.д.). Пытаясь обосновать учение о том, что Иисус не существовал до Воплощения, христадельфиане вынуждены давать неверные ссылки, извращать смысл Писания и вчитывать в текст свои собственные идеи. Позвольте привести еще один пример. По поводу одного из отрывков, где, как уже говорилось выше, Иисус изображен участником творения (Кол. 1:16), христадельфиане замечают: ...поскольку здесь, на первый взгляд, говорится, что Господь Иисус сотворил даже небеса.

Но более тщательное изучение этого отрывка покажет: если мы навяжем ему такое толкование, получится, что отрывок приписывает Христу слишком много, ибо здесь сказано, что Он сотворил «все, что на небесах». А это включало бы в себя и Самого Бога, не говоря уже об ангелах! Далее в этом заявлении поясняется, что рассматриваемый стих в действительности говорит не о том небе, которое находится у нас над головами, а скорее о царстве: «Пришествие Господа Иисуса Христа закончится созданием этих политических небес. Правителями, правящими оттуда, будут последователи Господа Иисуса...» Это наговор на Священное Писание.

Если бы христадельфиане не предложили такое толкование, рядовой читатель изрядно бы потрудился, выискивая такой смысл в данном отрывке. Более внимательное прочтение Колоссянам 1:16 показывает, что творение уже закончилось - обратите внимание на последнюю фразу: «...все Им и для Него создано». В греческом языке слово «создано» стоит в форме пассивного аориста, и это значит, что Он сотворил все в прошлом и имеет главенство среди Своего творения. Более того: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17). Очевидно, что речь идет не о каких-то грядущих политических небесах, о которых говорят христадельфиане.

Третье учение касательно природы Бога, которое отвергают христадельфиане, - это учение о личности Святого Духа. В публикации христадельфиан под названием The Godhead Explained эта мысль выражена следующим образом: Святой Дух - это энергия или сила Бога, посредством которой изначально возникло все творение, и посредством которой поддерживается жизнь этого творения. В то время как место пребывания Самого Бога ограничено небесами, Святой Дух рассеян по всему творению (Пс. 138: 7-12). Эта исходящая от Бога энергия является основанием всего творения (Деян. 17:25). В этом отношении наука сегодня подтверждает Писание, утверждая, что энергия - основа всякой материи .

Процитированная публикация приписывает пресловутой энергии или силе пантеистические черты, утверждая, что она лежит в основе всякой материи. Кроме того, следует заметить, что христадельфиане верят в творение ex deo (из существа Бога), и Бог для них является центром творения. Таким образом, Святой Дух представляется им в виде эманации, исходящей от Бога. Они отрицают библейское представление о божественности Святого Духа, которое состоит в том, что Дух имеет самостоятельное существование, но разделяет общую природу с Отцом и Сыном. Все отрывки Писания, где Дух изображается самостоятельной личностью, отвергаются, как персонификации. Например, они отрицают, что по отношению к Святому Духу можно употреблять личное местоимение «Он».

Однако доказательств того, что Дух Святой - действительно третье Лицо Святой Троицы, есть множество (обратите внимание, что автор публикации The Godhead Explained ошибся, назвав Святого Духа вторым Лицом, p. 16). Употребление местоимения «Он» также оправдано с точки зрения Писания, особенно когда Дух именуется Помощником или Утешителем (в Ин. 14:26 и 16:7 греческое слово стоит в мужском роде). Святой Дух пришел, чтобы обличать нас во грехе, что вряд ли могла бы сделать безличная сила (Ин. 16:8). Он также дает жизнь (Ин. 3:6) и ходатайствует за верующих (Рим. 8:26); Его называют Богом (Деян. 5:3-4) и т. д. *

НОВАЯ МАТЕМАТИКА? ВЕРА + ВОДА = СПАСЕНИЕ

Христадельфиане также утверждают, что крещение необходимо для спасения. Это убеждение ошибочно, поскольку оно предполагает, что искупления Христова недостаточно для нашего спасения, и что для прощения грехов нужно добавить к Его смерти, погребению и воскресению что-то еще. Как следует из их публикации Baptism Essential to Salvation, крещение во Христа выполняет три функции: 1) оно дает нам покров, прощением омывающий наши прошлые грехи; 2) оно вводит нас во Христа, создавая основу для общения с Богом; 3) оно дает нам доступ к божественному престолу благодати, гарантируя дальнейшее прощение грехов после крещения, когда эти грехи будут исповеданы и оставлены .

К учению о спасении через водное крещение примешивается и требование послушания. Христадельфиане говорят: «Те, кто таким образом крещен и через это научился отвергать себя ради служения Богу, имеют уверенность в воскресении к вечной жизни в пришествие Господа Иисуса». Всегда интересно читать ключевые отрывки Писания в свете богословских взглядов других религиозных групп, поскольку во многих случаях можно отчетливо увидеть, как они «вчитывают» свое учение в текст. Возьмите, к примеру, историю о разбойнике на кресте (Лк. 23:39-43). Ему было обещано, что он в тот же день будет с Христом в раю, и эта история - прекрасный пример того, что мы называем покаянием на смертном одре. Однако христадельфиане настаивают на том, что Иоанн якобы крестил этого человека: «Очевидно также, что разбойник слышал об Иисусе до того, как был пригвожден ко кресту, и, вне всякого сомнения, он был прежде крещен... очевидно, он был знаком с учением Христа...

Его преступление, возможно, было незначительным, если он вообще не был жертвой судебной ошибки, как и Иисус». Это смелое заявление - особенно в свете того, как этот эпизод описывает Марк: «И распятые с Ним поносили Его» (Мк. 15:32). Достоверность предположения о возможном крещении разбойника резко сокращается ввиду того, что отрывок из Евангелия от Марка, о котором идет речь, красноречиво говорит о возможности обращения и спасения вне воды крещения. Уэйн Грюдем пишет: «Утверждать, что крещение или какое-нибудь иное действие необходимо для спасения, значит утверждать, что мы оправдываемся не только верой, но верой и определенным "делом", делом крещения» .

Водное крещение следует рассматривать как акт послушания Христу, а не как непременное условие спасения.* САТАНА В ЗЕРКАЛЕ? Есть еще один неприемлемый пункт учения христадельфиан, записанный в их символе веры - это отрицание личности дьявола. Один из них пишет: «Идея внешнего, сверхъестественного источника духовного зла... лежит в язычестве». Это зло исходит от человека «как источника греха и зла», а «библейские ярлыки "сатана" и "дьявол" - это, по сути дела, общеупотребительные понятия, означающие "враг", "противник" или "клеветник" в общем смысле» . Отрицание реальности дьявола как личности сталкивается с серьезными препятствиями. Иисус верил в реальность этого существа и несколько раз лицом к лицу сталкивался с ним и его подданными. Достаточно лишь обратиться к истории искушения Христа, чтобы убедиться в Его личном знакомстве с главным врагом всего творения Божьего, дьяволом, сатаной (см. Мф. 4:1-11; Мк. 1:13; Лк. 4:1-14). Излагая эту историю, Матфей использует попеременно оба слова: «дьявол» (ст. 1, 5, 8, 10) и «сатана» (ст. 13) (см. также Отк. 12:9; 20:2).

Однако, если верить христадельфианам, слово «сатана» «употребляется в разных значениях, и это свидетельствует о том, что оно не является "другим именем дьявола", как полагают некоторые» . Что сказать на это? Если Иисус считал слово «сатана» именем дьявола, то и нам следует так поступать! Можно припомнить и другой отрывок из Писания, где Иисус свидетельствует о том, что сатана ниспал с небес (Лк. 10:18). Если дьявола не существует, как прикажете понимать стих, в котором Иисус говорит Петру, что сатана хотел просеять его, как пшеницу (Лк. 22:31)? Если сатана - это попросту греховная сущность человека, как же он входит извне во внутреннего человека? Далее, апостол Павел объясняет коринфской церкви, что он собирается предать одного из согрешающих членов их общины сатане во измождение плоти (1 Кор. 5:5; см. также 1 Тим. 1:20).

Опять же, трудно вообразить, что этот «сатана» - не реальное существо. Если у вас все еще остались какие-то сомнения, прочтите 9-й стих Послания Иуды. В этом стихе архангел Михаил спорит с дьяволом о теле Моисея. В свете христадельфианских представлений о дьяволе получается, что Михаил спорил с «падшей природой человека, с ее греховными наклонностями...», - ведь именно такой смысл они вкладывают в понятие «дьявол». Более того, каждый из нас в таком случае видел бы дьявола всякий раз, глядя на свое отражение в зеркале. Продолжать не имеет смысла - ведь приведенные выше стихи ясно говорят о существовании спадшего с небес грешного творения по имени сатана.

СОН ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Христадельфиане не принимают идею о бессмертии души и отрицают всякое сознательное существование после смерти. Кроме того, они считают, что проклятые после смерти будут навсегда уничтожены. В одной из их публикаций говорится: «Библия нигде не говорит о том, что человек продолжает жить после смерти своего тела... Библейское предложение бессмертия относится к моменту пришествия Иисуса Христа» . Более того, вера в то, что человеческая душа продолжает существовать после смерти, по их словам «коренится в отчаянных попытках человека отрицать абсолютную реальность смерти, в надежде, что жизнь не закончится...» (p. 3). Они утверждают, что об этом важнейшем положении христианской веры «никогда не говорится на страницах Библии. Это философия, всецело обязанная своим происхождением языческой мифологии и не имеющая никакого отношения к вере древних евреев; Христос и апостолы также не проповедовали это в новозаветных Писаниях» (p. 5).

Позиция христадельфиан по вопросу о душе и жизни после смерти во многом схожа с учением Общества Сторожевой Башни. Они настолько сосредоточены на понятиях смерти и могилы, что зачастую совершенно не учитывают контекста, в котором эти понятия употребляются. Возьмем, к примеру, Еккл. 9:10. Читая этот отрывок в контексте, мы увидим: речь здесь идет о том, что умершие не могут делать обычные вещи, которые делают все живущие на земле. Этот стих не имеет ничего общего с тем смыслом, который «вчитывают» в него христадельфиане: после смерти (в промежуточном состоянии) умершие ничего не могут делать. Норман Гайслер и Рон Роудс дают четкий библейский ответ на возражения против сознательного существования после смерти:

1. Енох был живым вознесен на небо, в присутствие Божье (Быт. 5:24; Евр. 11:5). 2. Давид говорил о блаженстве в Божьем присутствии после смерти (Пс. 15:10-11). 3. Илия был живым восхищен на небо (4 Цар. 2:1, 11-12).

10. Души тех, кто погиб во времена великой скорби, пребывают в сознании на небесах, поют и молятся Богу (Отк. 6:9).

11. Стефан, когда его побивали камнями, воскликнул: «Господи Иисусе! приими дух мой!» (Деян. 7:59).


12. Говоря о ветхозаветных святых Аврааме, Исааке и Иакове, Иисус сказал, что Бог «не есть Бог мертвых, но живых» (Лк. 20:38). Иисус утверждал: «Авраам, Исаак и Иаков, хотя они давно умерли, в действительности живы и поныне. Ибо Бог, называющий себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, не есть Бог мертвых, но живых» . Таким образом, сразу после смерти верующий отправляется к Господу, а неверующий ожидает последнего суда (см. Мф. 25:41, 46; Мк. 9:43-48; Отк. 20:11-15).

Поэт Евгений Евтушенко госпитализирован в США, его состояние врачи оценивают как тяжелое. Об этом сообщила сегодня его жена Мария Новикова.

«Евгений Александрович госпитализирован в тяжелом состоянии, о подробностях говорить пока не могу. Могу только сказать, что это не плановое обследование», — приводит ТАСС слова Новиковой.

В 2013 году Евтушенко не смог приехать из США на собственный день рождения в России. Праздник поэт собирался отмечать вместе с семейством и друзьями в Переделкине.

Также ему пришлось проигнорировать церемонию вручения премии «Книга года», присужденной ему за антологию «Десять веков русской поэзии».

Как раз во время церемонии поэт находился в американском госпитале, где ему провели операцию по ампутации ноги. О необходимости хирургического вмешательства заокеанские медики сообщили поэту за несколько месяцев до этого, поэтому, по его словам, никакой трагедии для него не было.

Сильные боли в ноге Евтушенко начал испытывать приблизительно с 1997 года. Причиной оказались повреждения голеностопного сустава, в котором износился хрящ. Сустав заменили на титановый, но и это не оказалось выходом из положения — инородное тело не прижилось, и Евтушенко парализовало. Вскоре после операции сообщалось, что «сейчас он чувствует себя сносно и надеется к новогодним праздникам приехать в Россию с женой и сыновьями».

В декабре 2014 года Евтушенко был госпитализирован в Ростове-на-Дону, он получил травму головы при падении. Позже поэт был доставлен в Москву. Тогда же он заявил, что не желает отменять творческий вечер в столице, несмотря на случившееся.

«Он в реанимации, туда пускают только жену. У него слабость от потери крови, но тем не менее состояние бодрое. Он не хочет улетать в Америку 2 января, на этом настаивает его супруга. Он не хочет отменять творческий вечер 6 января в ЗИЛе (КЦ «ЗИЛ». — «Газета.Ru»). Он говорит: «Я поднимусь». Зная его, я в этом не сомневаюсь», — заявлял тогда друг поэта, редактор Валерий Краснопольский.

Несмотря на проблемы, в июне следующего года Евтушенко отправился в концертный тур по 26 городам России с первым выступлением в Санкт-Петербурге под названием «Поэт в России — больше, чем поэт».

Первое отделение программы тура Евгений Евтушенко составил из своих стихотворений разных лет, читая стихи по запискам из зала. Второе отделение составили друзья поэта — музыканты и артисты, среди которых Олег Погудин, Глеб Май, Денис Константинов, сыгравший молодого Евтушенко в его фильме «Похороны Сталина». Дмитрий Харатьян исполнил песни на стихи Пушкина, Пастернака, Алексея Суркова, Булата Окуджавы и Геннадия Шпаликова.

Однако спустя два месяца Евтушенко был госпитализирован в Медицинский центр имени П.В. Мандрыка из-за проблем с дыханием. Незадолго до помещения в больницу 83-летний поэт начал испытывать затруднения с дыханием и, почувствовав недомогание, решил обратиться в больницу.

«Евгений Александрович проходит плановую профилактику перед своим отъездом в Америку», — заявлял в связи с этим помощник Евтушенко.

Позже врачи заявили, что состояние поэта не вызывает опасений. Однако спустя три дня медики неожиданно сообщили, что Евтушенко успешно перенес операцию на сердце.

«Для устранения проблем с сердечным ритмом Евгению Александровичу в ходе операции ввели кардиостимулятор. Причем он был введен в сосуд без разреза сердечных тканей», — сообщали тогда в больнице.

Евгению Евтушенко 83 года. Он родился на станции Зима Иркутской области в семье геолога и поэта-любителя Александра Гангнуса. Свое первое стихотворение опубликовал в газете «Советский спорт». Его первая книга стихов «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году, тогда же он стал самым молодым членом Союза писателей СССР. Автор более 150 книг, которые переведены на многие языки мира.

Евтушенко — обладатель множества литературных премий, среди его самых известных работ — поэмы «Братская ГЭС», «Мама и нейтронная бомба», сборники стихов «Граждане, послушайте меня» и др. В 1963 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Два года назад Евтушенко получил престижную китайскую премию «Чжункунь» за выдающийся вклад в мировую поэзию.

«Я еще молодой человек, мне всего только 82 года. Надо жить дальше», — сказал Евтушенко на пресс-конференции после церемонии вручения в Пекинском университете.

С 1991 года Евтушенко живет и работает в США.

Однажды в гостях у Бэллы Ахмадулиной подвыпивший Василий Шукшин стал высмеивать Евтушенко: дескать, что же это он — сибиряк, выросший на станции Зима, носит галстук-бабочку, как последний пижон!.. Евгений не стушевался, ответил в тон: «А разве твои кирзовые сапожищи – не пижонство?..» Препирательство закончилось тем, что поэт дал согласие на то, чтобы снять «бабочку», при условии, что писатель снимет свои кирзачи. Результатом этой истории стало стихотворение «Галстук-бабочка…»

Всю жизнь Евтушенко одевался необычно, отдавая предпочтение пиджакам, рубашкам и галстукам цветастым, ярко-пестрым. По объяснению Евгения Александровича такое пристрастие пришло из сибирского детства военных лет – как противопоставление черным ватникам с номерами на спинах, в которые были облачены угрюмые арестанты, шедшие бесконечными колонными в лагеря для заключенных, и пыльно-землистым шинелям сопровождавших их вохровцев…



Фото: Анатолий Ломохов

2. На станции Зима Иркутской области18 июня 1932 родился будущий поэт

Со стороны отца у него латышские, немецкие и белорусские корни, от матери — польские и украинские. Отец Александр Гангнус работал гидрогеологом, его разработки применялись при сооружении Братской ГЭС. Мать Зинаида Ермолаевна по второй профессии – актриса. Не доучившись в геологоразведочном институте, она поступила в музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, после окончания которого стала солисткой Московского театра им. К.С. Станиславского.

В 1944 году родители Евгения развелись – у отца появилась другая женщина, но его общение с сыном не прекратилось. Будучи сам поэтом-любителем, он дал подростку блестящее литературное образование.

3. В самом начале войны родители отправили 9-летнего Женю в эвакуацию к бабушкам

Добирался мальчик в Иркутскую область один. Дорога заняла четыре с половиной месяца. Ехал, как придется, в основном на крышах вагонов поездов, привязываясь ремнем к вентиляционному люку. Не раз попадал под бомбежки. Однако самым страшным испытанием стал голод. На корку хлеба и кружку кипятка зарабатывал чтением стихов на перронах. На одной из остановок на Урале зашел на базар, где тетки торговали свежесваренной картошкой. Завороженный ароматом, взял в руки одну картофелину и стал нюхать. Заметив это, торговки набросились на голодного мальчишку и стали избивать. Сломали ребра. Спасся от разъяренных спекулянток чудом – беспризорники отбили…



Евтушенко Евгений с матерью Зинаидой Ермолаевной (1993). Фото: Николай Малышев/ТАСС

4. «Я перестал пить водку в 19 лет»

В абхазском поселке Гульрипш, где у Евтушенко был свой дом, он считался знатным виноделом. Одно время распространились слухи о пристрастии поэта к алкоголю. Ложные. «Я перестал пить водку в 19 лет. – рассказал поэт. — А пил ее с 12 лет…» Это когда он в годы войны работал на заводе, выпускавшем гранаты. В промозглой Сибири выпивать давали даже детям — чтобы не замерзали… У Евтушенко выработалась своя философия по части потребления спиртного. Он считал, что выпивать можно только в случаях, когда настроение хорошее. Потому что этот процесс усиливает именно то состояние, в котором человек в данный момент находится – будь то депрессия или радость…

5. Первые стихи будущий поэт сочинил в 5 лет:

«Почему такая стужа, почему дышу с трудом?

Потому что тетя Лужа стала толстым дядей Льдом…»

С детства он начал составлять собственный словарь рифм, которые, как представлялось мальчику, в поэзии еще не существовали. Их набралось около 10 тысяч. Увы, с годами тетрадь с этими записями была утеряна…

На стихи Евтушенко написаны песни, давно ставшие народными: «Бежит река, в тумане тает…», «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «Чертово колесо», «А снег идет…», «Твои следы», «Не спеши», «Дай Бог…»

Помимо русского, Евгений Евтушенко свободно владел четырьмя языками: английским, французским, итальянским и испанским.

6. В 1991 году Евгений Александрович уехал с семьей в Америку

Преподавал в университете города Талса штата Оклахома и в Квинс-колледже в Нью-Йорке русскую поэзию, русское кино.

К слову, диплом о высшем образовании Евгений Александрович получил только в 2001 году. Дело в том, что незадолго до окончания Литературного института им. А. М. Горького, студент пятого курса Евтушенко получил дисциплинарные взыскания за публичную поддержку официально осуждаемого романа Дудинцева «Не хлебом единым», после чего из вуза был исключён.



Петрозаводск. Поэт Евгений Евтушенко с женой Марией и сыновьями (семилетним Димой и пятилетним Женей) в гостях у тещи Ганы Николаевны Новиковой. (1994 год). Фото Семен Майстерман/ТАСС

7. В 1963-м году поэт был номинирован на Нобелевскую премию за поэму «Бабий Яр»

В СССР за эти же стихи, поднявшие тему Холокоста, табуированную в СССР, ему были выдвинуты обвинения в антипатриотизме. Чудом опубликованная в «Литературной газете», она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Все экземпляры того номера моментально были раскуплены. Но скандал разгорелся нешуточный. А главред «Литературки» Валерий Косолапов, решившийся на публикацию, вскоре лишился должности… Впечатленный «Бабьим Яром», Дмитрий Шостакович, сочинил свою знаменитую 13-ю симфонию. Которая, будучи исполненной один раз, тут же была снята с репертуара…

8. Официально Евтушенко был женат четырежды

Первой законной женой стала Белла Ахмадулина. Они прожили вместе всего три года, и все это время муж отчаянно ревновал свою красавицу-жену к ее бесчисленным поклонникам. Бурные ссоры супругов сменялись не менее бурными примирениями… Страстная любовь завершилась в связи с беременностью Беллы – молодой поэт оказался не готов к появлению ребенка и вынудил жену сделать аборт. За что впоследствии, горько раскаиваясь, винил себя всю последующую жизнь.



С Вознесенским и Ахмадулиной (1984 год). Фото: Global Look Press

Со второй женой, Галиной Сокол-Лукониной Евгений провел в браке 17 лет. Они были знакомы задолго до развода с Ахмадуллиной, но сошлись только после того, как оба их брака затрещали по швам. После семи лет брака супруги взяли из детдома и усыновили младенца — мальчика Петю (1967 г.), крестной мамой которого стала Галина Волчек. Он стал художником.

По рассказам близких, брак распался по причине многочисленных романов Евгения на стороне. После развода муж с женой сохранили дружеские отношения. И приемного сына отец никогда не оставлял своим вниманием: оплатил его образование в Америке, обеспечил квартирой… Однако у Петра, особенно после смерти матери, возникла алкогольная зависимость. Два года назад он умер от внезапной остановки сердца в психиатрической больнице, где провел полгода в связи с душевным заболеванием.

В третий раз Евтушенко женился на ирландке Джан Батлер. Она работала в советском издательстве, занималась переводами русской литературы и являлась пылкой поклонницей поэта… Этот брачный союз, продлившийся восемь лет, подарил Евтушенко двух сыновей: Александра (1979 г.) и Антона (1981 г.). Оба родились и живут в Лондоне. Первенец работает журналистом на ВВС. Второй сын – инвалид. У Антона было диагностировано редкое неизлечимое заболевание.



Евгений Евтушенко с женой Джан (Jan Butler) Москва (22 января 1979). Фото: East News

С 1987 года и до последнего дня жизнь Евгения Александровича была связана с Марией Новиковой (в браке – Евтушенко). По возрасту их разделяли 30 лет. Встретились, когда Евтушенко оформлял развод с Джан. Так случилось, что юная Маша, выпускница медучилища, подошла к легендарному поэту попросить автограф для мамы. Пять месяцев спустя они поженились.

Не сумев устроиться в Америке по медицинской специальности, Мария получила еще одно образование – филологическое, и посвятила себя преподавательской деятельности. Обучает студентов в колледже русскому языку и литературе.

В этом супружеском союзе у Евгения Евтушенко также родилось двое сыновей: Евгений (1989 г.) и Дмитрий (1990 г.). Оба пишут стихи и переводят поэзию отца на английский язык. Старший занимается политологией. Младший – компьютерщик, планирует стать филологом.

9. Рядом с Евтушенко до последнего были родные…39_014

Смерть стала подкрадываться к поэту давно. В 2013 году в связи с развивающимся воспалительным процессом, у Евтушенко была ампутирована нога. Едва восстановившись после перенесенной операции, поэт прилетел в Россию и дал более 40 концертов по стране…

Полтора года назад он был госпитализирован в Москве с диагнозом «аритмия». Для ликвидации проблем, связанных с сердечным ритмом, ему был установлен кардиостимулятор…

В нынешнем году к юбилею поэта готовился большой фестиваль: помимо юбилейных вечеров в разных залах Москвы, Евтушенко планировал отправиться в гастрольный тур по городам России, Белоруссии и Казахстана.

По сообщению ТАСС, за два дня до госпитализации в телефонном разговоре с генпродюсером торжественных мероприятий Сергеем Винниковым, Евгений Александрович обратился к нему с двумя просьбами. Во-первых, высказал пожелание быть похороненным в России — в писательском поселке Переделкино, неподалеку от могилы Бориса Пастернака. И еще, признавшись, что находится в крайне тяжелом состоянии, сказал: «Я извиняюсь…, что очень сильно вас подвел. Но… прошу вас о том, чтобы запланированные нами совместно проекты — вечер в Большом зале Консерватории и спектакль в Кремлевском дворце, состоялись и без меня. Обещайте мне это. Я буду умирать со спокойной душой…»

Рядом с поэтом в последние часы находились его сыновья Евгений и Дмитрий, и их мама Мария Владимировна, теперь уже вдова Евгения Александровича…

Выдающийся русский и советский поэт Евгений Евтушенко. Как сообщила его вдова Мария Новикова, он умер в окружении родных, тихо, во сне, до этого пребывая в ясном сознании. Просто остановилось сердце.

18 июня ему исполнилось бы 85. В последние годы он тяжело болел. В 2013 году перенес сложнейшую операцию, ему ампутировали правую ногу. Но кто это замечал во время его приездов в Россию? Евгений Евтушенко всегда представлял собой какой-то шквал энергии. В 2015 году он, как когда-то в 60-е годы, собрал стадион Лужники, проведя четырехчасовой поэтический спектакль "Поэт в России - больше, чем поэт". В 2016 на книжном фестивале "Красная площадь" на его выступлении был аншлаг, в течение пяти часов он подписывал книги своим почитателям, не формально, успевая поговорить практически с каждым из них.

И на этот год, в связи с его юбилеем, были запланированы его концерты в Государственном Кремлевском дворце, в Концертном зале имени П. И. Чайковского. А еще - гастроли по всей России, по Белоруссии, по Казахстану…

Просто остановилось сердце. Он как будто не позволял себе умирать. "Не умирай прежде смерти" - так он назвал свой роман, который вышел в издательстве "Московский рабочий" в 1993 году.

Осмыслить утрату нам еще предстоит. Но то, что ушел огромный человек и большой поэт, который любил поэзию больше самой жизни, жил поэзией, служил поэзии до последнего вздоха - это уже очевидно.

В суете наших дней многое, что он делал, просто не замечалось. Замечали его выступления, гастроли. Замечали, что во время гастролей в Ростове-на-Дону ему стало плохо, и его пришлось срочно госпитализировать. Об этом писали. А что все последние годы он посвятил созданию антологии русской поэзии в пяти томах, где собраны стихи поэтов за десять веков (!) существования русской поэзии, на это как-то не очень обращали внимание…

Между тем, когда он в "РГ" в августе 2015 года, он только и говорил, что об этой антологии, - как чуть ли не главном деле своей жизни. И страшно переживал, что она не доходит до широкого читателя.

"Тогда зачем я жил?" - несколько раз повторил он.

Его всегда упрекали в чрезмерной публичности, в том, что слишком работает на читателя, на аудиторию. Всегда ярко одевался, был участником не одного скандала. В свое время его, студента, отчислили из

Литературного института "за дисциплинарные взыскания" (на самом деле - за поддержку романа Дудинцева "Не хлебом единым").

"Я центральный поэт, ибо предки мои из централов", - заявлял он, напоминая о сибирском происхождении (мать и отец были геологами). И это тоже находили нескромным. А уж как склоняли и склоняют его строчку

"Поэт в России - больше, чем поэт".

Но Евтушенко действительно был "больше, чем поэт". Вернее, больше, чем человек, пишущий сколь угодно хорошие стихи, а именно это, конечно, имел он в виду. Вокруг него всегда рождалось какие-то энергетическое поле. Здесь и поэзия, и общественная деятельность, и даже политика, которой он тоже не чурался, потому что еще Александр Блок сказал, что если политика - мелкая "маркизова лужа", то тем паче стыдно поэту бояться замочить в ней ноги.

"Государство, будь человеком!" - вот было его политическое кредо. Когда он был в "РГ", то много говорил и об этом, о том, как, по его мнению, нужно устроить этот мир. "Мне всегда была близка мысль академика Сахарова о будущей конвергенции лучших идей, которые выработало человечество за свою историю. Это - самый правильный и чистый путь: взять из всех философий, из всех социальных доктрин после их изучения все лучшее, не принимать ошибки, несправедливости, научиться не повторять их, и идти вперед к еще не названному "изму". А может, и не нужно никакого "изма", никакого специального определения для этого мироустройства?"

"Государство, будь человеком!" - вот было его политическое кредо

Ему пеняли на его отъезд в США, упрекали - преподает русскую литературу, но американским студентам. А Евтушенко всегда был человеком мира, всегда стремился быть таким мостом между СССР, Россией и другими странами, культурами, цивилизациями.

И потом - можно жить в России, но ничего не значить для нее.

Он никогда не отрывался от России и ее народа. Вот что он думал о вечном вопросе "Что делать?": "Я отвечу очень просто: надо идти в народ. Наша интеллигенция просто не понимает, насколько она оторвана от народа. Когда в своих поездках по России я читал стихи, а известные актеры исполняли стихи великих русских поэтов, везде были переполненные залы".

Это правда. Его приходили слушать огромные массы людей. Даже сегодня, когда поэзии не слышно, когда она ушла в поэтические "клубы".

Вероятно, он был просто большим поэтом. С его стихами прошла молодость и зрелость уже не одного поколения. Есть стихи, есть строчки, которые в России не забудут уже никогда. "Идут белые снеги…" "Со мною вот что происходит…" И многие, многие другие.

Светлая память!

Подробности

Причиной смерти Евгения Евтушенко был рак, сообщил друг поэта Михаил Моргулис. По его словам, до последнего момента поэт находился в ясном сознании. Незавершенным остался его роман, над которым он работал в последние дни. Решение о судьбе романа теперь будет принимать вдова поэта Мария Новикова. "Надо посмотреть, в какой стадии завершенности рукопись, имеет ли смысл издавать, ведь иногда без концовки и логического завершения вся книга не имеет смысла", - добавил Моргулис.

Он также заметил, что в последние дни своей жизни поэт Евтушенко говорил о своем желании, чтобы между двумя странами, в которых он жил, - США и Россией - восстановились мирные и дружеские отношения.

По словам генерального продюсера Сергея Виникова, Евтушенко перед кончиной просил не отменять концерты, запланированные на май и июнь в связи с его юбилеем.

Церемония прощания с Евгением Евтушенко в Москве предположительно состоится 7 или 8 апреля в Центральном Доме литераторов, а похоронен он будет, согласно его последней воле, в подмосковном поселке Переделкино рядом с могилой Бориса Пастернака. В США отпевание поэта пройдет по православному обряду в межконфессиональной церкви университета города Талса. Михаил Моргулис также сообщил, что все три сына Евтушенко сейчас находятся в Талсе. Евгений и Дмитрий успели попрощаться с отцом при жизни, а Александр прибыл чуть позже.

Прямая речь

Андрей Дементьев, поэт:

Женя Евтушенко (для меня он Женя, потому что мы начинали в одно время) так много сделал в русской литературе, в русской поэзии, столько сотворил доброго! Он всегда ценил не только свои стихи, но других поэтов, и создавал поэтические антологии, которые выходили на русском, на английском, на других языках. Невозможно представить, сколько он прочитал стихов, чтобы сделать антологию русской поэзии от древности до наших дней! Он знал всю русскую поэзию, ту, которая была давно, которая была недавно, и которая существует сейчас. Это огромный неоценимый труд! Поэтому именно он имел право написать: "Поэт в России больше, чем поэт". Это был глубокий человек! И он все делал для людей! В последние годы он плохо себя чувствовал, но постоянно находил в себе силы приезжать в России и устраивать поэтические вечера. Он приезжал к себе на родину, он был в моей родной Твери, куда он прилетел из Америки специально на открытии Дома поэзии, где поставили памятник поэтам-шестидесятникам. На этом памятнике его книга стоит рядом с книгами Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной...

Пусть особенно молодые люди это почувствуют: ушел великий, гениальный поэт! Но осталось его наследство, его стихи, и они будут жить вечно. Низкий ему поклон!

Последние годы он посвятил созданию антологии русской поэзии в 5 томах, где собраны стихи поэтов за 10 веков

Соломон Волков, писатель, историк культуры:

С Евгением Евтушенко неразрывно связаны два понятия - оттепель и шестидесятничество. Эти два понятия - историческое и художественное - во многом синонимичны, но совпадают не полностью. Чем дальше мы отходим от них, тем больше осознаем значительность этих явлений. Многие помнят, как с началом перестройки наступил слом в отношении и к оттепели, и к шестидесятничеству: оба этих понятия стали истолковываться с оттенком явно негативным. А в последнее время мы наблюдаем обратное явление: оба этих понятия не только восстанавливаются в своих правах на достойное место в истории Отечества, но вокруг них возникает новая аура. Новое сияние. Это невероятно интересное явление. А говорю я об этом сейчас, потому что - как Хрущев стал важнейшей фигурой оттепели, так и Евтушенко для меня - ключевая и самая резонансная фигура шестидесятничества.

За горестными сообщениями об уходе подобных Евгению Александровичу фигур из нашего прошлого, часто говорят слова: с ним ушла эпоха. Но никогда на моей памяти это не было так справедливо, как в отношении Евтушенко. Ему было 84 - возраст солидный, и все-таки хочется назвать его уход безвременной смертью. Как бы парадоксально это ни звучало. Этот человек был фонтаном энергии, казалось, Евтушенко был всегда - и должен был бы всегда оставаться. Увы, человек смертен… И сейчас, мне кажется, можно как раз ощутить, до какой степени он был действительно - лидером целой эпохи.

84-летний поэт Евгений Евтушенко скончался во сне в США. Причина смерти - рак.

"Пять минут назад Евгений Александрович отошел в вечность. Мне позвонил его сын - Женя и сообщил это печальное известие. Жена Маша, к сожалению, не может сейчас разговаривать" - сказал Моргулис ТАСС.

Михаил Моргулис сообщил, что почти до самых последних минут жизни Евгений Евтушенко был в сознании - "он все слышал, реагировал и, конечно, понимал, что столько людей за него волнуется".

С поэтом, госпитализированном 12 марта в городе Талса (штат Оклахома), все это время находилась его жена Мария Новикова. С ним также успели попрощаться прибывшие в больницу два их сына - Дмитрий и Евгений. Еще один сын - Александр прибудет в Оклахому в ближайшее время.

В больницу супругу поэта поддерживала и ее мать. У Евгения Евтушенко, который был официально женат четыре раза, пятеро сыновей: Петр, Александр, Антон, а также рожденные в последнем браке Евгений и Дмитрий.

Легендарный поэт Евгений Евтушенко умер во сне в кругу близких и родных людей. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на супругу поэта Марию Новикову.

Причиной смерти Мария Новикова назвала остановку сердца и рак. "Он скончался несколько минут назад в окружении родных и близких. Мирно, во сне, от остановки сердца", - сказала она.

Поэт Евгений Евтушенко был болен раком четвертой степени. Впервые рак у Евтушенко диагностировали около шести лет назад. Поэт перенёс операцию по удалению части почки, но в последнее время болезнь вернулась.

Похороны пройдут в Переделкине. Известно, что Евгений Евтушенко просил похоронить его в российском писательском поселке Переделкино, рядом с Борисом Пастернаком.

Продюсер фестиваля, который должен был пройти в Москве к юбилею поэта, Сергей Винников, сообщил, что 29 марта ему позвонила супруга поэта Мария и соединила с Евгением Александровичем.

"Сергей, я нахожусь в очень тяжелом состоянии в клинике, врачи прогнозируют мой скорый уход, - передал корреспонденту ТАСС Винников его слова. - Я извиняюсь перед вами, что очень сильно вас подвел. Но при этом я очень прошу вас о том, чтобы запланированные нами совместно проекты - вечер в Большом зале Консерватории и спектакль в Кремлевском Дворце состоялись и без меня".

Евгению Евтушенко 18 июля должно было исполниться 85 лет. Он планировал провести гастрольный тур по городам России, Белоруссии и Казахстана.

Также местом основных юбилейных мероприятий должны были стать главные сценические площадки Москвы: Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории и Государственный Кремлевский дворец.

Три недели назад поэт по видеомосту принял участие в пресс-конференции ТАСС, посвященной праздничным мероприятиям по случаю своего юбилея.

Евгений Евтушенко - поэт, лауреат многочисленных литературных премий, в том числе Государственной премии СССР, почетный член Испанской и Американской академий искусств и словесности, действительный член Европейской академии искусств и наук.

Евгений родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению - прибалтийского немца) (1910-1976).

В 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью.

При оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны: Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1954); Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961), сын Пётр (усыновлён в 1968); Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978), сыновья Александр и Антон;

Мария Владимировна Новикова (р.1962), в браке с 1987, сыновья Евгений и Дмитрий.