Мы принимаем решения читать. Аркадий и Борис Стругацкие - Желание странного (сборник). Джона лерер - как мы принимаем решения

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Особенности дигитала

Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

  • руководство логикой и обдумывание действий;
  • четкое планирование деятельности;
  • минимальное проявление чувств при общении;
  • слабые эмоции;
  • стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
  • высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.

Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы. Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление. Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.

По мнению психологов, люди воспринимают мир по-разному в буквальном смысле слова. И это касается не только разницы в мировоззрениях или религиозных убеждениях. Просто для одного мир - прежде всего звуки, для другого - картинка, для третьего - ощущения. Сейчас выделяют в отдельную группу и тех, кто воспринимает окружающую действительность как чистый поток информации, материал для логического анализа.

Три способа восприятия мира

Среди людей встречаются дигиталы, визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика каждого типа основывается на его способе восприятия мира. Для визуалов это прежде

всего картинка, изображение. Если попросить визуала рассказать о прогулке по парку, то он прежде всего вспомнит цвет осенней листвы, голубизну неба и причудливые очертания старого дерева. Он расскажет, что он видел. А вот холодно было или тепло, пели птицы или нет - для визуала это не так важно.

Аудиал, наоборот, обратит внимание прежде всего на звуки. Беседа с товарищем, шелест листвы, пение птиц - вот то, что он вспомнит, рассказывая о прогулке. Кинестетик воспринимает реальность как ощущение: теплые лучи солнца, мягкий мох, жесткие стебли травы.

Новшество в классификации

Самый редкий тип - дигиталы. Психологи начали включать его в списки типирования не так давно, раньше там фигурировали только визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика дигиталов довольно своеобразная и даже в определенном смысле спорная. Это люди, которые воспринимают мир в виде логической картины, четкой

структурированной схемы. Для аудиала беседа, общение - это голос и интонации, для визуала - одежда и мимика партнера, для кинестетика - прикосновения. Дигитал прежде всего воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений.

Спорность выделения этих людей в отдельную группу очевидна. Классическое определение строится на доминировании одного конкретного органа чувств. Логику, мышление к органам чувств отнести нельзя, это способ обработки информации, а не ее восприятия. Добавлять в данную классификацию дигиталов - то же самое, что добавить к перечню «большой, средний, маленький» еще и «круглый». Ведь это тоже характеристика предмета.

Впрочем, психологи, которые придерживаются точки зрения, что тип дигитала имеет право на существование, всегда уточняют, что таких людей очень мало. Это, скорее, исключение, чем правило.

Внешние различия психотипов

Определить, аудиал человек, визуал или кинестетик, можно даже на основании внешних наблюдений.

Аудиалы много и охотно говорят, всегда внимательно слушают, хотя они могут не смотреть на собеседника. Это не проявление антипатии, просто им не важна визуальная составляющая информации. Аудиалы чутко улавливают малейшие оттенки интонации, могут обидеться только на слишком грубую интонацию (хотя, к примеру, кинестетик и внимания на такую мелочь не обратит). Визуалы, наоборот, глаз с

собеседника не сводят. Они всегда отметят новую прическу или удачное сочетание цветов в одежде. Их мнение о собеседнике основывается на внешнем впечатлении. Одежда, мимика, жесты - все это очень важно для визуалов. А вот слушать они могут невнимательно, как, впрочем, и кинестетики. Это нормально для подобных психотипов.

Кинестетики во время беседы много двигаются, жестикулируют. Пожалуй, именно они - самый грациозный психотип. Ведь движение, ощущение тела во время него - это их стихия. Ответ на вопрос «как определить кинестетика» очевиден. Потому что именно такой тип всегда старается прикоснуться к собеседнику: похлопать его по плечу, дотронуться до руки. Это вовсе не посягательство на личное пространство. Просто кинестетики именно так ощущают мир.

Зачем нужно знать свой тип

Существуют сотни тестов для определения типа личности. Чтобы узнать это, достаточно ответить на пару десятков вопросов. Аудиал, визуал или кинестетик? Тест легко определит, каким типом восприятия обладает человек. Ничего общего с тестами

«Какой вы персонаж книги» или «Кто вы в мире животных» у этого опросника нет. Информация о типе восприятия имеет большое практическое значение. Ведь от этого зависит, к примеру, предпочтительный способ обучения.

Аудиалы легче запоминают материал на слух, визуалам нужна наглядная информация. Кинестетики лучше справляются с задачами, имеющими отношение к предметному миру. Характеристика кинестетика предполагает, что возможность прикоснуться, ощутить объект для них - основной способ познания мира. Поэтому абстрактные предметы даются кинестетикам с трудом.

Типы восприятия информации и обучение

Тесты на определение типа восприятия информации рекомендуют проводить в детских садах и школе. Так можно узнать, как лучше донести до детей учебный материал. Впрочем, вряд ли это скажется на способе преподавания. Даже если учитель готов изменить привычный метод подачи материала, наверняка окажется, что в классе есть представители каждого типа, а значит, нужно просто разнообразить уроки, используя и устные объяснения, и наглядные материалы.

Но это и без тестов ясно. А вот родители могут применить полученную информацию с пользой. Домашняя проработка материала может строиться уже на базе этого знания. Ребенок-кинестетик лучше усвоит урок, если у него будет возможность использовать материальное воплощение теоретического знания. Тут пригодятся и счетные палочки, и учебные модели. Объясняя ему, как именно Земля вращается вокруг Солнца, лучше не искать обучающее видео, а взять яблоко и лампу. Пускай ребенок сам попробует сделать на яблоке-"планете" ночь и день, потрогает теплый «летний» бочок и холодный «зимний». Кинестетики это понимают намного лучше, чем любое объяснение.

Методы усвоения нового материала

Чтобы усвоить новую информацию, аудиалы обычно проговаривают ее вслух. Попросить такого человека замолчать нельзя - он просто не запомнит то, что нужно выучить. Визуалы стремятся запомнить, как выглядит страница учебника, вплоть до картинок. А вот кинестетики это вряд ли оценят, такой способ усвоения материала для

них бесполезен. Для этого психотипа важно ощущение. Поэтому во время работы над материалом они ходят взад-вперед, что-то вертят в руках или теребят. В мультфильме «Утиные истории» у главного героя Скруджа Макдака была специальная комната для размышлений. В ней он ходил по кругу, раздумывая над решением очередной проблемы. Даже тропинку протоптал. Этот герой - пример классического кинестетика. Заставлять представителя данного психотипа сидеть спокойно бесполезно. Это не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его.

Роль типов восприятия в конфликтах

Взрослым эта информация тоже не помешает. В пылу семейных ссор хорошо помнить, что оппонент вовсе не холодный, равнодушный и бесчувственный. Возможно, он просто иначе воспринимает мир. В ситуации, когда у жены психологический тип «кинестетик», а у мужа - «аудиал», найти взаимопонимание довольно сложно. Мужчина будет считать, что раз женщина мало с ним разговаривает или разговаривает, но каким-то «не таким» тоном, значит, чувства угасают. В то же время партнерша просто не услышит все слова «я тебя люблю», пропустит их мимо ушей. Зато обратит внимание на то, что муж не обнимает ее, не держит за руку, не прикасается нежно.

Как найти общий язык представителям разных психотипов

Партнеры сообщают о своих чувствах, но каждый - на своем языке. Но услышать, понять друг друга они не могут. Единственный выход в этом случае - компромисс. Партнер сколько угодно может убеждать себя, что если он не получает нужного подтверждения своим чувствам, но оно все равно есть, просто для него оно «невидимо». Эмоциональный голод ни к чему хорошему не приводит. Человеку нужно действительно чувствовать себя любимым, а не просто теоретически понимать истинность этого утверждения.

Потому партнеры должны учитывать потребности друг друга. Аудиалам о своих чувствах нужно говорить вслух, без этого полный контакт невозможен. Кинестетикам нужны прикосновения. Так почему бы просто не взять партнера за руку, если это так важно? Нужно просто вспомнить такой нюанс. Кинестетики это обязательно оценят.

Можно найти общий язык с любым психотипом. Главное - учитывать потребности друг друга и понимать, что партнер видит мир немного иначе.


Джона Лерер

Как мы принимаем решения

Моим брату Эли и сестрам Рахили и Лии.

«Кто знает, что я хочу сделать? Кто знает, что хочет сделать кто-то другой? Как можно быть в этом уверенным? Разве все дело тут не в химии мозга, не в снующих взад-вперед сигналах, не в электрической энергии коры? Как понять, в самом ли деле мы хотим что-то сделать или это просто нервный импульс у нас в мозгу? Какая-то пустячная активность в неприметном участке одного из мозговых полушарий - и вот я уже хочу ехать в Монтану или не хочу ехать в Монтану».

Дон Делилло «Белый шум»

Вступление

Я вел свой «Боинг-737» на посадку в токийский международный аэропорт «Нарита», когда загорелся левый двигатель. Мы находились на высоте семь тысяч футов, посадочная полоса была прямо впереди, вдали мерцали огни небоскребов. Уже через несколько секунд в кабине все зазвенело и загудело, предупреждая пилота об отказе сразу нескольких систем. Повсюду вспыхнули красные лампочки. Я постарался подавить панику, сосредоточившись на инструкции, которой нужно следовать при возгорании двигателя, и отключил подачу топлива и электропитания в поврежденные зоны. Самолет резко накренился. Вечернее небо легло на бок. Я изо всех сил старался выровнять самолет.

Но не мог. Он потерял управление. Самолет кренился на один бок, я пытался выпрямить его, однако он тут же заваливался на другой. Казалось, я борюсь с самой атмосферой. Неожиданно я почувствовал, как самолет, сотрясаясь, начинает терять скорость: движение воздуха над крыльями замедлилось. Металлический каркас заскрипел и заскрежетал - ужасный звук стали, сдающейся под напором физического воздействия. Нужно было срочно найти способ увеличить скорость, иначе сила тяжести заставит самолет спикировать прямо на раскинувшийся внизу город.

Я не знал, что делать. Прибавь я газу, мне, возможно, удалось бы набрать высоту и скорость - тогда я мог бы сделать круг над посадочной полосой и выровнять самолет. Но сможет ли оставшийся двигатель в одиночку справиться с подъемом? Или он не выдержит напряжения?

Второй вариант - сделать траекторию спуска более крутой в отчаянной попытке набрать скорость: я как бы спикирую, чтобы не войти в пике по-настоящему. Резкое снижение даст мне шанс избежать остановки двигателя и вернуть самолет на нужный курс. Конечно, вместо этого я могу лишь приблизить катастрофу. Если я не сумею вернуть себе контроль над самолетом, он войдет в то, что пилоты называют смертельной спиралью. Перегрузка станет такой сильной, что машина развалится на куски, еще не достигнув земли.

Я никак не мог решиться. Нервный пот щипал мне глаза. Руки тряслись от страха. Я чувствовал, как в висках пульсирует кровь. Я пытался понять, что же мне делать дальше, но на это не было времени. Скорость продолжала снижаться. Если бы я не начал действовать немедленно, самолет упал бы на землю.

И тогда я принял решение: я сохраню самолет, направив его вниз. Я сдвинул рычаг вперед и про себя взмолился, чтобы скорость увеличилась. И она в самом деле начала расти! Проблема заключалась в том, что я снижался прямо над пригородом Токио. Стрелка альтиметра двигалась в направлении нуля, однако внезапно возникло ускорение, позволившее мне вновь контролировать самолет. Впервые с того момента, как загорелся двигатель, я мог придерживаться устойчивого курса. Я все еще падал камнем вниз, но, по крайней мере, делал это по прямой. Я подождал, пока самолет опустится ниже двух тысяч футов, а потом оттянул штурвал на себя и увеличил подачу газа. Полет был ужасно неровным, но я двигался к намеченной цели. Завидев прямо перед собой огни посадочной полосы, я выпустил шасси и сосредоточился на том, чтобы не потерять контроль над самолетом. В это время второй пилот выкрикивал: «Сто футов! Пятьдесят! Двадцать!» Прямо перед приземлением я сделал последнюю попытку выровнять самолет и стал ждать удара о твердую почву. Это была жесткая посадка - мне пришлось резко затормозить и на большой скорости увести самолет в сторону, - и все же мы вернулись на землю целыми и невредимыми.

Только подогнав самолет к зданию аэропорта, я заметил пиксели. Передо мной был панорамный телевизионный экран, а не лобовое стекло кабины пилота. Пейзаж внизу был просто лоскутным одеялом из картинок, полученных со спутника. И хотя руки у меня все еще тряслись, на самом деле я ничем не рисковал. Пассажиров в салоне самолета не было: «Боинг-737» представлял собой не более чем виртуальную реальность, созданную летным тренажером «Tropos-500» стоимостью 16 миллионов долларов. Тренажер этот, принадлежащий компании Canadian Aviation Electronics , располагался в похожем на пещеру промышленном ангаре под Монреалем. Мой инструктор нажал на кнопку и вызвал пожар в двигателе (он же усложнил мою жизнь, добавив сильный боковой ветер). Но полет казался настоящим. К тому времени как он закончился, меня буквально распирало от адреналина. А какая-то часть моего мозга по-прежнему верила, что я едва не упал на Токио.

Psychologies:

Ваша книга «Как мы принимаем решения» стала мировым бестселлером. Почему вы захотели об этом написать?

Джона Лерер:

Зайдя в супермаркет, я мог потратить полчаса, например, пытаясь определиться с видом хлопьев для завтрака! А потом еще на полчаса задумывался о том, какую взять зубную пасту… В общем, в какой-то момент терпеть это стало просто невозможно, и работа над книгой очень мне помогла. Написав ее, я научился принимать многие решения быстрее. Потому что точно узнал: лишнее время, потраченное на принятие решения , совсем не гарантирует того, что оно окажется удачным. Прямой зависимости тут нет. Как нет, например, и прямой зависимости между количеством информации, которой мы обладаем, и качеством нашего решения. Иногда дополнительное знание о ситуации только вредит, затрудняя наш выбор...

Вам удалось найти единый алгоритм принятия верных решений?

Д. Л.:

Увы, нет. Мозг человека все еще недостаточно изучен и загадочен. А наука о мозге еще слишком молода, и у нее не только нет готовых ответов, она пока еще далеко не всегда способна даже поставить точные вопросы. Поэтому если кто-то будет утверждать: «Я точно знаю, как всегда принимать верные решения, слушайте меня – и у вас все получится» – не верьте этому человеку.Он просто лжет. В наших силах лишь наметить самые общие принципы, следуя которым можно приблизиться к желаемой цели.

Например, следуя интуиции?

Д. Л.:

Способность нашего интеллекта моментально находить ответы и решения вне предсказуемой логики действительно иногда выручает нас. Но доверять интуиции стоит далеко не всегда. Например, вам необходимо принять какое-то решение, то есть сделать выбор. Вы были уже в подобной ситуации и переживали что-то похожее. Если у вас есть достаточно времени, вы, скорее всего, вспомните об этом, вспомните свои действия в тот момент и их результат. Но бывает, что времени мало, действовать нужно быстро. И вот здесь включается интуиция. Память еще не успела отыскать нужные события, причины и следствия, но ваша эмоциональная память уже их сопоставила. И если прежний ваш выбор был удачен, то внутренний голос (в надежде на новую порцию положительных эмоций) кричит: «Давай же, вперед!» А если дело кончилось плохо, в действие вступает страх, и тот же голос протестует: «Не делай этого ни в коем случае!» Примерно так, с точки зрения современной науки, и работает интуиция. Когда мы оказываемся в абсолютно новой для себя ситуации, то никакой внутренний голос нам не поможет. Мы просто никогда не переживали эмоций, память о которых могла бы быть полезна. И даже если интуиция пытается что-то сказать, слушать ее не нужно: действовать придется, полагаясь на логику и здравый смысл.

Сложные задачи лучше решать с легким сердцем

Интуиция бесполезна, если мы попадаем в ситуацию, с которой не сталкивались прежде и о которой не можем помнить, утверждает Джона Лерер. Здесь в дело вступает рассудок. Но это не значит, что эмоциям надлежит молчать, пока работает логика. Косвенно эмоции все же могут нам помочь... только если это положительные эмоции. Лерер ссылается на работы Марка Юнг-Бимана (Mark Jung-Beeman), нейробиолога, изучавшего интуицию. Тот показал, что в хорошем настроении мы гораздо лучше справляемся со сложными задачами, чем когда раздражены или расстроены. В его экспериментах веселые люди решили на 20% больше словарных головоломок, чем грустные. Юнг-Биман видит объяснение в том, что области мозга, ответственные за контроль поведения, в этом случае не заняты управлением эмоциональной жизнью человека. Они не «переживают» из-за того, что мы невеселы, а потому не отвлекают значительные внутренние ресурсы на то, чтобы улучшить наше настроение. В результате рациональный мозг может полностью сосредоточиться на том, что необходимо, а именно – на поиске оптимального решения конкретной задачи.

« (Астрель, Corpus, 2010).

Так как же возникают самые удачные решения?

Д. Л.:

Благодаря взаимодействию логики и интуиции, двух типов мышления. А для того чтобы таким образом настроить работу мозга, нужно научиться думать о том, как мы думаем. Ни одно животное на планете не задумывается над этим процессом, не пытается разобраться, что происходит у него в голове, – только человек! И очень жаль, что мы делаем это гораздо реже, чем могли бы. Принимаем решения спонтанно, или руководствуемся только эмоциями, или… Да мало ли как еще – только не задумываясь над тем, как их нужно принимать. А ведь это великий и уникальный дар, и мы просто не имеем права не использовать его в полной мере!

Как можно осознать, что происходит у нас в голове?

Д. Л.:

Практика – вот главный ключ! Надо постоянно упражняться. Конечно, гораздо проще прилагать минимум усилий, думать не думая, принимать решения, не давая себе труда понять, как мы это делаем. Но если мы действительно хотим чего-то достичь, мы неизбежно вынуждены работать больше. Так происходит везде: чтобы стать хорошим спортсменом, нужно больше тренироваться, чтобы преуспеть в науке – больше времени посвящать исследованиям и знакомству с работами своих коллег. И с принятием решений все обстоит точно так же. Придется затратить больше труда. Придется задумываться над тем, как мы это делаем. И когда это станет постоянной практикой, привычкой, мы наверняка сможем принимать гораздо более удачные решения. Нужно только понимать, что все мы различны и мозг каждого человека обладает индивидуальными особенностями. Одним этот навык может даться большим количеством усилий, а другим меньшим, но в том, что преуспеть способны все, я уверен. Хорошим примером может служить медитация: в каком-то смысле это тоже практика постижения того, как мы думаем, – и умения избавиться от ненужных мыслей. Техникой медитации тоже овладевают не сразу. Но сделать это может каждый.

Сможем ли мы когда-нибудь понять, как работает наш мозг? Узнаем ли все про механизмы мышления?

Д. Л.:

Если честно, я в этом не уверен. Мозг и процессы мышления – возможно, самая большая тайна во Вселенной. Можно сказать, что в каких-то аспектах мы приблизились к ее пониманию, но в других столкнулись с еще большей загадкой. И по-прежнему не понимаем, как мы мыслим – как это у нас получается.

Похожие вещи происходят и в других областях науки. Ведь и физики несколько десятилетий назад были почти уверены в том, что вот-вот поймут абсолютно все об устройстве нашего мира…

«ТОЛЬКО МЫ, ЛЮДИ, СПОСОБНЫ ЗАДУМАТЬСЯ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ У НАС В ГОЛОВЕ. ЖАЛЬ, ЧТО ДЕЛАЕМ МЫ ЭТО РЕЖЕ, ЧЕМ МОГЛИ БЫ!»

Д. Л.:

Именно! А что мы имеем сегодня? Струнную теорию, догадки о множественности вселенных и гипотезы о существовании как минимум 11 измерений! Неспециалист вообще не в состоянии понять, что сегодняшняя теоретическая физика думает об устройстве мира. Зато в состоянии заподозрить, что эта наука пребывает в большей растерянности, чем когда-либо прежде. А ведь это происходит параллельно с накоплением новых знаний. Их объем растет, а понимания пока не прибавляется. И нейробиология, как мне кажется, проделывает ровно тот же путь.

И вы называете себя оптимистом?