Проекционные методы. Смотреть страницы где упоминается термин проекционные методы. Проекционные методы исследования

Если вам захочется острых ощущений - что вы сделаете? Отправитесь в необычное путешествие, займетесь экстремальным спортом, придумаете что-то еще? Самым просытм будет, пожалуй, просмотр какого-нибудь фильма. И кино в жанре постапокалипсис для этого подходит как нельзя лучше. Сценаристы предлагают множество вариантов конца света - от вирусов и эпидемий до глобальных войн и природных катаклизмов. Все это представлено в нашей подборке лучших фильмов жанра постапокалипсис.

1. Я – легенда - I Am Legend (2007)

Неизвестный очень опасный вирус смог унести жизни большей части людей, превратив многих в вампиров. События киноленты рассказывают о единственном выжившем человеке, обладающем невероятным иммунитетом. В ночное время герой держит бесконечную осаду монстров, а в дневное время пытается разработать противоядие и понять причины эпидемии…

2. Книга Илая - The Book of Eli (2010)

После ужасной катастрофы Америка превращается в безжизненную пустыню. Илай начинает свое странствие по бесконечным дорогам, где орудуют банды, убивающие за воду и еду. Однажды он попадает в район, где раньше была прекрасная Калифорния, превратившаяся в настоящий ад, где властвует тиран Карнеги.

3. Почтальон - The Postman (1997)

После завершения глобальной войны, которая смогла разрушить нашу цивилизацию, в 2013 году наступают тяжелые времени. Отсутствует власть, самолеты и дороги – нет ничего. Люди объединяются в колонии, где бушует голод, заболевания и иные недуги. Помимо этого, разоренные страны заняли банды бывших морально разложившихся и озверевших солдат. Миром правит Право сильных и страх, пока неожиданно не появляется загадочный герой, который назвал себя Почтальоном…

4. Поле битвы Земля - Battlefield Earth (2000)

3000 год. На протяжении 10-ти столетий на Земле властвует жестокая раса пришельцев. Гиганты Сайкосы поработили население и сделали планету источником сырья для своего мира. Земляне, которым удалось избежать рабства и смерти, стали первобытными племенами жить по лесам и горам. Однажды им удается завладеть технологиями и оружием пришельцев, которое они используют для восстания. Начинается звездная война, которая может уничтожить одну из цивилизаций…

5. Матрица - The Matrix (1999)

Существование Томаса Андерсона делится на 2 части: в дневное время он простой офисный сотрудник, который получает выговоры от начальства, а ночью он становится хакером Нео, для которого не существует мест в сети, куда бы он не мог проникнуть. Однажды его жизнь кардинально меняется, когда ему становится известна страшнейшая правда: все – простая иллюзия, Матрица, где людьми питается искусственный интеллект, поработивший народ. И только Нео способен поменять расстановку сил таком страшном и чужом мире.

6. Дитя человеческое - Children of Men (2006)

В будущем из-за массового бесплодия власть досталась анархии. Над человечеством нависает опасная угроза вымирания. В Лондоне жестоко борются группировки, хаос. И в этот эпицентр событий попадает бюрократ, ставший защитником для людей. Ведь именно от него зависит, будет ли человечество существовать. Ему требуется перевести беременную женщину и передать докторам, она – надежда мира на выживание…

7. Сквозь снег - Snowpiercer (2013)

Будущее. Земля. 17 лет назад планета подвергалась техногенной катастрофе, в результате которой вместо садов и лесов земля покрыта льдом и снегом. Жизнь осталась только в огромнейшем поездке, который постоянно мчится по магистрали. 1-ые вагоны отданы правящей элите, в последних живут обычные люди. Народ живет как в концлагерях – заболевания, бедность, беспредел надсмотрщиков. Однако тут среди этих, казалось бы, пропащих людей появляется человек, который способен добиться справедливости. Но у благородных идей есть и темная сторона, а революция приводит к последствиям…

8. Земля вампиров - Stake Land (2007)

Во время разрушений и старения сел и городов большой страны к ним пришла новая напасть – вспышка эпидемии вампиризма. Но с появлением вампиров появляются и охотники на них. Загадочный «мистер», считающийся самым крутым крушителем кровососов, будет помогать юноше перебираться на север в Новый Эдем.

9. Власть огня - Reign of Fire (2002)

2020 год. Власть над планетой взяли жестокие огнедышащие драконы, которые восстали из небытия из-за глупой оплошности людей. Несколько обитателей Лондона, который был сожжен почти дотла, в том числе и смелый воин Куинн, скрываются под землей, пытаясь противостоять постоянно увеличивающейся орде мстительных и голодных тварей. Вся надежда только на охотников над драконами под предводительством храброго Ван Зана. В скором времени всем становится известно, что есть только один самец, который продолжает род драконов. Теперь только Куинн и Ван Зан смогут решить судьбу человечества…

10. Обливион - Oblivion (2013)

Можно ли мечтать о неизвестной девушке, которую не видел никогда, можно ли скучать по месту, где никогда не был? Приглашаем вас в будущее! Теперь невозможно назвать своим домом Землю. Выиграв войну, люди не сохранили планету. Мы лишились памяти, но не забыли прошлое, которое постоянно беспокоит сознание. Узнайте правду и поменяйте жизнь…

11. 28 дней спустя - 28 Days Later... (2002)

Молодой паренек Джим оказывается в госпитале. Он не помнит, как оказался здесь. Выйдя из палаты, парень видит, что в больнице никого нет. Недоумевая, он отправляется на улицу, где всегда были толпы народа, однако сейчас там пустота... В городе никого нет, но тут есть неживые. Новыми жителями Лондона стали наполненные яростью и злобой зомби-людоеды, которые заселили кварталы. Скрываясь от догоняющих зомби, Джим натыкается на живых, с которыми ему придется разбираться в ситуации и пытаться все исправить…

12. Дорога - The Road (2009)

На Земле происходят сильнейшие катаклизмы, исчезла цивилизация, как и почти вся жизнь. Выжившие разделяются на каннибалов и их жертв. По запыленной дороге следуют отец и сын, которые отправились в теплые края, где есть шансы на выживание…

13. Ровер - The Rover (2014)

По дикой природе Австралии главный герой гонится за бандой, которая угнала его машину, и попадает в ловушку…

14. Мгла - The Mist (2007)

Небольшой город в штате Мэн в результате сильнейшего урагана оказывается в сверхъестественном тумане. Посетители супермаркета прячутся в помещении. Один из людей, видевший молниеносную атаку природы, рассказывает, что в тумане что-то или кто-то есть. Художник Дювид, который приехал вместе с маленьким сыном в магазин, собирает команду активистов, чтобы разобраться в происходящих событиях. В скором времени становится известно, что туман является местом прибежища непонятный существ. В случайно сложившемся коллективе спасшихся людей начинаются противоречия и конфликты.

15. Воины света - Daybreakers (2009)

2019 год. Из-за всемирной эпидемии многие люди стали вампирами, из-за чего человечество оказывается на грани вымирания. О хорошем будущем можно не мечтать ни людям, ни кровососам, ведь дефицит крови вынуждает их лелеять и холить каждого выжившего человека или производить синтез заменителя крови. Группа ученых пытается помешать концу света и ищет средство для борьбы с вампирами…

16. Пандорум - Pandorum (2009)

В космических безднах движется звездолет. Очнувшись от гиперсна, 2 члена команды попадают в трудную ситуацию: не функционирует техника, они ничего не помнят. Сколько прошло времени? Какое задание они получали? Где они находятся? Кто они? И они не знают ответов на все эти вопросы. Кроме того, на корабле пребывают чужие – злые воины, разрушающие все вокруг. У них очень мало времени, ведь на кону не только их жизни, но и спасение всего человечества. Им необходимо забрать управление кораблем, пока Пандорус не оказался у власти…

17. У твоего порога - Right at Your Door (2006)

Взрывы потрясают Лос-Анджелес, опасные пары расходятся по городу. Никому не известна причина прогремевших взрывов, однако последствия просто ужасны… Молодая семейка попадает в эпицентр и разделяется: супруга остается в месте поражения, супруг – в безопасности.

18. Искусственный разум - Artificial Intelligence: Al (2001)

В будущем наука сделала множество открытий, произошло глобальное потепление. Но и тут люди привыкли жить вместе с роботами. Однако все имеет последствия: в очередной раз ученые запрограммировали робота ребенка Дэвида на бескорыстную любовь. Члены его семьи сталкиваются с шокирующими последствиями подобного чувства. Однажды Дэвид попадает в опасный и странный мир. Вместе с уличным роботом он отправляется в поисках найти ответы о тайне своего происхождения.

19. Безумный Макс: дорога ярости - Mad Max: Fury Road (2015)

Макса преследуют призраки прошлого, из-за чего он принимает решение – бродить в одиночестве. Но он объединяется вместе с бунтарями, которые следуют на боевой фуре через пустыню, под командованием военачальника Фуриосы.
Они хотят убежать из Цитадели, которая мучается от тирании Несмертного Джо, у которого они украли нечто ценное. Злой военачальник кидает все силы, чтобы догнать мятежников, начиная настоящую войну…

20. Эквилибриум - Equilibrium (2002)

События развиваются в будущем, где люди не могут выражать эмоции, так как они запрещены. Это цена людей за то, что в их жизни нет войны. Музыка, искусство и книги теперь вне закона. А чувства являются преступлением, которое наказывается смертью. Чтобы существующие правила соблюдались, людей заставляют принимать лекарство «прозиум». Агент правительства Джон Престон следит за теми, кто не соблюдает правила. Однажды он забывает выпить лекарство, в результате чего он духовно меняется и у него возникают противоречия с начальством и самим собой…

21. Земля мертвых - Land of the Dead (2005)

Земля оказывается во власти мертвецов. Живые люди теперь только в городе, обнесенном стеной. Управляет городом несколько богачей, которые расположились на последних этажах небоскреба, и их не волнует, что твориться на улицах. Но и так неспокойная жизнь выживших становится сложнее – зомби начинают атаковывать, желая проникнуть через укрепления. Они стают сильнее и многочисленнее, а в городе вот-вот начнется восстание…

22. После нашей эры - After Earth (2013)

События развиваются спустя 1000 лет после катастрофы, которая выжила людей с планеты, заставив перебираться на Нову Прайм. С боевого задания возвращается генерал Сайфер Рейдж, он отправляется к семье, которая раньше не была с ним. Он хочет начать воспитывать 13-летнего сына. Он направляется с ним в путешествие, однако аппарат попадает в астероидную бурю, из-за чего они оказываются на опасной и незнакомой Земле. И пока отец при смерти находится среди обломков корабля, его сыну нужно перейти враждебный ландшафт для запуска их спасательного маячка. Мальчишка всегда мечтал стать солдатом, как и его отец. Сейчас у него появляется шанс проявить себя…

23. Гостья - THE HOST (2013)

Над Землей нависает опасность. В скором времени наше место достанется Душам - пришельцам, не имеющим плотской оболочки, они заменяют разум людей своим. Большая часть населения уже погибла. Немного выживших прячутся, пытаясь продлить время. Сейчас Душа решило захватить тело молодой Мелани. Но случается неожиданное: девушке и ее Душе приходится существовать вместе с одном теле. Гостье необходимо проследить и выдать землян-повстанцев, которые связаны с Меланой, однако она начинает помогать своей носительнице…

24. Зомбиленд - Zombieland (2009)

После разорения США нашествием зомби, выжить удалось малой группе людей, скитающихся по стране, борясь с живыми мертвецами. Как-то раз они приходятся в парк развлечений, думая, что тут они в безопасности…
А в продолжени е темы - читайте как в действительности люди .
© сайт

В этом уроке, благодаря обработке обычной фотографии инструментами , солнечная городская улица превратится во мрачную картину постапокалипсиса - мира после уничтожения человечества. С помощью простых инструментов мы обратим оживленные улицы Нью-Йорка в заброшенные руины заросшие травой. А несколько маленьких хитростей позволит оптимизировать этот процесс и сделать нашу работу более интересной и захватывающей.

Подготовительный этап

Все фотографии, использованные в уроке, взяты с сайта www.sxc.hu. Прежде чем начать, ознакомьтесь с ними:
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. Текстура травяного покрова (можно найти в интернете).
7. .
8. .
9. Шкурка банана (можно найти в интернете).
10. Старая газета (можно найти в интернете).
11. .
12. Кусты (можно найти в интернете).
13. Растения (можно найти в интернете).
14. Облака (можно найти в интернете).
Кроме того, в уроке использованы кисти из набора (Кисти с птицами).

Откройте изображение «город» и сохраните его под другим названием, используя функцию “Save as …” (Сохранить как…). Чтобы создать ощущение пустого и разрушающегося города, в первую очередь необходимо удалить с изображения все признаки жизни: уличное освещение (фонари, светофоры) и фигуры самих людей. Используйте инструменты Clone Stamp (Штамп) и Кисть размером 5 – 10 пикселей. Для достижения реалистичного эффекта установите мягкие края кисти.

Шаг 1 - удалите с изображения все признаки жизни

Теперь, для усиления «последствий катастрофы», измените вид темно-синего баннера на левой части фотографии. Используя Кисть с мягкими краями, сотрите часть золотых букв. Затем, при помощи инструмента Clone Stamp (Штамп) удалите нижнюю часть баннера.

Шаг 2 - измените вид темно-синего баннера

Откройте изображение «флаг». Чтобы вырезать флаг из фона, выберите в пункте главного меню Select (Выделение) > Color range (Цветовой диапазон). В появившемся окне установите следующие параметры: Select > Sampled Colors (Выбрать > По образцам), ползунок Fuzziness (Разброс) передвиньте на значение 160, в нижней части окна отметьте пункт “Selection ” (Выделенная область). Щелкните пипеткой на любом месте голубого фона и нажмите клавишу Delete .

Шаг 3 - вырежте флаг из фона

Выберите инструмент Ластик, установите большой размер кисти. Значение Hardness (Жесткость) передвиньте на 0 %. Удалите часть флага справа.

И, наконец, инвертируйте изображение в черно-белое: Image > Adjustments > Black & White (Изображение > Коррекция > Черно-белое).

Перетащите флаг на основную фотографию. Следите, чтобы слой с флагом в палитре Layers (Слои) находился НАД фоновым изображением . При помощи пункта меню Edit > Free Transform (Редактирование > Свободное трансформирование) разместите слой с флагом в нижней части баннера, имитируя оборванный край. Выбрав наиболее удачное расположение флага, используйте Ластик, чтобы удалить лишние детали.

Шаг 4 - перетащите флаг

Теперь отредактируйте уровни, чтобы придать оборванному краю баннера нужный цвет. В пункте меню Image (Изображение) выберите Adjustments > Levels (Коррекция > Уровни) и выставьте значения как показано на картинке.

Используйте инструменты Clone Stamp (Штамп), Eraser (Ластик), Burn (Осветлитель), Dodge (Затемнитель) и кисть, чтобы убрать недочеты и закончить работу с баннером.

Шаг 5 - уберите недочеты

Остальные флаги и баннеры на основном изображении обработайте теми же инструментами, чтобы искусственно их «состарить» и «порвать».

Шаг 6

Теперь «разбейте» стёкла. Для получения этого эффекта используйте Brush Tool (Кисть), чтобы стереть некоторые стекла и изменить их внешний вид. Поэкспериментируйте с окнами, выделив часть стекла при помощи Polygonal Lasso (Прямолинейное Лассо) и сдвинув её при помощи Move Tool (стрелка).

Шаг 6 - "разбейте стекла"

Шаг 6 - "разбейте стекла"

Шаг 7

Найдите те участки фотографии, которые требуют доработки, например, вывески. Выделите их инструментом Polygonal Lasso (Прямолинейное Лассо) и в меню Layers (Слои) выберите пункт New > Layer via Cut (Новый > Вырезать на новый слой). Трансформируйте новые слои при помощи Move Tool (стрелка). При необходимости используйте Кисть.

Шаг 8

Завершение стадии «разрушения» города – удаление цветов вдоль улицы. Используйте черную кисть с мягкими краями. Параметр Opacity (Прозрачность) установите на 50%. Закрасьте цветы черным цветом. Недостающие элементы цветочных горшков воссоздайте при помощи Clone Stamp (Штамп). Добавьте тени инструментом Burn Tool (Затемнитель).

Шаг 9

Параметр смешивания слоёв установите на Multiply (Умножение). Сотрите Ластиком ненужные участки текстуры.

Таким же методом создайте трещины на тротуарах, используя Текстуру 2 .

Текстуру 3 наложите на видимые фасады зданий так же, как на дороги. В данном случае можно обойтись и без фильтра Vanishing Point (Исправление перспективы).

Чтобы создать ощущение заброшенности, текстуру травяного покрытия расположите поверх асфальта способом, описанным выше, но смешивание слоёв установите на Overlay (Перекрытие). Не забудьте уменьшить параметр Opacity (Прозрачность)!

Теперь займёмся деталями, взятыми с остальных фотографий. «Разбросайте» изображения консервных банок, банановой кожуры и потрёпанной газеты, а из трещин в асфальте и по тротуарам пусть растут кусты и трава с соответствующих фотографий. Используйте инструменты трансформации, чтобы изменить размеры изображений и удалить ненужный фон.

Чтобы добавить реалистичные тени от предметов и растений, примените Burn Tool (Затемнитель).

Затем возьмите Кисть, изменив параметр Blending Mode (Смешивание) на Color (Цветность). Приведите изображения новых элементов в соответствие с текстурой и цветами основной фотографии.

Верните параметр смешивания в Normal (Обычный) и выберите Кисть с параметрами, указанными на картинке.

На новом слое создайте несколько штрихов, затем измените насыщенность в меню Image > Adjustments > Hue / Saturation (Изображение > Коррекция > Цветовой тон / Насыщенность) в соответствии с картинкой.

При помощи Кисти, Burn Tool (Затемнитель) и Blur Tool (Размытие) добавьте растений, чтобы сделать фотографию более загруженной и насыщенной.

При помощи Burn Tool (Затемнитель) добавьте яркие тени на стенах зданий. Несколькими мазками Кисти в режиме Color (Цветность) добавьте зеленоватых мазков.

Снова измените параметр смешивания Кисти на Normal (Обычный) и примените установки, показанные на картинке.

Зелёным цветом кисти добавьте траву на стенах зданий.

Инструментами Burn (Затемнитель) и Dodge (Осветлитель) подчеркните тени и освещённые участки. Это добавит изображению реалистичный объём.

Теми же способами добавьте немного растений и на машины, цветочные горшки, вывески. Лёгкими мазками кисти соответствующего цвета сотрите часть надписей на вывесках, состаривая их.

Импортируйте фотографию облаков в рабочий документ и расположите его на верхней части изображения.

Создайте маску нового слоя. При помощи Pen Tool (Перо) или Magic Wand (Волшебная палочка) выделите небо на основном изображении (в палитре слоёв рабочим должен быть слой с облаками). Инвертируйте выделение и залейте выбранный сегмент (маски, не изображения!) черным цветом инструментом Paint Bucket (Заливка).

Сделайте облака черно-белыми, выбрав в меню Image > Adjustments> Black & White (Изображение > Коррекция > Черно-белое) установки по умолчанию.

Если есть желание, придайте облакам контрастность инструментами Burn (Затемнитель) и Dodge (Осветлитель).
И, наконец, Кистью затонируйте облака. Для этого сперва возьмите кисть большого размера (около 150 пикселей), установите жесткость 35 % , режим смешивания Color (Цветность) и назначьте мягкий, пастельный цвет палитры.

Кистью с теми же установками оттените здания и улицы.

Загрузите в набор кистей Photoshop Birds Brushes (Кисти с птицами). Добавьте несколько птиц подходящего размера на небе.

Наконец, пришло время провести окончательную коррекцию фотографии. Чтобы соеденить слои, сохраните получившееся изображение в формате JPG, либо выберите соответствующий пункт меню во вкладке Layer (Слои). И приступайте к коррекции уровней Image > Adjusments > Levels (Изображение > Коррекция > Уровни), установив параметры как на картинке ниже.

И последний, финальный аккорд! Добавьте новый эффект освещения, используя специальный фильтр. Выберите меню Filter > Render >Lighting Effects (Фильтр > Рендеринг > Эффекты освещения) и настройте его как показано на картинке.

Заключение

Получилось превосходно! Вы стали свидетелем превращения цветущего города в ветхие, заброшенные руины. Однако будем надеяться, что такого никогда не случится в реальности!

Источник

Проекционный метод (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю.

В такого рода исследовании респондентов просят объяснить поведение остальных людей, а не свое собственное. Пытаясь сделать это, респонденты непроизвольно выражают свои собственные мотивы, убеждения, отношения и чувства по поводу той или иной ситуации. Таким образом, анализируя ответы респондентов, можно определить их позицию по данному вопросу. При этом задаются преднамеренно неопределенные, нечеткие и неоднозначные вопросы. Чем двусмысленнее ситуация, тем больше люди раскрывают свои эмоции, потребности, мотивы, отношения и ценности.

Ассоциативные методы.

При использовании ассоциативных методов (association tecnique) человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум. Самый известный из них - метод словесных ассоциаций (word association), когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум. Слова, касающиеся темы опроса, разбросаны по всему списку и называются тестовыми словами. В списке много нейтральных слов, написанных для заполнения пустых мест. Такие слова скрывают истинную цель исследования. Вот несколько слов из исследования "Выбор универмага": "местоположение", "парковка", "посещение магазина", "качество" и "цена".

Каждый ответ стенографируется и отвечать нужно быстро, поэтому легко установить, кто из респондентов сомневается или думает (больше трех секунд). Ответы записывает интервьюер, а не респондент. При этом он не ограничивает респондента во времени ответа. Таким образом, ассоциативная методика опроса позволяет респондентам раскрыть свои внутренние чувства относительно интересующей исследователя темы.

Ответы анализируются на основании подсчетов повторов слов-ассоциаций; секунд, потерянных перед тем, как ответить; респондентов, которые вообще не смогли подобрать ассоциации к словам в пределах отведенного времени. Людей, которые вообще не смогли ответить, оценивают как слишком эмоциональных респондентов, чьи эмоции мешают им при ответе на вопросы. Часто ассоциации разделяют на благоприятные, неблагоприятные или нейтральные. Дальше показано, как на примере подробных ответов можно установить скрытые чувства и отношение человека к исследуемому вопросу.

Существует несколько вариантов проведения стандартного метода словесных ассоциаций, а именно респондентов могут попросить назвать не одно, а первые два, три или четыре слова, которые приходят на ум. Этот метод также находит применение в контрольных тестах, в отличие от метода свободной ассоциации. В контрольных тестах респондентов могут спросить: "Какие универмаги приходят вам на ум в первую очередь, когда речь идет о высококачественных товарах?" Более подробную информацию можно получить, применив завершающие методы, которые естественно продолжают методы ассоциации.

Методы завершения ситуации:

В методах завершения ситуации (completion tecniques) респондента просят придумать завершение придуманной ситуации. Обычно в маркетинговых исследованиях применяют методы, где от респондента требуется закончить предложения или придумать окончание какой-либо истории.

Завершение предложения. Метод завершения предложения (sentence completion) чем-то напоминает словесную ассоциацию. Вниманию респондентов предлагают незаконченные предложения и просят придумать концовку, используя те слова и фразы, которые первыми приходят в голову. Метод завершения предложений в отличие от словесной ассоциации позволяет получить больше информации об эмоциях респондентов. Однако он не маскирует намерения исследователя так же хорошо, как метод словесных ассоциаций, и поэтому многие респонденты могут догадаться о целях исследования.

Окончание абзаца - один из видов метода завершения предложения, когда респондент придумывает окончание абзаца, который начинается с интересующей исследователя фразы. Расширенная версия методов "завершение предложения" и "окончание абзаца"- это метод "завершения истории".

Завершение истории. В случае с методом завершения истории (story completion) респондентам предлагают отрывок истории, который нацеливает внимание человека на определенную тему, но не намекает на окончание. Концовку нужно придумать самому, как показано в следующем примере.

Методы конструирования ситуации:

Методы конструирования ситуации (construction techniques) тесно связаны с методами завершения. Методы конструирования ситуации требуют от респондента придумать историю, диалог или описание ситуации. Здесь исследователь предлагает респонденту еще меньше исходного материала, чем в предыдущем случае. Существует два основных метода конструирования ситуации - ответ по рисункам и анимационные тесты.

Ответ по рисункам. Метод ответа по рисункам (picture response techniques) чем-то напоминает тест на определение тематического сознательного восприятия, который состоит из ряда рисунков с изображением обычных и не совсем обычных вещей. Не на всех рисунках люди или предметы изображены четко. Респондента просят придумать истории о том, что изображено на рисунках. По тому, как респондент воспринимает материал, изображенный на рисунках, определяют его индивидуальность. Например, индивидуум может оказаться импульсивной, творческой или лишенной воображения личностью. Использование термина тест на определение тематического сознательного восприятия (thematic apperception test) объясняется тем, что темы, связанные с изучаемой проблемой, выявляются из субъективных объяснений респондента того или иного рисунка.

Анимационные тесты. В анимационных тестах (cartoon tests) на рисунках изображаются мультипликационные персонажи, которые попадают в разные ситуации, связанные с исследуемой проблемой. Респондентов просят придумать для персонажа ответ на комментарии другого персонажа. По ответам респондентов можно узнать их эмоции, убеждения и отношение к ситуации. Анимационные тесты проще в проведении и анализе, чем метод ответа по рисункам.

Экспрессивные методы:

В рамках экспрессивных методов (expressive techniques) в устной или визуальной респонденту на рассмотрение представляется какая-либо определенная ситуация. От него требуется выразить те чувства и эмоции, которые испытывают другие в данной ситуации. Причем респонденты выражают чувства и эмоции других людей, а не свои собственные. Вот два главных экспрессивных метода - ролевая игра и метод третьего лица.

Ролевая игра. При ролевой игре (role playing) респондентов просят побыть в роли другого человека и представить, как тот будет вести себя в той или иной ситуации. Исследователь предполагает, что респонденты будут руководствоваться своими собственными эмоциями.

Метод третьего лица: Для метода третьего лица (third person technique) характерно, что респонденту в устной или визуальной форме предлагают на рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, что думает третье лицо в данной ситуации. Ответ респондента в третьем лице уменьшает влияние общественного мнения, т.е. будет более точным.

Преимущества и недостатки проекционных методов:

Проекционные методы имеют одно главное преимущество по сравнению с неструктурированным прямым методом качественного исследования (фокус-группы и глубинные интервью): они позволяют получить такие ответы, которые респонденты не дали бы, если бы знали о цели исследования. Иногда в прямом опросе респондент может преднамеренно или неумышленно неправильно истолковывать, понять или же обмануть исследователя. В таких случаях, используя проекционные методы, можно не сомневаться в правильности ответов, поскольку скрываются цели исследования. Это становится очевидным, когда задаются личные, довольно-таки щепетильные вопросы, связанные с правилами поведения в обществе. Проекционные методы также помогают выявить скрытые на подсознательном уровне мотивы и убеждения респондентов.

Проекционные неструктурированные прямые методы исследования имеют ряд слабых сторон. Так, для их использования необходимы хорошо обученные интервьюеры. Ответы анализируют квалифицированные аналитики, услуги которых стоят немало. Кроме того, они не должны быть предубежденными. За исключением метода словесных ассоциаций, все остальные методы предусматривают незавершенное окончание, что усложняет анализ и обработку полученных данных.

Некоторые проекционные методы, например ролевая игра, требуют, чтобы респонденты вели себя не совсем обычно, В таких случаях исследователь может предполагать, что респонденты, которые согласились участвовать в игре, - неординарные личности и поэтому не являются представителями той части совокупности, ради которой проводится исследование. Поэтому рекомендуется сравнивать результаты, полученные проекционными методами, с результатами других методов, характеризуемых представительной выборкой.

Фокус-группы и глубинные интервью представляют собой прямые методы сбора информации, когда респондентам говорят о настоящих целях проводимого исследования или поставленная задача становится очевидной в ходе опроса. Проекционные методы отличаются тем, что с их помощью маркетологи пытаются скрыть цель исследования. Проекционный метод (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру) свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю, В такого рода исследовании респондентов просят объяснить поведение остальных людей, а не свое собственное. Пытаясь сделать это, респонденты непроизвольно выражают свои собственные мотивы, убеждения, отношения и чувства по поводу той или иной ситуации. Таким образом, анализируя ответы респондентов, можно определить их позицию по данному вопросу. При этом задаются преднамеренно неопределенные, нечеткие и неоднозначные вопросы. Чем двусмысленнее ситуация, тем больше люди раскрывают свои эмоции, потребности, мотивы, отношения и ценности. Примером может служить работа в клинической психологии, на которой основаны проекционные методы. Так же как и в психологии, они подразделяются на ассоциативный, завершающий, структурный и экспрессивный методы. А теперь подробно о каждом из них.

Ассоциативные методы

При использовании ассоциативных методов (association tecnique) человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум. Наиболее известный из них - метод словесных ассоциаций (word association), когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум. Слова, касающиеся темы опроса, разбросаны по всему списку и называются тестовыми словами. В списке много нейтральных слов, написанных, чтобы не было пустых мест. Такие слова скрывают истинную цель исследования. Вот несколько слов из исследования "Выбор универмага": "местоположение", "парковка", "посещение магазина", "качество" и "цена". Каждый ответ стенографируется и отвечать нужно быстро, поэтому легко установить, кто из респондентов сомневается или думает (больше трех секунд). Ответы записывает интервьюер, а не респондент. При этом он дает то время на ответ, которое необходимо респонденту, чтобы его записать.

Таким образом ассоциативная методика опроса позволяет респондентам раскрыть свои внутренние чувства относительно интересующей исследователя темы. Ответы анализируются на основании подсчетов числа повторов слов-ассоциаций; секунд, потерянных перед тем как ответить; респондентов, которые вообще не смогли подобрать ассоциации к словам в пределах отведенного периода времени. Людей, которые вообще не смогли ответить, оценивают как слишком эмоциональных респондентов, чьи эмоции мешают им при ответе на вопросы. Часто ассоциации разделяют на благоприятные, неблагоприятные или нейтральные. Дальше показано, как на примере подробных ответов можно установить скрытые чувства и отношение человека относительно исследуемого вопроса.

Существует несколько вариантов проведения стандартного метода словесных ассоциаций, а именно респондентов могут попросить назвать не одно, а первые два, три или четыре слова, которые приходят на ум. Этот метод также находит применение в контрольных тестах в отличие от метода свободной ассоциации. В контрольных тестах респондентов могут спросить: "Какие универмаги приходят вам на ум в первую очередь, когда речь идет о высококачественных товарах?" Более подробную информацию можно получить, применив завершающие методы, которые являются естественным продолжением методов ассоциации.

Методы завершения ситуации

В методах завершения ситуации (completion tecniques) респондента просят придумать завершение придуманной ситуации. Обычно в маркетинговых исследованиях применяют методы, где от респондента требуется закончить предложения или придумать окончание какой-либо истории.

Завершение предложения. Метод завершения предложения (sentence completion) чем-то напоминает словесную ассоциацию. Вниманию респондентов предлагают незаконченные предложения и просят придумать концовку, используя те слова и фразы, которые первыми приходят в голову.

В сквозном примере "Выбор универмага" показано одно преимущество данного метода над методом словесной ассоциации. Когда есть целые предложения - респондентам легче ориентироваться. Метод завершения предложений в отличие от словесной ассоциации позволяет получить больше информации об эмоциях респондентов. Однако он не маскирует намерения исследователя также хорошо, как метод словесных ассоциаций, и поэтому многие из респондентов могут догадаться о целях исследования. Окончание абзаца - один из видов метода завершения предложения, когда респондент придумывает окончание абзаца, который начинается с интересующей исследователя фразы. Расширенная версия методов "завершение предложения" и "окончание абзаца" - это метод "завершения истории".

Завершение истории. В случае с методом завершения истории (story completion) респондентам предлагают отрывок истории, который нацеливает внимание человека на определенную тему, но не намекает на окончание. Концовку нужно придумать самому, как показано в нижеследую щемпримере.

Придуманное респондентом окончание истории покажет его отношение к потраченному в магазине времени и то, насколько он эмоционален при посещении магазина.