Спик инвестиционный контракт. Смотреть что такое "Спик" в других словарях. Как добиться согласования спика

В период кризисных ситуаций в экономике государство готово поддерживать инвестора – производителя. Наиболее существенна эта поддержка, когда речь идет о крупных проектах, рассчитанных на очень длительный период времени и имеющих значительную социальную составляющую – рабочие места, поддержание региональных социальных проектов, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и т.п.

Особого внимания заслуживает такой механизм стимулирования предпринимательской деятельности, как специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) для отдельных отраслей промышленности, по которым субъекту предпринимательской могут быть предоставлены льготы и преференции.


Государство и бизнес: трудности перевода

Возможность заключения СПИК существует с 2015 года. О механизме заключения такого контракта говорится в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ " ", а правила заключения СПИК закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 " ". Вместе с тем, практика показала, что инвесторы, особенно иностранные, не в полном объеме используют предоставляемые государством возможности для развития бизнес-проектов на территории Российской Федерации, сталкиваются с непониманием законодательных требований к проекту, опасаются "бюрократических проволочек", ответственности в случае невыполнения принятых на себя обязательств и т.д.

Опыт взаимодействия государства и бизнеса в этом направлении позволил усовершенствовать механизм заключения СПИК и устранить пробелы. С 18 июня 2018 года вступит в силу измененная редакция (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564 " "), которая теперь будет детально регламентировать процедуру рассмотрения заявлений инвесторов о заключении контракта, согласования его условий, изменения и расторжения. В новой редакции Правил достаточно четко закреплены требования к документам инвестора для заключения СПИК, к перечню документов, содержанию бизнес-плана и финансовой модели, уточнены полномочия межведомственной комиссии, уполномоченной на рассмотрение заявлений инвесторов и принятие соответствующих решений по ним. Типовая форма контракта скорректирована с учетом сложившейся практики заключения СПИК.

Но самое важное – то, что теперь инвестору предоставлена возможность заключать СПИК на "новый этап инвестиционного проекта", а также предусматривать участие в проекте "привлеченных лиц". Это, несомненно, окажет положительное влияние на функционирование механизма СПИК.


Новые требования к СПИК

Предъявляемые требования к "новому этапу инвестиционного проекта" в целом идентичны требованиям, предъявляемым для инвестиционного контракта. Но предусмотрены и дополнительные условия, которые обязательно должны выполняться одновременно:

  • реализация нового этапа инвестиционного проекта началась в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК, либо реализация нового этапа инвестиционного проекта будет осуществляться в период действия СПИК;
  • в отношении нового этапа составлен бизнес-план, предусматривающий дополнительные (по сравнению с предусмотренными изначально) инвестиции в объеме не менее 750 млн руб. (без учета НДС);
  • а общий объем инвестиций, осуществляемых на новом этапе, составляет не менее 50% объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта в целом.

Что касается требований к инвестору, то им признается лицо, которое на день принятия государством положительного решения о заключении СПИК отвечает определенным требованиям: российское или иностранное юридическое лицо (место регистрации – территория не включенная в перечень офшорных зон) или ИП, которые не находятся в процессе реорганизации и ликвидации и не имеют ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в связи с административным приостановлением деятельности, не имеет признаков банкротства, не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Кто такие "привлеченные лица"?

Привлеченные лица обязуются непосредственно осуществлять производство промышленной продукции в соответствии с инвестиционным проектом (промышленные предприятия) либо выполнять функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции, финансового центра или иным образом участвовать в реализации инвестиционного проекта. То есть работы по проекту может выполнять не только инвестор самостоятельно, но и привлекать для участия в проекте иных лиц. Однако такое условия обговаривается на стадии заключения контракта и информация о них обязательно должна содержаться в контракте.


Этапы заключения контракта

Условно весь процесс можно разделить на три этапа. На первом этапе инвестору необходимо подготовить все документы по проекту, включая:

  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • документы, позволяющие подтвердить размер привлекаемых инвестиций;
  • сведения о характеристиках промышленной продукции;
  • план-график реализации инвестиционного проекта;
  • сведения о количестве создаваемых рабочих мест, о минимальном объеме налогов, сборов, страховых взносов, таможенных пошлин, которые будут уплачены инвестором и т.д.

Это кропотливый процесс, требующий больших временных и трудовых затрат. Например, бизнес-план проекта должен быть актуализированным не ранее чем за три месяца до дня предоставления инвестором в уполномоченный орган документов. Финансовая модель должна содержать как исходные данные (допущения), промежуточные прогнозные расчеты, так и прогнозную финансовую отчетность, включая: прогнозный баланс, прогноз финансовых результатов, движения денежных средств и т.д.

В целом, изменения, внесенные в , теперь более детально прописывают требования к документам инвестора для заключения СПИК, особенно – к содержанию бизнес-плана и финансовой модели, скорректирована типовая форма СПИК с учетом сложившейся практики заключения таких контрактов.

Что касается второго и третьего этапов: заключать СПИК от имени Российской Федерации будет Минпроторг России (или Минэнерго России или Минсельхоз России) по согласованию с Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, компетентными в части предоставления мер стимулирования. Также наряду с Российской Федерацией стороной СПИК может выступать субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

При этом важно помнить, что до заключения самого контракта предусмотрена процедура предварительного рассмотрения документов, представленных инвестором по проекту и заявления о заключении СПИК, уполномоченным органом, который в течение 30 рабочих дней рассматривает документы и если они соответствуют требованиям – направляет в Межведомственную комиссию по специальным инвестиционным контрактам (далее – Комиссия) с приложением проекта решения комиссии о возможности либо невозможности заключения СПИК на предложенных инвестором условиях и проекта СПИК.


Как добиться согласования СПИКа

Как правило, если проект проходит этап предварительного согласования положительно, то и итоговое решение Комиссии будет положительным. Комиссия, сформированная из представителей Минпромторга России, Минфина России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также экспертов промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, в срок не позднее 60 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов принимает решение о возможности (невозможности) заключения контракта, возможности (невозможности) изменения условий контракта, о целесообразности (нецелесообразности) расторжения контракта.

Здесь следует сказать, что распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году создан Фонд развития промышленности, который с одной стороны, выполняет функции инвест-консультанта, консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них, а с другой – становится координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации: от поиска площадки до запуска производства. Таким образом, Фонд оказывает комплексную поддержку промышленным инвестпроектам, что тоже значительно способствует упрощению процедуры взаимодействия государства и инвестора.


Что делать, если инвестор передумал?

Условиями контракта будут предусмотрены последствия его расторжения. Необходимо отметить, что государство дополнительно стимулирует инвесторов к качественному и ответственному исполнению заключенного контракта путем введения имущественной ответственности. Иначе говоря, в случае расторжения контракта, вызванного нарушением своих обязанностей в рамках СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам и муниципальным образованиям, а также компенсировать в полном объеме неуплаченные суммы налогов, образовавшиеся в связи с применением налоговых льгот, а также пени на них.

Подала заявку на заключение с правительством России так называемого специального инвестиционного контракта (СПИК). Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к Фонду развития промышленности. Организация плотно сотрудничает с Минпромторгом и специализируется на финансировании инвестиционных проектов.

Собеседник «Газеты.Ru» в компании Mercedes косвенно подтвердил эту информацию, однако в пресс-службе российского представительства немецкой марки комментировать вопрос отказались. Представитель Минпромторга на вопрос не ответил.

Между тем такие данные подтверждают намерение компании в ближайшие годы создать предприятие по производству автомобилей Mercedes-Benz на территории России.

Но если раньше было непонятно, на каких условиях будет строиться сотрудничество предприятия с российским правительством, то уже исходя из первоначальных требований, которые содержат в себе СПИКи, можно строить первые предположения.

Право использовать бренд «Сделано в России»

Как пояснила «Газете.Ru» руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической фирмы DLA Piper Вильгельмина Шавшина, СПИК представляет собой один из инструментов реализации общей политики импортозамещения в России.

«Одна из задач этой политики состоит в том, чтобы как можно большее количество товаров получило статус «сделано в России», — сказала Шавшина. — То есть не страны происхождения, что достаточно сложно, а именно «сделано в России», что в отношении ряда продукции предусматривает менее жесткие условия, чем для подтверждения России в качестве страны происхождения.

Новое госрегулирование работает более лояльно в отношении продукции, которая производится под этим статусом.

Например, при соблюдении ряда условий можно участвовать в госзакупках, в поставках товаров компаниям с госучастием. Ведь там тоже есть тренд закупать только отечественное. Чтобы получить статус «сделано в России», есть три варианта, и СПИК — один из них. Компания может его подписать и, даже если еще не выполняет всех необходимых операций, авансом получить право использовать этот статус. Это то, на что в том числе, к примеру, претендует ».

Что представляют собой два других способа, Шавшина не уточнила.

В свою очередь, как объясняют в Фонде развития промышленности, СПИК — это соглашение с государством, в котором фиксируются обязательства финансового инвестора реализовать свой проект на территории России.

Так, инвестор берет на себя обязательства по выпуску определенной продукции, а также по уплате налогов, достижению определенной степени локализации и так далее.

Условия контакта индивидуальны для каждой компании, как то размер уровня инвестиций и процент локализации, однако базовые требования остаются неизменными. Государство со своей стороны гарантирует сохранение условий бизнеса и различные меры стимулирования — налогового и субсидиарного характера.

В частности, речь идет об облегченном доступе к госзаказу, возможности стать поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИКа на внеконкурсной основе, неухудшении налоговых условий и возможности снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль, а также об ускоренной амортизации основных средств производства.

В списке преимуществ также значится ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя.

«Правительство России вправе определить участника СПИКа единственным поставщиком товаров для закупок в целях обеспечения для государственных и муниципальных нужд, — рассказала представитель Фонда развития промышленности Екатерина Сусленникова во время Московского международного форума автомобилестроения IMAF. — Для этого объем инвестиций должен превысить 3 млрд руб., а страной происхождения товара должна быть Россия, то есть должно быть подтверждение производства промышленной продукции в России».

Отметим, что при этом количество товара, поставку которого производитель осуществляет в течение года по контракту, не должно превышать 30% произведенного товара в рамках СПИК в течение данного календарного года.

Первый контракт у компании Mazda

Напомним, что в начале сентября такой СПИК, как и председатель комитета автопроизводителей АЕБ и генеральный директор Mazda Motor Rus Йорг Шрайбер, подписали компания «Мазда Соллерс» и Минпромторг России.

Согласно контракту, инвестор дал гарантию инвестировать более 2 млрд руб. в организацию в 2018 году двигателестроительного производства мощностью 50 тыс. двигателей в год, в том числе локализацию ряда технологических операций по обработке базовых компонентов двигателей.

Срок действия СПИКа — до 31 декабря 2023 года. Также компания обязалась освоить выпуск обновленных версий автомобилей Mazda 6, Mazda CX-5 и автомобильных двигателей Mazda SkyActiv-G. В ходе реализации контракта будет создано не менее 609 рабочих мест. Со своей стороны в Минпромторге гарантировали неизменность условий ведения бизнеса и преференции со стороны государства.

Однако о том, каковы объемы инвестиций, которые придется вложить Mercedes-Benz в Россию, пока оценивать сложно. Так, аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов в беседе с «Газетой.Ru» обратил внимание на то, что сначала нужно понимать хотя бы примерные объемы производства и глубину локализации, которые заложены в контракте.

«Если будет налажено производство полного цикла, то, конечно, понадобится существенный объем инвестиций, — говорит Беспалов. — Если на первоначальном этапе будет только сборка, то разговор уже совсем другой. Но я считаю, что Daimler заинтересован в том, чтобы вернуть себе доступ к госзакупкам, поэтому, скорее всего, речь будет идти о том, чтобы соответствовать необходимым для этого требованиям».

В свою очередь юрист адвокатского бюро А2 Елена Хафизова обращает внимание на то, что действие заградительных пошлин на импорт компонентов и собранных за пределами России автомобилей в теории должно стать отличным стимулом для роста объемов инвестиций в Россию.

«На первых порах, то есть в 2015 году, к СПИКам активно присматривались , Volvo, Volkswagen и Mazda, — говорит Хафизова. — Механизмы предоставления налоговых льгот в рамках СПИКа наиболее выгодны автопроизводителям с достаточно стабильным положением на российском рынке и низким уровнем локализации производства. Поскольку предприятия, работающие в рамках специальных инвестиционных контрактов, в первую очередь ориентированы на удовлетворение спроса на автокомпоненты на внутреннем рынке».

Тот факт, что подача заявок в Минпромторг со стороны автопроизводителей пока не носит массового характера, эксперт связывает с состоянием российского рынка новых автомобилей, которое вынуждает компании вести крайне осторожную инвестиционную политику, направленную на развитие производства и экспансию на внутреннем рынке.

Ранее сообщалось, что в 2014 году Mercedes-Benz участвовать в тендерах на закупки служебных машин для чиновников, поскольку руководство компании не подписало необходимое для этого соглашение о промышленной сборке в России с определенным уровнем локального производства.