Валерий брюсов тени прошлого история создания. Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого»

3 735 0

В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир – через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение , в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над «i» прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.

Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность. Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда «сливаются в одно и небо и земля». Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть – это самое лучшее, о чем только может мечтать человек. Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что «нет в моей душе ни дерзости, ни веры». Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает – светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием отмечает: «Мечте не унестись в живительные сферы».

Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил. Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни, включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет. Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. «Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц», - отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту. Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. «Есть много светлых дум, погибших, погребенных, - как странно вновь стоять у темных их гробниц», - отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: «О тени прошлого, как властны вы над нами!». И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.

В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир – через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение “Тени прошлого” , в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над “i” прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.

Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность. Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда “сливаются в одно и небо и земля”. Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть – это самое лучшее, о чем только может мечтать человек. Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что “нет в моей душе ни дерзости, ни веры”. Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает – светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. Брюсов не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием отмечает: “Мечте не унестись в живительные сферы”.

Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил. Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни, включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет. Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. “Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц”, – отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту. Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. “Есть много светлых дум, погибших, погребенных, – как странно вновь стоять у темных их гробниц”, – отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: “О тени прошлого, как властны вы над нами!”. И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.

(No Ratings Yet)

  1. Будучи приверженцем символизма, Валерий Брюсов часто задавался вопросом о то, какой будет жизнь в новом, 20 столетии. На рубеже веков нередки всевозможные общественные и социальные волнения, так как очень многих...
  2. Валерий Брюсов по праву считается одной из ключевых фигур в русском символизме. Его произведения двойственны по своему характеру, так как обычные предметы и явления автор нередко наделяет особым смыслом. Такова...
  3. В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако...
  4. Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно. Он не углубляется в дебри...
  5. К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения, посвященный теме работы. Первое “Работа” датировано 1901 годом, второе “Работа” –...
  6. Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную...
  7. В начале 20 века Валерий Брюсов открыл для себя такое литературное течение, как символизм, и был настолько им восхищен, что, не долго думая, примкнул к немногочисленной группе литераторов, которые разделяли...
  8. С самого детства Валерий Брюсов связывал свою жизнь с литературой, считая, что обладает настоящим талантом. Это мнение разделяли и близкие юного поэта, поэтому свой первый сборник стихов Брюсов назвал “Шедевры”,...
  9. Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к...
  10. С юности увлекаясь французским символизмом, Валерий Брюсов постоянно искал не только новые формы выражения своих мыслей, но и оригинальные темы для произведений. Поэт поочередно увлекался любовной лирикой и социальными проблемами,...
  11. Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях – поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и...
  12. Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма – литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе...
  13. Начало 20 века стало переломным для Валерия Брюсова, который изначально считал себя символистом. Однако по мере осознания своей роли в современной литературе поэт все чаще и чаще стал уделять внимание...
  14. События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России – за...
  15. Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного...
  16. В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова “Женщине” , которое он написал в 1899 году,...
  17. В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название “Urbi et Orbi” (“Граду и миру”). В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом...
  18. Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905...
  19. Точная дата создания этого стихотворения неизвестна, однако не возникает сомнений по поводу того, кому именно оно была адресовано. Дело в том, что в 1897 году Валерий Брюсов обвенчался с чешской...
  20. Первый сборник стихов Валерия Брюсова под названием “Шедевры” вызвал много негативных отзывов среди критиков, которые считали молодого поэта весьма самонадеянным и лишенным таланта. Сам же Брюсов, следуя традициям французского символизма,...
  21. Валерий Брюсов никогда не считал себя гражданским поэтом, так как привык наблюдать за общественными переменами со стороны. Поэтому он довольно редко позволял себе публичные высказывания относительно того, что ждет его...
  22. Синдром нового столетия коснулся многих русских поэтов на рубеже 19 и 20 веков. Некоторым из них будущее предвиделось мрачным и зловещим, для чего действительно были весьма веские основание. Другие литераторы,...
  23. Александр Блок, бесспорно, обладал даром пророчества, поэтому многие его стихи сегодня можно рассматривать, как зарифмованные предсказания. Касались они не только различных событий, которые впоследствии произошли в России, но и затрагивали...
  24. Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого... Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году... Писать стихи Александр Трифонович Твардовский начал с раннего детства. Но настоящую славу молодому поэту принесла опубликованная в 1936 г. поэма “Страна Муравия”, где в незатейливой сказочной форме он отразил жизнь...
Анализ стихотворения Брюсова “Тени прошлого

Валерий Яковлевич Брюсов

Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия,
И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.
Мечте не унестись в живительные сферы,
Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных
Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.
Есть много светлых дум, погибших, погребенных,—

Как странно вновь стоять у темных их гробниц
И мертвых заклинать безумными словами!
О тени прошлого, как властны вы над нами!

В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этому времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир - через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение «Тени прошлого», в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над «i» прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.

Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность . Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда «сливаются в одно и небо и земля». Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть - это самое лучшее, о чем только может мечтать человек. Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что «нет в моей душе ни дерзости, ни веры». Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает - светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. Брюсов не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием отмечает: «Мечте не унестись в живительные сферы».

Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил . Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни, включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет. Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. «Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту. Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. «Есть много светлых дум, погибших, погребенных, — как странно вновь стоять у темных их гробниц», — отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: «О тени прошлого, как властны вы над нами!». И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.

Нургалиев Максим 11А г.Агидель

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. Я. Брюсова «Тени прошлого».

Валерий Яковлевич Брюсов видный - поэт-символист «серебряного» века. Его творческая деятельность началась в 1890-е годы. После знакомства с поэзией французских символистов Брюсов сделал выбор: "Это - декадентство". "Да! Что ни говорить, - записал молодой поэт в дневнике, - ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!". С юношеским задором, недюжинной энергией и неутомимым трудом принялся воплощать Брюсов, сравнивший однажды "мечту", которую поэт принуждает трудиться, с "волом", это начинание. Первые его стихи отвечали этой мечте, но позже юношеский максимализм погаснет, и начнется жизнь простого поэта.

Великая Октябрьская Социалистическая революция во многом изменила взгляды Брюсова. Он вернулся к декадентству. Наиболее ярко отражается это в стихотворении «Тени прошлого». Название само указывает нам на воспоминания – тени, которые, возможно, не самые приятные.

Стихотворение написано ямбом. Ударение, падающее на второй слог, создает ощущение эха. Строфа – сонет в классической форме – два четверостишия развивают тему, а два трехстишия дают развязку. Таким образом, стихотворение можно разделить на две части. Брюсов, как истинный символист, создал свое произведение при помощи символов. Можно сказать, что все стихотворение является символом одного события – революции. Все языковые средства направлены на то, чтобы показать ужас этого события. Даже эмоционально мы рисуем себе образ стихотворения серыми тусклыми красками:

Осенний скучный день. От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо и земля.

Вспоминая те события, я думаю, никто не сможет описать их в радужных тонах. Вся пролитая кровь привела в ужас не только писателей и поэтов, людей с повышенным восприятием действительности, но и простого обывателя. Именно поэтому воспоминания для Брюсова – это тени, которые властвуют над человеком. Всё светлое для автора было погребено и замуровано. Многие люди творчества боялись оглядываться назад, так и Брюсов в своем стихотворении описывает прошлое, как что-то странное и непривычное:

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных,-

Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

Подобные строки есть и у Ахматовой в стихотворении «Эхо»:

В прошлое давно пути закрыты,

Что там?- окровавленные плиты

Или замурованная дверь,…

Эти два стихотворения схожи по своей тематике, но «Тени прошлого» отличается от «Эхо» тем, что в нем отношение к проблеме более взвешенное и не спонтанное. Это ничуть не портит его, а, наоборот, дает нам более четкое представление о мнении автора. Мы видим, что за спиной Брюсова было много смертей, которые очень затронули его. Они не дают ему покоя, преследуя даже во сне, словно навязчивая идея, эти «мертвые» изводят автора. Он заклинает их «безумными словами» в надежде на успокоение. Разумеется, от себя и от своих воспоминаний не уйдешь, В. Я. Брюсов этого не отрицает, но и не принимает этого. Последним, отчаянным возгласом звучит строка: «О тени прошлого, как властны вы над нами!»

«Тени прошлого» очень глубокое стихотворение по своему восприятию. Люди, которые жили полной жизнью, имеют за своими плечами не только радостные моменты, но и горе. Многим хотелось бы забыть их, но это не возможно. Они властвуют над нами, и это пугает не только Брюсова. В памяти остается все, что человек способен выдержать и чем сложнее, больнее воспоминания, тем прочнее они оседают в сознании. Именно поэтому сильным людям живется труднее, на их долю выпадают более серьезные испытания. Брюсов хотел в этом стихотворении высказать свою боль, а получилось шире и больше. Получилась боль многих, особенно современников событий 1917 года. Брюсов, Ахматова, да и все поэты «серебряного» века, носили в себе свои «окровавленные плиты» «темных гробниц». Стоя перед ними, они создавали произведения всенародного масштаба, благодаря которым мы можем оценивать события не только по официальным источникам. В этом я вижу ценность произведений, созданных под влиянием общечеловеческих событий.

«Тени прошлого» Валерий Брюсов

Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия,
И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.
Мечте не унестись в живительные сферы,
Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных
Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.
Есть много светлых дум, погибших, погребенных,-

Как странно вновь стоять у темных их гробниц
И мертвых заклинать безумными словами!
О тени прошлого, как властны вы над нами!

Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого»

В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир – через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение «Тени прошлого», в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над «i» прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.

Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность . Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда «сливаются в одно и небо и земля». Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть – это самое лучшее, о чем только может мечтать человек. Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что «нет в моей душе ни дерзости, ни веры». Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает – светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. Брюсов не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием отмечает: «Мечте не унестись в живительные сферы».

Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил . Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни. включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет. Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. «Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту. Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. «Есть много светлых дум, погибших, погребенных, — как странно вновь стоять у темных их гробниц», — отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: «О тени прошлого, как властны вы над нами!». И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.