Династический принцип определение. Война за испанское наследство(начало18в). От норманнов до виндзоров

Жизнь заключенных в российских лагерях женщин всегда сильно отличалась от законов существования мужчин-зэков. Самые большие различия можно наблюдать в плане межличностного общения. В мужской зоне «опущенные», или пассивные гомосексуалисты, становятся париями, к которым никто даже не смеет прикоснуться.

В женских тюрьмах «ковырялки », или лесбиянки, - обычное явление. Приверженки однополой любви являются вполне уважаемыми членами тюремного сообщества. Есть на женской зоне и свои особенные выражения, которые не используются в тюрьмах, где содержатся только мужчины.

«Параша». Она же «старушка»

Отхожее место в любой тюрьме никогда не называется «туалетом». Еще в дореволюционной России арестанты обоих полов использовали заменяющие это понятие жаргонные выражения. Даже политические заключенные - в массе своей высокообразованные дамы, а порой и наследницы аристократических фамилий - применяли именно их. Бадью для сбора нечистот именовали «парашей» или «старушкой». Эти жаргонизмы в ходу и в мужских тюрьмах.

«Рублевые»

В женской тюрьме есть категория заключенных, которые попадают в сексуальное рабство к надзирателям и другим представителям лагерной администрации («кумовьями»). Зэчки называют их «рублевыми». Это понятие пришло еще из сталинского ГУЛАГа. За свои услуги сексуальные рабыни получают определенные привилегии: могут не выполнять общие работы, получают дополнительное питание и пр.

Не все «рублевые» одинаковы. В 20-50 годы на Соловках существовала целая классификация привилегированных узниц: «полурублевые», «15-копеечные» (или «пятиалтынные») и собственно «рублевые». В зависимости от ранга женщина получала разные послабления и «бонусы». Если же зэчка отказывалась вступать в сексуальный контакт с «кумом», она была обречена на постоянные жестокие притеснения.

«Мамки»

«Мамками» в женских тюрьмах называли женщин, либо уже заехавших с воли беременными, либо зачавших непосредственно в заключении. Во втором случае зэчки беременели с выгодой: условия содержания женщин «с животом» были гораздо легче, чем у остальном массы заключенных.

«Старшие»

Любая вновь поступившая на зону осужденная в первую очередь сталкивается со «старшей». Так называют главную в отряде (или камере) зэчку , которая отвечает за порядок. От «старших» многое зависит. Они могут «стучать» администрации на неблагонадежных или излишне конфликтных товарок, а иногда и своими силами наводить порядок. Начальство тюрьмы обычно сквозь пальцы смотрит на произвол «старших», потому что те помогают держать заключенных в ежовых рукавицах.

«Семейницы»

В женских колониях очень распространены так называемые «семьи». Они представляют собой небольшие группы женщин, которые совместно ведут нехитрое хозяйство и оказывают друг другу всяческую поддержку. «Семья» может состоять из двух и более человек. Причем, между ними не всегда существуют сексуальные отношения. «Семья» образуется для того, чтобы облегчить существование ее членов. Жизнь в заключении сурова, а вместе выживать гораздо легче.

«Коблы » и «ковырялки »

В некоторых случаях «семьи» образуют лесбийские пары: «коблы » (активные) и «ковырялки » (пассивные лесбиянки). Последних еще называют «курочками». Принято считать, что лесбийские отношения - норма женских тюрем. Это не совсем так. Чаще всего заводят себе партнершу женщины, «мотающие» долгий срок и уже имевшие лесбийский опыт до заключения.

«Колхозницы» и «бычкососки»

Низшую категорию заключенных составляют «колхозницы» - забитые и глупые зэчки . Сюда же можно отнести и «бычкососок». Так называют слабовольных, опустившихся сиделиц , которые не брезгуют подбирать окурки за другими.

При всей грубости лексикона и жесткости градации заключенных жизнь в женских колониях проще и сноснее, чем в мужских. У женщин меньше агрессии, реже случаются жестокие конфликты с членовредительством, зачастую даже налагается запрет на использование в разговорах тюремной «фени ». За соблюдением этого правила следит старшая по отряду.

Козлами в местах лишения свободы принято называть осужденных, открыто сотрудничающих с администрацией исправительного учреждения. Это одна из низших каст в арестантской иерархии.

Уже с XIV века на Руси бранное слово «козёл» применялось по отношению ко всякого рода подлецам и мошенникам. С начала 1960-х годов это слово стало означать человека, активно сотрудничающего с администрацией колонии. Статус козла для заключённого был практически постоянным в течение всего времени пребывания его в месте лишения свободы.

Заключенные, принадлежащие к группе козлов, предпочитают называть себя активистами, красными, независимыми мужиками или положительными. Но и арестанты никогда не зовут их козлами.

Слово «козёл» является одним из самых серьёзных оскорблений для заключённого, не принадлежащего к этой группе. Он обязан отреагировать немедленно и жёстко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса. Так что само слово «козёл» и производные от него (козья, козлик, козлиный и рогатый) запрещено использовать в повседневной речи.

Многие полагают, что эта категория арестантов является стукачами. На самом деле это не так. Никто из зэков не станет болтать в их присутствии. Тем более что и держатся они обособленно. Начальники оперативной части зоны – народ очень хитрый, у них всегда есть такие «содействующие», на которых меньше всего падает подозрение. Поэтому следует признать, что козлы, красные, активисты (называйте как угодно) на зонах, где налажен воровской ход, бесполезны. Они не стучат и порядок от администрации поддерживать не могут. Ну а на «красных зонах», где влияние администрации сильно, у них задача простая, как у дедов в армии, – подавлять остальных заключённых силой, чтобы сотрудники колонии не утруждали себя заботами о дисциплине.

Заключённый автоматически становился красным при вступлении в секцию внутреннего порядка или в так называемые «самодеятельные организации осужденных», или если соглашался занять должность нарядчика, бригадира, завхоза, дневального. Работа на данных должностях предоставляет ряд льгот от администрации и даёт возможность перейти в категорию лиц, «твёрдо вставших на путь исправления», что обеспечивает попадание в число кандидатов на досрочное освобождение или помилование. А вот козлом человека можно считать только тогда, когда он открыто вредит другим осуждённым.

Один из бывших авторитетов рассказывал: «Красный — это образ жизни. За образ жизни спроса нет. Спрос за поступки. Но если красный совершает хороший поступок, то он всё равно красный. Красные ведь разные бывают. Есть те, которые стенгазету выпускают, спортивные мероприятия организовывают. Это безобидные красные. Но есть и козлы. Для меня – козлы это те, кто помогает ломать людской ход. Жизнь в лагере устроена таким образом, что мусора не могут ничего сделать без помощи зэков. И если на должностях завхозов, бригадиров, нарядчиков оказываются настоящие козлы, то это настоящая беда для лагеря. Все люди разные. У каждого своё мировоззрение. Для кого-то быть красным хорошо. Для кого-то быть красным – это продаться за лишний черпак каши. Часто бывает так, что положенец ставит на «своих» людей, и порой бывает так, чтобы на ШИЗО [штрафной изолятор – Авт.] передать грев, нужны красные, потому как только они имеют туда доступ».

Свою точку зрения высказал в интервью известный вор в законе Александр Северов (Саша Север): «У категории этих людей свой «правильный путь» – побыстрее выскочить на свободу. Они одевают повязку, вступают в секции, начинают сотрудничать с администрацией. Последняя их характеризует как «вставших на путь исправления». А они: здесь на одного донёс, там — на другого. И ушёл на УДО. Сижу я в зоне, два месяца проходит, Вася приходит, тот, что на УДО ушёл. Администрация радуется. А ведь по нормальной логике вещей она должна ему сказать: «Ах ты негодяй! Ты нас подвёл. Ты встал на путь исправления. Мы за тебя поручились, а ты через месяц снова преступление совершил». Северов уверен, что такие люди только причисляют себя к вставшим на путь исправления, в действительности же они обыкновенные приспособленцы, обманывающие администрацию: «По их рапортам людей сажают в карцер. Вместо того чтобы помогать попавшему в беду, они на нём своё благополучие строят. Предавай ближнего ради выгоды».

Иерархия тюремных каст

В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле - перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.

Блатные

Блатные - высшая каста в иерархии. Это, как правило, профессиональные преступники. Зачастую именно блатным принадлежит реальная власть в тюрьме или на зоне. Существует много требований к претендентам на статус «блатного»: например, блатным не мог стать заключённый, служивший в армии, работавший официантом, таксистом и прочей обслугой (то есть т.н. «халдеем »), правда в последнее время некоторые из этих требований смягчились или были вовсе отменены. Блатные, как правило, в зоне не работают; там же, где это допускается, блатной не должен занимать никакой официальной должности (в этом случае он автоматически становится «козлом»). Блатные имеют право забирать себе из «общака » всё, что сочтут нужным, но при этом и обязаны заботиться о снабжении зоны по нелегальным каналам продуктами, чаем, алкоголем и т. д., разрешать возникающие споры между заключёнными с точки зрения неписанных уголовных «законов» (по этим законам, «правильные» заключённые в случае конфликтов могут обращаться только к блатным, и ни в коем случае - к администрации мест заключения). При этом блатной должен действовать «по понятиям», иначе его могут опустить .

Сами блатные, как правило, называют себя не блатными, а «арестантами», «босяками», «путёвыми» и т. д.

«Мужики»

Мужики - самая многочисленная группа заключённых. Как правило, они попадают в тюрьму более или менее случайно и рассчитывают после отбытия срока вернуться к обычной жизни. Они работают, не претендуют на неформальную власть и не сотрудничают с администрацией тюрьмы. На «разборках» блатных мужики права голоса не имеют (хотя блатные могут прислушиваться к мнению наиболее уважаемых «мужиков»).

«Козлы»

Козлы - заключённые, открыто сотрудничающие с администрацией, занимающие какую-либо должность (завхоза, библиотекаря и т. д.). Они не пользуются уважением других заключённых и в «общак» их не принимают (хотя иногда «козлы» организуют свой «общак»). В некоторых зонах или тюрьмах «козлов» приходится собирать в отдельных камерах из-за враждебного отношения к ним. В то же время, общаться с «козлами» и прикасаться к ним не запрещается.

Слово «козёл» и производные от него являются (для заключённых таковыми не являющимися) серьёзными оскорблениями; как правило, сами «козлы», а также другие заключённые в их присутствии (при спокойных отношениях между ними и «козлами») употребляют слова «красные», «активисты» и т. д.

«Петухи»

Петухи или опущенные - самая низшая каста. У её представителей нет никаких прав, они выполняют самую грязную работу и могут использоваться другими заключёнными для получения сексуального удовлетворения. Петухи являются неприкасаемыми: остальным заключённым нельзя прикасаться к ним (за исключением сексуального контакта), а также (в большинстве случаев) к предметам, побывавшим в их руках (нарушение этого запрета обычно приводит к переводу в петухи). В петухи попадают за грубейшие нарушения тюремных «законов», некоторые преступления сексуального характера, «позорящие» сексуальные контакты и т. д.

Слово «петух» и все слова, связанные с этой птицей («гребень», «кукарекать» и т. д.) также являются жёстко табуированными, их употребление в адрес заключённого, не являющегося петухом, является тягчайшим оскорблением, которое может привести даже к убийству или опусканию оскорбившего.

«Черти»

Чёрт - хуже петуха. Он выполняет всю грязную работу заключённых. В настоящее время каста «чертей» сохранилась только на «малолетках». Это заключенные, выполняющие какую-либо работу за плату, обычно для блатных. На взрослых зонах «черти» живут «мужиками». Аналогичная мужикам на «малолетках» каста - «середняки» В тюремной иерархии несколько ниже «мужика», в основном отсутствием права голоса.

Другие группы

Некоторые группы заключённых «выпадают» по тем или иным причинам из основной иерархии и занимают обособленное положение. К ним относятся:

Шерстяные - заключённые, осуществляющие «беспредел » по указанию администрации тюрьмы в т. н. «пресс-хатах», например, избиение и изнасилование других заключённых с целью наказания, получения нужных показаний и т. д. «Шерстяными» часто становятся бывшие блатные, грубо нарушившие воровской «закон» и приговорённые за это к смерти или «опусканию». Если «шерстяной» попадает в руки «правильных» заключённых, его, как правило, опускают или убивают.

Чушки - заключённые, которые не следят за собой, не моются, неопрятно одеваются. Их положение во многом схоже с положением петухов.

См. также

Смотреть что такое "Тюремные касты" в других словарях:

    Тюремные касты (или «масти») группы заключённых, занимающие различное положение в неформальной иерархии, складывающейся в местах лишения свободы и не только. В зависимости от принадлежности к той или иной касте заключённый имеет различные… … Википедия

    Тюремные касты («масти») группы заключённых, занимающие различное положение в неформальной иерархии, складывающейся в местах лишения свободы. В зависимости от принадлежности к той или иной касте заключённый имеет различные права и обязанности.… … Википедия

А. ШЕНДЕРОВИЧ.

В истории Европы правящие династии - пунктир исторических событий. Что же такое "династия"? Что определяло право на престол?

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Восемь династий насчитывает английская корона, и все - вплоть до сегодняшней Виндзорской - пошли от Вильгельма Завоевателя.

Тысячелетие дома Романовых в России: смена лиц, но династический герб один.

Предлагаемая статья - картина сложных династических переплетений и стоящих за ними исторических поворотов.

Бог ставит королем, кого захочет он...

Вальтер фон дер Фогельвейде.

"Регнвальд ярл Мера был самым любимым другом Харальда конунга (короля. - А. Ш.), и конунг высоко ценил его. Регнвальд был женат на Хильд, дочери Хрольва Носатого. Их сыновей звали Хрольв и Торир... Хрольв был могучим викингом. Он был такого большого роста, что никакой конь не мог носить его, и он поэтому всегда ходил пешком... Его прозвали Хрольвом Пешеходом..."

Однажды, вернувшись из похода, Хрольв Пешеход забивал скот, захваченный у местных жителей. В это время там был Харальд конунг. Харальд "очень разгневался, когда узнал об этом, потому что он запретил грабить внутри страны под страхом строгого наказания. Конунг объявил поэтому на тинге, что он изгоняет Хрольва из Норвегии... Хрольв Пешеход отправился... на запад в Валланд и разорял там страну. Он приобрел там большие владения и поселил там много норвежцев. Эти владения называются с тех пор Нормандией. Из рода Хрольва происходят ярлы в Нормандии. Сыном Хрольва Пешехода был Вильям, отец Рикарда. Его сыном был другой Рикард, отец Родберта... А его сыном был Вильям Незаконнорожденный, конунг Англии. От него потом произошли все конунги Англии".

Так гласит "Сага о Харальде Прекрасноволосом" - одна из многочисленных скандинавских саг, приписываемых Снорри Стурлусону, знаменитому исландскому скальду - стихотворцу первой половины XIII века.

Сага и приведенный отрывок в частности полны реалий. Действительно, в 911 году предводитель норвежских викингов Роллон - так во Франции переиначили имя Хрольва Пешехода - получил во владение от французского короля Карла Простодушного Нормандию. Здесь, во Франции, ярлов называли герцогами, и потомки Хрольва стали нормандскими герцогами: Вильгельм Длинный меч, Ричард, Роберт, прозванный Дьяволом, и, наконец, незаконнорожденный сын последнего - Вильгельм, вошедший в историю под именем Вильгельма Завоевателя. В 1066 году в битве при Гастингсе он разгромил армию последнего англосаксонского короля Гарольда и занял его трон. "От него потом произошли все конунги Англии", - написал Снорри Стурлусон.

От норманнов до виндзоров

С тех пор, как в 1066 году норманны покорили англосаксов, в Англии правили восемь королевских династий: норманская, Плантагенеты, Ланкастеры, Йорки, Тюдоры, Стюарты, ганноверская и виндзорская. Последняя обладает короной и сегодня.

Если все "конунги Англии" произошли от Вильяма Незаконнорожденного, то почему мы насчитываем целых восемь династий, а не довольствуемся одной? И вообще - что такое "династия"?

Возможно, употребляя слово "произошли", Снорри Стурлусон просто имел в виду, что в жилах всех королей Англии текла кровь Хрольва Пешехода. Если так, то он безусловно прав: в этом смысле и нынешняя королевская семья Великобритании, относящаяся к династии виндзоров, является потомком могучего викинга. А ведь когда Стурлусон складывал свои саги, трон Англии занимал Генрих III, представитель всего лишь второй по счету династии Плантагенетов.

Но вряд ли нужно напоминать, что у каждого ребенка есть не только отец, но и мать, два дедушки и две бабушки и т. д. Поэтому, если пользоваться современной терминологи ей, в геноме каждого человека присутствуют гены всех его предков как по отцовской, так и по материнской линии. И поэтому Хрольв Пешеход был лишь одним из великого множества людей, чьими потомками могут считать себя "конунги Англии".

Возникновение и формирование королевских династий (после того, как завершилась эпоха выборных военачальников) поначалу тоже носило характер наследования по линии кровного родства, причем именно мужского. "Корона стала для него тяжелой, / И сыну передать ее он хочет", - говорит о Карле Великом автор старофранцузской героической поэмы "Коронование Людовика". Но чем дальше, тем труднее оказывалось соблюдать этот принцип. И норманны первыми - на территории Англии - показали, что принципы принципами, а жизнь богаче...

Вильгельм, ставший английским королем Вильгельмом I Завоевателем, считал, что силой оружия он лишь добился того, что причиталось ему по праву. А именно: Эмма, сестра его деда, герцога Нормандии Ричарда II, вышла замуж за англосаксонского короля Этельреда II Непослушного, а сын Эммы и Этельреда король Эдуард Исповедник назначил престолонаслед ником своего шурина Гарольда (брата своей жены), сына ярла Годвина, фактического правителя Англии при Эдуарде Исповеднике - схема вверху. (кстати, дочь Гарольда Гита была женой Владимира Мономаха). Вильгельм счел, что у него прав на английский престол более, чем достаточно.

Вторая династия получила свое название по имени анжуйского графа Жоффруа Плантагенета, за которого после смерти первого мужа, германского императора Генриха V, вышла замуж внучка Вильгельма I Завоевателя, дочь Генриха I Матильда (старший брат Матильды - Вильгельм умер еще в юности). Сын английской принцессы и анжуйского графа Генрих II в 1154 году стал первым королем новой династии Плантагенетов (схема внизу).

Новая династия возникла потому, что ее основатель Генрих II по отцу не принадлежал к роду Вильгельма Завоевателя. Второе замужество Матильды и возведение на английский престол ее сына создали сразу два важных прецедента.

Первый: принцесса оставалась в своем родном королевстве, а на новое место жительства отправлялся ее супруг. Второй - следствие первого: корона была передана по женской линии. Правда, пока еще только от деда к внуку.

Строго говоря, в передаче короны сыну Матильда была не первой, двумя десятилетиями раньше такую попытку предприняла тетка Матильды, дочь Вильгельма Завоевателя Адель. Она также была женой французского графа - Стефана Блуаского и считала, что после смерти ее брата Генриха I корона должна быть передана не внуку короля, а его племяннику, ее сыну Стефану Блуаскому-младшему. Племянница Адели, Матильда, естественно, держалась мнения прямо противоположного. Началась междоусобица, в которой анжуйская линия возобладала над блуаской.

Формально и тетка, и племянница обладали совершенно равными правами. Обе - и Адель, и Матильда - дочери королей; у обеих мужья французские графы; у обеих есть сыновья, которым корона пришлась бы впору. Но силы были неравные. И это обстоятельство всегда играло в престолонаследии решающую роль. В чем мы сможем убедиться не раз (если, правда, у кого-то были на этот счет какие-либо сомнения).

Следующие две династии - Ланкастеры и Йорки - были боковыми ветвями Плантагенетов. Прямая линия Плантагенетов закончилась царствованием Ричарда II, сына знаменитого Эдуарда Черного принца, старшего сына Эдуарда III. Основателями новых династий были младшие братья Черного принца: сначала Джон Гонт, герцог Ланкастер, а затем Эдмунд, герцог Йорк. Соперничество этих домов, апофеозом которого стала война Алой и Белой Розы, завершилось в 1485 году гибелью на поле боя последнего Йорка, кровавого тирана Ричарда III. На английском престоле снова возникла фигура победителя. Им стал Генрих Тюдор, граф Ричмонд, войска которого разгромили приверженцев Ричарда III. Графа Ричмонда провозгласили Генрихом VII Тюдором, новым королем Англии. Появилась новая династия - Тюдоров.

Каковы были ее права на корону?

Генрих Тюдор был сыном Эдмунда Тюдора, графа Ричмонда, и Маргариты Бофорт, внучки Джона Бофорта, внебрачного сына сэра Джона Гонта Ланкастера. Таким образом, по линии матери Генрих VII имел полное право относить себя к Ланкастерам, законным правопреемникам Плантагенетов. Подобно Вильгельму Завоевателю Генрих Тюдор тоже прибыл из Франции, где во времена Йорков находился в изгнании, и так же, как его великий предок, силой оружия подкрепил слабость генеалогических оснований новой династии.

На своем следующем, качественном этапе развития династическая мысль достигла уровня, на котором стало возможным появление на королевском троне Англии женщины. Преждевременная смерть Эдуарда VI, внука первого Тюдора и сына Генриха VIII, выдвинула на первый план сестер Эдуарда: Марию, дочь Генриха VIII от первого брака с Екатериной Арагонской, и Елизавету, дочь его второй жены - Анны Болейн, обвиненной Генрихом в измене и умершей на плахе.

Сестрам не нужно было ждать наследников мужского пола, чтобы потом яростно отстаивать их права. Впрочем, у дочерей Генриха VIII и не было наследников; они отстаивали собственные права на корону. Действия сестер в этом смысле были на удивление схожими. Сначала Мария I Католичка на всякий случай отрубила голову своей двоюродной племяннице Джоан Грей, ни о какой короне не помышлявшей и ставшей игрушкой и одновременно жертвой властолюбивых притязаний своего свекра. А потом и рассудительная Елизавета I благоразумно привела на эшафот свою соперницу - шотландскую королеву Марию Стюарт.

Казнь Марии Стюарт не смогла предотвратить появление на английском троне новой династии; она только отдалила это событие. Сын казненной шотландской королевы Яков VI по всем канонам имел не меньше прав на английскую корону, чем первый Тюдор. В жилах Якова VI текла кровь и Ланкастеров, и Тюдоров. Яков VI Шотландский стал Яковом I Английским. Заметим, что и в этом случае передача короны произошла по женской линии, от матери - к сыну, хотя формально Мария Стюарт была лишь претенденткой на английский престол.

Внук Якова I английски й король Яков II был свергнут в результате "славной революции" 1688 года. Яков II оказался в изгнании вместе со своим сыном от второго брака, а затем и родившимся во Франции внуком. Трон перешел к дочерям Якова II от первого брака: сначала к Марии II, правившей совместно с мужем Вильгельмом III Оранским, а потом к Анне. Повторилась ситуация последних Тюдоров: ни Мария II, ни Анна наследников не оставили.

И снова возник "женский мотив": на английский престол был призван в 1714 году принц Георг, сын ганноверского князя Эрнста Августа и внучки Якова I Софии. Георг I стал основателем новой, ганноверской династии. После смерти его праправнуков Георга IV и Вильгельма IV трон перешел в 1837 году к их племяннице Виктории, дочери принца Эдуарда Кента. Так появилась нынешняя династия - виндзорская.

Женский восемнадцатый

История Англии, как мы могли удостовериться, дала достаточно примеров нестандартного решения династических кризисов. В отличие от скучной Франции, где действовал суровый Салический закон, не допускавший на трон представительниц прекрасного пола, англичане продемонстрировали широту взгляда и прагматичность в подходе к столь важной проблеме, как наследование короны. Не менее ценный в этом смысле опыт дал для истории российский восемнадцатый век.

Со времени вокняжения Рюрика в 862 году и до смерти Петра I в 1725 году - то есть почти целое тысячелетие - на княжеском столе, а затем на царском и императорском российском троне восседали только представители сильного пола. Понадобилось прорубленное Петром Великим окно в Европу, чтобы в Россию проникли чуждые ей умонастроения, допускавшие немыслимую дотоле на российской почве ситуацию: женщина на троне. Правда, длилось это помутнение умов в европейский век просвещения сравнительно недолго: всего каких-нибудь семь десятилетий; в историческом плане - сущий пустяк. После смерти Екатерины Великой Россия словно очнулась от наваждения и прочно восстановила статус-кво, который, собственно говоря, длится и по сей день. Но восемнадцатый век в этом смысле был и остается исключением в истории российских властных институтов. В течение коротких семидесяти лет трон Российской империи занимали последовательно Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Трехлетнее пребывание на троне юного Петра II и шестимесячное правление Петра III ничего в этой картине полного верховенства женщин изменить не смогли.

Для того, чтобы лучше представить себе причины столь неожиданного для России поворота событий, следует принять во внимание два фактора: революционные преобразования в общественной жизни страны, предпринятые Петром Великим, и крах всех надежд преобразователя на продолжение его дела наследником мужского пола. Царевич Алексей, рожденный от брака с Евдокией Лопухиной, первой супругой царя, ни характером, ни взглядами не оправдал надежд Петра. Еще два сына от первого брака умерли во младенчестве. Большинство детей, рожденных Петру I Екатериной, в том числе троих сыновей: двух Петров и Павла - ждала та же участь. Благополучно миновали опасности детского возраста лишь две дочери - Анна и Елизавета.

В 1718 году Алексея судили за измену и приговорили к смертной казни; он умер во время допросов, возможно, под пытками. Единственным представителем мужской линии Романовых, жившим в это время, был десятилетний царевич Петр, сын казненного Алексея и брауншвейгской принцессы Софии-Шарлотты. Царевич Петр Алексеевич был сиротой: мать его умерла через несколько дней после его рождения.

После смерти Петра Великого реальными претендентами на российскую корону стали женщины. Первой ее обладательницей после Петра I стала вдова императора Екатерина I. Она была коронована еще при жизни Петра I, когда потерявший всех своих сыновей император указом о престолонаследии дал право обладателю трона самому называть своего преемника.

После смерти Екатерины I в 1727 году императором был провозглашен 12-летний Петр II. В январе 1730 года, на пятнадцатом году жизни, Петр II опасно заболел и вскоре умер. С ним пресеклась и мужская линия Романовых. Диспозиция, которую в этой ситуации пришлось рассматривать Верховному тайному совету, представлена в виде генеалогической схемы.

Главная претендентка - Анна Ивановна, племянница Петра I. Ей уже 37 лет. Вдова курляндского герцога Фридриха Вильгельма, который умер еще в 1711 году. Она далеко от Петербурга, в Митаве, и с тоской ждет своего часа.

Старшей дочери Петра, тоже Анны, уже два года как нет в живых. Выданная в год смерти императора за голштинского принца Карла Фридриха, Анна Петровна в 1728 году родила сына Карла-Петера-Ульриха (будущего императора Петра III) и скончалась через несколько дней после родов.

Второй дочери Петра I, Елизавете, 21 год. Она уже давно считается выгодной партией, не единожды сватана (в том числе будущему Людовику XV), но безрезультатно.

Верховники обсуждают и другие кандидатуры: от первой жены императора Евдокии Лопухиной (в иночестве - Елены) до Екатерины Долгорукой, невесты юного Петра II.

Екатерина I, в отличие от покойного супруга, заблаговременно озаботилась относитель но указа насчет порядка престолонаследия. Она повелела "при бездетной смерти Петра II" корону передать Анне Петровне и ее потомству, затем - Елизавете Петровне, после нее - Наталье Алексеевне, сестре Петра II...

Указы отошедших в мир иной действуют плохо. Верховники пригласили на российский трон курляндскую вдову Анну Ивановну,

которая в обмен на нежданную милость должна была согласиться с некоторыми ограничениями самодержавной власти российской государыни. На сей счет были составлены специальные "Кондиции", в которых, в частности, она обязывалась "в супружество не вступать... и наследника не определять". Митавская сиделица согласилась на все не глядя. Возможно, она лучше верховников знала российскую натуру. И не ошиблась: российское общество, прежде всего сановники и дворянство, желало иметь над собой крепкую самодержавную руку. Эта точка зрения была подкреплена батальоном Преображенского полка. Анна Ивановна не возражала и теперь. При всем честном народе она торжественно порвала "Кондиции" и стала самодержицей.

Полновластие Анны Иоанновны постепенно превратилось в полновластие ее курляндского фаворита Бирона, которому был пожалован титул герцога. Поэтому когда уже на смертном одре Анне принесли на подпись указ о передаче престола только что родившемуся младенцу Ивану Антоновичу, сыну ее племянницы Анны Леопольдовны, регентом при новом императоре в нем числился Бирон.

Анна подписала указ за день до смерти. Шел 1740-й год.

Петровская линия, которая вопреки указу Екатерины I была отодвинута в сторону и которую теперь представляла одна лишь "цесаревна Елисавет", указом Анны Иоанновны практически устранялась от российского трона.

Не прошло и года, как фортуна переменилась.

Фортуна по-прежнему носила форму гвардейского офицера, которому не нравилось засилье немцев ни на престоле, ни в его окружении. Родословная Ивана VI Антоновича в этом смысле не вдохновляла: он был сыном Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоанновны, и Антона-Ульриха из немецкого княжеского дома Брауншвейг-Вольфенбюттель. Сама же Анна Леопольдовна была наполовину немкой: ее мать, Екатерина Ивановна, - родная сестра императрицы Анны Иоанновны, а отец - Карл-Леопольд, герцог Мекленбургский.

Прежде всего гвардия отстранила от регентства курляндца Бирона, вручив бразды правления матери императора-младенца Анне Леопольдовне. А вскоре пришла и ее очередь. С помощью гренадеров Преображенского полка "матушка Елисавет" арестовала всю брауншвей гскую фамилию и взошла на российский престол.

Снова на троне оказалась петровская линия.

В царствование Елизаветы Петровны в Россию переехал ее племянник, сын ее покойной сестры Анны Петровны - Карл-Петер-Ульрих, "чертушка из Голштинии", как его называла прежняя императрица Анна Иоанновна. Вслед за "чертушкой" в Петербург приехала на смотрины и его невеста, принцесса София-Августа-Фредерика из другого маленького немецкого княжества Анхальт-Цербст. Принцесса, между прочим, была троюродной сестрой Карла-Петера: их дед (его - по отцовской линии, ее - по материнской) Карл-Альберт принадлежал к датской королевской фамилии Ольденбургов.

Жениха и невесту обвенчали по православному обряду. Голштинский принц стал российским великим князем Петром Федоровичем, анхальт-цербстская принцесса - великой княгиней Екатериной Алексеевной.

Воцарение Петра III было, пожалуй, уникальным в череде предшествовавших ему перемен на российском императорском троне. Оно не сопровождалось переворотами и подковерной борьбой. Великий князь вместе с великой княгиней находились неотлучно при умирающей Елизавете и были свидетелями ее агонии. Сразу после смерти императрицы было объявлено, что в России царствует новый император Петр III.

Этот момент весьма важен для толкования понятия "династия". На российском троне оказался представитель семейства Голштейн-Готторп. Но смены названия династии не произошло - правящей фамилией в России по-прежнему оставались Романовы.

В своем эссе "Памяти Марка Аврелия" Иосиф Бродский писал: "Марк был исключительно совестливым императором, возможно, потому, что был назначен, а не помазан на царство, поскольку он был принят в династию, а не родился в ней".

Напомним, что знаменитый римский император - философ Марк Аврелий в юности был усыновлен императором Антонином Пием и наследовал ему императорский трон. Таким образом, не будучи кровно связанным с династией Антонинов, Марк Аврелий тем не менее принадлежал к ней. Он был "принят" в династию. Это слово представляется очень удачным, оно проясняет многие вопросы, нередко возникающие вследствие неординарных выходов из различных династических кризисов.

Карл-Петер-Ульрих Голштейн-Готторп, он же император Петр III Федорович, тоже был принят в династию Романовых.

Новый император, еще будучи великим князем, ничего не обещал в смысле достойного руководства великой державой. Его инфантильность и вызывающее поведение находились в разительном контрасте с государственным умом и женским обаянием великой княгини. Российское общество не в состоянии было долго терпеть это несоответствие. Уже через полгода после воцарения Петр III был свергнут и вскоре убит. Трон был передан его супруге, императрице Екатерине II. Процедура передачи трона почти полностью повторяла сценарий двадцатилетней давности: все те же преображенцы, только вместо "матушки Елисавет" была "матушка Екатерина".

Если Петр III - сын Анны Петровны, дочери Петра Великого, - все же был кровно связан с Романовыми, то Екатерина II - анхальт-цербстская принцесса - никакого отношения к Романовым не имела, но в то же время принадлежала к династии Романовых. Она тоже была принята в нее.

Вся королевская рать

Задолго до воцарения Екатерины II, в 1754 году, у четы великих князей Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны родился сын Павел, будущий наследник престола. Рождению сына предшествовали несколько неудачных беременностей великой княгини. Но не только это обстоятельство омрачало их брак. Петр Федорович демонстративно манкировал своими супружескими обязанностями, не скрывал своих амурных похождений и всем своим поведением показывал неприязнь к жене. Неудивительно, что после рождения Павла поползли слухи о непричастности великого князя к этому долгожданному событию. Спустя сто с лишним лет, в изданиях Вольной русской типографии в Лондоне Александр Герцен и Николай Огарев опубликовали "Записки императрицы Екатерины II", которые она вела еще будучи великой княгиней. Екатерина не очень старалась скрыть свои отношения с камергером Сергеем Салтыковым, хотя и не ставила точек над "i".

"Записки" можно было прочитать по-разному. Для Герцена вопрос был ясен. Вот что писал он в предисловии к публикации: "Ея связь с Салтыковым и искусственное воспроизведение наследника русскому престолу внушают омерзение, но не к ней: ее жалеешь как женщину, ей сочувствуешь..."

У "салтыковской" версии происхождения Павла I было, однако, и немало противников. Советский историк Натан Эйдельман писал: "... крупнейший... знаток потаенной истории и литературы XVIII века Я. Л. Барсков полагал (сопоставляя разные редакции "мемуаров" Екатерины II), что царица сознательно (и успешно!) распространяла версии о "незаконности" происхождения своего сына. Таким образом ее сомнительные права на российский престол повышались, адюльтер маскировал цареубийство".

Разумеется, здесь менее всего были бы уместны какие бы то ни было попытки решать этот давний вопрос, или хотя бы просто встать на ту или иную сторону в этом споре. Напротив. В русле выбранной темы сама нерешенность вопроса о происхождении Павла I значит больше, чем его окончательное и бесповоротное решение. И вот почему.

Банально, но бесспорно: Павел I - далеко не единственный император (король, царь, герцог, князь etc.), происхождение которого так и останется в истории загадкой. Свобода нравов (самое мягкое выражение, которое можно использовать в данной ситуации) нередко шла рука об руку с самыми серьезными заботами, связанными с престолонаследием. Связь коронованной особы сразу с несколькими фаворитами сплошь и рядом делает бессмысленными всякие попытки установить подлинное отцовство (а иногда и материнство: вспомним случаи подмены ребенка - не частые, но имевшие место).

Внук французского короля Карла VI Людовик XI говорил: "Я так и не знаю, потомком какого мужчины я являюсь, если учесть, что супруга Карла VI, королева Изабо, была большая шлюха...". Людовик XI не выбирал выражений. Но дело не в оценках. Поведение бабки Людовика XI королевы Изабо Баварской не было явлением исключительным, из ряда вон выходящим. И не только во Франции. Петр I спросил как-то за ужином Ягужинского, уж не является ли граф его отцом? Ягужинский ответил достаточно красноречиво: трудно сказать, у царицы Натальи Кирилловны было так много любовников...

История не располагает - по причинам, изложенным выше, - достоверными сведениями о кровном родстве множества известнейших своих персонажей. И не может располагать. Только в наше время, благодаря достижениям генетики, может быть достоверно установлена кровная связь отца и ребенка. Вот почему попытки определить понятие "династия", исходя только лишь из принципа кровного родства, трудно назвать обоснованными.

Одно из таких определений имеется в последнем издании Большой Советской Энциклопе дии: "Династия... - несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования (напр. Романовы в России, Габсбурги в Австро-Венгрии, Валуа и Бурбоны во Франции и др.)".

Определение не хуже и не лучше других подобных дефиниций, хотя при попытке его использования в конкретной ситуации вопросов возникает больше, чем ответов.

В самом деле. Династия Валуа во Франции - это не более чем боковая ветвь династии Капетингов. После того, как сыновья Филиппа IV Красивого умерли, не оставив мужского потомства, корона перешла к Филиппу VI, сыну родного брата Филиппа IV Красивого - Карла Валуа. Переход к боковой ветви Капетингов означал появление во Франции новой династии - Валуа. Если бы у Филиппа IV Красивого детей не было, Карл Валуа стал бы после его смерти Карлом V из династии Капетингов.

Во Франции этот принцип выделения боковой ветви в самостоятельную - по названию - династию действовал только по отношению к ветвям главного ствола французской короны - Капетингов. Такой же ветвью стала впоследствии династия Бурбонов. Дальнейшие разветвления этих двух династий, Валуа и Бурбонов, и передача короны представителям этих ветвей сопровождались не появлением новых династий, а выделением их ветвей (например, орлеанской и ангулемской ветвей династии Валуа).

Ничего похожего не было в России. После отстранения от власти последнего рюриковича Василия Шуйского и воцарения на российском троне Михаила Романова никаких изменений в названии династии не происходило. А ведь здесь было все: и переход короны от одной ветви Романовых - петровской - к другой ее ветви - ивановской и снова к петровской; появление наследника по женской линии петровской ветви (Петр III); наконец, воцарение Екатерины I и Екатерины II, императорских жен, по крови никакого отношения к Романовым не имевших. Но никакие перипетии, связанные с престолонасле дием в России XVIII века, не повлияли на название династии. Оно осталось незыблемым - Романовы.

Главная > Курс лекций

Принципы наследования власти В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной. 1) Династическая монархия. В такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату, как это было на Руси в Раннем и Высоком Средневековье, когда у нас действовало лествичное право, лествичный принцип перехода престола (по-славянски, "лествица" - "лестница"). Однако династический принцип существовал далеко не всегда. Он изобретен западноевропейским феодализмом и распространился потом в другие части света, хотя, возможно, в странах ислама сложился независимо. Нам - Восточной Европе - династический принцип не свойствен, он поздний и заимствованный. 2) Родовая монархия. Гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду. Т.е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол (к царскому роду многие принадлежат). 3) Выборная монархия. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор сохранились монархические принципы избрания сроком на год племенных королей советом старейшин, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. Заметим, что институты эти, интересно сочетающие элемент монархический со вполне демократической традицией, работают великолепно, в то время как западная демократия на общегосударственном уровне порождает в той же Экваториальной Африке столь чудовищную коррупцию, что перед ней меркнет даже наша отечественная! Выборная монархия была и в Византии. Более того, православного монарха в принципе легитимирует (делает законным) лишь православный народ, т.е. Церковь, ибо Церковь - это сообщество людей. При этом институты легитимации могут быть различны (совершенно не обязателен всенародный референдум). Где лежит грань между собственно монархией и президентской властью в республике? При сильной президентской власти эта грань размыта, хотя она все же существует. Сильная президентская власть - фактически республиканская модификация монархического принципа. Скажем, президент США - в некотором смысле республиканский монарх (его полномочия чрезвычайно широки). Однако в выборных монархиях монарх все же обычно избирается пожизненно. И даже там, где требуется ежегодное подтверждение полномочий монарха, как это было в Вавилоне или Экваториальной Африке, монарх (в отличие от президента республики) может сколько угодно долго продолжать царствовать, если его не отвергает собственное сообщество. Все три правильные формы власти - монархия, аристократия и демократия - необычайно древние. Во всяком случае они древнее государства, что является лишним аргументом в пользу первичности общества, приоритета его перед государством. Есть также некоторые основания полагать, что монархия является самой древней из этих трех форм, ибо прообразом монархии, монархического правления, патриархальной царской власти является семья (разумеется, не "шведская" и не вообще семья XX в., а семья нормальная, которая может быть устроена только патриархально). Достоинства монархии Их довольно много, и они приводятся в классической литературе (в частности, у выдающегося русского юриста прошлого столетия Б.Н.Чичерина и у крупнейшего монархического мыслителя нашего века Л.А.Тихомирова). Остановимся на основных. По всей вероятности, исключительное достоинство монархии состоит в ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного даже в больших государствах. Вообще, элемент неформальности, элемент личных связей присущ всем правильным формам государственной власти, но не их искажениям. Если полностью разрушены неформальные связи в представительной демократии или в аристократической системе, представительная демократия вырождается в охлократию, а аристократия - в олигархию. Однако монархия обладает наибольшей устойчивостью в этом плане - она наиболее долго сохраняет элемент неформальности отношений. Не случайно, даже когда русского мужика научили обращаться к помещику на вы (французская форма), на что ушло много времени, к царю он продолжал обращаться на ты - так было принято. Возможно, в силу этого монархия - важный инструмент объединения и еще более действенный символ единства, причем универсальный. Правильно устроенная монархия может быть символом единства государства, в т.ч. многонационального, в т.ч. империи (заметим, что все империи многонациональны, поэтому все они приняли монархическую систему). Монархия также может являться символом единства нации, символом общественной стабильности (благодаря своей надсословности). И, наконец, в христианских государствах монарх - в некотором смысле символ единства Церкви. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства. Монархия вводит в канву социальных отношений исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми и к тому же главная христианская добродетель (вряд ли кто-нибудь станет с этим спорить, если учесть, что первое название христиан, когда еще не существовало слова "христиане", было именно "верные"). Вдумайтесь также в смысл слова "верноподданный", акцент в котором явно на первом слове "верный". И.А.Ильин, известнейший мыслитель и правовед нашего века, провел такую границу: "Предел повиновения республиканца - право неповиновения, предел повиновения монархиста - долг неповиновения". Достоинство монархии, впрочем вполне распространяющееся на сильную президентскую власть, - возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Кстати, правильным монархиям даже и не в составных политических системах не свойственно оперативно единолично принимать решения, если можно подождать и посоветоваться. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархических системах эта способность гораздо выше, нежели в республиканских, что легко объяснимо. Любой самый порядочный и благовоспитанный глава республиканского государства - премьер-министр или президент - неизбежно (хотя бы на уровне подсознания, как бы он ни гнал от себя эту мысль) будет видеть в талантливом министре или талантливом генерале конкурента, а следовательно, хотя бы невольно, придерживать его. А монарх социально выведен из конкуренции и благодаря этому не стеснен в подобных решениях. Более того, он сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, ибо для монарха и династии поражение страны - это возможная угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха. Недостатки монархии Главный недостаток династической монархии так же, как и аристократии, - случайность рождения. На монархии с родовой системой наследования и монархии выборные это не распространяется, но при строго династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Поэтому в монархиях династических весьма желательно делить монархическую власть с какой-либо другой формой власти - с аристократией или с демократией. Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. Этот недостаток опять же устраняется составными политиями (или составными политическими системами), в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами. Кстати говоря, не только демократия, а тем более аристократия, но и монархия чаще встречается в истории в составных политиях, нежели в чистом виде. Мы чаще видим монархии с аристократиями и даже монархии с демократиями, чем монархии, управляющие государством нераздельно. Не так уж редки в мировой истории и трехсоставные политии, сочетающие элементы всех трех форм власти. Исторические разновидности монархий К сожалению, в нас въелось представление, что монархии бывают абсолютными или же конституционными. Но, между прочим, абсолютную монархию придумали в XVI в., реализовали в XVII; конституционную придумали в XVII, реализовали в XVIII. Это - новейшие формы монархии, а до этого монархическая история насчитывала тысячелетия. Начнем рассмотрение с самых древних разновидностей монархии. 1. Монархии патриархальные или традиционные Они характерны для традиционных обществ и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Кроме того, черты патриархальной монархии, благодаря исторической памяти многих поколений, сохраняются в той или иной степени и в других монархических разновидностях. Патриархальная монархия, по всей вероятности, имеет не только прообразом своим отцовскую власть, но и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных). Патриархальная монархия имеет мало возможностей воздействовать на общество реформаторски, ибо традиционное общество почти не допускает этого, что не исключает реализации полновластия патриархального монарха в экстремальных ситуациях (например, в случае войны или иноземного вторжения). Патриархальная монархия смыкается с монархией сакральной в одном чрезвычайно древнем обычае - обычае царской жертвы. Обычай добровольного принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа существовал у многих народов. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р.Грейвса "Греческая мифология", который написан почти полвека назад, но нисколько не потерял достоинств. Грейвс замечает, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды, связанные с существовавшей в гораздо более глубокой древности царской жертвой). Видимо, то же самое мы наблюдаем в ежегодном посвящении вавилонского царя для исполнения им жреческих полномочий на свадьбе бога Бела-Мардука. Происходило это так: каждый год царь являлся в главный храм, где его встречал верховный жрец, приветствовал должным образом, а затем наносил удар плетью. Если царь при этом плакал, наступающий год считался гарантированно плодородным и удачным. Не исключено, что жрецы специально тренировались бить не больно, а цари тренировались испускать слезы (это социальные технологии). Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии. Так ее воспринимал и Понтий Пилат - наследник совершенно другой мифологической традиции. 2. Сакральные монархии Сакральные монархии - это монархии, где первенствующие функции монарха жреческие. Иногда подобные монархии принято именовать "теократиями" (этот термин распространен, хотя и не верен, потому что "теократия" - дословно "боговластие", а скорее следовало бы пользоваться термином "иерократия" - "власть жрецов"). Сакральная жреческая монархия нередко связана с патриархальной. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия Египта, по крайней мере в Древнем и Среднем царстве, где функции жреца - основные функции фараона. Образцами сакральных монархий, но уже других (часто сословных) являются и такие, в которых монарх непосредственно не несет жреческих функций, но является высшим духовным авторитетом. Подобную монархию реализовал классический суннитский ислам, хотя реализовал недолго - на протяжении истории Халифата (до тех пор, пока халифы не утратили функций светских правителей, функцию же духовного авторитета они сохранили дольше). Многовековая, а может, и тысячелетняя история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. До наибольшего абсурда данный принцип довели французы в Средневековье - королевская кровь считалась настолько священной, что, как и с кем бы ни блудили их короли, королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Так, знаменитый французский военачальник, одно время соратник Жанны д`Арк граф Дюнуа был побочным потомком королевской фамилии, и к нему совершенно официально обращались: "Monseigneur le batard". Я даже не знаю, как это можно было бы прилично перевести на русский язык - ведь не скажешь же: "Ваше высочество ублюдок"?! Однако нашей монархической традиции это не свойственно. 3. Деспотические монархии Это не ругательный термин - ничего общего деспотические монархии с тиранией не имеют. По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах, хотя может сохраняться и после того, как они перестают быть милитаризованными. Из деспотического принципа вовсе не вытекает абсолютность власти деспотического монарха или то, что он правит более жестокими способами. Просто если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический монарх по происхождению - генерал. Как раз в деспотических монархиях мы видим обычно реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско. Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь (он - военачальник, не жреческого, а светского происхождения), армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель). 4. Сословные и сословно-представительные монархии Их в истории мы видим чаще всего, может быть, потому, что о патриархальных монархиях сведений сохранилось гораздо меньше (они все-таки существовали слишком давно). Сословные и сословно-представительные монархии действуют в сословных обществах, поэтому наиболее характерны для потомков арийцев - народов, которые хоть в какой-то степени сохранили арийскую (индоевропейскую) традицию, а они основали большинство известных нам государств. Для восточноарийских обществ характерно включение царя в сословие, причем, разумеется, не в высшее, а во второе - в воинское. Стоит упомянуть, что одно из древнейших персидских наименований царя "кшатра", а на санскрите "кшатра" - "воин" (индийцы и иранцы были близко родственными народами 3500 - 4000 лет тому назад). Индийские цари - раджи (обычно правители очень небольших государств) относились как в ведический период, так и в индуистский ко второй варне - варне кшатриев. Близость к воинскому сословию можно заметить и у всех иранских царей (персидских, мидийских и др.). Однако когда персидский шах стал иранским шаханшахом ("царем царей"), его власть была сакрализована, но тем не менее сословность не была разрушена. В Иране (Эраншахре) наблюдался некоторый синтез сакральной монархии и монархии сословной. При всех шаханшахах домусульманского периода (а в Иране сменялись не только династии, сменялись господствующие имперские этносы) неизменно действовал совет представителей трех арийских сословий, т.е. монархия была реально сословной. Напротив, в западной традиции сословных обществ монарх был надсословен, видимо, еще с очень глубокой древности. Уже у ахейцев царь выделен из очень развитой и влиятельной ахейской аристократии. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род (там был родовой принцип) выделялся и обособлялся. Точно так же в традиции Домонгольской Руси князья - своеобразно обособленное сословие, отстраненное от собственно аристократии - бояр. За всю историю Древней Руси известна одна (в начале XIII в.) попытка боярина вокняжиться - попытка неудачная: не признали ни князья, ни бояре, - чем подтверждается действенность правила. Надо сказать, что сословным обществам монархия безусловно показана, она для них полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства в рамках культурной традиции сделать надсословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов. Что же касается сословно-представительных монархий, то они возникают по мере роста государств. Ведь прямая демократия возможна только в очень небольшом государстве, где хотя бы полноправных граждан можно собрать на одной площади народного собрания. Видимо, 30000 полноправных афинян уже близко к пределу численности лиц, участвующих в прямой демократии. С увеличением размеров и многолюдности государства появляется демократия представительная. Она включается в систему сословно-представительных монархий, которые, конечно, в чистом виде монархиями не являются, ибо это - монархия с демократией или, что нередко, монархия с аристократией и демократией. В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать у нас монархию сословную. В Домонгольской Руси IX-XIII вв. существовал монархический элемент (княжеская власть) и демократическое вече (т.е. прямая демократия в каждом княжестве). С созданием единой России мы перешли к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором). Я не стану спорить с распространенным мнением историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров). Я могу лишь иронически заметить, что еще неизвестно, чья сторона в данном случае была инициатором. Может быть, именно мелкие дворяне и бюргеры опирались на королевскую власть в борьбе с крупными феодалами? Но за исключением этой оговорки, я согласен с данным мнением. Интересно, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III Большое Гнездо (1211 г.), т.е. наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система. Стремясь объединить государство, власть - как республиканская, так и монархическая - охотно бросается в объятья парламентаризма. Иначе она терпит поражение. В процессе объединения государства и развития своего парламентаризма, американцы противникам единства шею сломали, одержав победу в Гражданской войне (а наши школьники до сих пор думают, будто ее вели из-за негров). Еще в начале 1991 г. было очевидно: если расчленение СССР станет свершившимся фактом, ни о каком торжестве парламентских принципов у нас можно не мечтать. Дальнейшее известно - расстрел Верховного Совета РФ в 1993 г. А корни октябрьских событий 1993 г. уходят в 1991 г., когда наша страна была расчленена. 5. Абсолютные монархии Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом. Во-первых, большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же аристократических и демократических институтов нет, неизбежна монархия с бюрократией, ибо при отсутствии оперативной связи со всей огромной территорией государства царь не может эффективно решать все вопросы без бюрократии. Монархия, лишенная представительных форм, заболевает опаснейшей болезнью - бюрократизмом. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы, а в Высоком Средневековье - и всего мира. Уже в XIV столетии Филипп IV Красивый в значительной степени подмял аристократию, создав мощную бюрократическую систему. Не удивительно, что Франция, правда, уже в XVII столетии стала страной классического абсолютизма. Во-вторых, абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения и именно поэтому так воспевалась эпохой Просвещения. Христианин не мог бы согласиться с абсолютизмом по совести никогда, ибо для него абсолютен только один монарх на небесах. Однако христианским принципам этики и, следовательно, политики первый удар нанесли в эпоху Возрождения (вспомним известнейшие труды Н.Маккьяавелли), а эпоха Просвещения вся была посвящена этим ударам - дехристианизации западноевропейской культуры. В качестве инструмента для этого просветители с удовольствием принимали "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из компании просветителей. В-третьих, абсолютная монархия связана с возобладавшим в эпоху Просвещения принципом общественного договора в варианте Т.Гоббса (принципом Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме. Абсолютизм - одна из обнаженнейших форм этатизма, т.е. государственничества. И неважно, говорил ли Людовик XIV (лично очень симпатичный король): "Государство - это я", или эту его фразу потом придумали. Гораздо важнее, что он мог так сказать, это вполне вписывается в период его правления и в социальный уклад Франции XVII столетия. Однако абсолютную монархию не следует путать ни с деспотической монархией (деспотический принцип воинского повиновения не исключает ограничения царской власти), ни с самодержавной (христианской) монархией, ни с тиранией. Как ни мало симпатична абсолютная монархия, тиранией она не является, ибо, во-первых, все абсолютные монархи принимали принцип неприкосновенности частной собственности. Другое дело, что конфисковать имущество могли по инспирированному приговору суда, но это - исключение из правила. Никто из абсолютных монархов не решился на массовые конфискации, на что запросто решались тираны. Во-вторых, даже абсолютные монархи не склонны полностью разрушать традиции. Так, при абсолютизме французском исчезли представительные органы (Генеральные штаты), но городские советы остались, хотя их возможности и были усечены. Существовали органы городского самоуправления и после укрепления абсолютизма в России в XVIII в. Кроме того, во Франции при абсолютизме сохранились также независимые судебные палаты (т.н. парламенты). Эта склонность соблюдать некоторые принципы собственной культуры, не рвать с ней в корне - безусловно, достоинство, сохраняемое и абсолютной монархией. 6. Конституционные монархии Конституционная монархия идейно связана с абсолютной монархией и тоже представляет собой реализацию принципа общественного договора в различных его вариантах. Только теперь уже власть короля ограничена не так, как она была ограничена в сословных и сословно-представительных монархиях, - она теперь ограничена конституцией. Принцип разделения властей, характерный для конституционных монархий, обязан своим появлением абсолютной монархии - на некоторое время должен был установиться абсолютизм, чтобы потом общество начало защищаться от государства! Безусловный этатизм абсолютизма вызвал некоторый антиэтатизм. А общество сословное от государства не защищалось - оно государством повелевало.