Ермак тимофеевич что открыл и когда. Ермак Тимофеевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Сражения и победы

Реализм (литература)

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция , академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону.

Это - обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы , которая вся - непрерывающийся ряд завоеваний истинного Реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства.

Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма ; такова и классическая драма . Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю , но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии». (Лансон).

Глубокий внутренний Реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Реализма. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - от симфонии до арабески , от «Илиады » до «Шёпот, робкое дыханье», - которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Едва ли возможно поэтому говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства . Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова современная форма Реализма - натурализм Литература о Реализме - по преимуществу полемическая по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределённостью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм .

Русские писатели, использовавшие реализм

Разумеется, в первую очередь это Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Выдающимися образцами литературы этого направления стали также работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) - историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», а также поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

Зарождения реализма

Существует версия, что реализм зародился в глубокой древности, во времена Древних Народов. Существует несколько видов реализма:

  • «Античный Реализм»
  • «Реализм эпохи Ренессанса »
  • «Реализм XVIII-XIX веков»

См. также

Примечания

Ссылки

  • А. А. Горнфельд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Реализм (литература)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Критический реализм. Критический реализм в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия

    В Викисловаре есть статья «реализм» Реализм (фр. réalisme, от позднелат. … Википедия

    I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия

    Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы… … Большая советская энциклопедия

    - (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… … Художественная энциклопедия

    Литература Финляндии термин, под которым обычно понимают устные народные традиции Финляндии, в том числе народную поэзию, а также литературу, написанную и изданную в Финляндии. До середины XIX века основным языком литературы Финляднии был… … Википедия

    Литература Советского Союза являлась продолжением литературы Российской Империи. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов союзных республик на всех языках СССР, хотя литература на русском языке была преобладающей. Советские… … Википедия

Реализм имеет следующие отличительные черты:

  • 1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
  • 2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  • 3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности ("типические характеры в типической обстановке"). Типизация характеров в реализме осуществляется через правдивость деталей в "конкретностях" условий бытия персонажей.
  • 4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому - гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, отличие, например, от романтизма.
  • 5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основных концепции:

  • · Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.
  • · Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к XVIII в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., его следующий этап представляет в XX в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, типизации жизненного материала, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: "типичные характеры в типичных обстоятельствах…" .
  • · Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, в то время как первая - преимущественно на материале пластических искусств.

Какой бы точки зрения не придерживаться, и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро дела Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.Л. Давида и О. Домье, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства.

При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существ, черт объективного реального мира средствами искусства. реализм искусство познание

Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления.

Важнейшая черта реализма - психологизм, погружение через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить "карьера" Жульена Сореля из романа Стендаля "Красное и черное", который переживал трагический конфликт честолюбия и чести; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Л.Н. Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями. Главным жанром реалистической литературы XIX в. соответственно становится социально-психологический роман. Он наиболее полно отвечает задаче объективного художественного воспроизведения действительности.

Рассмотрим общие признаки реализма:

  • 1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
  • 2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  • 3. Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
  • 4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
  • 5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Ведущие принципы реализма в искусстве XIX в.:

  • · объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
  • · воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
  • · предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX веке, условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);
  • · преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания) [ 4, с.20].

и развитие реализма

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»* .

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» .

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям** .

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» . Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

Ермак Тимофеевич вошел в русскую историю как казачий атаман и человек, обеспечивший не только открытие Сибири для русского народа, но и территориальный прирост Русского государства. В экспедицию Ермак отправился по прямому приказу Ивана Грозного и столкнулся с сопротивлением сибирского хана Кучума. Предложение добровольно присоединиться к Руси хан отверг, а в результате потерял власть и все свои земли.

Личность Ермака окружена множеством легенд, и точных сведений о его происхождении и жизни не существует. Неизвестно даже, когда он родился - исследователи называют даты от 1532 до 1542 года. Некоторые источники утверждают, что Ермак появился на свет в вологодских или двинских землях. Вероятнее всего, свое прозвище он получил за работу артельным кашеваром во время плавания на струге - собственно «ермак» и означает «артельный котел» или «дорожный таган». Но известно и тюркское слово «ермак», в переводе означающее «прорыв».

Интересно, что Ермака приписывали как к уральским казакам, так и к донскому казачеству, а иные легенды гласят, что он выходец из сибирских княжеских фамилий. Один из документов восемнадцатого века сообщает, что дед Ермака, Афанасий Аленин, был «посадским человеком» в городе Суздали, а отец, Тимофей, спасаясь от бедности и голода, перебрался на Урал, во владения солепромышленников Строгановых. Именно здесь, на реке Чусовой, отец будущего первопроходца женился и произвел на свет двух сыновей - Василия и Родиона. Василий Тимофеевич Аленин, если верить Ремизовской летописи, отличался мужественностью, разумностью, кудрявым волосом и широкими плечами. Нанявшись к Строгановым, он ходил на стругах по Волге и Каме, но затем бросил «добрый промысел» собрал небольшую дружину, которая занялась разбоем. Тогда-то он и превратился в атамана Ермака. Еще более любопытные факты содержатся в биографии атамана, изданной в Москве в 1807 году: на ее страницах рассказывается, что Ермак воевал с татарами в войске «казачьего гетмана», сошелся с дочерью гетмана и убил его сына, заставшего любовников. После этого он бежал в Астрахань и по дороге пристал к разбойникам, вскоре сделавшись их атаманом.

По другим данным в шестидесятые годы столетия Ермак являлся атаманом станицы, расположенной меж Волгой и Доном. В 1571 году, когда крымский хан Давлет-Гирей двинул свои войска к Москве, Ермак собрал дружину и участвовал в боях, защищая московского царя. Принял участие Ермак и в Ливонской войне - в частности, он сражался в битвах под Могилевым и Оршей. Ему же приписывается удачный набег на земли ногайцев.

По сохранившимся сведениям в 1577 году сибирский хан Кучум резко усилил давление на земли, принадлежавшие купцам Строгановым. Далее снова начинаются легенды. По одной из них Строгановы пригласили Ермака для охраны своих земель от набегов, получив от царя разрешение на набор казачьего отряда. Причем разрешение было дано не просто на защиту границ, но и для проведения рейда с целью наказать хана Кучума, армия которого состояла из десяти тысяч воинов. Ермак сумел завербовать в свое войско около пятисот пятидесяти человек, обещая им богатую добычу в Сибирских землях. По иной версии Строгановы никакого разрешения от царя не имели и просто соединили своих людей с дружиной Ермака, отправив их в поход. Однако есть и третий вариант этого события, по которому Ермак обеспечил свой отряд оружием, мукой и фуражом, самовольно захватив все это в имении Строгановых.

Как бы то ни было, а в начале лета 1579 или 1581 года отряд Ермака отправился на восток. На стругах казаки двинулись по рекам Чусовой, Серебрянке и Жаровль, а на перекатах и между реками перетаскивали свои суда волоком. Первое сражение с армией татарских князей произошло под Турой. Ермак применил военную хитрость, усадив в струги соломенные чучела, облаченные в казачью одежду, а лучших воинов провел по берегу и нанес удар татарскому войску с тыла. Во многом победы Ермака обусловлены наличием огнестрельного оружия, однако трудно отрицать и талант предводителя казаков, вынуждавшего татар сражаться в тех местах, где было невозможно использовать конницу.

Победой окончилось и второе сражение Ермака - с вассалом и племянником Кучума Мамет-кулом. Битва произошла у местечка Юрты Бабасана. Но решающим сражением этого похода называют битву в устье реки Тобол в конце октября 1582 года. В результате этой схватки Ермаку достался укрепленный городок, который он превратил в крепость и откуда отправился на Кашлык - столицу сибирского ханства. Кучум и Магомет-кул оборонять свою столицу не стали и, прихватив наиболее ценные вещи, бежали в степи Ишима. 26 октября казачье войско заняло Кашлык, и это был важнейший рубеж освоения Сибири. Народности манси, ханты и большинство татарских улусов, видя силу русского войска, приняли русское подданство, и все нижнее Приобье присоединилось к Русскому государству. В 1583 году Руси подчинились все земли вплоть до иртышского устья, а Сибирское ханство прекратило свое существование. Получив известие об этом, Иван Грозный повелел простить всех преступников, вместе с Ермаком отправившихся в поход, и наградил казаков. Сам же Ермак получил от царя титул «князя Сибирского». В том же году к Ермаку прибыли царские воеводы с отрядом в триста ратников, но не сумели оказать серьезную помощь дружине Ермака, постоянно подвергавшейся нападениям татар.

Хана Кучума категорически не устраивала потеря сибирских земель, и в 1585 году он выступил против Ермака, собрав, наконец, действительно мощное войско. Зная ураганный огонь русских пищалей, Кучум не стал атаковать укрепленные поселения, а попытался выманить казаков на чистое место, чтобы применить конницу. Получив сведения, что казаки ожидают караван из Бухары, Кучум распространил слух, что ему удалось задержать караванщиков вместе с товарами. К этому времени у покорителей Сибири заканчивалось продовольствие, и Ермак во главе отряда в полторы сотни человек двинулся на стругах к верховьям Иртыша. В устье реки Багай воины Кучума неожиданно напал на казаков. Дата этого боя зафиксирована документально: 6 августа 1585 года.

В схватке Ермак был ранен и приказал отходить за реку, но сам ее переплыть не смог. Атамана погубил, судя по летописи, дар Ивана Грозного - крепкая, но тяжелая кольчуга, потянувшая Ермака на дно. В той же летописи сказано, что татары нашли тело своего заклятого врага и несколько дней использовали его в качестве мишени, пуская стрелы. Затем его похоронили - с почестями, но вне кладбища, как иноверца. Правда, подлинность этого захоронения ставится историками под сомнение.

Несомненное мужество, талант предводителя и, в каком-то смысле, авантюризм сделали Ермака народным героем, а сибирский поход превратил его в одну из примечательнейших фигур русской истории. В любом случае, именно с его легкой руки началось расширение русского государства на восток.

Атаман, предводитель похода начала 1580-х годах в Сибирь, положившего начало присоединению Сибирского ханства к Русскому государству.

Час-то Ермак Тимофеевич ото-жде-ст-в-ля-ет-ся с В.Т. Але-ни-ным, уро-жен-цем вот-чин име-ни-тых куп-цов Стро-га-но-вых на реке Чу-со-вая. Бо-лее ос-но-ва-тель-ны вер-сии о том, что он ро-дил-ся близ города Тоть-ма или в селе Бо-рок на реке Се-вер-ная Дви-на. Су-ще-ст-ву-ет так-же вер-сия о его про-ис-хо-ж-де-нии из ста-ни-цы Ка-ча-лин-ской на До-ну. Од-на-ко вви-ду ед-ва ли не по-все-ме-ст-но-го рас-про-стра-не-ния име-ни «Ер-мак» (ко-то-рое нель-зя счи-тать про-зви-щем) точ-но ус-та-но-вить его про-ис-хо-ж-де-ние не уда-ёт-ся. Ино-гда за на-стоя-щее имя Ермака Тимофеевича ис-сле-до-ва-те-ли при-ни-ма-ют дру-гое (Ер-мо-лай, Ер-мил, Ере-мей, Гер-ман, Ти-мо-фей; ка-за-ки про-зва-ли его Ток-мак). Ермака Тимофеевича име-но-ва-ли так-же «По-вол-ским», ско-рее все-го по-то-му, что он воз-глав-лял от-ряд волж-ских ка-за-ков (не ис-клю-че-но, что в Са-мар-ской Лу-ке). В од-ной из позд-них ле-то-пи-сей со-хра-ни-лось опи-са-ние Ермака Тимофеевича - «рос-лый, и вид-ный, и вся-кой муд-ро-сти пре-ис-пол-нен, ши-ро-ко-лиц», с чёр-ны-ми во-ло-са-ми и бо-ро-дой, су-ту-ло-ват и пле-чист. Ка-за-чий от-ряд Ермака Тимофеевича дли-тель-ное вре-мя дей-ст-во-вал про-тив та-тар в По-вол-жье. В 1580 году и 1581 году Ермак Тимофеевич, ви-ди-мо, от-би-вал та-бу-ны ло-ша-дей у но-гай-цев на Вол-ге; по не-ко-то-рым све-де-ни-ям, он за-ни-мал-ся гра-бе-жом цар-ских су-дов, ино-зем-ных по-слов и ку-пе-че-ских ка-ра-ва-нов. Мне-ние об уча-стии Ермака Тимофеевича в по-след-них кам-па-ни-ях Ли-вон-ской вой-ны 1558-1583 годов ма-ло-убе-ди-тель-но: ско-рее все-го, в 1581 году с поль-ско-ли-товскими вой-ска-ми не-по-да-лё-ку от Мо-ги-лё-ва сра-жал-ся дру-гой ата-ман с та-ким же име-нем.

В начале 1580-х годов Стро-га-но-вы, по всей ви-ди-мо-сти, дав-но знав-шие Ермака Тимофеевича, при-гла-си-ли его от-ряд для обо-ро-ны го-род-ков Перм-ско-го края от на-бе-гов та-тар и во-гу-лов. В кон-це ав-гу-ста - на-ча-ле сен-тяб-ря 1582 года вверх по ре-кам Чу-со-вая и Се-реб-рян-ка от-ряд Ермака Тимофеевича на-чал по-ход в Си-бирь. Воз-мож-но, это бы-ло сде-ла-но по за-да-нию Стро-га-но-вых, но не ис-клю-че-но, что по-ход стал соб-ст-вен-ной ини-циа-ти-вой ка-за-ков. От-ряд во-ло-ком пре-одо-лел Урал, про-шёл по ре-кам Ба-ран-ча и Та-гил, а за-тем вниз по Ту-ре и То-бо-лу. Ка-за-чья «дру-жи-на» на-счи-ты-ва-ла 540 человек (с ни-ми так-же шли 300 ли-тов-цев и нем-цев - во-ен-но-плен-ных, слу-жив-ших у Стро-га-но-вых), рас-по-ла-га-ла, в от-ли-чие от про-тив-ни-ка, ог-не-стрель-ным ору-жи-ем (пе-ре-во-зи-лось в основном на ма-нев-рен-ных греб-ных су-дах, поч-ти не-до-ся-гае-мых для татарской кон-ни-цы). Ею пред-во-ди-тель-ст-во-ва-ли, кро-ме Ермака Тимофеевича, так-же ата-ма-ны Иван Коль-цо (Коль-цов), Иван Гро-за, Ни-ки-та Пан, Мат-вей Ме-ще-ряк, Яков Ми-хай-лов, под-чи-няв-шие-ся Ермаку Тимофеевичу. От-ряд Ермака Тимофеевича раз-гро-мил си-лы си-бир-ско-го ха-на Ку-чу-ма в уро-чи-ще Ба-ба-сан и у Ка-ра-уль-но-го Яра, ов-ла-дел улу-са-ми мурз Ка-ра-чи и Ати-ка, а 23 октября (2 ноября) 1582 года в ре-шаю-щем сра-же-нии под Чу-ва-ше-вом в устье реки То-бол, где та-та-ры уст-рои-ли за-се-ку, на-нёс по-ра-же-ние вой-ску Ма-мет-ку-ла (Му-хам-ме-да Ку-ли), пле-мян-ни-ка Ку-чу-ма. 26 октября (5 ноября) всту-пил в хан-скую став-ку Ис-кер (Каш-лык), по-ки-ну-тую Ку-чу-мом и жи-те-ля-ми. В начале де-каб-ря 1582 года, по-сле убий-ст-ва та-та-ра-ми не-сколь-ких ка-за-ков на Аба-ла-ке, Ермак Тимофеевич вновь раз-бил Ма-мет-ку-ла, ко-то-рый вско-ре был взят в плен на реке Ва-гай не-боль-шим от-ря-дом, по-слан-ным ата-ма-ном, и от-прав-лен в Мо-ск-ву. Ут-вер-див-шись в Каш-лы-ке, Ермак Тимофеевич стал при-во-дить к при-ся-ге на вер-ность ца-рю Ива-ну IV Ва-силь-е-ви-чу Гроз-но-му на-се-ле-ние Си-би-ри и взи-мать с не-го дань (ясак) в поль-зу русского го-су-да-ря, к ко-то-ро-му от-пра-вил ка-за-ков с от-пис-кой о за-вое-ва-нии Си-бир-ско-го хан-ст-ва. Пре-да-ния о том, что царь на-гра-дил ата-ма-на дву-мя пан-ци-ря-ми, шу-бой и по-зо-ло-чен-ным куб-ком, при-ка-зал име-но-вать Ермака Тимофеевича си-бир-ским кня-зем, не-дос-то-вер-ны. Ве-ро-ят-но, Ермак Тимофеевич и его спод-виж-ни-ки бы-ли по-жа-ло-ва-ны день-га-ми и сук-на-ми. От-ряд чис-лен-но-стью 300 человек под на-ча-лом князя С.Д. Бол-хов-ско-го, при-слан-ный на по-мощь Ермаку Тимофеевичу для удер-жа-ния за-воё-ван-ных тер-ри-то-рий, поч-ти це-ли-ком по-гиб от го-ло-да в Каш-лы-ке. В 1583 году, во вре-мя по-хо-да по Ир-ты-шу и Оби до На-зим-ско-го го-род-ка, Ермак Тимофеевич под-чи-нил об-шир-ную тер-ри-то-рию, об-ло-жив её яса-ком. По при-го-во-ру Ермака Тимофеевича и его «дру-жи-ны» («то-вар-ст-ва») от-ряд Ива-на Коль-ца (40 человек) был от-прав-лен на по-мощь от-ко-че-вав-ше-му от Ку-чу-ма Ка-ра-че, ко-то-рый ве-ро-лом-но унич-то-жил его и за-тем оса-дил Каш-лык. Ермак Тимофеевич и его со-рат-ни-ки от-стоя-ли го-род, а в хо-де вы-ла-зок ка-за-ков та-та-ры по-нес-ли круп-ные по-те-ри. В 1585 году Ермак Тимофеевич, стре-мив-ший-ся на-ла-дить ус-той-чи-вые тор-го-вые свя-зи с го-су-дар-ст-ва-ми Средней Азии, во гла-ве от-ря-да ка-за-ков дви-нул-ся по Ир-ты-шу на-встре-чу бу-хар-ским куп-цам, ко-то-рых хан Ку-чум не про-пус-кал к Каш-лы-ку. Не встре-тив их, Ермак Тимофеевич от Ат-ба-ша по-вер-нул об-рат-но и за-но-че-вал близ устья реки Ва-гай (по другим дан-ным, в Ва-гай-ской из-лу-чи-не Ир-ты-ша; воз-мож-но, на ост-ро-ве). Но-чью та-та-ры вне-зап-но на-па-ли на спав-ших ка-за-ков, ко-то-рые не вы-ста-ви-ли стра-жи, часть их пе-ре-би-ли, а часть об-ра-ти-ли в бег-ст-во. Сам Ермак Тимофеевич из-за тя-жё-лых дос-пе-хов не смог до-б-рать-ся до от-плы-ваю-ще-го стру-га и уто-нул (не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли счи-та-ют, что он был убит кем-то из та-тар - при-бли-жён-ных ха-на). Уз-нав о ги-бе-ли сво-его пред-во-ди-те-ля, его от-ряд (90 человек) под на-ча-лом го-ло-вы И. Глу-хо-го че-рез Ураль-ские го-ры вер-нул-ся в Перм-ский край. Те-ло Ермака Тимофеевича, най-ден-ное че-рез не-де-лю по-сле его ги-бе-ли, та-та-ры и ос-тя-ки по-хо-ро-ни-ли под со-сной на Баи-шев-ском клад-би-ще у Епан-чин-ских юрт.

Ме-сто по-гре-бе-ния и дос-пе-хи «слав-но-го и ра-то-бор-но-го» ата-ма-на ста-ли пред-ме-том по-кло-не-ния ме-ст-ных жи-те-лей, а сам Ермак Тимофеевич - ге-ро-ем мно-го-численных уст-ных пре-да-ний и ле-то-пис-ных рас-ска-зов (например, в со-ста-ве Еси-пов-ской, Стро-га-нов-ской, Кун-гур-ской, Ре-ме-зов-ской, Че-ре-па-нов-ской ле-то-пи-сей). По-ход Ермака Тимофеевича сы-грал важ-ную роль в рас-про-стра-не-нии пра-во-сла-вия в Си-би-ри. С 1622 года Ермак Тимофеевич и его по-гиб-ших со-рат-ни-ков еже-год-но по-ми-на-ли в то-боль-ском Со-фий-ском со-бо-ре в не-де-лю тор-же-ст-ва пра-во-сла-вия как му-че-ни-ков за ве-ру, ут-вер-див-ших хри-сти-ан-ст-во в Си-би-ри.