Февраль достать чернил и плакать история написания. Образы и символы. Состояние лирического героя

Чёрные курильщики. Фото dfo-mpo.gc.ca

В науке долгое время считалось, что живые организмы могут существовать только от энергии Солнца. Жюль Верн в своем романе «Путешествие к центру Земли» описал подземный мир с динозаврами и древними растениями. Однако это художественная литература. Но, кто бы мог подумать, что найдется обособленный от энергии Солнца мир с абсолютно не похожими живыми организмами. И найден он был на дне Тихого океана.


Фото geo.uni-bremen.de

Еще в пятидесятых годах двадцатого века считалось, что на океанских глубинах жизни быть не может. Изобретение Огюстом Пикаром батискафа развеяло эти сомнения. Его сын, Жак Пикар вместе с Доном Уолшем спустился в батискафе «Триест» в Марианскую впадину на глубину свыше десяти тысяч метров. На самом дне участники погружения увидели живую рыбу. После этого океанографические экспедиции многих стран начали прочесывать глубоководными сетями океанскую бездну и открывать новые виды животных, семейства, отряды и даже классы!


Фото oceanexplorer.noaa.gov

Погружения в батискафах совершенствовались. Жак-Ив Кусто и ученые многих стран совершали дорогостоящие погружения на дно океанов. В 70-х годах было совершено открытие, которое перевернуло многие представления ученых. Возле Галапагосских островов на глубине от двух до четырех тысяч метров были обнаружены разломы. И на дне были обнаружены маленькие вулканы - гидротермы. Морская вода, попадая в разломы земной коры, испарялась вместе с различными полезными ископаемыми через небольшие вулканы высотой до 40 метров. Эти вулканы назвали «черными курильщиками» из-за того, что вода выходила из них черного цвета.


Фото whoi.edu

Однако самое невероятное, что в такой воде, наполненной сероводородом, тяжелыми металлами и различными ядовитыми веществами, процветает бурная жизнь. Температура воды, выходящей из черных курильщиков, достигает 300° С. На глубину четыре тысячи метров не проникают солнечные лучи, и, следовательно, тут не может быть богатой жизни. Даже в более мелких глубинах очень редко встречаются донные организмы, не говоря уже о глубоких безднах. Там животные питаются органическими остатками, которые падают сверху. И чем больше глубины, тем меньше беднее донная жизнь. На поверхностях черных курильщиков были найдены хемоавтотрофные бактерии, которые расщепляют соединения серы, извергаемые из недр планеты. Бактерии покрывают сплошным слоем поверхность дна и живут в агрессивных условиях. Они стали пищей для многих других видов животных. Всего было описано около 500 видов животных, обитающих в экстремальных условиях «черных курильщиков».


Фото eurekalert.org

Еще одним открытием стали вестиментиферы, которые относятся к классу причудливых животных - погонофор. Это маленькие трубочки, из которых высовываются длинные трубки на концах с щупальцами. Необычность этих животных состоит в том, что у них нет пищеварительной системы! Они вступили в симбиоз с бактериями. Внутри вестиментифер есть орган - трофосома, где живет много сернистых бактерий. Бактерии получают сероводород и диоксид углерода для жизни, излишек размножающихся бактерий поедает сама вестиментифера. Кроме того, рядом были найдены двустворчатые моллюски родов Calyptogena и Bathymodiolus, которые также вступили в симбиоз с бактериями и перестали зависеть от поисков пищи. Одни из самых необычных созданий глубоководного мирка гидротерм - это помпейные черви Alvinella. Названы они из-за аналогии с извержением вулкана Помпеи - живут эти существа в зоне горячей воды, достигающей 50°С, и на них постоянно падает пепел из частиц серы. Черви вместе с вестиментиферами образуют настоящие «сады», дающие пищу и приют многим организмам. Среди колоний вестиментифер и помпейных червей живут крабы и десятиногие раки, которые питаются ими. Также среди этих «садов» встречаются осьминоги и рыбы из семейства бельдюговых. Мир черных курильщиков приютил и давно уже вымерших животных, которые были вытеснены из других частей океана, таких как усоногих рачков Neolepas. Эти животные были широко распространены 250 миллионов лет назад, однако затем вымерли. Здесь же представители усоногих ракообразных чувствуют себя спокойно.

Стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…». Начав творческий путь с ориентации на символистов, Борис Леонидович Пастернак испытал и влияние футуризма, особенно в синтаксисе. Он был подготовлен профессионально как музыкант, как художник и философ. Это не могло не сказаться на его творчестве, оригинальном в своей форме и содержании. В контексте всей русской литературы Пастернак был необычным явлением: посвятив себя поэзии, он боготворил ее.

Поэт приписывал творчеству способность вознести человека над прозой жизни. Уловить каждое мгновение движущегося мира, постичь единство мира человека и мира природы и передать это в стихах вот цель, которую ставил в своем творчестве поэт Борис Пастернак. Он, вливая экспрессионизм в классическую поэтику, мог передать каждую ноту настроения или состояния человека изображением природы.

Ранние стихотворения, к которым принадлежит и знаменитое «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1912) из сборника «Начальная пора», показывают нам главные особенности пастернаковской лирики. Это особое восприятие мира, в котором один предмет легко приобретает свойства другого, а чувства могут быть переданы с помощью ассоциаций, метафор, эмоциональности поэта. В 1913 году «Февраль. Достать чернил и плакать…» публикуют в коллективном сборнике «Лирика». Оно стало первым напечатанным стихотворением Бориса Пастернака. Позже автор изменяет его, предложив новую редакцию в «Избранном» 1945 года, но потом, одиннадцать лет спустя, снова изменяет, возвращаясь к первой редакции. Стихотворение начинается очень эмоционально: Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

С первых же строчек видно угнетенное, тоскливое состояние лирического героя, который, в сущности, являлся прямым олицетворением самого поэта, переживающего мучительное рождение стихов. Ведь он собирается не просто писать стихи, а «плакать навзрыд», называет дождь «грохочущей слякотью», которая тревожит его душу, а весну черной. Казалось бы, какой дождь может быть в феврале? Но мы должны помнить о том, что природа для поэта не фон для изображения переживаний, Пастернак всегда рисует не просто картину природы, а состояние души. Состояние природы раскрывает состояние самого героя очень полно и ярко. Пастернак всегда точно указывает в стихах даже время года, ведь природа, автор и герой гармонично составляют для него единое целое,’ проникая друг в друга. Если в стихотворении февраль, значит, февраль прежде всего в душе поэта. Вслед за этим мы читаем о мечте автора о будущей весне. Именно ее приближение пробуждает поэта к творчеству. Единственное, чего он желает в таком состоянии это чтобы ливень смог заглушить его слезы.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт…

Это стихотворение максимально насыщено образами. Путешествие через время к весне говорит нам о том, с каким нетерпением герой ждет ее. Неожиданная ассоциация, когда грачей на ветках поэт сравнивает с обугленными грушами, еще больше помогает нам понять его безысходное, гнетущее настроение.

Стихотворения, рожденные в подобном порыве разочарования, не предназначенном для творчества, особенно пронзительны. Поэт, затрагивая актуальную для него тему творчества, поэта и поэзии, пишет о том, что он переживает, о чем «плачет» чернилами. И поразительно, что из такой грусти и уныния возникает вдохновение, и пишутся неповторимые стихи. В финале заметно какое-то успокоение.

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Это утверждение о важной случайности стихов можно понять как желание Пастернака писать по вдохновению, утверждение обязательной свободы творчества. Но безысходность и тоска присутствуют здесь отчасти потому, что поэт досадует на ограничение этой свободы. Строки вдохновения, настоящие стихи, рождаются случайно, в одно мгновение, и этому они обязаны своей красотой и точностью.

Творчество Бориса Пастернака занимает особое место в русской литературе двадцатого столетия. Его знаменитые строки многие знают наизусть, цитируют с легкостью и удовольствием. Большой популярностью пользуется бессмертное «Февраль. Достать чернил и плакать». позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк.

Он дает возможность увидеть целостную картину действительности, в которой человек является неотъемлемой частью природы. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать». Текст будет полезен учащимся старших классов и всем, кто интересуется литературой.

«Февраль. Достать чернил и плакать»: анализ

Кратко можно охарактеризовать тему стихотворения как некое предчувствие наступающих перемен. Произведение раскрывает сущность естественного сезонного процесса и целиком посвящено природе. Лирический герой наблюдает протекание зимнего времени со стороны: восторгается причудливостью февраля, с радостью ждет приближения весны. Тема стихотворения заключается в особенном необыкновенном понимании, что человек является частью великого целого, он способен чувствовать окружающий мир и эмоционально зависим от состояния природы.

Композиция

Очень красивое стихотворение - «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ его помогает осмыслить суть и не потерять главного. Лирическое произведение состоит из четырех строф, каждая из которых последовательно раскрывает смысловую нагрузку. В первой происходит обнаружение желания постичь красоту природы, насладиться ее целостностью и многообразием.

Потому лирическому герою что восторг охватывает душу и становится невозможным не «писать о феврале навзрыд». Во второй строфе становится понятным, почему возникает стремление активно действовать, преодолевать большие расстояния. Третья композиционная часть раскрывает значимую потребность человека быть понятым и услышанным. В заключительной строфе мы видим, как происходит зарождение творчества: на свет появляются стихи, окутанные пережитым чувством упоения и радости, которыми поэт щедро делится с читателями.

Состояние природы

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать», анализ которого интересует многих, очень приятно читать. Строки создают незыблемое ощущение реальности всего происходящего. В окружающем мире происходят значительные изменения. Природа уже готовится к тому, что весна скоро вступит в свои права. Все вокруг меняется и преображается на глазах. Пробуждение происходит постепенно, но уверенно, неся в себе дополнительный источник чистой позитивной энергии. Радость царит повсюду: это таинственный знак продолжения жизни.

Состояние лирического героя

Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак («Февраль. Достать чернил и плакать»). Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям. Если бы человек не обращал внимание на то, что делается вокруг него, то никогда бы не смог почувствовать себя счастливым, внутренне удовлетворенным.

Множество чувств охватывает лирического героя: восторг, радость, удивление, гордость, восхищение. Каждая последующая волна эмоций пробуждает в нем новые чувства. Одновременно хочется и смеяться, и грустить о чем-то прошедшем. Но все же печаль эта светлая: она не разрушает, а преображает изнутри, дарит чувство бесконечной бодрости, подъема, энтузиазма. У лирического героя появляется желание действовать, совершать необдуманные поступки. Анализ стиха «Февраль. Достать чернил и плакать» позволяет понять состояние человека, открывшего для себя постоянно меняющийся мир природы. Можно часами наблюдать за ней, но так и не постичь до конца. Лирический герой как будто находится близко к разгадке, но так и не может создать цельную картину благостного величия.

Создается впечатление, что полная суть постоянно ускользает от него, сколько бы много усилий он ни прилагал. Лирический герой только ощущает приближение весны, преображение природы, ее готовность стать опять новой и удивительной. Поистине красочным и оригинальным является стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ его подчеркивает красоту и многообразие природы, а также глубину внутреннего мира творческой личности.

Образы и символы

Средства художественной выразительности помогают глубже понять лирическое произведение, проникнуться его сутью. Например, «грохочущая слякоть» означает потрясающие воображение изменения в природе, а «ливень» подчеркивает волну эмоционального обновления.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» анализировать одно удовольствие: оно позволяет взглянуть на мир другими глазами и увидеть в нем нечто ценное.

Вместо заключения

В стихотворении звучит гимн природе, ее Щемящие строки Бориса Пастернака будут жить в веках, благословляя все живое, подчеркивая неоспоримую ценность человеческого существования. В этом лирическом произведении показан внутренний доверительный разговор природы с человеком, обращение внешнего мира к внутреннему.

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением своей идеи о сиюминутности жизни. Краткий анализ “Февраль. Достать чернил и плакать!” по плану можно использовать на уроке литературы в 10 классе как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его еще по крайней мере трижды, возвращаясь в поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.

Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.

Композиция – трехчастная, состоящая из зачина, основной части и концовки.

Жанр лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитеты – “сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.

Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана еще два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

Тема

Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своей отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд” , которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырехстопный ямб.

Средства выразительности

Для того, чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “ сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.
  • Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

В нем также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “черная” и в то же время в мире человека также есть кое-что черное – это “чернила” .

Нашла разные переводы этого стихотворения Пастернака, а поводом для поиска послужил репост в журнале http://andpierrot.livejournal.com/ Февраль, lost in translation (там один перевод, а именно, A.S.Kline и обратный перевод Гугл-переводчиком, весьма тоже интересный в своем роде).

Борис Пастернак

Февраль, достать чернил и плакать! Oh February, to get ink and weep! February. Get ink, shed tears.
Писать о феврале навзрыд, And write about it mourning, Write of it, sob your heart out, sing.
Пока грохочущая слякоть While the uproaring, raging sleet While torrential slush that roars
Весною черною горит. Like in the spring, is burning Burns in the blackness of the spring.

Достать пролетку. За шесть гривен Go rent a buggy. For six grivnas, Go hire a buggy. For six grivnas,
Чрез благовест, чрез клик колес Race through the blare of bells and wheels Race through the noise of bells and wheels
Перенестись туда, где ливень To where the shower often drizzles To where the ink and all your grieving
Ещё шумней чернил и слез. Much louder than ink and tears. Are muffled when the rain shower falls.

Где, как обугленные груши, Where, like the charcoal pears, the crows To where, like pears burnt black as charcoal,
С деревьев тысячи грачей From trees, by thousands, will rise, A myriad rooks, plucked from the trees,
Сорвутся в лужи и обрушат Crash into puddles, and then toss Fall down into the puddles, hurl
Сухую грусть на дно очей. Dry sadness deep into your eyes. Dry sadness deep into the eyes.

Под ней проталины чернеют, Below, thawed patch is shooing through Below. The wet black earth shows through,
И ветер криками изрыт, With loud cries, the wind is grubbed With sudden cries the wind is pitted.
И чем случайней, тем вернее The more haphazard the more true - The more haphazard, the more true
Слагаются стихи навзрыд. The poems are composed and sobbed. The poetry that sobs its heart out.

Перевод Andrey Kneller Перевод Alex Miller


February. Take ink and weep,
write February as you"re sobbing,
while black spring burns deep
through the slush and throbbing.

Take a cab. For a clutch of copecks,
through bell-towers" and wheel noise,
go where the rain-storm"s din breaks,
greater than crying or ink employs.

Where rooks in thousands falling,
like charred pears from the skies,
drop down into puddles, bringing
cold grief to the depths of eyes.

Below, the black shows through,
and the wind furrowed with cries:
the more freely, the more truly
then, sobbing verse is realized.

Перевод A.S. Kline

(Некоторые слова: mourn - оплакивать, скорбеть; sleet - мокрый снег, дождь со снегом; blare - рёв, drizzle - брызгать, моросить;
crows - вороны, а rooks - грачи; puddle - лужа, toss - швыряться, носиться; grub - вскапывать; shed - проливать; slush - слякоть; grieve - горевать; buggy - легкий экипаж; muffle - приглушать звук, бормотать; hurl - бросок, водоворот, pitted - покрыт следами, отметинами; haphazard - случайный, sob - рыдать, говорить сквозь рыдания; din - грохот; throb - колыхаться, биться)