Лексико грамматическое занятие осень в подготовительной группе. Конспект лексико-грамматического занятия на тему "осень". Развитие связной речи

ДЖЕНТЛЬМЕН – ШОУ

Звучит муз. заставка, выходит ведущая

Ведущая:

Ещё метут метели, ещё лежат снега,

Ещё не прилетели к нам журавли пока,

Но пахнут снегом талым и жёлтою мимозой

Последние усталые, капризные морозы.

И, рады мы сердечно, что в мартовский денёк,

Пришли вы все сегодня к нам на огонёк.

Ведущая: Хэллоу, друзья! Сегодня с вами передача «Джентльмен –шоу», А темой нашей программы, разумеется, будет Женский день.

А по такому случаю – и зрителей скопление,

И не зря волнуется народ…

Чуточку вниманья, чуточку терпенья!

Скоро вы увидите, что произойдет.

В зал под музыку входят мальчики. Мальчики выстраиваются в ряд перед зрителями

Мальчики говорят между собой:

1-ый: Извините, сэр, вы случайно не знаете, по какому случаю сегодня

Праздник?

2-ой: Кажется, в детском саду сегодня отмечают Женский день.

3-й: В таком случае, где же наши леди? Что-то их не видно. Неужели они

Забыли, что их ждут джентльмены?

4-й : Все понятно! Они все еще прихорашиваются. Хотят выглядеть более

Привлекательными. Придется их поторопить.

Ребёнок

О, леди, леди,

Скорей придите!

Взгляните вы, который час!

Вас приглашают джентльмены.

Так не расстраивайте нас!

Пусть будет бантик не так завязан,

Мы все простим, мы все поймем.

О, леди, леди!

Скорей придите, мы вас ждем!

В зал под продолжение музыки входят девочки, подходят каждая к своему партнеру.

Ведущая: Ну вот, наконец таки, все в сборе. Можно начинать наше шоу. (обращается к девочкам). Наши леди, вы так прекрасны, милы и очаровательны, но разрешите мне поприветствовать наших дорогих гостей и поздравить их с этим удивительным праздником.

Исполняется песня «Мамин праздник»

Вед. Да, 8 марта – торжественный день, день радости и красоты, на всей земле он дарит женщинам свои улыбки и цветы.

Посмотрите, ребята, какие сегодня ваши мамы, молодые, красивые и самые любимые.

1-ый: Здравствуйте, мамочки! Здравствуйте, бабушки!

Вам говорим не тая,

Вы – наши лучшие, самые добрые,

Самые близкие в мире друзья!

2-ый: Этот добрый светлый праздник

Отмечает вся страна,
И весёлый март проказник,

И красавица весна!

3-ый: Всё поёт вокруг и славит

Мам любимых, дорогих,
И конечно поздравляет

Милых бабушек родных!

4 ребёнок:

Этот праздник полон нежных

И красивых тёплых слов,

Лучик счастья и надежды,

Он несёт с собой любовь.

5 ребёнок:

Дорогие наши мамы

Вас роднее сердцу нет,

Самый теплый наш привет.

6 ребёнок:

Мы для вас родных, любимых
Песню лучшую споём
Пожелаем дней счастливых,
Поздравляем с Женским днём!

Исполняется песня «Букет для мамы»

Выходят два мальчика.

1-й : Сэр, а как вы думаете, что хотели бы получить в подарок наши леди?

2-й : Ну, разумеется, куклу Барби.

1-й: А вот и не угадали! Полюбуйтесь-ка на них, сэр! (Девочки примеряют мамины туфли).

2-й: Да-а! С этими девчонками – никакого сладу!

Не успели вырасти – требуют наряды.

Целый день в волнениях, целый день в заботах…

Ох уж эти барышни! Ох уж эти моды!

Девочки надевают мамины туфли и выстраиваются перед гостями.

Девочки .

  1. 1. Мама на работу собирается,
    Бусы надевает в три ряда;
    Зеркалу зачем-то улыбается,
    Будто бы она кинозвезда.
  2. 2. Погрущу немного в одиночестве,
    А потом открою шифоньер.
    Ах, как бусы мне примерить хочется
    Или эту шляпку, например.

    3. Вырасту и буду я по лесенкам
    Каблучками тонкими стучать.
    И, как мама, ласково и весело
    Дочке своей шалости прощать

Ведущая: Но пока наши девочки ещё не выросли, то в салон красоты ходят чаще всё - таки мамы. Вот сейчас мы и пригласим наших мам посетить салон красоты.

САЛОН КРАСОТЫ

Мамам предлагается посетить салон красоты, где юные парикмахеры сделают им необыкновенные прически. Мамы (3 человека) садятся на стульчики и держат в руках листок ватмана размером А-3, в котором вырезано отверстие для лица, и нарисован контур шеи.

Дети при помощи маркера рисуют прически. Затем проводиться дефиле модных причесок.

Навстречу друг другу выходят мальчики.

1–й : Сэр, я вижу, вы чем-то озабочены?

2-й: Я никак не могу решить, что же подарить моей бабушке.

1-й : Подарите ей шаль.

2-и: Что вы, сэр! Ей больше подойдет модная шляпка. Она стройная, красивая, такая модная! И очень молодая! А может и красивый платок?

1-й:: Знаете, сэр, моя бабушка тоже очень молодая и очень любит танцы.

2-й: В таком случае, сэр, я могу назвать любимый танец вашей бабушки.

Вместе объявляют: Исполняется «Цыганский танец»

Звучит русская народная мелодия.

Выходит мальчик в русском костюме с гармонью

3-й: Сэр, вы меня удивляете! В наше время играть на гармошке?! Это же несовременно!

4-й: Хочу вам заметить, сэр, что девчонки из соседнего села предпочитают исключительно гармонь.

3-й: В таком случае, сэр, не прогуляться ли нам с вами до соседнего села?

Инсценировка «Бабушки -старушки ».

Ведущий : На скамейке во дворе

Бабушки сидят.

Целый день до вечера

О внуках говорят.

Выходят три девочки одетых бабушками (в платочках) и садятся на скамейку.

1 бабушка : Молодежь-то, какова?

А поступки, а слова?

Поглядите на их моды.

Разоделись, обормоты!

2 бабушка Раньше: танцы да кадрили,

Юбки пышные носили.

А теперича – не то.

Брюки – во, (показывает длину)

А юбки – во.

3 бабушка: Ну, а танцы-то, а танцы!

Стали все, как иностранцы.

Как ударятся плясать

Ногу об ногу чесать!

Их трясет, как в лихорадке,

Поглядеть – так стыд и срам!

4 бабушка: Мы так с вами не плясали,

Мы фигуры изучали

И ходили по балам!

5 бабушка : Хватит, бабушки, ворчать,

Молодежь все обсуждать.

Были тоже мы такими:

Молодыми, озорными.

Сбросим-ка лет пятьдесят,

Потанцуем для ребят!

Пляска бабушек старушек под песню Добрынина «Бабушки - Старушки»

Исполняется песня- танец «Вишенка-Черешенка»

5-й мальчик : (обращаясь к 6 –у) Сэр, а как вы думаете, не пора ли нам отдохнуть?

6-ймальчик : Солнца лучик золотой, льется в руки нам с тобой,

Предлагает поиграть и на помощь мам позвать

Игра

Ведущий. А сейчас на нашей сцене снова Джентльмены

Правила Джентльменов

Ребенок 1. Мы хотим вам рассказать правила настоящих джентльменов.

Джентльмен всегда опрятен и аккуратен.

Ребенок 2. Джентльмен вежлив и внимателен.

Ребенок 3. Настоящий джентльмен скромен и воспитан.

Ребенок 4. А еще джентльмен уважительно, трогательно с почтением относится ко всем дамам и особенно к мамам

Ребенок 5. Когда встаем мы дома утром,

Скажем маме все хором: «Доброе утро»

Ребенок 1. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы «Спасибо»

Ребенок 2. Когда она бранит за шалости,

Скажем ей: «Прости, пожалуйста!»

Ребенок 3. Уходя при расставании

Скажем нежно: «До свидания!»

Ребенок 4. Вечером мама устала очень.

Скажем ей ласково «Спокойной ночи!»

Ведущая: С помощью этих волшебных слов можно даже грустным и обиженным вернуть хорошее расположение духа, и поднять настроение.

  • «Ласковый конкурс» мама и ребенок на расстоянии друг от друга,поочередно говорят друг другу ласковые слова и делают шаг навстречу, пока не встретятся.
  • Звучит музыкальная заставка - регтайм.
  • выходят 2 мальчика, один из них рассматривает глобус

3-й: Сэр, что я вижу? Вы решили заняться географией?

4-й: Да, сэр, я решил стать путешественником, хочу объехать весь мир, только это будет очень не скоро!

3-й: не огорчайтесь, сэр, путешественником вы можете стать прямо сейчас, для этого надо включить радио!

Звучит музыкальная заставка «Клуба путешественников»

  • Исполняется танец «Полька» .

Вед: Солнца лучик золотой льется в руки к нам с тобой,

Он зовет нас поиграть и на помощь мам позвать.

Проводится игра « Ищи маму»

Вед: наше Шоу подходит к концу, слово нашим джентльменам.

Все участники праздника выстраиваются перед гостями.

Реб.: Мы долго думали, решали:

Что нашим мамам подарить?

Ведь подарок, мы сказали,

Самым лучшим должен быть!

Реб.: И решили сделать мы

Для всех мамочек цветы

Да такие, чтоб могли

Исполнить маме все мечты

Реб :. Подарю я маме не простой цветок.
Разноцветным будет каждый лепесток.
Красный пусть подарит платье, что захочет

Реб: А жёлтый пусть доставит ей путёвку в Сочи.

Реб : Зелёный - и папа мой рыцарем станет.

И звёздочку с неба для мамы достанет.

Реб :. Оранжевый дарит пусть маме тепло.

Реб : . А белый, чтоб ей на работе везло.

Реб :. А розовый листик – он нежный такой!

Хочу, чтоб всегда была мама со мной!

Реб :. Синий листок – чудо произойдет.

И лично для мамы Киркоров споёт!

Реб : Пусть мама листочки с цветка отрывает.
Цветок наш желания все исполняет.

РЕб : . Милые мамочки, добрые, нежные,
Примите от нас вы цветы волшебные!
Вы будьте прекрасны, как эти цветы,
И всех окружайте теплом доброты!

Ведущий:

А сейчас дети подарят самые ценные подарки, которые они приготовили для своих мам и бабушек – это подарки сделанные своими руками.


Дети дарят подарки мамам (Цветик-семицветик) и встают на капельки

Исполняется песня «Мамин день»

Ведущая: В заключении нашего праздника мы еще раз поздравляем наших мам и бабушек с праздником и желаем вам здоровья, молодости, душевного спокойствия и заботливого отношения со стороны близких и родных в, и чтобы ваши детки только радовали вас.

Звучит музыкальная заставка
из к/ф "Приключения Шерлока Холмса». Выходит
Ведущий ~ мальчик-«джентльмен» (смокинг,
галстук-бабочка, белый шарф, цилиндр).
Ведущий:
Хэллоу, друзья! Сегодня с вами переда¬ча «Джентльмен-шоу», а я — ее Ведущий (имя, фамилия). А темой нашей программы, разуме¬ется, будет Женский день.
А по такому случаю — и зрителей скопленье, И не зря волнуется народ..
. Чуточку вниманья, чуточку терпенья! Скоро вы увидите, что произойдет.
В зал под музыку (шерл хомс.) входят мальчики
в шляпах и с тросточками.
Танец джентльменов.
После танца мальчики выстраиваются перед
зрителями, говорят между собой.
1-й: Извините, сэр, вы случайно не знаете, по ка¬кому случаю сегодня праздник?
2-й: Кажется, в детском саду сегодня отмечают Женский день.
3-й: В таком случае, где же наши леди? Что-то их не видно.
Неужели они забыли, что их ждут джентльмены?
4-й: Всё понятно! Они всё еще прихорашивают¬ся.
Хотят выглядеть более привлекательными.
Придется их поторопить!
«Песня джентльменов"
(на мелодию песни"Неудачное свидание").

О, леди, леди! Скорей придите!
Взгляните вы, который час!
Вас приглашают джентльмены,
Так не расстраивайте нас!
Пусть будет бантик не так завязан,
Мы всё простим, мы всё поймем.
О, леди, леди!
Скорей придите, мы вас ждем!
Звучит регтайм В зал входят девочки
подходят каждая к своему партнеру.
Танцуют под музыку регтайм
После танца все дети выстраиваются перед
гостями.
Ведущий:
Ну вот, кажется, все в сборе.
Можно начинать наше шоу. (Обращается к девочкам):
Наши леди, вы так прекрасны, милы и очаровательны,
но разрешите мне поприветс¬твовать наших дорогих гостей
и поздравить их с этим удивительным праздником.
Пос¬мотрите, какие они молодые, красивые, са¬мые любимые!..
Все дети: Здравствуйте, мамы!
Исполняется песня " Мама солнышко»
Ведущий: И ручейки, и птицы в небе
С весной спешат поздравить нас.
Звенит капель веселой песней
И приглашает всех на вальс!
Танец вальс
После танца дети рассаживаются на свои места.
Звучит музыкальная заставка (Ш.Х.).
Навстречу друг другу выходят два мальчика.
1-и: Сэр, я вижу, вы чем-то озабочены?
2-и: Я никак не могу решить, что же подарить своей бабушке.
1-и: Подарите ей шаль или платок.
2-и: Что вы, сэр! Ей больше подойдет модная шляпка.
Она у меня вовсе не старушка!
Она стройная, красивая, такая модная!
И очень молодая!
Песня «Молодая бабушка», музыка Ю. Михайленко.
Те же мальчики продолжают диалог.
1-й:: Знаете, сэр. моя бабушка тоже очень молодая, но музыку предпочитает в стиле ретро.
2-й: В таком случае, сэр, я могу назвать любимый танец вашей бабушки.
Вместе объявляют: « Кадриль»
Танец « Кадриль»
Звучит русская народная мелодия.
Выходит мальчик в русском костюме с гармонью (1-й)
объявляет частушки. К нему подходит один из «джентльменов» (2-й).
2-й: Сэр, вы меня удивляете! В наше время играть на гармошке?! Это же несовременно!
1-й: Хочу вам заметить, сэр, что девчонки из со¬седнего села предпочитают исключительно гармонь.
2-й: В таком случае, сэр, не прогуляться ли нам с вами до соседнего села?

Песня «Топ и хлоп»
2-й:(мальчик в народном костюме) Сэр, я ошибся, в соседнем селе девочки танцуют под современную музыку.
1-й: Не расстраивайтесь, сер. Наши джентльмены могут сыграть на балалайках.
Исполняются частушки (по выбору)

Частушки про папу
1 Милых мам хотим поздравить
Мы с чудесным Женским днём.
И для них сейчас частушки
Мы про папу пропоём.
2
Папа в кухне прибирался.
Перебил он весь сервиз.
Как придёт с работы мама
-Будет для неё сюрприз!
3
Не пойму никак, ребята,
Как такое может быть?
Печь пирог хотели с папой,
А пришлось пожар тушить.
4
Папа мой -болельщик знатный,
Обожает он футбол.
У экрана днём и ночью
Он кричит; «Забили го-оол!»
5
Обещал на праздник папа
Маме новый пылесос.
Только что-то перепутал
Кренделек он ей принёс.
6
Папа мне стихи читает,
Прибаутки, сказки,
Все загадки отгадает
-Если есть подсказки.
7
Может разом сто авосек
Папа с рынка приносить,
И, поверьте, даже маму
Может на руках носить.
8

Папы хлопать не желают,
Мамы улыбаются.
Любим пап своих, поверьте,
Пусть не обижаются!

Звучит музыкальная заставка (Ш.Х.). Выходят два мальчика.

1-й: Сэр, а как вы думаете, что хотели бы полу¬чить в подарок наши леди?
2-й: Ну, разумеется, куклу Барби.
1-й: А вот и не угадали! Полюбуйтесь-ка на них, сэр! (Девочки примеряют мамины бусы.)
С этими девчонками — никакого сладу!
Не успели вырасти — требуют наряды.
Целый день красуются перед зеркалом.
Ох уж эти барышни! Ох уж эти моды!
Девочки надевают мамины бусы и выстраиваются перед гостями.
Девочки исполняют песню «Модницы»
Звучит музыкальная заставка (Ш,Х,).
Выхосят два мальчика. Один из них рассматривает глобус.
1-й; Сэр, что я вижу! Вы решили заняться гео¬графией?
2-й: Да, сэр, я решил стать путешественником.
Хо¬чу объехать весь мир, посмотреть удивитель¬ные страны.
Только это будет очень нескоро.
1-й: Не огорчайтесь, сэр.
Путешественником вы сможете стать прямо сейчас.
Для этого надо только включить телевизор!
Звучит музыкальная заставка «Клуба путешественников».
Проводится игра «Путешествие по континентам»
Дети должны найти с какого континента животные Приготовит трафареты материков. И трафареты животных живущих там. (африка-обезьяны, австралия-кенгуру, антарктида- пингвины. Итд.)

Мальчики (говорят по очереди) : .
1Дорогие мамы, бабушки, воспитатели!
2Не найдешь другой причины,
Так от этой половины,
что собрались здесь сейчас.

3 Вас приветствуют мужчины,
потому что любят вас.

4 Сейчас от всей своей души,
волненья не скрывая,

5 С чудесным праздником весны
мы всех вас поздравляем!

Заключительная песня (на мелодию песни "Неудачное свидание").
Пришла минута расставанья,
Нам уходить отсюда жаль,
Но мы не будем огорчаться
, Когда покинем этот зал
Совсем недолго — и нам в школу,
И это не последний бал,
Мы с праздником вас поздравляем
и счастья мы вам пожелаем
Ну а пока — окончим шоу,
Мы говорим: «Гуд бай!»

Дети парами выходят из зала.

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень».

Тема: «Осень»

Цель:

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «Осень».
  • Развитие словесно-логического мышления.

Коррекционные:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование :

  • мяч, картинки с изображением осени и со звуковым сопровождением (звук ветра, дождя), тематические картинки времен года и природных явлений, символы времен года (снежинка, бабочка, ландыш, желтый лист).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

  • Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

II. Основной этап.

2. «Что каким может быть?»

Логопед: Вот мы с вами теперь все признаки осени. И сегодня мы с вами пойдем в осенний лес

Что мы в нем увидим? Я буду говорить слово, а вы придумайте, что таким бывает. Кому останется мяч, тот называет первым, другие после него говорят, как они думают.

Итак, что каким может быть?

  • ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…
  • ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…
  • ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…
  • ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…

Золотая- осень, цепочка, голова, мама.

Физкультминутка «Дождик».

Дети разделяются на тех, кто щелкает пальцами, бьет кистью о ладонь, об стол рукой. Создается эффект дождя. Тише (слабый дождь) – громче (сильный).

3. Описание примет осени.

Логопед: Давайте теперь расскажем все вместе какая такая наша осень. (по схеме Ткаченко)

4. Отгадайте загадки!

Тучи нагоняет,
Воет, завывает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)

Висят на ветках
Золотые монетки.
(Осенние листья)

6. Игра «Время года, найдись!»

Четыре ребенка получают символы времен года. Называют свое время года. Другие дети получают картинки с природными явлениями или тематическими картинками каждого времени года, они должны подойти к соответствующему ребенку и объяснить почему было выбрано именно это время года. Анализ, обсуждение.

7. Работа с текстом.

Ребята, послушайте внимательно текст. О чем он? Какое время года описывает автор? Что произошло?

«Кленушка»

Однажды, гуляя по лесу, мне на плечо опустился листочек клена. От неожиданности я вздрогнула, и он медленно полетел мне прямо под ноги. Листочек был ярко красного цвета, а капельки дождя на нем переливались всеми цветами радуги. Чтобы капельки дождя не соскользнули с листочка, я аккуратно подняла его с земли. Листочек задрожал в моих ладошках, но капельки все остались на месте. А в капельках дождя, как в зеркальном отражении, я увидела осенний лес. Да, да осенний лес. Лето пролетело как всегда очень быстро, оставив мне на память: теплое море, шоколадный загар и сладкий вкус клубники. Впереди меня ждет длительная осень… Прекрасная осень. Осень — это радость для моих глаз. Просыпаясь в осеннее утро, я распахиваю окно, и теплый влажный воздух после ночного дождя врывается в мою комнату. Вместе со свежестью нового дня, комната наполняется и птичьими голосами. Они поют, о том, что природа еще не спит. Что есть время еще насладиться всеми прелестями осени, всеми красками этого прекрасного времени года. Желтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый – как хороший художник, пишет осень свою историю… И восхищаясь мастерством художника, я понимаю, что осень не только радость моих глаз, но и услада моей души. А листочек клена я взяла домой, высушила и в рамку под стекло. И теперь, когда за окном крепчают морозы, мне греет душу маленький красный огонек…мой листочек клена… мой Кленушка.

В. Н. Савкина

8. Чего не бывает осенью?

Выполняется на индивидуальных листах. «Нелепицы» обводим красным цветом.

III. Итог занятия.

Ребята, вы сегодня замечательно занимались! И у меня есть для вас сюрприз — переверните лист с «нелепицей» — там для каждого своя раскраска припрятана. До новых встреч!

Раздаточный материал

(Я печатала на 20 детей первый лист 10 раз, а на другой стороне оставшиеся листы, получилось, что у каждого ребенка лист с заданием и раскраска на оборотной стороне фактически без повторов, если в каждой группе по 10 человек.)

Использованные источники:

  1. Чохонелидзе Т.А. Осень. Задания по развитию речи детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.

Конспект занятия-игры по формированию

лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительнойкомбинированной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ.

«Поможем бельчонку»

Возрастная группа: дети 6- 7 лет с ТНР.

Форма проведения : подгрупповое занятие.

Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.

Коррекционно-образовательные задачи:

· закреплять умение называть времена года, дни недели по порядку, начиная от любого заданного;

· уточнять и расширять знания детей о насекомых;

· активизировать словарь по данной теме;

· совершенствовать грамматический строй речи;

· закреплять умение называть обобщающее понятие;

· закреплять навык чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

· развивать фонематическое восприятие;

· развивать память и внимание, зрительное восприятие;

· развивать умение подбирать прилагательные к существительному;

· развивать умение подбирать слова с противоположным значением;

· развивать логическое мышление;

· развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

· воспитывать способность к взаимопомощи; терпению по отношению друг к другу;

· воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца.

Оборудование: ИКТ, авторская игра-презентация, мяч, цветы из картона, солнышко из картона.

Раздаточный материал : «божьи коровки» с изображениями.

Ход занятия:

I. Организационно-мотивационный этап

Приветствие детей (Дети стоят в кругу, передают друг другу солнышко, называя друг друга ласково по имени с пожеланием доброго утра).

Уточнить время года, месяц, день недели.

Дети стоят перед интерактивной доской.

На доске изображение лесной опушки. (слайд 1).

Учитель-логопед: Ребята, сегодня необычный день, у нас гость (сюрпризный момент) (слайд 2)

Учитель-логопед: ребята, кто это? (Ответы детей).

Учитель-логопед: Правильно, это бельчонок. Он грустный, как вы думаете, почему? (Предположения детей).

Учитель-логопед: он гулял на лесной опушке, но налетел ураган и тропинку домой завалило сломанными деревьями. Теперь он не может попасть домой.

Проблемная ситуация.

Учитель-логопед: Ребята, что же делать? Как нам помочь бельчонку попасть домой? (Ответы детей - расчистить тропинку от сломанных деревьев).

Замечательно, что вы такие отзывчивые и готовы прийти на помощь.

II . Основной этап

1. Учитель-логопед : На пути у нас первая преграда.

Упражнение «Отгадай-ка - называй-ка»

На дереве лежат листья.

Дети отгадывают загадки, лист исчезает, появляется отгаданное насекомое.

(слайд 3)

1. Необычные цветы

Ты нашел среди листвы.

Не дотронуться рукой -

Улетит цветочек твой.

Яркая, как лампочка

Тут порхает … (Бабочка).

2. Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (Стрекоза).

3. Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам ….(Божья коровка).

4. У нее так много ног —

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (Гусеница)

5. Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажите-ка? .. ...(Оса)

6. Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (Муравей)

7. Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (Комар)

8. Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (Муха)

9. В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук.

Кто же это?.. (Жук)

10. На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

11. Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её? …(Пчела)

Учитель-логопед : ребята, как назвать всех, кто прятался под листьями одним словом? (Ответы детей)

Учитель-логопед: Молодцы, первая преграда пройдена.

2. Учитель-логопед : Продолжаем помогать бельчонку вернуться домой. На

пути новая преграда.

. Упражнение «Назови ласково». (слайд 4)


Учитель-логопед: Ребята, давайте назовем ласково насекомых и то нам чем они сидят.

(Ответы детей).

Цветок - цветочек Стрекоза - стрекозка Комар - комарик

Гусеница - гусеничка Жук - жучок Муравей - муравьишко

Пчела - пчелка Дерево - деревце

Учитель-логопед: Молодцы, преграда пройдена.

3. Учитель-логопед: на пути преграда.

· Упражнение «Найди половинку». (Работа с интерактивной доской) (слайд 5)

Учитель-логопед: Ребята, какая-то путаница произошла, посмотрите на бабочек.

(Дети соединяют нужные половинки бабочек при помощи «инструмента», затем проверяют правильно ли выполнено задание).

Учитель-логопед : Молодцы, преграда пройдена.

4. Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку. На пути преграда.

· Упражнение «Подбирай-ка». (Игра с мячом. Дети подбирают прилагательные).

Учитель-логопед : ребята, давайте скажем- бабочки какие?

Ответы детей: красивые, разноцветные, яркие, воздушные, легкие, прекрасные, маленькие, большие, пёстрые, хрупкие, порхающие, летающие.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята, замечательные бабочки получились. Преграда пройдена.

5. Учитель-логопед : Продолжаем помогать бельчонку добраться домой. На пути новая преграда.

· Упражнение «Сосчитай-ка» (слайд 6), (слайд 7)

Учитель-логопед: давайте сосчитаем бабочек?

Дети считают бабочек: одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек., шесть бабочек.

Бабочки улетают. На слайде появляются стрекозы.

Дети считают стрекоз: одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз, шесть стрекоз.

Учитель-логопед

6. Учитель-логопед : ребята, осталось мало сломанных деревьев и бельчонок скоро окажется дома.

· Упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Муха быстрая, а гусеница…….медленная.

Жук шумный, а муравей….. тихий.

Жук большой, а божья коровка…..маленькая.

Бабочка яркая, а комар………. тусклый.

У осыкрылья короткие, а у стрекозы…длинные.

Гусеница длинная, а муравей ……короткий.

У жука усы толстые, а у бабочки… тонкие.

У шмеля спина широкая, а у осы… узкая.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

· Физкультурная минутка

Учитель-логопед: пора отдохнуть. Представьте, что вы кузнечики.

(Дети под мелодию «В траве сидел кузнечик выполняют движения).

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Музыку послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

7. Учитель-логопе д: ребята, осталось мало сломанных деревьев.

· Упражнение «Разбирай -ка» (Работа с раздаточным материалом, божьи коровки с изображением предметов).

Учитель- логопед: посмотрите, на цветках нарисованы буквы Ж и Ш.

Какой звук обозначает буква Ж, дайте характеристику звуку. (Ответы детей)

(Звук Ж - согласный, всегда твердый, звонкий).

Какой звук обозначает буква Ш, дайте характеристику звуку.

(Звук Ш - согласный, всегда твердый, глухой). (Ответы детей)

Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем). (Ответы детей).

Разнесите божьих коровок по цветочкам, если в названии изображения есть звук Ж - на цветок с буквой Ж, если звук Ш - - на цветок с буквой Ш.

Слова: пружинка, пушинка, шар, шаль, жёлудь, мешок, горшок, жаба, жук, пирожок, петушок, кошка, лыжи.

Дети рассаживают божьих коровок по нужным цветочкам.

Учитель-логопед : Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

8.Учитель-логопед : ребята, осталось мало сломанных деревьев, бельчонок скоро окажется дома. На пути преграда.

· Упражнение «Собери слово» (слайд 8)

Учитель-логопед: ребята, нужно разгадать зашифрованное слово.

На экране звуковая схема слова, дети подбирают название насекомого, подходящего к схеме.

Ответ: ЖУКИ.


Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Осталось одно дерево. И бельчонок дома.

· Упражнение «Речевая дорожка» (слайд 9)

Учитель-логопед: давайте все вместе пройдем по дорожке, только идти нужно дружно, не обгоняя друг друга и не отставая.

Дети «идут» по речевой дорожке сначала в прямом, потом в обратном направлении.

(ПУШОК - ЛУЖОК - ПУШОК - ПУШОК - ЛУЖОК - ПУШОК - ЛУЖОК - ЛУЖОК).


Учитель-логопед : Молодцы, ребята, разобрали все деревья и бельчонок теперь дома.

Слайд 10


III. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель-логопед: Ребята, вы молодцы, помогли добраться до дома бельчонку.

Какие игры вам понравились больше всего? (ответы детей)

Какие игры вам показались самыми трудными? (ответы детей).

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-o-nasekomyh.

«Картинки осени». Знакомство с признаками осени.

Логопед показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети должны его закончить, опираясь на картинку. Затем они повторяют предложение полностью.

Осенью бывает... (дождь).

Осенью бывает... (листопад).

Осенью бывает... (холод).

Осенью бывает... (ветер).

Осенью бывают... (овощи).

Осенью бывают... (фрукты).

Осенью бывают... (грибы).

Осенью бывают... (желтые листья).

Осенью бывают... (красные листья).

«Осень пришла». Заучивание стихотворения. Логопед читает стихотворение, выставляя на доске «подарки» осени.

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Развитие связной речи

Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

«Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!»

Сенсорное развитие

« Обведем листочек».

У каждого ребенка на столе - лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Ты, листок, не улетай!

Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

Работа над звуковой стороной речи

«Повтори потешки».

Желтенький листочек улетел в садочек.

Птички полетели, песенки запели.

Дима очень-очень рад: он увидел листопад.

«Повтори дружные слова»:

листочки - грибочки;

фрукты - продукты;

помидор - мухомор;

листопад - снегопад;

птички - синички.

Физкультминутка-логоритмика

Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла...

Я. Аким

Тематический цикл «Овощи»

(четвертая неделя)

Дети должны усвоить: названия основных овощей; их цвет, форму и вкус; обобщающее слово овощи; где растут овощи.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Корзина с овощами». Формирование навыка фразовой речи.

На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-нибудь овощ, показывают его ребятам и говорят: «В корзине лежит помидор».

«Овощи-малютки». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня морковка, а у Коли... (морковочка), потому что она... (маленькая, малютка). И так далее.

«Дети овощи учили». Заучивание рифмованной миниатюры.

На доске - четыре картинки (лук, морковка, помидор, мухомор). Дети должны найти лишний предмет.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ - мухомор!

«На столе или в столе». Составление предложений. Практическое усвоение в речи предлогов на и в, дифференциация этих предлогов.

Логопед берет два овоща, один кладет на стол, а другой - в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией: «Помидор лежит на столе, а морковка в столе». Дети повторяют предложение за логопедом, а следующее предложение пробуют составить сами. При необходимости логопед помогает.

Развитие связной речи