Призрачный флот роман о следующей мировой войне. Призрачный флот атолла бикини. Призрачный флот филадельфии

Немного фотографий списанных военных судов с базы технического обслуживания кораблей резерва (NISMF) в Филадельфии. Находится она на территории бывшей военно-морской верфи. Был там на днях и решил посмотреть, что изменилось за 3 года с . Изменилось, надо сказать, не многое. Но кое-что новое там есть.

NISMF — это подразделение ВМС США, которое занимается выводом из эксплуатации и хранением военно-морских судов до определения их дальнейшей судьбы. А вариантов у них не так много: выведенное из состава ВМС судно может попасть в резерв (большинство туда и попадает), может превратиться в корабль-музей (тут нужна инициативная группа и много денег), может быть передано/продано другому государству (как правило стране-союзнице США), может стать морским рифом (с него снимут все лишнее и красиво затопят в каком-нибудь заливе), а может, что самое печальное, быть пущено на иголки (его разрежут на металлолом). На базе есть суда из всех категорий. Кого-то притащили совсем недавно, а кто-то ржавеет у причальной стенки уже больше 10 лет. В любом случае это уникальное место, где совершенно свободно можно изучать и фотографировать все стоящие там суда.

На фото троица ракетных крейсеров типа "Тикондерога". Слева USS Thomas S. Gates (CG-51). В центре головной корабль серии USS Ticonderoga (CG-47) — первый в мире ракетный крейсер с многофункциональной боевой информационно-управляющей системой "Иджис". Спущен на воду в 1981 году. Выведен из состава флота в 2004 году.

Справа знаменитый по инциденту в Черном море USS Yorktown (CG-48). В 1988 году он поигрывая мускулами вошел в территориальные воды СССР, но получил неожиданный отпор от советского сторожевого корабля "Беззаветный" (тот стал выталкивать своим корпусом значительно превосходящего по размерам американца) и вынужден был ретироваться. Почитать об этом эпизоде Холодной войны можно и .

"Thomas S. Gates" и "Yorktown" будут утилизированы, а "Ticonderoga" собираются сделать музеем. Правда собираются вот уже 10 лет как.

Вид на акваторию военно-морской верфи.

Сейчас там находится 24 судна. Это больше, чем флот многих государств.

Бывшее океанографическое судно-катамаран USNS Hayes (T-AGOR-16). Спущено на воду в 1971 году. В 1992 его переделали в гидроакустическое судно занимавшееся изучением шумов от подводных лодок.

Сейчас его статус непонятен. По одним данным оно ожидает утилизации, по другим находится на консервации.

Десантный транспорт-док типа "Остин" USS Nashville (LPD-13). Спущен на воду в 1967 году. В 2009 выведен из состава флота, законсервирован и сейчас находится в резерве.

А его брат USS Shreveport (LPD-12) ожидает утилизации.

Десантные грузовые суда типа "Чарльстон" USS El Paso (LKA-117), USS Charleston (LKA-113) и USS Mobile (LKA-115).

Суда выведены из состава флота, законсервированы и находятся в резерве.

Танкодесантный корабль типа "Ньюпорт" USS Boulder (LST-1190). Танкодесантные корабли типа "Ньюпорт" предназначены для транспортировки десантов с неплавающей (гусеничной и колесной) техникой и выгрузки их на необорудованное побережье без использования высадочных средств. Отличительная особенность этих кораблей — наличие выдвижной носовой аппарели (34,1 м), которая обеспечивает разгрузку боевой техники массой до 75 т и грузов непосредственно с верхней палубы на берег. Спущен на воду в 1970 году. Выведен из состава флота в 1994. Ожидает утилизации.

Океанский буксир USNS Mohawk (T-ATF-170). Спущен на воду в 1980. Сейчас законсервирован и находится в резерве. За ним стоят два фрегата типа "Оливер Хазард Перри".

Всего их на базе 9 единиц. Часть законсервирована и находится в резерве, часть готова к передаче/продаже, а несколько фрегатов ожидают утилизации. У некоторых из них закрашены бортовые номера, поэтому их довольно сложно идентифицировать.

Артиллерийский катер типа "Эшвилл"USS Canon (PG-90). Спущен на воду в 1967. Выведен из состава флота в 1977. Уже 20 лет ожидает того, что его заберут и превратят в музей.

Эскадренные миноносцы USS Forrest Sherman (DD-931) и USS Charles F. Adams (DDG-2). Оба головные суда своих типов. Оба должны были стать музеями. Причем с "Charles F. Adams" все было определено с самого начала, а вот у "Forrest Sherman" все пошло не так гладко.

После вывода его из состава флота, он несколько лет находился в резерве, а потом был продан на металлолом фирме из Массачусетса. Но купившая его компания вскоре обанкротилась и корабль чудесным образом избежал утилизации. После этого правительство решило его сохранить и внесла в список кораблей готовых для переоборудования в судно-музей. Осталось только найти кого-нибудь, кто заберет эскадренный миноносец и возьмет на себя финансирование проекта. Простояв в Филадельфии 11 лет, "Forrest Sherman", к сожалению, так и не наше новых владельцев и вновь был переведен в разряд металлолома. В 2011 году его отдали на "разграбление" волонтерам, которые занимаются восстановлением и поддержанием других кораблей-музеев. С него сняли все ценное и сейчас он ожидает утилизации.

Этот пассажирский паром на самом деле USNS Puerto Rico (HST-2).

За ним стоит покрашенный странным образом однотипный USNS Guam (HST-1). Это гражданские версии десантно-транспортных высокоскоростных судов-кактамаранов проекта "Спеархед". Они предназначены для переброски техники и личного состава на расстояние до 1 200 морских миль. Максимальная скорость 43 узла (80 км/ч).

Паромы были построены в 2007 году для компании Hawaii Superferry, которая перевозила пассажиров и автомобили между островами архипелага. В 2009 по решению суда деятельность компании была приостановлена. В 2011 паромы купило правительственное агенство и передало ВМС США.

Ну и гвоздь программы, который еле влез в кадр.

Это авианосец USS John F. Kennedy (CV-67), прозванный "Большим Джон" и "Зданием 67". Спущен на воду в 1967 году, выведен из состава флота в 2007. Это последний не атомный авианосец построенный для флота США.

Раньше гигантов было двое. Рядом с "John F. Kennedy" стоял USS Forrestal (CV-59). У меня даже . Но в 2013 году, прождав своего музейного будущего 10 лет и так и не дождавшись, "Forrestal " был продан за 1 цент и отбуксирован в Техас для дальнейшей утилизации. Теперь в Филадельфии остался только "Большой Джон".

Еще немного фото есть у меня на фликре и у Бадикова .

Если вы вдруг захотите туда поехать, то знайте, что база открыта для всех желающих только по будним дням с 10.00 до 18.00. В выходные туда не пустят. Фотографировать можно все, что угодно, но подняться на сами корабли не получится. Они закрыты для посетителей.

Немного фотографий списанных военных судов с базы технического обслуживания кораблей резерва (NISMF) в Филадельфии. Находится она на территории бывшей военно-морской верфи. Был там на днях и решил посмотреть, что изменилось за 3 года с моего последнего визита туда. Изменилось, надо сказать, не многое. Но кое-что новое там есть.

NISMF - это подразделение ВМС США, которое занимается выводом из эксплуатации и хранением военно-морских судов до определения их дальнейшей судьбы. А вариантов у них не так много: выведенное из состава ВМС судно может попасть в резерв (большинство туда и попадает), может превратиться в корабль-музей (тут нужна инициативная группа и много денег), может быть передано/продано другому государству (как правило стране-союзнице США), может стать морским рифом (с него снимут все лишнее и красиво затопят в каком-нибудь заливе), а может, что самое печальное, быть пущено на иголки (его разрежут на металлолом). На базе есть суда из всех категорий. Кого-то притащили совсем недавно, а кто-то ржавеет у причальной стенки уже больше 10 лет. В любом случае это уникальное место, где совершенно свободно можно изучать и фотографировать все стоящие там суда.

На фото троица ракетных крейсеров типа "Тикондерога". Слева USS Thomas S. Gates (CG-51). В центре головной корабль серии USS Ticonderoga (CG-47) - первый в мире ракетный крейсер с многофункциональной боевой информационно-управляющей системой "Иджис". Спущен на воду в 1981 году. Выведен из состава флота в 2004 году.

Справа знаменитый по инциденту в Черном море USS Yorktown (CG-48). В 1988 году он поигрывая мускулами вошел в территориальные воды СССР, но получил неожиданный отпор от советского сторожевого корабля "Беззаветный" (тот стал выталкивать своим корпусом значительно превосходящего по размерам американца) и вынужден был ретироваться. Почитать об этом эпизоде Холодной войны можно тут и тут.

"Thomas S. Gates" и "Yorktown" будут утилизированы, а "Ticonderoga" собираются сделать музеем. Правда собираются вот уже 10 лет как.

Вид на акваторию военно-морской верфи.

Сейчас там находится 24 судна. Это больше, чем флот многих государств.

Бывшее океанографическое судно-катамаран USNS Hayes (T-AGOR-16). Спущено на воду в 1971 году. В 1992 его переделали в гидроакустическое судно занимавшееся изучением шумов от подводных лодок.

Сейчас его статус непонятен. По одним данным оно ожидает утилизации, по другим находится на консервации.

Десантный транспорт-док типа "Остин" USS Nashville (LPD-13). Спущен на воду в 1967 году. В 2009 выведен из состава флота, законсервирован и сейчас находится в резерве.

А его брат USS Shreveport (LPD-12) ожидает утилизации.

Десантные грузовые суда типа "Чарльстон" USS El Paso (LKA-117), USS Charleston (LKA-113) и USS Mobile (LKA-115).

Суда выведены из состава флота, законсервированы и находятся в резерве.

Танкодесантный корабль типа "Ньюпорт" USS Boulder (LST-1190). Танкодесантные корабли типа "Ньюпорт" предназначены для транспортировки десантов с неплавающей (гусеничной и колесной) техникой и выгрузки их на необорудованное побережье без использования высадочных средств. Отличительная особенность этих кораблей - наличие выдвижной носовой аппарели (34,1 м), которая обеспечивает разгрузку боевой техники массой до 75 т и грузов непосредственно с верхней палубы на берег. Спущен на воду в 1970 году. Выведен из состава флота в 1994. Ожидает утилизации.

Океанский буксир USNS Mohawk (T-ATF-170). Спущен на воду в 1980. Сейчас законсервирован и находится в резерве. За ним стоят два фрегата типа "Оливер Хазард Перри".

Всего их на базе 9 единиц. Часть законсервирована и находится в резерве, часть готова к передаче/продаже, а несколько фрегатов ожидают утилизации. У некоторых из них закрашены бортовые номера, поэтому их довольно сложно идентифицировать.

Артиллерийский катер типа "Эшвилл"USS Canon (PG-90). Спущен на воду в 1967. Выведен из состава флота в 1977. Уже 20 лет ожидает того, что его заберут и превратят в музей.

Эскадренные миноносцы USS Forrest Sherman (DD-931) и USS Charles F. Adams (DDG-2). Оба головные суда своих типов. Оба должны были стать музеями. Причем с "Charles F. Adams" все было определено с самого начала, а вот у "Forrest Sherman" все пошло не так гладко.

После вывода его из состава флота, он несколько лет находился в резерве, а потом был продан на металлолом фирме из Массачусетса. Но купившая его компания вскоре обанкротилась и корабль чудесным образом избежал утилизации. После этого правительство решило его сохранить и внесла в список кораблей готовых для переоборудования в судно-музей. Осталось только найти кого-нибудь, кто заберет эскадренный миноносец и возьмет на себя финансирование проекта. Простояв в Филадельфии 11 лет, "Forrest Sherman", к сожалению, так и не наше новых владельцев и вновь был переведен в разряд металлолома. В 2011 году его отдали на "разграбление" волонтерам, которые занимаются восстановлением и поддержанием других кораблей-музеев. С него сняли все ценное и сейчас он ожидает утилизации.

Этот пассажирский паром на самом деле USNS Puerto Rico (HST-2).

За ним стоит покрашенный странным образом однотипный USNS Guam (HST-1). Это гражданские версии десантно-транспортных высокоскоростных судов-кактамаранов проекта "Спеархед". Они предназначены для переброски техники и личного состава на расстояние до 1 200 морских миль. Максимальная скорость 43 узла (80 км/ч).

Паромы были построены в 2007 году для компании Hawaii Superferry, которая перевозила пассажиров и автомобили между островами архипелага. В 2009 по решению суда деятельность компании была приостановлена. В 2011 паромы купило правительственное агенство и передало ВМС США.

Ну и гвоздь программы, который еле влез в кадр.

Это авианосец USS John F. Kennedy (CV-67), прозванный "Большим Джон" и "Зданием 67". Спущен на воду в 1967 году, выведен из состава флота в 2007. Это последний не атомный авианосец построенный для флота США.

Раньше гигантов было двое. Рядом с "John F. Kennedy" стоял USS Forrestal (CV-59). У меня даже есть их совместные фотографии. Но в 2013 году, прождав своего музейного будущего 10 лет и так и не дождавшись, "Forrestal " был продан за 1 цент и отбуксирован в Техас для дальнейшей утилизации. Теперь в Филадельфии остался только "Большой Джон".

Еще немного фото есть у меня на фликре и у Бадикова.

Книга "Призрачный флот: повесть о следующей мировой войне" за авторством Питера Сингера и Августа Коула стала своего рода сенсацией. Такого внимания художественные книги о технологиях новой мировой войны не привлекали, пожалуй, со времен техно-триллеров Холодной войны от корифея жанра Тома Клэнси.

Питер Сингер - бывший директор Центра безопасности и разведки XXI века в Бруклинском институте, ныне - один из ведущих специалистов аналитического центра New America Foundation, который консультирует органы государственной безопасности и частных лиц. Питер Сингер более чем известен в сфере прогнозирования применения робототехники и кибератак в войнах будущего. За свои заслуги он был включен журналом Foreign Policy в сотню самых влиятельных глобальных мыслителей, чьи идеи меняют наш мир.

Август Коул - директор замечательного проекта Art of Future War по прогнозированию военных действий будущего при аналитическом центре Atlantic Council. Коул много писал о вопросах обороны, аэрокосмической промышленности и частных военных компаниях для The Wall Street Journal и Marketwatch.com.

Книга "Призрачный флот" - это дебют для обоих авторов в художественном жанре. Но тем ценнее их труд. Обычно писатели штудируют ту или иную тематику для своих произведений и все равно зачастую делают ошибки в фактуре. В этом случае специалисты в своей области придали своим знаниям новую художественную форму.

Но и остались верны себе. Данный техно-триллер содержит более 400 сносок, которые поясняют читателю, что все тренды и технологии, упомянутые в книге, вполне реальны и либо уже внедрены (как, например, лазерное оружие), либо находятся на стадии разработки (рельсотроны). Авторы скрупулезно дают оценки существующим военным технологиям США, России и Китая. Все технологии, описанные в книге, в той или иной степени уже получают финансирование для дальнейшего совершенствования.

Книга частично основана на множестве интервью с капитанами кораблей ВМС США, пилотами самолетов, китайскими генералами и представителями группы хактивистов "Анонимус".

В недалеком будущем начинается глобальная война. Китай при поддержке России воюет с США. После краха экономики в Китае к власти приходят технократы и военные, которые образуют "Директорат", подавляют бунты в китайских городах и начинают искать ресурсы (бурение и поиск газовых месторождений Китаем в международных водах) для развития вне Китая. Находят огромное месторождение в районе Марианской впадины.

Китай опасается, что США помешают Поднебесной предъявить свои права на данное месторождение и наносит неожиданный удар. Китай решает локально изолировать США, лишить их физической возможности препятствовать бурению. Для этого надо уничтожить или обездвижить флот и авиацию врага, лишить США средств коммуникации, ликвидировать средства связи и кооперации между американскими ВМС, ВВС и наземными войсками, но при этом и не допустить перехода войны в ядерную фазу до полного уничтожения.

Китай решает использовать высокоэнергетическое оружие, установленное на его спутниках-перехватчиках в космосе. В результате китайской атаки космические спутники США оказываются уничтоженными. Флот США уничтожен нападением на Гавайи, а F-35 ВВС США небоеспособны, так как выведены из строя китайскими хакерскими атаками.

Питер Сингер:

"Сегодня работают около 1100 активных спутников. Все они являются нервной системой не только нашей экономики, но также и нашей армии. Буквально все, начиная от коммуникаций и заканчивая GPS и логистикой, полагается на эти спутники. Потенциальные противники отмечают, что именно по этой причине Россия и Китай недавно начали испытания нового поколения противоспутникового оружия, что в свою очередь привело к дополнительным вливаниям 5 миллиардов долларов в военный бюджет США для разработки различных космических боевых комплексов... Что произойдет, если мы потеряем доступ к космосу? В таком случае, как выразился один офицер вооруженных сил США, "нам придется воевать палками и камнями", потому что все наши дроны, наши ракеты и даже наземная техника окажутся бесполезными без GPS. Это заставит нас пересмотреть все наши представления о готовности к боевым действиям XXI века. Может, у нас и есть незаметные военные корабли нового поколения, однако потеря космоса будет означать для нас и потерю флота".

В книге США оказываются совершенно не готовыми воевать в новых условиях. Военные бюджеты страны урезались из года в год, покупались не те технологии, военно-промышленный комплекс США сильно зависит от зарубежных поставок, в особенности от китайских микрочипов.

Питер Сингер:

"Будущее войны, даже с участием роботов, важно не только для Америки. Сейчас США лидирует в сфере военной робототехники, но мы знаем, что технологии всегда двигаются вперед. К примеру, кто еще использует компьютеры компании Wang? То же самое и с войной. Англичане и французы изобрели танк. Немцы придумали, как его использовать. Штаты пока впереди, но их в любой момент может обогнать любая из 43 стран, которые усиленно работают в этой области. Речь идет о России, Китае, Пакистане, Иране и других государствах. Это заставляет меня сильно переживать. Как вся эта гонка отразится на нашем производстве, науке и образовании? Или какой будет война с такими солдатами, оборудование которых разработано в Китае, а программное обеспечение создано в Индии".

С началом войны оказывается трудно мобилизовать частный хай-тек сектор американской экономики, тем более когда крупнейшие американские корпорации, по сути, давно стали транснациональными. Страны НАТО не спешат помочь США на тихоокеанском театре военных действий, в дело вступают частные военные компании.

Однако оставим в стороне геополитические аспекты книги, вопросы партизанской войны на Гавайях или растущую роль женщин в вооруженных силах США. Все эти темы подняты в "Призрачном флоте", но нам интересен в данном случае акцент на технологиях.

Американская военная мощь зависит от технологий, и США полагаются только на них. И вдруг надо учиться воевать без спутников, без GPS и когда все, что можно было хакнуть и взломать в киберпространстве, уже взломано врагом. В книге до читателя доносятся в сжатом виде все проблемы, с которыми США уже столкнулись при разработке боевых кораблей прибрежной зоны (LCS - littoral combat ship), конвертопланов Osprey и самолетов F-35.

"Призрачный флот" в названии книги - это та пара десятков кораблей, которые ВМС США законсервировали в последние 20 лет. После гибели флота на Гавайях в Перл-Харборе 2.0, американцам пришлось снова ввести их в строй.

Кибератаки при негласной поддержке государства;

Визоры, потомки Google Glass, с фунцией дополненной реальности используются повсеместно вместо ушедших в прошлое смартфонов, а в бою и вовсе незаменимы;

Биотехнологические стимуляторы - проза жизни в войсках. Имлантанты и процессоры в сетчатке глаз, нано-роботы и контроль медикаментов в крови;

Экзоскелеты;

Весь мир, и форма военных в том числе, опутаны миллиардами датчиков, собирающих и анализирующих информацию;

Лазерное оружие сбивает спутники в космосе;

Массированные атаки автономных роев беспилотников;

Американские авианосцы топятся сверхзвуковыми противокорабельными ракетами;

3D печать помогает поставить на ноги военно-промышленный комплекс США и быстро расширить военное производство в условиях войны;

США делают акцент на автономные роботизированные системы, особенно в условиях ведения "гибридных войн", когда страны-агрессоры отрицают свое участие в военных действиях или театр военных действий по каким-либо причинам становится недосягаем для США. При таких сценариях США посылают в бой автономные машины и тоже отрицают свое участие.

Питер Сингер:

"Военные США вступили в Ирак с несколькими беспилотными летательными аппаратами. Сейчас их уже больше 5 тысяч. У нас не было беспилотных наземных систем, а сейчас их около 12 тысяч. В этом контексте технический термин killer application приобрел новый смысл. Нужно понимать, что разница настолько же огромная, как между современными автомобилями и моделью Ford Model T".

Отдельно стоит упомянуть и беспилотники, задействованные на тихоокеанском театре военных действий.

Будущие модификации MQ-8C Fire Scout (текущий вариант в строю с октября 2013 года) с ракетами Advanced Precision Kill Weapon System (APKWS);

Модификации REMUS Autonomous Undersea Vehicle (AUV), которые используются для ударных целей;

Модификации роботов Shipboard Autonomous Firefighting Robot (SAFFiR);


Модификации Liquid Robotics Wave Glider становятся платформой для скрытой доставки к целям;

Модификации трубопроводных роботов Versatrax 300 становятся автономными движущимися минами под землей;

Predator C - Sea Avenger становится летающим центром связи и зашифрованных коммуникаций на локальном театре военных действий после краха GPS и всех систем навигации беспилотников;

Модификации беспилотных Remora компании L-3 для слежки за подводными лодками сбрасываются в океан прямо с самолетов;

Беспилотные амфибийные роботы-омары "морских котиков" США наводят ужас на китайских солдат;

Противолодочные беспилотные корабли на базе Anti-Submarine Warfare (ASW) Continuous Trail - Unmanned Vessel (ACTUV) "Sea Hunter" охотятся за подводными лодками врага в автономном режиме;

Китайцы используют мини-дроны для ведения радиоэлектронной борьбы, а также грузовые дроны-квадрокопторы, которые способны нести сверхзвуковые противокорабельные ракеты. Сегодня идут разработки модификаций на базе UAV Drone V1000, которые способны поднять в воздух до 800 кг полезного веса.

Техно-триллер берет за живое, когда в нем используют текущие или зарождающиеся технологии, оценивают тренды, экстраполируют их на десяток лет вперед и интегрируют в адекватные приближенные к реальной жизни сценарии. В этом плане авторам удалось справиться с задачей. Вариант будущей технологичной войны изложен блестяще и в деталях. Книга несомненно будет читаться и изучаться в войсках США.

На днях главнокомандующий ВМФ РФ вице-адмирал Чирков заявил о том, что РФ ведет переговоры о возможности базирования кораблей флота на Кубе, Сейшелах и во Вьетнаме. Пресс-служба оборонно-мебельного ведомства министра Сердюкова тут же все опровергла – дескать, адмирал чудит, никаких военных баз в теплых странах у РФ нет и не будет. Но рассмотрим этот вопрос отвлеченно. В принципе, с сиюминутной точки зрения, полезнее всего была бы база на Сейшельских островах, поскольку в западной части Индийского океана сегодня постоянно находятся противолодочный корабль и два-три вспомогательных судна, занимающиеся борьбой с пиратством. Этой группировке не помещало бы какое-нибудь постоянное место базирования. Кроме того, база на Сейшелах теоретически могла бы пригодиться для возможного воздействия на исламские страны.

Что касается Кубы, то нахождение там российской военной инфраструктуры абсолютно бессмысленно. Если вдруг вспыхнет война между Россией и Соединенными Штатами, российская база на Кубе будет немедленно блокирована или уничтожена. База во Вьетнаме теоретически была бы полезна, превратившись в перевалочный пункт на пути в Индийский океан и в инструмент воздействия на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который быстро превращается в геополитический центр мира. Но в первую очередь она обеспечивала бы давление на Китай, как это имело место раньше. Сейчас для Ханоя вопрос противостояния Китаю стал настолько острым, что вьетнамцы, несмотря на историческую память, готовы разрешить заходы в Камрань кораблей ВМС США. Российский флот ради решения задачи сдерживания Китая они тоже пустили бы.

Но вот вопрос: а что РФ направит в Камрань, на Сейшелы и на Кубу? В составе Тихоокеанского флота сегодня насчитывается шесть надводных кораблей океанской зоны, введенных в строй в период с 1985 по 1991 год. То есть самому “молодому” кораблю 21 год. Для столь “мощной” эскадры иметь зарубежные базы, мягко говоря, странно. Особенно учитывая тот факт, что она будет и дальше уменьшаться в связи с почтенным возрастом кораблей.

Для сравнения, тихоокеанский флот США располагает 53 кораблями классов крейсер, эсминец и фрегат, столько же эсминцев и фрегатов в ВМС Японии. У Республики Корея 21 фрегат и эсминец. Причем некоторые японские и южнокорейские корабли фактически являются крейсерами. Наконец, КНР обладают 80 эсминцами и фрегатами. При таком соотношении сил с ближайшими соседями думать о зарубежных базах несколько самонадеянно.

Пару лет назад “кремлевские” уже столкнулись с проблемой, когда триумфально арендовав базу в Севастополе аж до 2042 года, вдруг обнаружили, что там нечего будет размещать, ибо ситуация на Черноморском флоте еще хуже, чем на Тихоокеанском – там средний возраст кораблей далеко за 30. Для спасения ситуации было срочно развернуто строительство “новых старых” еще советских проектов подлодок 636 и фрегатов 11356. А зарубежные базы рассчитаны именно на океанские флоты.

Ситуация в ВМФ РФ гораздо хуже, чем в других видах вооруженных сил. РВСН, Сухопутные войска, ВВС и ПВО имеют некоторую возможность “вывернуться” и восстановиться за счет сочетания старых запасов и новых разработок. У флота таких шансов нет, его коллапс неизбежен. Старые корабли выбывают гораздо быстрее, чем вступают в строй новые. Причем списываются боевые единицы всех классов, в том числе океанской зоны. Строятся же крайне медленно и в очень незначительных количествах корабли морской зоны.

Главная забота отечественного ОПК даже не дефицит денег, а нехватка производственных мощностей, научных, инженерных, рабочих кадров. И наиболее остро это проявляется именно в кораблестроении. Руководящие страной и отраслью “эффективные менеджеры” не понимают этого в принципе. Они уверены, что можно дать несколько триллионов – и флот вырастет сам собой из воздуха. Кроме того, ВМФ недостает береговой инфраструктуры даже в собственной стране, причем еще с советских времен. Авианесущие крейсера “Минск” и “Новороссийск” в 80-е годы были загублены из-за того, что во Владивостоке для них так и не нашлось причальной стенки. Поэтому корабли всю свою короткую жизнь провели на рейде, бессмысленно расходуя моторесурс и топливо. В свете неготовности собственных баз аренда зарубежных представляется особенно неактуальной.

Второй тест получил название Бэйкер. Он не мог быть неудачным. Инженеры сделали вывод, что большинство кораблей можно потопить только подводными разрушениями. На этот раз бомба была сброшена с корабля и взорвана на глубине 30 метров. Взрыв был чудовищным, что столб воды поднялся в небо на 2,5 км, а затем рухнул на призрачный флот. Шесть кораблей затонули почти мгновенно и еще три в течение нескольких часов, а корабль, с которого была сброшена бомба, испарился.

Военные, наконец, добились своей цели, но большинство кораблей все еще не затонули. Казалось, что с ними все в порядке и через несколько дней после детонации на них поднялись солдаты, которые ничего не знали об опасности. Первые часы после взрыва уровень радиации достигал 8000 рентген, что составляло в двадцать раз больше смертельной дозы. Выполняя этот приказ, многие солдаты заплатили высокую цену.

В 1989 году было объявлено, что обломки до сих пор радиоактивны. Закон о консервировании останков запрещает брать образцы металла с затонувших кораблей операции «Перекрестки», но не так давно экспедиция на исследовательском судне «Octopus» с высокотехнологичным оборудованием на борту впервые в истории добилась исследования останков кораблей в районе атолла Бикини, погибших после взрыва атомных бомб. Более чем за 60 лет период полураспада и подводные течения практически отчистили подводное кладбище кораблей от радиации.

Через несколько лет после операции атолл Бикини стал лабораторий для научных исследований, а местные жители оказались в долгосрочной ссылке. В 70 годах была произведена попытка заселить атолл Бикини, и 139 человек вернулись на остров, но они прожили там всего несколько лет.

Жители острова покидали свои жилища перед испытанием двух ядерных бомб в операции под кодовым названием «Перекрестки», но это было не все. В 1958 году США на атолле были проведены испытания еще 23 бомб на этот раз водородных. Это были испытания под кодовым названием «Браво». Мощность одного из взрывов составляла 15 мегатонн, что 2,5 раза превысило ожидаемые результаты. Мощность такого взрыва эквивалентна тысячи ядерным бомбам, сброшенным на Хиросиму. За несколько секунд образовался огненный столп диаметром 7 километров. Это была самая мощная бомба взорванная Соединенными Штатами.

После этой операции в центре атолла образовался кратер диаметром 3 километров и 70 метров в глубину. На ближайшие острова было выброшено гигантское количество радиоактивных веществ. После операции «Браво» с лица земли исчезло три небольших острова.

На сегодняшний день атолл Бикини пригоден для жизни, так как уровень радиации в норме, но существует одна проблема. В кокосовом молоке обнаружен высокий уровень Цезия-127. Об этой проблеме не знали островитяне, которые переместились на свои родные острова, поэтому через несколько лет они все умерли.

Останки кораблей затонувших при операции «Перекрестки» являются символом страшной главы нашей истории. Призрачный флот атолла Бикини это уникальная часть мировой истории, напоминающей об атомных испытаниях. Когда в 1946 году американские военные приплыли на этот остров, они пообещали жителям оружие необходимое для спасения человечества, но жители Бикини до сих пор не могут вернуться в свои дома.

Нет сомнений, что природа все исправит и остров Бикини снова станет раем, которым был до этого, а призрачный флот окончательно поржавеет и превратится в пыль.