Пунктуация нужна для того чтобы. Точка, точка, запятая: обзор частых ошибок пунктуации и способы их устранить. Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях

Для того чтобы определить, что такое омофоны, прежде всего, надо знать, что такое омонимы.

Омонимы - слова, которые могут иметь совсем различное значение, но могут одинаково звучать и даже писаться.

Омофоны - слова, которые в устной речи звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение (Фонетические близнецы).

То есть являются фонетическими омонимами, а омоним (в переводе с греческого) - это "одинаковый звук".
Произнося эти слова, даже целые словосочетания, мы можем понять их только по смыслу и различить только на письме. Кроме звукового совпадения, в этих словах нет ничего общего. Некоторые омофоны могут иметь несколько значений.

Пример


Как это происходит?

  • Звонкие согласные оглушаются (находят себе парный согласный звук) на конце слова
Кот - Код (т).
  • Звонкие согласные оглушаются, если стоят перед другим глухим согласным.
Грусть - Груз(с)ть.
  • Безударные гласные также могут редуцировать (изменяться).
Компания - Кампания.
  • В некоторых словосочетаниях возможно совпадение всех букв, но при написании они различаются наличием пробелов между слов.
Не мой (карандаш) - Немой (человек).
Дай носок - Дай на сок.
  • Присутствие буквы "ь" .

Туш - музыкальная отбивка. Тушь - косметика.

  • Приставка Пре- и При- меняет значение слова.
Предавать (друга) - Придавать (значение).

В иностранных языках

Часто встречаются омофоны в английском языке. Они также могут звучать одинаково, но при написании кардинально отличаются. Это историческое явление, заключающее в себе разное обозначение на письме одного и того же звука.

Русский язык считается одним из самых сложных в мире. При его изучении не только иностранцы, но даже русскоязычные студенты и школьники сталкиваются с различными явлениями, ставящими их в тупик. К одному из таких случаев причисляют омофоны. Примеры слов, относящиеся к ним, их морфологические, этимологические, синтаксические и семантические особенности будут рассмотрены в этой статье.

Омонимы и их виды

Для того чтобы разобраться, что такое омофоны и какова их роль в современном русском языке, нужно для начала дать определение такому понятию, как омонимы.

Омонимы — это слова, пишущиеся или звучащие одинаково, но при этом имеющие совершенно противоположное значение. Они делятся на три группы: графические, грамматические и фонетические омонимы.

К графическим, или так называемым омографам, относятся одинаково пишущиеся, но обладающие разными ударениями слова, в силу чего они имеют лишь отдаленно похожее произношение и, как следствие, значение. Например:

  • безобра́зный — некрасивый, непристойный, возмутительный, вызывающий неудовольствие в результате дисгармоничности, непропорциональности, отсутствия красоты;
  • безо́бразный — не обладающий художественным образом.

Грамматические омонимы (омоформы) — слова, совпадающие в звучании и в написании лишь в отдельных грамматических формах. Это могут быть как члены одной и той же части речи, так и разных. Например, лечу (от «лететь» (глагол)) — лечу («лечить» (глагол)), пари (существительное) — пари (повелительное наклонение глагола «пари́ть»).

Последний вид омонимов — омофоны (фонетические) — это слова, которые различаются в написании, но одинаковы в звуковой оболочке (в произношении). Например, бал (торжество, праздник) - балл (оценка).

Этимология слов «омоним» и «омофон»

Омоним (Homonymos) — это слово, пришедшее из греческого языка, буквально понимающееся как «одноименный». Первый корень Homos имеет значение «одинаковый», второй же — onyma — «имя».

В соответствии с этим, омофон — это Homos + phone (звук), то есть «одинаково звучащий».

Причины появления омонимов

Причины появления омографов, омоформов и омофонов в русском языке очень разнообразны. Как правило, омонимы появляются в процессе развития языка вследствие исторических изменений в политическом, социальном и бытовом мире.

Филологи и лингвисты выделяют следующие группы:

  1. Многозначные слова, которые за время формирования и модернизации русского языка утратили семантическую связь, или же некоторые его значения вышли из широкого использования. Например, живот — «жизнь» (устаревшая поговорка: «не на живот, а на смерть»), живот — часть тела человека.
  2. Случайное совпадение в произношении между исконно русским словом и заимствованным. Брак (от «брать») — семейные отношения, брак (англ. Brack - недостаток) — бракованная вещь.
  3. Сходство между диалектным и литературным словом. Стежка (от слова «стегать») и стежка — тропинка.
  4. Словообразование. Городище — место древнего селения, городище — увеличительное слово «город», образованное суффиксальным способом (суффикс «ищ»).
  5. Совпадение между словами-иностранцами, пришедшими из разных языков. Блок (из франц.) — союз стран или организаций, объединившихся для совместных действий, блок (из англ.) — устройство для подъема грузов.

Причины появления омофонов

Что же касается образования омофонов, тот в данном случае причиной являются какие-либо звуковые изменения слов, действия фонетических законов:

  1. Регрессивная ассимиляция по звонкости/ глухости, т. е. уподобление, оглушение звонкого на конце слово и слившееся звучание удвоенного согласного. Например, луг и лук. В обоих случаях эти слова будут произноситься как [лук], так как последняя буква «луга» в именительном падеже звонкий согласный, который оглушается. Или же груздь и грусть, где звучание первого слова совпадает со вторым, так как мягкий знак представляет лишь грамматическое значение, вследствие этого срабатывает тот же самый закон, что и в предыдущей паре. К такому типу омофонов примеры слов можно привести следующие: гриб-грипп, рог-рок, вперемежку - вперемешку и т. д.
  2. Вторым случаем образования омофона является одинаковое звучание букв «е», «я» и «и»; «о» и «а» в безударной позиции. Например, пребывать - прибывать. Буква «е» в приставке «пре» в первом слове является безударной, смягчая предыдущую согласную, она получает при произношении звук [и].
  3. Непроизносимые согласные — еще одна причина появления омофонов. Пример слов: костный и косный. В первом слове буква «т» не произносится, в результате этого фонетически оба слово выглядят как [косный’].
  4. Совпадение слова и слова с предлогом. Например, занос и за нос.
  5. Нарицательное имя существительное и собственное. Вера (имя) и вера (убеждение человека).

Примеры омофонов в предложениях

Вопрос, что такое омофоны, часто возникает у людей, обучающихся русскому языку. Однако мало привести сами слова, наиболее понятно становится лишь при применении этих слов в каком-либо контексте. Для этого в этой статье будут контекстуально рассмотрены следующие слова: компания - кампания, плачь - плач, ожог - ожег, Надежда - надежда, сосна - со сна:

  1. Он подошел к дочери и сказал: «Не плачь! Я уверен, что когда-нибудь ты вновь встретишь своего друга». Плач мальчика не прекращался, слезы все лились и лились, но никто так и не подошел к нему, чтобы спросить, что случилось.
  2. Ожог руки — очень неприятное явление, однако излечимое. Он сильно ожег руку, поэтому был вынужден всю неделю посещать госпиталь.
  3. Надежда подняла глаза на небо и замерла — оно было так прекрасно: темное полотно раскинулось повсюду, словно шелковое одеяло, тысячи звезды блестели золотом, украшая масляную картину художника, а месяц застыл в одном положении, лишь иногда слегка покачиваясь из стороны в сторону. Надежда на чудо теплилась в его сердце уже не первый день, однако чудеса так и не происходили.
  4. Жизнь нисколько не пощадила некогда веселую дружную компанию. Кампания по производству керамических изделий находится на соседней улице.
  5. Тонкая сосна, словно молодая девушка, раскинула ветви-косы рядом с могучим дубом. Он еще не очнулся со сна, поэтому торжественную речь друга слушал вполуха.

Функционально-стилистическое применение омонимии в художественных произведениях

Примером слов-омофонов, а точнее, омонимов в элитарной и массовой литературе является каламбур. Это стихотворение-шутка, основанное на использовании одинаковых по звучанию, но различных по семантике слов. Такой прием занимает важное место в творчестве А. С. Пушкина, В. Маяковского, В. П. Буренина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, А. Т. Аверченко, Н. С. Лескова, В.В. Шкваркина, И. А. Ильфа, И. С. Петрова и др.

Вы, щенки, за мной ступайте, / Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте, / А не то поколочу.

А. С. Пушкин

Омонимия и использование омофонов в литературных текстах является интересным феноменом русского языка.

В русском языкознании есть немало интересных явлений, которые ставят школьников и студентов в тупик. Одним из таковых по праву считаются омофоны. Давайте разберемся, что это такое, рассмотрим конкретные примеры и научимся пользоваться этим языковым явлением себе на пользу. Ведь чем богаче и многообразнее речь человека, тем больше у него шансов с отличием окончить школу, поступить в желаемый вуз, найти достойную работу и обеспечить себе благополучие.

Омофоны – определение

Омофоны представляют собой фонетические омонимы , частный случай омонимии, которая отличается такими особенностями:

  • Слова обязательно должны быть одной части речи.
  • Иметь абсолютное совпадение по написанию и звучанию.
  • Но при этом иметь совершенно различное толкование.

Приведем пример омонимов .

  • Лист в тетради и лист клена. В этом примере омонимами являются слова «лист» и «лист». Они идентичны по правописанию и звучанию, оба являются существительными, но при этом обладают различным значением.
  • В клетке сидят птицы – тело амебы состоит из одной клетки. Омонимичны «клетка» и «клетка».
  • Лисята сидели в норке – норка зимой линяет. В первом случае норка означает жилище животных, во второй – небольшого зверька с ценным мехом.

Омофоны – это такие слова , которые произносятся одинаково, но при этом пишутся по-разному, написание трудных слов можно сверять со словарем. Значение у них также различается.

Как видно из примеров, значение омонима можно понять или в контексте, или же по написанию. По звучанию распознать слова невозможно, поскольку набор звуков у них одинаков. В связи с распространенностью явления, существуют специальные словари. Омофоны присутствуют не только в русском языке, но и в английском, французском. Причиной их происхождения является то, что многие согласные не читаются.

Источники происхождение омофонов

Выделяются несколько источников возникновения омофонов:

В словаре омонимов можно познакомиться со всеми парами, их сейчас более 10 тысяч!

Проще всего узнавать омофоны в предложениях . Примеры:

  • В нашем селе был прекрасный луг, на который бабушка гоняла пастись коров. А на огороде рос лук.
  • Из люка, находящегося на дороге, вылез работник. Ну он и злюка, лицо ужасно недовольное.
  • Этот плод был сочный и ароматный. Мы сели на плот и наслаждались тишиной и свежим воздухом.

Из контекста становится понятным смысл и значение каждого слова. В сложных случаях написание того или иного слова можно проверить по словарю. Нередко это грамматическое явление используется писателями для создания забавного каламбура. Пример:

Наказал его за дело

Но его это задело!

Типология омофонов

В зависимости от части речи омофоны русского языка можно подразделить:

  • На существительные: туш и тушь, луг и лук, груздь и грусть.
  • Глаголы: дозвониться - дозвонится, предать – придать, строиться – строится, решится – решиться.
  • Глагол и существительное: дивиться и девица.

В целом изучение омофонов для школьников достаточно успешно проходит и особых сложностей не вызывает, поскольку носителю языка из контекста становится понятно значение слова и особенности его написания. Но в сложных случаях следует заглянуть в словарь.

Омофоны – примеры в предложении

Понимание значения омофонов поможет не только сделать речь богаче и интереснее, но и не допустить ошибок в написании слов, произносящихся одинаково, но имеющих различное правописание.

Знаки препинания - очень важные составляющие текста. Человек, не использующий их в письменной речи, рискует сделать так, что те, кому адресован текст, просто-напросто не поймут смысла. Да и читать такое сообщение будет невозможно. Поэтому просто необходимо проверить пунктуацию, как только текст написан. Это не только уважение к адресатам, но и к самому себе, ведь грамотная письменная речь - показатель высокой культуры. В статье разберем, для чего нужна пунктуация, какие существуют основные знаки препинания и какую функцию выполняет каждый из них.

История возникновения знаков препинания

Знаки препинания появились не сразу. Изначально тексты были сложны для восприятия, писались без них. То, что необходимо сделать письменные сообщения удобочитаемыми, в Европе первыми поняли французы. Постановку особенных остановок, запятых, они переняли у греков в XV веке.

Что касается России, то сформулировал мысль о том, для чего нужна пунктуация, впервые Михайло Ломоносов. Правила были выдвинуты им в XVIII веке. Причем, он говорил не только об употреблении запятых, но и восклицательных знаков. Карамзин же ввел в употребление тире и двоеточие.

Значение пунктуационных знаков

Тире (кстати, это единственное название знака препинания, имеющее иноязычное происхождение - французское) необходимо, когда пропускается союз или какое-либо слово. Также оно указывает на то, что в предложении одна мысль противопоставлена другой.

Использование точки с запятой крайне редко. Этим знаком соединяют части, совершенно не связанные логически друг с другом.

Однородные члены

Теперь разберемся с основными правилами, которые помогут проверить пунктуацию. Одно из самых распространенных - запятые при однородных членах предложения. Напомним, это такие, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному члену предложения. Однородными могут быть абсолютно любые составляющие синтаксической единицы.

Чтобы проверить знаки пунктуации при них, необходимо обращать внимание на союзы, их соединяющие. Если таковых нет - запятая ставится всегда. На лугу росли красные, ярко-желтые, белые цветы.

Также необходимо поставить пунктуационный знак, если однородные члены соединены попарно. На лугу росли красные и желтые, голубые и белые цветы. Как видим, в этом случае запятая отделяет два с союзом и.

При повторяющихся союзах пунктуационный знак ставится после первого. На лугу росли и красные, и ярко-желтые, и голубые, и белые цветы.

При однородных членах может стоять обобщающее слово. В таком случае проверить правильность пунктуации поможет определение того, где оно находится. Если до ряда однородных членов, то необходимо поставить двоеточие. После такового - тире. Например: На лугу росли всевозможные цветы: красные, ярко-желтые, голубые и белые. Обобщающее слово цветы употреблено перед однородными определениями. Красные, ярко-желтые, голубые, белые - всевозможные цветы украшали луг.

Обособление

Обособление - это особое выделение знаками препинания и интонационно. Проверить пунктуацию при нем поможет поиск определяемого слова. Это нужно в том случае, если речь идет об Приведем примеры:

Стрижи, снующие между деревьями, на лету ловили насекомых. Определяемое слово стрижи употреблено перед обособленным определением (оно выражено причастным оборотом).

Туристы, уставшие и голодные, вскоре подошли к заброшенной избушке. Определяемое слово туристы стоит перед обособленным определением (оно выражено однородными определениями, соединенными с помощью союза).

Всегда необходимо ставить запятые при выделении:

  • Деепричастных оборотов. Уйдя в себя, она смогла отвлечься от насущных проблем.
  • Обособленные члены относятся к личному местоимению. Довольные и воодушевленные, мы прибыли к месту соревнований.
  • Приложение всегда обособляется в двух случаях: когда относится к личному местоимению и когда относится к нарицательному существительному. Например: Она, врач высшей категории, была вынуждена пойти на попятную. - Врач высшей категории, она была вынуждена пойти на попятную. Еще пример: Моя тетка, врач высшей категории, вмиг осталась без работы. - Врач высшей категории, моя тетка вмиг осталась без работы.

и обращения

Пунктуация в предложении с вводными конструкциями и обращениями достаточно проста. Нужно просто знать, что это за элементы.

Когда мы обращаемся к кому-либо, его имя или то, как мы его при этом называем, привлекая внимание, и будет обращением. В предложении оно всегда выделяется запятыми. Ольга Петровна, принесите мне книгу о растениях. - Дорогой дедушка, как ты поживаешь? - Милые братья, давайте защищать свою Родину до конца!

Проверить пунктуацию в синтаксических единицах с вводными конструкциями можно, правильно выделив их из контекста. Следует помнить, что их назначение - обратить особое внимание на какое-либо высказывание, отделить его от других. Послушай, разве так важно приехать завтра? - Я пойду, наконец, разберусь. - По мнению сотрудников, давно уже следует изменить интерьер офиса.

Пунктуация в сложноподчиненных предложениях

Что касается сложных предложений, то постановка запятой между их частями нужна всегда. Со сложноподчиненными дело обстоит проще, потому что их сложно перепутать с какими-либо другими. Какая же в них пунктуация (5 класс - уже то время, когда тема изучается)? Приведем примеры.

  • Я хочу, чтобы вы поскорее переехали в новую квартиру.
  • Она знает, где прячутся все грибы в лесу.
  • Катерина, как только запели первые птицы, поднималась с постели и занималась хозяйством.

Пунктуация в сложносочиненных предложениях

Гораздо сложнее определить сложносочиненное предложение. Чаще всего его путают с простым, у которого в составе есть однородные сказуемые. Очень важно правильно выделить грамматическую основу и понять, сколько их.

Разберем два примера. Ласточки летали вокруг дома и выписывали в воздухе причудливые фигуры. - Ласточки летали вокруг дома, и присутствующие с восхищением смотрели на их причудливые воздушные фигуры. Первое предложение - простое, в нем однородные сказуемые летали, выписывали соединены союзом и, поэтому запятая не нужна. Второе пример - сложносочиненное предложение, имеют место две грамматические основы: ласточки летали, присутствующие смотрели. Запятая перед и необходима.

Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях

Внутри сложного предложения может быть и бессоюзная связь. В таком случае чаще всего ставится запятая, тире или двоеточие, реже - точка с запятой. Разберем такие случаи. Отметим сразу, многое зависит от интонации и общего смысла предложения.

Библиотека закрылась, все сотрудники уже ушли домой. - Библиотека закрылась - все сотрудники ушли домой. - Все сотрудники ушли домой: библиотека закрылась.

  • Если имеет место обычное перечисление некой последовательности действий, то будет ставиться запятая (первый пример).
  • Когда вторая часть указывает на следствие из первой - необходимо ставить тире (второе предложение).
  • Чтобы раскрыть более подробно содержание первой части, используется двоеточие (последнее предложение).

Точка с запятой ставится реже. Ее употребление необходимо, когда в простых частях много осложняющих элементов (они очень распространены).

Библиотека, находящаяся в парке, закрылась, чтобы провести учет книг; сотрудники остались работать сверхурочно.

Здесь в первой части находится не только причастный оборот, но еще и этот блок представляет собой Необходимо употребить точку с запятой.

Зачем нужна пунктуация в русском языке?

Осмысление того, зачем нужна пунктуация, способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей. Пунктуация нужна для облегчения чтения текста, с её помощью предложения и их части отделяются друг от друга, что позволяет выделить конкретную мысль.

Рассматривая знаки препинания, нельзя обойти стороной их функции в русском языке.

Затеяв разговор о том, зачем нужна пунктуация, необходимо уточнить, какие знаки препинания существуют, поскольку их много и каждый исполняет свою роль. Пунктуация может применяться в тексте - как с целью разделения нескольких различных предложений, так и внутри одного предложения.

Точка - разделяет предложения и символизирует нейтральную интонацию: «Завтра я пойду в театр.». Применяется в сокращениях: «т.е. - то есть».

Восклицательный знак - служит для выражения эмоций восхищения, удивления, страха и др., отделяет друг от друга предложения: «Торопись, ты должен успеть!». Также восклицательным знаком выделяются внутри самого предложения обращения, акцентируется интонация: «Ребята! Прошу вас, не опаздывайте на занятия».

Вопросительный знак - выражает вопрос или сомнение, одно предложение отделяет от другого: «А ты уверена, что сделала всё правильно?»

Внутри предложения пунктуация также играет заметную роль. Но без осмысления того, зачем нужна пунктуация, мы не сможем, четко изложив свои мысли, написать сочинение, поскольку без верного выделения частей смысл утратится.

Следующие знаки препинания применяются внутри предложений:

Запятая - разделяет на части предложение, служит для выделения отдельных мыслей или обращений, отделяет в сложном предложении составляющие его простые друг от друга. «Мне не очень важно, что ты об этом думаешь» - предложение сложноподчиненное. «К обеду подали щи, пюре с отбивной, салат и чай с лимоном» - однородные члены в предложении.

Тире - им обозначают паузы, заменяют пропущенные слова, также обозначают прямую речь. «Здоровое питание - залог долголетия» - здесь тире заменяет слово «это». «- В котором часу вы можете завтра подойти? - спросила кассирша. - Часа в три, - ответила ей Наталья.» - прямая речь.

Двоеточие - применяется для акцентирования внимания на том, что следует далее; разграничивает части одного предложения, друг друга поясняющие, связанные между собой; прямую речь отделяет от слов автора либо так обозначается начало перечисления. «В буфете продавались вкусные пирожки с разной начинкой: с яблоками, с картошкой, с капустой, с сыром, с вареной сгущенкой и повидлом.» - перечисление. Прямая речь: «Не глядя ей в глаза, он произнес: «Не надейся, никогда я не вернусь к тебе» и быстрым шагом удалился».

Точка с запятой - применяется в предложениях, имеющих сложный состав, в которых уже мало запятой для отделения частей. «Это было ощущение тепла и света, которое приносило счастье и покой, делало мир лучше, наполняя душу радостью; впервые эти чувства посетили меня здесь много лет назад и с тех пор я всегда стремлюсь обратно, чтобы испытать их вновь и вновь.»

Понимая, зачем нужна пунктуация, вы сможете грамотно и четко выразить свою мысль при письме, акцентируете то, что нужно акцентировать, а сделав это в соответствии с правилами, покажете читателям ваших сочинений, что вы человек грамотный.

Знание правил пунктуации тщательно проверяют при сдаче экзаменов ГИА (государственной итоговой аттестации), ведь без этих знаний нельзя обойтись. И действительно, лишь правильное использование пунктуации позволит в любой переписке понять вас правильно