Вопросы существительного прилагательного глагола наречия местоимения. Что такое существительное, прилагательное, глагол, наречие. Части речи и принципы их классификации

НИНА РОЩИНА
День Матери. Сценарий праздника для детей старшей группы

солнышком : .

Де Вед. От маминой улыбки становится тепло и светло. Мы сравниваем маму с солнышком : «Что солнышко в небе, что мама в дому» .

Дети читают стихи о маме.

1. Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее.

Мама – солнышко мое.

2. Миленькая мамочка,

Мама, улыбнись

Своим сердцем ласковым

Ты ко мне прижмись

3. Мама – как волшебница,

Если улыбается-

Каждое желание

У нее сбывается.

Поцелует мамочка-

Плохое забывается,

Новый день , веселый день

Сразу начинается!

Вед. Народная мудрость гласит :

1. При солнышке тепло, при матери добро .

матери .

5. Для матери ребенок до ста лет дитенок.

6. Материнский гнев

Игра «Найди ребенка» .

детей .

Игра «Накорми ребенка» .

Частушки.

1 Дорогие наши мамы

Мы частушки вам споем,

Поздравляем вас сердечно

И привет огромный шлем.

2. Говорят я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая

Ну а я тогда в кого ж

3. Кто сказал, что я горланю,

Кто сказал, что я кричу?

Это я от своей мамы

В свою группу ухожу .

4. Что хожу я детский сад,

Я совсем не виноват,

Но пройдет всего лишь год,

И мама радостно вздохнет.

5. Попросила мама Люду

Вымыть грязную посуду.

Почему-то стала Люда

Сама грязной как посуда.

6. Подогрели суп и кашу,

Соль насыпали в компот.

Как пришла с работы мама,

Было много ей хлопот.

7. В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмел.

Но осталось от него

Три соломенки всего.

8. Вова пол натер до блеска,

Приготовил винегрет.

Ищет мама, что же делать?

Никакой работы нет.

9. Мы частушки петь кончаем

И всегда вам обещаем :

Слушать вас всегда, во всем

Утром, вечером и днем.

«Солнышком» , «небушком»

Игра «Назови маму ласково» .

1реб. Мы наш праздник завершаем ,

Милым мамам пожелаем,

Чтобы мамы не старели ,

Молодели, хорошели.

2реб. Мы желаем нашим мамам

Никогда не унывать.

С каждым годом быть все краше

И поменьше нас ругать.

Песня «Солнечный круг» .

Дети дарят подарки мамам.

Вед. Наш праздник подошел к концу празднике

Вед. От маминой улыбки становится тепло и светло. Мы сравниваем маму с солнышком : «Что солнышко в небе, что мама в дому» .

Дети читают стихи о маме.

1. Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее.

Мама – солнышко мое.

2. Миленькая мамочка,

Мама, улыбнись

Своим сердцем ласковым

Ты ко мне прижмись

3. Мама – как волшебница,

Если улыбается-

Каждое желание

У нее сбывается.

Поцелует мамочка-

Плохое забывается,

Новый день , веселый день

Сразу начинается!

Вед. Вот как красиво дети отразили в стихах, какие чудеса творит мамина улыбка.

Реб. На свете танцев много веселых и живых,

Но мне, признаться, этот милее всех других.

Вед. Народная мудрость гласит : «Чти отца своего, мать свою, ибо дольше ты будешь жить на этой земле» . Дети тоже приготовили мудрые пословицы о маме.

1. При солнышке тепло, при матери добро .

2. Птица рада солнышку, а младенец матери .

3. Нет такого дружка, как родная матушка.

4. У ребенка заболит пальчик, а у мамы сердце.

5. Для матери ребенок до ста лет дитенок.

6. Материнский гнев , что весенний снег, и много его выпадает, да скоро тает. Вед. А что мы знаем о маминых руках? Какие они?

Дети. Заботливые, добрые, нежные, теплые.

Вед. Мамины руки не знают скуки. То вяжут, то шьют, то готовят, то стирают. Мы верим и знаем, что руки мамы чудотворны.

Сейчас мама найдет своего ребенка с завязанными глазами.

Игра «Найди ребенка» .

Маме завязывают глаза и она идет и трогает руками всех, пока не найдет своего ребенка.

Вед. А теперь предлагаю мамам накормить своих детей .

Игра «Накорми ребенка» .

Мама с завязанными глазами сидит на стульчике и кормит своего ребенка.

Вед. Где песня льется, там легче живется. Запевайте песню шуточную, шуточную, прибауточную.

Частушки.

1 Дорогие наши мамы

Мы частушки вам споем,

Поздравляем вас сердечно

И привет огромный шлем.

2. Говорят я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая

Ну а я тогда в кого ж

3. Кто сказал, что я горланю,

Кто сказал, что я кричу?

Это я от своей мамы

В свою группу ухожу .

4. Что хожу я детский сад,

Я совсем не виноват,

Но пройдет всего лишь год,

И мама радостно вздохнет.

5. Попросила мама Люду

Вымыть грязную посуду.

Почему-то стала Люда

Сама грязной как посуда.

6. Подогрели суп и кашу,

Соль насыпали в компот.

Как пришла с работы мама,

Было много ей хлопот.

7. В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмел.

Но осталось от него

Три соломенки всего.

8. Вова пол натер до блеска,

Приготовил винегрет.

Ищет мама, что же делать?

Никакой работы нет.

9. Мы частушки петь кончаем

И всегда вам обещаем :

Слушать вас всегда, во всем

Утром, вечером и днем.

Вед. Знайте, дети, для того Бог украсил этот мир, чтобы мы с вами черпали из созерцания его красоты теплые отношения к маме. Почему бы не назвать маму «Солнышком» , «небушком» ? Только попробуй, и слова сами придут и лягут на сердце.

Игра «Назови маму ласково» .

1реб. Мы наш праздник завершаем ,

Милым мамам пожелаем,

Чтобы мамы не старели ,

Молодели, хорошели.

2реб. Мы желаем нашим мамам

Никогда не унывать.

С каждым годом быть все краше

И поменьше нас ругать.

Песня «Солнечный круг» .

Дети дарят подарки мамам.

Вед. Наш праздник подошел к концу . Благодарим за ваше участие в празднике , за то, что вы всегда с нами.

Воспитатель Рощина Н. Н.

Воспитатель Рощина Н. Н.

ти читают стихи о маме.

1. Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее.

Мама – солнышко мое.

2. Миленькая мамочка,

Мама, улыбнись

Своим сердцем ласковым

Ты ко мне прижмись

3. Мама – как волшебница,

Если улыбается-

Каждое желание

У нее сбывается.

Поцелует мамочка-

Плохое забывается,

Новый день , веселый день

Сразу начинается!

Вед. Вот как красиво дети отразили в стихах, какие чудеса творит мамина улыбка.

Реб. На свете танцев много веселых и живых,

Но мне, признаться, этот милее всех других.

Вед. Народная мудрость гласит : «Чти отца своего, мать свою, ибо дольше ты будешь жить на этой земле» . Дети тоже приготовили мудрые пословицы о маме.

1. При солнышке тепло, при матери добро .

2. Птица рада солнышку, а младенец матери .

3. Нет такого дружка, как родная матушка.

4. У ребенка заболит пальчик, а у мамы сердце.

5. Для матери ребенок до ста лет дитенок.

6. Материнский гнев , что весенний снег, и много его выпадает, да скоро тает. Вед. А что мы знаем о маминых руках? Какие они?

Дети. Заботливые, добрые, нежные, теплые.

Вед. Мамины руки не знают скуки. То вяжут, то шьют, то готовят, то стирают. Мы верим и знаем, что руки мамы чудотворны.

Сейчас мама найдет своего ребенка с завязанными глазами.

Игра «Найди ребенка» .

Маме завязывают глаза и она идет и трогает руками всех, пока не найдет своего ребенка.

Вед. А теперь предлагаю мамам накормить своих детей .

Игра «Накорми ребенка» .

Мама с завязанными глазами сидит на стульчике и кормит своего ребенка.

Вед. Где песня льется, там легче живется. Запевайте песню шуточную, шуточную, прибауточную.

Частушки.

1 Дорогие наши мамы

Мы частушки вам споем,

Поздравляем вас сердечно

И привет огромный шлем.

2. Говорят я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая

Ну а я тогда в кого ж

3. Кто сказал, что я горланю,

Кто сказал, что я кричу?

Это я от своей мамы

В свою группу ухожу .

4. Что хожу я детский сад,

Я совсем не виноват,

Но пройдет всего лишь год,

И мама радостно вздохнет.

5. Попросила мама Люду

Вымыть грязную посуду.

Почему-то стала Люда

Сама грязной как посуда.

6. Подогрели суп и кашу,

Соль насыпали в компот.

Как пришла с работы мама,

Было много ей хлопот.

7. В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмел.

Но осталось от него

Три соломенки всего.

8. Вова пол натер до блеска,

Приготовил винегрет.

Ищет мама, что же делать?

Никакой работы нет.

9. Мы частушки петь кончаем

И всегда вам обещаем :

Слушать вас всегда, во всем

Утром, вечером и днем.

Вед. Знайте, дети, для того Бог украсил этот мир, чтобы мы с вами черпали из созерцания его красоты теплые отношения к маме. Почему бы не назвать маму «Солнышком» , «небушком» ? Только попробуй, и слова сами придут и лягут на сердце.

Игра «Назови маму ласково» .

1реб. Мы наш праздник завершаем ,

Милым мамам пожелаем,

Чтобы мамы не старели ,

Молодели, хорошели.

2реб. Мы желаем нашим мамам

Никогда не унывать.

С каждым годом быть все краше

И поменьше нас ругать.

Песня «Солнечный круг» .

Дети дарят подарки мамам.

Вед. Наш праздник подошел к концу . Благодарим за ваше участие в празднике , за то, что вы всегда с нами.

Воспитатель Рощина Н. Н.

День Матери . Сценарий праздника для детей старшей группы .

Дети входят в зал и становятся полукругом.

Вед. Добрый день , мы неслучайно собрались в этот ноябрьский день , сегодня мы отмечаем День Матери . Приветствуем всех мам и бабушек, кто пришел на наш праздник , который мы посвятили самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым и, конечно же, самым красивым, нашим мамам.

1 реб. На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно.

Из двух слогов простое слово Мама.

И нету слов нужнее чем оно.

2 реб. Посмотрите, как мы нарядились,

Как красиво украсили зал,

В гости солнышко мы пригласили,

Чтобы мамин денек засиял.

3 реб. Мам своих мы поздравляем

И от всей души желаем,

Быть здоровыми, счастливыми

И веселыми, красивыми.

4 реб. Подрастем и будем сами

Мы заботиться о маме.

А пока доставим ей

Радость песенкой своей.

Песня «Мамочка моя»

Вед. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает. А теперь ответьте мне на вопросы.

Игра «Мамочка»

Кто пришел ко мне с утра?

-Кто сказал : «Вставать пора?»

–Кашу кто успел сварить?

–Чаю в чашку кто налил?

Кто косички доченьке заплел?

Целый дом один подмел?

–Кто тебя поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

Вед. Прошу всех дружно встать,

Вместе будем мы играть.

Игра «Ты катись веселый бубен» .

Ты катись веселый бубен быстро, быстро по рукам,

У кого остался бубен, тот станцует нам.

в старшей группе

Звучит фонограмма песни.

Ведущий:

Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре мы отмечаем такой праздник, как День Матери. Приветствуем всех мам и бабушек, кто пришел на наш вечер, который мы посвятили самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым, и, конечно же, самым красивым, нашим мамам.

Песня

1 ребёнок:

Нынче праздник! Нынче праздник!
Праздник бабушек и мам,
Этот самый добрый праздник,
Осенью приходит к нам.


2 ребёнок:

Это праздник послушанья,
Поздравленья и цветов,
Прилежанья, обожанья -
Праздник самых лучших слов!

3 ребёнок:

Мама, как волшебница:
Если улыбается – каждое желание у меня сбывается.

Поцелует мама – плохое забывается.
Новый день, весёлый день
Сразу начинается.

4 ребёнок

Мама любит и жалеет.
Мама понимает.
Мама всё моя умеет,
Всё на свете знает!

5 ребёнок:

Любимая мама, тебя поздравляю,
В День матери счастья, здоровья желаю.
Ты в сердце моём, даже, если в разлуке,
Я помню всегда твои нежные руки.

Вместе хором:
- Мы мамам любовь свою отдаём
Для них мы сегодня песню споем.

Песня «_____________________________»

6 ребёнок:

Как люблю я маму нашу. Я всесилен рядом с ней.
Злой волшебник мне не страшен и нестрашен БАРМАЛЕЙ!
Я смеюсь и мама рада, с мамой вечен наш союз.
С мамой я не только жабу, КРОКОДИЛА не боюсь!

7 ребёнок:

Ночью темной мне светло,
В день морозный мне тепло.
Если мама рядом смотрит нежным взглядом.
Солнце ярче для меня, мир и счастье для меня
МАМОЧКА МОЯ!

8 ребёнок

Мамочка, мама родная,
С праздником Мамы тебя
Я поздравляю сегодня,
Искренне, нежно любя.
Ясно, ты самая лучшая,
Мой дорогой человек!
Пусть будет долгим и радостным
Мамин и бабушкин век!

9 ребёнок:

Солнце золотое колесом скатилось
Ласковое солнце в маму превратилось
Миленькая мамочка, улыбнись
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!

Ведущий: Сколько приятных слов сказали Вам ребята! А сейчас посмотрим, как хорошо знаете Вы своих детей.

Игра «Найди своего ребёнка» (дети стоят в кругу; маме завязывают глаза и она на ощупь угадывает своего ребенка; при этом можно ребенка поставить на стульчик; у девочки снять бантик…)

10 ребёнок:

Утро начинается, мама просыпается.
И улыбкой маминой утро наполняется
Тёплыми ладонями мама вас согреет,
Добрыми словами пусть печаль развеет.

11 ребёнок:

Почему так часто вредность в нас брыкается!
"Не хочу, не буду" – это называется.
Мы ведь знаем, мамочка, ты всегда права
И "прости пожалуйста" – вновь звучат слова.

Все вместе: Будем добрыми расти, и всегда стараться будем,
Хорошо себя вести.

Ведущий: Молодцы, спасибо, ребята! А теперь частушки ! (дети берут платочки)

Все вместе: Дорогие наши мамы, мы частушки вам споем.

Поздравляем, поздравляем и привет большой вам шлем.

1. Чтобы маму на работу злой будильник не будил,
Я ему сегодня ночью три детальки отвинтил!

2. С мамой за руку хожу, маму крепко я держу,
Чтобы мама не боялась, чтоб она не потерялась!

3. У меня сестренка-чудо! Лихо моет всю посуду.
Я ей тоже помогаю - я осколки собираю!

4. Чтобы мама удивилась, мы сварили ей обед,
Почему-то даже кошка убежала от котлет.

5. Вот начистить раз в году я решил сковороду.
А потом 4 дня не могли отмыть меня.

6. В кухне веник я нашел и квартиру всю подмел.
Но осталось от него 3 соломинки всего.

7. Если мамочка сказала: «То не трогай, то не смей».
Надо слушать, потому что дом наш держится на ней.

8. Вот какие наши мамы, мы всегда гордимся вами
Умными, спокойными, будем вас достойными.

Все вместе : Мы частушки петь кончаем, и всегда вам обещаем
Слушать вас всегда во всем, утром, вечером и днем.

Ведущий: Поиграем в такую игру : я начну стихотворение, а вы заканчиваете:

Я люблю трудиться, не люблю… (лениться).
Сам умею ровно, гладко застелить свою… (кроватку)
Помогать я маме буду, с нею вымою…
(посуду)
Я без дела не сидел, сделал очень много…(дел)
Посуда вся помыта и даже не…
(разбита).

Ведущий: Вот какие помощники растут!

12 ребёнок:

Разрешите вас поздравить
Радость вам в душе оставить.
Подарить улыбку, пожелать вам счастья
Прочь невзгоды и ненастья.
Пусть исчезнет грусти тень
В этот праздничный ваш день.

13 ребёнок

Мамочка милая, ангел с небес.
Я поздравляю тебя в этот праздник
Пусть твоя жизнь будет полной чудес.

14 ребёнок

Любимая мама,
Тебя поздравляю,

В день матери счастья,
Здоровья желаю!
Пускай тебе, милая,
В жизни везет,
Пускай тебя радость
И счастье найдет!

Игра « Угадай –ка» (с закрытыми глазами угадать название крупы)

15 ребёнок:

Все со мной согласны дети:
Я сказать почту за честь,
Что мы все живем на свете
Потому, что мамы есть!

16 ребёнок:



За песенки и сказки, за хлопоты и ласки!
За вкусные ватрушки, за новые игрушки!

17 ребёнок:

Девчонки и мальчишки! Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме.
За книжки и считалки, за лыжи и скакалки!
За сладкое варенье, за долгое терпенье!

18 ребёнок:

Мы подарок маме покупать не станем-

Приготовим сами, своими руками.
Можно вышить ей платок, можно вырастить цветок.
Можно дом нарисовать, речку голубую.
А еще расцеловать МАМУ ДОРОГУЮ!

(дарим подарок мамам)

Ведущий:

Наш вечер подошел к концу. Мы благодарим всех участников конкурса, внимание к детям, за доставленное удовольствие и праздничное настроение. Пусть совместная подготовка к праздникам и ваше участие в детей в детском саду, останется навсегда доброй традицией вашей семьи. Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть добрые и нежные улыбки мамочек, Счастливые глаза их детей. За ваше участие в нашем празднике и за то, что вы всегда с нами, за то, что вы самые, самые (всем мамам вручаются медальки.)

Сценарий праздника «День Матери» в старшей - подготовительной группе.

Звучит фонограмма песни «Мама».
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады вас видеть снова! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поздравить наших замечательных мам и бабушек. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года было решено: « В целях повышения социальной значимости материнства установить праздник День матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября…» Мы хотим выразить вам свою глубокую любовь, уважение и великую благодарность. Этот праздник для Вас, самых добрых, самых чутких, самых нежных, самых красивых.
Песня «К нам гости пришли».
1 ребёнок : Нынче праздник! Нынче праздник!
Праздник бабушек и мам,
Этот самый добрый праздник,
Осенью приходит к нам.

2 ребёнок:
Это праздник послушанья,
Поздравленья и цветов,
Прилежанья, обожанья -
Праздник самых лучших слов!

3 ребёнок:
Мама, как волшебница:
Если улыбается – каждое желание у меня сбывается.
Поцелует мама – плохое забывается.
Новый день, весёлый день,
Сразу начинается.

4 ребёнок:
Мама любит и жалеет.
Мама понимает.
Мама всё моя умеет,
Всё на свете знает!

5 ребёнок:
Любимая мама, тебя поздравляю,
В День матери счастья, здоровья желаю.
Ты в сердце моём, даже, если в разлуке,
Я помню всегда твои нежные руки.
Вместе хором:
- Мы мамам любовь свою отдаём,
Для них мы сегодня песню споем.
Песня «Мамочка милая, мама моя».
6 ребёнок: Как люблю я маму нашу. Я всесилен рядом с ней.
Злой волшебник мне не страшен и нестрашен БАРМАЛЕЙ!
Я смеюсь и мама рада, с мамой вечен наш союз.
С мамой я не только жабу, КРОКОДИЛА не боюсь!

7 ребёнок:
Ночью темной мне светло,
В день морозный мне тепло.
Если мама рядом смотрит нежным взглядом.
Солнце ярче для меня, мир и счастье для меня
МАМОЧКА МОЯ!

8 ребёнок : Мамочка, мама родная,
С праздником Мамы тебя
Я поздравляю сегодня,
Искренне, нежно любя.
Ясно, ты самая лучшая,
Мой дорогой человек!
Пусть будет долгим и радостным
Мамин и бабушкин век!
Конкурс «Кто быстрее запеленает куклу». Участие принимают мамы и бабушки.
9 ребёнок:
Солнце золотое колесом скатилось,
Ласковое солнце в маму превратилось
Миленькая мамочка, улыбнись
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!
Ведущий : Сколько приятных слов сказали Вам ребята! А сейчас посмотрим, как хорошо знаете Вы своих детей.
Игра «Найди своего ребёнка» (дети стоят в кругу; маме завязывают глаза и она на ощупь угадывает своего ребенка; при этом можно ребенка поставить на стульчик; у девочки снять бантик…)
10 ребёнок: Утро начинается, мама просыпается.
И улыбкой маминой утро наполняется,
Тёплыми ладонями мама вас согреет,
Добрыми словами пусть печаль развеет.


11 ребёнок: Почему так часто вредность в нас брыкается!
"Не хочу, не буду" – это называется.
Мы ведь знаем, мамочка, ты всегда права
И "прости пожалуйста" – вновь звучат слова.
Все вместе: Будем добрыми расти, и всегда стараться будем,
Хорошо себя вести.
Ведущий: Молодцы, спасибо, ребята! А теперь частушки! (дети берут платочки)
Все вместе: Дорогие наши мамы, мы частушки вам споем.
Поздравляем, поздравляем и привет большой вам шлем.

1. Чтобы маму на работу злой будильник не будил,
Я ему сегодня ночью три детальки отвинтил!

2. С мамой за руку хожу, маму крепко я держу,
Чтобы мама не боялась, чтоб она не потерялась!

3. У меня сестренка-чудо! Лихо моет всю посуду.
Я ей тоже помогаю - я осколки собираю!

4. Чтобы мама удивилась, мы сварили ей обед,
Почему-то даже кошка убежала от котлет.

5. Вот начистить раз в году я решил сковороду.
А потом 4 дня не могли отмыть меня.

6. В кухне веник я нашел и квартиру всю подмел.
Но осталось от него 3 соломинки всего.

7. Если мамочка сказала: «То не трогай, то не смей».
Надо слушать, потому что дом наш держится на ней.

8. Вот какие наши мамы, мы всегда гордимся вами
Умными, спокойными, будем вас достойными.
Танец «Парный танец».
Все вместе: Мы частушки петь кончаем, и всегда вам обещаем,
Слушать вас всегда во всем, утром, вечером и днем.
Ведущий:
А сейчас мы с вами поиграем: я начну стихотворение, а вы заканчиваете:
Я люблю трудиться, не люблю… (лениться).
Сам умею ровно, гладко застелить свою…(кроватку)
Помогать я маме буду, с нею вымою…(посуду)
Я без дела не сидел, сделал очень много…(дел)
Посуда вся помыта и даже не…(разбита).
Ведущий: Вот какие помощники растут!
12 ребёнок: Разрешите вас поздравить
Радость вам в душе оставить.
Подарить улыбку, пожелать вам счастья
Прочь невзгоды и ненастья.
Пусть исчезнет грусти тень
В этот праздничный ваш день.

13 ребёнок:
Мамочка милая, ангел с небес.
Я поздравляю тебя в этот праздник
Пусть твоя жизнь будет полной чудес.

14 ребёнок:
Любимая мама,
Тебя поздравляю,
В день матери счастья,
Здоровья желаю!
Пускай тебе, милая,
В жизни везет,
Пускай тебя радость
И счастье найдет!
Ведущий: У наших мам самые добрые, ласковые, умелые руки. А вот насколько богатой фантазией обладают мамы, мы сейчас проверим.
Конкурс «Золотые ручки». Мамы из платков, шарфиков, бантиков делают наряд ребенку.
Ведущий: Мы проводим лотерею, сил своих мы не жалеем,
Чтоб порадовать друзей, всех собравшихся гостей,
Кто еще не взял билет – таковых надеюсь нет.
Пусть здесь нет автомобиля, но зато стихи какие.
1. Практичней выигрыша нет
Чем целлофановый пакет.

2. Любишь сладкое, иль нет
Вот вам горсточка конфет.

3. Хоть и маленькое мыло,
В нем всегда большая сила.

4. Со светом может быть осечка,
В хозяйстве пригодится свечка.

5. Чтоб иметь красивую прическу,
При себе имей расческу.

6. Счастьем ты не обделен,
Получи от нас батон.

8. Вам достался карандаш, был ничей теперь он ваш.

9. Наш дружочек не скучай,
И всегда пей крепкий чай.
10. Вам хотелось бы рояль, а достался календарь.
11. Если мяса нет у вас, суп в пакете в самый раз.
12. Чтобы зубы не болели чисти их хоть раз в неделю. зубная щётка.
13. Чтоб узнать смогли доход будет кстати вам блокнот.
14. Фортуна однако про вас не забыла, пакетик кефира вот это сила.
15. Лучше выигрыша нет чем целлофановый пакет.
16. Чтоб всегда красивым быть грим спешите получить.
17. Не болейте, будьте крепки, мы вручаем вам салфетки.
Ведущий: Лотерея разыграна, и мы предлагаем вам немного поиграть.
Игра с бубном «Ты катись веселый бубен». Взрослые и дети становятся в круг и передают друг другу бубен, говоря слова:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам.
15 ребёнок : Все со мной согласны дети:
Я сказать почту за честь,
Что мы все живем на свете,
Потому, что мамы есть!

16 ребёнок: Девчонки и мальчишки! Давайте вместе с нами
За песенки и сказки, за хлопоты и ласки!
За вкусные ватрушки, за новые игрушки!

17 ребёнок : Девчонки и мальчишки! Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме.
За книжки и считалки, за лыжи и скакалки!
За сладкое варенье, за долгое терпенье!
Все вместе: Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Ведущий: А сейчас песня про бабушку.
Песня «Про бабушку».

18 ребёнок:
Мы подарок маме покупать не станем-
Приготовим сами, своими руками.
Можно вышить ей платок, можно вырастить цветок.
Можно дом нарисовать, речку голубую.
А еще расцеловать МАМУ ДОРОГУЮ!
(дарим подарок мамам).
Ведущий: Милые женщины, мы хотим вам пожелать, чтобы вы улыбались так всегда, а не только в праздник. Пусть вас всегда радуют ваши дети. Мы ещё раз поздравляем вас с праздником. И пусть вас не покидают любовь и терпение, которые так необходимы сейчас нам всем. Пусть ваша доброта принесёт тепло в сердца окружающих вас людей, а в вашем доме всегда звучит музыка, музыка любви и доброты.
Танец с сердечками.
Ведущий:
Наш праздник подошел к концу. Мы благодарим всех мам за внимание к детям, за доставленное удовольствие и праздничное настроение.

Части речи: Имя существительное, Имя прилагательное, Местоимение, Глагол – краткий обзор

Глава 1. Части речи: Имя существительное, Имя прилагательное, Местоимение, Глагол – краткий обзор. Термины, которые некоторые люди считают ненужными.
Начнем с того, что все мы ещё в первом классе выучили, но после школы забыли за ненадобностью. Сейчас придётся выучить заново.
Существительное (Noun) – часть речи, обозначающая лицо или предмет. Cyществительные отвечают на вопрос: Кто? Что? Примеры существительных: road, water, squirrel.
Существительные бывают одушевлёнными: Student, dog, - и неодушевлёнными: desk, page. Различаются исчисляемые (Countable Nouns) и неисчисляемые существительные (Non-countable Nouns). Исчисляемые имеют свою форму и объём, их можно пересчитать: cow, girl, chair, computer, pad, cat, mouse, writer, baby. Неисчисляемые сущесвительные своей формы и объема не имеют. К неисчисляемым существительным относятся жидкости, газы, сыпучие вещества, отвлеченные понятия: steel, gold, silver (вещества), coffee, wine, water, (жидкости), sand, sugar (сыпучие вещества), oxygen, hydrogen (газы), progress, knowledge, information, news, mathematics, linguistics (отвлеченные понятия). Пусть вас не смущает конечное s в словах news, mathematics, linguistics, это неисчисляемые существительные, а не исчисляемые во множественном числе; глагол-сказуемое при них должен употребляться в единственном числе.
Замечание Письменного Стола: Многие английские слова имеют неоднозначный перевод и, соответственно, могут быть и исчисляемыми, и неисчисляемыми: ice, например, может быть льдом (неисчисляемым существительным) и порцией мороженого (исчисляемым сущесвительным); iron – железо и утюг; glass – стекло, стакан, очки; copper – медь и coppers - медяки; tin – олово и tin –консервная банка. Вне контекста различить невозможно.
Существительные в английском не имеют рода. Есть существительные, род которых очевиден: mother-father; actor-actress; lion-lioness; waiter-waitress. Однако, когда говорят teacher, student, professor, невозможно определить, о мужчине или о женщине идет речь. Даже policeman, chairman или fireman может быть женщиной.
Однако, приставленное man-woman, boy-girl, he-she или male-female указывают на пол существительного: man-servant – maid-servant; boy-friend – girl-friend; male reader – female reader; he-cousin – she-cousin; landlord - landlady.
Cуществительные бывают нарицательными (Common Nouns) и собственными (Proper Nouns). Имена людей, клички животных, географические названия – это собственные имена существительные: Charlie, Jack, Hudson, London, Paris, California, Russia. Они пишутся с заглавной буквы.
Перед существительными ставятся артикли, о которых будет подробно рассказано в Гл. 4.
Прилагательное (Adjective) – часть речи, характеризующая существительное и отвечающая на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? Примеры: great, small, comfortable. Обратите внимание, что они не имеют ни рода, ни множественного числа. The tiny lady has tiny feet and tiny nose. – У маленькой дамы маленькие ножки и маленький носик.
Местоимения (Pronouns) бывают прямые (Subject Pronouns), косвенные (Object Pronouns) и притяжательные (Possessive Adjectives).
Subject Pronouns: I he she it we you they

Object Pronouns: me him her it us you them

Possessive Adjectives: my his her its our your their
Замечание Письменного Стола: Обратите внимание, что множественное число от it – they, а не its. Несколько мужчин – they, несколько женщин – they, несколько животных, предметов – тоже they. Слово its переводится “его/её”, то есть принадлежащее какому-то предмету и пишется оно its - без апострофа. Писать “его/ её” с апострофом - это распространенная ошибка. I see a dog. Its color is black. – Я вижу собаку. Её цвет чёрный. This is our house. Its door is right here. – Это наш дом. Его дверь вот здесь. It’s – это сокращенное it is и о нем мы ещё будем говорить подробно в гл. 2.
Глагол (Verb) - часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопрос Что делает? Что делал? Что будет делать? Примеры: know, remember, advise. Каждый глагол имеет инфинитив – простейшую форму: read, write, work, study, enjoy. В английском языке глаголы – самая трудная часть речи: 49 глагольных форм, одних только инфинитивов 6. Полное изучение грамматики выходит за рамки курса разговорного ангийского для начинающих. Поэтому мы в этом учебнике выучим только два настоящих времени, одно прошедшее и две формы будущего, смотрите Главы 5, 6, 14, 15, 18. Для начала хватит, а кроме того, Протертый Стул тоже пишет мемуары. В его мемуарах английская грамматика будет изложена полностью.
И, наконец, часть речи, которой нет аналога в русском языке - Артикль (Article). Артиклей в английском два: a и the. Артикли описаны в Главе 4.
Главное в этой главе. В английском есть те же части речи, что и в русском: Nouns, Adjectives, Pronouns, Verbs, и они выполняют те же функции. Основные части речи: существительное, прилагательное, местоимение и глагол.

Вопрос о частях речи русского языка. Принципы классификации частей речи в русском языке.

ЧАСТИ РЕЧИ И ПРИНЦИПЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

Все слова русского языка в зависимости от их синтаксических, морфологических и семантических свойств распределяются по лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи. Вопрос о разделении всех слов языка по частям речи имеет длительную историю. Аристотель в IV в. до н. э. выделял 4 класса слов: имя, глагол, член и союз. В др.-индийских грамматиках Панини, Яска также выделялось 4 части речи (имя, глагол, предлог и частица). В грамматиках XVII и XVIII вв. называлось 8 лексико-грамматических разрядов слов: имя, глагол, местоимение, причастие, наречие, предлог, союз, междометие. А.Х. Востоков разделил имя на два разряда: существительное и прилагательное. В работах М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, А.А. Зализняка, А.В. Бондарко, В.В. Бабайцевой предлагались различные принципы классификации частей речи, которые были положены в основу многих традиционных грамматик.

В настоящее время в лингвистической науке не существует единого мнения относительно количества частей речи и их лексико-грамматической принадлежности. Например, А.М. Пешковский не включал в разряд частей речи местоимения, числительные, предлоги, союзы и междометия. Ю.С. Степанов не считал частями речи местоимения, союзы, частицы, часть предлогов и наречий. А.А. Шахматов выделял в особую часть речи неизменяемые местоименные слова типа всюду, здесь, там и др. В «Русской грамматике» (1980) к местоимениям относятся только местоимения-существительные типа я, ты, себя, кто, что, никто, кое-кто, а слова мой, твой, свой, такой, каждый, чей-нибудь рассматриваются как местоименные прилагательные. В разделе имён прилагательных рассматриваются и слова первый, второй, третий .

Распределение слов по частям речи осуществляется с учётом трёх принципов: семантического (общего категориального значения), морфологического (включая словообразовательные признаки) и синтаксического. С е м а н т и ч е с к и й принцип учитывает наиболее общее значение слов каждой части речи. В соответствии с этим принципом выделяются имена существительные (имеют обобщенное значение предметности), прилагательные (обозначают признаки), глаголы (обозначают действия и процессы), числительные (называют числа) и др. М о р ф о л о г и- ч е с к и й принцип учитывает морфологическое своеобразие слов: их изменяемость/неизменяемость, особенности словоизменения (склонение, спряжение), специфику грамматических категорий. Так, существительным свойственны категории рода, числа, падежа, глаголам – вида, времени, лица, залога и наклонения. Неизменяемыми являются наречия, деепричастия, категория состояния, модальные слова, все служебные части речи, междометия, слова других частей речи, как правило, изменяемы. С и н т а к -с и ч е с к и й принцип учитывает синтаксическую функцию слова в предложении и его грамматическую сочетаемость с другими словами. Например, существительные, прилагательные, причастия, местоимения в предложении являются определениями; существительные – преимущественно подлежащими и дополнениями; глаголы – сказуемыми; наречия – обстоятельствами. Существительные сочетаются со словами, которые могут их определять, глаголы – управляют формами других слов, прилагательные – согласуются с существительными и др.

Исходя из семантических, морфологических и синтаксических принципов, в русском языке выделяется 7 знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (причастие и деепричастие - его атрибутивные формы), наречие и категория состояния. Доминирующими среди знаменательных частей речи являются имена существительные (свыше 56 тысяч), глаголы (около 40 тысяч), прилагательные (свыше 25 тысяч) и наречия (около 6 тысяч). При выделении категории состояния учитывался прежде всего синтаксический принцип (употребление в качестве сказуемого в безличном предложении). В школьных и многих вузовских учебниках, а также в «Русской грамматике» (1980) слова категории состояния рассматриваются в разряде предикативных наречий. Три части речи – предлоги, союзы и частицы – являются служебными. Они имеют ослабленное лексическое значение, не являются членами предложения, служат для выражения различного рода отношений между словами в предложении. Особую группу среди частей речи составляют так называемые квази-слова. К ним относятся междометия, звукоподражания и модальные слова. Они не получили четкого лексического и грамматического оформления и служат для выражения каких-либо чувств и волеизъявлений (эй, ах, чу), имитации звуков живой и неживой природы (ку-ку, гав-гав, шу-шу-шу), а также для выражения субъективного отношения говорящего к содержанию высказывания (несомненно, бесспорно, видимо).

Таблица 1. Классификация слов по их принадлежности к определённой части речи

Состав указанных лексико-грамматических разрядов слов не является чётко очерченным, застывшим и неизменным. Слова из одного разряда могут переходить в другой разряд, что связано с выполнением словом новой синтаксической функции и приобретением новых признаков и свойств. В связи с этим выделяются переходные (или синкретичные) слова, которые совмещают в себе признаки нескольких частей речи. Так, в предложении Мы прошли один километр слово один является числительным (обозначает определённое количество), в предложении Все жили дружно, одними интересами слово один выполняет функцию прилагательного (обозначает признак предмета, выступает синонимом к прилагательным одинаковый , схожий , подобный ), в предложении Мне вспомнилась одна старая история слово один является местоимением (синонимом к нему выступают слова какой-то, некий ).

Именные части речи (существительное, прилагательное, местоимение), числительные. Их семантика, грамматические категории.

Синтаксические функции имени существительного.

Могут употребляться в роли любого члена предложения, однако наиболее характерна роль подлежащего или дополнения.

Могут определяться прилагательными, причастиями, местоимениями и порядковыми числительными, которые при этом согласуются с ними в роде, числе и падеже.

Могут входить в сочетания с глаголом, наречием, безлично-предикативным словом.

В этом номере мы обратимся к задачам, посвященным имени существительному: собственным и нарицательным именам, категориям одушевленности, рода и числа, а в следующем выпуске рубрики остановимся на склонении существительных.

Семантической основой прилага­тель­но­го является понятие качества (В. В. Виноградов). Каче­ствен­ный признак доминирует в значении прилага­тель­но­го, которое легко развивает каче­ствен­ные семы, ср. «деревянный стул» - «деревянная походка». Прилага­тель­ное само по себе не имеет денотации и соот­но­сит­ся с денотатами только через посредство определяемого им существи­тель­но­го. Экстенсионалом (см. Номинация) прилага­тель­но­го является область предме­тов или событий, обладающих соответствующим признаком (иногда говорят и о денотации прилага­тель­но­го как об области признаков, присущих соответ­ству­ю­щим предметам).

Поскольку прилага­тель­ное соотносится с денотатом только через посредство опреде­ля­е­мо­го им существительного, оно всегда семантически связано с последним. Эта связь осуществляется двумя способами: прилага­тель­ное выступает либо как определение при существительном, образуя атрибутивную конструкцию, либо как предикат или часть предиката, соединяясь с существительным через глагол-связку. Признак атрибутивности​/​предикативности часто вводят в определение прилага­тель­но­го как его основную функциональную особенность. Семантические подклассы прилага­тель­ных различаются по их способности выступать в атрибутивной и/или предикативной позиции. Противопоставление по атрибутивности​/​предикативности нейтрали­зу­ет­ся в конструкциях с так называемым предикативным определением: «Коля пришёл радост­ный», где прилага­тель­ное, входя в состав предиката, является атрибутом к субъекту.

По семантике прилага­тель­ные крайне неоднородны, их классификации разнообразны и опираются как на значения самих прилага­тель­ных, так и на свойства денотатов, к которым относятся признаки, а также на возможности интенсификации (усиления признака, ср. рус. «очень хороший», исп. gravísimo ‘тяжелейший’, кирг. бопбош ‘совершенно пустой’), сочетаемости с разными видами наречий и т. п. Выделяют оценочные прилага­тель­ные («хороший» - «плохой»), параметрические («низкий» - «высокий»), прилага­тель­ные формы, цвета и т. д. Выделяют также прилага­тель­ные, обозначающие свойства вещей, воспринимаемые чувствами, физические качества людей и животных и внутренние, психологические свойства (Виноградов), постоянные качества и временные состояния. По-видимому, универсальным является деление прилага­тель­ных на качественные и относительные. Качественные прилага­тель­ные считаются «классическими» предикатами, так как они не включают никаких других сем, кроме предикативных. Значение качественных прилага­тель­ных гомогенно, оно плохо делится на семы, характеризуется подвижностью в зависимости от содержания денотата, к которому относится признак, и имеет тенденцию к отрыву от денотата и сдвигу в соседние семантические зоны (Н. Д. Арутюнова), ср., например, «печальный пейзаж», «печальное настрое­ние», «печальное выражение лица», «печальный результат», «печальное происшествие», «рыцарь печального образа» и т. д. Семантические отношения внутри системы качественных прилага­тель­ных опираются прежде всего на сигнификаты, для них характерна антонимия и особый характер синонимии, основанный не на сходстве денотатов, а на близости сигнификатов (ср. «весёлый», «радостный», «живой» и т. д.). Качественный признак, лежащий в основе семантической структуры прилага­тель­ных, может меняться по шкале интенсивности, что определяет два основных семантических свойства прилага­тель­ных - способность иметь степени сравнения и способность сочетаться с интенси­фи­ка­то­ра­ми. Вопрос о том, какую степень - положительную (нейтральную) или сравни­тель­ную - следует считать семантически первичной, является спорным. Так, дом можно охарактеризовать как большой по сравнению с другими домами, бо́льшими или меньшими, и в этом случае исходной для приписывания признака является сравнительная степень, или как представ­ля­ю­щий норму для данного класса предметов (больших домов), и в этом случае исходной оказывается положительная степень (нейтраль­ный признак).

Значение относительного прилага­тель­но­го иное: это отношение, устанавливаемое между пред­ме­том (или признаком) и другим предметом, признак которого обозначается прилага­тель­ным. Значение относительного прилага­тель­но­го часто истолковывают, вводя раскры­ва­ю­щий это отношение предикат типа «состоящий из», «похожий на», «содержащийся в», «сделанный из»; выделяется около 30 общих значений такого рода и значительное количество частных. Семантика относительного прилага­тель­но­го представляет собой сложную признаковую структу­ру, соотне­сён­ную со структурой исходного слова. Относительное прилага­тель­ное не имеет центрального признака, который может градуироваться, поэтому оно не имеет степеней сравнения и не сочетается с интенсификаторами. В процессе окачествления относительного прилага­тель­но­го его значение перестраивается: качественный признак выступает на первый план, а другие погашаются.

делятся на качественные и относительные

категориях рода, числа и падежа. Категория рода – это словоизменительная категория. Как и в русском языке, прилагательные изменяются по родам: они могут быть в форме мужского, женского или среднего рода. Род прилагательного зависит от рода того существительного, с которым оно согласовано

Словоизменение прилагательных происходит также по падежам и числам, т. е. прилагательные, как и существительные, склоняются.

\Местоимение кто может сочетаться с формами прилагательных мужского и женского рода, указывая соответственно на лиц мужского или женского пола. Однако при обозначении лиц обоего пола местоимение кто сочетается с глаголом прошедшего времени и сослагательного наклонения лишь в форме мужского рода: Кто глупый (глупая)? Кто пришел, Саша? Кто пришел, Оля?

Местоимение что может указывать на предметы мужского, женского и среднего рода, но формально зависящие от него слова ставятся в форме среднего рода. То же можно сказать о всех местоимениях, производных от что: Ничто человеческое нам не чуждо. Никто не забыт, ничто не забыто.

Местоимение себя может иметь не одну родовую форму: себя, бедного; себя, бедную. Однако, поскольку отсутствует форма именительного падежа, нельзя утверждать противопоставленность мужского и среднего рода. Местоимения-существительные некого, нечего также не имеют форм именительного падежа, поэтому их можно причислять и к мужскому и к среднему роду.

Все местоимения-существительные обладают категорией одушевленности (неодушевленности: я, ты, мы, вы, кто и производные от него – одушевленные что и производные от него – неодушевленные. Местоимения он, она, оно, они, себя могут выступать и как одушевленные и как неодушевленные: вижу кого? Их всех (туристов); что? Их все (палатки).

Большинство местоименных существительных не чужды идее счета, однако, не имеют морфологических средств для выражения числового противопоставления. Они ведут себя подобно существительным типа сани, пальто. При этом одни местоименные существительные себя, кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто могут выражать числовые противопоставления согласуемыми словоформами: себя, больного – себя, больных, кто такой – кто такие (ср.: красивое метро, красивые метро), другие вообще не могут выражать противопоставление по числу: что такое, что такие (ср.: новые очки – и об одних очках и о нескольких очках).

Противопоставление по числу имеют местоименные существительные он, она, оно – они.

Число местоимений я, ты - мы, вы отличается от корреляции по тчислу существительных, т.к. книга – книги = много книг, я – мы = много «я»; ты – вы = много «ты» (мы и вы – совокупность различных лиц, т.е. «я» и еще кто-то, «ты» и еще кто-то).

У данной группы местоимений, как существительных, есть категория падежа, однако категория падежа у местоименных существительных имеет ряд отличительных особенностей. У некоторых местоименных существительных отсутствуют отдельные падежные формы. Например, у местоименных существительных себя, некого, нечего нет формы именительного падежа, у местоимения нечто есть только форма именительного-винительного падежа.

Местоимения он, она, оно в ряде падежей могут иметь по две формы: был у него – лишился его (Р.п.), поехал к ней – посоветовал ей (Д.п.); люблю их – влюблен в них (В.п.).

Местоименные существительные никто, ничто, некого, нечего в отдельных падежах образуют разорванные формы: нет ни у кого (ни у чего), пойти не к кому, прикрепить не к чему.

В группу обобщенно-качественных местоимений входят следующие местоимения: указательные (тот, этот и др.), притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, каждый и др.), вопросительно-относительные (какой, чей, который и др.), неопределенные (какой-то, какой-нибудь, чей-то, чей-либо, кое-какой и др.), отрицательные (никакой, некоторый, ничей).

Все местоименные притягательные – изменяемые. Как и прилагательные, они обладают словоизменительными категориям и рода, числа и падежа, определяют существительное и согласуются с ним в роде, числе и падеже: моя (ж.р., ед.ч., и.п.) тетрадь, моих тетрадей, наш институт, в нашем институте и и.д. Склоняются эти местоимения по образцу прилагательных типа мамин (тот, того, тому и т.д.), местоимение чей склоняется как прилагательные с основой на j.

Местоименные прилагательные лишены противопоставления по полноте=краткости. Все они полные, т.е. изменяются не только по числам, но и по падежам. В предложении местоименные прилагательные, как и прилагательные, выступают в роли согласованного определения, но в отличие от них не все местоименные прилагательные могут выступать в роли сказуемого.

Обобщенно-количественные местоимения включают вопросительное местоимение сколько, указательное столько, отрицательное нисколько, неопределенное несколько, сколько-то, сколько-нибудь и т.д.

Как и числительные, данные местоимения не обладают категориями рода и числа, но имеют категорию падежа. И синтаксическая сочетаемость с существительными у них такая же, как у числительных: в именительном падеже и винительном падеже местоимения-числительные управляют падежом существительных, требуя от них родительного падежа множественного числа, например: скольким ученика, о скольких учениках, сколькими учениками и т.п. В косвенных падежах местоимения-числительные склоняются, как и прилагательные, в форме множественного числа: скольких, сколькими и т.д.

В зависимости от семантики, структурных и грамматических особенностей числительные делятся на 3 лексико-грамматических разряда: количественные, собирательные и порядковые.

По семантике местоимения делятся на 9 разрядов:

1.Личные местоимения: я, ты, мы, вы, личноуказательное он (она, оно, они).

При склонении личных местоимений я, мы в косвенных падежах наблюдается изменений основы (супплетивизм): я – меня, мне и т.д.; мы – нас, нам и т.д. При склонении личноуказательного местоимения он (она, оно, они) наблюдается также изменение основы в косвенных падежах: он – его (него), ему (нему) и т.д.; она – ее (нее, ней); ей (ней) и т.п.; в косвенных падежах после предлогов добавляется буква н (был у него, с ним, с нею и т.п.).

2.Возвратное местоимение себя, указывает на отношение к действующему лицу (т.е. на производителя действия).

Возвратное местоимение себя склоняется по типу местоимения ты, однако, не имеет формы И.п.

В творительном падеже местоимения я, ты, себя имеют две формы мной и мною, тобой и тобою, собой и собою. Первая более употребительная. Однако в поэтической речи достаточно часто используется вторая.

3.Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их.

Притяжательные местоимения склоняются по типу полных прилагательных. Притяжательные местоимения мой, твой, свой – по типу прилагательного синий, а местоимения наш, ваш – по образцу старший.

Притяжательные местоимения его, ее, их не склоняются и выполняют в предложении функцию несогласованного определения: Я видел его брата. Эти местоимения следует отличать от лично-указательные, которые выполняют функцию дополнения: Я встретил его недавно.

4. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, таковой, столько и устаревшие сей, оный, экий, эдакий (этакий) – указывают на предметы, качества предметов, их количество.

Указательные местоимения склоняются как прилагательные с разными типами основы: как прилагательные с твердой основой (таковой, оный) или как прилагательные смешанного варианта (такой этот, тот, эдакий) или как прилагательные с мягкой основой (сей).

Местоимение столько склоняется как прилагательное с основой на мягкий согласный, но имеет в косвенных падежах только формы множественного числа с неподвижным ударением на основе: столько, стольких, стольким, столькими и т.д.

5. Определительные местоимения весь (вся, всё, все), всякий, каждый, самый, сам, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

Определительные местоимения склоняются как прилагательные с разными типами основы. Особенностью склонения местоимения самый является наличие постоянного ударения на основе во всех падежах, наличие двояких форм в винительном падеже для указания на одушевленные и неодушевленные предметы. Особенностью склонения сам является наличие колеблющихся форм женского рода в винительном падеже самоё, саму, из которых чаще используется вторая.

6. Вопросительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько – содержат вопрос о лице или предмете, его признаках, о количестве предлогов: Кто не пришел? Кого меж вами нет? (П); Кто знает, сколько каждый живущий на земле оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? (И.Тургенев); Который час? Какое дело тебе по душе?

7. Относительные местоимения: те же самые, что и вопросительные. Утрачивая вопросительное значение, указывают на предмет, качество, количество, обозначенное в главной части и служат в качестве союзных слов для присоединения придаточной части к главной в сложноподчиненных предложениях: Есть святые чувства, которых не должна касаться чужая рука (М-С); Трудно описать восторг и страдание, какими светилось ее некрасивое лицо (Ч); О, Кармен, мне печально и дивно, что приснился мне сон о тебе» (Бл.).

Вопросительное и относительное местоимение кто склоняется по типу местоимений этот, тот. Местоимение что склоняется как местоимение весь, т.е. по типу прилагательного с основой на мягкий согласный. Остальные вопросительные и относительные местоимения также склоняются по типу прилагательных: по типу прилагательных с твердой основой: который, по типу прилагательного лисий – чей, по типу прилагательных смешанного варианта: какой. Местоимение сколько склоняется так же, как и местоимение столько.

8. Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего – имеют общее значение отрицания. Они образовались от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок не-, ни-: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего: Никто не забыт, ничто не забыто; Ни вывески никакой, никакого оживления во дворе (Н.Атаров).

Склонение отрицательных местоимений сходно со склонением тех местоимений, от которых они образованы. Отрицательные местоимения некого, нечего имеют неполную парадигму (отсутствуют формы именительного падежа), при их склонении ударение во всех падежах падает на отрицательную частицу. В местоимениях никого, ничего ударение всегда падает на окончание: никого, ничего.

9.Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, какой-либо, чей-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь и т.д. – имеют значение приблизительного указания на предмет или признак. Неопределенные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок (не-, кое-) и постфиксов (-то, -либо, -нибудь).

Количественные числительные – это слова, обозначающие отвлечённое число или количество предметов. Количественные числительные делятся на целые и дробные, например: десять, сто, три седьмых, одна шестая. Школьная грамматика относит дробные количественные числительные к отдельному лексико-грамматическому разряду.

Собирательные числительные – это слова, обозначающие определённое количество предметов или лиц как совокупность.

Порядковые числительные – это слова, обозначающие порядок предметов при счёте.

Не все учёные выделяют порядковые числительные. Вузовская грамматика рассматривает их как прилагательные, обозначающие признак предмета по отношению к числовому понятию. Школьная грамматика относит эти слова к порядковым числительным.

Имя числительное (numeralis) – это знаменательная часть речи, которая включает слова, имеющие общее категориальное значение нумеральности, обозначающие отвлечённое число, количество или порядок предметов при счёте и выражающие это значение в грамматической категории падежа, а в некоторых группах числа и рода.

Имя числительное отвечает на вопросы: сколько? который по счёту (по порядку), сколько вместе?

В предложении имена числительные могут выступать в функции любого члена предложения (подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства): Семь умножить на два. Пятью пять – двадцать пять. Семеро суток мы были в Москве. Пошла третья неделя учебного года.

Имена числительные обозначают:

1) отвлечённое число (обычно в математике): семь, двести двенадцать, триста семьдесят пять тысяч шестьсот тридцать один;

2) количество предметов в целых единицах: четыре ученика, сто десять домов, двести баррелей нефти, девять помидоров;

3) количество предметов в дробных единицах: одна вторая театральной труппы, три четвёртых населения планеты, две третьих торта, полтора арбуза;

4) количество предметов как совокупность: трое друзей, шестеро суток, обе подруги, семеро котят;

5) порядок следования предметов при счёте: пятая неделя, второй срок, сто тридцать девятый маршрут.

Обозначая конкретное числовое понятие, все числительные, за исключением порядковых числительных и числительного один, не имеют грамматической категории числа. Числительным, кроме порядковых и один, два, оба, тысяча, миллион, миллиард, не свойственна категория рода.

По структуре числительные делятся на следующие группы:

1) простые, которые состоят: а) из корня и флексии (окончания): один, оба, первый, б) из корня, суффикса и флексии: двенадцать, восемнадцать, сот-Ø-ый, шест-ер-о;

2) сложные, которые состоят из двух корней и флексии или двух флексий: дв-е-ст-и, пять-□-сот-□, двухсот-Ø-ый;

3) составные, которые состоят из двух и более отдельных числительных: сто двадцать, пять миллионов двести тысяч пятьсот тридцать семь.