Земля же круглая. Так Земля круглая или плоская? Почему Земля обладает именно округлой формой

Приходите вовремя

Если вы сделали бронь, то можете опоздать максимум на 15 минут. Пробки, мороз, жара, сложная укладка, узел на галстуке должны быть учтены только вами, но никак не работниками ресторана. Если вы пропустили свое время, и свободных столов уже нет, то это не повод для скандала. Настоящие леди и джентльмены всегда найдут способ договориться. Прочим укажут на дверь.

Следите за своими детьми

Дети, конечно, — цветы жизни, особенно для любящих родителей, которые всеми возможными способами приучают своих чад к файндайнингу. Но когда ваши отпрыски из флоры превращаются в дико орущую и бегающую под ногами у официанта фауну, будет совершенно справедливо попросить вас покинуть зону общественного питания. И не рассчитывайте, что мультики на планшете с включенным на всю Ивановскую звуком решат проблемы с гиперактивностью ребенка. Наушники должны быть в обязательном порядке. Обедающие гости, занятые делом официанты и повара совершенно не обязаны любить ваших невоспитанных детей, если даже вы слышали, что так делают в Японии, Италии или на Марсе (на самом деле — не делают).


Будьте вежливы с официантами

Сервис в ресторане — не форма рабства. Официант находится на работе, которая состоит в том, чтобы сделать ваше пребывание в заведении максимально приятным. Он принимает заказ, осуществляет связь между гостем и поваром, приносит блюда и убирает грязную посуду, может даже поднять вам настроение улыбкой или комплиментом. Но он не ваш психоаналитик, не мальчик для битья, не раб и не игрушка. В его сторону не нужно шипеть, цокать или щелкать пальцами. Если вам, скажем, срочно понадобилось поменять приборы, установите визуальный контакт. Матерный вокабуляр, развязные жесты, пренебрежение и флирт лучше оставить за пределами ресторана, даже если ваше горячее запаздывает. Вы удивитесь, но ваш официант в свободное время тоже ходит по ресторанам, а отдыхать ездит за границу.

Спрячьте телефон

Научитесь получать удовольствие офлайн. Во-первых, отключите звук. Свежескаченный рингтон со звуком смываемый в туалете воды развлекает только вас, но никак не окружающих. Во-вторых, держите свой телефон в сумке или кармане, по крайней мере, до того момента, пока вам не приспичит сфотографировать поразившее вас блюдо. Впрочем, инстаграм — тоже не самая уважительная причина, чтобы доставать телефон во время ужина с друзьями. Вряд ли им будет приятно видеть, как вы тычете пальцем в экран вместо того, чтобы общаться с ними. И, разумеется, не разговаривайте по телефону, когда у вас принимают заказ. Это просто хамство.

Научитесь пользоваться тканевой салфеткой

Тканевая салфетка — обязательная деталь в любом классическом ресторане. А еще — индикатор вашего воспитания, почище владения языками или умения вальсировать. Поэтому научитесь наконец ей пользоваться. Салфетка должна всегда лежать на коленях и только на коленях. Не нужно заправлять ее за воротничок рубашки или горловину свитера, это моветон. Если вам необходимо выйти из-за стола по срочной причине, оставьте ее на стуле. А когда обед или ужин закончены, аккуратно положите ее слева от тарелки. Помните, это не носовой платок, не средство для снятия макияжа и уж тем более не кармашек для сбора использованных зубочисток. Чистить зубы и поправлять макияж надо в туалете, а не за столом.

Научитесь обращаться с ножом и вилкой

Нож в правой, вилка в левой — это мы выучили еще в детском саду. Мы же культурная нация. А вот остальные правила даются нам с трудом. Запомните: не стоит держать нож будто это карандаш. Наклоните его под углом, так еду удобнее резать. Если вы уже приступили к трапезе, но вам нужно отвлечься и освободить руки, то приборы лучше оставить в пределах тарелки. Сложите их домиком, чтобы официант не решил, что вы закончили. Когда вы действительно доели, вилку и нож нужно положить на тарелку параллельно друг другу. Если званый обед или ужин предполагает серию подач под разные приборы, начинать нужно с самой дальней от вашей тарелки пары.

Не наливайте белое вино в бокал, откуда вы пили красное

У напитков свои ритуалы. Посуда для воды и вина всегда стоит справа от вашей тарелки. Как говорится, ешь левой, пей правой. Когда официант наливает вам вино (красное — в больший по размеру бокал, белое — в бокал поменьше), пожалуйста, не трогайте бокал, чтобы ему помочь. И не стоит наливать себе белое в бокал, откуда вы пили красное, даже если очень хочется, и уж тем более переливать непонравившееся вино в бокал соседа (даже с его согласия). Кстати, поднимая тост, всегда смотрите в глаза соседу, а не на свой бокал. Кто знает, может быть, это начало добрых долгих отношений?

Уважайте еду

Еда на вашей тарелке родилась не на ресторанной кухне. Она прошла долгий путь и когда-то росла, цвела, плавала или бегала. Относитесь к ней с уважением. Заказывайте ровно столько, сколько сможете съесть. В ресторане авторской и высокой кухни не просите кетчуп или майонез. Не дуйте на блюдо, потерпите пока остынет. Не солите и не перчите его до того, как попробовали. Не притворяйтесь бывалым ресторанным обозревателем («Марко готовил лобстера лучше....»), уставшим от бесконечной череды мишленовских звезд. И, конечно, не стоит во всеуслышание сравнивать ресторанную еду со стряпней вашей мамы. У мамы всегда лучше, без вариантов.

Следите за локтями

Аристократы приучали своих детей правильно сидеть за столом, заставляя прижимать книги локтями к телу. Это до сих пор актуально! Ваши локти не должны касаться соседей ни слева, ни справа, на стол их тоже ставить нельзя. И да — постарайтесь на разговаривать с набитым ртом.

Объективно оценивайте работу шефа

Пространные рассуждения в духе «не мой тартар», «севиче не удивило» и «кролик не зацепил» оставьте при себе. Ресторану помогут только конкретные замечания: пережарил, переморозил, пересолил, подал несвежим. Адекватная критика, по делу, обращенная к ответственным работникам, в сто раз эффективнее офлайн-скандала или онлайн-склок.

Поход в ресторан сопровождается красивой одеждой, душистым парфюмом и хорошим настроением. Если это ваш первый выход в свет, вам необходимо изучить небольшой свод правил поведения в ресторане, дабы не отпугнуть своего партнера незнанием этикета.

Правила этикета в ресторане

По требованиям этикета мужчина должен придти незадолго до прихода женщины, дабы найти свободный столик. В редких случаях, когда мужчина опаздывает, женщине необходимо самостоятельно выбрать стол. По приходу партнер должен объяснить причину своего опоздания, а дама, внимательно выслушав, должна его

Перед тем, как пройти к столику, гостям предлагают оставить одежду в гардеробе. В этом случае мужчина должен помочь своей спутнице снять верхнюю одежду, а уже потом сдать свою (номерок остается у мужчины).

Салфетки, которые находятся на столе возле приборов стоит расправить и постелить на колени. Она должна находится там до конца трапезы. Зачастую салфетка скатывается с платья женщины, поэтому ее нужно удерживать. Если случилось так, что она все же упала, мужчина должен сделать вид, что ничего не заметил, а дама самостоятельно и незаметно должна вернуть ее на место.

После того, как заказ уже был сделан, есть время чтобы отлучится на пару минут, например покурить.

Инициатором ухода из заведения выступает мужчина. Только в редких случаях дама может сама предложить уйти.

Столовые приборы в ресторане

Человек, который редко посещает такие заведения может запутаться в разнообразии имеющихся приборов. Привычный нож вместо острого лезвия имеет и туповатую форму, что связано с возможным использованием острого ножа в качестве холодного оружия.

Ложки появились позднее ножей, но вошли в ряды столовых приборов раньше. По началу их носили за голенищем сапог, у некоторых же имелись специальные футляры. Иметь столовые приборы под рукой - было нормой, вдруг где понадобятся.

Вилка в далекие 15 века была привилегией знати. В обиход русских пришла благодаря Петру I. Ранее попытки были безуспешны. Первые вилки имели плоскую форму и два зубчика. Со временем они приняли более удобный вид.

Если раньше какие-то столовые приборы использовались редко, то сегодня без них есть невозможно.

Прием пищи в ресторане принято начинать с закуски. Вместе с тарелкой клиентам предлагается закусочный нож, который имеет длину равную диаметру посудины, и небольшую вилку.

Следом, после приятной закуски, клиентам полагается первое и второе блюдо. Столовые приборы подлежат смене. Как и в случае с закуской, нож имеет тот же диаметр, что и тарелка. Остальные столовые приборы незначительно отличаются в размерах.

Для рыбы существует особый набор- нож, напоминающий лопатку и вилка, имеющая привычные, но короткие зубчики. Также существует, но в редких случаях подается к столу, вилка для шпрот. Имеет привычную форму, обладает пятью зубцами, последние из которых объединены для удобства клиента.

К десерту приборы подлежат смене. Нож, как и в предыдущих случаях, имеет длину идентичную диаметру десертной тарелки, также он уже и острее привычных. Остальные приборы чуть короче чем нож, вилка на этот раз имеет три зубчика.

Фрукты хоть и являются десертом, но имеют свой столовый набор. Нож и вилка в этом случае меньше, последняя имеет всего два зубца.

Кофе или чай подаются со специальными кофейными/чайными ложечками.

Несколько правил о том , как использовать выше перечисленные приборы :

  • нож находится в правой руке ;
  • в процессе потребления пищи приборы должны быть параллельно столу;
  • ложка не наполняется до краев , дабы не пролить ее содержимое ;
  • чтобы доесть остатки пищи наклоняйте тарелку от себя;
  • если вы взяли столовый прибор - класть его обратно на стол нельзя, ибо к нему может прилипнуть пыль и другие микробы;
  • во время паузы столовые приборы нужно класть на тарелку так, чтобы конец вилки немного пересекался с концом ножа;
  • после окончания трапезы класть приборы нужно параллельно.

Этикет за столом в ресторане

После того, как вы присели за стол, вам принесут меню и дадут немного времени для того, чтобы вы определились с заказом. По правилам этикета первое блюдо выбирает женщина. Или же она может позволить мужчине сделать выбор за нее.

Обслуживающий официант в первую очередь приносит блюдо, которое заказала женщина. Приступать к трапезе нужно после того, как всем сидящим за столом принесли еду. Посетитель может попросить новые приборы, если его случайно упали на пол (поднимать их не надо). Если по маленькой неосторожности вы разбили посуду, не переживайте ее стоимость включат в счет.

По этикету в ресторане нельзя вести громкую беседу, мешать окружающим, низко наклоняться к тарелке, разваливаться на стуле и конечно же класть локти на стол. Потребляйте пищу неторопливо, дабы прочувствовать каждый аромат. Дайте пище остыть, ведь по правилам этикета дуть на еду нельзя.

Рыбные и фруктовые косточки следует вытаскивать при помощи вилки. Если пища вам совершенно не понравилось, то аккуратно и плотно поднесите салфетку ко рту и выплюнете ее.

Ольга Мерц

Руководитель, педагог по этикету «Школы хороших манер»

Резервирование столика

После того, как вы определились с местом, необходимо забронировать столик. Резерв должен быть на имя одного человека, но с уточнением количества персон. Здесь и пригодится ваше знание особенностей данного заведения. Если это статусные авторские рестораны, подумайте, какой именно столик вас интересует, потому что от этого будет зависеть общее настроение и комфорт.

Вход в ресторан: кто первый?

Вопрос, кто входит первым в ресторан, очень важен, но для многих непонятен. Если это мужчина и женщина, то стоит учитывать, в каких отношениях они находятся.

Согласно французскому этикету, первым входить обязан, как ни странно, мужчина. Считается, что он должен внимательно осмотреться, понять, насколько все благополучно, и лишь затем в заведение заходит дама. Этому есть историческое объяснение: в XVIII веке в ряд французских ресторанов первой входила женщина лишь в том случае, если она являлась представительницей одной из древнейших профессий - швейцар сразу понимал, кто их клиент.

В России принято пропускать даму вперед, приоткрывая ей дверь. Как поступать в такой ситуации, каждый решает сам. На мой взгляд, правильнее будет, если мужчина приоткроет дверь так, чтобы он мог видеть обстановку внутри, а затем даст женщине возможность пройти вперед, а не оставит ее ожидать за дверью, что может быть неверно истолковано.

В случае, если в ресторане есть швейцар или портье, то здесь действует следующее правило: мужчина пропускает вперед даму. Если мы говорим о встрече друзей, то следует пропускать того, кто более почтенен по возрастному цензу.

Как вести себя в гардеробе

Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе. Исключением для женщины может быть легкое меховое манто или боа: именно эти вещи в холодное время можно взять с собой в зал ресторана.

Если на встречу приходят бизнес-партнеры, то каждый раздевается сам. Женщина при помощи портье, а мужчина самостоятельно. Сотрудник ресторана, работающий в гардеробе, может помочь раздеться мужчине - это абсолютно нормально.

Когда в ресторан приходит влюбленная или семейная пара, швейцар помогает женщине раздеться, или же мужчина сам ухаживает за дамой, а затем передает одежду сотруднику гардероба. Галантность и проявление вежливости должны исходить от мужчины. Это естественно и закономерно.

В разных странах мнения по поводу верхней одежды сильно отличаются. Например, в Европе вещи не всегда сдают в гардероб. Если человек одет в легкую ветровку или плащ, он может взять их с собой и повесить на спинку стула. Это ментальная особенность, характерная для северной Европы, Германии, Голландии, так как они относятся к ресторанам не с такой торжественностью, как в России.

Тяжелые сумки и мужские кейсы обязательно следует сдавать в гардероб. Исключением являются только ценные вещи, которые лучше взять с собой. Женщине позволительно брать в зал женскую сумочку или клатч. Зонт следует оставлять в гардеробе в сложенном виде, но если вы хотите просушить его, обратитесь с просьбой к сотруднику, работающему в фойе.

Вход в зал и рассадка

Первенство здесь принадлежит мужчине, который следует за мэтром или официантом: он проходит вперед, чтобы оценить обстановку. Если это бизнес-партнеры или друзья, то роли распределяются таким образом: первым идет тот, кому принадлежит инициатива.

Если даме нужно привести себя порядок, поправить макияж и прическу, делать это следует в туалетной комнате. Мужчина в это время ожидает спутницу, после чего их провожают к столику. Прихорашиваться за столиком - моветон, поэтому даме следует позаботиться о внешнем виде заранее.

Подходя к столу, мужчина усаживает женщину, затем садится сам. Если за гостями ухаживает официант, то мужчина не садится до тех пор, пока не сядет его спутница.

На встрече деловых партнеров первой должна садиться женщина. Некоторые дамы, например, американки, которые отличаются эмансипированностью, могут отказаться от помощи и сесть сами - в этом нет ничего зазорного. Однако для России более характерно желание быть почтительным по отношению к женщинам и пожилым господам.

Если у вас семейная встреча, где присутствуют люди разных поколений, позаботьтесь о том, чтобы сначала были усажены люди почтенного возраста, а также дети, если они с вами, и лишь затем садитесь сами.

Особый момент - посещение ресторана с детьми : это следует обговорить заранее при заказе столика. Узнайте, есть ли детская мебель и блюда для ребенка. Многие люди стремятся к приватности, поэтому в заведениях есть вип-зоны либо отдельные закрытые кабинеты. Это очень удобно для проведения конфиденциальных переговоров, семейных торжеств.

Рестораны — лакмус трансформации правил этикета. Не только застольного и светского, но и делового. Ведь в основе слова «комПАНия» лежит слово le pain («ле пан» — в переводе с французского «хлеб»). Приглашение разделить трапезу — это прежде всего знакомство с будущими партнерами. Общение. Диалог. Оценка.

Вся гендерная история, равно как и ожидания от поведения противоположного пола (он должен/она должна), прекрасно модифицировались. Упростились и усложнились одновременно. Bсе зависит от ситуации. Стоит помнить, что светский этикет отличается от делового. А также о том, что культур существует столько же, сколько традиций! То, что приемлемо в Японии, не работает в Италии. И уж тем более в Кабардино-Балкарии. И наоборот!

Первые шаги

Ожидается, что первым должен идти мужчина. Он выбирает стол, занимает традиционную позицию с видом на дверь, вход. Сомневаетесь? Всегда можно оговорить эти моменты, зависящие от того, кто выбирает место и кто уточняет, по нраву ли этот выбор. Первая встреча (будь то свидание или деловое знакомство) отличается от семейного посещения ресторана. Однако от правильной рассадки зависит успех не только ужина, но и застолья с гостями, особенно если среди них есть родственники.

Деликатное поведение и чувство такта украшают даму лучше любых драгоценностей. Равно как и умение молчать.

Модное заведение с привлекательными хостес отличается от ресторана высокой кухни. Если дама садится на диван, то пододвигать стул мужчине метрдотель не должен. Но… может! Например, если перед ним постоянный, любимый, известный клиент или тем более человек, который нуждается в физической помощи. Уважение приятно каждому. Однако национальные традиции и обычаи диктуют свое. Душевный итальянец и усадит, и салфетку на коленях расправит. Гордый немец будет с прямой спиной наблюдать за процедурой рассадки гостей, думая об угле поворота головы и своем профиле.

Прилично ли заказывать самое дорогое блюдо

Меню без цен утратило актуальность. Тем более что и дама может быть приглашающей стороной. Если для вас важен бюджет, подготовьте специальное меню для гостей заранее. На нем будет прописана дата вашего события и повод, его название, пожелания и так далее. При заказе стоит вежливо спросить совета у приглашающей стороны. Того, кто пригласил и/или того, кто оплачивает счет. Его рекомендация станет одновременно и светской беседой. А ваш вопрос — отличным началом разговора, если не отношений.

Если хотите то, чего нет в меню

Распространенная в Москве традиция спецзаказа — скорее нервное желание привлечь внимание. Исключено в гастрономических ресторанах. Модификации «того с этим, без., с другим., как во Франции (Италии, Испании, etc)» или «как в другом ресторане (читайте «у конкурента»)" не приведут к успеху. Скорее они несут негативную энергию через официанта персоналу кухни. Которая не может не передаться как другим гостям, так и человеку, меняющему мир под свою диету. По классу выбора и умению сделать заказ о вас судят при первой встрече.

Если блюдо не нравится

Вкус — фактор субъективный. Если нет конкретных комментариев по качеству или замечаний насчет каких-либо негастрономических вкраплений, то свидетельством вашего недовольства будут сложенные параллельно приборы на правой стороне тарелки. Внимательный официант или метрдотель мгновенно заметят сигнал.

Отказываться невежливо. В блюде всегда есть хотя бы один компонент, который вас может устроить. Не стоит и на весь стол спрашивать о сорте масла или ваших диетических рестрикциях. Это интересно врачу, но не окружающим. Обсуждать диеты невежливо. В случае медицинских противопоказаний, а это всегда серьезно, ограничения учитываются при заказе блюда или еще до него: обо всех своих пожеланиях можно сообщить заранее. Персонально и не нa весь стол. Деликатное поведение и чувство такта украшают даму лучше любых драгоценностей. Равно как и умение молчать. Однако последнее не означает «надутые губы и презрительное выражение лица».

Кто дегустирует вино

Все зависит от ситуации. Европейский ответ: «тот, кто его заказывает». Но мужчина вполне может разделить момент дегустации со своей спутницей. Замечания приемлемы, ведь вино — живой продукт, и всякое случается. Не понравилось? Оплатив выбранный напиток, можно продолжить выбор.

Правила поведения за столом

Во-первых, нужно дождаться момента рассадки, даже в частном формате. Глава семьи сам позаботится о том, когда и как разместить за столом компанию гостей и родственников. Когда пришло время занять свое место, возьмите салфетку и разложите ее на коленях. В обед принято раскрывать ее наполовину, сгибом в сторону тела. За ужином и времени больше, и дресс-код выше, поэтому стоит развернуть салфетку полностью.

Помните о том, что ни сумке, ни клатчу нет места на столе. Ни в кафе, ни в лаунже, ни в ресторане. Независимо от ценности кожи и номинала.

При выходе из-за стола салфетку оставляют на стуле. Сложенная справа от тарелки салфетка — сигнал того, что вы закончили есть. И готовы выйти из-за стола насовсем.

Положение локтей: на весу. Хотя европейцы по‑прежнему позволяют держать их на столе после десерта.

По правилам на деловом ужине (а почему и не в частном формате?) обсуждать важные вопросы допустимо после горячего. После десерта переходите к частному общению. И еще один совет: занимайте при посадке две трети сиденья стула или подушки кресла, дивана.

«Скоро вернусь»

Спрашивайте позволения выйти из-за стола без объяснения причины. Главное — сказать, что вы сейчас вернетесь. Этого будет достаточно, однако учтите: покидать стол более одного раза некорректно.

Парные выходы в туалет — традиция чисто восточноевропейская. Ни подруга, ни спутник не должны сопровождать вас в дамскую комнату. Это может сделать обслуживающий персонал. Но при выходе дамы из-за стола ее спутник привстает.

P. S. : Вставать в полный рост необязательно!

Официант не в духе

Если обслуживающий персонал хамит, нет смысла вступать в диалог. Не платить чаевые? Но в Америке, например, это невозможно, можно лишь снизить их процент. Претензии стоит высказать менеджеру или хозяину заведения. Решение о компенсации причиненных клиенту неудобств принимают именно они.

Дети

При заказе столика следует узнать о цензе и правилах каждого отдельного ресторана. Профессионалы бизнеса не любят детей в вечернем формате. И с усмешкой напоминают (или сожалеют?!) о том, что цена детского блюда уступает расходам на бебиситтера. Но в то же время дети с айпадом в руках — часть антуража модных в выходные дни площадок. А ведь французы прекрасно натаскивают детей во время ресторанных застолий на то, чтобы все попробовать и тем самым сформировать вкус к еде. И к жизни. Растерянные няни в центре зала? Проход детей в сопровождении итальянских и английских нянь — это комедийный формат. Обоснованный предмет шуток. А главное, нарушение атмосферы ресторана.

При падении прибора или салфетки

Стоит поднимать, если это случилось в гостях. В частном доме. В ресторане об этом можно сказать официанту — c извинениями и благодарностями.

Женская сумка

Большая сумка обычно остается в гардеробе. В обеденном формате она если и допустима, то ставится рядом со стулом. Скамеечки для сумок — азиатская традиция. Вечер же подразумевает миниатюрный формат сумочки. Помните о том, что ни сумке, ни клатчу нет места на столе. Ни в кафе, ни в лаунже, ни в ресторане. Независимо от ценности кожи и номинала. По правилам и в мерах безопасности сумка кладется под правую руку или между спиной и спинкой кресла.

Мобильный телефон

Переведите его в беззвучный режим и сделайте так, чтобы он не был виден ни официанту, ни сидящим за столом. Совместная трапеза — это время, выделенное для общения. Фотографировать еду? Дурной тон. Стоит помнить, что наведенный в режиме камеры телефон смутит публику ресторана. В публичных местах правила фотографирования ограничены.

Фотографировать еду? Дурной тон.

Ответить ли на срочный звонок? Допустимо предупредить сидящих за столом о том, что вы его ожидаете. И заранее попросить разрешения выйти из-за стола. Для разговора стоит даже выйти из зала, вновь извинившись перед своими собеседниками. И пояснив, что это очень важно. По возвращении стоит убрать телефон.

Счет и чаевые

Все зависит от уровня отношений. Повода ужина. И… ваших планов после. Если вы решили ограничиться ужином, то утвердительная интонация предложения поучаствовать в оплате счета должна подсказать о последствиях вечера. В то же время кто приглашает, тот и получает право оплатить счет. Нет правила «мужчина платит». И параллель «мужчина=кошелек» неуместна. Опыт подсказывает, что приглашающая сторона беспокоится об оплате счета заранее, делая все во избежание препираний за столом и фраз насчет того, кто кого уважает. Очень часто на предложение поучаствовать мужчина с теплотой в голосе отвечает «да, eсли ты настаиваешь…» Это современно. И теплота в голосе при артикуляции, и участие в оплате счета.

Посещение ресторанов давно стало частью культурной жизни большого города. Забронировать столик и позаботиться о внешнем виде - это обязательные пункты, а вот нюансы этикета при походе в ресторан знают далеко не все. Каких правил следует придерживаться, чтобы времяпровождение было приятным и изысканным, как не испортить впечатления о себе, а подчеркнуть статус, рассказывает специалист по этикету Екатерина Сартакова.

Гардероб

Путешествие в ресторанный этикет начинается с гардероба. Здесь мы должны оставлять верхнюю одежду, пакеты с покупками, зонты, шляпы и прочие вещи, которым не место за столом. Если мы пришли в ресторан с кавалером, то он обязательно помогает снять нам верхнюю одежду, только вот сумочку передавать мужчине не нужно.

У гардероба практически всегда можно увидеть зеркало, но мало кто знает его предназначение. Зачастую перед ним девушки начинают причёсываться, красить губы, поправлять одежду... А это зеркало служит только для того, чтобы мы могли просто оглядеть себя. Если же увидели, что нужно что-то поправить в своём образе, делаем это в дамской комнате.

Дамская комната

На пути к столику женщина совершает обязательный ритуал - посещение дамской комнаты. Именно здесь мы поправляем одежду, причёску и убираем лишний блеск с губ или пигмент помады, чтобы не оставлять следов на бокале. Следующий поход в дамскую комнату будет нескоро, ведь во время подачи основных блюд, особенно на торжественных мероприятиях (свадьба, праздничный обед, юбилей), женщина не выходит из-за стола.

За столом

Элегантность манер в ресторане имеет особое значение. Мы занимаем своё место не суетясь, с прямой спиной и на 2/3 кресла. В ресторане действует правило: мужчина располагается слева от женщины, либо можно расположиться лицом к лицу, если вам предложили маленький столик. Кстати, на мероприятиях мужа и жену никогда не усаживают рядом, а самые почётные места - по правую и левую руку от хозяина и хозяйки торжества. Телефон мы убираем, за столом ему не место, равно как не место кошельку, ключам от машины и прочим аксессуарам.

Что не допускается

Мы уже перечислили выше: поправление макияжа и причёски, выкладывание лишних предметов на стол. Также за столом не пользуются зубочисткой. Если говорить об эстетике положения и правилах поведения, то не откидывайтесь и не разваливайтесь на стуле, также не нужно поворачиваться спиной к соседям.

И особое внимание хочется уделить телефону. Да, в ресторане на столе телефона быть не должно, он будет в кармане или сумочке, и лучше всего в виброрежиме или без звука. Если всё же нужно ответить на звонок, необходимо попросить прощения у сидящих за столом и выйти из-за обеденного стола, так как разговариваем мы в холле ресторана, чтобы никто не слышал разговора и не отвлекался на вас.


Обслуживание

Как обращаться к официанту? Я рекомендую запомнить имя либо обращаться безличностно. Например, «будьте добры», «подойдите, пожалуйста» или контактом глаз, жестом руки движением вверх, лёгким кивком головы, но не «девушка/парень». Европейский этикет устанавливает, что меню выбирает женщина, а заказ делает мужчина, но тут я рекомендую смотреть насколько это уместно, например, во время бизнес-ланча такое правило будет только мешать. Ещё мы, женщины, часто любим помогать официанту убирать со стола, подавать посуду. Этого делать категорически не стоит, а вот прервать беседу, когда официант вас обслуживает, было бы правильным.

Беседа на званом вечере

Есть как минимум три темы, которые мы не затрагиваем за столом: политика, религия и деньги. Правило выбора темы для беседы очень простое: она должна быть понятна и интересна вашим собеседникам. Например, обсуждение кинопремьер, выставок и спектаклей, хороших новостей. Если не знаете о чём говорить, говорите о еде - пожалуй, самая универсальная тема.

Знакомство происходит до приглашения за стол или до начала трапезы. Помните, вы должны уделить внимание человеку, который сидит и слева от вас (по правилам рассадки и чередования это будет мужчина, и он является вашим кавалером на этот вечер, даже если раньше вы не были знакомы), и справа.

Сервировка стола

Это, конечно, целая история, этому можно посвящать статью с фотографиями. Но если бы меня спросили, как разобраться в сервировке, когда ты первый раз имеешь с этим делом, я бы ответила, что, во-первых, ведите себя уверенно и спокойно. Даже если вы совершите ошибку, не акцентируйте собственное внимание на этом и уже тем более не произносите этого вслух. Во-вторых, если вы на приёме или каком-то мероприятии, посмотрите, как ведёт себя хозяйка/хозяин или организатор - чего-то не знаете, делайте как они (хотя правильность их действий тоже можно поставить под сомнение). В-третьих, правило «вилка в левой руке, нож в правой» никто не отменял, да и локти на стол не ставим и далеко от туловища не отставляем.

Добавлю, что для вашего спокойствия лучше почитать или поучиться обращению со столовыми приборами заранее, так как манеры за столом обнажают человека.

Есть, а не кушать

Есть мы начинаем тогда, когда всем гостям принесли блюда. Исключение - суп, его мы начинаем есть сразу после подачи на стол. С общих тарелок мы сначала кладём еду к себе на тарелку и только после этого едим. Заказали рыбу? Знайте, что её не режут ножом, и существует специальный рыбный нож, похожий на лопаточку, а если его нет, то можно использовать две вилки. Мясо? Механизм следующий: отрезаем один кусочек, который можно целиком элегантно съесть в один приём, и едим (не как в американском этикете, где сначала стейк разрезают весь ну кусочки, затем убирают нож, перекладывают вилку в правую руку и едят). Блюда из рубленого мяса едят вилкой без ножа (котлеты, голубцы, тефтели). К каждому блюду свои правила, и это несложно, а наоборот - увлекательно. Все правила легко запоминаются, когда мы начинаем закреплять их практикой, начиная с домашних трапез.

Тост

Тост - застольное пожелание, и его произносят, а не поднимают и не выпивают. Отказ поднять бокал в чью-либо честь значит проявить неуважение, даже если вы непьющий человек. На официальных приёмах чокаться не принято, как и произносить тост чаще, чем раз в 10-15 минут. Нужно помнить, что произнесение тоста - это дело добровольное, и не каждый обладает смелостью выступать публично и красноречиво. Хотя я своим ученикам рекомендую подготовить заранее пару-тройку предложений, если они приглашены на мероприятие, где, возможно, понадобится сказать тост, а экспромт - не их конёк.

Чаевые

Один из способов выразить благодарность или же, наоборот, недовольство за обслуживание - это чаевые. В ресторане после расчёта не принято забирать мелкие деньги, особенно когда это менее 5% от суммы счёта - вас сочтут скрягой, но и бросаться чаевыми - дурной тон. В целом принято оставлять от 5 до 15 процентов.

Фото Екатерины Сартаковой: Ольга Подольян, Мария Сумина
Иллюстрации к статье: Miles Aldridge, Sebastian Kim, Stefania Paparelli, Terry Richardson, Thomas Cooksey

Мне нравится статья! 27