Почему их угловые диаметры почти равны. Пособие для учителя астрономии. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

В дошкольном возрасте детям доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки. Поэтому материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Работать с глиной можно начинать уже с 3-х лет.

Глина - это самый древний материал для лепки. Она очень нравится детям несмотря на то, что пачкает руки и по пластичности уступает пластилину. Для лепки с дошкольниками можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи.

Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамки - что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.

Зимой во время прогулок материалом для лепки может быть снег. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке целые снежные и ледяные ансамбли с лепными домами, животными, сказочными птицами и фигурами людей.

Также очень часто, особенно в летнее время, материалом для лепки дошкольникам может служить песок. Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.

Для занятий с детьми применяются следующие виды лепки:

Предметная лепка, при которой ребёнок лепит отдельно взятый предмет. Для детей это удаётся порой легче, чем рисование. Здесь используется одна фигура или образ человека, животного или другого предмета, но быстрее и лучше у детей начинают получаться конструктивные или растительные предметы;

Сюжетная лепка – это изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа к этому виду лепки начинается в предшествующих группах, где дети получили первоначальные навыки изображения разных предметов.

Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:

С натуры;

По памяти;

По представлению;

По замыслу;

По словесному описанию.

По схеме;

По рисунку;

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:

Индивидуальной;

Коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками;

Комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Как правило, в ДОУ используют следующие приемы и техники лепки:

1) Конструктивный прием. При таком способе лепки фигурка лепится из отдельных частей, будто из деталей конструктора. Сначала задумывается образ, который состоит из разных деталей, а потом он лепится.

2) Скульптурный прием (лепка из одного куска).

3) Модульная лепка, которая напоминает составление мозаики или же конструирование из отдельных деталей. Так создается образ из модулей.

4) Лепка на форме. Основой для лепки могут служить баночки, пластиковые бутылки и формы. При таком приеме лепке материал раскатывается или оборачивается поверх предмета и разглаживается шов. Такой способ лепки характерен при создании ваз, горшков, кашпо.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Наиболее частыми приемами развития творческих способностей детей являются:

Практические методы (упражнения и экспериментирование);

Наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

Словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);

Игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

Таким образом, анализ литературы показал, что существуют различные виды и способы лепки в детском саду, которые может использовать педагог в процессе продуктивной деятельности дошкольников.


Заключение

Расширение представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности открывает новые пути оптимизации проблемы социального развития посредством продуктивной деятельности, определяет условия и социально-педагогические возможности продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность в детском саду - это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности детей и взрослых.

К продуктивной деятельности относится рисование, лепка, конструирование, аппликация. От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого-либо конечного продукта. Такие действия развивают образные формы мышления, а также целенаправленность, умение планировать и достигать результата. Кроме того, продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, воспитывает самостоятельность, формирует умение предвидеть будущий результат, развивает пространственно-образное мышление, дает толчок обогащению речи, а также повышает уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что развитие умения взаимодействовать друг с другом, осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.

Зязюн И.А. отмечает, что с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для продуктивной деятельности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Педагоги отмечают, что для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

Одним из видов продуктивной деятельности в ДОУ является лепка. По мнению Н.А. Ветлугиной, занятия лепкой способствуют развитию креативного мышления и воображения.

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Среди способностей, которые развиваются при лепке, можно выделить такие, как: способность фантазировать, представлять, воображать. Лепка также позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, его роспись.

Также лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть.

При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных элементов и для передачи специфических особенностей формы.

Занятия лепкой в детском саду всегда имеют творческий характер, знакомят ребенка с различными свойствами глины и пластилина, с объемной формой, построением и пропорциями объектов. Ребенок обретает эстетическое наслаждение, у него формируется точность движений и глазомер, развиваются конструктивные навыки. Если данный вид творчества правильно организован, то лепка в детском саду может стать излюбленным занятием детей.

Как правило, в ДОУ используют следующие приемы и техники лепки: конструктивный прием, скульптурный прием, модульная лепка, лепка на форме.

Таким образом, в своем многообразии видов и способов, лепка заслуженно является одним из видов продуктивной деятельности дошкольников.


Список литературы

1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2012.144с.

2. Зязюн И.А. Онтология педагогического творчества / И.А.Зязюн// Педагогическая техника. 2014.С.154-156.

3. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения/ Л.С.Коршунова, Б.И. Пружинин.– М.:Просвещение, 2013.187с.

Анна Литвинова

«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль , как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

И. Я. Гинцбург

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, массы для лепки . Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке . В настоящее время на прилавках магазинов появился огромный выбор различных пластических материалов : восковой пластилин (мягкий, массы для лепки (высыхающие, шариковый пластилин (высыхающий и нет, пластилин, который не липнет к рукам и имеет возможность смешивания цветов, «Handgum» (в переводе «жвачка для рук» ).

В связи с появлением новых материалов для лепки , появились и различные техники выполнения работ, с некоторыми из них мы с вами сегодня и познакомимся.

1. «Шнурки» из пластилина. Берется достаточно мягкий пластилин (можно разогреть предварительно, шприц (медицинский, либо специальный для лепки , продается в наборах). Пластилин накладываем в шприц и выдавливаем, получаются равномерные по толщине жгутики, похожие на шнурки. Из полученных «шнурков» можно выкладывать различные узоры, рисунки. (Пример, дерево с листьями) .


2. Нетрадиционная лепка цветочка . Выполняется методом разрезания слоеного пластилина. Сделала палочки из карандашей и тонкой проволоки. Для работы нужен пластилин разного цвета, влажная салфетка. Из каждого кусочка делаем лепешки и складываем «тортиком» . Затем тортик превращаем в «вареник» и хорошо защипываем края. Берем палочки и разрезаем поперек наш вареник и видим, что у всех получается разный срез. Нарезаем несколько лепестков, выкладываем в форме цветка, а из оставшегося пластилина делаем серединку для цветка. Еще в начинку для вареника можно положить несколько колбасок разного цвета и результат тоже будет отличный! Можно сделать также бабочку таким способом. Лепка





3. Пластилинография. Занятия пластилинографией сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельное творчество научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. Работу в технике пластилинографии необходимо начинать с трехлетнего возраста, используя самые простые приемы (придавливание) . Пример, картина с бабочкой на стекле (фоторамка) .

- метод обратной аппликации . Выполняется на пластиковых крышках одноразовых контейнеров для пищи, от сметаны, в обратном порядке.

Существует несколько видов обратной аппликации : (рассказать о каждом)

С выкладыванием контура из тонких жгутиков пластилина;


Мозаичная аппликация (катаются мелкие шарики из пластилина и затем выкладываются по рисунку.

Без прорисовывания контура (налепы по рисунку) .


Размазывание пластилина (эффект рисования гуашью) .

Работа проводится следующим образом :

Подготавливаются шаблоны для работы (картинки небольших размеров в соответствии с размером крышки, они прикрепляются к крышке маленькими кусочками пластилина, чтобы не сдвигалась картинка. Работа в обратном порядке заключается в том, что сначала вылепливаются те детали, которые в простой аппликации делаются в последнюю очередь (например, зрачки-белок глаза- фон) . Данный способ лепки эффективен для развития у детей логического мышления. Лепка .





Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Аппликация. Нетрадиционные методы» АппликацияВ дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. В процессе изобразительной деятельности.

Как отметил Пьер Буаст: «Образование – клад, труд – ключ к нему». Дошкольный возраст - самый подходящий момент в формировании интереса к.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии» Автор: Киселева Елизавета Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад № 38 Артемовского городского округа.

Цель мастер-класса: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм» с помощью акварельных красок. Задачи: Познакомить.

Цель: Повышение воспитателей в вопросах формирования здорового образа жизни, использование некоторых техник в работе с детьми, привлечение.

Способы и приёмы лепки в разных возрастных группах детского сада.
По вопросу работали: Хализова Н.Б.; Касминская В.Б.

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.
В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.
В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).
В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.
В подготовительной группе – все виды лепки.
Существует 3 способа лепки:
1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;
2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;
3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.
Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.
Задачи:
1. заинтересовать детей новым видом деятельности – лепкой;
2. познакомить детей с материалами и показать его изобразительные возможности;
3. воспитывать у детей желание самим лепить несложные предметы;
4. обучать простейшим техническим приёмам (отрывать, раскатывать, соединять части);
5. приучать детей к выполнению определённых правил, культуре труда (работать на дощечке, не разбрасывать, не пачкать).
Программа дана на весь год, не распределяется поквартально.
Методы и приёмы.
Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей.
Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать).
Программные задачи обучения.
I квартал:
1. совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);
2. учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);
3. учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;
4. учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);
5. учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).
II квартал:
1. учить детей расплющивать шар, для получения диска (блинчики, лепёшки, торт, украшая мелкими шариками;
2. учить детей защипывать края формы пальцами от общего куска глины (блюдца; защипнуть кроя сделать пельмень; пирожки – сверху защипнуть гребешок).
III квартал: учить детей лепить предметы состоящие из нескольких частей, одинаковой и разной формы (гриб, неваляшка, пирамидка, матрёшка, корзинка).
IV квартал: в летний период идёт закрепление знаний полученных в течении года.
Методы и приёмы обучения.
1. обследование предмета (ребёнок обводит предмет, катает его между ладонями, чтобы ощутить форму);
2. показ и объяснение;
3. игровые приёмы
4. анализ всех работ (положительный).
Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
Задачи:
1. продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям по лепке;
2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;
3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прищипывания);
4. учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.
Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. Однако создавая предмет дети мало работают над уточнением форм. Объясняется это тем, что для них важны наличие частей предмета и чисто внешние признаки форм. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают заранее действие. Содержание занятий в старшей группе всё более усложняется, дети 5-6 лет лепят разнообразные формы, несложные сюжеты и появляется декоративная лепка (украшение предметов). Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.
Задачи:
1. продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям по лепке;
2. учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);
3. учить детей создавать сюжетные композиции;
4. обучать детей декоративной лепке: украшать изделия налёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);
5. обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска.
I квартал. В начале года дети лепят наиболее простые, знакомые предметы и учатся передавать характерные детали. Чтобы дети научились передавать характер формы, они лепят не один предмет, а несколько, ярко выраженной формы (груша, яблоко, морковь, свекла). Дети также лепят фигуры, как из целого куска, так и по частям (лебедь, петух, утка), а так же фигуры человека.
II квартал. Дети лепят фигурки животных (по частям). Появляется лепка фигуры человека, которую ставят на ноги. Можно передавать движения этих фигур (посадить на санки, при лепке снежной бабы, девочка опирается на снежный ком). Для устойчивости фигуры можно использовать третью точку опоры (у Деда Мороза – посох, у Снегурочки – ёлочка).
Сюжетная лепка – сначала лепится подставка 1-1,5см. – толстая, к ней примазываются фигурки.
Программа старшей группы предусматривает лепку посуды новым способом, который называется ленточный (сначала лепится дно, затем всё остальное). Желательно посуду оформлять, иногда расписывают (на рисовании). С детьми можно делать различные изделия в декоративном плане (бусы, кулоны, блюда, подносы).
III квартал. Расширяются знания детей об окружающем и совершенствуются умения в лепке. Фигурки становятся более выразительными. Большая часть занятий посвящаются сюжетной лепке (по сказкам). Дети лепят по представлению.
IV квартал. Только закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы обучения.
Использование натуры. Полный показ приёмов изображения в старшей группе почти не применяется. Показываются только новые приёмы. Беседа направлена на решение композиции (какая должна быть подставка, как примазать). Применяются игровые приёмы (например, «ребята, мы сегодня будем гончарами»). Используется художественное слово (загадки, стихи).
Анализ детских работ. Что мы делали? Какое было задание? Сказать, что хорошо получилось, что не очень, не называя конкретных имён детей.
Лепка в подготовительной группе. Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали дополняющие образ, они более точно могут передавать движения. Но не смотря на это, форма предметов остаётся так же обобщённой. Это свидетельствует о том, что детям 6-ти лет ещё не доступно полное изображение всех особенностей формы, они лепят лишь её основу.
Задачи.
1. Учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует);
2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;
3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой налёп, выбирание глины);
4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;
5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.
I квартал. Перед воспитателем стоит задача научить детей лепить предметы характерной формы. В начале года им предлагают лепить два однородных предмета, но разной формы (2 яблока: одно вытянутое, другое округлой формы; 2 помидора и т.д.). Учить детей лепить предметы в движении (2 петушка: один поющий, другой клюющий зёрнышки). Дети лепят фигурки человека. Предлагается лепить соблюдая пропорции. Кроме этого дети лепят различных животных.
II квартал. Основное внимание направленно лепке сюжетных композиций. Учат лепке посуды двумя новыми способами: лепка из колец, выбирание глины – лепится внешняя форма, а затем степлером из нутри затирается, делаются внутреннее углубление. Перед украшением изделие выравнивается, делается ровная поверхность.
Работа декоративная – по мотивам глиняных образцов.
III квартал. Большое внимание уделяется коллективной работе (птицеферма, зоопарк, футбольное поле). Даются мерки, чтобы знать каждый размер фигурки. Предлагаются картины, предметные ситуации, дети выбирают, что им нравится и лепят.


Дергачева Алла Владимировна, воспитатель,

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52 Малинка»,

г. Балашиха, Московская область

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Из некоторых видов лепки мне хочется остановиться на предметной лепке, а именно – на лепке посуды разными способами. Ознакамливая детей с лепкой посуды, ставлю перед собой задачи:

  • знакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой, высокой; помочь овладеть приёмом лепки посуды ленточным способом;
  • учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным;
  • дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с её формой.

Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды;

  • воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей. Определять исходную форму для каждой части;
  • развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.

Предлагаю поэтапную лепку посуды.

1. Лепка 1 «Тарелочка с узором».

Круговым движением ладоней рук скатать шар.

Расплющить его в толстый диск и оттянуть края

Украсить тарелочку углубленным узором или контурным рельефом (его делают с помощью разных предметов: головкой шурупа, колпачками от фломастеров, острым или закругленным концом стеки, печатками для пластелина)

Лепка 2 «Миска с узором».


Скатать Шар. Расплющить шар в толстый диск и поднять края выше, чем у тарелки, не отгибая их в стороны. Диск дна у миски меньше, чем у тарелки.

Украшаем миску способом налепа. Скатываем длинные или короткие тоненькие цилиндрики, шарики. Составляем узор.


Лепка 2 «Миска с узором».


Скатать Шар. Верхняя часть вазы такая же, как миска.


Скатать толстый цилиндр. Из цилиндра слепить ножку вазы.


Готовые части скрепить приёмом примазывания.


Составляем узор и украшаем вазу для фруктов.

Лепка 4 «Кружка» (ленточным способом).

Ска тываем цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем её.


Скатать шар и расплющить его. Соединяем кольцо и донышко, хорошо заглаживая. Излишки пластилина срезаем стекой. Прикрепляем ручку.


Заглаживаем края кружки, её стенки и украшаем поделку.

Лепка 5 «Ваза для цветов» (ленточным способом).


Раскатываем цилиндр. Расплющиваем его.


Соединяем ленту. Расширяем верхний край вазы. Соединяем с донышком. Излишки пластилина удаляем стекой. Примазываем.


Сглаживаем поделку. Придумываем узор и украшаем вазу.

Предлагаю фотоотчёт открытого интегрированного занятия по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».
Лепка ленточным способом кружки.

Пирожки могут выпекаться очень быстро. Секрет, как лепить пирожки, очень простой – готовое тесто, готовая начинка, 5-8 минут и вы – шеф-повар, принимающий поздравления. В качестве готовой начинки годится варенье, повидло, вареная сгущенка, рубленая ветчина, сыр, брынза, вареная картошка, сосиски или сардельки – любые продукты, уже прошедшие тепловую обработку. Пирожки со свежими ягодами и фруктами, овощами или фаршем обычно готовятся дольше. За одним единственным исключением – чебуреки из тонкого слоеного теста во фритюре. В чебуреки кладут сырой фарш и готовятся они в раскаленном масле за считанные минуты. Но это — тема совершенно другой статьи.

Мы рассмотрим несколько способов, одинаково простых для реализации, но с разными временными затратами. Не всегда большие затраты по времени дают самый красивый результат. Эффектные треугольники из слоеного теста готовятся 10 минут, из которых 3 уходят на нарезку теста, остальное время вы наблюдаете за пирожками через окно духовки.

Простые пирожки на кефире

Самый простой вариант сытных кефирных пирожков с мясной, картофельной или луковой начинкой. Если у вас нет даже полуфабриката теста, но есть стакан кефира, мука, яйцо, растительное масло и немного соды – вы уже можете сделать простейшие кефирные пирожки без дрожжей. В качестве начинки подойдет вареная картошка, жареный лук, рубленая зелень, яйцо или смесь всех перечисленных компонентов.

Совет: любой мясной рецепт начинки выигрывает при добавлении ветчины и сыра.

Время приготовления кефирных пирожков – около 20-40 минут в зависимости от способа обжарки и количества пирожков.

Как сделать простейшее тесто

Смешайте кефир, яйцо, пару тройку ложек растительного масла и добавляйте муку, пока не получится вязкое легкое тесто. В конце добавьте примерно четверть чайной ложки соды и еще раз перемешайте. Из вязкого кефирного теста особых изысков и плетений делать не нужно – все расплывется. Для простых пирожков оптимальна простейшая вытянутая форма. Кефир в данном случаеусловное название жидкого молочнокислого продукта. Можно готовить и на айране, простокваше, ряженке, йогурте. Важно наличие живых молочнокислых бактерий, обеспечивающих поднятие и пушистость теста.

Как лепить кефирные пирожки

  • Готовое тесто соберите в шар прямо в емкости, в которое перемешивали, переложите на присыпанную мукой доску и слепите равномерную по всей длине колбаску.
  • Отрезайте от колбаски равные куски и раскатывайте или разминайте руками в круглую лепешку.
  • Точно в середину кладите начинку. Начинки можно класть не жалея. Норма начинки для сытного пирожка – столовая ложка с горкой.
  • Сведите вместе противоположные края лепешки и защипните. Так пирожок получится ровным. Закончите шов, об аккуратности можно особо не беспокоиться. Важно, чтобы начинка оказалась внутри и не вываливалась.
  • Переверните пирожок швом вниз и дайте отлежаться, пока готовите остальные пирожки.
  • Тем временем подогрейте духовку до 150 градусов. Смажьте противень маслом, выложите пирожки на противень и выпекайте при 180 градусах 15 минут.

Кефирные пирожки необязательно даже готовить в духовке. Их можно пожарить с двух сторон на сковороде в масле. Жареные пирожки особенно вкусны сразу после приготовления.

Дрожжевое или бездрожжевое тесто для пирожков

Существует разница температурных режимов и времени выпекания для дрожжевого и бездрожжевого теста. Бездрожжевое тесто можно смело ставить в заранее максимально прогретую духовку без малейшего ущерба для качества конечной продукции.

Дрожжевое тесто постоянно требует времени на «отдохнуть». Тесто раскатано – пусть отдохнет полчасика. Пирожки вылеплены – пусть отдохнут. Переложили на противень – снова отдых. Если тесту не давать отдыхать – оно будет «капризничать» и пирожки получатся совсем «не такие». Дрожжевое тесто ставят в духовку, подогретую максимум до 120-150 градусов. Иначе оно не успеет подняться. Как вы поняли, дрожжевые пирожки требуют к себе очень много внимания.

Важна ли форма теста

Форма теста и способ лепки пирожков на самом деле очень важны для вкусовых качеств. Тесто пропекается по разному, начинка удерживается внутри или выползает на румяную корочку. Все в детстве задумывались, почему слойка вкуснее обычной булочки и почему сосиска в тесте вкуснее, если тесто намотано полоской? Действительно, при наматывании полоски теста увеличивается контакт мясной начинки и булочки, полоска лучше пропитывается ароматом.

Сосиски в тесте

Если вы готовите сардельки или сосиски в тесте, наматывайте тесто спиральной полоской, слегка ее перекручивая. Это относится и к слоеному, и к дрожжевому тесту. Перекручивание не позволит тесту слишком подняться. Огромная булка с затерявшейся в глубине сосиской не слишком привлекательна.
Приготовление сосисок в тесте из готового слоеного теста занимает около 15-25 минут.

Треугольники из слоеного теста

Самый экономный способ, как лепить пирожки из готового слоеного теста – это треугольники. Плюсы – полное отсутствие обрезков, максимальная быстрота приготовления, некоторая элегантность внешнего вида. Элегантность и красоту легко усилить при помощи надрезов и насечек, которые позволят слоеному тесту пышно раскрыться в надрезанных местах.

Совет: делайте надрезы простой формы – не прогадаете.

Порядок приготовления пирожков из слоеного теста:

  • Разморозьте слоеное тесто и раскатайте скалкой. Удобнее сразу раскатать пласт теста, чем каждый квадратик по очереди. Если скалки нет – подойдет любая гладкая стеклянная бутылка.
  • Разрежьте тесто на квадраты или прямоугольники. Идеальная точность не нужна, вымерять стороны квадрата линейкой не обязательно.
  • На середину каждого квадрата положите начинку – сырную, ветчинную, творожную или просто ложку варенья.
  • Сложите треугольник пополам и слегка прищипните края. Сильно прищипывать края слоеного теста не нужно.
  • Нанесите на треугольники насечку, которая придаст выпечке оригинальность. Кладите на противень и отправляйте в духовку. Время приготовления в прогретой духовке – около 7-10 минут.

Как лепить квадратные пирожки

Квадратные пирожки можно лепить из слоеного дрожжевого и бездрожжевого, обычного или песочного теста. Из любого плотного теста получаются отличные квадратные конверты. Основное требование к начинке квадратных пирожков – она должна быть достаточно плотной, не растекаться и не рассыпаться.

  • Раскатайте и порежьте тесто на квадраты, как в прошлом рецепте.
  • Положите на середину начинку, лучше скатанную в шарик.
  • Поднимите края квадрата и скрепите сверху.

Перед выпеканием смажьте пирожки маслом или взбитым яйцом – получится аппетитная корочка.

Защипывание нередко расходится, и пирожок раскрывается. Важно, чтобы и в раскрытом виде пирожок выглядел аппетитно. Требования к начинке обусловлены именно этим свойством.

Тот же способ хорошо выглядит на больших мясных пирогах. Защипывание наверх позволяет положить в пирог много начинки. Пирог с курицей или рыбой лучше всего лепить именно этим способом.

Большие пироги пропекаются долго, как минимум 20-30 минут.

Как лепить пирожки по типу круассанов

Обычный круассан лепится совсем просто. Треугольник слоеного теста скатывается трубочкой вокруг гипотенузы – самой длинной стороны.Рассмотрим другие, более затейливые варианты, не требующие значительных усилий.

Рогалик с насечкой

Прямоугольный или округлый кусок слоеного теста до половины надрезается лапшой. Это можно сделать ножницами, ножом, роликом для пиццы.
В неразрезанную половину заворачиваем начинку и докручиваем до конца. Полученный рогалик с насечкой можно изогнуть дугой или кругом.

Вариант слоеного круассана в форме солнца

Артековские пирожки с маслом можно слепить при минимальных затратах времени. На округлую лепешку слоеного теста положите кусок масла. Можно присыпать сахаром, корицей, перетертым маком или положить творожную начинку.
Сложите окружность пополам, лучше слегка неровно, чтобы одна половинка выступала больше. Сделайте несколько лучей – надрезов и слегка разверните получившийся пирожок. Выпекаются такие пирожки почти мгновенно – за 7-10 минут.

Как слепить пирожок в форме розы

Для основы потребуется плотное и эластичное тесто. Можно слоеное. В качестве начальной формы можно взять круг или квадрат. Выполните насечку, не доходя до середины, положите в центр начинку и оборачивайте ее лепестками теста, растягивая и выгибая форму. Сформируйте розочку, смажьте маслом и запекайте при 180 градусах до готовности. Готовность можно проверить зубочисткой – если зубочистка, которой вы проткнули пирожок, сухая, без следов теста — все готово.
Для красивого результата потребуется опыт и сноровка. Если вы ходили в художественную школу – у вас точно все получится.

Конвертик

Вылепить розу – не каждому по силам. Сейчас мы покажем, как лепить пирожки, которые будут восприняты домочадцами «на ура» и по простоте изготовления превосходят любые варианты.

Нарежьте слоеное тесто треугольником. Поместите к центр каждого треугольника немного варенья, повидла или другой начинки. Кусочек сыра или ложка творога – отличный вариант. Загните острые углы треугольника внахлест. Готово! Не нужно защипывать, вылепливать. Это самый простой способ, как лепить пирожки вообще без усилий.
Результат получается вполне презентабельным и оригинальным. Если внутрь положить сыр, ветчину, ломтик помидора, а сверху присыпать крупно молотым перцем – получится потрясающая мини пицца.

Многие думают, что тайное знание, как лепить пирожки, передается исключительно от заботливой мамы или бабушки. Лепка пирожков была священнодействием и занимала целый вечер. Пироги, караваи, плюшки, слойки выпекались к праздникам и торжествам. Между тем пирожки – отличная еда в дороге. Хорошие пирожки обычно сохраняют свежесть целых 3 дня. Начинка внутри оболочки из теста не высыхает и не рассыпается. При помощи запаса пирожков можно обеспечить вкусное и полноценное питание, например, на даче или в походе. Если пирожки одинакового размера – нет проблем с распределением порций.

Мужчина, умеющий готовить пирожки, ценится дамами на вес золота. Корзинка круассанов, приготовление которой займет от силы полчаса, способна сломить любую неприступную красавицу.

Лепить пирожки просто, особенно если использовать магазинные заготовки теста. Оригинальные сложения пирожков выглядят особенно аппетитно. Любопытство – одна из сильных сторон человека, а пирожок – это всегда загадка.