Абрахам маслоу цитаты. Абрахам Маслоу - о мотивации. Избранные цитаты


Кювье Жорж (Cuvier) (1769-1832) - французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии, палеонтологии систематики животных, один из первых историков естественных наук, член (1795) и секретарь (1803) Парижской АН; член Французской академии (1818) и др. В школе Жорж учился блестяще, но слыл далеко не самым благонравным учеником. За шутки над директором гимназии Кювье был «наказан»: он не попал в духовную школу, готовившую священников.

В пятнадцать лет Жорж Кювье поступил в Каролинскую академию в Штутгарте, где избрал факультет камеральных наук, где он изучил право, финансы, гигиену и сельское хозяйство. По-прежнему больше всего его влекло к изучению животных и растений. Почти все товарищи Жоржа Кювье были старше его. Среди них нашлось несколько молодых людей, интересующихся биологией. Кювье организовал кружок и назвал его «академией». Члены кружка собирались по четвергам, читали, делали сообщения о прочитанном, рассказывали о собственных наблюдениях, определяли собранных насекомых и растения. Президентом этой «академии» был избран Кювье. За удачные доклады он награждал членов кружка вырезанной из картона медалью, на которой изображался бюст Карла Линнея.

Быстро пролетели четыре года. Кювье окончил университет и вернулся домой. Родители постарели, пенсии отца едва хватало, чтобы сводить Концы с концами. Кювье узнал, что граф Эриси ищет для своего сына домашнего учителя. Жорж Кювье поехал в Нормандию в 1788 году накануне французской революции. Там, в уединенном замке, провел он самые бурные в истории Франции годы.

Поместье графа Эриси находилось на берегу моря, и Жорж Кювье впервые увидел настоящих морских животных, знакомых ему лишь по рисункам. Он вскрывал этих животных и изучал внутреннее строение рыб, крабов мягкотелых, морских звезд, червей. Он с изумлением нашел, что у так называемых низших форм, у которых ученые его времени предполагали простое строение тела, существует и кишечник с железами, и сердце с, сосудами, и нервные узлы с отходящими от них нервными стволами. Кювье проник своим скальпелем в новый мир, в котором еще никто не делал точных и тщательных наблюдений. Результаты исследований он подробно описал в журнале «Зоологический вестник».

Еще в детстве мать привила Жоржу любовь к строгому распорядку жизни, научила пользоваться временем, работать планомерно и упорно. Эти черты характера наряду с исключительной памятью, наблюдательностью, любовью к точности сыграли большую роль в его научной деятельности.

Познакомившись с аббатом Тессье, Жорж Кювье по его просьбе прочел курс ботаники в госпитале, которым тот заведовал. Благодаря связям аббата с парижскими учеными, Кювье завязал отношения с наиболее выдающимися естествоиспытателями.

Когда в 1794 году сыну графа Эриси пошел двадцатый год, служба Кювье окончилась, и он опять оказался на распутье. Парижские ученые пригласили Кювье работать в только что организованный Музей естественной истории.
Весной 1795 года Жорж Кювье приехал в Париж. Он очень быстро выдвинулся и в том же году занял в парижском университете - Сорбонне - кафедру анатомии животных. В 1796 году Кювье был назначен членом национального института, в 1800 году занял кафедру естественной истории в College de France. В 1802 году он занял кафедру сравнительной анатомии в Сорбонне.

Первые научные работы Жоржа Кювье были посвящены энтомологии. В Париже, изучая богатые коллекции музея, Кювье постепенно убедился, что принятая в науке система Линнея не строго соответствует действительности. Карл Линней разделял животный мир на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады, рыбы, насекомые и черви. Кювье же предложил другую систему. Он считал, что в мире животных существует четыре типа строения тела, совсем несходных между собой. Животные одного типа одеты твердым панцирем, и тело их состоит из многих члеников; таковы раки, насекомые, многоножки, некоторые черви. Кювье назвал таких животных «членистыми». В другом типе мягкое тело животного заключено в твердую раковину и никаких признаков членистости у них нет: улитки, осьминоги, устрицы - этих животных Жорж Кювье назвал «мягкотелыми». Животные третьего типа обладают расчлененным внутренним костным скелетом «позвоночные» животные. Животные четвертого типа построены так же, как морская звезда, т. е. части их тела расположены по радиусам, расходящимся из одного центра. Этих животных Кювье назвал «лучистыми».

Внутри каждого типа Ж. Кювье выделил классы; некоторые из них совпади с классами Линнея. Так, например, тип позвоночных был разделен на классы млекопитающих, птиц, гадов и рыб. Система Кювье гораздо лучше выражала действительные соотношения между группами животных, чем система Линнея. Вскоре она вошла во всеобщее употребление у зоологов. Свою систему Жорж Кювье положил в основу капитального трехтомного труда «Царство животных», где было подробно описано анатомическое строение животных.

Глубокие познания в анатомии животных позволили Жоржу Кювье восстанавливать облик вымерших существ по их сохранившимся костям. Кювье убедился, что все органы животного тесно связаны друг с другом, что каждый орган нужен для жизни всего организма. Каждое животное приспособлено к той среде, в которой оно живет, находит корм, укрывается от врагов, заботится о потомстве. Если это животное травоядное, его передние зубы приспособлены срывать траву, а коренные - растирать ее. Массивные зубы, растирающие траву, требуют крупных и мощных челюстей и соответствующей жевательной мускулатуры. Стало быть, у такого животного должна быть тяжелая, большая голова, а так как у него нет ни острых когтей, ни длинных клыков, чтобы отбиться от хищника, то оно отбивается рогами. Чтобы поддерживать тяжелую голову и рога, нужны сильная шея и большие шейные позвонки с длинными отростками, к которым прикреплены мышцы. Чтобы переваривать большое количество малопитательной травы, требуется объемистый желудок и длинный кишечник, а следовательно, нужен большой живот, нужны широкие ребра. Так вырисовывается облик травоядного млекопитающего.

«Организм, - говорил Ж.Кювье, - есть связное целое. Отдельные части его нельзя изменить, не вызывая изменения других. Эту постоянную связь органов между собой Кювье назвал «соотношением частей организма». Исходя из особенностей строения нервной системы, сформулировал в учение о "ветвях" организации животных: "позвоночные", "членистые", "мягкотелые" и "лучистые", между которыми, однако, не признавал никаких связей и переходов. В пределах типа позвоночных различал 4 класса: млекопитающие, птицы, земноводные (вместе с пресмыкающимися) и рыбы. Описал большое число ископаемых форм (палеотерий, анаплотерий, антракотерий и др.) и выявил принадлежность многих из них (ихтиозавров, плезиозавров, мегалозавров, летающих ящеров и др.) к определённым слоям земной коры; предложил по ископаемым остаткам организмов определять возраст геологических слоев и наоборот.

Основываясь на принципах "корреляции органов" и "функциональной корреляции", разработал метод реконструкции ископаемых форм по немногим сохранившимся фрагментам скелета. В своих исследованиях успешно использовал и развивал сравнительно-анатомический метод. Однако корреляциям придавал статический характер, считая их свидетельством постоянства органов.

Кювье был сторонником постоянства вида и главным противником последователей теории эволюции (Ламарк, Ж. Сент-Илер); одержав над ними верх в публичном споре в академии, Кювье на долгое время закрепил в науке представление о неизменности вида. Исследования Кювье над ископаемыми животными парижского бассейна привели его к «теории катастроф», по которой каждый геологический период имел свою фауну и флору и заканчивался громадным переворотом, катастрофой, при которой гибло на земле всё живое, и новый органический мир возникал путём нового творческого акта.

Колоссальный фактический материал по сравнительной анатомии и палеонтологии, сведённый в систему, а также методы исследования, предложенные Кювье, послужили базой для дальнейшего развития зоологии и палеонтологии.

Кювье создал факультет естественных наук в Парижском университете, организовал ряд университетов и лицеев, ввёл преподавание естественных наук в средней школе.

Жорж Кювье проложил в биологии новые пути исследования и создал новые области знания - палеонтологию и сравнительную анатомию животных. Тем самым было подготовлено торжество эволюционного учения. Оно появилось в науке уже после смерти Кювье и вопреки его мировоззрению. У Кювье, как у всякого человека, были ошибки. Но едва ли будет справедливым из-за ошибок забывать о его величайших заслугах. Если труды Жоржа Кювье оценивать беспристрастно, то следует признать их огромное научное значение: он продвинул далеко вперед несколько обширных областей науки о жизни.
Жорж Кювье умер в 1832 году.

Жорж Леопольд Кювье появился на свет 23 августа 1769 года в городе Мемпельгард в семье обычного солдата. С детства Жорж был умным, но болезненным мальчиком. Жоржу готовили участь священнослужителя в протестантской церкви, но горячий, своенравный характер не позволили продолжать обучение в духовной школе. Учение Жорж продолжал в сфере управления имуществом государства в Каролинской академии, где создал свой кружок по наблюдению и изучению животного мира. Кружок под руководством Кювье просуществовал все время обучения ученого в академии.

После окончания обучения Кювье вернулся к родителям и чтобы помочь финансово устроился домашним учителем графского сына из Нормандии. Именно место работы дало сильный толчок к изучению устройства внутреннего мира живых существ. Благодаря расположению дома графа на берегу моря, Кювье смог беспрепятственно и в любых количествах препарировать и изучать обитателей морских глубин. Первая опубликованная научная работа была посвящена морским обитателям.

В конце 18 века Жорж Кювье стал изучать скелеты, сравнивал образцы различных животных, систематизировал знания о костях, проводил анализы. Итогом такой работы стало основание науки палеонтология. Имея только кости скелета, ученый мог очень точно описать внешность существа, среду его обитания, в какое время существовал данный вид живого существа.

В ходе изучения живых существ и их скелетов Кювье дал развитие новому направлению в биологии - сравнительная анатомия. Разработанная им теория «соотношения частей организма» внесла большой вклад в биологию. Суть теории в том, что все части организма связаны между собой по своей структуре. А различия в строении организма, наличии или отсутствии ряда частей организма различаются из-за среды обитания, рациона питания, процесса размножения и иных внешних факторов. Изменение в одном из органов непременно влечет изменение в других органах одного организма.

Развивая науку палеонтологию и изучая скелеты находимых существ в различных слоях земли, ученый выдвинул свою теорию эволюции видов, которая получила название «теория катастроф». В ней ученый, основываясь на существенных отличиях скелетов животных, в зависимости от слоя земли сделал вывод о том, что жили на земле доисторические животные, потом произошла катастрофа и материки затопило. Потом возникли новые виды животных, схожие с жившими в 18 веке. Четкого объяснения о том, откуда взялись на затопленной земле новые виды животных ученый дать не смог, объединив божественную теорию возникновения живых существ и теорию эволюции видов.

Жорж Кювье при работе с животными видами делил их на 4 класса: членистоногие, лучистые, позвоночные и мягкотелые. Его классификация видов более четко систематизировала животным по видам и широко использовалась продолжительное время.

Своей работой ученый дал жизнь двум направлениям науки – палеонтология и сравнительная анатомия, открытия в которых существенно повлияли на знания об окружающем мире.

  • Жизнь и творчество Александра Грина

    Одним из знаменитых русских писателей является Александр Грин. Около 400 произведений издали еще при жизни писателя. Им была придумана страна, в которой жили герои его произведений и эта страна получила название Гринландия.

  • Эпические жанры литературы. Примеры и особенности

    К эпическим жанрам можно отнести: эпопею, эпическую поэму, рассказ и новеллу, повесть, роман, притчу, а также некоторые варианты очерка. Перечисленные жанры отличаются объемом литературного произведения

  • Жизнь и творчество Сергея Михалкова

    Каждый маленький ребенок знают стихотворения «Дядя Степа», «Про мимозу». Эти и другие творческие работы для детей написал Сергей Михалков. Благодаря ребятам эти стихи стали известны и нашим взрослым.

  • Какую пользу и вред приносят бактерии человеку 3 класс

    По подсчетам ученых, в человеческом организме проживает около 2 килограмм различных бактерий. И, как не странно, большинство этих микроорганизмов прекрасно живут со своим хозяином, не нанося никакого вреда

  • Какие животные кормится зимой корой деревьев?

    Для того чтобы не погибнуть холодной зимой многие травоядные начинают есть кору деревьев. Больше всего из животных кору едят зайцы

Популярный американский психолог, основатель гуманистической психологии.Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Цитаты Маслоу можно отнести к ряду философских и размышленческих.

● Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил.

● Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью.

● Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть.

● Любовь относится к высшим потребностям, поэтому оттесняет на второй план удовлетворение низших потребностей, удовлетворение высшей потребности приносит более сильное наслаждение.

● Детей не нужно учить быть любопытными. Но приучая их к существующему порядку вещей, можно научить их не быть любопытными.

● Чтобы избежать разочарования в людях, надо избавиться от иллюзий. Умейте принимать людей такими, какие они есть. Совершенных людей не существует. Можно найти хороших людей, но даже и они временами бывают эгоистичны, раздражительны и угрюмы.

● Удовлетворенное желание перестает быть желанием. В организме доминируют неудовлетворенные потребности, которые и определяют поведение.

Лучший способ понять другое человеческое существо, - по крайней мере, в некоторых случаях пригодный способ, - это проникновение в его мировоззрение и умение увидеть его мир его же глазами.

● Разумеется, на уровне идеального общения (которое я называю царством Бытия) такие понятия, как свобода, независимость, постижение, доверие, воля, зависимость, реальность, другая личность, отчуждение, отпущение грехов и т. п., имеют очень сложное и богатое содержание, какого они лишены в повседневной жизни, измученной дефицитами, желаниями, потребностями, стремлением к самосохранению, дихотомией и полярными противоположностями.

● Я обнаружил, что … понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.

● После периода счастья, радостного волнения и ощущения полноты жизни неизбежно придет восприятие достигнутого как само собой разумеющегося и возникнет беспокойство, неудовлетворенность и желание большего.

● Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик.

Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. СПб, Питер, 2006, 352 с. – серия «Мастера психологии»:

1.«По мере продвижения по филогенетической шкале и по мере снижения роли инстинктов все больше и больше становится зависимость индивида от культуры как инструмента адаптации» (с.54).

2.«удовлетворенное желание перестает быть желанием. В организме доминируют неудовлетворенные потребности, которые и определяют поведение» (с.63).

3. "предпосылки удовлетворения базовых потребностей – свободы, угроза свободам – угроза самим потребностям (с.69).

4. «любое поведение полидетерминировано, то есть имеет сложную мотивацию" (с.76).

5."Что касается самих мотивационных детерминант, любое поведение скорее определяется несколькими или всеми базовыми потребностями, чем только одной из них» (с.76)

6. "удовлетворение любой потребности, с одной стороны, устраняет ее, а с другой – позволяет другим, более слабым потребностям, которые до сих пор находились в подавленном состоянии, выйти на первый план и заявить о себе. Поток потребностей непрерывен. Удовлетворение одной из них ведет к появлению новой (с.102).

7. «можно определить идентификацию любви как слияние индивидуальных иерархий потребностей… Два по настоящему любящих человека будут реагировать на потребности друг друга как на свои собственные. Потребности ближнего становятся собственной потребностью (с.110).

8. «высший мотив состоит в том, чтобы не иметь мотивов» (с.121).

9." самоактуализация скорее мотивирована потребностями развития, нежели нехваткой чего-либо. Это вторая наивность, легкое состояние (с.121).

10. «копинг – поведение… это попытка компенсировать внутренний дефицит при помощи внешних положительных раздражителей» (с.121)

11. «что есть норма, то есть желательное» (с.172)

12. «Очевидно, выяснив, что представляет собой «среднее», следует задаться вопросом является ли данное среднее желательным?» (с.172).

13. «Адаптация означает пассивное принятие облика, который предписывается культурой и окружением» (с.173).

14. «Депривация любви ведет к заболеванию» (с.180).

15. «средние, так называемые нормальные и хорошо приспособленные люди часто не имеют ни малейшего представления о том, кто они есть, что они хотят и что думают» (с.194).

16.«любовь относится к высшим потребностям, поэтому оттесняет на второй план удовлетворение низших потребностей, удовлетворение высшей потребности приносит более сильное наслаждение» (с.215).

17. «демократическое уважение права людей принимать собственные, пусть даже ошибочные решения» (с.245).

18.«цель психоанализа как психотерапии заключается в интеграции личности» (с.228).

19. «в той мере, в какой креативность является конструктивной, объединяющей и интегрирующей, она зависит от внутренней интеграции человека» (с.225).

20. «любовь – как отношение к другому человеку как к цели, а не как средству для достижения цели» (с.219).

21. "любовь как самовознаграждение (с.217)".

22. "одним из важных аспектов здоровых любовных отношений является так называемая идентификация потребностей, или создание единой иерархии базовых потребностей обоих партнеров.
В результате каждый ощущает потребности партнера как свои собственные, одновременно воспринимая собственные потребности как отчасти принадлежащие другому человеку. «Я» каждого из партнеров распространяется уже на двух людей, которые в психологическом смысле становятся единым целым, единой личностью, одним «Я» (с.216).