Из городов бежал я нищий. В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Она поет - и звуки тают

Данное стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году, незадолго до его гибели на дуэли. Поэт, словно предчувствуя свою участь, создаёт произведения, наполненные размышлениями о судьбе, течении жизни и предназначении человека. Он осознанно продолжает тему, затронутую в одноименном стихотворении А.С. Пушкина. Чем же отличается «Пророк» Пушкина от «Пророка» Лермонтова? Если у Пушкина на первый план выходят внутренние терзания лирического героя, его борьба с собственными пороками, то у Лермонтова главной темой в произведении становится противостояние пророка-поэта и толпы.

Композиция, тематика, идея в «Пророке»: о чем стихотворение?

Композиционно стихотворение делится на три части. В первых двух строфах описывается жизнь пророка среди людей, его попытки образумить толпу, принести в мир светлые начала: «Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья». Заканчивается первая часть повествованием о гонениях и нападках на лирического героя со стороны сограждан и даже его близких.

Во второй части рассказывается о жизни пророка в изгнании в пустыне. Он находит утешение и приют на лоне природы, а не в городе, где лермонтовский герой не был принят окружением. Город и природа словно противопоставляются друг другу в данном произведении. Так же создатель стихотворения в начале этой части указывает на то, что пророк сожалеет в какой-то степени о своем предназначении, и о том, что он не может донести до народа простые праведные истины. М.Ю. Лермонтов делает отсылку в первой строчке на древнюю иудейскую традицию: в знак великой скорби и покаяния посыпать голову пеплом. Характеристика лермонтовского Пророка – это описание типичного романтического героя: он одинок, не понят и недооценен окружением, потому что на голову выше его как в интеллектуальном, так и в моральном аспектах. Он чувствует в себе предназначение показать людям их духовную нищету, но не может его реализовать, так как общество не хочет смотреть правде в глаза. Поэтому внутренний конфликт, порожденный невозможностью применить свои исключительные умения и знания, оборачивается для него трагедией. Герой удаляется прочь от мира, отворачивается от него, но в этом жесте теряет важнейшую часть себя.

И заключительным аккордом является последняя – третья – часть «Пророка». Здесь показана картина прямого контакта поэта-пророка и толпы. Все возраста, и стар, и млад, презирают его и отворачиваются, словно от прокаженного. Люди не понимают пророка, считая, что раз он указывает на их пороки, то сам является гордецом, который ставит себя выше общества: «Смотрите: вот пример для вас! / Он горд был, не ужился с нами». Хотя сам М.Ю.Лермонтов аккуратно указывает, что само старшее поколение обуяно гордыней: «То старцы детям говорят / С улыбкою самолюбивой». В итоге человек, чьими устами говорил Бог, оказывается в изоляции из-за отсутствия веры у толпы.

Пророк в лирике Лермонтова: тема поэта и поэзии

М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с лирическим героем своего произведения. Он так же абстрагируется от мира, уходит в себя в последние годы, приписывая себе гонения и непонимание со стороны окружения. Тема противостояния поэта и общества остро стоит в «Пророке», так как самого Лермонтова тревожит данная проблема. В конце концов, он приходит к выводу о том, что конфликт истинного предназначения поэтического дара — «глаголом жечь сердца людей» — и толпы нельзя преодолеть.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Пророк» Михаил Лермонтов

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели - 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную Пушкиным. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.

Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель - нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.

Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком». Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние». Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.

Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством. Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями - разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.

Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.

Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд - видимый знак отречения от общества.

Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали - покорность зверей и радостная игра лучей света - служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.

Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца. Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости. Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.

Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».

Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.

Михаил Юрьевич пережил смутное время после подавления восстания декабристов. Это отразилось в его стихах, пронизанных трагизмом, безысходностью, тоской. Многие из его современников считали его трагическим поэтом. В течение жизни он, то приближался к Богу, то отдалялся от него. В душе его велась борьба двух начал. Чаще победу одерживало бунтарское, трагическое, порой даже злое направление. Он знакомо всем по образам Печорина, Мцыри, Демона. Другой Лермонтов предстаёт перед нами с летящим по небу ангелом, с внемлющей богу пустыней.

В жизни он нередко конфликтовал, не находил общего языка с собеседниками. Возможно, за этим он пытался скрыть свою ранимость и впечатлительность. Ведь внутренне он был одинок и чужд окружающему миру. Собственное поэтическое кредо автор высказывает во многих стихах. Среди них: «Кинжал», «Не верь себе», «Поэт».

В некоторых произведениях поэта есть пророческие мотивы. Например, в «Предсказании » ещё в 15 лет он предрёк России революцию и гражданскую войну. А в одной из поздних работ «Сон» предсказал собственную гибель. Анна Ахматова говорила, что слово слушается Лермонтова, словно змея заклинателя.


При жизни он выпустил всего один сборник стихов, включающий и две поэмы. В романе «Герой нашего времени» причинами болезни века назвал он безверие, порочность, равнодушие. 28 июля 1841 года близ Пятигорска поэт был убит на дуэли. Среди последних его стихов «Утёс», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк».
«Пророк» - одно из последних произведений, символическое прощание поэта
В стихотворении совершается преображение поэта, обретение им дара прорицания. Донесение божественной правды до народа и общества стало его высшей целью.

Пророк

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

История написания

Стихотворение «Пророк», одно из последних творений поэта, написано им в год его гибели - 1841. Причиной рождения произведения, возможно, стали споры автора с Одоевским В.Ф. В вопросах поэзии и философии они не могли прийти к общему мнению. Многие считают данное творение поэтическим прощанием автора.

Опубликовано впервые стихотворение было в «Отечественных записках» в 1844 году.
Известный критик Белинский В.Г. считал стихотворение «Пророк» одним из лучших в поэзии Лермонтова, отмечая глубину его мысли и особую энергию выражения.

В монологе героя особо остро прослеживаются отношения поэта, обладающего даром предвидения, с социумом. Людские сердца остаются холодными к попыткам всколыхнуть их поэтом – миссионером. Зависть и злоба становятся ответом на уникальный дар героя.

Речи «О любви и правде» не только натыкаются на глухую стену равнодушия, но и на открытую агрессию. Печально и то, что в общей массе неприятия и непонимания не только чужие и незнакомые люди, но и «все ближние».

Источником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух. Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца.

С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа. Однако ему недостаёт силы воли, терпения и целеустремлённости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Нищета и жизнь по подобию небесных птиц – его удел. В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.

Признак скорби, потери и неверия

Пророк Лермонтова, отделившись от социума, совершает древний иудейский обряд: посыпает пеплом голову. Это знак потери, скорби, неверия в разум, напоминания о грешной человеческой природе. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звёздам. Покорные звери, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество.

И в финале надежда на изменение общества к лучшему не появляется. Это оттеняется оценками стариков в адрес героя, оскорбительными и самолюбивыми. Презренное отношение подчёркивается их характеристиками: худой, угрюмый, бледный. Своими негативными эмоциями общество отвергает божьего посланника, тем самым обрекая себя на пустое, тёмное будущее без перспектив.

Ключевая идея произведения

Главная мысль - противостояние героя – одиночки враждебному обществу людей. Автор раскрыл суть своего понимания дара пророчества, обосновал собственное трагическое мироощущение. Поэт часто задумывался о жизни и вечности. В стихах он рассуждает о непонимании обществом многих талантливых людей. В подведении жизненного итога (как бы предчувствии его) сквозит сожаление о горьком жребии, о том, что не успел осуществить многого из задуманного.

Два разных пророка

В произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике. В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С., но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично.

Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие. И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом.

Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение. В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.

Особенности поэтического произведения

Написано стихотворение от первого лица. Жанр – лирическая исповедь.
В стихотворении раскрывается внутренний мир героя в процессе его взаимоотношений с природой, людьми, окружающим миром. Это подтверждает уединение поэта в пустыне, рассуждения его о проблемах бытия, греховности, ясность рассуждений и мыслей. Его мучат упрёки, непонимание окружающих. Прослеживается разочарование и неверие в то, что жизнь может стать лучше. Он даже смиряется с возможностью раннего ухода. Библейские мотивы пронизывают всё произведение. Повествование является сюжетным.

Воплощённая идея

Пророк поэта посредством творчества пытается донести до людей идеи любви и истины, но натыкается на стену непонимания и равнодушия. Возникает конфликт, раскрывающий противоборство социума и поэта. Желая улучшить бытие, последний становится изгоем, осыпанным камнями. Став изгнанником в пустыне, он не оставляет творчества и находит собеседников в природных «тварях» и явлениях. Главное для него – нести крест и выполнять миссию, несмотря на преграды.

Основы стихосложения

Размер произведения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (кроме финального четверостишья). Опоясывающая рифмовка последней строфы позволяет усилить финальный эффект и делает завершение более глубоким.

Лексика отличается богатством и разнообразием. Произведение изобилует устаревшими словами, например «в очах», «град», «судия», «главу». Это позволяет приобрести схожесть со священным пророческим текстом. Горечь, душевные страдания отражены с помощью часто встречающихся слов обиды: бросали каменья, глупец, злоба. Изобилует библейская лексика: тварь земная, завет. Высокому стилю способствуют торжественные эпитеты.

Приём противопоставления используется в рассказе об общении героя с людьми и природой. Применяются приёмы восклицания, иронии. Использование взрывных согласных способствует прерывистости и напряжённости повествования. Печальная интонация определяется преобладанием гласного звука «у».

Своеобразие композиции

Поэтическое произведение состоит из двух различающихся частей. В первой читатель знакомится с жизнью поэта до удаления в пустыню. Действие в пустыне происходит во второй части. В библейских произведениях пустыня является символом страданий и очищения.

Начало стихотворения является как бы продолжением стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Поднятая предшественником тема получает развитие. Пророк Пушкина попадает в пустыню, томимый духовной жаждою. Лермонтовский – по-своему тоже утоляет жажду. Он нашёл истинных и благодарных слушателей в образах земных тварей, звёзд.

У Пушкина иное композиционное решение: из пустыни – к людям. И у Пушкина, и у Лермонтова в произведениях содержатся призывы. Только у первого это Божий глас, посылающий пророка на служение народу, а у второго речь старцев, призывающая детей к отречению и неприятию пророка. Заканчиваются стихи прямой речью.

Одно из последних стихотворений Лермонтова «Пророк», напечатанное уже после его смерти, вошло в число его лучших произведений. В финале отсутствует вера в лучшую жизнь, есть лишь трагизм и разочарование в обществе и близких людях. Лермонтов вместе с Пушкиным предложил особое понимание предназначения искусства и личности поэта. Идею служения истине в дальнейшем поддержали А. Блок, В Маяковский, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие великие литераторы.

Не такая ли участь уготована каждому, кто решит­ся заговорить с людьми на языке правды? Так было и с Пушкиным; его смерть потрясла Лермонтова, и он отозвался на нее одним из самых ярких своих произве­дений - стихотворением «Смерть Поэта», в котором напрямую обвиняет «Свободы, Гения и Славы пала­чей» в убийстве того, чья жизнь в тысячу раз ценнее никчемных жизней его врагов:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

Лермонтов в литературе - личность. В своих сти­хах он выразил свои чувства и взгляды, не боясь на­влечь на себя гнев властей.

Но было бы неправильно, характеризуя творчество Лермонтова, не упомянуть его любовной лирики. Пыл­кое сердце поэта умело любить искренне и нежно. Строки его стихов о любви звучат приглушенно, как будто шепотом. Образ любимой женщины представля­ется возвышенным, даже идеальным:

Она поет - и звуки тают,

Как поцелуи на устах…

Лермонтов нежен, трепетен и слегка печален, когда говорит о любви… Пожалуй, из всего этого можно составить обобщен­ный портрет лирического героя Лермонтова. Перед нами бунтарь, свободолюбец, смелый, порывистый, эмоциональный человек с развитым чувством справед­ливости, не боящийся выступить против и вызвать чье-то неудовольствие; любящий родину, желающий добра ее народу; способный на пламенную любовь и верную дружбу; это человек тонкий и чувствитель­ный, с богатейшим внутренним миром, человек гуман­ный и честный…

Все творчество Лермонтова - это автопортрет его души. Его стихи звучат искренне; они волнуют и за­ставляют задуматься. Лермонтовская лирика, с ее многообразием тем, идей и мотивов, - это целый мир, в котором каждый может найти то, что близко лично ему. Поэтому Лермонтов так любим, читаем и почита­ем русским народом.

20. Историзм Лермонтова. Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», идейное и художественное своеобразие.

«Песня про царя Ивана Васильевича...» - историчес­кая поэма, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне...» «как будто совре­менник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других...»

В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне...» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое - тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не толь­ко это. История в «Песне...» проходит перед нами в богат­стве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.



В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич - это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страс­тей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчая­ние, уверенность, бахвальство и страх - все это может пройти в герое целым циклом за минуту.

Образ лермонтовского Грозного отличается от обра­зов, созданных другими писателями русской литературы. Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изо­бражает «диалектику» его души, но и показывает обстоя­тельства, которые сделали его Грозным. С каким художе­ственным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом!

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бокам его все опричники...

Так искусно ввел нас автор в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чер­той характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы. Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, про­тивоборствующие первой. Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь чело­века, любовь женшины. Это и продиктовало его знамени­тые слова:



Как полюбишься - празднуй свадебку,

Не полюбишься - не прогневайся.

Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности лич­ность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей. Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу. В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни...» выше всех своих современников - историков и писателей.

Говоря о героях «Песни...», нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несет в себе себя другого, свое продол­жение как некое свое отрицание. Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств. У Лермон­това в «Песне...» герои не делятся на положительных и отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожер­твование. Грозный - неисчерпаем.

Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины.

Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, за­щитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народ­ными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею...») с ними совпала.

«Песня про царя Ивана Васильевича...» и в наши дни остается непревзойденным образцом проникновения поэта в тайны и народной психологии, и поэтического склада народной речи. Белинский так писал о поэме: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочай­шие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, бо­гатырскую силу и широкий размет его чувства... - и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Стихотворение «Пророк» читает Николай Бурляев. Давайте послушаем это стихотворение.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»

Одно из последних произведений М.Ю. Лермонтова было издано уже после его смерти. Стих является символическим завещанием молодого поэта следующим поколениям лириков, которое обогатило тематическое и образное наследие русской поэзии.

Как и одноименное произведение Пушкина, «Пророк» его преемника Лермонтова утверждает высшее предназначение лириков, которым дано вдохновлять человеческие сердца на добрые и светлые поступки и мысли. В произведении так же утверждается тема противостояния талантливого гения и общества, не умеющего принять божественный дар таланта. «Пророк» Лермонтова является продолжением пушкинского сюжета, но лишенного оптимизма. Произведение является своеобразным заветом Лермонтова будущим поколениям лириков.

Композиция и жанр

Композиционно произведение разделено условно на три части. В первой герой живет среди людей и пытается принести любовь и истину своим талантом, в ответ получая летящие в него камни.

Вторая часть стиха посвящена бегству героя от людей в заброшенную пустыню. Здесь он живет «даром божьей пищи» в одиночестве среди животных и птиц, которые послушны ему.

В третьей часть произведения герой рассказывает о своих редких встречах с людьми, которые всегда полны насмешек и отторжения к нему. Люди саркастично объясняют детям неудавшуюся долю пророка, упрекая в исхудавшем и бледном виде. Главная претензия общества в том, что герой не ужился с ними, жил вразрез с мнением общества.

Образы и тропы

В главной фигуре стиха – образ миссионера, который пытается нести людям идеалы добра, но становится преследуемым за то, что находится выше толпы и одарен Богом. Вначале лирический герой является такой же частью общества, как и остальные, но его миссия нести истины любви и света людям остается непонятой людьми. Виной тому – человеческая зависть, недоверие, стремление смешать талант с серой массой. Поэтому единственный пусть пророка – бежать и жить в уединении. Трагизм гения – в вечном одиночестве, на которое он обречен из-за божественного таланта, потому что люди не могут принять кого-то выдающегося. Бегство в пустыню только усугубляет конфликт. Люди еще и вменяют ему в вину его отшельничество.

С библейской легендой стих роднит частое употребление слов высокого стиля – «град», «тварь земная», «очи». Этот прием усиливает морализаторское настроение стиха, придает ему торжественное настроение. И подобные слова почти не встречаются в цитате в конце стихотворения, где люди упрекают отшельника и указывают на него своим детям.

Эпитеты ярко дополняют описание: «угрюм», «самолюбивая улыбка», «правды чистые ученья». Особенное место занимают эпитеты высокого стиля: «вечный судия», «божья пища». Метафора «страницы злобы и порока» точно описывает реакцию людей на добро и свет, которые пророк пытается донести до их сознания.

Автор сравнивает лирического героя с птицей, что также присуще библейским текстам. Так Лермонтов хотел выразить частичную принадлежность лириков к божественному миру, в противовес основной массе высшего общества. В этом заключается и непонимание общества и талантливого гения – в их принадлежности к разным мирам. Люди слишком глубоко срослись с материальным миром, что мешает им понять и принять божественный дар от поэта, и на первый план выходят низменные человеческие чувства – зависть, насмешка, упреки, претензии.