Пересказ предания петр и плотник. Предания. Воцарение Ивана Грозного

1837 - 1904

Страна: Россия

Случевский (Константин Константинович) - известный поэт. Родился в 1837 г. в дворянской семье. Окончив курс в 1-м кадетском корпусе, служил в гвардии, затем поступил в академию генерального штаба, но в 1861 г. оставил военную службу и отправился за границу. Несколько лет учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 г. получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, служил по министерству внутренних дел и государственных имуществ. С 1891 г. главный редактор «Правительственного Вестника". Состоит также членом совета главного управления по делам печати и имеет придворное звание гофмейстера. Литературную деятельность начал в «Общезанимательном Вестнике» 1857 г., затем помещал стихи в «Иллюстрации", а в 1860 г. появляется с целым рядом стихотворений в «Современнике» и «Отечественных Записках". Они сразу обратили на себя большое внимание. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как Тургенев и Аполлон Григорьев, они привели в восторг. Эти восторги вполне понятны, потому что к числу первых стихотворений Случевского принадлежат «Статуя", «Весталка", «Мемфисский жрец» и др., до сих пор остающиеся лучшими произведениями Случевского. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьезная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превозносил талант Случевского в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры", которая начала выуживать у Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек. Гонение «Искры» болезненно подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в 1866 г. выпускает три полемические брошюры против теорий Чернышевского и Писарева под общим заглавием «Явления русской жизни под критикой эстетики» (Санкт-Петербург, 1866 - 1867). На стихотворное поприще Случевский возвращается только в 1878 г., выпустив особым приложением к новогоднему № «Нового Времени» поэму «В Снегах". Успех поэмы, в которой есть красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он деятельно начинает печатать в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках (Санкт-Петербург, 1881 - 1890), а затем вошли в состав «Сочинений К.К. Случевского", изданного А.Ф. Марксом, в 6 т. (Санкт-Петербург, 1882), «Застрельщики» (Санкт-Петербург, 1883), «33 рассказа» (Санкт-Петербург, 1887), «Профессор бессмертия» (Санкт-Петербург, 1894) и в 5 и 6 т. «Собраний Сочинений". Наиболее известен «Профессор бессмертия» - смесь беллетристики, не особенно яркой, и чисто отвлеченных рассуждений на религиозно-философские темы. Совершив несколько поездок по России в свите великого кн. Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинениях: «По северу России. Путешествие Их Императорского высочества великого кн. Владимира Александровича и великой кн. Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России» (Санкт-Петербург, 1897). Для сцены Случевский написал «Город упраздняется» (в сотрудничестве с В.А. Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Кроме того, он напечатал «Книжки моих старших детей» (Москва, 1890 - 1892), брошюру «Историческое значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, 1889 и Санкт-Петербург, 1892) и др. Поэзия Случевского до сих пор вызывает такое же разделение мнений, как и сорок лет тому назад. Группирующийся около Случевского кружок поэтов (редакция юмористического листка «Словцо» и альманаха «Денница") ставит его очень высоко, называет «королем» современной русской поэзии (Платон Краснов), посвящает ему особые книги (Аполлон Коринфский «Поэзия К.К. Случевского", Санкт-Петербург, 1900) и т. д.; но значительная часть журналистики относится к Случевскому холодно, а подчас и насмешливо. При присуждении в 1899 г. Пушкинских премий Н.А. Котляревский, которому II отделение Академии Наук поручило разбор стихотворений Случевского, высказался за назначение маститому поэту награды 1-го разряда - полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться почетным отзывом. Неодинаковому отношению критики к Случевскому вполне соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у одного из наших поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии «Элоа", начинающийся словами: «Была коза и в девушках осталась"; введение в русскую речь французского апострофа - «Ходят уши настр`жа» и многое др.). Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал тяжел и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного характера (например, «Из дневника одностороннего человека"). В стихотворениях и поэмах мистического характера ("Элоа» и др.) символизм и отвлеченность переходят иногда в непонятность. Но вместе с тем у Случевского есть несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду их занимает полная самостоятельность. У Случевского почти нет перепевов; все, что он пишет, носит отпечаток собственной его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам называет себя поэтом «неуловимого", которого «порой уловимо". В этом отношении он в наиболее удачных из своих «дум» напоминает Тютчева. Он ищет в «земном творении» «облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие"; он убежден, что «не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготения, и у мечты законы есть свои". Это дает ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В ряду лирических стихотворений Случевского выдаются последние по времени произведения его музы - «Песни из уголка", интересные по свежести чувства и бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что «жизнь прошла", что поэт «ни к чему теперь негоден", что «мгла своим могуществом жестоким» его не в силах сокрушить, что «светом внутренним, глубоким» он может «сам себе светить". Случевский умер в 1904 г.

20 октября 1696 года двадцатичетырехлетний царь Петр издал указ короткий, но убедительный: “Морским судам быть”. Так он выражал заветную идею государства Российского создать могучий регулярный военный флот.

Однако первые опыты строительства надежных кораблей для будущей Азовской флотилии убедили молодого Петра, что иностранные кораблестроители, приглашенные им на службу, были малосведущими в своем деле. И тогда Петр, стремясь постичь суть кораблестроения с азов, сам берется за топор… “Сначала научиться самому”, — решает царь. Несколько месяцев трудится он вместе с крепостными плотниками на верфи Воронежского адмиралтейства . Но скоро Петру стало ясно, что кроме энтузиазма лучших людей России и денежных отчислений из казны необходимы еще и прочные знания всех достижений кораблестроения. И вот задумывает он удивительное предприятие. Петр приказывает готовить посольство в Голландию, Англию и Венецию – самые крупные морские державы той поры.

Царь спешит. Уже в начале марта 1697 года русское посольство выезжает из Москвы в Амстердам. В его составе адмирал Лефорт, боярин Ф.А. Головин, думный дьяк Возницын, 30 волонтеров и 69 стольников. Волонтеры разделены на три группы, в одной из которых десятником под именем Петра Михайлова сам царь. В этой же группе и его любимец – Александр Меншиков. Кстати заметим, что из числа этих волонтеров впоследствии вышли известные флотоводцы России – Иван Синявин, Ипат Мухатов и Ермолай Скворцов, кораблестроитель – “мастер доброй пропорции” – Феодосий Скляев и первый русский флотский капитан Федор Урусов.

Посольский обоз двигался медленно, а царю не терпелось поскорее приступить к делу. Опередив своих спутников, Петр 7 августа 1697 года прибыл в Саардам – голландский городок на берегу залива Зюдерзее, к северо-западу от Амстердама, славящийся своими верфями. Их насчитывалось пятьдесят. Здесь строились купеческие и китобойные суда для всей Голландии.

Царь снял себе квартиру на тихой окраине, в доме якорного мастера Киста, не раз прежде бывавшего в Москве. Две маленькие комнатенки в задней половине дома. Темная каморка стала его спальней, а тесный чуланчик при входе – рабочим кабинетом. Два низких окошка еле пропускали дневной свет, но Петр был доволен своим новым жилищем.

Через три дня на верфи, принадлежащей Линстру Рогге, появился новый рабочий – Петр Михайлов. Громадного роста и недюжинной силы, человек этот из далекой России вызывал у медлительных и равнодушных голландцев удивление своим трудолюбием. Ежедневно с восходом солнца шел он на верфь в толпе мастеровых и трудился с ними до самого вечера. А когда кончался рабочий день, он не спешил уходить домой: осматривал стапели, фабрики, на которых делалась корабельная оснастка, заглядывал на другие верфи . Часто удивительный работник выходил в море на купленном им небольшом паруснике (типа буер) или навещал семьи знакомых плотников. Многие из них впоследствии приехали на работу в Россию. Не прошло и двух недель, как саардамские жители узнали, что под видом простого плотника в городке поселился русский царь. Это было так необычно, что за Петром стали ходить толпы зевак, куда бы он ни направлялся. Тогда Петр переехал в Амстердам, где вместе со своими волонтерами поступил на верфь Ост-Индской компании под начало корабельного мастера Класа Поля. Здесь он работал до прибытия русского посольства. И снова, как в Саардаме, вызвал удивление амстердамцев, превратившись из плотника в царя. Теперь уже официально осмотрел он адмиралтейство, арсенал, верфи и корабельные склады. В честь Петра бургомистр Амстердама устроил показательное морское сражение в заливе Зюдерзее. В городе только и разговоров было, что о русском царе-плотнике. Опять толпы любопытных собирались поглазеть на Петра.

Желая скрыться от любопытных, Петр поселился на территории адмиралтейства Ост-Индской компании, в доме простого канатного мастера.

Бургомистр города Амстердама старался оказать русскому царю и его посольству достойный прием. В ратуше был дан торжественный обед, после которого намечался грандиозный фейерверк. Но Петра это мало интересовало. Ему хотелось получить официальное разрешение работать на городских верфях. И такое разрешение было дано. Петр сразу же решил отправиться в Саардам за своими плотничьими инструментами. Нелегко было голландцам уговорить царя остаться до конца празднества и посмотреть приготовленный в его честь фейерверк.

Едва кончилось торжество, Петр, несмотря на предупреждения бургомистра об опасности ночного плавания, отправился на своем буере в Саардам. В час ночи добрался он до городка, собрал свои инструменты, а ранним утром явился на работу к Класу Полю.

Четыре с половиной месяца усердно трудился русский царь у корабельного мастера. Изучил все, что только мог, узнал все хитрости сложной работы. Об этом красноречиво свидетельствует аттестат, выданный царю-плотнику:

“Я, нижеподписавшийся, Геррит Клас Поль, корабельный мастер при Амстердамской камере привилегированной Ост-Индской компании, свидетельствую и удостоверяю по истине, что Петр Михайлов (находящийся в свите великого московского посольства в числе тех, которые здесь, в Амстердаме, на Ост-Индской корабельной верфи с 30 августа 1697 года по нижеуказанное число жили и под нашим руководством плотничали) во времена благородного здесь пребывания своего был прилежным и разумным плотником, также в связывании, заколачивании, плетении, конопачении, стругании, буравлении, распиловании, мощении и смолении поступал, как доброму и искусному плотнику надлежит, и помогал нам в строении фрегата “Петр и Павел”, от первой закладки его, длиною в 100 фут (от форштевня и до ахтерштевня), почти до его окончания, и не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем. Для подлинного удостоверения я подписал сие моею собственною рукою. Дано в Амстердаме, в нашем постоянном местопребывании на Ост-Индской верфи, 15 января в лето господне 1698 г. Геррит Клас Поль, корабельный мастер привилегированной Ост-Индской компании в Амстердаме”.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Казалось бы, высшей похвалы мастерству быть не могло. Но не ради этого трудился царь на голландских верфях. Проницательный и ясный ум Петра подмечал многое. Взгляд его был широк. Царь быстро понял недостатки голландской системы кораблестроения. В собственноручных записях о составлении корабельного чертежа в трех плоскостях – на боку, полушироте и корпусе, — сохранившихся и поныне, отмечается, что голландцы руководствовались при строительстве кораблей одними практическими соображениями и составляли чертежи без всяких теоретических выкладок. Необходимо было усовершенствовать свои знания. Потеряв доверие к знаниям голландских мастеров, Петр впоследствии писал: “Если бы я не поучился у англичан, то навсегда бы остался плотником”.

Как раз в это время король Вильгельм, лично знавший Петра, приглашает царственного путешественника в Англию. В устье Мааса бросают якоря два военных корабля, две яхты и гукор. Им приказано сопровождать русского царя.

11 января 1698 года Петр уже в Лондоне. Он поселился на самой окраине английской столицы, поблизости от королевской верфи, в доме корабельного мастера Джорджа Эвелина. Его задачей было пополнить знания по теории кораблестроения и морской практике . Этому Петр отдает все свое время. Рассматривая чертежи различных судов, собственноручно вычерчивает на плазе части набора кораблей, часто беседует с адмиралом лордом Кармартеном, упорно и настойчиво изучает архитектуру и теорию строительства судов.

Лучшего учителя, чем Кармартен, царю трудно было найти: адмирал считался хорошим моряком и весьма известным в Англии корабелом. К тому же у него была огромная коллекция моделей кораблей, без сомнения, очень интересовавшая любознательного ученика.

В Англии Петр посетил артиллерийский арсенал в Вулвиче, пробыл три дня на стоявшей в Портсмуте военной эскадре и на 80-пушечном корабле “Гамбург” совершил плавание к острову Уайт. Все это убедительно показывает, что русский царь не терял времени даром.

Но вот в апреле 1698 года Петр, покинув берега “туманного Альбиона”, возвращается в Голландию. Снова амстердамцы целую неделю могли видеть высокую фигуру царя-плотника в самых различных частях своей столицы.

Однако еще не полностью удовлетворен любознательный Петр. Через Вену он уже было отправился в Венецию, славившуюся своим галерным флотом, но неожиданная весть о новом бунте стрельцов заставила его поспешить с возвращением в Москву. В конце августа 1698 года, после годового отсутствия на родине, Петр опять появляется в столице своего государства.

Надежды царя на денежную помощь Голландии и Англии для строительства Российского военного флота не оправдались. И это понятно: владычицы морей вовсе не были заинтересованы в появлении еще одного конкурента.

Посольство Петра получило решительный отказ. Но знания, приобретенные царем за время путешествия, были для России несравненно плодотворнее всякого материального пособия. Глубокое изучение Петром всех отраслей морского дела оказалось той основой, на которой взросло славное будущее русского военного флота. Ученик возвратился на родину мастером. Теперь все, в чем царь прежде вынужден был полагаться на чужое мнение, он видел ясно и знал сам. Рождение российского флота было теперь делом решенным.

Саардамский плотник

ГЛАВА I

НЕЗНАКОМЕЦ

То, о чем я намерен рассказать вам, друзья мои, происходило в Голландии в 1697 году в небольшом городке Саардаме, замечательном по своим корабельным верфям и имеющем для нас, русских, особый интерес.

Рассветало. Солнце, вынырнув, так сказать, из моря, величественно поднималось над горизонтом. Легкий утренний туман скользил еще по гладкой поверхности моря, широкие волны которого ровно набегали на берег и оставляли между каменьями желтоватую пену. Рыбачьи лодки с маленькими белыми парусами пересекали по всем направлениям зеленоватые струи, в которых отражалось уже утреннее солнце сквозь более и более редевший туман. Вдали, на горизонте, виднелись огромные корабли с распущенными парусами и издали походили на морских птиц, летающих над водою и поджидающих неосторожную рыбу. Берег начал оживляться.

Над остроконечными кровлями Саардама поднимались в воздухе столбы серого дыма; по временам на порог дома выходил работник и, потягиваясь, зевая, смотрел на небо, на воду, на землю, почесывался и опять возвращался в дом. В верфях лежали, подобно морским чудовищам, корабли, более или менее оконченные; тут представлялся взору скелет корабля, не обшитый еще досками, далее черная масса полуоконченного, смоленого судна; наконец, красивые формы шхуны, украшиваемой живописью. Но ни одного живого существа не было еще видно на верфи. Зато ветряные мельницы подражали деятельности рыбаков и как бы приветствовали их своими неутомимыми крыльями.

К одной из мельниц приближались двое детей: мальчик лет двенадцати и девочка лет четырнадцати. Робко отворили они дверь и стали подниматься вверх по узкой деревянной лестнице, выбеленной мукою. Едва ступени заскрипели под ногами их, как сверху послышался грубый голос, вскричавший:

Кто там?

Это мы, - робко отвечал мальчик.

Кто вы? Отвечай толком.

Дети Гаардена.

Опять вы! Что вы, с голоду умираете, что ли? - сердито вскричал мельник, показавшись на мельнице. - Вчера вы три раза приходили, а сегодня чуть свет опять здесь.

Девочка опустила голову и в смущенье стала щипать конец своего передника. Мальчик же устремил свои светлые, голубые глаза на белый колпак сердитого мельника и отвечал:

Простите нам, мейстер Фоэрбук, мы сами жали и сами молотили эту рожь, а потому нам хочется поскорее покушать собственного хлеба. Папенька говорит, что заработанный хлеб вкуснее.

Твой отец - умный человек, - возразил мельник, смягчившись. - Ну, потерпите немножко: через четверть часа ваша мука будет готова.

С этими словами он позвонил, но никто ему не отвечал. Сердито топнув ногою, Фоэрбук наклонился, открыл люк в полу и закричал вниз:

Эй, Польдерс, лентяй! Спишь ты, что ли, что не слышишь звонка? Подсыпь зерен живее, а не то я тебя самого посажу между жерновами.

Работник поспешно исполнил приказание хозяина, подсыпал зерен ненасытным жерновам, потом, просунув голову в отверстие люка, сказал, глупо усмехаясь:

Хозяин, а хозяин!

Что тебе?

Посмотри, хозяин, в окно.

Посмотри только, - сказал работник и глупо засмеялся. - Там стоит какой–то человек и зевает на мельничные крылья, точно будто бы никогда не видал их. А платье–то на нем, платье! Не то что старое, а смешное! Широкие панталоны со складками, куртка со светлыми пуговицами, а шапка… шапка такая, какую я и в жизнь не видывал! Посмотри, хозяин, посмотри!

Мельник, радуясь случаю позевать, так поспешно просунул голову в маленькое окно, что чуть не уронил свой колпак. Из окна мельницы представлялся приятный, привлекательный вид. Склон небольшой возвышенности, начинавшейся непосредственно за Саардамом, был покрыт множеством мельниц, крылья которьи кружились быстрее и быстрее по мере того, как ветер разыгрывался. Вдали простиралась синяя полоса моря, берега которого начинали оживляться. При звуках колоколов со всех сторон сходились корабельные плотники. Но мельник не обратил внимания на вид: он уже привык к нему, а по странному устройству нашей натуры все то, к чему мы привыкаем, теряет для нас свою прелесть. Зато мейстер Фоэрбук с особенным любопытством вытаращил глаза на незнакомца, внимательно смотревшего на вертевшиеся крылья.

Польдерс, - сказал мельник своему работнику, - это, должно быть, иностранец?

Кажется.

Это, может быть, китаец?

Разве есть настоящие китайцы?

Разумеется, дурачина!

А я думал, что китайцы бывают только фарфоровые, - сказал Польдерс.

Я заговорю с ним, - сказал мельник.

Разве ты знаешь по–китайски? - спросил Польдерс.

Нет, но он, может быть, знает по–голландски, - отвечал хозяин.

Ну, попробуй.

И Польдерс просунул голову в другое окно, одним этажом ниже хозяина.

Детям также очень захотелось посмотреть, но других отверстий не было в стене.

Незнакомец, увидав две забавные головы в белых колпаках, высунувшиеся из окон, невольно улыбнулся.

Польдерс! - сказал хозяин сверху, - он улыбнулся.

Да–да; но поговори же с ним, - отвечал работник снизу.

Фоэрбук кашлянул, поднес руку к колпаку и сказал:

Здорово, приятель!

Незнакомец кивнул головою.

Откуда ты, любезнейший? - продолжал мельник.

Незнакомец не отвечал и опять обратил внимание на устройство мельницы.

Ого! Да он важничает! - произнес мельник. - Эй, дружище! Не подходи близко; ты слишком высоко поднял нос, как раз крылья отшибут.

Незнакомец не обратил внимания на грубую выходку мельника и спросил его отрывисто:

Что стоит твоя мельница?

Лицо мельника вытянулось.

Польдерс, - сказал он, - это, никак, покупатель. Я давно уже собираюсь сбыть свою мельницу. Разве ты хочешь купить ее? - спросил он, обратившись опять к незнакомцу.

Я спрашиваю, что она стоит.

Так зайдите, минхер, да посмотрите; после я объявлю цену.

Незнакомец немедленно взбежал по деревянной лестнице.

Тогда дети увидели стройного молодого человека прекрасной наружности. По топору, бывшему у него под мышкой, и по треугольнику, висевшему на плече, в нем можно было узнать плотника. Не обращая внимания на приветствия и расспросы хозяина, он стал рассматривать внутреннее устройство мельницы. Ни одно колесо, ни одно бревно не было оставлено им без внимания. Все ответы хозяина на отрывистые вопросы его записывал он в маленькую книжечку.

Наконец, осмотрев все подробности, он спросил опять:

Дорого ли обходится постройка такой мельницы?

- Д орого ли? - повторил мельник.

- П равду сказать?

Разумеется.

Ну, дружище, ты, кажись, малый добрый, - сказал мельник, - возьми же ее за 320 гульденов, да и дело с концом! По рукам, что ли?

Нет, - возразил незнакомец, - я не думал покупать твоей мельницы.

Как не думал? - и лицо Фозрбука опять вытянулось. - Что же ты спрашивал о цене?

Я хотел только знать, во сколько может обойтись постройка.

Вот что! - и мельник презрительно отвернулся. - Больно любопытен, приятель!

В это время работник принес мешок муки.

Вот вам, дети, ваша мука, тащите ее с Богом.

Скажи мне, пожалуйста, - спроспл незнакомец, - где здесь живет лучший корабельный мастер?

Который? - спросил мельник. - У нас много лучших.

Блундвик.

Дети спускались в это время вниз по лестнице.

Постойте! - закричал мельник им вслед. - Эй, дети! Покажите этому молодцу дорогу к дому Блундвика.

Спасибо, - сказал незнакомец, уходя.

Любопытство Фоэрбука не было еще удовлетворено, а потому он пошел за незнакомцем и спросил его:

Ты, верно, хочешь просить работы у Блувдвика?

Да, - отвечал незнакомец отрывисто.

Ты, верно, издалека? - продолжал любопытный.

Уж не из Швеции ли?

А! Так, верно, из Польши?

Откуда же у тебя такое странное платье?

Мне так нравится.

Гм! Скажи мне…

Прощай! - и незнакомец, ускорив шаги, последовал за детьми.

Да, нет, да, нет, - ворчал раздосадованный Фоэрбук. - Сам небось все выспросил да выведал, а потом онемел, словно рыба! Приди же ты в другой раз!


ГЛАВА II

МЕЙСТЕР БЛУНДВИК

Несмотря на тяжесть мешка, дети почти бегом спешили домой. Они мечтали уже о том, как маменька испечет им из муки хлеб и с каким аппетитом они будут есть его. Наконец, выбившись из сил, мальчик опустил мешок на скамью, стоявшую перед ближайшим домом, чтобы отдохнуть.

Дай мне мешок, - сказала девочка, - теперь моя очередь нести.

Нет, я сам донесу, - отвечал мальчик, запыхавшись.

Но в это самое время незнакомец сильною рукою схватил мешок и без малейшего усилия взбросил его себе на плечи.

Вы замараетесь мукой, - сказал мальчик, который, может быть, боялся, чтобы незнакомец не ушел с мешком. - Вы замараетесь; оставьте, я сам снесу.