Понимание гнева. Оружие против гнева. Причины вызывающие гнев. Контроль и полноценный отдых

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия . Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

Механизмы психологической защиты

К механизмам психологической защиты , как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

ъБЭЙФОБС ТЕБЛГЙС РУЙИЙЛЙ Ч УМПЦОЩИ УЙФХБГЙСИ.
юБУФШ 1


уМПЦОЩЕ УЙФХБГЙЙ, РТПВМЕНЩ: лФП ЙЪ ОБУ ОЕ ЪБДБЕФ УЕВЕ ЧПРТПУЩ "ЛБЛ ВЩФШ?" Й "ЮФП ДЕМБФШ?" ъБДБЕН. й ЮБУФП. й УБНЙ РЩФБЕНУС ЛБЛ-ФП ТБЪТЕЫЙФШ УМПЦЙЧЫЙЕУС ФТХДОПУФЙ. б ЕУМЙ ОЕ РПМХЮБЕФУС, ФП РТЙВЕЗБЕН Л РПНПЭЙ ДТХЗЙИ. оЕФ ДЕОЕЗ - ВХДЕН ДПУФБЧБФШ, ОЕФ ТБВПФЩ - ВХДЕН ЙУЛБФШ. оП ЬФП ЧУЕ ЧОЕЫОЕ. б ЧПФ У ЧОХФТЕООЙНЙ РТПВМЕНБНЙ УМПЦОЕЕ. рТЙЪОБЧБФШУС Ч ОЙИ ОЕ ИПЮЕФУС ЪБЮБУФХА ДБЦЕ УБНПНХ УЕВЕ. вПМШОП. й ОЕРТЙСФОП. б УБНПЕДУФЧП Й УБНПВЙЮЕЧБОЙЕ ЧУЕ ТБЧОП ОЕ РПНПЗХФ.

мАДЙ РП ТБЪОПНХ ТЕБЗЙТХАФ ОБ УЧПЙ ЧОХФТЕООЙЕ ФТХДОПУФЙ. пДОЙ РПДБЧМСАФ УЧПЙ УЛМПООПУФЙ, ПФТЙГБС ЙИ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ. дТХЗЙЕ - "ЪБВЩЧБАФ" П ФТБЧНЙТХАЭЕН ЙИ УПВЩФЙЙ. фТЕФШЙ - ЙЭХФ ЧЩИПД Ч УБНППРТБЧДБОЙЙ Й УОЙУИПЦДЕОЙЙ Л УЧПЙН "УМБВПУФСН". б ЮЕФЧЕТФЩЕ УФБТБАФУС ЙУЛБЪЙФШ ТЕБМШОПУФШ Й ЪБОЙНБАФУС УБНППВНБОПН. й ЧУЕ ЬФП ФБЛ ЙУЛТЕООЕ: ЙУЛТЕООЕ "ОЕ ЧЙДСФ" РТПВМЕНХ, ЙУЛТЕООЕ "ЪБВЩЧБАФ" П РТЙЮЙОБИ: оП Л ЛБЛПНХ ВЩ УРПУПВХ ОЕ РТЙВЕЗБМЙ ВЩ МАДЙ, ЪБЭЙЭБС УЧПА РУЙИЙЛХ ПФ ВПМЕЪОЕООЩИ ОБРТСЦЕОЙК, РПНПЗБАФ ЙН Ч ЬФПН ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ.

юФП ЦЕ ФБЛПЕ ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ?

чРЕТЧЩЕ ЬФПФ ФЕТНЙО РПСЧЙМУС Ч 1894 З. Ч ТБВПФЕ ъ. жТЕКДБ "ъБЭЙФОЩЕ ОЕКТПРУЙИПЪЩ" Й ВЩМ ЙУРПМШЪПЧБО Ч ТСДЕ ЕЗП РПУМЕДХАЭЙИ ТБВПФ ДМС ПРЙУБОЙС ВПТШВЩ ьЗП РТПФЙЧ ВПМЕЪОЕООЩИ ЙМЙ ОЕЧЩОПУЙНЩИ НЩУМЕК Й БЖЖЕЛФПЧ. б РТПЭЕ ЗПЧПТС, НЕИБОЙЪН РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ЪБЭЙФЩ УЧСЪБО У ЙЪНЕОЕОЙЕН ЙЕТБТИЙЙ ОЕПУПЪОБЧБЕНЩИ Й ПУПЪОБЧБЕНЩИ ЛПНРПОЕОФПЧ УЙУФЕНЩ ГЕООПУФЕК МЙЮОПУФЙ Й ЕЕ ТЕПТЗБОЙЪБГЙЕК. фП ЕУФШ ЬФПФ НЕИБОЙЪН ОБРТБЧМЕО ОБ ФП, ЮФПВЩ МЙЫЙФШ ЪОБЮЙНПУФЙ Й ФЕН УБНЩН ПВЕЪЧТЕДЙФШ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙ ФТБЧНЙТХАЭЙЕ НПНЕОФЩ. фБЛ, ОБРТЙНЕТ, мЙУБ ЙЪ ЙЪЧЕУФОПК ВБУОЙ РЩФБМБУШ ПВЯСУОЙФШ УЕВЕ, РПЮЕНХ ПОБ ОЕ ИПЮЕФ ЬФПФ УРЕМЩК ЧЙОПЗТБД. хЦ МХЮЫЕ ПВЯСЧЙФШ ЕЗП ОЕЪТЕМЩН, ЮЕН РТЙЪОБФШУС (ДБЦЕ УЕВЕ) Ч УЧПЕК ОЕУПУФПСФЕМШОПУФЙ ЕЗП ДПУФБФШ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, НПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ - УЙУФЕНБ ТЕЗХМСФПТОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ, ЛПФПТЩЕ УМХЦБФ ДМС ХУФТБОЕОЙС ЙМЙ УЧЕДЕ ОЙС ДП НЙОЙНБМШОЩИ ОЕЗБФЙЧОЩИ, ФТБЧНЙТХАЭЙИ МЙЮОПУФШ РЕТЕЦЙЧБОЙК. ьФЙ РЕТЕЦЙЧБОЙС Ч ПУОПЧОПН УПРТСЦЕОЩ У ЧОХФТЕООЙНЙ ЙМЙ ЧОЕЫОЙНЙ ЛПОЖМЙЛФБНЙ, УПУФПСОЙСНЙ ФТЕЧПЗЙ ЙМЙ ДЙУЛПНЖПТФБ. уЙФХБГЙЙ, РПТПЦДБАЭЙЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА ЪБЭЙФХ, ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС ТЕБМШОПК ЙМЙ ЛБЦХЭЕКУС ХЗТПЪПК ГЕМПУФОПУФЙ МЙЮОПУФЙ, ЕЕ ЙДЕОФЙЮОПУФЙ Й УБНППГЕОЛЕ. ьФП УХВЯЕЛФЙЧОБС ХЗТПЪБ НПЦЕФ, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, РПТПЦДБФШУС ЛПОЖМЙЛФБНЙ РТПФЙЧПТЕЮЙЧЩИ ФЕОДЕОГЙК ЧОХФТЙ МЙЮОПУФЙ, МЙВП ОЕУППФЧЕФУФЧЙЕН РПУФХРБАЭЕК ЙЪЧОЕ ЙОЖПТНБГЙЙ, УМПЦЙЧЫЕКУС Х МЙЮОПУФЙ ПВТБЪХ НЙТБ Й ПВТБЪХ с .

нЕИБОЙЪНЩ ЪБЭЙФЩ ОБРТБЧМЕОЩ, Ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ОБ УПИТБОЕОЙЕ УФБВЙМШОПУФЙ УБНППГЕОЛЙ МЙЮОПУФЙ, ЕЕ ПВТБЪБ с Й ПВТБЪБ НЙТБ. ьФП НПЦЕФ ДПУФЙЗБФШУС, ОБРТЙНЕТ, ФБЛЙНЙ РХФСНЙ ЛБЛ:

ХУФТБОЕОЙЕ ЙЪ УПЪОБОЙС ЙУФПЮОЙЛПЧ ЛПОЖМЙЛФОЩИ РЕТЕЦЙЧБОЙК,
- ФТБОУЖПТНБГЙС ЛПОЖМЙЛФОЩИ РЕТЕЦЙЧБОЙК ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФПВЩ РТЕДХРТЕДЙФШ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ЛПОЖМЙЛФБ.

з.фБТФ УЮЙФБМ, ЮФП РУЙИПБОБМЙФЙЮЕУЛБС ФЕПТЙС, ЛПФПТБС ПЮЕОШ РПДТПВОП ЙЪХЮБМБ ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ, РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП НЩ ЙУРПМШЪХЕФ ЬФЙ НЕИБОЙЪНЩ Ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ Х ОБУ ЧПЪОЙЛБАФ ЙОУФЙОЛФЙЧОЩЕ ЧМЕЮЕОЙС, ЧЩТБЦЕОЙЕ ЛПФПТЩИ ОБИПДЙФУС РПД УПГЙБМШОЩН ЪБРТЕФПН (ОБРТЙНЕТ, ОЕУДЕТЦЙЧБЕНБС УЕЛУХБМШОПУФШ). рЕТЕОЕУЕООЩЕ ЧОХФТШ ОБУ УБНЙИ ЪБРТЕФЩ, УХЭЕУФЧХАЭЙЕ Ч ОБЫЕК ЛХМШФХТЕ, ПВЩЮОП ПФОПУСФУС Л ФПНХ, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС уЧЕТИ-с . уЙМШОЩК уЧЕТИ-с НПЦЕФ ОБРПМОСФШ ОБУ ЮХЧУФЧПН ФТЕЧПЗЙ Й УФТБИБ, ЛПЗДБ НЩ ОБЮЙОБЕН ДХНБФШ П ЪБРТЕЭЕООЩИ ДЕКУФЧЙСИ, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ НЩ РЩФБЕНУС УПЧЕТЫБФШ ЬФЙ ДЕКУФЧЙС. ъБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ, ЙЪ-ЪБ ЛПФПТЩИ НЩ ОЕ ПУПЪОБЕН ЪБРТЕЭЕООЩЕ ЧМЕЮЕОЙС, РТЕДПФЧТБЭБАФ БФБЛХ УП УФПТПОЩ "уЧЕТИ-с" . ъБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ ЧЩУФХРБАФ ФБЛЦЕ Ч ТПМЙ ВХЖЕТПЧ РП ПФОПЫЕОЙА Л ОБЫЕНХ УПЪОБОЙА ФЕИ ТБЪПЮБТПЧБОЙК Й ХЗТПЪ, ЛПФПТЩЕ РТЙОПУЙФ ОБН ЦЙЪОШ. иПФС ОБЙВПМЕЕ СЧОП ЬФЙ ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ РТПСЧМСАФУС Х МАДЕК, ЛПФПТЩИ ОБЪЩЧБАФ ОЕЧТПФЙЛБНЙ Й РУЙИПФЙЛБНЙ, ПОЙ ФБЛЦЕ Ч ВПМШЫПК УФЕРЕОЙ ОЕРТЕДОБНЕТЕООП ЙУРПМШЪХАФУС ОПТНБМШОЩНЙ МАДШНЙ".

у ЬФЙН УПЗМБУЕО ж.в.вБУУЙО, УЮЙФБАЭЙК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА ЪБЭЙФХ НЕИБОЙЪНПН ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ОПТНБМШОПК РУЙИЙЛЙ, ЛПФПТЩК РТЕДХРТЕЦДБЕФ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ТБЪОПЗП ТПДБ ТБУУФТПКУФЧ. ьФП ПУПВБС ЖПТНБ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК БЛФЙЧОПУФЙ, ТЕБМЙЪХЕНБС Ч ЧЙДЕ ПФДЕМШОЩИ РТЙЕНПЧ РЕТЕТБВПФЛЙ ЙОЖПТНБГЙЙ Ч ГЕМСИ УПИТБОЕОЙС ГЕМПУФОПУФЙ ьЗП .

ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ ьЗП ОЕ НПЦЕФ УРТБЧЙФШУС У ФТЕЧПЗПК Й УФТБИПН, ПОП РТЙВЕЗБЕФ Л НЕИБОЙЪНБН УЧПЕПВТБЪОПЗП ЙУЛБЦЕОЙС ЧПУРТЙСФЙС ЮЕМПЧЕЛПН ТЕБМШОПК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. ъБЭЙФБ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП НЕИБОЙЪНБ СЧМСЕФУС РП УХЭЕУФЧХ УРПУПВБНЙ ЙУЛБЦЕОЙС ТЕБМШОПУФЙ (УБНППВНБОБ): ьЗП ЪБЭЙЭБЕФ МЙЮОПУФШ ПФ ХЗТПЪЩ, ЙУЛБЦБС УХФШ УБНПК ХЗТПЪЩ. чУЕ НЕИБОЙЪНЩ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ЪБЭЙФЩ ЙУЛБЦБАФ ТЕБМШОПУФШ У ГЕМША УПИТБОЕОЙС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЪДПТПЧШС Й ГЕМПУФОПУФЙ МЙЮОПУФЙ. пОЙ ЖПТНЙТХАФУС РЕТЧПОБЮБМШОП Ч НЕЦМЙЮОПУФОПН ПФОПЫЕОЙЙ, ЪБФЕН УФБОПЧСФУС ЧОХФТЕООЙНЙ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБНЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ФП ЕУФШ ФЕНЙ ЙМЙ ЙОЩНЙ ЪБЭЙФОЩНЙ ЖПТНБНЙ РПЧЕДЕОЙС. уМЕДХЕФ ЪБНЕФЙФШ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ЮБУФП РТЙНЕОСЕФ ОЕ ПДОХ ЪБЭЙФОХА УФТБФЕЗЙА ДМС ТБЪТЕЫЕОЙС ЛПОЖМЙЛФБ ЙМЙ ПУМБВМЕОЙС ФТЕЧПЗЙ, Б ОЕУЛПМШЛП.

уЕЗПДОС ЙЪЧЕУФОП УЧЩЫЕ 20 ЧЙДПЧ ЪБЭЙФОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ. уТЕДЙ ОЙИ НПЦОП ОБЪЧБФШ ТЕЗТЕУУЙА, ПФТЙГБОЙЕ, ТБГЙПОБМЙЪБГЙА, РТПЕЛГЙА, ТЕФТПЖМЕЛУЙА, ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙА, ЙЪПМСГЙА, УХВМЙНБГЙА, РПДБЧМЕОЙЕ Й ДТХЗЙЕ. оЕУНПФТС ОБ ТБЪМЙЮЙС НЕЦДХ ЛПОЛТЕФОЩНЙ ЧЙДБНЙ ЪБЭЙФ ЙИ ЖХОЛГЙЙ УИПДОЩ: ПОЙ УПУФПСФ Ч ПВЕУРЕЮЕОЙЙ ХУФПКЮЙЧПУФЙ Й ОЕЙЪНЕООПУФЙ РТЕДУФБЧМЕОЙК МЙЮОПУФЙ П УЕВЕ.

йФБЛ, ТБУУНПФТЙН ОЕЛПФПТЩЕ ЧЙДЩ ЪБЭЙФОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ.

чЩФЕУОЕОЙЕ - ОБЙВПМЕЕ ХОЙЧЕТУБМШОПЕ УТЕДУФЧП ЙЪВЕЗБОЙС ЧОХФТЕООЕЗП ЛПОЖМЙЛФБ. ьФП УПЪОБФЕМШОПЕ ХУЙМЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ РТЕДБЧБФШ ЪБВЧЕОЙА ЖТХУФТЙТХАЭЙЕ ЧРЕЮБФМЕОЙС РХФЕН РЕТЕОПУБ ЧОЙНБОЙС ОБ ДТХЗЙЕ ЖПТНЩ БЛФЙЧОПУФЙ, ОЕЖТХУФТБГЙПООЩЕ СЧМЕОЙС Й Ф.Р. йОБЮЕ ЗПЧПТС, ЧЩФЕУОЕОЙЕ - РТПЙЪЧПМШОПЕ РПДБЧМЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ РТЙЧПДЙФ Л ЙУФЙООПНХ ЪБВЩЧБОЙА УППФЧЕФУФЧХАЭЙИ РУЙИЙЮЕУЛЙИ УПДЕТЦБОЙК.

пДОЙН ЙЪ СТЛЙИ РТЙНЕТПЧ ЧЩФЕУОЕОЙС НПЦОП УЮЙФБФШ БОПТЕЛУЙА - ПФЛБЪ ПФ РТЙЕНБ РЙЭЙ. ьФП РПУФПСООП Й ХУРЕЫОП ПУХЭЕУФЧМСЕНПЕ ЧЩФЕУОЕОЙЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ РПЛХЫБФШ. лБЛ РТБЧЙМП "БОПТЕЛУЙЧОПЕ" ЧЩФЕУОЕОЙЕ СЧМСЕФУС УМЕДУФЧЙЕН УФТБИБ РПРПМОЕФШ Й, УМЕДПЧБФЕМШОП, ДХТОП ЧЩЗМСДЕФШ. ч ЛМЙОЙЛЕ ОЕЧТПЪПЧ ЙОПЗДБ ЧУФТЕЮБЕФУС УЙОДТПН ОЕТЧОПК БОПТЕЛУЙЙ, ЛПФПТПК ЮБЭЕ РПДЧЕТЦЕОЩ ДЕЧХЫЛЙ ЧПЪТБУФБ 14 - 18 МЕФ. ч РХВЕТФБФОЩК РЕТЙПД СТЛП ЧЩТБЦБАФУС ЙЪНЕОЕОЙС ЧОЕЫОПУФЙ Й ФЕМБ. пЖПТНМСАЭХАУС ЗТХДШ Й РПСЧМЕОЙЕ ПЛТХЗМПУФЙ Ч ВЕДТБИ ДЕЧХЫЛЙ ЮБУФП ЧПУРТЙОЙНБАФ ЛБЛ УЙНРФПН ОБЮЙОБАЭЕКУС РПМОПФЩ. й, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОБЮЙОБАФ ХУЙМЕООП У ЬФПК "РПМОПФПК" ВПТПФШУС. оЕЛПФПТЩЕ РПДТПУФЛЙ ОЕ НПЗХФ ПФЛТЩФП ПФЛБЪЩЧБФШУС ПФ ЕДЩ, РТЕДМБЗБЕНПК ЙН ТПДЙФЕМСНЙ. б РП УЕНХ, ЛБЛ ФПМШЛП РТЙЕН РЙЭЙ ПЛПОЮЕО, ПОЙ ФХФ ЦЕ ЙДХФ Ч ФХБМЕФОХА ЛПНОБФХ, ЗДЕ Й НБОХБМШОП ЧЩЪЩЧБАФ ТЧПФОЩК ТЕЖМЕЛУ. ьФП У ПДОПК УФПТПОЩ ПУЧПВПЦДБЕФ ПФ ЗТПЪСЭЕК РПРПМОЕОЙА РЙЭЙ, У ДТХЗПК - РТЙОПУЙФ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ПВМЕЗЮЕОЙЕ. уП ЧТЕНЕОЕН ОБУФХРБЕФ НПНЕОФ, ЛПЗДБ ТЧПФОЩК ТЕЖМЕЛУ УТБВБФЩЧБЕФ БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ ОБ РТЙЕН РЙЭЙ. й ВПМЕЪОШ - УЖПТНЙТПЧБОБ. рЕТЧПОБЮБМШОБС РТЙЮЙОБ ВПМЕЪОЙ ХУРЕЫОП ЧЩФЕУОЕОБ. пУФБМЙУШ РПУМЕДУФЧЙС. ъБНЕФЙН, ЮФП ФБЛБС ОЕТЧОБС БОПТЕЛУЙС - ПДОП ЙЪ ФТХДОП ЙЪМЕЮЙНЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК.


тБГЙПОБМЙЪБГЙС - ЬФП ОБИПЦДЕОЙЕ РТЙЕНМЕНЩИ РТЙЮЙО Й ПВЯСУОЕОЙК ДМС РТЙЕНМЕНЩИ НЩУМЕК Й ДЕКУФЧЙК. тБГЙПОБМШОПЕ ПВЯСУОЕОЙЕ ЛБЛ ЪБЭЙФОЩК НЕИБОЙЪН ОБРТБЧМЕОП ОЕ ОБ ТБЪТЕЫЕОЙЕ РТПФЙЧПТЕЮЙС ЛБЛ ПУОПЧЩ ЛПОЖМЙЛФБ, Б ОБ УОСФЙЕ ОБРТСЦЕОЙС РТЙ РЕТЕЦЙЧБОЙЙ ДЙУЛПНЖПТФБ У РПНПЭША ЛЧБЪЙМПЗЙЮОЩИ ПВЯСУОЕОЙК. еУФЕУФЧЕООП, ЮФП ЬФЙ "ПРТБЧДБФЕМШОЩЕ" ПВЯСУОЕОЙС НЩУМЕК Й РПУФХРЛПЧ ВПМЕЕ ЬФЙЮОЩ Й ВМБЗПТПДОЩ, ОЕЦЕМЙ ЙУФЙООЩЕ НПФЙЧЩ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ТБГЙПОБМЙЪБГЙС ОБРТБЧМЕОБ ОБ УПИТБОЕОЙЕ УФБФХУБ ЛЧП ЦЙЪОЕООПК УЙФХБГЙЙ Й ТБВПФБЕФ ОБ УПЛТЩФЙЕ ЙУФЙООПК НПФЙЧБГЙЙ. нПФЙЧЩ ЪБЭЙФОПЗП ИБТБЛФЕТБ РТПСЧМСАФУС Х МАДЕК У ПЮЕОШ УЙМШОЩН уХРЕТ-ьЗП , ЛПФПТПЕ, У ПДОПК УФПТПОЩ ЧТПДЕ ВЩ ОЕ ДПРХУЛБЕФ ДП УПЪОБОЙС ТЕБМШОЩЕ НПФЙЧЩ, ОП, У ДТХЗПК УФПТПОЩ, ДБЕФ ЬФЙН НПФЙЧБН ТЕБМЙЪПЧБФШУС, ОП РПД ЛТБУЙЧЩН, УПГЙБМШОП ПДПВТСЕНЩН ЖБУБДПН..

уБНЩН РТПУФЩН РТЙНЕТПН ТБГЙПОБМЙЪБГЙЙ НПЦЕФ УМХЦЙФШ ПРТБЧДБФЕМШОЩЕ ПВЯСУОЕОЙС ЫЛПМШОЙЛБ, РПМХЮЙЧЫЕЗП ДЧПКЛХ. чЕДШ ФБЛ ПВЙДОП РТЙЪОБФШУС ЧУЕН (Й УБНПНХ УЕВЕ Ч ЮБУФОПУФЙ), ЮФП УБН ЧЙОПЧБФ - ОЕ ЧЩХЮЙМ НБФЕТЙБМ! оБ ФБЛПК ХДБТ РП УБНПМАВЙА УРПУПВЕО ДБМЕЛП ОЕ ЛБЦДЩК. б ЛТЙФЙЛБ УП УФПТПОЩ ДТХЗЙИ, ЪОБЮЙНЩИ ДМС ФЕВС МАДЕК, ВПМЕЪОЕООБ. чПФ Й ПРТБЧДЩЧБЕФУС ЫЛПМШОЙЛ, РТЙДХНЩЧБЕФ "ЙУЛТЕООЙЕ" ПВЯСУОЕОЙС: "ьФП Х РТЕРПДБЧБФЕМС ВЩМП РМПИПЕ ОБУФТПЕОЙЕ, ЧПФ ПО ДЧПЕЛ Й РПОБУФБЧЙМ ЧУЕН ОЙ ЪБ ЮФП", ЙМЙ "с ЦЕ ОЕ МАВЙНЮЙЛ, ЛБЛ йЧБОПЧ, ЧПФ ПО НОЕ ДЧПКЛЙ Й УФБЧЙФ ЪБ НБМЕКЫЙЕ ПЗТЕИЙ Ч ПФЧЕФЕ". фБЛ ЛТБУЙЧП ПВЯСУОСЕФ, ХВЕЦДБЕФ ЧУЕИ, ЮФП УБН ЧЕТЙФ ЧП ЧУЕ ЬФП.

мАДЙ, РПМШЪХАЭЙЕУС ТБГЙПОБМШОПК ЪБЭЙФПК УФБТБАФУС ОБ ПУОПЧБОЙЙ ТБЪМЙЮОЩИ ФПЮЕЛ ЪТЕОЙС РПУФТПЙФШ УЧПА ЛПОГЕРГЙА ЛБЛ РБОБГЕА ПФ ВЕУРПЛПКУФЧБ. ъБТБОЕЕ ПВДХНЩЧБАФ ЧУЕ ЧБТЙБОФЩ УЧПЕЗП РПЧЕДЕОЙС Й ЙИ РПУМЕДУФЧЙС. б ЬНПГЙПОБМШОЩЕ РЕТЕЦЙЧБОЙС ЮБУФП НБУЛЙТХАФ ХУЙМЕООЩНЙ РПРЩФЛБНЙ ТБГЙПОБМШОПЗП ЙУФПМЛПЧБОЙС УПВЩФЙК.

рТПЕЛГЙС - РПДУПЪОБФЕМШОПЕ РТЙРЙУЩЧБОЙЕ УПВУФЧЕООЩИ ЛБЮЕУФЧ, ЮХЧУФЧ Й ЦЕМБОЙК ДТХЗПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. ьФПФ ЪБЭЙФОЩК НЕИБОЙЪН СЧМСЕФУС УМЕДУФЧЙЕН ЧЩФЕУОЕОЙС. вМБЗПДБТС ЧЩФЕУОЕОЙА ЧМЕЮЕОЙС РПДБЧМЕОЩ Й ЪБЗОБОЩ ЧОПЧШ ЧОХФТШ. оП ЪДЕУШ ПОЙ ОЕ РЕТЕУФБАФ ПЛБЪЩЧБФШ УЧПЕ ЧМЙСОЙЕ. ьФПФ ЧОХФТЕООЙК ЛПОЖМЙЛФ УПИТБОСЕФУС, Й ЪОБЮЙФ УХЭЕУФЧХЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ФПЗП, ЮФП ЬФПФ ЛПОЖМЙЛФ ЧЩТЧЕФУС ОБТХЦХ, ВХДЕФ "ПВОБТПДПЧБО". б ВЙФШ РП УЕВЕ, ДБЧЙФШ УЧПЙ ЦЕМБОЙС - ЬФП ФТХДОП Й ВПМШОП. ч ЬФПН УМХЮБЕ, ЧЩФЕУОЕООЩЕ Х УЕВС ЦЕМБОЙС РТПЕГЙТХАФУС ОБ ДТХЗПЗП. й ЙОДЙЧЙД, "ОЕ ЪБНЕЮБС" УЧПЙИ ЦЕМБОЙК, ЧЙДЙФ ЙИ Х ДТХЗЙИ, ЗПТСЮП ПУХЦДБЕФ Й ОЕЗПДХЕФ РП РПЧПДХ ЙИ ОБМЙЮЙС Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ. .

рТПЕЛГЙС МЕЗЮЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС МЕЗЮЕ ОБ ФПЗП, ЮШС УЙФХБГЙС УИПЦБ У РТПЕГЙТХАЭЙН. фБЛ, УПУЕДЛБ - УФБТБС ДЕЧБ ВХДЕФ ЗПТСЮП ПУХЦДБФШ ТБУРХЭЕООХА НПМПДЕЦШ (ПУПВЕООП ДЕЧХЫЕЛ) У ЕЕ УЕЛУХБМШОЩНЙ РТЙУФТБУФЙСНЙ (ЧЕДШ ПОБ УБНБ-ФП ЛБЛ ТБЪ ЬФПЗП-ФП Й МЙЫЕОБ, Б ЦЕМБОЙС Й УФТБУФЙ ЗДЕ-ФП Ч ЗМХВЙОЕ ДХЫЕ ВТПДСФ). оП ЕЭЕ ВПМЕЕ ЗПТСЮП ПОБ ПУХДЙФ УЧПА ЦЕ "РПДТХЦЛХ РП МБЧПЮЛЕ", ФБЛХА ЦЕ ПДЙОПЛХА, ЛБЛ Й ПОБ УБНБ: "нПМ-ДЕ, ИБТБЛФЕТ Х ОЕЕ ФБЛПК ХЦБУОЩК, ЮФП ОЙЛФП ЪБНХЦ ОЕ ЧЪСМ, ДБ Й РПДТХЗ Х ОЕЕ ОБУФПСЭЙИ ОЕФ, ЧПФ Й ЛХЛХЕФ ЧУА ЦЙЪОШ ПДОБ".

рП ФПНХ ЦЕ НЕИБОЙЪНХ РТПЕЛГЙЙ ЦЕОБ, ЛПФПТБС ОБ УБНПН ДЕМЕ ЧОХФТЕООЕ ЗПФПЧБ ЙЪНЕОЙФШ НХЦХ, ВХДЕФ ТЕЧОПЧБФШ ЕЗП Л ЛБЦДПК АВЛЕ. й УЛПТЕЕ ПВЯСЧЙФ НХЦБ ВБВОЙЛПН, ЮЕН РТЙЪОБЕФУС УБНПК УЕВЕ Ч УЧПЕН УЛТЩФПН ЦЕМБОЙЙ ЪБЙНЕФШ ТПНБО ОБ УФПТПОЕ. оЕ ДБТПН УБНЩЕ ЦХФЛЙЕ РПДПЪТЕЧБАЭЙЕ ЧУЕИ Й ЧУС УПВУФЧЕООЙЛЙ ЙНЕООП ЗХМСЭЙЕ ПУПВЩ.

юЕМПЧЕЛ, РПМШЪХАЭЙКУС ЪБЭЙФОЩН НЕИБОЙЪНПН РТПЕЛГЙС , ЮБУФП ХВЕЦДЕО Ч ЮХЦПК ОЕРПТСДПЮОПУФЙ, ИПФС УБН Ч ФБКОЕ УЛМПОЕО Л ЬФПНХ. йОПЗДБ ЦБМЕЕФ, ЮФП ОЕ ПВНБОЩЧБМ МАДЕК, ЛПЗДБ ВЩМБ ФБЛБС ЧПЪНПЦОПУФШ. уЛМПОЕО Л ЪБЧЙУФЙ, Л РПЙУЛХ ОЕЗБФЙЧОЩИ РТЙЮЙО ХУРЕИБ ЛПММЕЗ, ПЛТХЦБАЭЙИ. йНЕООП РТП ФБЛЙИ МАДЕК ЗПЧПТСФ: "ч ЮХЦПН ЗМБЪХ УПТЙОЛХ ЪБНЕЮБЕФ, Б Ч УЧПЕН Й ВТЕЧОБ ОЕ ЧЙДЙФ".

пФТЙГБОЙЕ - ЬФП РПРЩФЛБ ОЕ РТЙОЙНБФШ ЪБ ТЕБМШОПУФШ ОЕЦЕМБФЕМШОЩЕ ДМС УЕВС УПВЩФЙС. рТЙНЕЮБФЕМШОБ УРПУПВОПУФШ Ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ "РТПРХУЛБФШ" Ч УЧПЙИ ЧПУРПНЙОБОЙСИ ОЕРТЙСФОЩЕ РЕТЕЦЙФЩЕ УПВЩФЙС, ЪБНЕОСС ЙИ ЧЩНЩУМПН. лБЛ ЪБЭЙФОЩК НЕИБОЙЪН, ПФТЙГБОЙЕ УПУФПЙФ Ч ПФЧМЕЮЕОЙЙ ЧОЙНБОЙС ПФ ВПМЕЪОЕООЩИ ЙДЕК Й ЮХЧУФЧ, ОП ОЕ ДЕМБЕФ ЙИ БВУПМАФОП ОЕДПУФХРОЩНЙ ДМС УПЪОБОЙС.

фБЛ, НОПЗЙЕ МАДЙ ВПСФУС УЕТШЕЪОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. й УЛПТЕЕ ВХДХФ ПФТЙГБФШ ОБМЙЮЙЕ ДБЦЕ УБНЩИ РЕТЧЩИ СЧОЩИ УЙНРФПНПЧ, ЮЕН ПВТБФСФУС Л ЧТБЮХ. б РП УЕНХ ВПМЕЪОШ РТПЗТЕУУЙТХЕФ. ьФПФ ЦЕ ЪБЭЙФОЩК НЕИБОЙЪН УТБВБФЩЧБЕФ, ЛПЗДБ ЛФП-ОЙВХДШ ЙЪ УЕНЕКОПК РБТЩ "ОЕ ЧЙДЙФ", ПФТЙГБЕФ ЙНЕАЭЙЕУС РТПВМЕНЩ Ч УХРТХЦЕУЛПК ЦЙЪОЙ. й ФБЛПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ОЕ ТЕДЛП РТЙЧПДЙФ Л ТБЪТЩЧХ ПФОПЫЕОЙК.

юЕМПЧЕЛ, ЛПФПТЩК РТЙВЕЗОХМ Л ПФТЙГБОЙА, РТПУФП ЙЗОПТЙТХЕФ ВПМЕЪОЕООЩЕ ДМС ОЕЗП ТЕБМШОПУФЙ Й ДЕКУФЧХЕФ ФБЛ, УМПЧОП ПОЙ ОЕ УХЭЕУФЧХАФ. вХДХЮЙ ХЧЕТЕООЩН Ч УЧПЙИ ДПУФПЙОУФЧБИ, ПО РЩФБЕФУС РТЙЧМЕЮШ ЧОЙНБОЙЕ ПЛТХЦБАЭЙИ ЧУЕНЙ УРПУПВБНЙ Й УТЕДУФЧБНЙ. й РТЙ ЬФПН ЧЙДЙФ ФПМШЛП РПЪЙФЙЧОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л УЧПЕК РЕТУПОЕ. лТЙФЙЛБ Й ОЕРТЙСФЙЕ РТПУФП ЙЗОПТЙТХАФУС. оПЧЩЕ МАДЙ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ РПФЕОГЙБМШОЩЕ РПЛМПООЙЛЙ. й ЧППВЭЕ, УЮЙФБЕФ УЕВС ЮЕМПЧЕЛПН ВЕЪ РТПВМЕН, РПФПНХ ЮФП ПФТЙГБЕФ ОБМЙЮЙЕ ФТХДОПУФЕК /УМПЦОПУФЕК Ч УЧПЕК ЦЙЪОЙ. йНЕЕФ ЪБЧЩЫЕООХА УБНППГЕОЛХ.

йДЕОФЙЖЙЛБГЙС - ВЕУУПЪОБФЕМШОЩК РЕТЕОПУ ОБ УЕВС ЮХЧУФЧ Й ЛБЮЕУФЧ, РТЙУХЭЙИ ДТХЗПНХ ЮЕМПЧЕЛХ Й ОЕ ДПУФХРОЩИ, ОП ЦЕМБФЕМШОЩИ ДМС УЕВС. ьФПФ НЕИБОЙЪН РПНПЗБЕФ ХУЧПЕОЙА УПГЙБМШОЩИ ОПТН, Ч РПОЙНБОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ ЮЕМПЧЕЛПН, Ч УПРЕТЕЦЙЧБОЙЙ МАДШНЙ ДТХЗ ДТХЗХ. фБЛ, ЬФПФ НЕИБОЙЪН УТБВБФЩЧБЕФ, ЛПЗДБ РПДТПУФПЛ ЦЕМБЕФ РПИПДЙФШ ОБ ЧЩВТБООПЗП ЙН зЕТПС. рПУФХРЛЙ, ЮЕТФЩ ИБТБЛФЕТБ зЕТПС ПО ЙДЕОФЙЖЙГЙТХЕФ УП УЧПЙНЙ.

йЪЧЕУФОХА ТПМШ ЙЗТБЕФ ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙС Ч ьДЙРПЧПН ЛПНРМЕЛУЕ. нБМЕОШЛЙЕ ДЕФЙ РПУФЕРЕООП ЧЪТПУМЕАФ. б УБНЩЕ ОБЗМСДОЩЕ РТЙНЕТЩ ЧЪТПУМЩИ, У ЛПФПТЩИ НПЦОП УЛПРЙТПЧБФШ РПЧЕДЕОЙЕ, НБОЕТЩ Й Ф.Д. - ЬФП ВМЙЪЛЙЕ. фБЛ, ДЕЧПЮЛБ ВЕУУПЪОБФЕМШОП УФБТБЕФУС РПИПДЙФШ ОБ УЧПА НБФШ, Б НБМШЮЙЛ - ОБ УЧПЕЗП ПФГБ.


лБЛ ВЩМП ЪБНЕЮЕОП ТБОЕЕ, ЮЕМПЧЕЛ ЮБУФП РТЙНЕОСЕФ ОЕУЛПМШЛП ЪБЭЙФОЩИ УФТБФЕЗЙК ДМС ТБЪТЕЫЕОЙС ЛПОЖМЙЛФБ. оП УХЭЕУФЧХАФ РТЕДРПЮФЕОЙС ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ЪБЭЙФ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ РТПВМЕНЩ. оБРТЙНЕТ, ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП Л ЪБЭЙФОПНХ НЕИБОЙЪНХ РП ФЙРХ ПФТЙГБОЙЕ РТЙВЕЗБАФ, ЛПЗДБ ЪБФТБЗЙЧБАФУС МЙЮОЩЕ, УЕНЕКОЩЕ, ЙОФЙНОЩЕ РТПВМЕНЩ, ЙМЙ ЧПЪОЙЛБЕФ РТПВМЕНБ ПДЙОПЮЕУФЧБ. б ЧПФ Ч ТПДЙФЕМШУЛП - ДЕФУЛЙИ Й РБТФОЕТУЛЙИ ПФОПЫЕОЙСИ ЮБЭЕ ЙУРПМШЪХАФ УФТБФЕЗЙА РТПЕЛГЙЙ (ИПФС ЕЕ ЦЕ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ Й РТЙ ОБМЙЮЙЙ МЙЮОЩИ Й ЙОФЙНОЩИ ЛПОЖМЙЛФПЧ).

фБЛПЕ ТБЪДЕМЕОЙЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЪБЭЙФОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ ЮБЭЕ ЧУФТЕЮБЕФУС Х МАДЕК ЧПЪТБУФБ 20-35 МЕФ. ьФП НПЦОП ПВЯСУОЙФШ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН. ч ЬФПФ РЕТЙПД (20-35 МЕФ) РП ь. ьТЙЛУПОХ ЙДЕФ УФБОПЧМЕОЙЕ ЬЗП-ЙДЕОФЙЮОПУФЙ. нПМПДЩЕ МАДЙ РЕТЕИПДСФ ОБ УФБДЙА ТБЪЧЙФЙС, УПДЕТЦБОЙЕ ЛПФПТПК - РПЙУЛ УРХФОЙЛБ ЦЙЪОЙ, ЦЕМБОЙЕ ФЕУОПЗП УПФТХДОЙЮЕУФЧБ У ДТХЗЙНЙ, УФТЕНМЕОЙЕ Л ВМЙЪЛЙН ДТХЦЕУЛЙН УЧСЪСН У ЮМЕОБНЙ УЧПЕК УПГЙБМШОПК ЗТХРРЩ. нПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ ЗПФПЧ Л ВМЙЪПУФЙ, ПО УРПУПВЕО ПФДБФШ УЕВС УПФТХДОЙЮЕУФЧХ У ДТХЗЙНЙ Ч ЛПОЛТЕФОЩИ УПГЙБМШОЩИ ЗТХРРБИ Й ПВМБДБЕФ ДПУФБФПЮОПК ЬФЙЮЕУЛПК УЙМПК, ЮФПВЩ ФЧЕТДП РТЙДЕТЦЙЧБФШУС ФБЛПК ЗТХРРПЧПК РТЙОБДМЕЦОПУФЙ, ДБЦЕ ЕУМЙ ЬФП ФТЕВХЕФ ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ЦЕТФЧ ЛПНРТПНЙУУПЧ.

пРБУОПУФШ ЦЕ ЬФПК УФБДЙЙ РТЕДУФБЧМСЕФ ПДЙОПЮЕУФЧП, ЙЪВЕЗБОЙЕ ЛПОФБЛФПЧ, ФТЕВХАЭЙИ РПМОПК ВМЙЪПУФЙ. фБЛПЕ ОБТХЫЕОЙЕ, РП НОЕОЙА ь. ьТЙЛУПОБ, НПЦЕФ ЧЕУФЙ Л ПУФТЩН "РТПВМЕНБН ИБТБЛФЕТБ", Л РУЙИПРБФПМПЗЙЙ. еУМЙ РУЙИЙЮЕУЛЙК НПТБФПТЙК РТПДПМЦБЕФУС Й ОБ ЬФПК УФБДЙЙ, ФП ЧНЕУФП ЮХЧУФЧБ ВМЙЪПУФЙ ЧПЪОЙЛБЕФ УФТЕНМЕОЙЕ УПИТБОЙФШ ДЙУФБОГЙА, ОЕ РХУЛБФШ ОБ УЧПА "ФЕТТЙФПТЙА", Ч УЧПК ЧОХФТЕООЙК НЙТ. уХЭЕУФЧХЕФ ПРБУОПУФШ, ЮФП ЬФЙ УФТЕНМЕОЙС НПЗХФ РТЕЧТБФЙФШУС Ч МЙЮОПУФОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ - Ч ЮХЧУФЧП ЙЪПМСГЙЙ Й ПДЙОПЮЕУФЧБ. рТЕПДПМЕФШ ЬФЙ ОЕЗБФЙЧОЩЕ УФПТПОЩ ЙДЕОФЙЮОПУФЙ, ЛБЛ УЮЙФБЕФ ь. ьТЙЛУПО, РПНПЗБЕФ МАВПЧШ - ЪТЕМПЕ ЮХЧУФЧП, ЛПФПТПЕ ОЕ ДПМЦОП РПОЙНБФШУС ФПМШЛП ЛБЛ УЕЛУХБМШОПЕ ЧМЕЮЕОЙЕ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, ОБ ЬФПК УФБДЙЙ ТБЪЧЙФЙС РПЪЙФЙЧОПЕ ЮХЧУФЧП УХЭЕУФЧХЕФ Й РТПФЙЧПУФПЙФ ОЕЗБФЙЧОПНХ: ВМЙЪПУФШ РТПФЙЧ ПДЙОПЮЕУФЧБ - МАВПЧШ (ЙОФЙНОПУФШ) РТПФЙЧ ЪБНЛОХФПУФЙ, ЙЪПМСГЙЙ.

рТПВМЕНЩ РБТФОЕТУФЧБ, ПДЙОПЮЕУФЧБ, ВМЙЪПУФЙ - ПЮЕОШ ЪОБЮЙНЩ Ч ЬФПН ЧПЪТБУФЕ. ьФЙ РТПВМЕНЩ ОБИПДСФУС Ч УПУФПСОЙЙ ТЕЫЕОЙС, ПУНЩУМЙЧБОЙС, РПОЙНБОЙС. юБУФП РЕТЧБС ЪБЭЙФОБС ТЕБЛГЙС РУЙИЙЛЙ ОБ ПУФТХА ОЕТБЪТЕЫЕООХА РТПВМЕНХ - ЬНПГЙПОБМШОПЕ ПФТЙГБОЙЕ РТПВМЕНЩ. йНЕООП РПЬФПНХ ФТЕЧПЦБЭХА УЙФХБГЙА ЮЕМПЧЕЛ РТЕДРПЮЙФБЕФ ЛБЛ ВЩ "ОЕ ЧЙДЕФШ" (НЕИБОЙЪН ПФТЙГБОЙЕ ), ЙМЙ РТЙОЙНБЕФ "ПВПТПОЙФЕМШОХА" РПЪЙГЙА - "ФБЛБС РТПВМЕНБ Х ОЙИ, Б ОЕ Х НЕОС" (НЕИБОЙЪН РТПЕЛГЙС ).


рТПДПМЦЕОЙЕ УМЕДХЕФ...


ФЕМ. 8-926-2694119

мЙФЕТБФХТБ.

  1. вБУУЙО ж.ч. рТПВМЕНЩ ВЕУУПЪОБФЕМШОПЗП. - н., 1968.
  2. лЙТЫВБХН ь., еТЕНЕЕЧБ б. рУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС ЪБЭЙФБ. - н.: "уНЩУМ", 2000.
  3. лТБФЛЙК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК УМПЧБТШ // тЕД. б.ч. рЕФТПЧУЛПЗП, н.з. сТПЫЕЧУЛПЗП. - тПУФПЧ-ОБ-дПОХ: "жЕОЙЛУ", 1999.
  4. уБНПУПЪОБООЙЕ Й ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ МЙЮОПУФЙ // иТЕУФПНБФЙС РП УПГЙБМШОПК РУЙИПМПЗЙЙ МЙЮОПУФЙ // тЕД. д.с.тБКЗПДУЛЙК. - уБНБТБ: "вБИТБИ-н", 2000.
  5. фБТФ з. нЕИБОЙЪНЩ ЪБЭЙФЩ. // уБНПУПЪОБООЙЕ Й ЪБЭЙФОЩЕ НЕИБОЙЪНЩ МЙЮОПУФЙ // иТЕУФПНБФЙС РП УПГЙБМШОПК РУЙИПМПЗЙЙ МЙЮОПУФЙ // тЕД. д.с.тБКЗПДУЛЙК. - уБНБТБ: "вБИТБИ-н", 2000.
  6. жТЕКД ъ.: ЦЙЪОШ, ТБВПФБ, ОБУМЕДЙЕ // ьОГЙЛМПРЕДЙС ЗМХВЙООПК РУЙИПМПЗЙЙ // тЕД. б.н. вПЛПЧЙЛПЧБ. 1998, фПН 1. MGM - Interna, н.: ъбп нз нЕОЕДЦНЕОФ, 1998.
  7. ьТЙЛУПО ь. йДЕОФЙЮОПУФШ: АОПУФШ, ЛТЙЪЙУ. н., 1996.

Если простыми словами, то гнев – это , причём эмоция негативная, разрушительная, которая разрушительно воздействует как на того, на кого непосредственно гнев направлен, так и на того, кто является его источником, то есть кто гневается (испытывает состояние гнева).

Мы рассмотрим и эзотерическое определение гнева (на уровне информации – какую программу эмоция гнева в себе несёт), и общечеловеческое понимание эмоции гнева.

Эзотерическое определение – что такое Гнев

Гнев – это программа частичного разрушения. Основная ошибка человека, который испытывает гнев – это неконтролируемость своих эмоций, его слабость – в неумении управлять собой и своими эмоциями.

Гнев – это тёмная разрушительная энергия, которая убивает в человеке , радость и веру, угнетает душу (даёт страдания). Гнев как негативная эмоция, заменяется на позитивное качество (способность) – (спокойствие и рассчитанная реакция на любую внешнюю или внутреннюю провокацию).

Эмоция гнева всегда сказывается на здоровье, разрушает физическое тело и приводит к соответствующим заболеваниям. Гнев разрушительно воздействует на печень, кишечник, желудок, суставы и нервную систему.

Почему именно частичного разрушения? Потому-что гнев, это эмоция не всегда проявленная внешне на 100%, её человек может пытаться сдерживать в себе, подавлять. Но проблема в том, что человек не убирает гнев полностью. Почему? Потому что не умеет, не обучен, не знает на что заменить или элементарно оправдывает, т.д. (причин может быть несколько). В идеале таких эмоций как гнев – у достойного позитивного человека вообще быть не должно.

Программа полного разрушения – это .

Как избавиться от Гнева

1. Осознать, что гнев – это плохо, что это , которое разрушает человека, его внутренний мир и делает его слабым, уязвимым. Когда человека, например легко вывести из себя, тогда, враги или не доброжелатели начинают это использовать против него, манипулировать.

2. Перестать его оправдывать, что якобы, гнев – это естественная реакция и проявление нормальных человеческих эмоций, что ты ещё жив и т.д. Это маразм! Основной показатель, что ты человек, а не животное – ты умеешь управлять собой, своими эмоциями, мыслями, словами, поведением. Самообладание – показатель силы, цивилизованности, духовного уровня, успешности и т.д.

3. Понять, на что менять гнев – на самообладание. Самообладание – начинается с самоконтроля. Об этом – отдельная статья!

Удачи, надеюсь мы помогли вам с определением и пониманием сути!

Что такое гнев?

Что такое гнев и откуда столько агрессии? Как обуздать свой гнев и научиться снимать напряжение?

Гнев - проблемная эмоция

Человек, заказавший в кафе сэндвич, пришел в ярость, когда ему показалось, что ждать приходится слишком долго. Он ворвался в служебное помещение и угрожая работнику, толкнул его и ударил по лицу. Затем он схватил свой сэндвич и вышел из кафе.

Все мы время от времени сердимся. В конечном счете, гнев наряду с радостью, тревогой, грустью и страхом - лишь одно из проявлений наших эмоций.

Гнев, который человек контролирует и выражает приемлемым образом, может послужить на благо. Например, он играет положительную роль, когда усиливает нашу решимость преодолеть какую-то проблему или трудность.

Но, как показывает вышеупомянутый случай, существует и обратная сторона медали. Некоторые люди выходят из себя быстрее и чаще, чем другие.

И раздражаются они намного сильнее. Когда что-то их провоцирует, их агрессия может выплескиваться словесно или выражаться в применении насилия.

Получается, что не они управляют своим гневом, а он управляет ими.

Необузданный гнев опасен, поэтому его считают «проблемной эмоцией».

Безудержный гнев приносит вред не только самому человеку, но и всем окружающим. Иногда даже незначительные проблемы могут вызвать вспышку
агрессии и привести к печальным последствиям. Вот некоторые примеры.

Человеку, который шёл со своими друзьями по оживленной улице, выстрелили в шею за то, что его приятель задел сумкой другого пешехода.

19-летний молодой человек избил до смерти 11-месячного ребёнка своей невесты. Этот человек играл в жестокие видео игры и разозлился, когда ребёнок
дотронулся до пульта, отчего игра была проиграна.

Похожие сообщения со всего мира показывают, что всё большему числу людей становится труднее сдерживать свой гнев. Почему это происходит?

Откуда столько агрессии?

Причины агрессии и гнева могут быть самыми разными. Даже учёные признают, что как явление гнев ещё не так хорошо изучен. Но все специалисты в области психического здоровья сходятся во мнении, что людям свойственно реагировать на так называемые провоцирующие факторы.

Провоцирующие факторы - это то, что расстраивает или раздражает человека.

Часто все начинается с ощущения несправедливости, когда мы чувствуем, что нас обидели, оскорбили или унизили. Возмущение может вспыхнуть и тогда, когда нам кажется, что наш авторитет или репутация ставятся под сомнение.

Провоцировать гнев могут разные факторы, которые обуславливаются возрастом, полом и даже культурными особенностями. К тому же на одни и те же
вещи каждый из нас реагирует по-своему. Кто-то редко раздражается и быстро прощает обиду, а кто-то легко выходит из себя и не может забыть случившегося несколько дней, недель, месяцев или дольше.

В общем-то вся наша жизнь состоит из потенциальных раздражителей. Кроме того, люди становятся всё более чувствительными. Почему?

Одна причина кроется в бездумном отношении к другим и эгоизме, которые стали отличительными чертами нашего времени.

В Библии предсказывалось, что люди «в последние дни… будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными… своенравными,
гордецами» (2 Тимофею 3:1-5). Как же точно эти слова отражают настрой в современном обществе!

Эгоистичные люди нередко теряют самообладание, когда не всё получается так, как они хотят. Есть и другие причины, почему люди всё чаще испытывают гнев. Рассмотрим некоторые из них.

Пример родителей

В детские и юношеские годы пример родителей сильно влияет на развитие личности ребёнка. Психолог Харри Миллз объясняет: «С самого раннего
возраста люди учатся выражать гнев, подражая образцу поведения окружающих».

Если ребёнок воспитывается в атмосфере постоянных ссор и конфликтов - там, где страсти разгораются даже по пустякам,- он привыкает проявлять негодование, сталкиваясь с трудностями жизни.

Такого ребёнка можно сравнить с растением, которое поливают затхлой водой. Оно может расти, но его развитие нарушится, а это повлечет за собой необратимые изменения.

Подобным образом и гнев влияет на ребёнка. Детям, которые воспитывались в доме, где было принято выплескивать эмоции, впоследствии будет трудно
контролировать свой гнев.

Скученность населения

В 1800 году в городах жило около 3 процентов мирового населения. В 2008 году эта цифра увеличилась до 50 процентов, а к 2050 году, по некоторым оценкам, составит 70 процентов. По мере того как всё больше людей переезжают в крупные, густонаселенные города, агрессивность и разочарованность жизнью становятся повсеместным явлением.

Взять, к примеру, Мехико - один из самых больших городов планеты, в котором 18 миллионов человек и 6 миллионов автомобилей. Пробки на дорогах -
постоянный источник раздражения для горожан. Как выразился один журналист, Мехико «вполне можно назвать столицей с самым высоким уровнем стресса. Движение на дорогах столь интенсивное, что нервы людей накаляются до предела».

Скученность населения ведёт и к другим проблемам, вызывающим стресс: загрязнению воздуха, повышенному уровню шума, нехватке жилья, межнациональным конфликтам и росту преступности. Всё это приводит к тому, что люди, испытывая постоянное напряжение, легче раздражаются и теряют
самообладание.

Проблемы в экономике

Спад мировой экономики породил всеобщую тревогу и беспокойство. Согласно отчету за 2010 год, предоставленному Международным валютным фондом и
Международной организацией труда (МОТ), «во всём мире насчитывается более 210 миллионов безработных». У большинства этих людей нет никаких социальных гарантий.

Те, у кого есть работа, чувствуют себя не намного лучше. По данным МОТ, связанный с работой стресс превратился в «глобальную эпидемию».

Консультант по вопросам менеджмента Лорн Кертис из провинции Онтарио (Канада) поясняет: «Люди боятся потерять работу, поэтому опасаются худшего.
Они склонны защищаться и спорить с начальством и коллегами по работе».

Предубеждения и несправедливость

Представьте свои ощущения, если бы вам пришлось участвовать в состязании по ходьбе, и вы вдруг обнаружили, что у вас одного из всех участников ноги закованы в кандалы. Миллионы людей чувствуют то же самое, сталкиваясь с расовыми и другими предубеждениями. В них растёт негодование, когда они, в отличие от других, не могут получить работу, образование, жильё или что-то ещё необходимое для жизни.

Несправедливость в других областях может также сокрушать дух и причинять душевную боль. Вероятно, большинство из нас так или иначе сталкивались с
несправедливостью.

Около трёх тысяч лет назад мудрый царь Соломон сказал: «Я… увидел слёзы угнетённых, а утешителя у них не было» (Экклезиаст 4:1). Когда несправедливость процветает и неоткуда ждать утешения, в человеческом сердце зреет возмущение и гнев.

Индустрия развлечений

Было проведено свыше тысячи исследований с целью определить, какое воздействие на детей оказывает насилие, которое они видят по телевизору или в
других источниках информации. Джеймс Стейер, основатель компании «Медиа здравого смысла», говорит: «Поколение, которое изо дня в день видит грубое, реалистичное насилие, вырастает более терпимым к агрессии, более жестоким и менее сострадательным» (Common Sense Media).

Конечно, бо́льшая часть детей и подростков, которые видят сцены насилия по телевизору, не становятся отъявленными преступниками. Однако индустрия
развлечений часто представляет злость и раздражение как приемлемую реакцию на неприятности. Так появилось новое поколение людей, равнодушных к насилию.

Влияние злых духов

Библия открывает, что за злобой и гневом часто стоят невидимые силы. Дело в том, что в начале человеческой истории одно духовное создание восстало против Всемогущего Бога. Этого злого духа называют Сатаной, что на еврейском языке означает «противник» или «враг» (Бытие 3:1-13). Позднее Сатана побудил некоторых ангелов присоединиться к нему в мятеже.

Эти непокорные ангелы, которые теперь известны как демоны, или злые духи, сброшены в пределы земли (Откровение 12:9, 10, 12). К тому же они «в сильном гневе», зная, что им остаётся немного времени. И хотя мы не можем видеть злых духов, мы ощущаем их пагубное влияние. Каким образом?

Сатана и демоны пользуются человеческими слабостями, побуждая к «вражде, раздорам, ревности, вспышкам гнева, ссорам, разделениям… кутежам и тому подобному» (Галатам 5:19-21).

Не поддавайтесь искушению

Если принять во внимание, с какими проблемами и беспокойствами сталкиваются сегодня люди, можно понять, почему они нередко раздражаются в
повседневной жизни.

Искушение рассердиться и «выпустить пар» подчас бывает велико, но поддаваться ему опасно!

У вас могут быть серьёзные проблемы, если вы…

Даёте выход гневу, стоя в очереди в магазине;
нередко спорите с сотрудниками по работе;
часто не можете заснуть, прокручивая в голове неприятности прожитого дня;
с трудом прощаете тех, кто вас обидел;
часто теряете контроль над своими эмоциями;
после вспышек гнева обычно чувствуете сожаление и стыд.

Некоторая статистика

Ассоциация психического здоровья (Англия, Лондон) опубликовала отчёт под названием «Точка кипения: разрушительный гнев и как с ним совладать»
(Boiling Point-Problem Anger and What We Can Do About It). В нём содержится важная статистика:

84% людей чувствуют на работе больший стресс, чем пять лет назад.

65% офисных работников становятся свидетелями приступов гнева на рабочем месте или же они происходят у них самих.

45% опрошенных периодически теряют самообладание на работе.

До 60% всех случаев отсутствия на работе вызваны стрессом.

33% британцев отказываются разговаривать со своими соседями.

64% опрошенных согласны или совершенно согласны с тем, что люди в целом стали более агрессивны.

32% людей говорят, что у них есть близкий друг или член семьи, которому трудно сдерживать свой гнев.

Обуздывайте свой гнев

Более 2000 лет назад греческий философ Аристотель использовал термин «катарсис» для описания очищения или освобождения от психологического
напряжения, возникшего при просмотре театральной трагедии или драмы.

Идея заключалась в том, чтобы человек избавился от напряжения и получил
эмоциональную разрядку.

В начале прошлого столетия австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд придерживался подобного взгляда. Он утверждал, что подавление в себе
негативных эмоций приводит к нервно-психическим расстройствам, например истерии. Таким образом, Фрейд считал, что лучше выплескивать свой гнев, а
не сдерживать его.

Позднее, в 70-е и 80-е годы XX века, учёные, проверявшие теорию катарсиса, не нашли ей подтверждения. Эти исследования побудили психолога Кэрол Таврис написать: «Пришло время пустить пулю в сердце теории катарсиса, покончив с ней раз и навсегда. Мнение о том, что, наблюдая насилие (или совершая его), можно избавиться от враждебности, фактически не имеет под собой оснований».

Другой психолог Гари Хэнкинс отметил: «Как показывают исследования, выплескивая весь свой гнев в согласии с катартическим методом, вы чувствуете
не облегчение, а ещё большее напряжение».

Эксперты в области психического здоровья могут так и не сойтись во мнениях в вопросе о катарсисе. В то же время многие люди почерпнули немало полезного для себя из Библии - кладезя непревзойдённой мудрости.

«Оставь гнев»

Мысль о том, как сдерживать гнев, поэтически высказал псалмопевец Давид. В Библии записаны его слова: «Оставь гнев и отвергни ярость, не раздражайся, чтобы не сделать зла» (Псалом 37:8).

Чтобы не говорить и не делать того, о чём вы позднее будете сожалеть, лучше вообще не раздражаться. Конечно, легче сказать, чем сделать. Но это всё-таки возможно! Давайте рассмотрим три способа, как можно обуздывать свой гнев.

Уменьшите силу гнева

Чтобы охладить свой пыл, остановитесь и попробуйте расслабиться. Старайтесь не говорить то, что первым приходит на ум.

Если чувствуете, что вас захлестывают эмоции и вы вот-вот потеряете контроль над собой, последуйте библейскому совету: «Начало ссоры - всё равно что прорыв воды. Уйди прежде, чем она разразится» (Притчи 17:14).

Именно это помогло мужчине по имени Джек научиться укрощать свой строптивый характер. Его отец часто пил и впадал в ярость. Со временем Джек стал таким же вспыльчивым. Он делится: «Когда я злился, во мне все закипало. Я ругался и распускал руки».

Однако все изменилось после того, как Джек начал изучать Библию со Свидетелями Иеговы. Он понял, что с помощью Бога можно научиться владеть
собой. И это ему удалось! Джек рассказывает, что он чувствовал, когда сотрудник по работе оскорбил его: «Я чуть не задохнулся от гнева. Мне так и хотелось схватить его и со всей силы ударить».

Что же помогло Джеку сдержаться? Он объясняет: «Я молился: „Иегова, пожалуйста, помоги мне успокоиться!“ Тогда впервые в жизни я ощутил мир и
спокойствие. Я повернулся и просто ушёл».

Джек продолжал изучать Библию, много молился и размышлял над такими стихами, как Притчи 26:20: «Где нет дров, огонь гаснет». В конце концов он
научился укрощать свой гнев.

Учитесь снимать напряжение

«Спокойное сердце - жизнь для тела» (Притчи 14:30). Применение этой библейской истины помогает улучшить эмоциональное, физическое и духовное
здоровье. Для начала освойте несколько простых способов снятия напряжения. Следующие советы эффективны в борьбе с гневом и стрессом:

Глубокое дыхание - один из лучших и самых быстрых способов, помогающих справиться с гневом.

● Глубоко дыша, повторяйте какое-нибудь слово или фразу типа «успокойся», «не обращай внимания», «не принимай близко к сердцу».

● Займитесь чем-нибудь приятным и умиротворяющим: почитайте, послушайте музыку, поработайте в саду.

● Регулярно занимайтесь физкультурой и питайтесь здоровой пищей.

Умерьте свои ожидания

Вы не можете совсем избежать того, что провоцирует гнев, но можете контролировать свою реакцию. Для этого нужно изменить мышление.

Люди с завышенными требованиями обычно чаще выходят из себя. Почему?

Дело в том, что, когда кто-то или что-то не соответствует их высоким стандартам, это незамедлительно вызывает разочарование и гнев.

Чтобы бороться с максимализмом, стоит помнить: «Нет праведного, ни одного… Все отклонились от пути, все» (Римлянам 3:10, 12).

Таким образом, если мы ожидаем совершенства от себя или других, мы обречены на большие переживания.

Было бы благоразумно не ожидать чересчур многого от себя и других. В Библии говорится: «Мы все часто оступаемся. Если кто-то не оступается в слове, то он человек совершенный» (Иакова 3:2).

Как сказано в Экклезиасте 7:20, «нет на земле праведного человека, который бы делал только добро и не грешил».

Поэтому, если мы пытаемся быть теми, кем на самом деле не являемся,- совершенными людьми, мы часто будем испытывать недовольство и гнев.

Все мы несовершенны и время от времени сердимся. Но выплёскивать свои отрицательные эмоции или нет, зависит от нас. Апостол Павел предостерегал
христиан: «Гневаясь, не согрешайте; да не зайдёт солнце, пока вы раздражены» (Эфесянам 4:26).

Итак, обуздывая гнев, можно выражать чувства в положительном ключе, а это принесёт пользу как вам самим, так и окружающим.

Жизнь самый дивный дар

Мы любим Ваши ЛАЙКИ!

14.04.2015

«Говорят, что гневливый человек напоминает спичку: у нее, как известно, головка есть, а мозги отсутствуют, и поэтому она быстро вспыхивает», напоминает известный психотерапевт Гириш Патель, автор тренинга «Понимание и преодоление гнева». Тренинг- семинар на эту тему, состоявшийся в мае 2010 года на базе санатория-профилактория Казанского моторостроительного объединения и продолжавшийся во время 2-часовой прогулки на теплоходе по Волге, помог его участникам, жителям столицы Татарстана, ответить на следующие важные вопросы:

— действительно ли мы можем решить проблемы, возникающие в нашей жизни, не испытывая при этом гнева?

— почему, даже понимая, что – это плохо, мы все-таки продолжаем гневаться?

Как нам окончательно победить эту слабость?

Возможно, те мысли, которые звучали во время диалога с казанцами, помогут и вам сохранять самообладание и жизнерадостность даже в самых сложных случаях.

Первый шаг

ГНЕВ: ЗА или ПРОТИВ?

Во-первых, поймите, что гнев – это всегда плохо. «Праведный гнев », «справедливый гнев» и тому подобное – все это не более чем красивые слова, которыми мы пытаемся оправдать собственное бессилие перед своими недостатками. Помните: даже если демонстрация гнева принесла вам желаемые результаты, они недолговечны и дорого вам обойдутся.

Мне часто говорят, что гнев полезен для здоровья. При этом обычно ссылаются на то, что подавление эмоций может вызвать много заболеваний, включая даже рак. Люди, придерживающиеся этой точки зрения, правы лишь частично. Действительно, подавлять эмоции – это нехорошо для нашего психического и физического здоровья. Но и гнев как метод «выпустить пар», «провентилировать свои эмоции» тоже неэффективен! Данные научных исследований свидетельствуют об обратном: каждый эпизод гнева делает вас все более гневливым человеком, укрепляет ваше враждебное отношение к другим людям. В конечном счете, гнев превращается для вас в привычную реакцию на любой мало-мальски серьезный раздражитель.

– это эмоция, ведущая к психологическому параличу. В случае физического паралича человек не может управлять своими конечностями, и точно так же из-за гнева мы утрачиваем способность управлять своим интеллектом. Можно сказать, что гнев – это временное помешательство. Потеря самоконтроля, неестественно громкий голос, выпученные глаза, хаотичные движения конечностей, агрессивность- разве не те же признаки мы наблюдаем в поведении буйно помешанного? И самое главное сходство: охваченный гневом человек, подобно человеку безумному, пребывает во власти иллюзии, принимает нереальное за реальность.

Наконец, гнев чрезвычайно пагубно сказывается на нашем физическом здоровье, нанося непоправимый ущерб мышечной, иммунной, пищеварительной и другим системам нашего организма, нарушая работу сердца, сосудов и головного мозга.

Мы не можем освободиться от гнева до тех пор, пока не сказали себе определенно: «Да, гнев – это плохо. Он мне вредит». Не оправдывайте гнев, приводя для этого такие формулы- заклинания: «полностью избавиться от гнева невозможно» или «гневаться – это необходимо».

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Наше поведение представляет собой спектр: на одном конце – подавление своих эмоций , на другом- агрессивное поведение. Самый лучший вариант- золотая середина. Это так называемое ассертивное (спокойное, уверенное) поведение. Не нужно подавлять гнев, и злиться тоже не нужно. Делитесь с другими людьми своими мыслями и чувствами, открыто говорите им о том, что вас не устраивает, сохраняя при этом внутреннюю стабильность. Ассертивность – единственный из трех вариантов поведения, который обеспечит вам хорошее психическое и физическое здоровье.

Участникам своих семинаров я часто предлагаю выполнить такое упражнение: разбиться на пары и попробовать разозлиться на своего партнера. У них это никогда не получается. Напротив, они воспринимают это упражнение как забаву, способ сломать лед и наладить с партнером дружеские отношения. Почему? Потому что у них нет повода для гнева. Гнев не бывает без причины. Поэтому второй шаг на нашем пути состоит в том, чтобы выявить типичные причины, чаще всего вызывающие у нас гнев, и устранить их.

Выяснение того, что же именно вызывает вспышки гнева в вашем конкретном случае, потребует от вас индивидуальной работы над собой, интровертности и самонаблюдения. Ни один тренинг не даст вам готовых рецептов. Мы, однако, приведем здесь насколько типичных причин гнева и схем по их преодолению. Возможно, вы найдете в этом списке и вашу причину, или, по крайней мере, вам станет яснее, как эту индивидуальную причину выявить.

Причина №1 . Наши исследования показывают, что в 30% случаев мы гневаемся, если поведение других людей не отвечает нашим желаниям. Это ущемляет наше эго, и мы раздражаемся. Если это так, вам помогут несколько полезных советов. Преодоление этой причины гнев (равно как и большинства других причин) возможно, если вы внятным, спокойным языком объясните самому себе, почему вам следует измениться. В нашем тренинге мы называем такое объяснение «нахождением логики ». Наш интеллект понимает язык логики . Если вы сможете убедить себя, вы сможете эту причину преодолеть.

Решение 1. Вот один пример такой логики. Объясните себе: возможно, своими грубыми словами вы добились от человека исполнения вашего желания. Слова могут скоро забыться, но те чувства, которые вы у этого человека вызвали, он будет помнить всегда. Возможно, вы потом извинитесь, но ведь слово- не воробей, вылетит- не поймаешь. Всего один эпизод гнева – и все то хорошее, что вы делали для другого человека, долгие годы, будет взорвано, как атомной бомбой. Готов ли я на такое соотношение «цена- качество»?

Решение 2. Другой пример. Поймите: никто не может разозлить вас без вашего на то согласия. Вы говорите: «Этот человек поступил неправильно, и поэтому я разгневался». Получается, что вами управляет поведение другого человека! А разве вам нравится, если вами манипулируют другие? Если не нравится, то почему вы это допускаете? Заявите себе: «Я хочу быть хозяином своего настроения»!

Решение 3. Если другой человек ведет себя не так, как вам хочется, скажите себе: «А почему, собственно, он должен делать так, как хочу я? Ведь он или она –это отдельная, самостоятельная личность, у которой есть право вести себя так, как она считает нужным. Даже если человек на 50% ведет себя так, как я от него ожидаю, мне стоит радоваться этой удаче».

Решение 4. Часто говорят, что весь мир- театр, а мы в нем актеры. Если в спектакле или фильме все персонажи положительные, такой спектакль или фильм, скорее всего, будет скучным. Интерес вызывает интрига, борьба, преодоление. И в спектакле жизни это вещи тоже необходимы.

Решение 5. «Все должно идти так, как я хочу, и никак иначе». Это инфантилизм. Возможно, когда вы были ребенком, родители исполняли все ваши требования. Но ведь супруг (супруга), начальник, коллеги, соседи по лестничной клетке – это не ваши родители, и вы не их ребенок! Прибегнув к такой логике, вы можете справиться со своим негативным отношением.

ПРИЧИНА №2 . Еще одна типичная причина гнева: стремление контролировать других, управлять ими. Мы склонны думать, что когда мы гневаемся, наши дети лучше учатся, а подчиненные лучше работают.

Решение. На самом деле это не так. Гнев родителя никогда не был хорошим стимулом для учебы. Чтобы убедиться в этом, вспомните свои собственные детские годы. Над вечно раздраженным боссом рано или поздно начинают подсмеиваться. Вы зашли в офис- ваши подчиненные работают; вы повернулись к ним спиной- они строят вам рожи.

ПРИЧИНА №3 . «Я нетерпим к любой лжи, к неправде. Я гневаюсь, если другие врут».

Решение. Опять же поймите логику: если вы будете принимать другого таким, каков он есть, у него не будет необходимости вам врать. Если вы терпимы, он будет откровенен с вами, не станет скрывать свои ошибки. Ваш гнев идет в разрез с вашим же желанием! Вы хотите, чтобы ваши дети и подчиненные говорили вам правду. Но поскольку вы гневаетесь , вы вызываете у них страх. И поскольку они бояться вас, увеличиваются шансы того, что они будут вам врать.

ПРИЧИНА №4 . «Меня просто бесит несправедливость!»

Решение. Конечно, с несправедливостью мириться нельзя, но ведь гнев не восстанавливает справедливость. Мотивация и гнев — это не одно и то же. Да, вы можете испытывать сильнейшую мотивацию к тому, чтобы искоренить несправедливость. Вы можете организовать целое общественное движение для борьбы с этой самой несправедливостью. Но наилучших результатов вы добьетесь лишь при условии, что сохраните внутреннюю устойчивость и спокойствие.

ПРИЧИНА 5 . Есть причины более глубокого психологического свойства. Допустим, в ходе дискуссии вы видите, что ваш оппонент берет вверх, а вы проигрываете. В такие моменты вы склонны разгневаться и оборвать разговор, чтобы не потерпеть окончательного поражения.

Решение. Возможно, прервав разговор сегодня, вы извлекли из этого определенную тактическую выгоду, скрыв свою некомпетентность. Но стратегически бывает гораздо полезнее признать сегодняшнее поражение, чтобы затем серьезно поработать над своей аргументацией и победить в следующей дискуссии. Иначе вы привыкаете в любых ситуациях пользоваться этим оружием – обрывать разговор, а это нехорошо и к тому же не всегда возможно.

ПРИЧИНА №6 . Иногда мы гневаемся, чтобы скрыть свою слабость. Почему часто теряют самообладание хронически больные или пожилые люди? Они думают: я старый, слабый, меня игнорируют, я никому не нужен…

Решение. Попробуйте объяснить другим людям свои чувства, не стесняясь этого. Важно, чтобы другие начали лучше понимать вас. Тогда они будут более готовы к сотрудничеству. Кроме того, стоит задуматься над своим комплексом неполноценности и повысить самооценку. Почаще напоминайте себе о своей уникальности, о своих сильных сторонах; составьте их список на листе бумаги и время от времени заглядывайте в него.

ПРИЧИНА №7 . Иногда причины гнева носят исключительно физический характер, например, вы голодны или не выспались.

Решение. Лучше всего, если мы едим понемногу, но часто (4-5 раз в день). Если вы чувствуете, что хронически недосыпаете и из-за этого раздражаетесь, может быть, стоит на какое-то время уменьшить работу и как следует отдохнуть, чтобы потом взяться за дело с новыми силами.

Третий шаг

ВРЕМЯ И МЫСЛИ

После выяснения причин вашего гнева и нахождения логики, используйте два главных сокровища: Время и Мысли.

У нас, в отличие от уже упоминавшейся спички, имеются мозги. Проблема в том, что в сложной ситуации нам не хватает времени, чтобы ими воспользоваться. Ведь даже для того, чтобы просто задать себе вопрос: «Разве если я разгневаюсь, будет лучше?», нам нужно какое-то время. Вся проблема с гневом – в том, что она не дает нам этого времени: стоит чему-то произойти – и ба-бах! Мы взрываемся. В этом случае может помочь простой совет: подождите, отложите вашу реакцию на сутки. Не можете на сутки- подождите хотя бы час, хотя бы одну минуту. Выпейте стакан воды, сделайте два-три глубоких вздоха и выдоха, и только после этого приступайте к решению проблемы. Если раздражение вызвало пришедшее к вам письмо не отвечайте на него в тот же день. Подождите до завтра.

На самом деле к гневу приводят не ситуации (нечто внешнее, от нас не зависящее), а наши собственные мысли. Никакая, даже самая возмутительная ситуация не вызовет у меня гнева до тех пор, пока я не начну о ней думать. А это значит, что победа над гневом всегда в наших и только в наших руках!

Гнев гораздо проще победить, если вы уловили его зарождение еще до того, как он проявился. В 99 случаях из ста мы замечаем наш гнев, когда уже перешли на крик, хлопнули дверью или разбили тарелку. Но в о время уже поздно что-либо исправлять. Вот почему так важно быть очень чутким к своему внутреннему состоянию. Как?

Мой совет: делайте вообще все, что делаете, осознанно. Скажем, вы просто гуляете, но даже это делайте осознанно: ощущайте, как движутся ваши руки и ноги, как вы дышите, что чувствуете. Вы принимаете душ, завтракаете, едете на работу… делайте все это осознанно. Эта практика поможет вам все время быть в контакте с вашими эмоциями. Вы заметите: да, сейчас может проявиться гнев. И тогда вам будет легко его предотвратить.

Очень полезны в этом отношении различные техники релаксации и медитации. По своему опыту могу сказать, что удивительно действенный способ поддерживать самообладание и контроль над собственными эмоциями – это медитация раджа- йоги по системе Брахма Кумарис, которую я практикую уже несколько десятилетий. Опыт врача и просто человека убеждает меня в том, что эта система медитации оказывает существенное оздоровляющее воздействие на организм, помогая справляться со стрессами и напряжением, и формируя позитивное отношение к жизни.

04.12.2011, 16:47
Юрий


Материалы по теме:

Самые благоприятные дни марта 2019 года

Самые благоприятные дни марта 2019 года Астрологический фон марта 2019 будет весьма пестрым, что позволит совершенно неожиданным образом воплотить в жизнь свои давние желания. Но...

Ченнелинг Матушки Матроны: «Что такое хорошо, и что такое плохо!»

Ченнелинг Матушки Матроны: "Что такое хорошо, и что такое плохо!" Возможно, многие помнят эти слова из стихотворения, когда - то учившие в школьной программе. Давайте...

Наталья Бехтерева о прививках

Наталья Бехтерева о прививках Хочу сказать глядя отсюда, на земные проблемы. Люди слепы, как и я была слепа когда-то, находясь в Bio-роботе. Поэтому я хочу...

Основные цели Правящей Элиты

Основные цели Правящей Элиты Каковы основные цели и методы, используемые НИП и Правящей Элитой в их стремлении осуществлять люциферианский Завет и установить Новый Мировой Порядок, ...

Взаимосвязь ощущений человека с действием, еще не совершенным

Взаимосвязь ощущений человека с действием, еще не совершенным Мир космический, является прародителем жизни человека, помогая ему в жизни, которую обретает физическая форма существования. }